Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением

Семейные факторы

асоциальная личность

Дети, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще склоняются к схемам преступного поведения.

Также дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.

Биологические и семейные факторы часто совпадают, что усиливает их действие. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приёма наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны. Они медленно усваивают материал в школе, что со временем накладывает сильный отпечаток на самооценку ребёнка.

Что делать, если ты асоциален?

Чипенко антон

Ну мне кажется даже при асоциальности можно найти какие нибудь плюсы,например когда человек находится в одиночестве он много размышляет по крайней мере если вообще способен размышлять.Часто одиночество способствует разнообразному творчеству,так что я бы не сказал что одиночество это так сильно плохо,но конечно не нужно доводить одиночество до крайней меры,естественно нужно контактировать с окружающим миром,да и приходится в любом случаи контактировать с окружающими миром потому что по другому просто не выживешь.Но разумеется если человек хочет избавится от асоциальности значит ему это мешает по жизни,следовательно нужно работать над собой ,выходить для начала на короткие растояния.

Alisa1976

Если человек сам страдает от своей замкнутости и неконтактности, ему надо попробовать постепенно, шаг за шагом себя хоть немного изменить. Для начала стоит поучиться общению в Интернете, если реальных друзей уж совсем нет, а потом и в жизни. Можно пробовать задавать вопросы хотя бы в магазинах, на улицах для того, чтобы преодолеть свою робость, если речь идет именно об этом.

Master key 111

Ничего не делать, зачем менять себя, у меня есть знакомый который просто ненавидит быть на людях так он постоянно ходит в походы, или просто сидит дома с близкими, или один, это не плохо и не хорошо, просто есть такие люди и они живут как им нравится, а это главное.

Goli

Если вы имеете ввиду, уход от общения, то ничего не надо делать.

Возможно вы думаете, что это не нормально, могу вас успокоить, это не так.

Уход от общения, это этап взросления личности. Вы же не залезли в бочку как Диоген( это все же крайность). Кстати Диоген ярчайший пример асоциальности и гениальности.

Гении часто асоциальны.

Malivi

Нужно бороться со своими страхами, пытаться общаться, шутить и как можно больше контактировать с людьми. Да, в нашей жизни не все вырастают ораторами, которые ведут толпы за собой. Но и мириться с таким фактом фактом нельзя, так как человек социальное существо и без общения чахнет.

bolshoyvopros.ru>

Асоциалы в литературе

Лучше помогут узнать о людях с антиобщественным поведением известные литературные произведения. Среди них:

  • «1984» (Джордж Оруэлл).
  • «Видеосмерть» (Ирвин Уэлш).
  • «Хорошо быть тихоней» (Стивен Чбоски).
  • Книги о Шерлоке Холмсе (Артур Конан Дойл).
  • «Превращение» (Франц Кафка).
  • «Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон).
  • «О дивный новый мир» (Олдос Хаксли).
  • «Ганнибал» (Томас Харрис).
  • «Джейн Эйр» (Шарлотта Бронте).

Асоциальные люди – те, у которых либо нет мотивации к социальной жизни, либо их поведение противоречит общественным правилам. Легкой формой асоциальности является интроверсия, крайней – шизофрения.

Девиантное поведение свойственно детям и взрослым, представителям разных социальных групп и уровня образования. Оно может выражаться во всевозможных зависимостях (побег от реальной жизни), а также игнорировании моральных норм и их нарушении (вплоть до уголовно наказуемых деяний).

Среди распространенных причин возникновения асоциальности: биологические, социальные и личностные факторы. Лучший способ борьбы – профилактика. Интересно, что асоциал – не всегда плохой человек, ими могут быть гении или верующие, чья религия поощряет уход от социума.

Что такое асоциальное поведение человека?

Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:

  • частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
  • негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.

Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума.
Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:

  • отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
  • отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
  • отсутствием желания участвовать в жизни социума.

Эти три пункта становятся причиной:

  • попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
  • общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
  • развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.

Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.

Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.

Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?

В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.

Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.

Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни.
Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.

Асоциалы в литературе

Портреты асоциалов можно найти в таких произведениях, как:

  • Ш. Бронте «Джен Эйр»;
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»;
  • Д. Оруэлл «1984»;
  • И. Уэлш «Видеосмерть»;
  • С. Чбоски «Хорошо быть тихоней»;
  • Ф. Кафка «Превращение»;
  • Т. Харрис «Ганнибал»;
  • С. Ларссон «Девушка с татуировкой дракона».

Таким образом, асоциалы не имеют достаточного ресурса для активности в социуме и конструктивного взаимодействия. Решить эту проблему можно с помощью психолога, но лучшим средством защиты от деструктивного поведения близких является профилактика.

Мне нравится1Не нравится

Читайте далее:

Гедонизм — что это такое, кто такой гедонист, гедонистические функции и образ жизни

Целеустремленность

Что такое простыми словами меркантильность и меркантильный человек

Что такое лицемерие простыми словами: 7 примеров двуличных людей

Коммуникабельность

Что такое тщеславие с точки зрения психологии: 6 признаков и 6 причин

Биологические факторы

Исследования свидетельствуют о генетических коррелятах асоциального поведения. У идентичных близнецов величина конкордантности для криминального поведения вдвое выше, чем у родственных, из чего ясно, что такое поведение частично наследуется. Изучение усыновления показывает, что преступления усыновлённых мальчиков сходны с преступлениями их биологических отцов.

Отмечается также, что асоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они с помощью импульсивных и опасных действий стремятся к получению стимуляции, вызывающей соответствующие ощущения.

Особенности поведения и черты асоциального человека

Асоциальный человек — это индивид, чье поведение ориентировано на удовлетворение собственных потребностей. У асоциала отсутствует чувство ответственности за свои поступки. Причиняя окружающим боль, он не испытывает угрызений совести.

Что такое асоциальное поведение

На вопрос о том, что такое асоциальность, ученые отвечают, что в это понятие укладывается пренебрежение нормами морали данного социума.



Индивид не имеет мотивации для установления контактов с себе подобными и ориентирован на одиночную деятельность. В некоторых случаях человек налаживает контакт с людьми, имеющими похожие склонности и мировоззрение (наркоманы, алкоголики).

Характеристики асоциальной личности

Асоциальность может проявиться уже в младших классах или подростковом возрасте. Ребенок:

  1. Лжет родителям и сверстникам.
  2. Отказывается от посещения школы, не проявляет интереса к учебе.
  3. Не имеет друзей среди ровесников, отказывается от общения с ними. Более агрессивные дети поддерживают контакты с «плохими» компаниями, общение в которых сводится к совершению совместных правонарушений — хулиганства, насилия, грабежей.
  4. Способен уходить из дома на несколько дней, имеет тягу к бродяжничеству. После возвращения ребенок обещает родителям больше не поступать подобным образом, но никогда не сдерживает обещания.
  5. Проявляет агрессию по отношению к животным или людям, которые физически слабее его.

Во взрослой жизни такой человек:

  1. Отличается недобросовестностью по отношению к работе. Для асоциальных людей характерны необоснованные прогулы, халатное отношение к своим обязанностям, отсутствие мотивации. Нередко такие люди отказываются устраиваться на работу, имея для этого возможности.
  2. Не умеет выражать свои эмоции. И горе, и радость могут выражаться у асоциала истериками.
  3. Не способен планировать свою жизнь, что проявляется частыми переездами, сменами рабочих мест и партнеров.
  4. Склонен к преступлениям и агрессии. Не имея возможности или боясь совершить преступление, асоциальный человек направляет агрессию на близких людей, от которых не ожидает ответной реакции — престарелых родителей, малолетних детей, супругов.
  5. Стремится удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями других людей. Будучи эгоистами, асоциалы уверены в правильности своего поведения. Им не свойственен стыд.
  6. Игнорирует свои материальные обязательства, отказываясь платить долги, алименты, финансово помогать нуждающимся близким родственникам.

Виды асоциального поведения

Встречается несколько типов асоциального поведения. Принадлежность к тому или иному типу часто зависит от темперамента асоциала и природных склонностей.

Профилактика асоциального поведения

Перевоспитать взрослого человека сложно. Чтобы предотвратить развитие девиантного поведения, родителям необходимо позаботиться об эмоциональном состоянии сына или дочери: чаще хвалить ребенка, одобрять его выбор. Не следует предъявлять завышенных требований, например заставлять посещать несколько секций и быть при этом отличником в общеобразовательной школе.

https://youtube.com/watch?v=LoLtzx1me6I

Стремление нарушать нормы общественного порядка может быть своеобразной формой протеста для детей из авторитарных семей, к мнению которых никто не прислушивается.

Позволяйте ребенку выбирать самостоятельно, старайтесь ничего не навязывать и не критиковать его действия. Учите детей правильно выражать свое мнение и эмоции, напоминая им о том, что они должны прислушиваться к мнению окружающих.

Ребенок должен помогать взрослым (пожилым, беременным, инвалидам) и тем, кто слабее его (помочь одеться младшему брату).

Дома у ребенка должны быть свои обязанности — выгул домашних животных, поливка цветов, уборка своей комнаты и т. д. Наличие обязанностей формирует чувство ответственности.

Если вы узнали о конфликте ребенка со старшими (соседями, учителями) или ровесниками (одноклассниками, друзьями), примите участие в разрешении этого конфликта. Однако не стоит принимать сторону своих детей, если они не правы. Старайтесь быть объективными.

Родители всегда являются примером для подражания. Следите за своим поведением и отношениями в семье. Если папа и мама ведут асоциальный образ жизни, им будет трудно убедить детей вести себя иначе.

Импульсивного ребенка, в чьем поведении проявляется асоциальность, желательно привлечь к занятиям спортом или творческой деятельности.

Асоциальные подростки

Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.

Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.

Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:

  • семейные проблемы;
  • влияние товарищей;
  • романтическое восприятие образа бунтаря;
  • строгость родителей или опекунов;
  • физические проблемы из-за болезней;
  • личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
  • психологические зависимости;
  • религиозные культы;
  • желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
  • фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
  • влияние субкультуры.

Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе. Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии. Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Лечение эмоционального выгорания

Лечение зависит от причин и должно подбираться индивидуально для каждого пациента. Категорически не рекомендуется самолечение снотворным, которое может привести к лекарственной зависимости. 

Если выгорание связано с работой, доктор может порекомендовать взять отпуск, а также следующие шаги для коррекции синдрома:

Психотерапия. Когнитивно-поведенческая терапия заключается в постепенном воздействии на пациента вызывающими тревогу ситуациями и помощи в изменении его поведенческой реакции.

Медикаменты. В некоторых случаях могут быть назначены антидепрессанты (ингибиторы обратного захвата серотонина). Иногда комбинируют ингибиторы обратного захвата дофамина и норэпинефрина. Эти вещества направлены на увеличение концентрации этих нейромедиаторов в межсинаптических пространствах, точках соединения между нейронами.

Существуют также естественные методы лечения выгорания: 

Техники релаксации. Они снижают уровень стресса и улучшают работу сердца, даже если уделять им всего несколько минут в день. 

Гипноз. Он позволяет человеку мобилизовать собственные ресурсы, чтобы справиться с выгоранием.

Йога и тайчи. Их практика связана с увеличением BDNF, фактора построения и пластичности нейронов . Поэтому занятия йогой или тайчи могут предотвратить эмоциональное выгорание или улучшить самочувствие человека с этим синдромом.

Изменение диеты. В частности, может быть рекомендована диета, богатая магнием – его дефицит участвует в многочисленных механизмах, связанных со стрессом и выгоранием. Прием магния помогает предотвратить выгорание и выйти из него.

При этом некоторые продукты уменьшают всасывание магния и увеличивают его выведение с мочой:

  • кофеин, содержащийся в кофе, некоторые газированные и энергетические напитки;

  • избыток фосфора (молочные продукты, безалкогольные напитки , обогащенные фосфорной кислотой);

  • алкоголь.

Продукты, богатые магнием, включают морепродукты, сардины, бразильские орехи, орехи, фундук, миндаль, овощи с зелеными листьями, гречку, бобовые .

Среди прочих методов коррекции синдрома выгорания – гомеопатия и фитотерапия. 

Характеристика асоциальной личности

Прежде всего, распознать асоциальную женщину помогут такие признаки:

отсутствие какой-либо ответственности; склонность к совершению антиобщественных действий, отсутствие морально-нравственных принципов; проблемы с произвольным вниманием; эгоистичность и полное отсутствие совести; эмоциональная черствость, недоразвитость эмоционально-волевых качеств; неспособность вербально проявлять эмоции и чувства; неправильная самооценка; конфликтность и агрессия; склонность к манипулированию и вранью, лицемерие; резкие и частые перепады настроения, чрезмерная импульсивность; социопатия и замкнутость, склонность к одиночеству; расстройства сна и проблемы с пищевым поведением; у асоциалов практически нет друзей; зачастую асоциальный образ мышления проявляется склонностью к общению с наркоманами или алкозависимыми людьми. Более того, асоциальное мышление проявляется отсутствием желания произвести на кого-либо приятное впечатление

Но асоциалов нельзя причислять к антисоциальным субъектам, потому как в его действиях нет цели причинить вред

Более того, асоциальное мышление проявляется отсутствием желания произвести на кого-либо приятное впечатление. Но асоциалов нельзя причислять к антисоциальным субъектам, потому как в его действиях нет цели причинить вред.

Стадии заболевания

В плане восприятия собственным сознанием психического нарушения каждый человек проходит три обязательных этапа:

  1. Непонимание. То самое чувство, которое появляется вместе с первыми симптомами заболевания. Непонятное и непривычное состояние, непонятно откуда приходящие тревожные мысли и такие же непонятные действия. Все это вызывает дикий, животный страх. Скорее всего, человек с начальной стадией обсессивно-компульсивного расстройства абсолютно ничего не знает об этом психическом нарушении. А даже если и слышал о нем, то никоим образом не предполагает, что именно оно у него стремительно развивается.
  2. Понимание, но не осознание. После установления диагноза больной понимает, что расстройство у него таки присутствует. Однако мозг упрямо отказывается осознавать всю сложность ситуации. Остается неизвестно на чем основанная надежда на то, что все пройдет само собой. Периодически возникают попытки противостоять навязчивым мыслям и действиям. На этой стадии развития обсессивно-компульсивного нервного расстройства главная задача – не потерять веру в себя и в возможность жить обычной жизнью.
  3. Принятие. Это самый важный и ответственный период заболевания. Человек осознает и принимает себя вместе с присутствующим психическим расстройством. Он понимает, что обсессивные мысли – это результат нервного нарушения и с ними нужно бороться. Он учится контролировать свои действия, хоть это и нелегко, а не всецело уходить в тревожное патологическое состояние.

Большое значение имеет владение информацией. Если человек намерен как можно быстрее справится с ОКР, то помимо профессиональной помощи, необходимо самостоятельно изучить механизмы заболевания. Не всегда, но в отдельных случаях, бывает вполне реально взять под контроль тревожные мысли и думать о чем-то более приятном. 

Причины девиантного поведения

Можно выделить три группы причин неадекватного поведения: биологические, психологические и социальные. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Биологические

Ещё в конце XIX века итальянский врач Ламброзо предположил, что у девиантного поведения могут быть генетические предпосылки. В основном это касалось криминогенных наклонностей. Сейчас к биологическим причинам девиации относят хромосомные аномалии в развитии плода. Люди с такими нарушениями предрасположены поступать не так, как принято в обществе, они с рождения отличаются от общепринятой нормы. Это особенный тип людей, их можно определить даже по внешнему облику.

Психологические

Некоторые люди по своему складу характера или структуре психики предрасположены к асоциальности.

Так, уже с детства у человека могут проявляться психические расстройства, например, неврастения или психопатия. У таких людей повышенная возбудимость нервной системы, а значит, они больше склонны к неадекватным реакциям на внешние раздражители. Например, человек с психопатией может регулярно прибегать к физическому насилию над близким, не испытывая ни малейшего раскаяния. Конечно, пациентам с нарушениями психики необходима постоянная помощь психиатра — самостоятельно изменить поведение им не под силу, и обычная терапия тоже не поможет.

Ещё одна причина — характер человека. Он развивается в течение жизни и на него влияют разные факторы, но в первую очередь отношения с родителями.

Если родители не уделяли ребёнку достаточно внимания или совсем его не любили, естественной его защитной реакцией будет отчуждение от самых близких ему людей. Эта модель поведения переносится на остальное общество. Человек противопоставляет себя другим людям и протестует против установленных норм.

Кроме того, если в семье ребёнком никто не занимается, скорее всего, у него не сформируется система нравственных ценностей. Повзрослев, такие люди склонны к достижению своих целей любыми средствами, в том числе с помощью насилия,или к паразитическому образу жизни.

Асоциальные поступки часто совершают также люди ведомые, внушаемые. Их легко склонить «на сторону зла», обещая мнимую выгоду. Они буквально «заражаются» девиацией от более влиятельных товарищей.

Социальные

Спектр социальных причин, по которым люди начинают вести себя асоциально, очень широк. Так, например, французский социолог Эмиль Дюркгейм предложил теорию аномии. Согласно ей, когда в обществе происходит интенсивное развитие, одни ценности сменяются другими. При этом большая часть общества не успевает привыкнуть к новым культурным нормам, а старые становятся не актуальны. Образуется состояние культурного вакуума, которое становится благоприятной средой для девиаций. Нечто подобное происходило в нашей стране в 90-е годы после распада Советского союза.

Ещё одна причина девиантного поведения взрослых людей — социальные, техногенные и природные катаклизмы, в том числе войны. Они разрушают человеческую психику, дезориентируют общество

В таких условиях чаще всего резко увеличивается количество преступлений, потому что правоохранительные органы не так тщательно следят за порядком, их внимание направлено на устранение катастрофы

Одна из самых распространённых социальных причин девиаций — неравенство в обществе. Социологи не раз говорили о том, что чем активнее развивается государство, тем ниже становится в нём уровень преступности. Склонность к асоциальным поступкам напрямую зависит от того, к какой прослойке общества принадлежит человек. У бедных людей мало возможностей удовлетворить свои базовые потребности, и в крайних условиях он как бы «разрешает» себе использовать аморальные средства для достижения цели.

И, конечно, к антиобщественному поведению склонны люди, которые с детства живут в такой среде, где насилие и другие аморальные поступки считаются нормой. Влияние среды — очень значимый фактор развития человека.

Подводя итоги

Асоциальный – это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Ведь, с одной стороны, асоциальная личность может быть опасной и психически неуравновешенной, но с другой – это может быть обычный человек, который желает изменить этот мир к лучшему, и у него нет желания отказаться от общения, просто не хватает времени.

Асоциальная личность
– Человек, имеющий слабо развитое (или извращённое) чувство ответственности, низкие моральные ценности, а также отсутствие интереса к другим. Другое название асоциальной личности – социопат.
Характеристики асоциальной личности

Поведение почти полностью определяется собственными потребностями человека.
Болезненные реакции, фрустрации на состояние собственного неудовольствия.
Стремление к немедленному избавлению (и избавлению любой ценой) от неприятных ощущений.
Импульсивность, склонность жить моментом.
Необычайная лёгкость лжи.
Часто очень умело играют роли.
Нестабильная самооценка.
Потребность будоражить себя (приводить в возбуждение).
Неспособность изменять свое поведение в результате наказания.
Окружающими часто часто воспринимаются как привлекательные, интеллигентные, обаятельные люди.
Легко входят в контакт, особенно легко сходятся на почве развлечений.
Отсутствие искреннего сочувствия к другим.
Отсутствие чувства стыда или вины за свои поступки.

Ниже представлены три группы факторов, способствующих развитию асоциальной личности: биологические детерминанты, особенности отношений родителей и ребёнка, стиль мышления.
Биологические факторы

Исследования свидетельствуют о генетических коррелятах асоциального поведения. У идентичных близнецов величина конкордантности для криминального поведения вдвое выше, чем у родственных, из чего ясно, что такое поведение частично наследуется.
Изучение усыновления показывает, что преступления усыновлённых мальчиков сходны с преступлениями их биологических отцов.
Отмечается также, что асоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они с помощью импульсивных и опасных действий стремятся к получению стимуляции, вызывающей соответствующие ощущения.
Семейные факторы

Исследования также показывают, что качество родительского ухода, получаемого ребёнком, имеющим склонность к гиперактивности и нарушениям в поведении, определяет в значительной степени, разовьётся ли из него асоциальная личность или нет.
Дети, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще склоняются к схемам преступного поведения.
Также дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.
Биологические и семейные факторы часто совпадают, что усиливает их действие. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приёма наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны. Они медленно усваивают материал в школе, что со временем накладывает сильный отпечаток на самооценку ребёнка.
Стиль мышления

У детей с нарушениями поведения, неадекватной картиной мира обработка информации о социальных взаимодействиях происходит так, что у них вырабатываются агрессивные реакции на эти взаимодействия. Они ожидают агрессию от других детей и взрослых, интерпретируют их действия, исходя из предположения о недоброжелательности.
Дети с нарушениями поведения склонны считать всякое направленное на них негативное действие сверстников не случайным, а преднамеренным. Низкий уровень интеллектуального развития побуждает такого ребёнка всё сводить к чьей-то “злой инициативе”.
Не умея ассертивно вести себя, ребёнок со временем приходит к выводу, что агрессия – самый надёжный и эффективный инструмент.
Ответные реакции окружающих на агрессию ребёнка обычно приводит лишь к укреплению мысли о необходимости агрессии.
Таким образом развивается порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и асоциальное поведение ребёнка.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий