Логистика – бизнес на миллион. Как открыть логистическую фирму

Кого нанимать?

Чтобы открыть логистический центр, нужно помнить о важности подбора персонала. От качества его работы зависит ваша деловая репутация и сохранность дорогостоящего оборудования, а значит, успех предприятия в целом

Есть ряд специальностей, без которых ни одна транспортная компания существовать не может.

На первом месте – водитель(и). Если вы собираетесь эксплуатировать автомобиль круглосуточно, то вам понадобятся три водителя. Если только в дневное время – достаточно двух. Помните, что все водители, а также компании, с которыми вы собираетесь сотрудничать, должны иметь регистрационные и разрешительные документы. А с водителем необходимо заключить дополнительный договор материальной ответственности за груз.

Стандартный договор на перевозку грузов включает следующее:

  • Название, масса, тип и объем груза.
  • Места загрузки и разгрузки.
  • Тип и номер машины.
  • Штрафные санкции.
  • Подписи и печати обеих сторон.

Чтобы организовать логистический центр, необходимо нанять еще одного важного сотрудника – оператора диспетчерской службы. Каждый логист должен руководствоваться принципом, что груз должен быть доставлен в оговоренный срок и никак иначе

Вы зарегистрировали предприятие и теперь обязаны поддерживать его деятельность, обеспечивать своевременность и полноту мер по доставке грузов, вести отчетности. С этим никто не справится более квалифицированно, чем профессиональный логист. Как правило, в таких компаниях работает не менее 2 таких специалистов. Как минимум один из них должен быть опытным специалистом, иначе проблем вы не оберетесь.

Оборудование и расходные материалы

Покупку рохли мы уже упомянули, а потому для оборудования склада помимо нее понадобятся только упаковочные и вспомогательные материалы: воздушно-пузырьковая пленка, деревянные ящики для обрешетки грузов, паллеты. На первое время на все про все уйдет порядка 10 000 рублей.

Основная статья расходов – покупка компьютеров или ноутбуков для сотрудников, а также принтер и сканер. Можно купить МФУ, но тогда одновременно и печатать и сканировать документы сможет только один сотрудник. Необязательно тратиться на новую и мощную оргтехнику – чтобы укомплектовать 5 рабочих мест вполне достаточно 100 000 рублей. 

Также порядка 30 000 рублей уйдет на покупку мебели – столы и кресла на 5 человек.

Работа с поставщиками услуг и клиентами

Крайне желательно перед открытием своей транспортной компании поработать хотя бы пару лет наемным сотрудником в этой сфере – полученный опыт поможет набить «шишки», а заодно наработать свою собственную базу клиентов и перевозчиков.

Первое, с чем придется столкнуться – поиск водителей и собственников транспорта для перевозки грузов. Пока телефон вашего логиста не разрывается каждую минуту от заявок, покупать свои фуры и ГАЗели смысла нет. Сразу тратить на 20-тонный грузовик минимум 3 000 000 рублей или связывать себя по рукам и ногам лизинговыми платежами – сомнительное решение на старте работы. Куда проще пользоваться услугами платной биржи грузоперевозок – например «АвтоТрансИнфо». Существующая система рейтингов биржи позволит выбрать опытного перевозчика и обезопасить себя от мошенников.

Помимо взаимодействия с собственниками фур, необходимо набрать курьеров на легковых авто и небольших фургонах-«каблучках» для доставки по внутригородским маршрутам

Дело в том, что далеко не каждому клиенту будет удобно приехать и забрать груз с вашего склада, а потому важно продумать эффективную доставку до адресов. Если посылки небольшие, можно задействовать таксистов – многие сервисы, например «Яндекс.Такси» уже предлагают специальный тариф формата курьерской доставки.

Искать клиентов проще всего посредством сети, например, сервис 2ГИС позволяет делать выборки потенциальных клиентов по сегментам и географии. Эту работу можно возложить на менеджера по продажам или заняться на первое время поиском клиентов самому. Будьте готовы к большому количеству холодных звонков, и следующих за некоторыми из них встреч с клиентами.

Финансовые показатели

Ниже приведем основные инвестиционные затраты на открытие транспортной компании:

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Недвижимость 

1

Аренда склада

30 000

2

Аренда офиса 

10 000

Оборудование

3

Компьютеры и оргтехника

100 000

4

Упаковочные материалы

10 000

5

Рохля 

10 000

6

Мебель в офис

30 000

Нематериальные активы

7

Покупка аккаунта на бирже грузоперевозок

10 000

Оборотные средства

9

Оплата услуг перевозчиков

300 000

10

Итого:

500 000 

Итого:

500 000

Формирование заработного фонда мы уже коснулись более подробно в разделе «Подбор сотрудников», ниже приведем общие цифры для понимания затрат:

Должность

ФОТ, руб.

1

Логист

40 000

2

Менеджер по продажам

50 000

3

Специалист по работе с клиентами

25 000

4

Кладовщик

30 000

5

Грузчик

25 000

Итого:

170 000

Социальные отчисления:

51 000

Итого с отчислениями:

221 000

Как правило при перевозках грузов выделенным транспортом (когда грузовой авто перевозит товар одного клиента) маржинальность составляет порядка 10-15%, однако использование варианта с логистикой сборных грузов повышает доходность до 30-40%.

Рассмотрим показатели по итогам первого года работы, когда оборот компании не будет превышать полутора миллионов рублей:

Показатель

Сумма, руб.

Инвестиции на открытие

500 000

Постоянные затраты

55 000

Переменные затраты

600 000

Фонд оплаты труда

221 000

Выручка

1 500 000

Прибыль

124 000

В дальнейшем при увеличении количества клиентов и соответствующем росте оборотов можно рассчитывать на более высокие показатели

При расчете маржинальности немаловажно учитывать наполняемость фуры, курсирующей по направлению «Москва – «Город N». Само собой, в первое время ваша выручка с клиентов будет невелика, поскольку грузовой транспорт будет забит не «под завязку», а частично

Наемному перевозчику платить придется в любом случае, исходя из стоимости фуры за километр.

Простой пример. Стоимость перевозки грузов фурой грузоподъемностью в 20 тонн между Москвой и Ростовом-на-Дону в среднем по рынку составляет 50 000 рублей. При стоимости доставки сборного груза в 1500 рублей за куб.м. и грузовом отсеке, вмещающем 90 куб.м., можно заработать 135 000 рублей. То есть 85 000 рублей с каждой фуры! Однако на практике заполнить 100% полуприцепа удается далеко не всегда, а потому зачастую маржинальность колеблется на уровне 30-40%.

Coca-Cola HBC Russia формирует культуру безопасного вождения

Структура автопарка компании состоит из более 4000 транспортных средств (ТС): легкового, грузового транспорта и погрузчиков. На участок Ивана Попова, регионального менеджера по логистике, который отвечает за Центральный и Северо-западный федеральные округа России, приходится около трети всего автопарка компании – около полутора тысяч ТС, естественно, ДТП при таком количестве автотранспорта – неизбежны. Переломить ситуацию удалось, работая сразу по 3 направлениям:

1. Разработка стандартов, процедур и регламентов пользования корпоративным легковым автотранспортом. К примеру, интересное решение было найдено для сотрудников, которые работают на складских погрузчиках: чтобы убедиться в том, что ремень безопасности при движении был застегнут, черные ремни выкрасили в разные цвета.

2. Введение системы обучения и коммуникации. В компании сделали плакаты, которые пропагандируют безопасное вождение со слоганом «Только у кошки 9 жизней. Соблюдай ПДД», а также изготовили наклейки и выпустили серию видеороликов, которые были призваны повысить уровень безопасности на дорогах. Наклейки расклеили в офисах, коридорах, лифтах и в самих автомобилях, видео транслировали по корпоративному телевидению. «Базовые вещи все и так знают, но, когда ты постоянно о них напоминаешь, они начинают работать на уровне рефлексов», – объясняет Иван Попов.

3. Минимизация аварии, проработка всех случаев, составление рейтингов и мотивации.
На 90% своих автомобилей, компания установила интеллектуальную систему помощи водителю MobilEye, которая анализирует, что происходит вокруг машины и сигнализирует о возможных рисках – сокращение дистанции, опасность сближения с объектом, фиксирует разметку, дорожные знаки, движение пешеходов. При этом система сохраняет все нарушения, определяет стиль и уровень вождения, распределяя сотрудников по определенным группам. Каждый уровень градации несет в себе определенные «санкции» для нарушителя: от беседы с сотрудником до конфискации корпоративного транспорта.

С 2014 года компании удалось снизить количество аварий более чем в 2 раза, с 6,4 единиц до 2,6 (количество аварий на километр дороги). Помимо этого, в 2016 года Coca‑Cola HBC Russia, в связи со снижением аварийности получила от страховых компаний десятки миллионов рублей, не по итогам года, а в текущем периоде, предоставив необходимые документы. Все процедуры и меры, по словам Ивана Попова, стоили не дорого, к тому же их легко внедрить в любой компании, а покупка и установка гаджетов видео-фиксации окупилась за 1-2 года.

Выбор склада и офиса

Итак, юрлицо открыто, подрядчик по обработке грузов в Москве найден – и пора задуматься о поиске помещения. Для начала вам понадобится склад площадью минимум в 100 квадратных метров и небольшой офис для размещения 3-5 человек.

Отталкиваться при поиске места под логистическую компанию стоит именно от склада. Вы должны располагаться в удобном с точки зрения транспортной развязки месте, при этом крайне желательно чтобы это не был центр города (со сложностями проезда фур в оживленный центр думаю и так понятно). Идеальный вариант – промзона в черте города, причем лучше всего, если территория базы будет под круглосуточной охраной.

Главный критерий при поиске склада на старте – наличие пандуса для погрузки и выгрузки фур и малотоннажного транспорта. Он должен располагаться вровень с погрузочной высотой большинства машин, которые вы планируете использовать в работе. Стоимость аренды такого помещения составит порядка 20-30 тысяч рублей.

Такой вариант оптимален, если покупка кары (от полумиллиона рублей за подержанный вариант в хорошем состоянии) не входит в ваши ближайшие планы. Наличие пандуса позволит обойтись ручной тележкой или рохлей, справиться с которой сможет любой грузчик. Стоимость рохли будет несоизмеримо меньше кары – около 10 000 рублей.

С офисом все проще, главные критерии – его близость к складу, наличие проведенного беспроводного интернета и телефонии и наличие удобной парковки в шаговой доступности.

Подводные камни и перспективы развития

Не хочется платить по 50 000 рублей за перевозку грузов фурой в 1000 километров? Можно попробовать взять на постоянную аренду грузовой транспорт и минимизировать затраты

Важно учесть, что в таком случае придется платить заработную плату водителю, нести затраты на топливо, оплачивать сборы «Платона»… . Открывать свои представительства в других городах лучше по принципу «одного маршрута» – когда фура сначала завозит груз в один город по пути следования, а потом едет в следующий населенный пункт

Это позволит минимизировать затраты на доставку.

Открывать свои представительства в других городах лучше по принципу «одного маршрута» – когда фура сначала завозит груз в один город по пути следования, а потом едет в следующий населенный пункт. Это позволит минимизировать затраты на доставку.

К опасностям, подстерегающим начинающего предпринимателя, стоит отнести риски порчи грузов в пути и его пропажи. Чтобы не понести крупные убытки, эксперты рекомендуют покупку полиса страхования ответственности экспедитора. Его стоимость подбирается страховой компанией индивидуально, исходя из географии доставок и специфики грузов. Обычно это порядка 50 000 рублей в год, которые в случае неблагоприятной ситуации позволят вам сохранить репутацию перед клиентами и уберечь себя от компенсационных трат.

С мошенниками сложнее – даже современные биржи перевозок уровня «АвтоТрансИнфо», к сожалению не позволяют обезопасить себя полностью от действий мошенников. Никогда не стоит работать с перевозчиками, не имеющими подтвержденных рейтингов и с минимальным уставным капиталом.

Оптимальный вариант – работать только с проверенными перевозчиками, которые априори забрав груз в пункте назначения, доставят его без проблем до точки выгрузки на вашем складе. Не стоит забывать и про возможные кассовые разрывы – сегодня многие клиенты избалованы длительными отсрочками платежей вплоть до месяца, в то время как отсрочить оплату перевозчикам по договоренности удастся максимум на 7-10 дней.

«ПРОТЕК» совершенствует условия поставок за счет концепции «единого кузова»

Группа компаний «ПРОТЕК» – один из крупнейших игроков фармацевтической отрасли, работает сразу в нескольких сегментах – производстве, дистрибуции, рознице лекарственных препаратов. Как дистрибьютор «ПРОТЕК» состоит из 42 филиалов в составе 5 региональных управлений: «Москва», «Центр», «Волга», «Юг», «Восток». В первом полугодии 2017 года, компания занимала долю в 17,9%, от общего рынка фармдистрибьюции в России, данным аналитической компании QuintilesIMS. В связи с тем, что рентабельность фармбизнеса очень низкая, всего 2-3%, это 2-3 млрд рублей в год чистой прибыли, для компании встал вопрос организации транспортировки при одновременном снижении затрат на логистику, ведь на доставку препаратов филиалы компании и 45 тысяч аптек уходит около 1 млрд рублей в год. Усложняло ситуацию наличие более 20 температурных режимов хранения и транспортировки лекарственных средств. Как компания решила поставленную задачу, узнаем ниже.

Многие годы в России вопросам хранения и транспортировки медицинских препаратов не уделялось должного внимания, хотя Европе правила надлежащей дистрибьюторской практики существовали давно. Эдуард Марченко, начальник отдела складского хозяйства группы компании «ПРОТЕК», делится, что раньше, в мороз, медицинские препараты перевозились в тентованой машине, и сотрудникам компании приходилось буквально «выдалбливать» товар из замерших контейнеров, чтобы разгрузить ТС. Никакие претензии, при этом, перевозчикам предъявить было нельзя, они действовали в рамках закона. И вот, в 2017 году, в России вступил в силу Приказ Минздрава РФ № 646н от 31.08.2016 “Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения”, который, в том числе, регламентирует соблюдение более 20 различных температурных режимов.

В ходе поиска оптимального, для такой большой компании, решения по транспортировке медикаментов, «ПРОТЕК» заметил, что все многообразие температур, укладывается в 3 основных диапазона, согласующихся с Государственной Фармакопеей: +2…+8ᵒС, +8…+15ᵒС, +15…+25ᵒС. В течение нескольких лет компания разрабатывала концепцию «единого кузова», согласно которой товары должны транспортироваться в одной машине, несмотря на разные температурные режимы. Так родились «многопоставочные» и «однопоставочные» режимы транспортировки.

«Многопоставочный» режим – это поставка, которая формируется по определенным группам температурных режимов и осуществляется практически ежедневно. К примеру, если в кузове поддерживается температура +2+8ᵒС, то в нем едут товары температурных групп +2+8ᵒС, +2+15ᵒС, +2+25ᵒС. А если общий температурный режим +2+30ᵒС, а такого ассортимента около 30% от всех лекарственных средств, то в одном кузове поедут товары групп +2+25ᵒС, +15+25ᵒС.

«Однопоставочный» режим – это поставка за счет объединения всех температурных режимов в одном кузове, осуществляется, в среднем, один раз в неделю, как правило на дальние расстояния. Минусы такой поставки – использование дополнительных средств поддержания температурного режима, термо-контейнеров, которые стоят не дешево, около 6-7 тыс. за штуку, а выдерживают всего несколько поездок, затем приходится закупать новые. Такой вид поставок компания планирует постепенно сокращать, поскольку укрупняет логистические центры, закрывая небольшие филиалы в регионах.

Что касается аптечной доставки, то здесь используется та же самая концепция «одного кузова», где поддерживается постоянная температура +15…+25ᵒС, а режимы +8…+15ᵒС и +2…+8ᵒС соблюдаются благодаря термоконтейнерам.

Каждое ТС оснащено средствами поддержания и контроля температурных режимов. По словам Эдуарда Марченко, сотрудники компании освоили целую науку о том, как должна выглядеть тепловая поставка: как распределяются тепловые потоки, куда в машине поставить датчик, а куда тепловую «пушку». На переоснащение одного ТС уходит порядка 300-400 тыс. рублей – климатическое и отопительное оборудование, бесшовная термоизоляция, дополнительное освещение и т.д. Но так как «ПРОТЕК» почти не имеет своего транспорта, основные инвестиции понесли перевозчики, которые в свою очередь отразили затраты в своих тарифах для компании.
По материалам РБК Конференции «Логистика 2018. Инвестиции и эффективность»

Регистрация и открытие бизнеса

Оптимальным вариантом оформления транспортной компании является ООО. Основные коды ОКВЭД, подходящие для этого бизнеса:

  • 49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами

  • 52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом

  • 53.20.3 Деятельность курьерская

Основной поток грузов в крупный региональный город будет идти из Москвы, однако это вовсе не значит что вам нужно открывать сразу второе представительство в столице. Для начала можно договориться о консолидации и загрузке сборных грузов с подрядчиком в Москве – благо на сегодняшний день таких компаний в Первопрестольной хватает.

Формирование клиентской базы

Разложенная по полочкам пошаговая инструкция по открытию логистического центра невозможна без планирования и организации заказов. Вы должны проделать сложную и кропотливую работу. Самый важный момент – наполнить клиентскую базу на начальном этапе. Всегда найдутся компании, которые недовольны сотрудничеством с текущими партнерами или хотят снизить цену услуги. Зарекомендуйте себя как добросовестного партнера, и с вами будут иметь дело снова и снова.

Итак, поиск потенциальных заказов стоит начать, разделив их условно на две группы – физические и юридические лица. Искать первых вам поможет реклама. Это могут быть объявления на просторах интернета, либо расклеивание их бумажных вариантов. Выбор места зависит только от вашей фантазии. Подойдет все – от подъездов до столбов на остановках

Важно выделяться среди других по цвету или дизайну

Открывая логистический бизнес, не забудьте о визитках. Посетите несколько магазинов крупногабаритной техники и попробуйте наладить с ними контакт. При благоприятном итоге, визитки останутся у работников магазина, а вас они будут рекомендовать своим покупателям сами.

Если вы ищете клиентов среди юридических лиц, вам поможет рассылка коммерческих предложений о сотрудничестве. Кроме того, можно работать на субподряде с диспетчерскими компаниями. Популярным способом поиска клиентов среди юридических лиц является участие в тендерах. Чтобы выиграть, вы должны предложить самые заманчивые условия. Если потенциальный партнер посчитает ваше предложение выгодным, он обязательно выберет именно вас.

Резюме

Чувствуете в себе силы открыть транспортную компанию по доставке сборных грузов – дерзайте. Что бы ни говорили конкуренты, что рынок логистики в России «уже не тот» – при наличии грамотного подхода, высоком уровне клиентского сервиса и здоровом энтузиазме все получится.

Примером может послужить успех крупных федеральных игроков рынка – за 5-10 лет некоторые смогли преодолеть тернистый путь от небольшой региональной компании до крупного представителя рынка логистики.

Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса Связаться с автором: dm@openbusiness.ru(c) www.openbusiness.ru – портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
15.11.2019

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

«Перекресток» сокращает товарные остатки и «борется» с промо

Около трех лет X5 Retail Group начал внедрение системы JDA Demand Management & Fulfillment (JDA), которая позволяет в автоматическом режиме работать с прогнозированием спроса и пополнением товара. В 2016 году «Перекресток» внедрил эту систему автозаказа для сокращения товарных запасов, которые оставались после еженедельных промо-акций.

Специфика еженедельных промо-акций в том, что нужно регулярно обновлять довольно большой список SKU за короткий промежуток времени, автозаказ же позволяет автоматически генерировать заказ продуктов на основе тренда продаж в первые 2 дня промо-акции. Процесс выглядел примерно так: объем товара, который завозят в магазин для следующей промо-недели, сократили до 30-40% от первоначального 100% объема. На оставшийся товар, через 2 дня после старта промо, срабатывал автозаказ и в течение 5 следующих дней товарные остатки пополнялись автоматически по мере необходимости.

Чтобы система работала стабильно, важно, чтобы товар грузился день-в-день, поэтому, заказ поступал на обработку утром, а вечером его привозили в магазин из распределительного центра (РЦ). Для этого, «Перекресток» поставлял товары первой необходимости, порядка 4-6 тыс

SKU, из региональных складов, а низкооборачиваемый ассортимент пополнялся из федеральных. Сеть в целом сокращает региональные склады: сегодня средняя площадь каждого из них – 13 тыс. кв. м, для сравнения, федеральный РЦ в Софьино – 68 тыс. кв. м. За счет оперативного пополнения остатков, «Перекресток» сократил товарный запас после промо в среднем, вдвое – с 150 млн-180 млн до 60 млн-80 млн единиц товара.

В 2018 году сеть, отметив предыдущий успешный опыт работы с JDA, начала тиражирование автозаказа на категорию ультрафреш и товары с коротким сроком годности. Для таких категорий, цена имеет ключевое значение. «Бананы за 52 рубля могут «разлететься» очень быстро, а бананы за 61 рубль встанут «колом», были такие случаи», – делится Денис Шульга – директор по логистике торговой сети «Перекресток».

Идеальная картина для сети – отсутствие товарных запасов в подсобном помещении: весь ассортимент представлен на полках магазинов, отмечает специалист. По такой системе работает, к примеру, сеть TESCO в Великобритании. За счет экономии дополнительных площадей, персонала и своевременного пополнения товарных запасов, улучшается сервис и сохраняется свежесть продуктов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий