Оформление и содержание
По части структуры и реквизитов приказ о создании комиссии ничем не отличается от приказов по основной деятельности. В нём нужно указать наименование организации, номер и дату составления акта, название вида документа («ПРИКАЗ»). Сам же текст состоит из заголовка, констатирующей и распорядительной частей. Более подробно о нюансах оформления можно почитать в статье «Приказы по основной деятельности », а образец приказа о создании комиссии скачать на нашем сайте.
Текст приказа должен состоять из нескольких (минимум двух) пунктов.
- Прежде чем писать основной текст, нужно дать краткое обоснование: объяснить в одном-двух предложениях, зачем вообще понадобилось собирать комиссию. Обычно здесь ссылаются на законные акты – «в соответствии с Федеральным законом таким-то», «согласно нормам Трудового кодекса». Можно упомянуть и внутренние распоряжения – «в соответствии с распоряжением Генерального директора» и т.п.
- В первом пункте всегда указывается состав комиссии. Кто войдёт в число её членов, что это за лица, какие должности они занимают, из какого они отдела или ведомства? Всю эту информацию нужно занести в приказ в виде списка. Подробнее о составе комиссии сказано ниже.
- В следующем пункте нужно проинструктировать членов комиссии, что они должны делать. Провести аттестацию сотрудников? Так и следует написать. Проанализировать условия труда? Отлично, только здесь же нужно конкретизировать, в чём результат анализа будет выражаться. Проверить соответствие рабочих мест сотрудников нормам законодателя? Возможно и такое. Главное – поставить задачу чётко, ясно и лаконично, в то же время не вдаваясь в подробности. Если какие-то нюансы нужно объяснить подробнее – составьте отдельное приложение и дайте на него отсылку в этом пункте. Если задача сложная и включает в себя несколько этапов – выпишите каждый из них в отдельный подпункт.
- Следует указать сроки работы комиссии. Иногда они зависят только от воли руководителя, а иногда установлены законом. Указываются сроки в том же пункте, где ставятся задачи.
- В последнем пункте указывается ответственный за выполнение приказа. Если ответственный – сам руководитель, можно использовать формулировку «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой» или другую подобную.
Это «костяк» документа. Если посчитаете нужным, вы можете добавить и другие пункты, дополняющие сделанные распоряжения. Но не переусердствуйте – приказ не должен превратиться в толстый фолиант, вызывающий зевоту и мигрень у читателей. Все дополнительные материалы вроде других актов, списков, графиков и прочего оформляйте в виде приложений.
Как составить приказ о создании комиссии
Унифицированные формы первичных кадровых и бухгалтерских документов, обязательные к применению до 2013 года, в 2018 году отменены. По этой причине форма разрабатывается каждой компанией самостоятельно.
Документ составляют либо в произвольной форме, либо по шаблону, утвержденному локальным нормативным актом компании.
Каждый распорядительный документ содержит ряд обязательных реквизитов:
- Регистрационный номер.
- Дата и место издания.
- Название компании, в которой он издан.
- Заголовок документа. Например: «Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии».
- Ссылка на норму закона, ставшую основанием издания.
- Обоснование.
- Список членов комиссии.
- Ссылка на Положение о постоянно действующей комиссии.
- Инструкция для членов комиссии или ссылка на нее.
- Сведения об ответственном за исполнение приказа.
Правила составления текста
- Преамбула или констатирующая часть.
Здесь приводятся основание и обоснование распорядительного документа, о которых мы уже говорили. Примеры обоснования:
- Распорядительная часть.
В первом пункте после слова «приказываю
» следует управленческое решение. Например: «создать постоянно действующую комиссию по инвентаризации
» и сразу приводится ее состав.
Перечень членов комиссии следует начинать с правления: председателя и секретаря.
Формат пунктов перечня следующий: должность сотрудника, ФИО, статус в органе (председатель, секретарь, член комиссии). Срок действия в данном случае не указывается. Иногда приводят дату начала работы коллегиального органа. Если ее не указать, то такой датой считается дата издания приказа.
- Решение об утверждении Положения о комиссии
. - Утверждение Инструкции для членов комиссии
. Текст инструкции может быть включен в приказ в форме заданий, которые получают участники, а может быть оформлен в виде ссылки на соответствующий документ. - Ответственный за исполнение приказа
. Это может быть должностное лицо компании (например, заместитель руководителя по охране труда) или сам руководитель:
Образец приказа о создании постоянно действующей комиссии:
Рис. 1. Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии
Положение о комиссии по охране труда
Формируется комиссия в соответствии с положением, принятом на предприятии. Этот документ является основным в регламентировании работы этого органа. Составляется положение путем внесения предложений и участия всех сторон. Вводится в действие утверждением руководства компании.
Как подготовить и утвердить положение?
Подготовка положения происходит в ходе проведения общего собрания работников фирмы с привлечением к обсуждению самого трудового коллектива, администрации организации и, при наличии, представителей профсоюзной ячейки. На основании соглашения документ составляется и утверждается.
В положении о создании комиссии должны быть прописаны:
- состав комиссии;
- число ее членов;
- срок возложения соответствующих полномочий.
Типовое положение № 412н
Типовой документ, регламентирующий работу комиссии по ОТ, содержит все основные нормы, которые определяют:
- общие положения;
- задачи;
- функции;
- права.
Рассмотрим эти разделы подробнее.
Общие положения
Раздел кратко излагает нормативную основу создания комиссии, цель ее создания. Уточняет, что она является составной частью системы управления ОТ, а также работает в тесном взаимодействии с руководством организации, ее коллективом, а также надзорными органами субъекта РФ в области охраны труда.
В своей деятельности комитет опирается на нормативную базу действующего законодательства.
Задачи
Положение должно максимально полно охватить задачи, которые ставятся перед комиссией. В типовом положении содержатся следующие:
- разработка программы совместных мероприятий всех структур организации и компетентных органов, направленных на соблюдение норм в сфере охраны труда, а также постоянно работать над предупреждением травм и проф.заболеваний;
- регулярно проверять состояние производственных помещений, мест труда работников, анализировать полученные данные и выносить работодателю предложения, направленные на улучшение рабочих условий;
- взаимодействовать с коллективом, информировать их о том, каким рискам они могут подвергаться в ходе производственного процесса, какие им полагаются средства защиты и компенсации.
Функции
Типовое положение рекомендует возлагать на комитет следующие функциональные обязанности:
- постоянно прорабатывать вопрос улучшения ОТ в тесном взаимодействии с руководителем, коллективом и профсоюзом, содействовать обучению работников и проведению инструктажей, направленных на совершенствование их знаний в области охраны труда;
- принимать активное участие в проверках рабочих мест, рекомендовать работодателю к внедрению новых, более безопасных методов;
- информировать коллектив о проведенных мероприятиях, результатах проверок, итогах аттестации рабочих мест, нормативах обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, методам их применения;
- взаимодействие со службой по ОТ в части проведения периодических медицинских осмотров работников, мед. осмотров при приеме на работу, обеспечения молочными продуктами лиц, трудящихся на вредных производствах, рассмотрения вопросов финансового характера для реализации мер, направленных на ОТ, внедрения современных технологий производства;
- предлагать работодателю совершенствовать механизмы в области охраны труда путем направления ему соответствующих представлений;
- участвовать в разработке локальных актов организации в области ОТ.
Права
Возложенные функции возможно выполнять только при наличии соответствующих прав, поэтому комиссия вправе:
- быть информированными об условиях труда, наличии травматизма на производстве и уровне заболеваемости профессиональными болезнями, а также наличии факторов опасного и вредного характера и риске для работников, трудящихся под их воздействием;
- участвовать в заседаниях комитета, где представители работодателя и его структурных подразделений сообщают о том, какие меры принимаются для охраны труда на рабочих местах, допущенных нарушениях, повлекших за собой тяжкие последствия, предлагать работодателю меры наказания в соответствии с действующими законами;
- вносить предложения по совершенствованию коллективного договора в части ОТ;
- предлагать работодателю стимулировать активистов, которые вносят инновационные предложения по улучшению условий работы;
- принимать участие в разрешении трудовых споров в части безопасности труда.
Функции комитета
Работа комитета возможна при проведении им ряда функций. В соответствии со своим назначением комитет на своем заседании анализирует советы и инициативы работодателей, а также уполномоченных работниками профсоюзных органов по разработке программ, улучшающих условия охраны труда людей в организации.
Еще одной функцией является выработка и представление администрации планов о том, сколько человек и в какие сроки имеют право быть освобожденными от работы в связи с проведением медосмотров в организации.
Члены комитета обсуждают планы принятия локальных актов и подготовки решений по вопросам, которые должны быть переданы администрации, профсоюзному органу или уполномоченному работниками представительному органу.
Комитеты и комиссии по охране труда
В соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.
В состав комитета (комиссии) по охране труда на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Представители работников выдвигаются в комитет (комиссию) по охране труда, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Выдвижение в комитет (комиссию) по охране труда представителей работников, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.
Численность членов комитета (комиссии) по охране труда может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива).
Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета (комиссии) по охране труда оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.
Состав комитета и Положение о Комитете (комиссии) по охране труда утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
Комитет (комиссия) по охране труда избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря.
Председателем комитета (комиссии) по охране труда, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем – работник службы охраны труда работодателя.
Председателем комитета (комиссии) по охране труда не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.
Комитет (комиссия) по охране труда осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.
Члены комитета (комиссии) по охране труда выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.
Члены комитета (комиссии) по охране труда отчитываются не реже 1 раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в комитете (комиссии) по охране труда работе.
Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава комитета (комиссии) по охране труда своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава комитета (комиссии) по охране труда и назначать вместо них новых представителей.
Обеспечение деятельности комитета (комиссии) по охране труда, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.
Члены комитета (комиссии) по охране труда должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда за счет средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда в организации определены Типовым положением о комитете (комиссии) но охране труда, утвержденным приказом Минтруда России от 24.06.2014 N 412н.
Приказ
Лица, входящие в состав комиссии, избираются из числа руководства и работающих сотрудников. После избрания кандидатур на роль представителей комитета, руководитель предприятия издает приказ о создании комитета.
Такой документ является распорядительным. В нем указываются следующие моменты:
- наименование предприятия;
- название населенного пункта;
- дата составления;
- утвержденные члены комиссии с указанием занимаемых должностей;
- подпись руководителя и участников новоявленного комитета.
Приказ о создании комитета оформляется по форме, принятой на предприятии, или же произвольно. Конкретного стандарта по написанию и оформлению документа нет.
Образец приказа по созданию комитета:
Функции комитета
Работа комитета возможна при проведении им ряда функций. В соответствии со своим назначением комитет на своем заседании анализирует советы и инициативы работодателей, а также уполномоченных работниками профсоюзных органов по разработке программ, улучшающих условия охраны труда людей в организации.
Еще одной функцией является выработка и представление администрации планов о том, сколько человек и в какие сроки имеют право быть освобожденными от работы в связи с проведением медосмотров в организации.
Члены комитета обсуждают планы принятия локальных актов и подготовки решений по вопросам, которые должны быть переданы администрации, профсоюзному органу или уполномоченному работниками представительному органу.
Правовое регулирование и образец приказа
Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области (ст. 223 ТК РФ).
Под производственной деятельностью, согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
В то же время Минтруд России в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 говорит, что деятельность по сути всех работодателей является производственной — она осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, поэтому действие норм ст. 223 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.
Но штатную должность специалиста по охране труда законодательство требует в организациях, численность сотрудников которой превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель должен принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Если служба охраны труда или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
- оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (эти организации подлежат обязательной аккредитации. Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).
Перечисленные выше способы доступны только работодателям с числом сотрудников до 50 человек (включительно). Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию. Об этом говорит и Минтруд России в своих письмах от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.
Основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37 (далее — Рекомендации). Именно на этот документ можно опираться при создании и работе службы по охране труда. Раньше также можно было применять Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 , но документ потерял силу в рамках «регуляторной гильотины» 1 марта 2022 года.
Согласно п. 10 части второй Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, специфики вида деятельности, наличия филиалов/представительств, степени опасности производств и других факторов. Служба охраны труда может быть организована в виде:
- отдельных специалистов по охране труда;
- бюро;
- группы;
- отдела;
- управления/подразделения;
- департамента.
Структуру и численность работников Службы работодатель определяет самостоятельно, учитывая возложенные на Службу задачи и функции. Среди них:
- контроль выполнения требований законодательства, коллективного договора, отраслевых соглашений;
- работа по профилактике производственного травматизма, профзаболеваний, организация мероприятий по улучшению условий труда
- информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
Образец приказа о создании службы охраны трудаСкачать приказ о создании службы охраны труда в формате word
Задачи комиссии по ОТ
Основные задачи и функции комиссии по охране труда:
Разработка правил и нормативов по ОТ,
предупреждение появления травмоопасных ситуаций и профессиональных заболеваний
Организация контроля условий труда,
проведение анализа и составление предложений руководству по улучшению рабочей обстановки
Взаимодействие со службой ОТ,
помощь в информировании сотрудников о существующих рисках, полагающихся доплатах и компенсациях
Получение информации о СОУТ
и доведение ее итогов до работников
Содействие службе ОТ
во множестве аспектов – от внедрения новых технологий, направленных на улучшение трудовых условий, до бесплатной помощи и лечебно-профилактического питания при осуществлении деятельности на вредных местах
Взаимодействие с профсоюзами
Основные задачи и права комиссии по охране труда в организации
Среди основных задач, которые должна выполнять комиссия по вопросам ОТ в организации, следует отметить:
- отстаивание интересов сотрудников и их защита в сфере безопасности и ОТ;
- составление отчетных ведомостей, на основе которых должны осуществляться консультативные мероприятия по осведомлению руководства и сотрудников, нацеленные на снижение производственного травматизма;
- внедрение в организации основ государственной политики в вопросах охраны труда;
- поиск консенсуса в рамках проводимых регулярных совещаний при выявлении острых проблем в сфере ОТ;
- достижение компромисса при возникновении конфликтных ситуацийс учетом мнений всех сторон диалога: государства, руководства, сотрудников организации;
- рациональное распределение бюджетных средств, которые руководство выделило для реализации запланированных мероприятий по ОТ;
- выработка конкретных предложений для составления коллективного договора, кодифицирующего требования к охране труда.
Помимо задач, комитет имеет и основные права, среди которых:
- вносить свои предложения по профильным вопросам на рассмотрение руководству, профсоюзному комитету, органам самоуправления рабочего коллектива;
- учреждать отдельные группы из общего числа рабочих для решения конкретных вопросов ОТ и привлекать к обсуждению различных экспертов и специалистов в данной области;
- контролировать исполнение пунктов трудового законодательства в рамках трудовой охраны;
- принимать на рассмотрение все материалы, в которых содержатся сведения об ОТ на производстве;
- осуществлять комплексный анализ имеющихся в организации условий труда, а также придерживаться установленных коллективным договором положений и программ;
- иметь беспрепятственный доступ ко всем подразделениям производства и проводить беседы с трудовым персоналом для более углубленного изучения проблем в вопросах трудовой охраны.
Протокол заседания постоянно действующей комиссии, образец
Все заседания комиссии протоколируются. Какой-то установленной законодателем формы протокола заседания комиссии по охране труда не существует, поэтому документ составляется в произвольном виде.
Как правило, в нем отражаются следующие сведения:
- Наименование документа, его номер и дата составления.
- Название организации.
- Список присутствующих.
- Повестка дня.
- Описание по каждому вопросу (кого слушали, как голосовали).
- Резолютивная часть (что постановили, какие решения приняли в итоге).
Завершают протокол подписи председателя и секретаря заседания.
Пример:
Протокол № 8
заседания комиссии по охране труда
Публичного акционерного общества «Ракита»
5 марта 2021 года
г. Челябинск
Председатель: Андрушко Евгения Альбертовна
Секретарь: Драгомерецкий Геннадий Дмитриевич
Присутствовали члены комиссии:
Никольский Геннадий Владиславович, Смирнов Евгений Борисович, Васюк Екатерина Ивановна
Повестка дня:
- Утверждение изменений в коллективном трудовой договоре в части условий, касающихся охраны труда.
- Утверждение рекомендаций ПАО «Ракита» по приведению инструкций по охране труда в соответствие с действующим законодательством.
Слушали:
- Андрушко Евгению Альбертовну: «Предлагаю внести изменения в коллективный трудовой договор…».
Голосование: за (единогласно).
- Никольского Геннадия Владиславовича: «Предлагаю утвердить следующие рекомендации работодателю…»
Голосование: за (единогласно).
Постановили:
- Утвердить изменения в коллективном трудовом договоре и представить готовый проект изменений генеральному директору АО “Ракита” до 15 апреля 2021 года.
- Утвердить рекомендации и представить соответствующее письмо генеральному директору АО «Ракита» до 15 апреля 2021 года.
Председатель: (подпись) Андрушко Е. А.
Секретарь: (подпись) Драгомерецкий Г. Д.
В статье перечислены журналы по охране труда, которые должны быть на предприятии
***
Итак, создание комиссии по охране труда в организации происходит на добровольных началах. В состав комиссии по охране труда обязательно входят участники как со стороны работодателя, так и со стороны рабочих. Комитет (комиссия) по охране труда создается по принципу безвозмездности, при этом все члены данного органа должны пройти соответствующее обучение.
Еще больше материалов в рубрике “Охрана труда”
Положение о комиссии по охране труда
Формируется комиссия в соответствии с положением, принятом на предприятии. Этот документ является основным в регламентировании работы этого органа. Составляется положение путем внесения предложений и участия всех сторон. Вводится в действие утверждением руководства компании.
Как подготовить и утвердить положение?
Подготовка положения происходит в ходе проведения общего собрания работников фирмы с привлечением к обсуждению самого трудового коллектива, администрации организации и, при наличии, представителей профсоюзной ячейки. На основании соглашения документ составляется и утверждается.
В положении о создании комиссии должны быть прописаны:
- состав комиссии;
- число ее членов;
- срок возложения соответствующих полномочий.
Аттестация рабочих мест
На основании норм действующего трудового законодательства каждый работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест (ст. 212 ТК РФ). Под аттестацией рабочих мест согласно ст. 209 ТК РФ понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и проведения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В настоящее время действует Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда <3> (далее – Положение), которое может применяться всеми работодателями (как организациями, так и индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Положением установлен порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования ее результатов. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты, а также их эффективности.
<3> Утверждено Приказом Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.
Работодатель вправе провести аттестацию рабочих мест самостоятельно (в этом случае создается аттестационная комиссия) или привлечь для ее проведения стороннюю специализированную организацию, имеющую разрешение органов Государственной экспертизы условий труда РФ на право проведения указанных работ.
Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией в соответствии с изменениями условий и характера труда не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних аттестационных измерений. Положением предусмотрены случаи обязательной переаттестации рабочих мест, например после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты, по требованию государственных органов.
Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются Протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение N 12 к Положению), к которому должны прилагаться:
- карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
- ведомости рабочих мест и результатов их аттестации в подразделениях;
- сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации (Приложение N 11 к Положению).
Итоговый приказ по СОУТ
При завершении мероприятий по оценке условий труда на производстве организация, проводившая оценку, должна составить отчет, который подписывают все члены комиссии. Далее работодатель обязан:
- утвердить отчет по итогам СОУТ;
- подписать необходимую рабочую документацию (карты, сводные ведомости и др.);
- в течение 30 календарных дней подать декларацию в территориальный орган ГИТ (если рабочие места по итогам СОУТ признаны оптимальными или допустимыми или отсутствуют вредные или опасные производственные факторы);
- не позднее 30 календарных дней ознакомить работников с результатами проведенных мероприятий под подпись;
- не позднее 30 календарных дней разместить при наличии сайта в сети Интернет сведения о результатах проведения оценки и перечне мероприятий для улучшения условий работы сотрудников.
Кроме того, работодатель обязан в течение 3 рабочих дней уведомить организацию, проводившую оценку, об утверждении отчета. Это необходимо, поскольку результаты оценки условий труда, в том числе декларируемых как соответствующих нормативным государственным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений лежит на экспертной организации в десятидневный срок со дня утверждения отчета. Поэтому в случае невыполнения этого требования неприятности будут обеспечены всем: и работодателю, и экспертной организации.
Чтобы этого избежать и реализовать все обязанности в срок и должным образом, работодателю необходимо издать нормативный документ, которым определить ответственных должностных лиц и сроки исполнения.
Образец приказа о завершении специальной оценки условий труда
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ, работодатель обязан реализовывать мероприятия, направленные на улучшения условий труда с учетом результатов проведенной спецоценки.
К указанным мероприятиям можно отнести:
- приобретение новых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- автоматизацию работ;
- модернизацию имеющегося оборудования;
- реконструкцию или приобретение новых вентиляционных систем;
- перепланировку размещения оборудования;
- улучшение социальных и бытовых условий труда и др.
С этой целью целесообразно подготовить отдельный приказ по результатам СОУТ, который определит:
- перечень конкретных мероприятий;
- финансовое планирование и обеспечение;
- сроки реализации;
- ответственных лиц.