Маршрутный бизнес: как открыть маршрутное такси. Бизнес-план маршрутного такси

Подсчёт рентабельности бизнеса

Если сделать расчёт, взяв за основу расходы и доходы с одной транспортной единицы за 1 день, можно определить чистую прибыль:

  • выручка с одной маршрутки – 2 200 тыс. руб.;
  • эксплуатационные расходы – 1 000 тыс. руб.;
  • зарплата – 500 руб.;
  • иные расходы –470 руб.;
  • прибыль – 230 руб.

Это лишь приблизительный пример. Невозможно предложить идеальные расчёты, ведь каждая ситуация с бизнесом отличается рядом факторов: количество транспортных средств, размеры налогов, которые зависят от масштабов автопарка, нормы расхода топлива в зависимости от марки автомобиля.

Если к основным доходам добавить суммы, полученные из дополнительных источников, о которых упоминалось в начале текста, то прибыль будет значительно выше. Таким образом, проведённый анализ ожидаемых доходов в сравнении с первоначальными затратами, позволит подсчитать, за какой период окупится данное предприятие.

У разных бизнесменов будут различные цифры, но каждый из них стремится, чтобы его бизнес был более рентабельным. После того, как будут возвращены вложенные средства, наступит период становления бизнеса. С этого момента желательно ввести статью расходов на развитие, ведь этот вид предпринимательской деятельности требует постоянного совершенствования. Стабильная техническая поддержка автотранспорта, приобретение новых автомобилей и т. д.

Сколько можно заработать на маршрутных такси

Для того, чтобы определить доходность маршрутного бизнеса, необходимо определить ежедневную выручку. Одна машина способна приносить от 3 до 5 тыс. рублей ежедневно. Из них на оплату труда водителя отчисляется 1000 рублей, в фонд обязательного страхования — 500 рублей, расходы на топливо и ремонт автомобиля — 1000 рублей. Таким образом, чистая прибыль будет колебаться от 500 до 2500 рублей. Налоговые сборы составляют от 1 до 7 тыс. рублей за единицу транспорта. Общая сумма зависит от количества машин в автопарке. Текущие расходы определяются состоянием автомобиля. Например, отечественные Газели потребляют не менее 15 литров бензина на 100 км.

Для того чтобы сэкономить, территорию для автопарка можно арендовать за городом. При формировании крупного предприятия можно заключить договоры на поставку топлива и запчастей. Выгоднее всего заняться открытием маршрутного такси в крупном городе. На ровной дороге топливо расходуется более экономично, и клиенты бывают практически всегда.

Продумывать нужно и установку стоимости проезда, она не должна быть слишком высокой, но не стоит забывать и о необходимости покрытия текущих расходов.

Лицензия

Для оформления документа на осуществление указанного вида деятельности нужно обратиться в отделение транспортной инспекции по месту жительства. Там же можно подробно выяснить, как открыть маршрутное такси. Обязательным будет приведение автомобилей в соответствие с требованиями, установленными для этого вида пассажирского транспорта. Также необходимо наличие в штате сотрудников людей с соответствующим водительскими правами и прошедших специальную аттестацию. Лицензия выдается сроком на пять лет.

Получение данного документа оплачивается госпошлиной двух видов, а именно: за рассмотрение заявления о получении лицензии и за ее выдачу. Для каждого транспортного средства на предприятии заводится отдельная карточка учета. В различных регионах страны суммы, которые необходимо заплатить за лицензию, дифференцированы.

Они могут составлять от 350 до 500 долларов. В течение 30 дней у вас на руках будет готовая лицензия. Без данного документа осуществлять пассажирские перевозки строго запрещается. За это законодательством предусмотрена система административных наказаний в виде штрафов. Индивидуальное предпринимательство позволяет заниматься данным видом бизнеса, можно также зарегистрироваться и как Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Но самым важным документом является все же лицензия на право заниматься перевозками

Это немаловажно знать, организовывая маршрутный бизнес. Лицензию выдает российское Министерство транспорта

Она оформляется для осуществления перевозок более чем восьми человек на автомобиле, который специально оборудован для этого.

Нюансы бизнеса на перевозках пассажиров микроавтобусами

Прежде чем приступать к закупке машин и регистрации бизнеса, нужно учесть несколько важных моментов.

Согласно законодательству, в России не существует такого вида транспорта, как маршрутка. То, что обычно подразумевается под этим словом, на самом деле классифицируется как микроавтобус. Начиная с 2013 года такие микроавтобусы считаются общественным транспортом и должны осуществлять перевозку пассажиров по регулярным маршрутам с определенным графиком. Они могут быть двух типов:

  • те, которые останавливаются только на определенных остановках;
  • те, которые останавливаются в любых не запрещенных для этого местах.

Также принято разделять микроавтобусы по дальности пассажирских перевозок:

  • маршрутки, которые двигаются по регулярному маршруту в черте города;
  • маршрутки, которые осуществляют перевозки в пригородные районы (до 50 км от города);
  • маршрутки, которые курсируют между городами (больше 50 км от города);
  • маршрутки, которые осуществляют перевозки по международному маршруту с пересечением территории другой страны

От других видов общественного транспорта маршрутка отличается тем, что это частный вид транспорта, который финансируется исключительно от своей прибыли. Чтобы получить больше дохода при минимуме затрат, владельцы бизнеса часто экономят на техобслуживании и других необходимых затратах на бизнес. Это может отразиться на безопасности пассажиров и водителей.

Регистрация такого бизнеса предполагает получение лицензии, разрешений от уполномоченных органов и соблюдение ряда требований по безопасности и найме работников.

Конкуренция здесь очень высокая. Большинство прибыльных маршрутов уже заняты, и поставить свою маршрутку на них практически невозможно. Чтобы влиться в эту нишу, помимо оплаты всех расходов на открытие и закупку машин может понадобиться заплатить немалую сумму за то, чтобы вам разрешили встать на маршрут.

Что учесть в бизнес-плане

При составлении бизнес-плана необходимо учитывать основные статьи расходов, которыми станут:

  • Приобретение транспортного средства (аренда или покупка маршрута).
  • Расходы на приобретение топлива и выполнение техобслуживания автомобилей.
  • Оплата страховки и налогов.

Если заниматься организацией бизнеса исключительно самостоятельно, то расходы на открытие предприятия существенно сократятся. Однако такой путь сулит значительные бюрократические издержки, связанные с необходимостью получения нужной водительской категории и последующей регистрацией предприятия. Тем не менее, на начальном этапе лучше пройти этот путь, не привлекать водителей со стороны и самому зарегистрировать предприятие в статусе индивидуального предпринимателя.

В таком случае пошаговая инструкция организации бизнеса может выглядеть следующим образом:

Учитывая незначительную начальную стоимость открытия бизнеса, перспективы по его расширению, все плюсы и минусы по финансовой составляющей и рискам, можно с достаточной уверенностью утверждать, что перевозки на маршрутном такси – это выгодное вложение средств с высокой доходностью.

Также автобусы отличаются по длине

Они бывают малыми, большими, очень большими, средними, особо большими

  • Различаются по месту расположения двигателя, по разновидности двигателя, по высоте пола. Автобусы могут быть одинарными и двойными. В России они не должны превышать рост в 2,5 метра. От этого фактора они также разделяются на виды: они бывают с электрическими двигателями, дизельными. Могут быть основаны, на специальных топливных элементах (такой элемент – это водород), бензиновыми.
  • Автобус различается по конструкции, он может быть капотным или же вагонной компоновки.

Если нужна аренда автобуса с водителем, цены различаются в разных городах и зависят от количества мест, от типа автобуса, марки, модели, от протяжённости маршрута, от времени аренды.

Автобус, сдаваемый в аренду, может быть, как с водителем, так и без него. Если автобус с водителем, то аренда дороже, если аренда автобус без водителя, то цена на аренду дешевле.

В последние годы появились автобусы вип-класса, которые более комфортные чем остальные виды автобусов и цена на них значительно превышает стоимость аренды обычного автобуса.

Если аренда долгосрочная, то заказ нужно делать заранее, чтобы успеть подготовить все необходимые документы и согласовать график и маршрут движения автобуса, а также соблюсти другие нюансы, составить договор аренды автобуса.

Средняя стоимость аренды в Москве стоит от 1200 рублей при заказе от 4+2 часа, автобус вместимостью 35 пассажиров. Стоимость доходит до 2 000 рублей, в зависимости от количества пассажирских мест. При поездках за МКАД стоимость аренды увеличивается за каждый километр.

При заграничных поездках стоимость начисляется за километраж и рассчитывается исходя из этого от 35 рублей/км. Двухэтажного автобуса от 60 рублей/км. По странам ближайшего зарубежья от 55 рублей/км, по странам дальнего зарубежья от 0,85 евро/км.

После того как автобус выбран, необходимо оформить все необходимые документы, заключить договор, учитывая страховку, которая должна быть оформлена на всё время аренды автобуса, так как ситуации на дорогах могут быть различными.

При заключении договора на прокат автобуса без водителя, необходимо изучить все нюансы автобуса – год выпуска и год последнего ремонта, технические характеристики и нелишним будет осмотреть автобус самостоятельно, посидев в креслах, проверяя их полную работоспособность.

После проведения соответствующих манипуляций по аренде автобуса можно отправляться в счастливый путь.

Сегодня многие рассматривают в качестве перспективных бизнес идеи, реализация которых позволяет эксплуатировать с целью получения дохода имеющееся личное имущество. Это, с одной стороны, гарантирует реализацию собственных навыков и умений, с другой – избавляет от дополнительных трат на организацию бизнеса, что актуально в условиях нестабильной экономической ситуации.Для тех, в чьей собственности есть пассажирская Газель, Ford Transit или Mercedes-Benz Sprinter и иные аналогичные модели автотранспорта, могут пригодиться бизнес идеи в сфере пассажирских перевозок по типу маршрутного такси. У такого бизнеса немало преимуществ, в частности – высокий стабильный спрос. Даже в крупных городах население, согласно исследованиям рынка транспортных услуг, обеспечено перевозками на маршрутном такси только на 50% от величины платежеспособного спроса. Немало маршрутов, которые вообще не охвачены массовой перевозкой, кроме традиционного, доступного не всякому потребителю, такси.

Выбор помещения под автопарк, транспорт и прочее необходимое оборудование

Бизнес-план включает в себя и расходы на аренду или покупку помещения под автопарк. Стоит сказать, что не обязательно покупать помещение, его вполне можно арендовать за пределами города, что обойдется существенно дешевле, нежели автопарк, находящийся в черте города. Сюда можно организовать поставку запчастей для ремонта транспортных средств. Что касается непосредственно, самих автомобилей, то этот момент является самой большой загвоздкой для предпринимателей. Сколько стоит хороший микроавтобус? Следует сказать, что немало. Вы должны понимать, что на прибыль вашей работы напрямую будут влиять надежность, себестоимость и комфортабельность автопарка.

Большинство предпринимателей отдали предпочтение Газели, поскольку этот микроавтобус относительно недорогой, адаптирован к работе в российских условиях и ремонтопригоден. Можно приобрести уже подержанные Газели, или переоборудовать грузовые формы микроавтобусов под пассажирские. Иногда продаются микроавтобусы уже с готовым разработанным маршрутом, поэтому вы можете за раз купить все сразу и не волноваться относительно машин и расчета маршрута. Маршрутная карта является следующим моментом, который очень важен и от которого напрямую зависит прибыль. Рассчитать наиболее благоприятный маршрут можно, при этом востребованность людей в вашем транспорте по данному маршруту не должна быть ниже 5%. Маршрутная карта, правильно созданная или наработанная, уже с первых дней начнет приносить доход, поэтому к этому моменту стоит отнестись очень внимательно.

Кроме того, в администрации города вы должны будете получить маршрутные листы, которые ежедневно выдаются водителям. Маршрутный лист представляет собой путеводитель, по которому должен двигаться водитель маршрутного такси в течение смены и делать остановки в указанных местах. Кроме того, у ваших водителей обязательно должна быть на маршрут квитанция, которая выдается пассажирам. Многим пассажирам проезд оплачивает предприятие, на котором они работают, поэтому они обязаны брать и предоставлять квитанцию за каждый проезд. Маршрут квитанция – это своего рода билет, подтверждающий оплату проезда пассажиром, в котором указана точная стоимость проезда.

Несколько нюансов

Лицензия выдается на пять лет. Уплатив государственную пошлину, нужно будет составить индивидуальную учетную карту на каждую машину в вашем автопарке. Следующий шаг – составление маршрута. Продумайте этот вопрос как следует. Документ, описывающий путь движения транспорта, вы должны будете согласовать в администрации города. На этом этапе может возникнуть загвоздка со временем.

Городская администрация может затянуть с ответом на неприлично долгий срок. Но выход в этой ситуации есть. Вы можете взять в аренду уже утвержденный ранее маршрут.

Если вы собираетесь осуществлять перевозки на двух-трех машинах, то ходить на курсы нет смысла. В случае, когда бюджет не позволяет обзавестись 20 машинами, можно взять готовый автопарк в аренду. А как раскрутитесь, тогда и накупите автомобилей, зарегистрируетесь и получите лицензию.

Как можно поставить маршрутку на маршрут

Придумать собственный маршрут и просто запустить на него свою маршрутку нельзя. Чтобы встать на уже открытый маршрут, нужно обратиться в департамент транспорта или то транспортное предприятие, которое занимается обслуживанием маршруток. В случае, если в выбранном регионе парк микроавтобусов уже устарел и нуждается в замене, а вы можете предложить новые безопасные автобусы, вам, скорее всего, разрешат это сделать. Но сначала потребуется заключить договор для запуска своих микроавтобусов на маршрут.

Учтите, что в большом городе у вас вряд ли получится

Эта ниша там давно занята, поэтому стоит обратить внимание на небольшие и маленькие города. В каждом регионе ситуация может быть разной, поэтому стоит заранее провести мониторинг в выбранном регионе

Если же вы хотите запустить свой маршрут, будьте готовы столкнуться с некоторыми сложностями:

  1. Новые маршруты утверждают и разрабатывают местные органы самоуправления и региональное Министерство транспорта. Чтобы они утвердили маршрут, необходимо собрать много  бумаг. К этому списку относятся раздел по организации, экономические и технологические расчеты, а также другие документы.
  2. Процесс выбора той компании, которая будет перевозчиком на разработанном маршруте, происходит с помощью тендеров. Их проводят местные административные органы. Так как желающих получить место может быть много, возможно, что законно получить маршрут не получится.

Что иметь представление, как обстоят дела на самом деле и на что стоит рассчитывать, стоит пообщаться с владельцами маршруток и теми, кто работает в этой сфере в вашем регионе. Это поможет лучше понять, стоит ли открывать здесь бизнес и какими будут дополнительные расходы.

Второстепенный доход

Стоит заметить, что помимо оплаты проезда, этот вид транспорта может принести и дополнительный заработок. Это еще раз подчеркивает, каким рентабельным может быть маршрутное такси. Бизнес может и должен быть многогранным.

Реклама, размещенная внутри вашего транспортного средства. Плакаты, визитки, информационные буклеты и другие рекламные материалы – это принесет владельцу маршрутного бизнеса немалый доход, если правильно все организовать

Обычно такую продукцию, эффективную и броскую, размещают поближе к пассажирам, чтобы привлечь их внимание.
Использование кузова автомобиля в качестве рекламной поверхности. Такое оформление наносится специалистами соответствующего агентства в виде пленки с ярким изображением

Несмотря на то что данный вид рекламы является достаточно дорогим, это не мешает приобретать ему все большую популярность.
Оказание услуг по перевозке экскурсий и других организованных групп.
Предоставление транспортного средства для различных торжественных мероприятий.

Итак, если все вышеперечисленное убедило вас открыть собственный маршрутный бизнес, вам просто необходимо ознакомиться с основными этапами этого процесса. О них будет рассказано далее.

Шаг за шагом к выгодным пассажирским перевозкам

Шаг первый: готовим юридическую базу

Коммерческая перевозка пассажиров в транспорте вместимостью больше 8 человек подлежит лицензированию. А это значит, что перед тем, как открыть свое маршрутное такси, нужно получить лицензию (действительна 5 лет). При этом на каждый входящий в автопарк автомобиль выдается карточка — расширяя парк, вы должны будете получать дополнительные карточки. Для получения лицензии не обязательно быть юридическим лицом, достаточно регистрации ИП. Одновременно нужно заключить договор с Комитетом по транспорту на обслуживание маршрута.

Учитывайте также, что все автомобили должны быть застрахованы по ОСАГО. Лучше, конечно, оформить и КАСКО, а также заключить договор страхования пассажиров — это повышает доверие потенциальных клиентов.

Шаг второй: формируем автопарк

Надежность, комфортабельность и себестоимость вашего автопарка напрямую влияют на прибыль. Большинство владельцев уже работающих маршрутных такси выбрали «Газель» (ГАЗ-322132). Этот микроавтобус сравнительно недорог, адаптирован к эксплуатации в российских условиях и ремпригоден. Последние поколения модели отличаются хорошей комфортабельностью

Также можно обратить внимание на FordTransitBus, VolkswagenLT, Mercedes-BenzSprinter, HyundaiCounty. Новый или с пробегом — за вами

Нередко подержанные микроавтобусы продают вместе с маршрутом, что позволяет сэкономить не только деньги, но и время на согласования в департаменте транспорта.

Если вы считаете, что на действующих маршрутах «ловить» нечего, можно разработать собственный. Запускать машины целесообразно, если хотя бы 5% населения, проживающего вблизи предполагаемого маршрута, согласны им пользоваться. Можете провести собственное социальное исследование. Учтите, что на маршрут нужно согласовать в Министерстве транспорта, а это займет время и отнимет нервы.

Шаг третий: собираем команду

Даже если у вас всего один автомобиль, и вы сами планируете работать на маршруте, нужен сменщик, чтобы сократить период простоев. Главное требование к водителям — наличие прав категории «Д».

Важно: управление маршруткой связано со стрессами. Это и постоянно меняющаяся дорожная обстановка, и непрерывное пребывание в обществе людей с разными характерами, настроениями и проявлениями

Вывод: вам нужны стрессоустойчивые люди со здоровым чувством юмора и крепкой психикой.

Стоимость открытия такого бизнеса

Не существует четких ответов на вопрос касательно стоимости открытия бизнеса. Определяющими факторами считаются регион открытия, характер оказываемых услуг и покупка микроавтобуса. Примерные расходы за оформление всей документации, приобретение микроавтобуса и наем водителя колеблется в районе 700-1400 тысяч рублей.

Можно воспользоваться другим вариантом, купив уже готовый бизнес. Это привлекает многих предпринимателей тем, что многие стартовые бюрократические преграды не будут преградой. Также предприниматели должны помнить и об определенном потоке клиентов

Однако для покупателя важно точное выяснение причины продажи готового бизнеса

Бизнес-план пассажирских автоперевозок:

Величина заработка маршрутного такси

Далее стоит разобрать вопрос прибыли, потому как средние показатели заработка за один маршрут с одним автомобилем составляют около 90-95 000 руб. ежемесячно. Чистый доход равняется примерно 65-155 тысячам рублей в месяц. А содержание трех маршрутных такси может принести доход, равный 170-420 тысячам руб.

Величина прибыли определяется текущими затратами, конкретным маршрутом, сезонным поведением пассажиров и их ежедневным распорядком. Самое выгодное решение – это работа в будние дни. Выходные дни характеризуются низким потоком клиентов, основная их масса является дачниками. Доход снижается в два раза в выходной день.

Повышение прибыли возможно при помощи рекламных объявлений, который размещаются во внутренней части или снаружи автобуса. Для салона приветствуется размещение печатной продукции: листовок, баннеров, буклетов, которые могут хорошо себя проявить, находясь на виду у клиентов. Отличным местом считаются спинки сидений. Для кузова практикуется нанесение специальной пленки с рисунками. Сотрудники рекламного агентства сами решают, как будет смотреться оформление.

Бизнес, построенный на деятельности маршрутного такси считается довольно прибыльным и несложным в организации. Предпринимателям стоит трезво оценивать собственные возможности и перспективы для дальнейшего развития.

Только после принятия окончательного решения можно заняться сбором всей необходимой документации и остальными неотъемлемыми процессами. Такой вид деятельности характеризуется высокой рентабельностью, поэтому все вложения удастся окупить за короткие временные сроки.

Резюме проекта

Рассматриваемый бизнес-план маршрутного такси с расчетами содержит сведения и рекомендации по открытию предприятия с двухгодичным денежным оборотом.

Финансирование проекта осуществляется путем получения банковского коммерческого кредита в объеме 22,08 млн рублей.

При заявленном сроке окупаемости (2 года) инвестор получит доход в размере 2 млн 97,6 тыс. рублей.

Выплата процентов по заемным средствам и их возврат начинаются с первого месяца работы предприятия по перевозке пассажиров. Это условие принято в данном бизнес-плане с целью более простого усвоения методики регулирования потоков денежных средств и логики расчета потока дисконтирования.

Размер ставки по кредиту – 24% (при ее определении следует учесть и возможность понижения, о чем свидетельствует тенденция в области банковской политики).

Общая сумма денежных средств, начисленных кредитору по процентам, составит 2 млн 97,6 тыс. рублей.

Объем кредита обеспечивает проекту жизненный цикл в два года.

Срок окупаемости проекта:

  • 17 месяцев – с начала его осуществления;
  • 24 месяца – с учетом дисконтирования.

За расчетный жизненный цикл общий экономический эффект составит 6 642 521,6 рубля.

Инвестиционная составляющая бизнес плана маршрутного такси

Сфера пассажирских перевозок – привлекательное и прибыльное дело, и защита проекта перед потенциальными инвесторами не должна доставить большое количество неприятных сюрпризов. Однако это произойдет только в случае действительно качественной и безошибочной проектной работы. Чтобы ее обеспечить, скачайте на нашем сайте образец бизнес-плана маршрутного такси, который содержит расчеты всех необходимых финансовых показателей и позволит вам качественно запустить свой бизнес.

Расчет финансового обеспечения:

  • закупка автопарка – ХХХ руб.
  • аренда или строительство здания базы – ХХХ руб.
  • найм и тестирование водителей – ХХХ руб.
  • формирование ЗИП и ГСМ – ХХХ руб.
  • оформление автомобилей и рекламная поддержка – ХХХ руб.
  • фонд форс-мажорных затрат – ХХХ руб.

Итого, открытие крупного предприятия потребует инвестиций в размере от 60-ти до 150-т млн. руб.

Технологии и оборудование

Технологические этапы: закупка и оформление автопарка, получение лицензии и согласование маршрута, найм водителей, обустройство гаража и ремонтных боксов, выход на маршрут и оказание слуг перевозок.

Технология предполагает соответствующее материальное обеспечение, необходимое для успешной реализации бизнес плана маршрутного такси:

  • автомобили;
  • подъемники, шиномонтажное оборудование, компрессор и пневмоинструмент;
  • моечные комплексы;
  • ручной инструмент для ремонта и обслуживания;
  • очистные сооружения;
  • система охраны и пожарная сигнализация;
  • оборудование для приема оплаты и печати билетов;
  • системы навигации и контроля времени движения;
  • газовое оборудование.

Персонал маршрутного такси

Качественный уровень кадрового состава предприятия – важнейшее условие для успешного развития бизнеса и гарантия комфорта и безопасности для людей

Минимальный состав маршрутного транспортного агентства включает не менее четырёх сотрудников:

  • Водители, имеющие категорию В лучшем случае, чтобы их опыт был не менее 5 лет. Их количество соразмерно с количеством транспортных единиц и насыщенностью маршрута (для посменной или подменной работы понадобится дополнительная единица).
  • Диспетчер.
  • Бухгалтер, он же кассир.
  • Медработник.

Владельцу бизнеса желательно самому контролировать поведение сотрудников, состояние автотранспорта.

Оплата труда водителей обычно устанавливается на уровне минимальной, к ней прилагается доплата за классность, переработку по времени и прочие стимулирующие доплаты. Такой подход имеет смысл, ведь сотрудник будет заинтересован получить больше и будет стараться выполнить предложенные ему условия.

Недостатки маршрутных такси

  • Маршрутные такси как явление оказывают угнетающее воздействие на транспортную инфраструктуру городов. В результате появления многочисленных категорий пассажиров-льготников муниципальные и государственные транспортные предприятия часто испытывают финансовый голод. Этот голод ещё более усиливается, оттого что маршрутные такси перетягивают на себя платежеспособную часть пассажиров. Нередко с маршрутными такси связана высокая коррупция в муниципалитетах, органах государственной власти, государственных и муниципальных транспортных предприятиях; в отдельных городах чиновники, связанные с маршруточным бизнесом, преднамеренно разваливают муниципальный транспорт.
  • Маршрутные такси являются высокоаварийным видом транспорта. Агрессивная манера вождения маршрутных такси, вызванная конкуренцией за пассажира на дороге и стремлением сделать как можно большее число поездок, в сочетании с остановками по требованиям пассажиров в произвольных местах маршрута, в том числе и опасных, приводит к возникновению частых аварийных ситуаций. Нередко на линии маршрутные такси выходят в ненадлежащем техническом состоянии, так как контроль за их техническим состоянием бывает слаб. Водители маршрутных такси часто работают с нарушением норм труда (чрезмерно долгие часы работы, недостаточный отдых). Часто за проезд пассажиры платят непосредственно водителю, что отвлекает его от управления автобусом. Часто салон маршрутного такси подвергается переустройству с целью увеличения вместимости; при этом пассивная безопасность пассажиров понижается.
  • Агрессивное вождение в сочетании с конкуренцией за пассажира на дороге приводит к негативному влиянию на движение транспортного потока в целом, снижая скорость в том числе и самих маршруток.
  • В маршрутных такси, как правило, не применяются билеты длительного пользования. Расчёты ведутся с водителем (или кондуктором) за наличные деньги, часто без выдачи контрольных билетов. Каждая пересадка подлежит оплате. С другой стороны, многие пассажиры избегают покупки билетов длительного пользования, так как не желают быть «привязанными» к одному перевозчику.
  • Стремление водителей маршрутных такси к максимальной прибыли, а следовательно к максимальной загрузке автобуса, иногда приводит к тому, что маршрутные такси не отправляются с конечных остановок до заполнения, что делает время поездки менее предсказуемым.
  • В городах, где маршрутками работают автобусы особо малого класса, из-за низкой провозной способности маршрутных такси как вида транспорта на самом деле им приходится брать стоячих пассажиров («крючков»). Часто у пассажиров, ожидающих маршрутное такси в середине линии, просто нет иного выбора кроме как ехать «крючками». Впрочем, часто водители маршруток сознательно создают такие условия проезда в погоне за большим доходом, зная об отсутствии альтернатив у пассажиров.
  • В популярных на линиях маршрутных такси микроавтобусах «ГАЗель» и им подобных пассажирам тесно. Людям крупной комплекции ехать неудобно.
  • Маршрутные такси (при использовании машин малой и особо малой вместимости) не приспособлены для перевозки инвалидов, пассажиров с детскими колясками или багажом. В связи с тем, что во многих городах маршрутки вытеснили рейсовые автобусы большой вместимости и электротранспорт, данные категории граждан были фактически лишены физической возможности пользования общественным транспортом. Подобное положение дел идёт вразрез с общемировой тенденцией максимизации доступности транспорта для вышеуказанных групп граждан.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий