Какие права животных в России? Закон о защите прав животных в России

Домашнее содержание диких животных

Закон коснулся правил содержания не только домашних животных, он также направлен на регулирование правового положения диких зверей. С момента вступления ФЗ № 498 в силу на территории РФ установлен запрет на домашнее содержание некоторых видов диких животных.

Какие дикие звери не могут проживать в квартире, указано в отдельном перечне. По замыслу законодателя, к диким животным, которые не могут законно содержаться в квартире, относятся:

  • крупные хищники,
  • ядовитые животные,
  • опасные для жизни (например, скорпионы или гадюки),
  • звери, для которых крайне трудно создать подходящие комфортные условия обитания на территории жилого дома (например, моржи, тюлени, бегемоты).

Напомним, что перечень животных, запрещенных на содержание в условиях квартиры, окончательно не утвержден соответствующим Постановлением Правительства. Вполне логичным будет добавление в имеющийся в открытом доступе следующий список:

  • львы и тигры, которые часто становятся участниками модных фотосессий,
  • акулы, которых содержат в неподходящих аквариумах,
  • питоны и удавы, которые так любят навещать соседей.

Действующие права животных

В данный момент к животным применяются правила об имуществе. Не допускается жестокое обращение с животными, поскольку это противоречит принципам гуманности. Правонарушителя могут лишить свободы до 2 лет, если он убивает или наносит увечья животному, применяет садистские методы и делает это в присутствии детей. На практике весьма редко применяется такое наказание.

В случае нахождения утерянного животного необходимо его вернуть прежнему хозяину. Если человека не удалось найти самостоятельно, то необходимо обратиться в полицию. Как показывает практика и рассказывают очевидцы, в полиции редко когда занимаются подобными делами, поэтому зоозащитники сомневаются, что этих правил для защиты животных будет достаточно.

Законопроект о защите животных

Несколько лет назад был разработан законопроект «О защите животных», и он все еще не принят. Жители страны подписывают Петицию Президенту, чтобы этот проект вступил в силу. Дело в том, что статья 245 УК РФ, которая должна защищать животных, в реальности не действует. Кроме того, известные деятели культуры еще в 2010 году предложили властям ввести должность уполномоченного по правам животных. В этом вопросе положительной динамики не наблюдается.

Центр защиты прав животных

В реальности проблемами защиты прав животных занимаются отдельные люди, волонтерские организации и сообщества зоозащитников. Крупнейшим российским обществом, выступающим за права животных и против жестокого с ними обращения, является «ВИТА». Эта организация работает в 5 направлениях, и выступает против:

  • убийства животных ради получения мяса;
  • индустрии кожи и меха;
  • проведения опытов на животных;
  • жестоких развлечений;
  • рыбалки, зоопарков, спортивных состязаний и фотобизнеса, где используется фауна.

С помощью СМИ «ВИТА» проводит оповещение о событиях в сфере защиты прав животных, пропаганду этичного обращения с братьями нашими меньшими. Среди успешных проектов Центра следует упомянуть такие: запрета корриды в РФ, запрет убийства детенышей тюленей на Белом море, возвращение наркоза для животных, видеорасследование о жестоком обращении с животными в цирке, антимеховая реклама, компании по спасению брошенных и бездомных животных, сняты фильмы о жестоком обращении с животными и т. д.

Правами животных обеспокоены многие люди, но сегодня существует мало организаций, которые могут реально сделать вклад в решение этой проблемы. Каждый человек может присоединиться к этим сообществам, помогать активистам и сделать полезное дело для животного мира России.

Закон «Об ответственном обращении с животными»

К сожалению, и в этот раз российскими законодателями был выпущен нормативно-правовой акт, который допускает не только различные трактовки, но и пестрит отсылками к документам, не принятым правительством и по сей день.

Кроме того, все ограничения относительно охоты, которые изначально планировались к внесению в законодательный акт, были впоследствии исключены.

ФЗ №498 Статья 9. Общие требования к содержанию животных

При составлении данного акта позабыли законодатели также и о животных, использующихся в лабораториях, учебных и научных кабинетах. Не определили список животных лабораторного типа, и не исключили из него высокоинтеллектуальных питомцев-компаньонов – кошек и собак.

К сожалению, вместо того чтобы стать, как изначально планировалось, универсальным нормативным документом, осуществляющим регулировку отношений животных и россиян, Закон превратился в перечень действий, разрешенных и запрещенных по отношению к животным:

  • домашним, то есть компаньонам;
  • бездомным (те же категории, что и для домашних);
  • диким, которые используются в качестве артистов в мероприятиях культурно-зрелищного характера.

ФЗ №498 Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

Значительная часть вопросов, озвученных в Законе, делегируется им Федеральным исполнительным организациям и органам государственной власти. Так, например, говорится в нем об установлении конкретного перечня животных, которые не подлежат содержанию в домашних условиях. Однако, самого перечня в тексте не содержится, он определяется Постановлением Правительства нашей страны.

Избежали при принятии закона власти даже таких простых и понятных вопросов, как правила в области перевозки животных. Регулировать данный вопрос обязано законодательство, относящееся к транспорту, что противоречит всем изначальным идеям поданного на рассмотрение законопроекта.

Также следует отдельно упомянуть перечень правил, выдвинутых правительством по отношению к собакам так называемых опасных пород. Если предварительно при чтении законопроекта хозяев серьезных питомцев хотели обязать прохождению курсов у кинологов и обязательную регистрацию, то сейчас они должны гулять со своими животными с намордником и поводком.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

В общем, идеальным закон назвать нельзя, на практике он еще не доказал своей положительной эффективности, а вот негативную уже явил. Так, пострадали многие люди, содержавшие в домашних условиях спасенных со звероферм или из критичных ситуаций диких животных, которые находились под полным их контролем.

О потенциально опасных собаках

К данной категории можно отнести далеко не всех собак, которые кажутся прохожим опасными. Для того, чтобы считаться таковой, исходя из названия, собака не только должна представлять опасность жизни и здоровью, но ее порода должна быть включена в особый перечень. Что касается данного перечня, интересно, что на момент вступления ФЗ он не был разработан. В настоящий момент закончилась лишь стадия общественного обсуждения.

Изучив проект Постановления Правительства от 07.03.2019г., можно отметить, что он содержит 69 пород собак, которые могут считаться потенциально опасными. Логично, что к данной категории отнесены:

  • овчарки,
  • доги,
  • мастифы,
  • ротвейлеры,
  • терьеры и др.

Обращаем внимание на то, что опасными будут не только чистокровные представители конкретной породы из списка, но и их гибриды

Вопрос:
Так как вышеупомянутые породы собак являются популярными в нашей стране, и их ежедневно можно встретить практически в каждом дворе, важно ответить на вопрос — как выгуливать потенциально опасную собаку?

Вопрос:
Так как вышеупомянутые породы собак являются популярными в нашей стране, и их ежедневно можно встретить практически в каждом дворе, важно ответить на вопрос — как выгуливать потенциально опасную собаку?

С января 2020 года начнут действовать следующие требования:

  • по общему правилу наличие намордника и поводка – обязательно;
  • если собака гуляет на территории, принадлежащей владельцу и если эта территория имеет ограждение, можно без намордника и поводка. Но в данном случае возникает новое требование – наличие специальной предупреждающей таблички, которая расположена на входе.

Животный мир как объект правовой охраны

С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освоения земель, вырубки лесов, загрязнения окружающей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокращению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.

Охрана и рациональное использование животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»)

И, в первую очередь, здесь важно правовое регулирование указанной проблемы

Базовый нормативный акт в системе законодательства о животном мире – кодифицированный Федеральный закон «О животном мире» 1995 г. (с изменениями и дополнениями). Его положения развиваются и конкретизируются в нормах подзаконных актов, основную массу которых составляют Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы правового режима животного мира. Значительную часть рассматриваемых актов образуют акты охотничьего и рыболовного законодательства.

Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использования животного мира и среды его обитания, содержатся в Федеральном законе «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды», Федеральных законах «Об исключительной экономической зоне РФ», «О континентальном шельфе РФ», в земельном, лесном, водном, а также уголовном, административном и гражданском законодательстве.

Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).

Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые относятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.

Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, которые обитают в состоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-третьих, животные могут находиться на территории страны временно или постоянно. Этот признак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.

Под животными понимаются все организмы животного происхождения: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млекопитающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов морского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы.

Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые организмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономическом отношении часть дикой фауны – объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), – но и на многих других ее представителей.

Региональные правовые акты, регулирующие вопрос обращения с животными в России

Каждый год в правоохранительные учреждения, а также на телевидение, поступают в огромном количестве обращения, фиксирующие случаи жестокого обращения с животными.

К сожалению, в России нет устойчивой законодательной базы, позволяющей защитить животных. Единственный, кто будет за них бороться – любящий хозяин

Говоря о нормативно-правовых актах, регулирующих данный вопрос, чаще всего мы действительно вспоминаем именно статью за жестокое обращение с животными №245. Она подразумевает, что наказание должны понести граждане, которые издевались над животным любого вида с намерением принести ему боль и страдания. Однако, далеко не только этот документ предусматривает ответственность для живодеров.

УК РФ Статья 245. Жестокое обращение с животными

К счастью, во многих регионах действуют положения Кодексов административного правонарушения, устанавливающие на их территориях особые правила относительно обращения с братьями нашими меньшими. Рассмотрим, о чем идет речь в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Какая ответственность ждет живодеров за совершение административных правонарушений на территории некоторых регионов страны

ТерриторияМера пресечения
Г. МоскваНа территории столицы нашей родины, если вы решили натравить своего любимца на чужое или свое другое животное, и в результате этого искомое животное пострадало или погибло, вы должны будете выплатить штраф, сумма которого будет равна 4-5 тысячам рублей.
Впрочем, даже в том случае, если вы самолично наносили увечья какому-либо животному, и добились тем самым ухудшения его состояния или убийства, вас ждет как минимум то же наказание.
Г. Санкт-ПетербургВ культурной столице России вы можете получить наказание, если осуществите одно из следующих жестоких действий по отношению к любому животному:будете транспортировать питомца способом, который ухудшает его здоровье;
умышленно лишите свое животное еды и воды;
проведете на питомце эксперимент, который причинит ему боль.
За все вышеперечисленное вам, как физическому лицу, могут назначить штраф в 5 тысяч рублей. А юридическим лицам придется расплачиваться суммой куда большей, которая будет равна 10 тысячам рублей.
Г. Нижний НовгородРегиональный Кодекс Административных правонарушений в Нижнем Новгороде дополнен некоторыми изменениями еще в 2015 году.
Согласно внесенным поправкам, вы понесете ответственность монетой на сумму в 5 тысяч рублей для физических лиц и 40 тысяч рублей для юридических, если самостоятельно, то есть без участия ветеринара, проведете процедуры по удалению или обрезанию следующих частей тела животных:ушей;
когтей;
хвостов;
клыков.
ПриморьеНа данной территории введен и реализуется региональный законодательный акт о домашних питомцах, который запрещает людям держать и разводить, а также ловить бездомных животных, если впоследствии они собираются использовать для своих целей их мясо, кожу или кости.
Кроме того, тут запрещается обучать своих животных нападать на других питомцев.
КубаньВ этом теплом крае, пожалуй, принят один из самых прогрессивных законов, который гласит, что абсолютно все животные подлежат регистрации с введением чипа, при которой они присваиваются только одному хозяину. Впоследствии, данные о питомцах и их человеке вносятся в единую базу.

Если наказать живодера по законам вашего региона не получается, нужно обращаться к нормативно-правовым актам, которые действуют на территории всей Федерации

Даже в том случае, если за нарушение законов, связанных с обращением с животными, в регионах не предусмотрено какого-либо наказания, можете быть уверены, что в данной ситуации правоохранительные органы обратятся в Федеральным законодательным актам. То же произойдет, если на территории субъекта РФ вообще не принято никаких уникальных законов.

Какие законы защищают животных от жестокого обращения?

Во всех странах мира существуют законы, созданные для защиты животных от злоумышленных действий людей, и Российская Федерация тому не исключение. Несмотря на то, что закон о защите животных не принят, есть несколько законодательных актов, которые направлены на гуманное отношение людей к зверям. Среди таких законов:

Гражданский Кодекс России. В данном кодексе статьи — 137, 210, 230, 231, 232, 1080, 1082 и 1083 содержат положения о защите животных домашних и бездомных.

Федеральный Закон “О штрафных санкциях за нарушение законодательства РФ в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в г. Москве”. В настоящем законодательном акте указаны правила поведения хозяев кошек и собак в общественных местах, а также соблюдение тишины в квартирах и домах. При несоблюдении условий законопроекта следует административное наказание. Сумма штрафа указана в положениях документа.

Уголовный Кодекс России. В статьях 226.1, 245, 258.1 данного ФЗ № 63 содержатся обстоятельства, при наступлении которых преступнику грозит наказание.

Федеральный Закон № 52 «О животном мире». Данный ФЗ регламентирует обеспечение охраны животному миру с целью поддержания биологического разнообразия. Одной из важных целей настоящего ФЗ является создание условий для существования животной среды и для сохранения генетического фонда.

Кодекс об административных нарушениях в Российской Федерации. Данный законодательный акт содержит обстоятельства безнравственного отношения к животному миру, также обуславливает наказание за нарушения пунктов КоАП России. Осуществление наказания содержится в статьях — 7.11, 8.29, 8.33, 8.35, 8.36, 8.37, 10.6, 10.7, 10.8, 10.11, 23.26.

Закон о коллекторской деятельности данными вопросами не занимается!

Наказание

Вышеуказанные законы направлены на защиту зверей от жестокого обращения и от гибели. Согласно законам, нарушение нравственных и гуманных норм по отношению к братьям нашим меньшим, грозит привлечением к ответственности.

Какое наказание предусмотрено за жестокое обращение с животными? Наказание напрямую зависит от степени тяжести преступления.

Административная ответственность по закону

Статья 7.11

Гласит, что использование объектов животного мира без разрешения грозит взысканием штрафа — 500 — 1000 руб. для граждан, 1000 — 2000 руб. для должностных лиц;

Ст 8.29

Согласно закону с граждан взимается штраф (300 — 500 руб.) за разорение муравейников или гнезд.

Ст 8.33

Положения настоящей статьи КоАП России гласят, что если нарушить правила охоты, то можно быть привлеченным к уплате денежного наказания — 2000 — 5000 руб.

Ст 8.35

По Административному Кодексу, уничтожителям растений и зверей редких видов грозит уплата денежного взыскания  — 1000 — 1500 руб. для физических лиц, а для должностных сумма выше и составляет 2000-3000 руб., для юридических — 20 000 — 30 000 руб.

Ст 10.6

Положения настоящей статьи гласят о несоблюдении правил карантина зверей. С нарушителей указанных правил взыскивается денежная сумма:

  • для населения — 500 — 1000 руб.;
  • для юридических лиц — 10 000 — 20 000 рублей или временный запрет на приостановление деятельности.

Уголовная ответственность в соответствии с законом

Статья 226.1 

Гласит, что при незаконном перевозе через таможенный пункт особо ценных диких зверей грозит привлечение к ответственности — наказание в виде лишения свободы на период 3-7 лет и штраф размером до 1 млн. руб.

Статья 245

Положения настоящей статьи гласят о жестоком обращении с животными, в результате которого наступила их гибель. Наказание предусматривает:

  • штраф в сумме до 80 000 руб.;
  • штраф в размере 6 месячных заработных плат преступника;
  • обязательные работы на период до 360 часов;
  • исправительные работы на период до 1 года;
  • лишение свободы на период до 6 месяцев.

Статья 258.1

Правила закона гласят, что за незаконную добычу особо ценных диких зверей предусмотрено одно из ниже перечисленных наказаний:

  • обязательные работы на период до 480 ч.;
  • исправительные работы периодом до двух лет;
  • принудительные работы на период до 3-х лет плюс штраф до 1 млн. руб.;
  • лишение свободы на период до 3-х лет.

Все граждане России и иностранных государств должны соблюдать правила нравственности и гуманности по отношению ко всему животному миру. Так же в соответствии с федеральным законом 52 граждане обязаны выполнять следующие действия:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Как контролируется работа приютов

По последним данным, в России насчитывается 4,1 млн бездомных животных. Более 3 млн кошек и 735 тыс. собак живут на улице, еще 144 тыс. животных — в приютах. Такими данными поделилась компания Mars Petcare, проведя опрос в девяти странах.

Случаи негуманного отношения к животным наблюдаются не только на улице, но и в местах, которые, как казалось, призваны их оберегать. В ноябре 2020 года началось расследование фактов жестокого обращения с животными в приюте для собак «Пять звезд» в Иркутской области. Волонтеры обнаружили трупы собак в мешках на территории учреждения. Также проверка показала, что животные содержались в вольерах размером не более двух квадратных метров. В одном вольере могли находиться до восьми взрослых особей.

Согласно закону о защите животных, питомцы, от которых владельцы отказались, а также бездомные животные обязаны содержаться в специальных приютах. Учреждения должны размещаться в предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Законом запрещена организация приютов для животных в квартирах любых форм собственности.

Все приюты регистрируются в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС ВетИС). Приюты должны располагать вольерами для содержания собак, теплыми вентилируемыми помещениями для содержания кошек, площадкой для выгула, блоком изолятора и карантина, ветеринарным и санитарным блоками, дезинфекционно-моечным помещением, хозяйственными помещениями для хранения кормов, складом для хранения опилок и сена, морозильными камерами для временного хранения биологических отходов, контейнерной площадкой, контейнерами для твердых бытовых отходов и контейнерами для биологических отходов.

Владельцы приютов и уполномоченные ими лица обязаны:

  • соблюдать общие требования к содержанию животных;
  • проводить осмотр, соблюдать карантин в течение десяти дней для поступивших в приюты животных и проводить вакцинацию против бешенства и иных заболеваний;
  • проводить маркирование метками;
  • стерилизовать поступивших в приюты животных без владельцев;
  • содержать поступивших животных до наступления естественной смерти либо до возврата прежним или новым владельцам;
  • возвращать хозяевам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;
  • обеспечивать владельцу потерявшегося питомца возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах зверей;
  • размещать в интернете сведения о находящихся в приютах животных;
  • вести учет поступивших и выбывших из приютов животных.

Также Минстроем России разработан свод правил, который устанавливает нормативные требования к проектированию новых и реконструкции существующих учреждений для животных. В основу документа легли требования федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ, а также постановление № 1504. Проект документа прошел процедуру публичного обсуждения с участием зоозащитников, волонтеров, представителей профильных министерств и ведомств.

Вадим Петров уточняет: «Нарушения, обнаруженные в деятельности приюта для бездомных животных, могут повлечь прекращение деятельности. Или не повлечь: суды по-разному оценивают эти перспективы в зависимости от обстоятельств конкретного дела».

Изменения, внесенные в 52 ФЗ

В ходе последних изменений ФЗ-52, состоявшихся 3 июля 2016 года, были внесены поправки во второй абзац 32 статьи. Данное положение обязывает граждан и юридических лиц предоставлять документы, подтверждающие право на ношение огнестрельного оружия, на ряду с разрешением на охоту в охраняемых территориях (ФЗ №33 смотрите здесь:).

Статья 4 Федерального закона о животном мире устанавливает право госсобственности на представителей животного мира. Данная статья состоит из следующих ключевых положений:

  • Вся фауна на территории Российской Федерации принадлежит государству по праву собственности;
  • Государству принадлежат суверенные права на представителей фауны исключительно в его границах, в которых оно осуществляют свою юрисдикцию;
  • Владение, использование и распоряжение животным миром совместно производится Российской Федерацией и её субъектами;
  • Настоящий закон позволяет применять гражданское право об имуществе касательно продажи, залога и других сделок с животными;
  • Представители фауны, которые были извлечены из своей среды обитания должным образом, могут принадлежать по праву собственности частным лицам, муниципалитету и государству.

Статья 22 ФЗ-52 предусматривает следующий порядок сохранения среды обитания объектов фауны:

  • Любые виды деятельности, которые влияют на среду обитания животного мира, размножение, нагул и миграцию обитателей фауны, должны производиться в соответствии с требованиями охраны окружающей среды и не приносить ей вреда.
  • В обязательном порядке должны проводиться мероприятия по защите среды обитания представителей фауны при осуществлении следующих действий:
    • строительство населённых пунктов, заводов и других сооружений;
    • внедрение новых технологий и другие виды совершенствования промышленных процессов;
    • ввод неосвоенных земель в сельскохозяйственный оборот;
    • мелиорация земельных участков;
    • использование лесов;
    • осуществление геологических работ;
    • добыча полезных ископаемых;
    • организация рекреационных и туристических мест;
  • При постройке сложных технических сооружений как плотины и гидроэлектростанции, а также при прокладке путей снабжения как шоссейные и железнодорожные магистрали, трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и другие инженерные конструкции, должны разрабатываться и внедряться проекты по сохранению миграционных путей животных, а также мест их скопления, размножения и зимовки;
  • Для охраны видов, которые находятся на грани исчезновения, выделяются особые охраняемые территории в местах их обитания и запрещаются отдельные виды деятельности, которые нарушают жизненные циклы редких представителей фауны;
  • При установлении специальных защитных территорий, на которых запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность, их владельцам, пользователям или арендаторам компенсируются потери согласно законам Российской Федерации и её субъектов.

Статья 31 предусматривает следующие права лиц, которые специально уполномочены осуществлять охранные, надзорные и регулирующие действия по использованию представителей животного мира:

  • требовать документы на право находиться на территориях охраняемых заповедников или акваторий, а также документы, разрешающие носить огнестрельное оружие, если таковое имеется;
  • привлекать к ответственности за административные нарушения;
    осматривать вещи, осуществлять личный досмотр, а также останавливать и проводить досмотр транспорта и оружия, включая как огнестрельное, так и другие орудия добычи. Также сотрудники заповедников могут осматривать добытых представителей животного мира и добытой с них продукции как при их транспортировке, так и на местах хранения и переработки;
  • производить изъятие незаконно добытой продукции и объектов фауны, оружия и орудий добычи, транспорта и документов при оформлении соответствующего протокола;
  • осуществлять хранение и ношение специальных средств обороны и служебного оружия;
  • применять при выполнении обязанностей в допустимой норме физическую силу и оружие;
  • покупать и использовать огнестрельное оружие, а также утилизировать в качестве служебного гражданское оружие и охотничьи ружья. Типы и модели допустимого оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Любые формы воздействия на лиц, уполномоченных осуществлять охрану, надзор и регулирования промысла и использования представителей животного мира, которые мешают им выполнять служебные обязанности, влекут за собой меры ответственности в соответствии с законодательствами Российской Федерации.

История формирования

В XIX веке в Зверинце в Царском селе развивались новые направления развлечений, взятые из жизни Западной Европы. Малышам из аристократических семей пытались с ранних лет привить любовь к животным. В Зверинце можно было увидеть лам, слонов, лебедей, уток, косуль, зайцев и т. д. Животные жили в просторных и удобных условиях. Дети посещали Зверинец, но они не могли брать животных на руки, вмешиваться в их существование. Постепенно такая практика становилась все более популярной. Началось активное строение парков, в которых богатые жители могли содержать своих животных. Стоит понимать, что это было не развлечением, а скорее заботой. Животным предоставляли все необходимые условия. Изучались особенности их естественной среды для создания наиболее комфортных условий. Даже сам император Александр I содержал своих 8 старых лошадей в Петербурге. Они, кстати, были участницами наполеоновских походов. В похоронной процессии императора были задействованы две царские лошади – кобыла Аталанта и мерин Толстой Орловский. Через некоторое время Николай I продолжил обычай заботы о немолодых лошадях.

В 1829 году архитектор по имени Адам Менелас создал «Пенсионерные конюшни». Именно здесь старые царские лошади доживали свой век. Известно, что для лошади по имени Бьюти на камне была высечена надпись, в которой говорилось, что животное 24 года служило Государю. Это положило начало лошадиному кладбищу. Однако неизвестно, что со всем этим случилось после революции.

ПАМЯТКА об ответственном обращении с животными

Напоминаем общие требования к владельцам

Федеральныйзакон от 27.12.2018 № 498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ) регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Напоминаемобщие требования к владельцам:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и обязательных профилактических ветеринарных мероприятий;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц при проведении проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами.

При обращении с животными не допускаются:

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации.

2) натравливание животных на людей, за исключением предусмотренных случаев.

При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения,

Введены запреты на:

1) выгул собак потенциально опасных пород без намордника и поводка (за исключением случаев, когда собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу, и об этом сделана предупреждающая надпись при входе на территорию);

2) контактные зоопарки (за исключением случаев, когда имеется недоступная для людей зона с укрытиями, куда животным обеспечен постоянный беспрепятственный доступ);

3) применение лекарственных средств, способных причинить вред здоровью животных, участвующих в культурно-зрелищных мероприятиях;

4) содержание диких животных дома;

5) запрет на отлов животных с данными владельцами (чипы, бирки, несмываемые клейма).

Статья 245 УК РФ Жестокое обращение с животными

1. Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в присутствии малолетнего;

в) с применением садистских методов;

г) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть “Интернет”);

д) в отношении нескольких животных, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Плюсы и минусы нового закона

Однозначно, данный закон имеет множество плюсов:

  • отныне наказание предусматривается не только за нанесение животному тяжких увечий или умерщвление его на глазах у других людей, но и за негуманное поведение в отношении питомца;
  • владельцы собак обязаны выгуливать своих подопечных только в специальных местах и тщательно следить за тем, чтобы по пути на площадку собака не могла нанести вред окружающим людям и экологии;
  • запрещены контактные зоопарки и разведение в домашних условиях представителей дикой природы, которым не место в многоквартирных домах или на частных приусадебных участках;
  • теперь хозяин, который по каким-то причинам хочется отказаться от своего питомца, обязан передать его другому лицу, или же в специализированный приют.

  • любая концертная деятельность с использованием животных должна быть зарегистрирована, в противном случае организатор понесет наказание за неправомерное использование питомца.

Больше всего противников закона среди охотников и производителей медикаментов для умерщвления животных. Также некоторые люди выступают против требования о стерилизации питомцев.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий