Императивный метод правового регулирования – это что такое?

Метод государственно-властных предписаний

Основным в финансово-правовом регулировании считается метод государственно-властных предписаний, позволяющий обеспечить абстрактные публичные интересы в принудительном порядке. По-другому прием называется императивным, когда решение вопроса осуществляется волей одной стороны.

Структура государственно-властных предписаний, используемая в финансовом праве, имеет две формы проявления.

  1. Государственная власть дает предписания в законах, подзаконных актах. Стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, строго следуют им. Пример: правоотношения по уплате налогов и сборов, по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика в банке не предполагают властных предписаний налоговых органов или усмотрений с их стороны. Уполномоченный государством на сбор налоговых поступлений и пополнение казны орган, и налогоплательщик одинаково подчиняются исключительно воле законодателя, выраженной в конкретном юридическом акте.
  2. Одна сторона правоотношений дает властные предписания через управленческие решения. Контрагент следует им. Пример: в соответствии с Бюджетным кодексом РФ глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств регионального бюджета изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы. Распорядители финансов обязаны следовать этому предписанию, чтобы не сорвать планы по выполнению стоящих перед ними задач.

Соотношение форм проявления властного подхода применительно к различным подотраслям и институтам права различно. Проявления властности, как сущности метода финансово-правового регулирования, служат его характеристиками. 

  1. Преобладание позитивных обязываний. В гражданском праве преобладают дозволения, в уголовном — запреты, характерная черта финансового права — обязывание. Это означает, что противоположный государственному аппарату или муниципальному образованию участник правоотношений всегда наделяется, прежде всего, обязанностью и некоторыми правами для законной, эффективной реализации этой обязанности.
  2. Императивный характер. Все субъекты финансового права выполняют обязанности в строгом соответствии с законами и подзаконными актами, а их права вторичны и производны от обязанностей. Пример: налогоплательщик не имеет права перевести свою обязанность по уплате налога на другое лицо, договориться с налоговым органом о снижении налоговой ставки, изменении мер финансовой ответственности. Уполномоченная давать властные предписания налоговая инспекция также не обладает свободой воли, следуя четким государственным требованиям к подобного рода предписаниям.
  3. Конформистский принцип. В финансовые правоотношения субъекты вступают не по собственной воле или инициативе, а под влиянием норм соответствующих законных актов. При наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения финансового правоотношения, субъект финансового права обязан вступить в это правоотношение. Для сравнения: участник гражданского права при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения гражданских правоотношений, волен выбирать, вступать ему в правоотношение или нет. Исключения: налогоплательщики могут в некоторых случаях самостоятельно инициировать такие отношения, обращаясь в инспекции за предоставлением рассрочек, отсрочек обязательных платежей.
  4. Юридическое неравенство субъектов. В финансовом правоотношении участники реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство и уполномоченные организации реализуют свои компетенции, наделяющие их властными полномочиями. Компетенция юридических и физических лиц по содержанию подчинена реализации компетенции властной стороны. 

Императивный метод: пример

Достаточно четко реализуется данный способ воздействия на активность субъектов в бюджетной сфере. Преимущественное использование этого механизма обуславливается спецификой финансовых отношений. В ходе формирования бюджетного плана государство или субъект страны во многих случаях вынуждены изымать принудительно и безвозвратно денежные средства у кого-либо. Так как средства забираются у владельцев вне зависимости от их воли, без какой-нибудь компенсации за это, то никакой иной метод, кроме императивного, в такой ситуации работать не будет. Принудительное изъятие средств плательщика в пользу регионального бюджета можно реализовать только силой.

Метод гражданского процессуального права

Данный метод включает распорядительное и властное начало. Эти два начала плотно взаимодействуют друг с другом. В чем проявляется это взаимодействие?

  1. Гражданское процессуальное право регулирует правовое положение всех единиц отношений. Если рассматривать гражданский процесс, то всей полнотой власти наделяется только суд. Все же остальные участники находятся в подчинении власти или же в юридическом равенстве и автономии.
  2. Гражданское процессуальное право регулирует характер юридических фактов. Диспозитивный фактор проявляет себя в том, что любое изменение происходит только по воле заинтересованного лица. Властное же начало заключается в заинтересованности лица, придерживающегося требований, которые прописаны в законе. Примером служит следующее: если человек собирается подавать иск, то он должен сделать все по закону. Исковое заявление должно быть составлено по всем правилам, заинтересованное лицо должно предоставить ряд документов.
  3. Гражданское процессуальное право регулирует характер, а также содержание всех возможных прав или отношений, которые возникают между субъектами. Как и в предыдущем случае можно сказать, что только суд имеет самые важные полномочия. Все же остальные участники вправе распоряжаться своими правами, но обычно это происходит под контролем судебных органов. Также все права участников можно охарактеризовать состязательностью. Все права процессуально равны.
  4. Если нарушаются права граждан, то обычно применяют ряд санкций. К таким санкциям относят штраф, принудительный привод. Отмену любого судебного постановления может произвести только инстанция, стоящая выше суда.

А вот как происходит процедура возмещение морального вреда в гражданском праве, подробно указано в данной статье.

На видео-Основы ГПП:

Регулирования ГП

Что понимают под методом регулирования гражданского права? Под ним можно понимать все возможные методики, которые способны взаимодействовать на отношения внутри общества. Выделяют 2 метода регулирования:

  • децентрализованное регулирование;
  • диспозитивное регулирование.

Регулирование, осуществляемое децентрализовано, состоит в том, что все отношения в обществе поддаются регулировке не только актами, которые были созданы государством. Также регулировка происходит при помощи каких-либо соглашений и односторонних сделок, которые были приняты в общественном порядке. Все участники вправе регулировать свои отношения, но происходить это должно только в пределах закона. Получается, что каждая единица общества может сама регулировать свои отношения. Если же какие-то нормы и правила были нарушены, а граждане не собираются больше их придерживаться, то можно обратиться к помощи государства. Суд поможет урегулировать отношения, не выходя за рамки закона.

Диспозитивный метод регулирования

Данный метод больше других характерен для гражданского метода. Практически все гражданские и правовые нормы носят диспозитивный характер. О чем это говорит? Это значит, что две стороны могут заключить соглашение, согласно которому будет исключаться использование диспозитивной нормы.

Все субъекты обладают диспозитивной функцией. Субъекты имеют полное право вступать в гражданские отношения, наделяя себя обязанностями и правами, они могут распоряжаться ими как угодно, то есть на свое усмотрение. Что побуждает человека вступать в такие правовые отношения? Обычно такой силой служит интерес человека. Все права в той или иной мере позволяет удовлетворять потребности человека. Другими словами человек способен сам себя наделить определенными правами, а не государство. В результате он сможет с их помощью решить массу своих проблем.

Предмет правового регулирования

Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т.е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Теоретические основания

Для получения более полной информации о том, что собой представляет какая-либо категория права, следует обратиться к фундаментальной дисциплине, содержащей ответы на подобного рода вопросы. Юриспруденция, раскрывая суть основополагающих понятий, характеризующих регулирование любой сферы социальных отношений, опирается на предмет и метод. Оба этих понятия призваны отделять одну отрасль права от другой.

Для понимания того, что собой представляет императивный метод регулирования, следует рассмотреть различные способы и средства, позволяющие реализовать его предписания.

Еще по теме Диспозитивный метод правового регулирования:

  1. § 3. ДИСПОЗИТИВНОСТЬ КАК ЧЕРТА ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО МЕТОДА

Управлять обществом во все времена было непростой задачей. Ведь социум является целостной структурой, состоящей из большого количества людей, каждый из которых является индивидуальностью. При этом управление может основываться совершенно на разных методах, способах и принципах. К примеру, такой регулятор общественных отношений, как религия, строил свою силу на догматических нормах святых писаний. Однако он совершенно неэффективен в условиях развивающегося общества, потому что действие распространяется исключительно на верующих людей.

Но эффективный отношений все же был найден. Таковым на сегодняшний день является право. Оно представляет собой совокупность определенных правил поведения, наделенных официальным характером. Свое действие право распространяет через такие конструкции, как нормы. При этом последние элементы не являются однообразными. Существует два вида правовых и диспозитивные. Они выходят из двух основных методов юридического регулирования. Последний вид, диспозитивный, имеет множество особенностей. Он проявляется в нормах многих юридических отраслей на сегодняшний день.

Литература

  1. Петрухин И.Л. Публичность и диспозитивность в уголовном процессе // Российская юстиция. 1999. N 3. С. 24; Сидоренко Э.Л., Карабут М.А. Частные начала в уголовном праве. СПб., 2007. С. 23; Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 589.
  2. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. N 1. С. 206 – 207; Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2009. С. 216.
  3. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006. С. 38.
  4. Дигесты Юстиниана. Д. 1.1., 1.2 / Перевод с латинского. М., 2004. Т. 1.
  5. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. N 2. С. 59.
  6. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. N 2. С. 59.
  7. Кавелин К.Д. Что есть гражданское право и где его пределы? // Избранные произведения по гражданскому праву. М., 2003. С. 40 – 42, 157.
  8. Пикуров Н.И. Уголовное право в системе межотраслевых связей. Волгоград, 1998. С. 32.
  9. Кропачев Н.М. Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. СПб., 1999. С. 175 – 176.
  10. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006. С. 41.
  11. Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб., 2004. С. 212 и др.
  12. Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N 144-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 13.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 5.
  14. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. N 2.
  15. Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 22.
  16. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 года N 4-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. N 2 – 3.
  17. Основания отмены и изменения судебных решений по уголовным делам: Сборник определений и постановлений / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2007. С. 445 – 447 и др.
  18. Кропачев Н.М. Уголовно-правовое регулирование: механизм и система. СПб., 1999. С. 173 – 174.
  19. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М., 1995. С. 46 – 47.
  20. Пикуров Н.И. Уголовное право в системе межотраслевых связей. Волгоград, 1998. С. 52.
  21. Если здесь согласование прав и обязанностей происходит между самими участниками правоотношения, то при наличии иммунитетов согласование прав и обязанностей сторон правоотношения осуществляется с лицами, не вовлеченными в уголовно-правовой конфликт. А потому в первом случае имеет место оправданная диспозитивность, а во втором – неоправданное нарушение императивности уголовно-правового регулирования.
  22. Сумачев А.В. Диспозитивность в уголовном праве: теоретико-прикладной аспект: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 10 – 11.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли.

В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

1) диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;

2) императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;

3) рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;

4) поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Однако и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий