Философское мировоззрение: структура, основные черты, специфика

Суть философского мировоззрения

По правде сказать, любого жителя планеты можно было бы назвать мыслителем (ведь каждый хоть раз задавался вопросом о том, в чем смысл жизни), если бы его рассуждения не оставались на уровне личного мнения о системе вещей.

Особенности философского мировоззрения – в том, что оно рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы. Ранее ученые исследовали отдельно мир как творение Бога и место людей в нем.

Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.

Еще важные особенности философского мировоззрения – в том, что они не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему, основанную на логике и доказательности. Это высший способ для человеческого сознания понять мир в полном единстве всех его проявлений и представить картину сущего со всеми его компонентами целиком.

Схематическая связь философии, религии, мифологии

В первобытном обществе мифология тесно взаимодействовала с религией. Мифология существует отдельно от религии как отдельная, относительно самостоятельная форма общественного сознания. Но на самых ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единство, то есть с точки зрения мировоззренческих конструкций мифология и религия не разделимы.

Мировоззренческие конструкции, интегрированные в систему культуры, приобретают характер доктрины. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формального регулирования и регламентации, порядка и сохранения нравов, обычаев, традиций. Посредством ритуалов религия культивирует такие человеческие чувства, как любовь, доброта, терпимость, сострадание, милосердие, долг, справедливость и т.д., и придает им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Религия (от латинского religio — благочестие, святость, объект культа) — это форма мировоззрения, которая делит мир на земной, естественный и чувственный мир и потусторонний, сверхъестественный мир.

Основная функция религии — помочь человеку выйти за пределы исторически изменчивых, преходящих, относительных аспектов его бытия и возвысить его до чего-то абсолютного и вечного. Говоря философским языком, религия призвана «ускорить» человека к трансцендентному. Отличительной чертой религии является особый характер мира и его смысловая роль. Основой религиозного мировоззрения является вера в существование того или иного вида сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей.

Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешним, социально значимым проявлением веры является культ, система установленных ритуалов и догм. Социально значимые идеи, чувства, поступки связаны с религией, как с мировоззрением в целом, с индивидуальной причастностью людей к своим идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством.

Религиозные убеждения нельзя вывести из чувств и переживаний отдельного человека. Они являются продуктом исторического развития общества. Существовало и существует множество разновидностей религиозных верований. Такие формы религии, как христианство, буддизм и ислам, считаются глобальными и имеют большое количество последователей в разных странах даже сегодня. Религия — это социально организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их обращения к «высшим силам», и поэтому она воплощает наиболее почитаемые ценности конкретного общества.

Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени наша литература сильно упрощала и вульгаризировала его оценку, трактуя его просто как систему «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем, религия — это специфическое явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Идеологическое содержание и социальные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим изменениям и реинтерпретации.

Исследования показывают, что фантастические религиозные представления о силах одушевленных, превосходящих человека, «природных» силах, отражают постоянное вторжение «чуждых» природных социальных процессов в жизнь людей, которые носят черты случайности, катастрофичности. Таинственные силы природы и истории (рок, судьба) представлялись как «высшие силы». Религия развивалась на основе осознания зависимости человека от таких неконтролируемых сил, как иллюзорная компенсация слабости общества перед ними. Идеи «высших сил» причудливо переплели начала добра и зла; демоническая и божественная стороны религии долгое время развивались параллельно. Следовательно, чувство страха и уважения верующих к высшим силам было сбито с толку. От кошмара злых духов верующие искали спасения, обращаясь к божественным силам.

Картина реальности

Глобальный образ мира или только представление о нем является его картиной. Каждой эпохе соответствует своя «иллюстрация» бытия, исходящая из познаний людей того времени. Чем меньше они знали об окружающей действительности, тем более крошечным было ее изображение.

Например, в свое время люди верили, что Земля держится на трех слонах, стоящих на черепахе. Это был их уровень познания мира.

Когда философы древности осознали такое понятие как Космос, они разделили ранее единый мир на окружающее их бытие и человека. При этом люди как носители многих черт, характерных Вселенной, получили обозначение «микрокосмос».

Развитие естествознания и получение новых фактов строения мира вновь изменили его картину. Особенно на это повлияли закон тяготения Ньютона и модель нашей вселенной Кеплера. Исходя из опыта прошлых столетий, можно понять, что специфика философского мировоззрения относительно строения бытия менялась с каждым новым научным открытием. Этот процесс продолжается и сегодня, что подтверждает учение древних мудрецов о том, что Космос, как и его познание, не имеет границ.

Факторы формирования мировоззрения

  • Обстановка в которой находится человек.
  • Особенности социума, в котором находится личность и условия его обитания.
  • Существующий в настоящее время государственный строй.
  • Особенности мировосприятия.

С точки зрения структуры мировоззрения, мировоззрение – это то, из чего оно состоит.

В основе мировоззрения лежит:

  • Опыт.
  • Идеи и предложения.
  • Принципы (точки зрения) и их реализации.
  • Убеждения.
  • Идеалы (цели).
  • Духовно-нравственные ценности.
  • Жизненные установки.

Мировоззрение формируется на всю жизнь, есть два пути формирования:

  • Стихийно-направленный – на основе обычного опыта, под воздействием окружающей жизни (решали проблему дракой – плохо, потому что дома и в классе за это ругали).
  • На основе рациональной деятельности, которая направлена в сторону понимания окружающего мира (“Сделано тобой к тебе же и вернется” — часть буддистской философии, к которому может прийти человек через свои наблюдения), так как происходит осознание.

Существует два уровня мировоззрения:

  1. Нечто обыденное или повседневное, формирующееся в обычной жизни. Влияние на него оказывает эмоциональная сторона, которая отвечает за чувственное восприятие мира. В качестве источников познания выступают эмоции и ощущения.
  2. Теоретическое или рациональное мировоззрение, которое складывается в результате осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороны. Источники — это рассудок и разум.

Также различают три функции мировоззрения:

  1. Познавательная. Складывается из нашего мировоззрения, которое мы получаем от других людей, и само дает нам знания.
  2. Ценностно-ориентированная. Формирование у человека жизненных ценностей.
  3. Практичная. Воздействие на человека.

В мировоззрении есть элементы:

  • Мироощущение. Оно складывается из наших эмоций и чувств. Наше восприятие мира.
  • Мировосприятие. В основе мировоззрения лежит мировосприятие, которое сложилось у человека, и то, как человек относится к миру.
  • Миропонимание – это результат полученного опыта и знаний. Как человек смотрит на мир, его взгляды.
  • Мироотношение – это мироощущение. В этом смысле это наше отношение к миру и система наших взглядов на какие-либо вопросы.
  • Менталитет – это мировоззрение, но не одного индивида, а группы людей (например, народа или этнической группы).

Особенности мировоззрения

Помимо того, что восприятие мира индивидуально и зависит от множества факторов, оно имеет отличительные признаки.

Связанность с убеждением

Любой человек в процессе жизни принимает определенные догмы, принципы. Стремление следовать своим убеждениям и достичь придуманного идеала отличает мировоззрение от простого изучения мира.

Зависимость от эмоций

Мировоззрение заставляет действовать так, чтобы получать необходимые эмоции. Источники хорошего настроения привлекают оптимистичных людей, в то время как люди, тянущиеся к страданиям и внутренним переживаниям, предпочтут более сложные и тяжелые пути.

Опора на знания

Чем больше индивидуум узнает о природе и протекающих в ней процессах, тем сильнее его мировоззрение зависит от науки. Изучение основ психологии также сильно меняет взаимодействие с другими людьми.

Активность или пассивность формирования

Под влиянием внешних факторов, телевидения и других легкодоступных источников информации человек подстраивается под окружающие условия, не пытаясь что-то изменить. Это называют пассивным (стихийным) мышлением. Поиск новых знаний, саморазвитие и пересмотр привычного образа жизни формирует осознанный, активный взгляд на себя и окружающий мир.
Рис. 3. Элементы мировоззрения

Изменчивость

Спорное и противоречивое свойство. Мировосприятие к моменту взросления человека, как правило, уже полностью сформировано. Но это не значит, что ощущение мира никогда не изменится. При смене круга общения, трудовой деятельности, изучении наук и других религий в мировоззрении иногда происходят весьма кардинальные перемены. Но убеждения, исходное воспитание и традиции могут накладывать отпечаток на мышление человека, независимо от окружающей среды.
Убеждения, идеалы и мышление могут формироваться под воздействием стихийных эмоций либо подкрепляться проверенными практическими знаниями и опытом. Чем больше человек неудовлетворен своим характером, уровнем образования и кругом общения, тем более гибким может стать его мировоззрение. Осознание, что некоторые взгляды на жизнь мешают развитию личности и больше не соответствуют окружающей действительности, способно повлиять на формирование мировосприятия.

Исторические типы мировоззрения

На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.

В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.

Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.

Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.

Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.

Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.

Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.

Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

– мир материален;

– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Философия, как основа мировоззрения

Мировоззрение, философия выступают категориями, параметрами оценивания личности. Анализируя их особенности, можно увидеть соотношение, различие между ними.

Мировосприятие по отношению к философской мысли является более емким понятием, в котором философия выступает составной частью, формой.

Если мирочувствование считать системным скоплением обобщенных житейских взглядов, то роль философии сводится к формированию личности на основании теоретических, интуитивных, логически доказуемых, научных выводов.

Человек даже если не догадывается о наличии у себя какого-либо мировоззрения, неграмотен, но философское восприятие мира все же есть у каждого, так как оно отвечает за личностное развитие.

Мирочувствование совершенствует духовную целостность индивидуума: обобщает научные достижения, религиозные взгляды, дает оценку смысла человеческого существования, ориентирует на эстетические ценности, олицетворяет нравственную жизнь социума.

Поскольку лидирующей целью мировосприятия является обобщение религиозных воззрений, достижений науки, то философия своими идеалистическим, материалистическим направлениями служит для него теоретическим ядром.

Многие жизненные диспуты решаются с помощью соотношения материи и духа. Отсюда начинается классификация воззрения на мир с идеалистической, материалистической, религиозной или атеистической сторон.

Философский материализм считает основой бытия материю, мозг – высокоорганизованной ее ипостасью, а сознание его свойством. В идеалистическом философском восприятии истинное бытие подчиняется воле, разуму, то есть духовному истоку.

Понять реализацию регулятивной, формообразующей функции можно только благодаря слиянию материальных и духовных начал. Человечество не способно в своих суждениях основываться только на логическое объяснение событий, явлений, поэтому античные мифы, духовные характеристики красочно дополняют целостность восприятия. Отсюда происходят типы мировоззрения в философии: мифологический, религиозный, философский.

Мифология, являющаяся отображением реальной жизни античности, помогает оценить процесс эволюции. Религия в качестве неиссякаемого источника силы положительно влияет на целостное восприятие мира. Философия имеет духовно-практическое значение, служит источником обогащения знаний.

Понятия мировоззрения и философии отличаются взаимно технологичностью, так как философская наука способна служить средством выражения мирочувствования, а также инструментом выражения. Анализ данных понятий отражает их феноменальные особенности.

Стадии развития философского мировоззрения

Все в этом мире проходит несколько этапов – от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;

  • теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
  • антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Иррационализм

Слишком длительное время человечество оценивало действительность с позиции отрицания роли осознанности в ее восприятии. Более 2000 лет люди приписывали все происходящие явления природы сверхъестественным силам, поэтому основными постулатами для них были вера, инстинкты, чувства и божественные откровения.

Даже сегодня существуют явления, которые люди не могут объяснить с позиции науки. К ним относится философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания таких сфер действительности как бессмертие, Бог, творчество и другие.

Ко всем непонятным элементам сущего нельзя применить научный подход или исследовать их. Иррационализм на самом деле прослеживается в действиях каждого человека, когда он прислушивается к своей интуиции или творит.

Типы философского мировоззрения

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.

Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

  • социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;
  • личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.

Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.

Форма познания мира

По мере того как росли и развивались цивилизации, им требовались не только новые концепции понимания действительности, но и познавательный аппарат для их осознания. Таким образом, появилась философия – форма познания законов природы и освоения проблем при формировании другого вида мышления.

Основной частью ее развития стало создание вторичного типа сознания в обществе. Уже устоявшиеся устои и догматы трудно разрушить, поэтому требовалось подвергнуть сомнениям все то, что наработали предыдущие поколения мыслителей и ученых.

Именно благодаря появлению людей с критическим сознанием постепенно исчезло философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания реальности разумом.

Основные принципы и законы деолектики как учения о всеобщей, унивирсальной связи и развития

Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии.

 Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.

Основными чертами принципа развития выступают:

системный характер изменений, означающий, что в процессе развития всегда происходит некоторое качественное изменение объекта;

необратимость как такая характеристика развития, которая фиксирует его процессуальность, комплекс взаимосвязанных изменений, приводящих к возникновению качественно новых возможностей;

направленность, которая характеризует тот факт, что развитие осуществляется в некотором направлении, по определенным законам.

Вариантами направленности развития выступают прогресс и регресс.

Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения объектов.

Существуют две концепции развития: диалектическая и метафизическая.

Необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную.

Диалектика объективная – это диалектика самого развивающегося мира.

Диалектика субъективная – это диалектическое мышление.

В истории философии сложились три основные формы диалектики:

античная диалектика, которая была «наивной и стихийной

немецкая идеалистическая диалектика, разработанная Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем.

материалистическая диалектика, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающих их упорядоченное изменение.

Основные законы диалектики:

закон единства и борьбы противоположностей;

закон перехода количества в качество;

закон отрицания отрицания.

Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого, общего процесса развития.

Понятие связи в диалектике обозначает отношения, при которых изменение одних объектов есть условие изменения других, причем, как правило, проявляется и обратное воздействие, влекущее за собой изменение первых объектов, так что имеют место взаимосвязь и взаимодействие.

Связь объекта с другими объектами может быть непосредственной и опосредствованной.

Взгляд на сущее

Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.

Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.

При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.

Например, человек, считающий, что все продавцы – воры, создает устойчивое мнение об этом и переносит его на свою картину мира в целом.

Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий