Мажоритарная система и пропорциональная избирательная система

Избирательная система. Мажоритарные, пропорциональные и смешанные избирательные системы

Избирательная система (или избирательный закон) — это набор положений, содержащихся в Избирательном кодексе, в котором СЦ обязан регулировать выборы, в частности, правила определения победителя и распределения мест.

Существует три толкования термина «избирательная система».

  • узкое – способ перевода голосов избирателей в мандаты депутатов и властные должности (2 способа: мажоритарный и пропорциональный);
  • нормативно-правовое – порядок формирования выборных органов государства, порядок распределения депутатских мандатов;
  • широкое – совокупность общественных отношений, взаимодействий, процессов, институтов, ценностей, норм, обуславливающих формирование выборных органов государства.

Эти три интерпретации не отрицают друг друга, но рассматривают избирательный процесс с разных сторон.

Система выборов или голосования состоит из набора правил, которые должны соблюдаться, чтобы быть действительными. Бюллетень определяет, как подсчитываются голоса и окончательные результаты. Это метод, с помощью которого избиратели выбирают между кандидатами (выборы или референдум).

Исследования, которые формально определяют избирательную систему, называются теориями социального выбора или теориями голосования. Это подшкала политологии, экономики или математики.

Что такое пропорциональная избирательная система

Определение

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов.

В 1899 году выборы в Бельгии прошли по пропорциональной избирательной системе. Впоследствии она применялась во многих странах, позволяя получить любой политической силе число депутатских мест в зависимости от числа голосов. Такая зависимость носит пропорциональный характер, поэтому процедура часто характеризуется как справедливая.

Территория, на которой проводятся выборы, принимается за единый избирательный округ, на котором все претенденты составляют и подают организаторам кандидатские списки. Это могут быть списки от политических партий или движений. Перед избирателем ставится задача выбрать наиболее приемлемый для него перечень претендентов и отдать свой голос.  

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В дальнейшем кандидаты получают мандаты, которые распределены в пропорциональной от набранных голосов зависимости.

Примечание

Часто условиями выборов оговаривается проходной порог, для которого предложено выражение в процентах. Так, последние выборы в российскую Государственную думу проходили при проходном проценте 7%. Выборы 2016 года имели аналогичный показатель 5%. На уровне 5% проходной порог регистрировался во многих странах, однако имеет место и более низкое значение. Например, в Швеции он был равен 4%, а Израиле — 1%.

Те голоса избирателей, которые были отданы за партии, не преодолевшие установленный процентный барьер, в окончательном подсчете передаются партиям, которые его преодолели.

Пропорциональная избирательная система может существовать в двух вариантах:

  • используются закрытые списки от партий;
  • используются открытые списки кандидатов.

Понятно, что при закрытых списках избирателям предлагается возможность отдать свой голос за конкретную партию. В итоге она получает места, количество которых пропорционально отданным голосам. При этом лично кандидату в процессе выборов голоса избирателей не отдаются.

Кто из участников получит места в избираемом органе, зависит от их очередности в списке. Бывает, что список разбивают на центральную и региональные группы. Тогда первыми места распределяются между участниками «Центра».

Региональные кандидаты вправе получить свои мандаты пропорционально тому количеству голосов, которые за  список были отданы в отдельных регионах.

По закрытым партийным спискам проходило голосование в Израиле, странах Евросоюза, РФ.

Для открытого списка партии характерно, что избиратель может отдать свой голос выбранному им члену партии — участнику списка. В зависимости от того, какой применяется метод, избиратель может голосовать не только за одного, но и за двоих кандидатов. При этом его право — указать, кто из них имеет его большее доверие. Такая система работает в Бразилии, Финляндии, Конго, Нидерландах.

Примечание

Интересно, что пропорциональная система находит свое применение в ходе общих выборов парламента, а также только нижней палаты или ее половины.

Критерии характеристик избирательных систем

Система, по которой происходят выборы депутатов в советы разных уровней, – это не “святая догма”, а лишь один из способов выбрать самых достойных людей для защиты интересов общества определенной территории. В процессе проведения первых избирательных процессов были разработаны критерии, по которым избирательные системы отличаются друг от друга. Итак:

  • в разных системах предусмотрена возможность разного количества победителей;
  • по-разному формируются избирательные округа;
  • отличается процесс формирования списка кандидатов в депутаты.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы устроены по такому принципу, что могут использоваться паралельно. Во многих странах именно так и проходят выборы.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие виды избирательного права вы знаете? У всех ли граждан есть избирательное право? Чем можно ограничить избирательное право?

  2. С чего начинается избирательный процесс?

  3. Что такое избирательная система? Какие виды избирательных систем вы знаете?

  4. Почему пропорциональная система выборов так называется?

  5. Определите, какие из перечисленных признаков характеризуют пропорциональную систему:

    1. прямая ответственность победивших на выборах перед избирателями;

    2. широкий спектр политических партий, в том числе средних и мелких;

    3. избранным считается кандидат, который получил большинство голосов;

    4. каждая политическая партия получает число мест пропорционально числу голосов за нее.

2.1. Закрытые и открытые списки

В Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации применяется пропорциональная избирательная система закрытых списков (в литературе такие списки иногда называются также связанными, жесткими), при которой избиратель голосует исключительно за список кандидатов в целом. Кандидаты в списке располагаются в порядке, определенном избирательным объединением, избирательным блоком при выдвижении списка, и именно в этой последовательности происходит распределение мандатов внутри списка.

Главным недостатком этой системы считается невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка кандидатов и как результат – слабая связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями. Система закрытых списков способствует прохождению в представительный орган кандидатов, не известных избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка. В определенной мере решает эту проблему, делает список кандидатов более «прозрачным» для избирателя, способствует их осознанному выбору разделение закрытого списка кандидатов на региональные части.

При применении пропорциональной избирательной системы открытых списков (в литературе такие списки называются также свободными, гибкими), избирательное объединение, избирательный блок так же, как и при системе закрытых списков, своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке. Однако любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, но и выражать предпочтение в отношении одного либо нескольких (в зависимости от того, сколькими голосами наделит его закон субъекта Российской Федерации) кандидатов из списка, что в той или иной мере, в зависимости от выбранной законом субъекта Российской Федерации системы распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов (см. раздел 4), определяет получение депутатского мандата конкретным кандидатом из списка. На практике система открытых списков позволит депутатам, ранее избиравшимся в одномандатных мажоритарных избирательных округах, рассчитывать на поддержку избирателей этих округов даже в случае изменения схемы избирательных округов.

Выбирая между открытыми и закрытыми списками, следует учитывать опыт ряда регионов Российской Федерации, где проведение выборов по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками повлекло высокий процент протестного голосования. Так, на выборах депутатов Калининградской областной Думы, проходивших 5 ноября 2000 года с использованием системы закрытых списков, относительное большинство избирателей, голосовавших по общерегиональному избирательному округу (20,59%), проголосовало против всех списков кандидатов, а за список, получивший наибольшее число голосов избирателей, проголосовало 16,34 процента. Высоким оказалось число голосов, поданных против всех списков кандидатов, и на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов, проходивших 31 марта 2002 года (17,29%).

О предпочтительности системы открытых списков свидетельствует то, что на выборах в Сейм Литовской Республики в 2000 году после перехода на избирательную систему открытых списков явка избирателей оказалась более чем на 10 процентов выше прогнозируемой. Показательным является и такой пример. На выборах в Сейм Литовской Республики партии вправе «закрыть» свои списки. Единственная партия («Союз Центра»), которая «закрыла» свой список на выборах в 2000 году, потеряла значительное число своих сторонников и не была допущена к распределению депутатских мандатов.

Система открытых списков применяется на выборах в парламенты Австрии, Латвии, Польши, Чехии и других стран.

Таким образом, для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной системе рекомендуется применять систему открытых списков. Если применяется система закрытых списков, то в законе субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть требование о разделении списка кандидатов на региональные части (см. раздел 2.2).

Пропорциональная система голосования

Мажоритарная и пропорциональная системы существенно друг от друга отличаются. Если в мажоритарной системе голосование идет за людей, то есть физических лиц, то при пропорциональной системе люди голосуют за партийные списки.

Как формируются списки в партиях? Партия, желающая принимать участие в выборах депутатов, проводит всеобщий съезд или съезд организации низшего уровня (в зависимости от того, в совет какого уровня проходят выборы). На съезде формируется список депутатов с присвоением им порядковых номеров. Для утверждения партийная организация подает список в окружную или центральную избирательную комиссию. После согласования списка комиссия путем жеребьевки присваивает партии номер в избирательном бюллетене.

Определение пропорциональной избирательной системы

Пропорциональная избирательная система — это такая разновидность избирательной системы, при которой результаты голосования определяются по принципу распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Голосование проходит по партийным спискам.

В такой системе территорию государства (или региона) объявляют единым избирательным округом. От каждого такого округа избираются несколько депутатов.

При пропорциональной системе выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию.

  • партии получают количество мест пропорционально набранному проценту голосов (25% — одна четвертая часть мест и так далее);

  • определяется процентный барьер, который необходимо перейти, чтобы попасть в парламент;

  • голоса за партии, не прошедшие барьер, делятся поровну между победившими партиями.

Пропорциональная избирательная система зародилась в XIX веке и впервые была официально принята в Бельгии в 1899 году.

В России пропорциональную избирательную систему применяют на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы.

Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию в онлайн-школу Skysmart!

Признаки мажоритарной избирательной системы

  • страна делится на примерно равные по количеству населения округа, от каждого из которых выдвигаются кандидаты;
  • побеждает тот кандидат, которому удалось набрать наибольшее количество голосов;
  • выделяют абсолютное (больше одной второй голосов), относительное (больше голосов по сравнению с другим кандидатом), квалифицированное большинство;
  • собравшие меньшинство голосов в парламенте места не получают;
  • считается универсальной системой, так как позволяет учесть интересы и избирателей, и партий.

Система абсолютного большинства чаще всего применяется на президентских выборах, когда кандидату для победы необходимо набрать 50% голосов плюс один голос.

Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы

Преимущества пропорциональной избирательной системы, которые отличают ее от мажоритарной:

  • система позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;

  • возможность пройти в парламент партиям, в том числе средним и мелким, которые отражают интересы населения, что повышает доверие к политической системе;

  • позволяет исключить разделение состава парламента, а также не допустить в него радикальных личностей;

  • в результате образуется множество партий, которые представляют различные слои населения;

  • низкая вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые могут использовать нелегальные способы прийти к победе на выборах.

При этом у пропорциональной избирательной системы есть и недостатки:

  • гражданин выбирает не конкретную личность, а кандидата из списка, где все могут быть ему неизвестны;

  • не так очевидна ответственность победивших перед избирателями;

  • система распределения голосов часто непонятна плохо информированным избирателям.

Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Записаться на интенсив

Чем отличаются открытые и закрытые списки?

Существует два вида голосования по пропорциональной системе: по открытым и по закрытым спискам. Каждый тип разберем отдельно. Итак, пропорциональная система с закрытыми списками предусматривает возможность для избирателя голосовать за список партии, которую он поддерживает по идеологическим принципам. Вместе с тем в проходной части списка могут находиться кандидаты, которых избиратель не желает видеть в составе совета. На понижение или повышение порядкового номера кандидатов в партийном списке избиратель повлиять не может. Зачастую при голосовании по закрытым спискам человек голосует в поддержку лидеров партии.

Открытые списки – это более прогрессивный вид пропорциональной системы. Используется в большинстве стран Европейского Союза. Партии также составляют списки, утверждают их, но, в отличие от предыдущего варианта, у избирателей есть возможность повлиять на положение кандидатов в списке. Дело в том, что при голосовании избиратель получает возможность не только проголосовать за партию, но и за конкретного человека из списка. Тот из кандидатов, кто получит большую поддержку граждан, максимально поднимется в списке своей партии.

Как распределяются места в парламенте после выборов по пропорциональной системе? Допустим, в парламенте 100 мест. Проходной барьер для партий – 3% голосов. Победитель набрал 21% голосов, 2-е место – 16% голосов, дальше партии понабирали 8%, 6% и 4%. Между представителями этих партий пропорционально делятся 100 мандатов.

Ясно, что выборы по партийным спискам – это более демократичный метод голосования. Люди имеют прямую возможность влиять на исход выборов

Важное отличие пропорциональной системы от мажоритарной – люди голосуют за идеологию, систему взглядов на развитие государства. Важным минусом пропорциональной системы принято считать то, что депутаты, избранные по партийным спискам, не привязаны к конкретному избирательному округу

Они не поддерживают связь с обычными людьми, живущими на местах, не знают про их проблемы.

Что такое пропорциональная избирательная система?

Аналоговые системы, как следует из их названия, основаны на пропорциональности. Допустим, партия A получает 40% голосов, партия b — 30% голосов, и партия, участвующая в выборах в парламент (или местный совет), получает 40% мест, а партия b — 30%.

Главным преимуществом этой системы является справедливость — она более точно отражает предпочтения избирателей. Действительно, во многих странах существует так называемый электоральный порог (обычно несколько процентов), ниже которого партии вообще не участвуют в работе парламента, даже если у них около десятка депутатов при норме в два-три процента

Однако, как правило, если по всей стране набирается достаточное количество избирателей-единомышленников, партия будет представлена в парламенте, что очень важно. Это имеет тот недостаток, что некоторые регионы могут быть вообще не представлены

Это происходит, когда ни одна из партий не имеет списка с достаточным количеством представителей для данной области.

Основные понятия

Выборы — это тип политического участия граждан в управлении делами государства. Выборами называют процедуру, при которой формируется государственный орган или наделяется полномочиями должностное лицо. Процедура реализуется через голосование, при этом принять участие могут лишь те, кто обладает избирательным правом.

Избирательная система — политический институт, который связан с организацией выборов политических деятелей. Выборы проходят и определяются результатами голосования и распределением мандатов между партиями. Другими словами, избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства.

Избирательная система состоит из двух компонентов:

  1. Избирательное право — это принципы и условия, при которых граждане могут участвовать в формировании выборных органов.

    Избирательное право может быть двух видов: активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным).

    Избирательное право можно ограничить цензами — возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.

  2. Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Этапы избирательного процесса:

  1. Назначить выборы.

  2. Организовать избирательные округа.

  3. Создать избирательные комиссии.

  4. Зарегистрировать избирателей в установленном законом порядке, составить список избирателей.

  5. Выдвинуть кандидатов.

  6. Предвыборная агитация.

  7. Процесс голосования.

  8. Подвести итоги голосования.

  9. Установить результаты и распределить места в выборных органах по итогам голосования.

Выделяют два типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. В этой статье поговорим о пропорциональной.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Особенности пропорциональной системы

Пропорциональная система выстраивается не в соответствии с принципом большинства, а по принципу пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами (партийные выборы, характерные для Бельгии, Австрии, Финляндии, Швейцарии, Швеции). Применение находит только в рамках многомандатных избирательных округов. Здесь избиратель не всегда знает всех кандидатов от поддерживаемой им политической партии.

Для смягчения дефектов используют несколько методов:

  • избирательную квоту (метр), которая представляет собой наименьшее количество голосов, требующееся для того, чтобы был избран хотя бы один кандидат. Есть несколько способов для этого:
    • естественная квота (метод Хэйра) используется в Румынии и Эстонии, является частным от отношения количества избирателей к числу мандатов, которые замещаются в округе. Любой список может получить столько мест, сколько полных квот включено в полученное число голосов;
    • искусственную квоту (метод Хагенбаха-Бишоффа) использует Литва, Австрия. Она может быть определена с помощью отношения общего количества поданных голосов к количеству мандатов плюс один (возможно плюс 2, плюс 3). Если при использовании искусственной квоты останутся незамещенные мандаты, то используется метод наибольших остатков;
    • метод делителей (метод д’Онта) представляет собой последовательное деление количества голосов, которые получены каждым списком кандидатов, на соответствующую серию делителей. Каждый список может получать столько мест, сколько раз общий делитель уложился в полученное данным списком количество голосов

В число дополнительных правил распределения мандатов можно включить:

  • метод наибольшего остатка (места, которые не были распределены по квоте, по очереди могут получить партии с наибольшими остатками голосов);
  • метод наибольшего избирательного числа (места, которые не были распределены по квоте, могут быть переданы по очереди как премия партиям, набравшим максимум голосов);
  • метод суммирования (складываются все остатки голосов партий в соответствии с отдельно взятыми округами и нераспределенными количествами мест в целом по государству. Далее происходит вычисление новой квоты для государства в целом и по ней могут быть распределены оставшиеся места между партиями);
  • метод преодоления заградительного барьера (нераспределенные мандаты партий, которые не преодолели заградительный барьер, могут быть переданы партиям, которые его преодолели. Это производится пропорционально количеству голосов, которые собрали данные партии).

Пропорциональная система может быть искажена различными приемами:

  • панашаж (франц. panachage – «смесь») представляет собой избирательное право голоса за кандидатов из разных партийных списков (ориентация не на партийную принадлежность, а на индивидуальные качества определенного претендента; вписывание в списки новых кандидатов);
  • соединение списков (блокирование), когда партии блока могут выступить на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получает определенное число мандатов, происходит распределение этого количества между собой;
  • заградительный пункт (барьер) представляет собой минимальный процент голосов, который установлен в законе. Партии их должны получить по государству в целом для наличия доступа к депутатским мандатам.

Последний прием используется с целью формирования в парламенте крупных партийных фракций для исключения массы мелких группировок. В различных государствах заградительный барьер отличается (Израиль — 1%, Дания — 2%, Аргентина — 3%, Болгария — 4%, Египет — 8%, Турция — 10 %.

Замечание 1

В качестве разновидности пропорциональной системы можно выделить систему единственного передаваемого (переходящего) голоса. В этом случае избиратель обладает только одним голосом, но может использовать его не с целью голосования за партийный список, а с целью преференциального (предпочтительного) голосования за одну кандидатуру из любого партийного списка кандидатов.

Что касается смешанной системы, то можно выделить 2 ее разновидности. Первая из них имеет в основе преимущественное использование пропорциональной системы. Ее применяют с целью создания состава парламента Греции (усиленная пропорциональная). Вторая преимущественно использует мажоритарную систему (например, формирование бундестага в Германии).

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что такое относительное большинство?

Итак, проходят выборы в парламент по мажоритарной системе. Законом про выборы депутатов определено, что побеждает тот кандидат, который наберет больший процент голосов, чем другие кандидаты. Подобным образом проходят выборы городских голов на Украине. Количество кандидатов, которые могут принимать участие в выборах, не ограничено. Допустим, в выборах мэра Киева принимает участие 21 кандидат. Победу по такой системе может даже одержать кандидат, набравший 10% голосов

Самое важное, чтобы другие кандидаты набрали меньше голосов, чем победитель

Мажоритарная система выборов (подвид – относительная система) имеет как достоинства, так и недостатки. Среди преимуществ можно выделить такие:

  • отсутствие необходимости проводить второй тур выборов;
  • экономия бюджетных средств;
  • победитель не обязан набирать большое количество голосов.

Мажоритарная относительная система имеет недостатки:

  • в некоторых случаях результаты выборов не отражают волю большинства народа, потому что у победителя может быть намного больше противников, чем сторонников;
  • результаты выборов легко оспорить в суде.

Отметим, что в странах Британии при любом количестве проголосовавших избирателей выборы признаются состоявшимися. В большинстве других европейских стран выборы могут быть признаны недействительными, если в голосовании приняло участие количество избирателей, которое меньше, чем определенный порог (например, 25%, 30%).

Особенности избирательной системы РФ

В Российской Федерации действующая избирательная система регулирует выборы главы государства, членов государственных территорий и региональных органов власти.

Кандидатами в президенты Российской Федерации могут быть не моложе 35 лет граждане России, проживающие в России не менее 10 лет. Кандидаты с иностранным гражданством или видом на жительство не могут иметь неснятую или непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Президент избирается на шестилетний срок всеобщим, равным и немедленным тайным голосованием. Президент избирается большинством голосов. Если большинство избирателей, участвующих в выборах, проголосуют за одного из кандидатов в первом туре голосования, то избирается Президент. Если этого не происходит, объявляется второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре, которые получают больше голосов, чем остальные зарегистрированные кандидаты, принявшие участие в голосовании.

Членами государственной думы могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 21 года и имеющие право участвовать в выборах. Консулы штатов состоят из 450 членов, избираемых по партийным спискам на аналоговой основе. Чтобы преодолеть избирательный порог и получить ордера, партия должна набрать определенный процент голосов. Срок полномочий государственной думы составляет пять лет.

Граждане России также принимают участие в выборах, выделяя государственные органы и выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, система региональных органов власти устанавливается самими субъектами в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Закон устанавливает специальные дни для голосования на выборах в региональные и местные органы власти во второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Мажоритарная и пропорциональная избирательная система

Мажоритарная система и ее признаки:

  • В такой системе победителем является тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов. Бывает система как абсолютного большинства, так и относительного. Первая характеризуется тем, что победил кандидат, набравший 50%+1, а особенностью второй является то, что победителем становится человек, набравший голосов больше, чем другие. То есть, если на пост президента баллотировались 5 кандидатов, а наибольшее количество за одного – 45%, то этот человек и станет президентом.
  • Одномандатные округа. На один такой округ приходится одно место в парламенте. Та партия, которая заполучила наибольшее количество голосов в округе, и получает мандат.
  • К недостаткам этой системы можно отнести то, что может сложиться так, что мест в парламенте получила больше та партия, которая в действительности набрала меньше голосов. Положим, участвовали две партии на трех одномандатных округах. Первая набрала по 50 тыс. голосов в каждом округе, а вторая получила 40 тыс. на первом, 45 тыс. на втором и 65 тыс. на третьем. Если подсчитать голоса избирателей, то получится, что за каждую партию проголосовало одинаковое количество людей. Но у первой партии будет два мандата, а у второй – один.
  • Суть заключается в том, что партии получают мандаты пропорционально количеству полученных голосов. На избирательно-территориальном округе есть определенное количество мандатов, которые будут впоследствии распределены между партиями. В Российской Федерации в настоящее время существует 5% порог, чтобы заполучить место в нижней палате Парламента.
  • Голоса партий, не прошедших порог, пропорционально распределяются между теми, кто этот порог прошел.
  • Голосуют не за кандидата, как в мажоритарной системе, а за партию. Голосование проводится по партийным спискам.

В России существует особая избирательная система. Половина кандидатов в Государственную Думу (225) избирается по мажоритарной системе, а вторая половина (225) – по пропорциональной. Всего в Госдуме есть 450 мест. Также в нашей стране существует 5% порог для получения мандатов.

Относительное большинство, или первый у финиша

Здесь основным условием становится получение простого или относительного большинства, иными словами, чтобы голосов было больше, чем у противников. По сути, принимаемое здесь за основу большинство таковым нельзя назвать, поскольку это большее из представленных меньшинств. Перефразируя англичан, можно назвать этот подтип так – «первый, кто достиг финиша».

Если рассматривать относительное большинство с инструментальных позиций, то основной его задачей выступает перевод голосов избирателей определённого округа в одно из мест в парламенте.

Рассмотрение различных способов и инструментальных особенностей позволяет получить более глубокое представление о том, какие существуют типы избирательных систем. Таблица, приведённая ниже, системно представит их, связывая с практикой реализации в том или ином государстве.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий