Играй в интеллектуальные игры
Психологи еще давным давно выяснили, что новые знания в игровой форме усваиваются гораздо лучше. В игре всегда есть конкретная цель, которая дает мозгу стимул работать интенсивнее – обойти соперника, получить приз, искупаться в лучах славы. Знания и умственные навыки выступают как бы побочным продуктом, приобретаемым в процессе.
Хватит мучить нас теорией, скажешь ты, давай играть! Ок, вот тебе список самых популярных игр для развития ума:
- настольные: эрудит, монополия, имаджинариум, шахматы, алиас;
- командные: Квиз, “Что? Где? Когда?”, Брейн-ринг, Мозгобойня;
- электронные: тетрис, анаграммы, матрицы памяти.
Игры помогают не только поумнеть, но и развить интуицию, которой нам порой так не хватает.
Предпочтения детей с лингвистическим типом мышления
Если у ребенка вербально-лингвистический интеллект преобладает, то, скорее всего, у него отлично развиты аудиторные навыки, ему по нраву писать и читать, играть в игры словами. У такого ребенка наверняка хорошая память на даты, имена и места. Он любит рассказывать истории, умеет спорить и дискутировать. Став взрослыми, дети с вербально-лингвистическими склонностями часто становятся писателями, поэтами, ораторами, юристами, политиками, лекторами и учителями.
Детки с таким типом интеллекта часто читают, у них хорошо «подвешен язык», а также имеются писательские способности. Они с раннего детства становятся замечательными рассказчиками. Имеют прекрасную слуховую память.
Типы множественного интеллекта
Визуально-пространственный
Дети с этим типом интеллекта обладают ярким воображением. Они, любят фантазировать. Им довольно легко сориентироваться в новом пространстве, запомнить и нарисовать карту или визуализировать в голове фигуры и модели. Такой тип интеллекта пригодится в профессии художника, архитектора, скульптора или мультипликатора.
Лингвистический
Дети с преобладающим лингвистическим типом мышления любят читать книги и рассказывать истории. У них большой словарный запас и талант к написанию сочинений. Таким детям нравится изучать иностранные языки. Обладатели лингвистического интеллекта станут успешными писателями, редакторами, переводчиками.
Музыкальный
Люди с этим типом интеллекта хорошо воспринимают музыку и ритм. Им легко даются пение и игра на музыкальных инструментах. Часто они сами сочиняют песни и пишут стихотворения, быстро запоминают на слух мелодии. Люди с развитым музыкальным интеллектом могут стать профессиональными артистами, преподавателями музыки, дирижёрами.
Межличностный
Межличностный тип интеллекта доминирует у тех, кто хорошо умеет выстраивать коммуникацию с другими людьми, понимает настроение окружающих и продуктивно работает в команде. Из них получаются профессиональные лидеры, эти дети умеют доказывать свою точку зрения и вступать в дискуссии. Развитый межличностный тип интеллекта поможет ребёнку стать менеджером, дипломатом, психологом или политиком.
Внутриличностный
Внутриличностный интеллект помогает детям различать и анализировать собственные эмоции. Такие дети обычно молчаливы, они предпочитают проводить время в одиночестве: за книгой или на прогулке. Их способность к рефлексии и осознанность помогут им стать писателями, философами, журналистами.
Натуралистический
Если у ребёнка преобладает натуралистический тип интеллекта, то его больше всего интересует устройство окружающего мира. Ему нравятся биология, химия, физика. Он обожает проводить эксперименты, наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Из таких детей получаются успешные геологи, химики, защитники природы, путешественники.
Телесно-кинестетический
Благодаря телесно-кинестетическому типу интеллекта дети умеют передавать эмоции с помощью тела, оно для них является основным способом самовыражения. У них хорошая координация и мелкая моторика. Им нравятся спорт и активные игры. Такие дети в будущем могут стать профессиональными спортсменами, танцорами, скульпторами, актёрами, моделями.
Логико-математический
Обладатели такого типа интеллекта быстро работают с цифрами, умеют оперативно анализировать информацию и визуализировать данные. Их рассуждения логичны, им нетрудно запомнить номер телефона или другую информацию. Дети с таким типом интеллекта вырастают в математиков, бухгалтеров, программистов, инженеров.
Экзистенциальный
Выделен позже других, так как это тип, который свойствен людям изначально. Он характеризуется глобальным мышлением с точки зрения законов мироздания и вселенной. Это тип духовных лидеров, которые задаются вопросами смысла жизни.
История и теории – кто ввел понятие интеллекта
Впервые термин «интеллект» прозвучал в 20 веке, ввел его немецкий психолог Уильям Стерн.
Тесты на определение уровня IQ создал Альфред Бене. Основная задача – выявить уровень интеллекта у школьников, свойства интеллекта учащихся, понять, кто из них отстает по программе, кому требуется дополнительная помощь. Тест стал использоваться очень широко, появились различные его варианты. Сегодня такое тестирование оспаривается учеными, не все признают его достоверность и эффективность.
Существует много теорий интеллекта, но наибольшей популярностью и распространенностью пользуются лишь несколько.
Теории интеллекта. | В чем ее суть. |
Общая теория интеллекта. | Автор – Чарльз Спирмен. Считает, что интеллект имеет двухфазный характер. Состоит из общего интеллекта и g-фактора. Суть концепции в том, что между определенными видами интеллектуальной деятельности существует связь. Например, связаны между собой способности к математике и музыке. Если человек плох в музыке, то повышается вероятность, что и математические способности у него довольно посредственны. |
Основные умственные способности. | Предложил Луи Терстон. Он анализировал результаты различных тестов на умственные способности, выделил 7 основных: ассоциативная память, числовые способности, скорость восприятия, рассуждение, пространственная визуализация, вербальное восприятие, свободное владение словами. |
Теория интеллекта Пиаже. | Это поэтапная теория развития, освоения окружающего мира ребенком. Пиаже не согласен в тем, что интеллект – врожденная черта личности. Ученый считал, что его можно развивать в результате биологического созревания и контактов с окружающей средой. Согласно теории стадий Пиаже, каждый ребенок в интеллектуальном развитии проходит определенные этапы, всегда одинаковые (сенсомоторный интеллект, дооперациональные представления, период конкретных операций, период формальных операций). |
Теория множественного интеллекта. | Автор – Говард Гарнер. Предположил, что тестирование умственных способностей на основании IQ не отражает реальной картины происходящего. По его мнению, у человека существуют отдельные, множественные интеллекты, которые не зависят друг от друга. По Гарднеру, существует 7 типов интеллекта: телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, вербально-лингвистический, визуально-пространственный. |
Триархическая теория интеллекта. | Создатель – Роберт Штенберг. Определяет интеллект как целенаправленную адаптацию и формирование тех качеств, которые имеют непосредственное отношение к жизни человека. Типы интеллекта, по его мнению, стоит рассматривать как индивидуальные таланты. Доказательство теории в том, что одни люди в чем-то талантливы, но в других вопросах не демонстрируют высоких способностей. По мнению Штенберга, существует «успешный интеллект». Он включает в себя аналитические, творческие, практические способности. |
Теория эмоционального интеллекта. | Разработчик – Питер Саловей Джон Майер. Эмоциональный интеллект – это способность контролировать свои эмоции, понимать чувства других людей, давать эмоциям соответствующие названия. Эмоциональный интеллект включает в себя эмпатию, самосознание, самоуправление, социальную осведомленность, навыки общения, навыки управления отношениями. |
Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. | Автор – Раймонд Кеттел. По его мнению, интеллект бывает подвижным и кристаллизовавшимся. Гибкий интеллект помогает решать проблемы, не обращаясь к предыдущим знаниям, задействовать абстрактное мышление. Гибкость интеллекта увеличивается по мере того как ребенок взрослеет. После 20 лет этот показатель идет на спад, это обусловлено психологией интеллекта и объемом жизненного опыта. Кристаллизовавшийся интеллект задействует уже имеющиеся знания и опыт (конкретные факты, знания, полученные в школе, мышечная память). |
Как развивать экзистенциальный интеллект
Есть ли у тебя экзистенциальный интеллект? И да и нет. Гарднер говорит, что каждый человек обладает всеми формами интеллекта. Другой вопрос, над каким ты больше всего работаешь.
Чтобы развивать экзистенциальный интеллект, психологи рекомендуют давать себе время на мечты и фантазии, практиковать медитацию, развивать навыки критического мышления, обсуждать с другими людьми мироустройство и место человека во Вселенной.
Дополнительно стоит изучать древних и современных философов, особенно идеалистов, которые ставят разум превыше материи. Если ты видишь в трудах философов рассуждения на темы «Кто мы?», «Откуда пришли?», «Куда движемся?», «Какова наша роль?» и «В чём смысл жизни?», то ты выбрал правильную литературу для развития экзистенциального интеллекта.
Для лучшего познания психологи и философы советуют внедрить метод Сократа, основывающийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде и являются проблемой, которую нужно решить с помощью дискуссии, путём ответа на заданные вопросы и высказывания суждений. При таком методе собеседники приходят к выводу о своём незнании или, наоборот, о понимании сути.
Онлайн-сервисы по развитию интеллекта
Напоследок хочу поделиться с вами моими любимыми сайтами и приложениями с тренажерами для развития интеллекта. Надеюсь, вы найдете им применение.
Викиум
Сервис Викиум включает в себя более 40 тренажеров по развитию мозга. Все они довольно простые, так что вы с легкостью впишете тренировки в свое повседневное расписание. Индивидуальная программа составляется по результатам тестирования, которое проходит каждый пользователь перед тем, как начать заниматься.
Викиум адаптирован для всех возрастов. Ребенку он поможет подготовиться к школе и повысить внимательность. Подростки и взрослые с помощью него смогут увеличить свою продуктивность, снизить количество ошибок во время работы и учебы и держать свой мозг в тонусе. Для людей преклонного возраста тренировки станут отличной профилактикой возрастных изменений мозга.
Также на сервисе есть очень интересные курсы. Например, курс Мышление Шерлока, где вас научат выводить логические умозаключения, распознавать обман и мыслить критически. Или курс Детоксикация мозга, где вы сможете очистить разум от деструктивных мыслей и установок.
4Brain
4Brain – ресурс, на котором собраны обучающие курсы по самым разным направлениям: от финансовой грамотности до актерского мастерства. Нам с вами в рамках работы над развитием интеллекта будут интересны несколько курсов.
Бесплатные:
- Эмоциональный интеллект
- Критическое мышление
- Принятие решений
Платные:
- Быстрое чтение
- Мнемотехники
- Когнитивистика
Битрейника
На Битрейнике можно тренировать интеллект отдельно, а можно выбрать программу для развития сразу нескольких функций: восприятия, памяти, мышления, внимания. В основе тренажеров и игр лежат достижения когнитивной психологии. Ежедневные тренировки помогут вам сформировать в мозге новые нейронные связи.
Разработчики обещают первые результаты уже через 20 дней при условии, что заниматься вы будете 10–20 минут в день.
BrainApps
На сервисе BrainApps вы найдете аж целых 52 тренажера. А еще там есть куча интересных тестов, в том числе на определение IQ. Отдельного внимания заслуживают задачи. Среди них логические, математические, геометрические, шахматные, задачи на эрудицию, ребусы… Большинство из них доступны бесплатно.
Если решили остановить свой выбор на этом сервисе, советую попробовать следующие тренажеры:
- Фруктовая математика
- Буквы и цифры
- Визуальная геометрия
- Анаграммы
- Геометрические переключения
Здесь так же, как и на “Викиум”, помимо тренажеров, есть готовые курсы разной направленности: от развития памяти до изучения английского языка. Вам я советую курс Эмоциональный интеллект – он интересный, насыщенный и самобытный.
Как стать умнее в учебе, в школе, в классе
Нужно быть внимательными на занятиях. Это позволит уловить информацию, которую другие пропускают.
Для развития внимательности есть много различных упражнений. Например:
Пройти по привычному маршруту, обращая внимание на предметы, которое раньше видели вскользь.
Хорошо рассмотреть клумбы и деревья.
Запомнить максимальное количество мелочей: сколько люков попалось по дороге, какое количество людей шло вам навстречу и т.д.
Еще одна эффективная супертренировка, чтобы быстрее стать самым сообразительным мальчиком или девочкой в школе, классе:
- Попросить кого-нибудь написать на бумаге набор букв и «спрятать» в них слова.
- Выделить зашифрованное, потратив минимальное количество времени.
- Такие задания бывают и в журналах с кроссвордами.
Если в учебе что-то непонятно, не нужно бояться или стесняться переспрашивать преподавателя. Это не является признаком глупости.
Если кажется, что вы умнее сверстников, не нужно ставить себя выше остальных.
5 игр для развития ума и логики
Чтение, зубрежка и правильное питание – это понравится не каждому. А вот играть любят все. И в вопросах повышения интеллекта геймификацию используют уже давно. Еще в СССР почти каждого мальчика отправляли в секцию робототехники, конструирования или шахмат. Многие игры, подстегивающие развитие ума, популярны и сейчас:
- Шашки и шахматы – заставляют думать на несколько шагов вперед;
- Тетрис – умная раскладка фигур сродни решению сложных задач;
- Квиз – командная игра, которая часто проводится в барах и требует высокой эрудиции игроков;
- Карточные игры – покер, «дурак» и другие;
- «Крысиные бега» от Роберта Кийосаки и ее аналоги – «Монополия» и другие.
Ум – это природный дар, который нуждается в постоянной тренировке. Поэтому преуспевает в нем не тот, кто рожден гением, а человек, постоянно работающий над собой и совершенствующий свои возможности. Дерзайте, и в числе умнейших людей планеты можете оказаться и вы!
Характеристики математического логического интеллекта
Люди с математическим логическим интеллектом преуспевают в научных исследованиях, в выявлении связей между различными элементами, понимании абстрактных и сложных идей и т. Д..
Эти люди имеют возможность учиться практически всему, используя свои логические возможности. Эти люди обычно получают хорошие оценки по математике в школе и в колледже. Кроме того, им нравится использовать математические навыки на ежедневной основе.
В частности, эти лица характеризуются:
– Умело обращаться с числами.
– Хорошее понимание логических понятий.
– Высокие навыки для рассуждения.
– Хорошая способность решать проблемы и головоломки. Эти люди наслаждаются умственными проблемами и легко ищут решения логических, абстрактных и математических проблем..
– Легко выполнять математические операции.
– Проводите эксперименты и наслаждайтесь их реализацией.
– Хорошая способность понимать и применять научные принципы. Как индуктивное и дедуктивное мышление, так и логическое мышление.
– Уметь формулировать и проверять гипотезы.
– Они могут воспринимать и измерять отношения и связи между определенными элементами.
– Эти люди хороши в навыках и стратегических играх, таких как шахматы или виртуальные сражения..
– Эти люди имеют хорошие способности решать проблемы в повседневной жизни. Они имеют тенденцию быть любопытными по своей природе и любят исследовать явления вокруг них.
– Организовать вещи по категориям.
– Спросите себя, как все работает, и найдите рациональные объяснения.
– Распознать числа и быть в состоянии связать их с символами или объектами.
– У них есть возможность для абстрактного мышления.
– Признать простые и конкретные причинно-следственные связи.
– Способность выполнять основные задачи последовательности, такие как наведение порядка.
– Используйте широкий спектр метакогнитивных процессов и поведения. Метакогнитивные возможности – это те, которые направляют, улучшают и контролируют нашу собственную производительность.
То есть, это заставляет нас осознавать, как мы управляем нашими когнитивными способностями и как мы можем улучшить их или осознать свои ошибки.
Тем не менее, вы можете иметь высокую математическую логику и не получить хорошие оценки по этому предмету. Например, акт выбора ключевых точек пронумерованной систематической последовательности может продемонстрировать существование этого интеллекта..
С другой стороны, этот тип интеллекта не всегда подразумевает превосходную обработку числовых величин. Например, это также наблюдается в способностях исследовать и анализировать события внешнего мира..
Тренируй память
Без хорошей памяти вся новая информация будет отскакивать от твоих извилин, как от стенки горох. Вот тебе советы, что сделать, чтобы накачать эту невидимую мышцу.
- Перед походом в магазин составляй список продуктов, но не бери его с собой. Постарайся запечатлеть его в уме и ничего не забыть.
- Запоминай наизусть номера телефонов друзей и родных.
- Перед сном прокручивай в голове прожитый день во всех деталях и подробностях.
- Запоминай рецепты новых блюд и твори кулинарные шедевры по памяти.
- Учи стихотворения, пословицы и поговорки – чем больше, тем лучше. Под Новый год расскажешь Деду Морозу и попросишь новую память в подарок.
Лингвистический тип интеллекта
Это люди, которые любят и умеют «жонглировать словами». Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.
К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.
Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и документальная литература. Играть в словесные игры, такие как кроссворды и «Словодел». Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.
Карьера: журналистика, право, реклама, переводы с других языков, писательство.
Как стать умным за 1 день, за ночь
Если оценивать ситуацию реально, то резко поумнеть за 1 сутки или ночь вряд ли получится. Однако в кругу общения можно прослыть интеллектуалом, если выполнять следующие хитрые рекомендации:
- Согласно статистике 99 % людей считают себя умными. Если молчать и соглашаться с тем, что они говорят, на подсознательном уровне окружающие решат, что вы не отстаете от них по умственному развитию.
- Спрашивайте совета у интеллектуальных людей или тех, кто таковыми себя считают. Это не будет казаться невежеством. Наоборот, они подумают, что вы умны, раз считаетесь с их мнением.
- Общайтесь с эрудированными людьми. Видя в их компании, вас тоже запишут в умники. К тому же вы сможете научиться у них чему-то новому.
- Общайтесь с теми, кто развит интеллектуально хуже вас. На их фоне вы будете заметно выделяться. Но с этим нужно быть осторожными. Находясь долго в компании глупцов, вы можете остановиться в интеллектуальном развитии.
- Повторяйте мысли и высказывания умных людей. Но с этим также будьте аккуратны. Если возникнет спор и обсуждение, а вы не будете знать предпосылок сказанного, попадете в неловкую ситуацию. Поэтому прежде чем произносить что-то, вникните в слова.
- Наблюдайте за интеллектуалами, повторяйте их манеру поведения. Часто умными называют тех, кто имеет жизненный опыт, здравый смысл, поступает мудро. Может и в вас присутствуют эти качества, просто вы не умеете их применять.
- Прежде чем что-то сделать, подумайте, к чему приведет поступок. Как расценят его все окружающие, не испортите ли вы после этого с ними отношения.
Что относится к мягким навыкам? Полный список
Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.
Коммуникативные:
- Устанавливать контакт и организовывать диалог с разными людьми.
- Оказывать влияние и вести эффективные переговоры.
- Понятно, убедительно говорить, писать, владеть различными форматами делового общения.
- Презентовать (себя, компанию, продукт и т.д.).
Уметь слушать и слышать.
Список социальных навыков Soft Skills:
- Гибко переключаться между ролями (значит уметь и руководить, и подчиняться, и быть на равных в зависимости от ситуации, не «застревать» в профессиональных деформациях, статусах, моделях поведения и т.п.).
- Устанавливать связи и позиционировать себя в сообществе.
- Работать самостоятельно и в команде.
- Управлять конфликтами.
- Обладать эмоциональным интеллектом.
Соблюдать трудовую этику.
Self-management (или проще – саморегулирование):
- Умение управлять своим временем, ресурсами.
- Глубокое знание себя, своих особенностей и умение эффективно социализироваться в различной среде с учетом этих обстоятельств.
- Адаптивность к изменяющимся условиям.
- Способность учиться, «разучиваться» и переучиваться.
- Поддержание себя в «рабочей форме», самомотивация, профилактика выгорания и т.п.
Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).
Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:
- Анализировать и прогнозировать.
- Создавать и модернизировать системы.
- Принимать решения.
- Способность мыслить нестандартно;.
- Искать и создавать ресурсы, информацию, пути выхода.
Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.
Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.
Как теория Гарднера влияет на преподавание
Теорию множественного интеллекта порой путают со стилями обучения, с чем Гарднер категорически не согласен. Например, широко известна теория об аудиалах, визуалах и кинестетиках, которых якобы нужно учить по-разному — правда, этому нет реальных подтверждений. Не раз доказывалось, что если условному аудиалу давать больше информации на слух, то это не гарантирует его высокие результаты в обучении. От этого же предостерегает и Гарднер — не стоит думать, что человека с сильно развитым визуально-пространственным интеллектом нужно обучать только с помощью картинок. Такой подход, по его словам, способен лишь ухудшить эффективность обучения и снизить развитие других интеллектов.
Психолог считает, что концепция разных стилей обучения не даёт чёткого критерия, как, кому и какой стиль необходимо выбирать. И неясно, как оценивать и определять тот или иной стиль:
«Стиль обучения — это лишь гипотеза о том, как человек подходит к изучению различных вещей. Если у обучающегося „рефлексивный стиль“, то предполагается, что он размышляет обо всём. Но мы не можем утверждать, что рефлексивность при письме обязательно говорит о рефлексивности этого человека, когда он взаимодействует с другими людьми. Однако если рефлексивность действительно проявляется во всём, то преподаватели должны серьёзно отнестись к этому стилю».
Говард Гарднер,статья в The Washington Post
Гарднер также советует не вешать ярлыки на обучающихся. Например, если ученик не может усвоить таблицу умножения классическим способом, это не обязательно значит, что у него слабо развит логико-математический интеллект. Возможно, ему просто нужен другой подход к запоминанию таблицы
В то же время, учитывая индивидуальные особенности ученика, важно не зацикливаться на одних и тех же подходах обучения для него
Чтобы избежать ошибочного применения своей теории на практике, психолог составил три чёткие рекомендации для педагогов:
- Индивидуализируйте обучение как можно больше. Вместо того чтобы применять один универсальный подход ко всем, внимательно изучайте каждого ученика и старайтесь подбирать наиболее эффективные и комфортные способы обучения для конкретного человека. Разумеется, с большими классами это не так просто. Но здесь могут помочь приложения-органайзеры, куда можно записывать краткую характеристику каждого из учеников, чтобы на её основе составлять индивидуальные задания.
- В то же время учите разнообразно. То есть не стоит ограничиваться одним индивидуальным способом обучения для каждого конкретного ученика, даже если вы твёрдо убеждены, что знаете все сильные и слабые стороны этого человека. Подавайте информацию разными способами — используйте сторителлинг, иллюстрации и графики, ролевые игры. Подобный подход, по мнению Гарднера, развивает сразу несколько интеллектов человека. То есть, по сути, помогает и задействовать сильные стороны ученика для лучшего усвоения темы, и «прокачать» слабые. Да и разбор темы с разных сторон становится более полным и глубоким, не говоря уже о том, что благодаря такому разнообразию подачи учебного материала его усвоит больше учащихся.
- Забудьте термин «стили обучения». Он приведёт к навешиванию ярлыков и никак не поможет ни вам, ни вашим ученикам.
Примечание:
Может показаться, что принципы индивидуализации и разнообразия несколько противоречат друг другу, и сам Гарднер, к сожалению, не очень подробно писал о практике их применения. Однако можно представить сценарий, когда учитель объясняет новую тему классу, используя разнообразные способы — текст, иллюстрации, интерактивные упражнения, — а для закрепления даёт ученикам индивидуальные задания: например, кто-то пишет эссе, кто-то рисует схему, кто-то готовит доклад в паре с одноклассником.
Кадр: фильм «Школа рока»
По сути, именно за эти рекомендации педагоги полюбили теорию множественного интеллекта. Она сыграла немалую роль в том, что обучение стало больше концентрироваться на самом ученике и его особенностях. Теория Гарднера учит не делать поспешных выводов и помогает раскрыть «безнадёжных» учеников с совершенно иной стороны. Что в итоге способствует борьбе с той самой социальной несправедливостью, виновником которой психолог считает IQ-тесты и всю традиционную систему образования.
Исследования также показали, что попытки объяснить материал разными методами помогают учащимся лучше усвоить информацию. К такому выводу в результате масштабного метаанализа пришёл Джон Хэтти — педагог и создатель проекта Visible Learning, посвящённого эффективному обучению. А возможность учеников демонстрировать знания и навыки удобным для них способом повышает интерес, вовлечённость и эффективность обучения.
Классификация Ж. Пиаже
Ж. Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта.
Стадии | Возраст, лет | Определяющее поведение |
Сенсомоторная стадия | До 1,5-2 | Малыши развиваются через хватание, жевание, рассматривание. Учатся распознавать символы, понимать язык, говорить. Уровень развития интеллекта носит такое название из-за его опоры на органы чувств. |
Дооперациональная стадия | 2-7 | Дети обладают ограниченными «волшебными» представлениями о мире, затрудняются классифицировать события или объекты |
Стадия конкретных операций | 7-12 | Появляется логическое мышление, навык классифицирования объектов. Уровень развития интеллекта характеризуется осознанием иерархии классов, приближая этим детское мышление к взрослому |
Стадия формальных операций | С 12 и далее | Способность к анализу решения задач, тщательному обдумыванию и взвешиванию возможностей, построению планов, вспоминанию прошлого, метафорическому рассуждению. Уровень развития интеллекта определяется способностью представлять себя на месте людей, самоанализом. |
В ускорении прохождении стадий развития интеллекта нет смысла – главное, тщательно подготовить ребенка в соответствующей возрастной стадии, предоставив достаточное количество материала.