Инцидент – это неблагоприятное происшествие. Расследование ситуации

Классификация инцидентов

Аномалии, с которыми сталкиваются предприятия можно классифицировать по следующим признакам:

  • Тип информационной угрозы;
  • Уровень тяжести инцидентов для работы организации;
  • Преднамеренность появления угрозы безопасности данных;
  • Вероятность возникновения повторного “заражения” программного обеспечения;
  • Нарушенные политики ИБ;
  • Уровень системы организационных структур, обеспечивающих работу и развитие информационного пространства;
  • Трудности обнаружения;
  • Сложность устранения выявленной угрозы, которая может нарушить сохранность ценных данных компании.

Инциденты могут быть как умышленными, так и непреднамеренными

Если обратить внимание на первый вид инцидента, то он может быть спровоцирован разными средствами, техическим взломом или намеренным инсайдом. Оценить масштабы влияния на безопасность и последствия атаки крайне сложно

Утечки информации в виде баз данных на чёрном рынке оцениваются в миллионах рублей.

Существует категорирование инцидентов, позволяющее прописать их в политике безопасности и предотвращать их уже по первым признакам:

1. Несанкционированный доступ. Сюда стоит отнести попытки злоумышленников беспрепятственно войти в систему. Яркими примерами нарушения можно назвать поиск и извлечение различных внутренних документов, файлов, в которых содержатся пароли, а также атаки переполнения буфера, направленные на получение нелегитимного доступа к сети.

2. Угроза или разглашение конфиденциальной информации. Для этого нужно получить доступ к актуальному списку конфиденциальных данных.

3. Превышение полномочий определенными лицами. Речь идет о несанкционированном доступе работников к определенным ресурсам или офисным помещениям.

4. Кибератака, влекущая к угрозе безопасности. Если отмечается поражение вредоносным ПО большого количества ПК компании – то это не простая случайность

Во время проведения расследования важно определить источники заражения, а также причины данного события в сети организации.

Ошибка № 6 — Порча доказательств

Частая ошибка — пытаться расследовать инцидент, не имея необходимой квалификации. Бывает, что при попытке снятия образов диска неправильно проводят эту операцию и затирают диск с доказательствами. Иногда мы находим ключевой узел, через который развивалась атака, и узнаем, что владельцы переустановили систему, удалив тем самым критически важные для расследования артефакты. В каких-то случаях при снятии дампа памяти нельзя выключать компьютер, иначе информация будет уничтожена. При этом в SIEM не всегда есть все необходимые данные. И раскрутить цепочку дальше, не имея исторических копий, зачастую невозможно. Поэтому должен быть строгий план по корректному обращению с атакованными узлами, самый главный пункт которого — все подобные изменения с начала расследования согласовывать с профильными специалистами. Экспертный центр PT Expert Security Center в подобных экстренных ситуациях старается оперативно подключаться к расследованию, зачастую даже до заключения каких-либо официальных договоренностей.

Классификация ЧС в зависимости от масштаба

Все чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабу:

  1. ЧС локального масштаба – пострадавших не более 10 человек, зона поражённой территории не превышает пределов одного объекта.
  2. ЧС муниципального масштаба – пострадавших не более 50 человек, зона поражённой территории находится в пределах муниципального образования.
  3. ЧС территориального масштаба – пострадавших не более 500 человек в пределах одного субъекта РФ.
  4. ЧС регионального масштаба – количество пострадавших не превышает 500 человек, опасность возникает в пределах 2-х субъектов РФ.
  5. ЧС федерального масштаба – пострадало более 500 человек, опасность присутствует в пределах нескольких субъектов РФ.
  6. ЧС трансграничного масштаба характеризуется охватом не только территории России, но и касается иностранного государства. Кроме того, данная классификация подразумевает ЧС, возникающие на территории зарубежного государства, но коснувшиеся РФ.

Установленные средства защиты

Существует немало компаний, где уже установлены те или иные средства защиты. Однако их наличие не всегда означает, что реальная защита существует.

«Недопустимы ситуации, когда заказчик отключает отдельные функции установленных средств защиты», — считает Константин Сапронов («Лаборатория Касперского»). Он упомянул случай, когда заказчик выключил логирование по событию, которое было необходимо для проведения расследования. «Они создавали слишком много логов» — так разъяснил клиент свои действия.

«Необходимо разбираться в назначении установленных средств защиты и иметь план по реагированию в случае инцидентов. В нём должно быть указано, кому и куда звонить, какие данные брать и что делать с ними. Это помогает сохранить нужные данные и предоставить их команде, которая будет отрабатывать инцидент».

Руслан Ложкин («Абсолют Банк») имеет следующее мнение: «Можно собирать логи (сетевые события, серверы, данные о срабатывании антивируса, файрвола и других средств защиты) и хранить их до 90 суток. По всей видимости, этого будет достаточно, чтобы обеспечить нужной информацией нужную реакцию на инциденты».

С точки зрения расследователей, отметил Денис Гойденко (Positive Technologies), «первое, что необходимо, — это DNS-логирование. Оно позволяет узнать, какие внешние коммуникации осуществлялись с корпоративным ресурсом, где был обнаружен алерт. Второе — контроль доступа. Третье — возможности централизованного запуска средств защиты, например скриптов. Последняя возможность больше всего не нравится администраторам, но её отсутствие сильно затрудняет задачу по быстрому реагированию на инцидент».

Возможные инциденты и аварийные ситуации, способы их предупреждения и устранения

Наличие аппаратов, работающих при вакууме и высоких температурах, содержащих большое количество продуктов в газообразном и парообразном состоянии, создаёт при аварии опасность загазованности территории с последующим взрывом, загоранием или отравлением обслуживающего персонала.

Основными факторами, способными привести к аварии являются:

— отступление от норм установленного технологического режима эксплуатации;

— разгерметизация фланцев трубопроводов или аппаратов с нефтепродуктами;

— утечки в результате пропуска торцевых уплотнений насосов с нефтепродуктами;

— загазованность помещений насосных и наружной территории установки;

— неисправность средств сигнализации и блокировки технологических процессов;

— прекращение подачи сырья, электроэнергии, водяного пара, оборотной воды, воздуха КИП, технологического воздуха;

— несоблюдение инструкции по технике промышленной безопасности и противопожарных норм.

Характер возможных инцидентов, возникающих при ведении технологических процессов, способы их предупреждения и устранения, нарушения технологического режима, которые могут привести к аварии и несчастным случаям, а также перечень минимальных средств контроля и регулирования, при отказе которых производится аварийная остановка установки, приведены в таблице 7.2.1 п. 1.2.

Причина аварийной ситуации установки является нарушение в снабжении сырьём, паром, водой, электроэнергией, воздухом КИП и технологическим воздухом, а также нарушением герметичности оборудования, создающими опасность для дальнейшей эксплуатации.

При возникновении аварийной ситуации технологический персонал должен немедленно принять соответствующие меры и сообщение о случившемся руководству завода. В случаях аварии, технологический персонал установки действует согласно «Плану локализации аварийных ситуаций».

Причины аварийной ситуации приведены в таблице 7.2.1 п. 3.

Источник

Состав комиссии

При расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности — объяснения от пострадавшего (статья 229.2 ТК РФ).

Согласно части 3 Положения, состав комиссии (включающий председателя комиссии и членов комиссии) по расследованию несчастного случая должен состоять из нечетного числа членов. Из кого именно должны состоять комиссии в зависимости от вида несчастного случая — в таблице ниже.

Ранее установленный состав комиссии может меняться: для этого руководитель организации, в которой работает один из членов комиссии или её председатель, должен уведомить об этом работодателя о замене в письменном виде и направить другого сотрудника взамен выбывшего. Это возможно в следующих случаях:

  • уклонения без уважительных причин от участия в работе комиссии при подтверждении надлежащего информирования члена комиссии о работе комиссии;
  • невозможности исполнять свои обязанности по причине болезни (иного повреждения здоровья) либо смерти;
  • по причине увольнения (освобождения от занимаемой должности) члена комиссии или председателя комиссии.

Изменение состава комиссии сопровождается отдельным приказом.

Когда назначается административное расследование ДТП?

В действующем законодательстве отсутствует точное указание ситуаций, в которых необходимо проводить административное расследование аварии. Обычно оно выполняется в следующих ситуациях:

  • причинён вред здоровью одному из участников дорожно-транспортного происшествия;
  • виновник аварии покинул место ДТП;
  • водители не могут прийти к единому мнению о причинах случившегося.

Порядок проведения административного расследования зависит от типа происшествия. По факту небольшой аварии сотрудник ГИБДД на месте подготовит протокол о правонарушении и привлечет виновника к административной ответственности. Если возникла спорная ситуация, нередко проводят экспертизу. Обычно сторонних специалистов привлекают, если имуществу нанесены сильные повреждения.

Если присутствуют пострадавшие среди пассажиров или пешеходов, на место аварии прибудет судмедэксперт. Его вызовет сотрудник ГИБДД. Специалист осмотрит пострадавших и выявит степень нанесения вреда. От его степени зависит порядок дальнейшего расследования. Если нанесены легкие и средние повреждения, виновника происшествия привлекут к административной ответственности. Тяжкие травмы или гибель человека чреваты уголовной ответственностью. Вынесенное решение можно обжаловать. На это дают 10 дней.

Если имеют место быть потерпевшие с тяжелыми телесными повреждениями или погибшие, расследование проводится в соответствии с нормами УК РФ. Оно не признается административным. Наказание устанавливает ст. 264 УК РФ.

Если авария несерьёзная, процедуру регламентирует КоАП РФ. Применяются административные меры. Нормативно-правовые акты определяют правила проведения мероприятия в зависимости от особенностей произошедшего. Наказание вменят по ст. 12.24 КоАП РФ.

Однако не всегда нанесение травм средней степени тяжести предполагает привлечение к административной ответственности

Во внимание принимают сопутствующие обстоятельства. Лицу вменят наказание в соответствии с нормами УК РФ, если имели место быть следующие факторы:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • одновременный наезд на нескольких пешеходов;
  • езда за рулем без прав.

Когда присутствуют смягчающие обстоятельства, лицо привлекут к административной ответственности. Так, если человек избежал более серьезной аварии или ранее не нарушал ПДД, наказание будет менее суровым.

Административное расследование ДТП не выполняется, если использован европротокол. Его применяют в соответствии с положениями статьи 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”. Использование европротокола допустимо, если выполняются следующие условия:

  • в результате ДТП нанесен вред только транспортным средствам;
  • в дорожном происшествии приняло участие только 2 транспортных средства;
  • гражданская ответственность владельцев автомобилей застрахована в соответствии с ФЗ №40 “Об ОСАГО”;
  • обстоятельства причинения вреда, характер, перечень видимых повреждений не вызывают разногласия за исключением ситуаций, когда размер ущерба не превышает 100000 руб;
  • информация о произошедшем зафиксирована в бланке европротокола, который заполнен водителями.

Инциденты на производстве

В производственной сфере под инцидентом подразумевается некая поломка или выход из рабочего состояния техники и оборудования. При этом остановка работы должна производиться на срок не более суток. При более длительной задержке рабочего процесса, такое происшествие классифицируется как авария. Кроме того, инцидент и авария различаются масштабами происшествия. При инциденте происходит поломка лишь отдельного механизма или производственной системы.

Аварии же обычно сопровождаются более серьёзными разрушениями оборудования, производственных цехов и инфраструктуры. Аварии, кроме того, могут сопровождаться выбросами опасных и вредных веществ, гибелью и тяжёлыми ранениями большого количества людей, серьёзными разрушениями построек. Подобным авариям присваивается более высокая степень опасности – уровень техногенной катастрофы.

Причины возникновения инцидентов на производстве бывают самыми различными. Наиболее распространены следующие из них:

  1. Халатное отношение сотрудников предприятия к выполнению своих трудовых обязанностей. Это является наиболее частой причиной возникновения, как небольших производственных инцидентов, так и крупных аварий.
  2. Несоблюдение техники безопасности приводит к получению работниками травм различной степени тяжести, порой с летальным исходом. В частности, грубейшим нарушением техники безопасности является распитие алкоголя на рабочем месте, либо допуск к работе сотрудника, находящегося под действием алкоголя или наркотиков.
  3. Низкая квалификация работника. Специалист, не имеющий достаточной степени квалификации для исполнения данной работы, не может правильно построить технологический процесс; не имеет представления о пределах возможности работы оборудования; не знает, как правильно вести себя в экстренной ситуации. Как результат – инцидент в виде поломки техники, аппаратуры, отдельных деталей, узлов и агрегатов оборудования.

По поводу каждого инцидента руководство, ответственное за производственный процесс, должно производить тщательное расследование. Цель данного расследования – выявление причины, повлекшей происшествие, чтобы предотвратить возникновение подобного инцидента в дальнейшем.

Комиссия исследует все обстоятельства происшествия и определяет круг лиц, имеющих непосредственное отношение к произошедшему инциденту. Затем определяется размер причинённого ущерба, степень повреждения оборудования. По итогам обследования, комиссия выносит постановление о привлечение виновников происшествия к ответственности, и составляет план ликвидации последствий инцидента (либо аварии). Выводы комиссии должны быть задокументированы в виде официального акта, заверенного подписями всех её членов.

Общепринятая классификация ЧС по сфере возникновения

Для того чтобы понять сущность, опасность и последствия экстренных событий, существует основная классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от характера возникновения.

1. Природный характер.

Наибольшую опасность представляют чрезвычайные ситуации природного характера, так как остановить подобную катастрофу не в силах даже самые современные технологии. Наиболее опасными явлениями считаются землетрясения, извержения вулканов и другие геофизически опасные явления природы.

2. Биолого-социальный характер.

Представляет собой массовое распространение того или иного заболевания. Особая опасность проявляется в случае возникновения неизвестной современной медицине болезни. Биолого-социальный фактор может включать как заболевания человеческие, ярким примером которых является всем известная лихорадка эбола, так и болезни определённых видов животных: птичий грипп, свиной грипп и так далее.

3. Техногенный характер.

Катастрофы техногенного характера возникают в результате работы промышленных предприятий. Опасность чаще всего вызвана поломкой оборудования, необходимого для нормального функционирования той или иной системы.

4. Экологический характер.

Экологические катастрофы являются самой тяжёлой категорией чрезвычайных ситуаций, так как проблема охватывает и влияет на всё человечество в целом.

Трагедия над Донецком в 2014 году

Крупнейшая авиакатастрофа двадцать первого века на постсоветском пространстве произошла летом 2014 года над территорией вооруженного противостояния между правительственными силами и формированиями Донецкой Народной Республики. «Боинг» 777, выполнявший рейс по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур (столица Малайзии), был сбит из самоходного зенитного комплекса «Бук». Поисковая операция и расследование происшествия были осложнены тем, что территория, где упал самолет, находилась между двумя фронтами.

В результате катастрофы погибло 298 человек. Рейсом воспользовались пресс-секретарь Всемирной организации здравоохранения, сенатор от Партии труда Нидерландов, австралийский писатель, участники конференции Международного общества борьбы со СПИДом. Происшествие стало весомым фактором введения новых санкций против России, повлияло на фондовые индексы и банкротство компании Malaysia Airlines.

Что изменилось в Положении о расследования несчастных случаев на производстве

С 1 сентября 2022 года вступает в силу приказ Минтруда от 20.04.2022 г. № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве». В новом документе не дублируют общие принципы расследования НС, сроки, критерии отнесения событий к несчастным случаям на производстве. Это сделано в рамках регуляторной гильотины для того, чтобы не повторять содержание статей 227-231 ТК РФ.

Напоминаем. Расследование несчастных случаев проводят в соответствии со статьями 227-231 ТК РФ. При этом для отдельных категорий работодателей установлены Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Это означает, что расследование, проводимое по ТК РФ, должно учитывать специфику производства отдельных работ.

С 1 сентября 2022 года в новом Положении, утвержденном приказом Минтруда от 20.04.2022 г. № 223н, существенно изменили перечень отраслей, имеющих особенности в расследовании:

✓ Исключили несчастные случаи, пострадавшими при которых являются надомники, осужденные лица, и другие категории работников, перечисленных в подпункте «д» пункта 2 отменяемых Особенностей. Это означает, что расследование нужно проводить теперь в общем порядке.

✓ Исключили НС, при которых пострадавшими являются студенты и практиканты учебных заведений. Порядок их расследования установили приказом Минобрнауки РФ от 27.06.2017 г. № 602.

✓ Появились особенности расследования несчастных случаев:

  • на объектах электроэнергетики и теплоснабжения,
  • на объектах атомной энергии,
  • на объектах железнодорожного транспорта,
  • в организациях с особым режимом охраны, обусловленным обеспечением государственной безопасности охраняемых объектов,
  • в дипломатических представительствах и консульских учреждениях,
  • на находящихся в полете воздушных судах,
  • происшедших со спортсменами, гражданами, привлекаемыми к мероприятиям по ликвидации последствий ЧС природного характера, дистанционными работниками, работниками религиозных организаций.

Обратите внимание! 1 января 2015 года было основано Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС). Расследование НС с гражданами государств — членов Евразийского экономического сообщества проводят по Соглашению, заключенному странами ЕАЭС в Минске 31.05.2013 г

и ратифицированным Федеральным законом от 04.11.2014 г. № 321-ФЗ. Речь идет о гражданах Республики Армения, Республики Беларусь, Кырзызской Республики, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таблица. Сравнительный анализ изменений в порядке расследования

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Правила поведения на воздушном транспорте

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРОИСШЕСТВИЙ

Целью внутреннего расследования происшествий является предотвращение повторения подобного происшествия в будущем путем выявления и устранения выявленных в процессе расследования недостатков в системе управления охраной труда. При проведении внутреннего расследования должны соблюдаться следующие основные принципы:

  • своевременность и оперативность расследования;
  • компетентность и правомочность лиц, проводящих расследование;
  • полнота, последовательность и объективность расследования;
  • повсеместное распространение извлеченных уроков и улучшений в системе управления охраной труда как наиболее эффективный способ предотвращения подобных происшествий в будущем.

Аварии и инциденты на ОПО

Законодательство, регламентирующее мероприятия связанные с авариями, инцидентами и случаями утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Ростехнадзору:

  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  • Постановление Госгортехнадзора РФ от 10.07.2001 № 30 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов»
  • РД 03-496-02 Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах
  • Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 №480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

На основании данных документов определяется порядок проведения процедуры технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Ростехнадзору объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации.

В перечень процедур включены процедуры оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

Авария – это разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрывы и/или выбросы опасных веществ.

Инцидент – это отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; отклонение от режима технологического процесса; нарушение положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также других федеральных законов в области промышленной безопасности.

Риск аварии – это мера опасности, которая характеризует вероятность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий.

Ущерб от аварии – это потери в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, а также вред, нанесённый окружающей природной среде, в результате аварии на опасном производственном объекте исчисляемые в денежном эквиваленте.

Нужно ли проводить расследование ИБ-инцидентов?

Расследование инцидентов является по существу ключевой частью любой ИБ-системы предприятия. Нельзя просто мониторить её работу. Инциденты, связанные с безопасностью, всё равно возникают. «Если на них нет реагирования, то по сути у предприятия нет и ИБ-защиты», считает Руслан Ложкин («Абсолют Банк»).

Расследование ИБ-инцидентов — на первый взгляд простой процесс: надо собрать данные об ИТ-системе компании, провести анализ отклонений и устранить проблему. Но за этим «простым алгоритмом» кроется много неопределённостей.

«Инцидент не обязательно относится к проблеме в работе инфраструктуры. Инцидент может быть связан с утечкой конфиденциальной информации, проявлением артефактов кибератак различных типов (DDoS, вирусные заражения, фрод, мошенничество, саботаж и прочее)», — отметил Руслан Ложкин.

Для расследования нанимаются внешние команды. Это происходит потому, что «типовой заказчик обычно не имеет специалистов соответствующего профиля. ИБ-подразделение держит функции защиты для первых двух линий обороны. Третья линия — это более сложный процесс с технической стороны, требующий профессиональной квалификации. Поэтому эти функции перекладываются на специализированные компании».

Что такое авиационный инцидент?

Так как воздушное судно является самым безопасным видом транспорта в наши дни, то перелеты определены категоричными критериями безопасности, на которые могут влиять различные факторы. Постановлением правительства Российской Федерации от 18.06.1998 под номером 609 принято официальное определение авиационного инцидента, которое обозначает событие, произошедшее в течение того времени, когда любое лицо впервые переступило порог воздушного судна с целью совершения полета, до момента полного покидания ВС (воздушного судна) лицами, совершившими перелет.

Как это понимать? Такое событие не является нормой для стандартного протекания полетного времени, а также стандартной работы ВС, экипажа, СУБП, либо привычным воздействием окружающей среды. Оно имеет прямое влияние на безопасность полета. Однако заканчивается без авиационных происшествий.

Что относится к несчастным случаям на производстве?

Чтобы разобраться, что относится к несчастным случаям на производстве, приведём несколько основных определений.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник погиб или получил повреждение здоровья при выполнении трудовых обязанностей или работ в интересах работодателя.

Травма производственная — травма, полученная пострадавшим работником при несчастном случае на производстве.

Квалификация несчастного случая — процедура признания несчастного случая несчастным случаем на производстве, либо несчастным случаем, не связанным с работой.

Расследование — процедура сбора данных и исследования причин и фактов происшествия с целью его квалификации.

Из первого определения ясно, что несчастный случай на производстве всегда связан с выполнением трудовых обязанностей. Тем не менее, производственными несчастными случаями считаются не только те, которые получены непосредственно в ходе выполнения работ, и это обстоятельство провоцирует много вопросов. Так в каких же случаях несчастный случай считается производственным и, соответственно, за него несёт ответственность работодатель?

Это случаи, которые повлекли за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, и происшедшие:

  1. В течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
  2. При следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора.
  3. При следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.
  4. При следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие).
  5. При работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном, рыбопромысловом) в свободное от вахты и судовых работ время.
  6. При осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Вопрос о том, относится ли то или иное событие к несчастному случаю на производстве и попадает под ответственность работодателя, довольно часто возникает в процессе работы. Так, в нашу регулярную рубрику «вопрос-ответ» поступал следующий вопрос от читателя:

Несëт ли ответственность работодатель, если работник по окончании ночной смены отказался следовать домой на служебном транспорте, а решил добраться домой пешком, в пути упал и получил травму?

Как мы обозначили выше, несчастным случаем на производстве считается лишь тот, который связан с выполнением трудовых функций

Отвечая на вопрос, эксперт обратила внимание, что в описанном случае травму работник получил уже после окончания смены по дороге домой, так что работодатель не несёт ответственности за выяснения обстоятельства травмы и компенсацию за неё

Критерии нарушений порядка расследования несчастных случаев

Критерии нарушений порядка расследования не изменились. За нарушения по-прежнему предусмотрена административная ответственность, а по результатам проведенного расследования виновных лиц могут привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Также работодатель могут привлечь и к гражданской ответственности по иску от пострадавшего или его доверенных лиц в порядке гражданского судопроизводства.

Трудовая инспекция следит за тем, чтобы работодатель не нарушал порядок расследования НС. Типичными нарушениями при расследовании являются:

  • неправильно сформированная комиссия по расследованию – включили в состав комиссии четное количество участников или включили в состав комиссии руководителя подразделения, в котором произошел НС (конфликт интересов);
  • незаконное отнесение несчастного случая к НС, не связанному с производством;
  • указание не соответствующих фактическим обстоятельствам причин расследования;
  • факт сокрытия НС.

За сокрытие несчастного случая на производстве оштрафуют по статье 15.34 Кодекса об административных правонарушениях:

  • юридических лиц – от 5000 до 10 000 руб.,
  • должностных лиц – от 500 до 1000 руб.

Срок давности для расследования несчастного случая, произошедшего с работником на производстве, действующим законодательством не предусмотрен.

Независимо от давности несчастного случая государственный инспектор труда вправе провести дополнительное расследование (статья 229.3 ТК РФ), в том числе по законодательству, которое применялось на момент НС. Родственники пострадавшего и давно умершего гражданина могут сообщить о сокрытии работодателем несчастного случая или расследовании его с нарушениями.

За нарушения, выявленные в ходе расследования НС, может быть установлена как административная, в том числе и по статье 5.27.1 КоАП, так и уголовная ответственность, в зависимости от выводов суда.

Вывод

Коллизия, прежде всего, воспринимается личностями как противоречие целей. Можно выделить континиум, основываясь на:

  • вклад внешней ситуации;
  • роль субъективных факторов.

В континиум входят два противоположных полюса. Первый содержит конфликты, которые включают в себя внешние причины:

  • происходящее становится конфликтогенным;
  • индивидуальные особенности субъектов практически теряют значимость;
  • ситуация вызывает одинаковую реакцию у субъектов.

Т.е. на данном полюсе все участники, с теоретической точки зрения, будут понимать происходящее  как развитие конфликта.

Второй полюс содержит конфликтные ситуации, которые вызваны субъективными факторами, которые говорят о том, что:

  • нет основания развитию столкновений;
  • субъекты склонны видеть в ситуации конфликт.

Таким образом, если конфликтная ситуация ближе к первому полюсу, то индивидуальные особенности оппонентов играют меньшую роль. И наоборот: человеческий фактор в развитие конфликта будет играть первостепенную роль в случае приближения ко второму, личностному полюсу.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий