Почему важно учить и учиться концентрации внимания
Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни
Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!
Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь
Улучшение внимания и сосредоточения у детей
Чтобы ребенок успешно справлялся со школьными заданиями, важно, помимо письма, чтения книг, уделять внимание формированию его памяти и сосредоточения. Без способности концентрироваться и запоминать не получится ни читать, ни писать. Эта способность будет полезной, например, при написании диктанта
Целесообразно тренировать эти свойства уже дошкольникам – так они будут лучше подготовлены к школьным обязанностям, изучению новых вещей
Эта способность будет полезной, например, при написании диктанта. Целесообразно тренировать эти свойства уже дошкольникам – так они будут лучше подготовлены к школьным обязанностям, изучению новых вещей.
Самый простой способ проведения упражнений для тренировки внимания у детей – тренироваться в момент, когда они этого не осознают, заниматься посредством игры. Можно привлечь больше членов семьи, других родителей, детей. Тренировать память и концентрацию внимания можно в любом месте.
Игра «Кима»
Наверное, самая известная игра, улучшающая не только визуальную память, но и концентрацию внимания, – это пексесо, «игра Кима», чье название исходит их романа Редьярда Киплинга «Ким», в котором главный герой – Ким – играет в эту игру во время шпионской подготовки. Она подходит не только для детей, но и для взрослых, пожилых людей, у которых имеются проблемы с памятью.
Суть игры состоит в том, чтобы показать несколько предметов на картинках в течение определенного времени. По умолчанию это, примерно, 10-20 вещей на протяжении 2 минут, в зависимости от возраста участников игры. По истечении этого времени картинки закрываются (переворачиваются), а задача детей – рассказать или записать то, что они помнят.
Все летает, что имеет перья
Цель игры – развитие фокусировки, проницательности, словарного запаса. Преимущество – возможность вовлечения нескольких детей, которые сидят вместе в кругу, а взрослый говорит «Все летает, что имеет перья», показывая любой предмет. Если такой предмет летает, дети поднимают руки, если нет – остаются сидеть неподвижно.
Хлопанье в ладошки на слово
Игра, тренирующая акустическое внимание, различение существенных и незначительных звуков, называется «хлопанье в ладошки на слово». В этой игре вы выбираете текст, в котором есть одно или несколько повторяющихся слов
Когда ребенок слышит это слово, он хлопает в ладошки. Простейшая версия этой игры проводится в тишине. Сложный вариант предполагает присутствие включенного телевизора или радио.
Тренировка объема памяти
Краткосрочная слуховая или зрительная память не принесла бы пользы в процессе обучения, если бы мы не могли далее использовать полученную информацию. Простое упражнение для улучшения рабочей памяти – запоминание 3-х элементов или цифр, количество которых может быть увеличено. Специалисты по психологии рекомендуют детские стихи.
Йога для детей
Программа упражнений для поддержки и развития внимания может применяться в любое время дня. Даже когда ребенок нуждается в поддержке концентрации внимания. Детская йога устраняет усталость, снимает напряжение, поэтому подходит для всех возрастных групп.
Важно следовать основным правилам:
- нельзя тренироваться до боли – упражнения должны доставлять удовольствие;
- в каждой позиции следует находиться в течение нескольких секунд, в соответствии с личными ощущениями;
- все движения выполняются медленно, спокойно;
- дыхание – регулярное, спокойное.
Полное йогическое дыхание
Основное положение: лежа на спине, руки вдоль тела, ладони вверх (шавасана).
Согните ноги в коленях, ноги лежат на коврике. Дышите медленно, регулярно, в одной волне на вдохе сочетается брюшное (диафрагма), грудное, подключичное дыхание (полное йогическое дыхание). Для проверки правильности дыхания, поместите ладони на брюшную стенку, грудную клетку, подключичную область, почувствуйте подъем и опускание этих частей при дыхании.
Притягивание колена к голове (Павана Муктаасана)
Основное положение: лежа на спине, руки вдоль тела, ладони вверх (шавасана).
- Вдох: согните правую ногу.
- Выдох: обхватите колено, потяните ногу как можно ближе к туловищу, одновременно подняв голову. Старайтесь максимально приблизить колено к носу.
- Вдох: верните голову обратно на коврик.
- Выдох: вернитесь в основное положение.
Повторите упражнение с левой ногой.
Как распознать нарушения внимания у взрослых и детей?
Давайте начнем с нарушений концентрации у малышей
Скорее всего, ваша кроха испытывает сложности с вниманием и сосредоточенностью, если:
постоянно забывает ваши просьбы, которые приходится многократно повторять;
не может ответить на вопросы о прочитанной книге или просмотренном мультфильме;
жалуется на быструю и постоянную усталость;
регулярно оставляет занятие, не завершив его до конца;
кажется, что он занимается делами только для того, чтобы его побыстрее оставили в покое, при этом работает неопрятно, быстро, как говорится, «тяп-ляп»;
совершает множество ошибок в домашней работе;
не способен долго заниматься одним делом;
избегает выполнять задания, требующие максимального терпения и точности;
часто теряет/забывает личные вещи;
не умеет строить планы.
У взрослых людей симптомы расстройства схожи, с тем лишь отличием, что задачи у них требуют более зрелого подхода и предполагают несение полной ответственности за свои действия.
Если взрослый человек испытывает трудности с концентрацией, постоянно отвлекается от задач на незначительные мелочи, переключается на другие действия, испытывает проблемы с самоорганизацией и дисциплиной, часто опаздывает, откладывает важные дела на потом, подвержен постоянным переменам в настроении, слишком возбужден или, наоборот, разбит и апатичен, то, скорее всего, пора задуматься, что не так с вниманием и как это исправить.
Как развить концентрацию внимания
Наблюдая за процессом взросления ребенка, можно сделать вывод, что концентрация внимания становится все более сильной с возрастом. На основании многолетних исследований и были составлены нормативы, которые определяют продолжительность школьных уроков, а позже и университетских пар
Тем не менее даже по достижении определенного возраста некоторым индивидам бывает достаточно сложно длительное время сосредотачиваться и удерживать внимание на одном и том же объекте или же занятии. В данном случае развитие концентрации внимания потребует некоторых усилий как со стороны педагогов (если речь идет о ребенке), так и со стороны самого субъекта (если речь идет о взрослом человеке)
Улучшение способностей к концентрации достигается посредством непрерывных и усердных тренировок. Концентрация внимания у детей чаще всего вырабатывается сама собой. Даже те дети, которым поначалу достаточно трудно привыкнуть к длительным и однообразным занятиям, со временем привыкают к этому. Учебный процесс направлен на то, чтобы, завершив образование, человек был готов к трудовой деятельности не только с точки зрения фундаментальных знаний, но также и с точки зрения самодисциплины. Если же с возрастом человек не приобретает подобных способностей, ему необходимо прибегать к тренировкам посредством специальных упражнений.
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
Диагностика
Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.
- Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
- Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
- Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
- нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
- консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
- педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
- может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.
Как эмоциональный маятник провоцирует сбой внимания
Когда мы чересчур возбуждены, чрезвычайно взволнованы, испытываем сильный страх или ярость, эмоциональный маятник резко взмывает в противоположную сторону. Теперь мы как бы насильно, против нашей воли, оказываемся втянутыми в бурлящий водоворот самых сильных чувств и, как результат, становимся:
- зависимыми от наших переживаний,
- полностью охваченными бурей чувств,
- не в состоянии рационально относиться к происходящему вокруг.
Причиной тому – особенный рефлекс, названный знаменитым физиологом И.П. Павловым ориентировочным. Другое его название – рефлекс «Что такое» — как нельзя точно передает его роль в нашей жизни. Любые видимые и неожиданные изменения вокруг способны мгновенно вызвать у человека этот рефлекс. Как и все в нашей психике, он обладает полезностью, помогая вовремя заметить приближение опасного или полезного объекта. Но именно благодаря ему, наш эмоциональный маятник и взмывает вверх при каждом внезапном изменении среды
А внимание тут же меняется с произвольного, преднамеренного, на непроизвольное. Говоря иначе, мы отвлекаемся от нашей задачи помимо нашей воли
И требуется приложить немало усилий, чтобы потом вернуться обратно в свое рабочее состояние.
Вовсе «отключить» у себя ориентировочный рефлекс, конечно, не удастся. Но можно научиться сохранять самообладание и сосредоточенность в условиях, когда на вас буквально обрушивается шквал разного рода раздражителей
Управление вниманием – это, прежде всего, сознательное фокусирование на объекте и такое же осознанное абстрагирование от всего, что отвлекает или препятствует сосредоточенности
Что такое внимание?
Для объяснения этого термина можно провести аналогию, где внимание – это луч, испускаемый источником света – нашим сознанием. Этот луч может двигаться, освещая заинтересовавшую сознание область
А так как поток света является направленным, то в освещенной зоне оказываются лишь некоторые предметы. Именно их человек начинает замечать, не придавая значения тому, что остается за пределами освещенной области. Но у внимательных людей этот луч будет ярким и сконцентрированным. А невнимательный человек в тусклом и слабом освещении своего луча видит все размыто и неясно.
Говоря научным языком, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. И характеризуется этот психический процесс особым состоянием мозга, когда человек приводит все свои познавательные системы – восприятие, воображение, мышление и память – к концентрации на предмете, который имеет для него значимость
Концентрация же – это одно из свойств внимания, наряду с объемом, распределением, устойчивостью и переключением.
Правильное питание
Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.
Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.
Регулярное воздействие
Выберите что-нибудь, находящееся непосредственно в поле вашего зрения, например карандаш, и как можно убедительнее прикажите себе: “Смотри на этот карандаш!” Потом сделайте паузу и подождите, пока ваше сознание отреагирует на приказ. Карандаш проявится в ваших мыслях четче. Зафиксируйте реакцию сознания, мысленно произнося: “Отлично”. Теперь повторите то же самое несколько раз: “Смотри на этот карандаш! – Пауза. – Отлично”. “Смотри на этот карандаш! – Пауза. – Отлично”
Обратите внимание на “качество” вашего внимания. Засеките время появления ответной реакции; установите, насколько быстро реагирует ваш разум
Проверьте, начинает ли он по мере тренировки реагировать быстрее. Итак, осмотритесь вокруг и сфокусируйте на чем-нибудь ваше внимание.
Онлайн-тренажеры для развития внимания
На просторах сети есть множество сервисов для развития функций мозга, в том числе и внимания. Я познакомлю вас с четырьмя моими любимыми. Все они устроены по одному принципу – часть тренажеров доступна бесплатно, а за расширенный доступ придется заплатить.
Викиум
Викиум – самый популярный на сегодняшний день сервис тренажеров для развития мозга. Там вы найдете упражнения и игры по развитию внимания, памяти, мышления, логики. На сегодняшний день их больше сорока. Упражнения довольно простые, поэтому их легко можно вписать в ежедневное расписание, занимаясь, например, в перерывах между работой.
Битрейника
На Битрейнике можно сосредоточиться только на развитии внимания, а можно тренировать все когнитивные функции в комплексе. Помимо самих упражнений, есть много интересных фишек, например, турниры среди участников, тесты. Задания разные: есть простые, а есть довольно сложные.
BrainApps
На сервисе BrainApps вы найдете 52 тренажера, 18 из которых направлены на тренировку навыка концентрации. Среди них таблицы Шульте, задачи на сортировку, сравнение и поиск фигур. Также на сайте можно пройти различные курсы, в том числе и по развитию внимания.
CogniFit
Создатели CogniFit утверждают, что с помощью сервиса можно не только улучшить показатели мозга, развить логику, внимание и память, но и скорректировать некоторые расстройства, такие как СДВГ, бессонница, рассеянный склероз и даже последствия инсульта. Есть программы как для детей, так и для взрослых, а также специальный раздел для специалистов в области здравоохранения
Если пока у вас плохо получается, наращивайте время работы над задачами постепенно
Если вы попробовали эти упражнения, но удерживать внимание всё равно не выходит, не отчаивайтесь. Так бывает довольно часто
Не забрасывайте тренировку осознанности. Вам просто нужно больше практики, как и в любом новом занятии. Суть не в том, чтобы отучить себя отвлекаться. А в том, чтобы научиться замечать, когда вы отвлеклись, и направлять внимание обратно.
Все мы разные, и каждый сам для себя определяет цель своей жизни. В конечном итоге концентрация на том, что нас “зажигает” – неиссякаемый источник сил, идей и побед. И, к чему бы мы не стремились, все мы имеем в распоряжении своё тело и сознание – наши орудия труда. Развивая их, мы повышаем свои шансы воплотить в жизнь наши идеи и мечты. И – высший пилотаж – делать это с лёгкостью и удовольствием!
Больше узнать о памяти, внимании концентрации, а также найти дополнительные упражнения для их тренировки можно в следующих книгах:
«Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут» Штаффан Нетеберг.
«Сила концентрации» Уильям Уокер Аткинсон.
«Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай» Питер Брегман.
«Концентрируйся свободно!» Лео Бабаута.
«Развитие памяти и способности концентрироваться» Гарри Лорейн.
«18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела» Питер Брегман.«Максимальная концентрация
Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления» Люси Джо Палладино.
«Самое важное» Стивен Кови.
«Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие» Нейл Фьоре.
Как улучшить концентрацию внимания
Высокая концентрация внимания достигается не только усердными тренировками, но также и созданием комфортных условий. Дело в том, что любая мелочь (посторонний шум, телефонный звонок и прочее) может вывести человека из сосредоточенного состояния, после чего вернуться к прежнему режиму работы будет не так уж и просто. Таким образом, желая сконцентрироваться на работе, прибегните к следующим практическим советам:
Держите при себе блокнот или листок бумаги, на котором будет написано ваше текущее действие. Каждый раз когда вы на что-то отвлечетесь, данная подсказка поможет вам вернуться в нужное русло.
Выбирайте для работы тихое место, чтобы для вас были недосягаемы посторонние шумы. Если вы работаете дома или же в многолюдном офисе, то нет ничего зазорного в том, чтобы использовать беруши.
На вашем столе должны быть только самые необходимые для работы предметы. Уберите все, что может вас отвлекать – сувениры, фотографии и так далее.
Залог эффективной работы – это ощущение комфорта и хорошее самочувствие. Ваше рабочее место должно быть оборудовано комфортной мебелью, а также находиться в хорошо освещенном и проветриваемом помещении с комфортной температурой. Также не забудьте о том, что организм постоянно нуждается в подпитке едой и жидкостью.
Всегда составляйте перечень заданий, которые вам необходимо выполнить
При этом важно ни на что не отвлекаться, а главное – не откладывать начатое на потом.
Как оценить уровень концентрации внимания
Чтобы понять состояние вашей внимательности, разработана методика изучения концентрации и устойчивости внимания. Прежде чем ответить на вопрос как повысить концентрацию внимания рекомендуется пройти тест.
Методика Мюнстерберга.
Тест поможет определить уровень концентрации, избирательности внимания и помехоустойчивости.
Среди указанных букв присутствуют слова, которые нужно выделить. На тест отводиться две минуты. Добейтесь того, чтобы концентрация внимания была максимальной.
За две минуты нашли все зашифрованные слова — сосредоточенность на должной высоте. Отведенного времени на тест показалось много – отличный результат. Двух минут не хватило – концентрация внимания низкая. Добавьте себе 5 секунд за каждое слово, которое не смогли найти.
«Десять слов».
Данный тест проверяет состояние сосредоточенности и работу кратковременной памяти.
Чтобы пройти тест нужно, чтобы другой человек прочитал для вас десять слов. Выбранные слова не могут быть связаны смыслом или ассоциациями.
Пример:
Подушка, пирог, снег, пудель, тетрадь, фокус, тапочки, осень, корабль, кирпич.
Если после первого прочтения слов вы назвали 8 – уровень концентрации внимания на высоте. Повторили 7 слов – удовлетворительное состояние концентрации. Назвали меньше 7 слов – концентрация внимания на низком уровне.
Тест Шульте.
Используйте одну таблицу для одной попытки. В каждой из таблиц среди вразброс расположенных цифр нужно показывать и называть цифры по порядку от 1 до 25. Засекайте время, потраченное на тест.
Концентрация внимания на высоте, если вы потратили на тест (одна таблица) не больше чем 40 секунд. На тест ушло от 40 до 50 секунд – средний уровень внимания. Затратили больше 50 секунд – низкий уровень внимательности. Методика Шульте – проверка уровня сосредоточенности и одновременно тренировка внимания.
Как развить концентрацию внимания?
Для развития внимания отлично подходят следующие задания:
— лабиринты;
— найди различия между картинками;
— исправление ошибок в тексте;
— описание картинки по памяти;
— кроссворды;
— раскраски с мелкими деталями;
— соединение точек по номерам;
— паззлы;
— поиск мелких предметов на картинке
Прежде чем выполнять данные упражнения, необходимо учитывать несколько важных правил:
— заранее четко и ясно объясняйте, какая перед ребенком стоит задача, чтобы не отвлекать его подсказками во время выполнения;
— выбирайте задание, которое будет соответствовать уровню языка, чтобы не уменьшить мотивацию;
— соблюдайте регулярность выполнения упражнений
Первое время постарайтесь создать атмосферу, в которой не будет никаких отвлекающих факторов, чтобы ученик полностью погрузился в учебу. Со временем, когда вы будете понимать, что у ученика хорошо получается выполнять данные задания, введите несколько отвлекающих факторов: откройте окно, включите фоновый шум, когда ученик отвечает на вопросы или договоритесь провести занятие с учеником в кафе. В повседневной жизни не существует идеальной тишины
Во время экзамена или в аэропорту, где нужно будет разговаривать с иностранцами всегда будет фоновый шум, поэтому важно объяснять уже в подростковом возрасте, что не существует идеальных условий для общения в жизни, чтобы потом это не мешало
Рассеянность дома
Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
Время Действие
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.
Как увеличить концентрацию внимания
Вы, вероятно, слышали или даже читали материалы в Сети, в которых утверждалось, что продолжительность концентрации внимания людей сокращается из десятилетия в десятилетие и даже из года в год. Все настолько плохо, что, говорят, даже у золотых аквариумных рыбок память (по некоторым подсчетам, они способны сконцентрироваться и что-то запомнить всего на 3 секунды) и то дольше, чем у некоторых представителей Homo Sapiens.
Это, конечно же, вздор! Ученые доказали, что с памятью у рыбок все нормально, а вот у людей концентрация действительно падает, и это могут подтвердить сами люди, которым тяжело сконцентрироваться и сосредоточиться на той или иной вещи.
Так как же узнать, действительно ли у вас необычно короткая продолжительность концентрации внимания? И что вы можете сделать, чтобы улучшить свою? Вот что нужно знать.
Профилактика
- Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
- Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
- Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
- У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
- Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.
Нарушение концентрации внимания
Далеко не всегда человеку удается сосредоточиться на выполнении какого-либо действия, даже если это представляет собой объективную необходимость. Это, безусловно, можно считать нарушением. Снижение концентрации внимания приводит к рассеянности, которая бывает нескольких видов:
Истинная – внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, не задерживаясь при этом на долгое время (случай, когда это состояние вызвано нервным или физическим истощением, а также сильным стрессом, называют прострацией).
Мнимая – возникает в результате сосредоточения на каких-то личных мыслях, в результате чего концентрация на внешних объектах не представляется возможной
Ученическая – быстрая переключаемость с одного процесса на другой (наиболее характерна для школьников и студентов, откуда и произошло ее название).
Старческая – медленная переключаемость (вызвана нарушениями умственных процессов, связанными с возрастом).
Мотивационно-обусловленная – речь идет о сознательном отключении внимания от того или иного объекта или процесса, который вызывает неприятные или нежелательные ассоциации.
Избирательная – со временем привычные вещи перестают обращать на себя внимание человека (речь может идти о процессах в организме или же бытовых явлениях).
Проблемы с концентрацией внимания
Есть несколько факторов, которые снижают концентрацию внимания. Далеко не все из них можно связать с развитием технологий.
Даже руководители компаний рейтинга Fortune 500 не способны концентрироваться на задаче дольше 28 минут. Интересно, что технологии, которые часто кажутся основной причиной таких проблем, играют в этой ситуации хоть и важную, но вовсе не ключевую роль.
Узнайте больше о том, как развить внимание и осознанность, в специальной подборке РБК Pro. «Внимание и осознанность: как их развивать» — подборка РБК Pro
«Внимание и осознанность: как их развивать» — подборка РБК Pro
Постоянная бдительность
Любая стрессовая ситуация, в том числе и кризис, повышает бдительность человека. Он начинает «сканировать» среду на предмет опасности, например, отвлекается от работы постоянно читает новости. Однако достичь полной концентрации можно только при условии, когда человек чувствует себя в безопасности.
Пищевые привычки
Определенная пища влияет на работу мозга. Например, «быстрые углеводы» — белый хлеб, конфеты, кондитерские изделия — провоцируют выброс глюкозы в крови. Человек чувствует прилив энергии. Однако затем уровень сахара достаточно быстро падает, человек ощущает усталость и уже не может ясно мыслить.
Так же на уровень концентрации внимания влияет и синтетическая переработанная еда. В результате одного научного эксперимента выяснилось, что после отказа от такой еды у детей на 50–70% возрастает концентрация.
Злоупотребление использованием гаджетов
Нейробиологи заявляют, что человеческий мозг способен обрабатывать только одну задачу за раз. Однако многие поклонники технологий одновременно смотрят новости на смартфоне и слушают подкасты или аудиокниги. В результате мозг постоянно переключается с одной задачи на другую, и человек запоминает информацию отрывочно. Чтобы вернуться обратно к состоянию полной концентрации, ему требуется, в среднем, 23 минуты. Чем больше времени пользователь тратит на гаджеты, тем больше времени ему нужно восстанавливаться.
Свойства внимания
Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?
Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках
Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.
Дыхательные упражнения
Несложные дыхательные практики помогут сосредоточиться на текущем моменте.
Дыхание в такт с анимацией
Чтобы практиковать глубокое, равномерное дыхание, необязательно считать про себя — можно смотреть на специальные анимированные изображения, например такие. Упражнение займёт одну минуту.
Сосредоточьте внимание на изображении.
Начните дышать в такт движению на анимации.
Если вы отвлеклись, снова верните внимание на изображение.
Следите за интенсивностью вдохов и выдохов.
Форсированные вдохи
Эта практика не подходит для ситуаций сильной тревожности, но может помочь, когда человек чувствует себя в целом нормально, только с концентрацией у него не очень.
Как эффективно развивать внимание у младших школьников
У младших школьников преимущественно развито непроизвольное внимание, поэтому им свойственно часто отвлекаться. При этом устойчивость произвольного внимания у них кратковременна
Для детей в возрасте 7-8 лет характерно удерживание произвольного внимания не больше 15 минут. Ученики первых и вторых классов еще не имеют способностей надолго концентрироваться на работе, особенно если она монотонная и не вызывает у них никакого интереса, поэтому дети легко отвлекаются.
Дети младшего школьного возраста должны уметь сосредоточиться на учебном задании, сохранять на нем концентрированное внимание в течение длительного времени, быстро и гибко переключаться с одного задания на другое. Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:
Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:
- объем (концентрация сразу на нескольких предметах и удержание их в уме);
- устойчивость (удержание информации о предмете в течение длительного периода);
- концентрация (удержание информации о предмете в кратковременной памяти);
- избирательность (концентрация внимания на нужном объекте);
- распределение (выполнение нескольких действий одновременно, без ошибок);
- переключаемость (переключение внимания с одного предмета на другой);
- произвольность (концентрация внимания по требованию).
Свойства внимания начинают развиваться у детей на протяжении дошкольного возраста. Но с походом в школу, на этом развитие не закачивается, а наоборот – требует еще большей постоянной систематической тренировки. Родителям следует тщательно следить за развитием всех вышеперечисленных свойств внимания, так как нарушение каждого из них ведет к нарушению деятельности и поведения ребенка.
В данной статье подобраны для детей упражнения для концентрации внимания и его основных свойств.