Государственный аудит и его основные цели

Становление и развитие аудита в России

Формальное звание аудитора в России было введено Петром I, который в Воинском уставе (1716) и в “Табели о рангах” к воинским чинам причислил и аудитора. Должность аудитора, по существу, совмещала некоторые обязанности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора.

После проведения в России военно-судебной реформы в 1867 г. должность аудитора была упразднена.

Как отмечает известный специалист в области аудита профессор Ю. А. Данилевский, попытки создать институт аудита в России предпринимались в 1889,1912 и 1928 гг., но по разным причинам оказывались безуспешными.

Новейшая история аудиторской деятельности в России (1987 — н. в.) может быть разделена на следующие этапы.

Первый этап (1987-1993). В 1987 г. была создана первая аудиторская организация — акционерное общество (далее — АО) “Инаудит”. Основными учредителями стали Министерство финансов СССР, Министерство внешней торговли СССР и Госбанк СССР. 1990—1993 гг. характеризуются “стихийным зарождением аудиторской деятельности”. Основной чертой первого этапа является массовое создание аудиторских организаций, в числе которых можно назвать “Мосаудит”, “Руфаудит”, “Ленаудит”, АО “Балтийский аудит” и др. Кроме того, на российский рынок пришли международные аудиторские компании.

Второй этап (1993—2001) можно характеризовать как период становления аудита в России. В 1993 г. Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 № 482 “Об утверждении нормативных документов но регулированию аудиторской деятельности” утверждало ряд документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России, на основании которых проводилась работа по лицензированию аудиторской деятельности, аттестации аудиторов. Создавались аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы. За период 1996—2000 гг. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 38 отечественных правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые практически составили методическую основу российского аудита.

Третий этап (2001-2008) начался с принятия Федерального закона от 07.08 2001 № 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности”. Принятие этого закона подтвердило окончательное становление аудита в Российской Федерации и позволило вести работу по пути интеграции отечественного аудита в международную аудиторскую систему. Были переработаны и утверждены Правительством РФ Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД).

30 декабря 2008 г. принят второй Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”№307-ФЗ. Можно сказать, что с принятием этого закона в России начался четвертый этап развития аудита, который характеризуется отменой лицензирования аудиторской деятельности и созданием саморегулируемых организаций аудиторов.

В 2010 г. началась разработка третьей версии Федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). До настоящего времени переработано, утверждено и принято девять новых стандартов.

Этапы развития аудита в мире

В становлении и развитии аудита выделяют несколько взаимосвязанных этапов.

1 этап (середина XIX в. — начало XX в.). Аудит, характерный данному этапу, принято называть подтверждающим аудитом — предполагал детальную (сплошную) проверку финансово-хозяйственной деятельности организации, правильности составления бухгалтерских документов, учетных регистров и финансовой отчетности. Широко использовался прием «альтернативного баланса».

Был введен:

  1. в Англии — в 1841–42 гг.;
  2. во Франции — в 1852–53 гг.;
  3. в США — в 1865 г.

2 этап (начало XX в. — середина XX в.). Системно-ориентированный аудит — Не сплошная (выборочная) проверка на основе предварительно проведенного анализа СВК и СБУ клиента с учетом требования существенности.

Преследует две взаимосвязанных цели — удешевление аудита и ускорение его проведения.

3 этап с начала (середина XX в. — настоящее время). Аудит, базирующийся на риске — выборочная проверка на основе концепции существенности с концентрацией аудиторской работы в областях (участках) учета с более высоким уровнем риска.

Регулируется стандартами аудита и нормами профессиональной этики.

Этот подход основывается на определении общей цели аудита, состоящей, во-первых, в получении разумной уверенности в том, что финансовая отчетность в целом не содержит существенных искажений, вызванных ошибкой или недобросовестными действиями. Это позволит аудитору выразить мнение о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с применяемыми принципами подготовки финансовой отчетности или нет. Во-вторых, основная цель аудита состоит в подготовке аудиторского заключения по финансовой отчетности и сообщении информации о результатах, полученных аудитором, руководству и/или представителям собственника аудируемого лица согласно требованиям МСА.

Таким образом, задача аудитора при проведении риск-ориентированного аудита — получить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Выполнение этой задачи включает в себя три основных этапа:

  • оценку рисков существенных искажений в финансовой отчетности;
  • разработку и последовательное выполнение аудиторских процедур, которые позволят сократить риски существенных искажений финансовой отчетности до приемлемо низкого уровня;
  • выпуск надлежащим образом сформулированного аудиторского заключения, основанного на результатах аудита.

Цели и задачи аудита

Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах. При этом определяется: все ли активы и пассивы отражены в отчете; все ли документы использованы в отчете; насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации. Отчет о финансовых результатах аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.

Аудитор должен проверить: полноту выполнения решений собственников организации об изменении объема уставного капитала; тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса; полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженностей.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

  • общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации);
  • обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных в ней сумм);
  • законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат организации);
  • оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);
  • классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана);
  • разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);
  • аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);
  • раскрытие (все ли категории информации занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним).

Список литературы

  1. Алексеева И.В. Стратегический аудит национальных проектов социально-экономического развития. Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет, 2009. 237 с.
  2. Бондаренко Е.И. К вопросу о соотношении понятий “внутренний финансовый контроль”, “внешний финансовый контроль”, “аудит”. Челябинск: Два комсомольца, 2011. 304 с.
  3. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2002. 181 с.
  4. Гусева Н.М. Тенденции развития государственного финансового контроля на современном этапе. Опыт развитых стран. URL: http://www.gosbook.ru/node/55310.
  5. Двуреченских В.А., Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А. Основы государственного аудита. М.: Финансовый контроль, 2004. 289 с.
  6. Зур А.О. Роль научно-исследовательских центров в США и тенденции их развития. URL: http://defense-network.livejournal.com/106382.html.
  7. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. 195 с.
  8. Рябухин С.Н. Аудит эффективности: Учебник. М.: АТИСО. 2009. 610 с.
  9. Рябухин С.Н., Климантов С.Б. Аудит эффективности государственного сектора экономики. М.: Триада Лтд, 2006. С. 34.
  10. Степашин С.В., Пискунов А.А. Роль и перспективы информационных технологий в развитии нефинансового аудита, проводимого внешними контрольными органами Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2009. N 1. С. 3.
  11. Степашин С.В. Счетной палате несколько тысяч верст не крюк – приедет и проверит. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1553332.
  12. Степашин С.В. Новые задачи – новые способы решения // Российский экономический журнал. 2001. N 10. С. 69 – 72.
  13. Суйц В.П., Смирнова Л.Р., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. М.: ИНФРА-М, 2005. 556 с.
  14. Точка отсчета: интервью Сергея Степашина. URL: http://www.rg.ru/2013/04/10/tochka.html.
  15. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М.Б. Романовского. М.: ЮРАЙТ-М, 2001. 543 с.
  16. Фадейкина Н.В., Мельник М.В., Ядыкина Е.Ю. Международные стандарты высших органов финансового контроля и практика их применения. Новосибирск: САФБД, 2012. 154 с.
  17. Чечеткин В.Д. О деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации в условиях финансового кризиса // Экономические науки. 2009. N 6. С. 30 – 36.
  18. Чечеткин В.Д. Государственный аудит как функция управления бюджетными и социально-экономическими процессами в регионе. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/economy-411/accounting-and-auditing-411/10973-411-0313.
  19. Mark Katharine, Pfeiffer R. John. Monitoring and Evaluation in the United States Government – An Overview. Independent Evaluation Group. World Bank Group. Washington. DC, 2011.
  20. Robinson Marc. Public Sector Performance Budgeting: Linking Funding to Results. IMF. Washington. DC, 2007.

М.Н.Толчинская

Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры аудита, экономического анализа

и статистики

Дагестанский государственный университет

Махачкала, Российская Федерация

Л.А.Ахмедова

Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры аудита, экономического анализа

и статистики

Дагестанский государственный университет

Махачкала, Российская Федерация

История возникновения и развития аудита

Аудитор — (от лат. auditor — слушатель, ученик, выслушивающий).

В семинариях и в светских учебных заведениях Европы аудиторами называли учеников, назначенных учителем, для выслушивания уроков своих товарищей. В Германии так звали молодых специалистов, присутствовавших при производстве судебных дел, но не имевших права голоса. Во Франции во времена Второй Империи аудиторы присутствовали на заседаниях Госсовета с целью подготовки из них чиновников высокого ранга. В ряде государств аудиторами называли заседателей судов, но чаще всего аудиторами были лица, занимавшие военно-судебные должности.

Аудиторы в современном понимании этого слова впервые появились в Великобритании в 13–14 вв. Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное — «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохранялись функции лица, организующего и ведущего счета бухгалтерского учета, а на второго возлагались функции независимого контролера, проверяющего счета. К середине 19 века слово «аудитор» окончательно утратило свое первоначальное значение. И с тех пор аудиторами называют независимых специалистов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Основными причинами появления аудита являются:

1. Разделение интересов собственников имущества и лиц, управляющих этим имуществом.

2. Появление акционерных обществ, бирж, экономические кризисы, банкротства акционерных обществ зачастую вызванные не экономическими предпосылками, а недобросовестными действиями управляющих этими обществами.

Вышеназванные причины привели к тому, что не только собственникам, но и самому обществу требовалась достоверная информация о финансовом и имущественном положении, о величине прибыли и убытка, о движении денежных средств акционерных обществ.

В 1844 г. в Англии был принят закон «Об акционерных компаниях», предусматривавший необходимость составления и представления ежегодного отчета (проверенного и подтвержденного специальным человеком — независимым аудитором) правлением акционерного общества акционерам.

Аудиторское дело в США возникло под непосредственным влиянием британской практики аудита, предусматривающей детальное исследование данных баланса организаций. В 1877 г. была образована американская ассоциация аудиторов. В 1896 г. законодательным органом штата Нью-Йорк был принят законопроект, регулирующий аудиторскую деятельность. В 1917 г. с целью стандартизации процедур аудита разрабатываются «Утвержденные методы по подготовке данных балансового отчета», а в 1934 г. был опубликован документ «Проверка финансовых отчетов независимыми аудиторами». В нем были рекомендованы к применению позднее повсеместно используемые процедуры аудита: изучение инвентарной ведомости, подтверждение дебиторов по расчетам и т. п. В этом же году была принята серия законов «О ценных бумагах», «Биржевых операциях», в соответствии, с которыми акционерные общества, зарегистрированные на фондовой бирже, должны были публиковать свои годовые отчеты, заверенные независимой аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода.

В Германии первые шаги по введению аудита были предприняты в 1870 г., когда дополнение к закону «Об акционерных обществах» обязало Наблюдательные Советы этих обществ проводить проверку баланса, «Отчета о прибылях и убытках» и докладывать о результатах этих проверок на общем собрании акционеров.

Сегодня аудиторскую деятельность осуществляют индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, а также транснациональные аудиторские компании, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах мира (Pricewaterhouse Coopers, Deloitte and Touch, Ernst & Young, KPMG).

Этика аудитора

Для достижения профессиональных целей аудитор обязан со­блюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов, ко­торые установлены Кодексом профессиональной этики аудиторов России.

Основными из них являются следующие:

  • аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей бух­галтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг (клиента);
  • оказывая любые профессиональные услуги, аудитор обязан объ­ективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные фак­ты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности его сужде­ний и заключений;
  • аудитор обязан отказываться от оказания профессиональных ус­луг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от предприятия клиента и его должностных лиц во всех отношениях;
  • аудитор обязан воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату;
  • аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную инфор­мацию о делах клиентов, полученную при оказании профессио­нальных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношении ни­ми;
  • рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он стремится не обнадеживать клиента в том, что его реко­мендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что ответственность за со­ставление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте;
  • аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение при­оритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потому несовместимой с оказанием профессиональных аудиторских услуг.

показать содержание

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий