Виды избирательных систем. Избирательная система в РФ

Региональные выборы

Система избирательных органов РФ в субъектах действует несколько иначе, чем на федеральном уровне. Исходные принципы образования региональных властных структур регламентированы в Конституции. Так, статья 77 основного закона страны гласит о том, что регионы имеют возможность самостоятельного определения правового статуса, порядка избрания и структуры своих представительных органов.

Согласно ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан”, в российских регионах требуется неукоснительное соблюдение демократических норм и принципов. Должна подчеркиваться недопустимость ограничения гражданских избирательных прав в зависимости от пола, этноса, национальности, мировоззрения, языка, происхождения, имеющейся собственности, отношения к религии и т.д.

Процедура голосования в субъектах РФ мало отличается от федеральной. Реализуются все те же правила и принципы, что и при формировании центральной законодательной системы, либо при наделении президента должностными полномочиями.

Основные принципы демократического избирательного права

Характеристика некоторых принципов демократического избирательного права

Существует четыре основных принципа демократического избирательного права:

  • Равенство
  • Всеобщность
  • Тайное голосование
  • Свобода волеизъявления
  • Гласность
  • Добровольность
  • Ограничение срока проведения выборов
  • Состязательность
  • Непосредственность

Интересно, изобретены демократические выборы были в Древней Греции, но поначалу они проводились открыто, то есть каждый гражданин, отдавая свой голос за того или иного кандидата, делал это открыто и публично. Однако, уже давно во всём мире голосования проводятся тайно, чтобы сделать этот процесс безопасным для избирателей.

Единственный передаваемый голос

В теории считается, что данная форма самая справедливая. Она дает возможность сочетать личный выбор с пропорциональным представительством партий. Распространению такой формы выборов препятствует некоторая техническая сложность при определении результатов. Каждая партия может выдвигать столько представителей, сколько посчитает необходимым. Допускается участие независимых кандидатов. Действия избирателей при этом аналогичны тем, что и при мажоритарной системе, предусматривающей альтернативное голосование. То есть напротив фамилий кандидатов человек ставит соответствующие отметки. После определения общего количества действительных бюллетеней устанавливается избирательная квота.

Получившие ее кандидаты считаются выбранными. Обычно они получают излишек квоты, то есть определенное число голосов, которое им не нужно. Это количество отдается тем, кто квоту не получил, по принципу второго предпочтения. В случае если после распределения голосов остались неизбранные кандидаты и незамещенные мандаты, первые исключаются из выборов. При этом бюллетени, в которых они получили первое предпочтение, отдаются другим по принципу второго предпочтения, аналогично тому, как это происходит при альтернативном голосовании.

Выборы большинством голосов

Мажоритарная система считается самой простой. Она отличается результативностью. Единственным случаем, когда результат может отсутствовать, становится одинаковое наибольшее количество голосов между кандидатами. Однако на практике такое встречается довольно редко. Разрешение ситуации осуществляется жребием. Данная система применяется при парламентских выборах в США, Индии, Великобритании частично в России и Германии. Часто такая форма выборов имеет место при формировании муниципальных органов власти. Мажоритарная система применяется и в много-, и в одномандатных округах. Первые, однако, встречаются редко. На практике часто бывает так: чем больше кандидатов, тем меньше необходимо голосов для их избрания. При выдвижении одного человека он считается выбранным без голосования. В данном случае достаточно, чтобы хотя бы один человек отдал за него свой голос, даже если им окажется сам кандидат.

Смешанный тип

Результаты выборов по этой системе осуществляются путём применения элементов пропорциональной и мажоритарной систем одновременно. Благодаря этому формируется представительный парламент, но приоритетом обладают крупные партии, из-за чего даже эффективные кандидаты могут оказаться в проигрыше.

Смешанная избирательная система — это прекрасная возможность для больших партий укрепиться в парламенте, пройдя 5 процентов барьера. После распределения мест внутри каждого списка приоритет будет иметь общефедеральная часть перед региональной. Из-за этого победить может кандидат, за которого округ не голосовал, но через огромную поддержку по всей стране он выиграет.

Если кратко, то даже несмотря на все недочёты, смешанная система считается одной из наиболее эффективных благодаря возможности увидеть реальную политическую картину во всей стране. Реализация процесса подсчёта голосов выглядит следующим образом:

  • Сумма голосов избирателей, которые поданы за все политические силы и допущены к распределению мандатов, то есть превышающие барьер, делится на 225 (количество мандатов по общефедеральным спискам).
  • Полученный результат отвечает первому избирательному месту.
  • После главного начинается процесс вторичного распределения мандатов, благодаря которому в Государственную думу могут попасть новые эффективные политики, представляющие сильные политические силы.

Каждая из этих систем помогает реализовать демократический тип выборов и даёт возможность людям проголосовать за эффективного кандидата, который будет отвечать за свои слова и выполнять обещанное. Хотя у каждого государства свой тип системы голосования, но, как показывает практика, именно смешанный вид позволяет максимально честно провести выборы и учесть голоса всех избирателей по отношению не только к кандидату, но и к политической силе.

2.1. Закрытые и открытые списки

В Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации применяется пропорциональная избирательная система закрытых списков (в литературе такие списки иногда называются также связанными, жесткими), при которой избиратель голосует исключительно за список кандидатов в целом. Кандидаты в списке располагаются в порядке, определенном избирательным объединением, избирательным блоком при выдвижении списка, и именно в этой последовательности происходит распределение мандатов внутри списка.

Главным недостатком этой системы считается невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка кандидатов и как результат – слабая связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями. Система закрытых списков способствует прохождению в представительный орган кандидатов, не известных избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка. В определенной мере решает эту проблему, делает список кандидатов более «прозрачным» для избирателя, способствует их осознанному выбору разделение закрытого списка кандидатов на региональные части.

При применении пропорциональной избирательной системы открытых списков (в литературе такие списки называются также свободными, гибкими), избирательное объединение, избирательный блок так же, как и при системе закрытых списков, своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке. Однако любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, но и выражать предпочтение в отношении одного либо нескольких (в зависимости от того, сколькими голосами наделит его закон субъекта Российской Федерации) кандидатов из списка, что в той или иной мере, в зависимости от выбранной законом субъекта Российской Федерации системы распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов (см. раздел 4), определяет получение депутатского мандата конкретным кандидатом из списка. На практике система открытых списков позволит депутатам, ранее избиравшимся в одномандатных мажоритарных избирательных округах, рассчитывать на поддержку избирателей этих округов даже в случае изменения схемы избирательных округов.

Выбирая между открытыми и закрытыми списками, следует учитывать опыт ряда регионов Российской Федерации, где проведение выборов по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками повлекло высокий процент протестного голосования. Так, на выборах депутатов Калининградской областной Думы, проходивших 5 ноября 2000 года с использованием системы закрытых списков, относительное большинство избирателей, голосовавших по общерегиональному избирательному округу (20,59%), проголосовало против всех списков кандидатов, а за список, получивший наибольшее число голосов избирателей, проголосовало 16,34 процента. Высоким оказалось число голосов, поданных против всех списков кандидатов, и на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов, проходивших 31 марта 2002 года (17,29%).

О предпочтительности системы открытых списков свидетельствует то, что на выборах в Сейм Литовской Республики в 2000 году после перехода на избирательную систему открытых списков явка избирателей оказалась более чем на 10 процентов выше прогнозируемой. Показательным является и такой пример. На выборах в Сейм Литовской Республики партии вправе «закрыть» свои списки. Единственная партия («Союз Центра»), которая «закрыла» свой список на выборах в 2000 году, потеряла значительное число своих сторонников и не была допущена к распределению депутатских мандатов.

Система открытых списков применяется на выборах в парламенты Австрии, Латвии, Польши, Чехии и других стран.

Таким образом, для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной системе рекомендуется применять систему открытых списков. Если применяется система закрытых списков, то в законе субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть требование о разделении списка кандидатов на региональные части (см. раздел 2.2).

Пропорциональная избирательная система

Используется обычно при проведении выборов в представительные органы власти. В соответствии с ней депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Разновидности пропорционального представительства:

  1. Партийные списки по многомандатным избирательным округам. Каждая партия, из участвующих в выборах, формирует список своих кандидатов в порядке их предпочтения. Если список является “закрытым”, то избиратели голосуют за список целиком, а не отдельного кандидата, в случае с “открытым” списком избиратели имеют право голосовать либо за одного кандидата, либо за двоих, либо указать порядок предпочтения кандидатов в партийном списке.

  2. Партийные списки с дополнительными одномандатными округами. Эта схема объединяет в себе системы пропорционального представительства и одномандатных округов. В странах с большим населением она позволяет соблюсти баланс между местными или общенациональными интересами. Также эта система применяется в странах с неоднородным населением, живущим в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях.

  3. “Передаваемый” голос за нескольких кандидатов в многомандатных округах. Здесь, пожалуй, в наибольшей мере учитывают «предпочтения» избирателей: каждый избиратель голосует за установленное число (два и более) кандидатов. В результате кандидатов избирается больше, чем имеется вакантных мест. Наиболее успешный кандидат в этой системе для победы должен набрать минимальную квоту голосов, которая обычно определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Таким образом, несмотря на совсем непростую логику определения победителя, большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным.

В разных странах применяются различные избирательные системы. Это зависит от ряда историко-культурных, географических и других оснований и особенностей каждого государства.

Смысл понятия «избирательная система»

Избирательная система – это сложный и комплексный набор правил, расчётов, методов, процессов и правовых норм, которые призваны обеспечить регулярное избрание граждан страны на те или иные государственные должности. Она также оказывает непосредственное влияние на формирование органов государственной власти, которые состоят из избираемых граждан. При этом в зависимости от конкретного типа избирательной системы голосовать могут как непосредственно избиратели (то есть все граждане), так и определённые выборщики, представляющие собой различные политические партии.

Широкий и узкий смысл понятия избирательной системы в таблице

В широком смысле понятие избирательной системы включает в себя вообще все аспекты, связанные с процессом голосования, от сроков и условий проведения выборов до системы выдачи, проверки и подсчёта бюллетеней, расходов на избирательную кампанию (здесь могут быть ограничения), разрешённых методов предвыборной кампании, количества кандидатов и т. п. Все эти особенности регулируются законодательством конкретной страны, так что характеристики избирательной системы в разных государствах отличаются друг от друга. Первая в России избирательная система появилась в 1936 году (то есть ещё в СССР, а не в современной России). Понятие избирательного права – это право каждого гражданина, достигшего совершеннолетия и являющегося дееспособным, принимать участие в выборах, то есть избирать и быть избранным.

Выборы абсолютным большинством

В этом случае кандидат считается избранным, если он набрал более половины общего числа голосов. При этом определяется нижний порог участия в голосовании избирателей. Если он не будет достигнут, то выборы будут признаны недействительными либо несостоявшимися. Как правило, порог равен половине зарегистрировавшихся избирателей, но зачастую их число может быть и меньшим. Несмотря на то что эта форма выглядит более справедливой, она имеет тот же дефект, что и у описанной выше. Другими словами, вероятно, что партии, набравшие большинство по стране, получат меньшинство в парламенте.

Ценность выборов

Какое значение имеет институт выборности в Российской Федерации? Реализация основных принципов избирательной системы, как уже было сказано, является основополагающим критерием соблюдения демократии в стране.

На современном этапе сохраняется проблема переходности политических институтов. Старые инстанции еще сохраняют свое влияние на разработку и принятие решений стратегического характера, а новые органы еще не имеют необходимых качеств для адекватного влияния на политику будущего развития и ее регулирования.

Таким образом, в рассматриваемой системе сохраняются две противоположные тенденции: реставрация и модернизация. Они олицетворяют собой сопутствующие технологии социального управления: авторитаризм и демократию. Это проявляется в перманентных институциональных конфликтах и кризисах. Разрешение последних допустимо лишь путем достижения согласия между ведущими социально-политическими группами и силами. Это предполагает, в свою очередь, присутствие механизма согласования позиций и интересов. Основополагающим инструментом здесь являются выборы – избирательная система в РФ.

Выборы являют собой важнейший институт организации и реализации публичной власти в современных политических обществах. Они образуют новую проблемную сферу и отдельную область профессиональной деятельности.

Выборы главы государства

Избирательная система президента РФ обладает рядом специфических особенностей, о которых следует рассказать. Согласно ФЗ о президентских выборах в РФ, глава государства должен иметь гражданство страны, в которой собирается воспользоваться пассивным избирательным правом. Он должен быть не моложе 35 лет, а срок его постоянного проживания на российской территории должен составлять 10 лет минимум. Одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд.

Российский президент наделяется должностными полномочиями сроком на шесть лет. Избирательная система на выборах президента РФ выстроена на базе принципов равности голосов, тайны и прямого голосования.

Выборы реализуются по единому федеральному избирательному округу, который вбирает в себя всю российскую территорию. Назначает голосование высшая палата Парламента – Совет Федерации. Решение о проведении выборного голосования должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позже чем через три месяца до дня избрания президента.

Избирательный процесс кратко

В зависимости от законодательной базы конкретного государства избирательный процесс может проходить по-разному. Однако, некоторые этапы являются обязательными:

  1. Назначение даты проведения выборов
  2. Организация избирательного процесса
  3. Выдвижение и регистрация кандидатов
  4. Предвыборная кампания и представление программ кандидатов
  5. Голосование
  6. Подведение и оглашение итогов голосования
  7. Публикация общедоступного отчёта о финансовых затратах на проведение выборов
Открытия Христофора Колумба. Значение, маршрут экспедиции.
Основные этапы Холодной войны в таблице. Характеристика и события.

Что такое избирательная система, избирательное право

Избирательную систему также называют системой выборов или голосования.

Определение

В широком понимании избирательная система — это совокупность всех норм и процессов, которые регулируют соблюдение права граждан участвовать в выборах в рамках своей страны и отвечают за организацию и проведение этих выборов до определения их итогов.

В более узком понимании это правовые нормы, которые определяют результаты голосования и количество депутатских мандатов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание

В рамках второго определения вырабатываются более мелкие вопросы: тип выборов, избирательных округов, оформление бюллетеня, правила подсчета голосов и др. в каждом регионе.

Примечание

Избирательное право любого гражданина страны заключается в возможности участвовать в свободных выборах управленческих кадров на разных уровнях.

В Российской Федерации согласно Конституции (статья 3.3) каждый гражданин имеет право на высшее выражение власти народа в форме свободных выборов и референдума. Право на участие в референдуме и выборах каждому гражданину страны гарантирует 32.2 статья Конституции РФ. Регулирующим актом также выступает федеральное законодательство. В частности, ФЗ РФ от 12 июня №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

↑ Виды избирательных систем

Мажоритарная система

Мажоритарная система – это избирательная система, при которой победителем на выборах становится кандидат, набравший установленное законом большинство голосов избирателей.

Перед выборами территория государства или региона разбивается на территориальные единицы (избирательные округа). От каждого избирательного округа избирается депутат (чаще один, но иногда бывает и больше). В зависимости от количества предоставляемых мандатов (мест в государственных органах власти) избирательные округа бывают одномандатные (один кандидат) и многомандатные (два и более кандидата). Количество мандатов в избираемом округе зависит от численности избирателей, которые зарегистрированы на данной территории.

Мажоритарная система имеет две разновидности:

  • Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что победившим будет тот кандидат, который наберет больше 50 % голосов (50%+1 голос). Устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, и, если он не будет достигнут, выборы признаются несостоявшимися.
  • Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что победившим будет кандидат, набравший голосов больше, чем его конкуренты. Не устанавливается порог для проведения выборов, поэтому выборы будут считаться действительными, даже если проголосует хотя бы один избиратель.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»Статья 2. Основные термины и понятияизбирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);избирательный округ единый (единый избирательный округ) – избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат;Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О выборах Президента Российской Федерации»Статья 4. Федеральный избирательный округВыборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Пропорциональная система

При пропорциональной избирательной системе каждая политическая партия, участвующая в выборах, получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

Выдвижение кандидатов производится путем составления партийных списков, за которые голосуют избиратели. Т.е. избиратели голосуют за составленный партией список, а не за конкретных людей, выдвинутых по округу. Территория государства является единым избирательным округом.

Пропорциональная избирательная система представляет широкий спектр политических партий и является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий. Однако появление в парламенте множества мелких фракций может препятствовать принятию нужных решений. Кроме того, при такой системе выбранные кандидаты несут ответственной не сколько перед избирателем, сколько перед самой партией.

Смешанная система

Согласно смешанной избирательной системе часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть – в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Выборы проводятся одновременно по партийным спискам в многомандатных округах по пропорциональной системе, а в одномандатных округах по мажоритарной. Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий

Такая система применяется в РФ при выборах депутатов Государственной Думы.

Избирательная система РФ

Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.

Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:

  • № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
  • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
  • № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

Пропорциональная избирательная система: недостатки

К минусам проведения таких выборов относят, в первую очередь, то, что голосование проводится по многомандатным округам, где соперничают списки кандидатов от движений и политических партий. Из них непосредственно избирателю могут быть известны лишь несколько лиц. Однако, с другой стороны, руководство движения или партии, наряду с громогласными спикерами, может провести в парламент людей, неизвестных широкой публике.

Будучи профессионалами в определенной области, они могут участвовать в разработке того или иного закона, контроле над деятельностью исполнительных органов. Еще одним существенным недостатком пропорциональной системы считается то, что в парламенте может сформироваться множество мелких фракций, которые объединены вокруг лидеров, обладающих небольшим влиянием, но большими амбициями. Неспособные к конструктивному взаимодействию, они зачастую препятствуют проведению тех или иных законов, принятию важных решений. Данная ситуация крайне нежелательна, если правительству необходимо опираться на большинство в парламенте.

Общая характеристика

Избирательная система — это набор правил, методов, расчётов и правовых норм, вместе обеспечивающих легитимный процесс выборов и справедливый результат, на который влияет только количество голосов избирателей. Благодаря этому понятию могут проводиться выборы на любые государственные должности, а также формироваться органы публичной власти.

У каждой страны система может отличаться рядом особенностей, а её реализация будет зависеть от осознанности граждан и их желания влиять на улучшение своего государства. Это широкое понятие включает в себя разные этапы в процессе голосования:

  • определение даты выборов;
  • подготовка кандидатов;
  • систематизация процесса выдачи и подсчёта бюллетеней для голосования;
  • подсчёт бюджета и необходимых ресурсов для проведения процесса.

Политическая избирательная система в Российской Федерации определяется не только Конституцией, но и рядом избирательных законов, выполнение которых обязательно для получения правдивых результатов. Процесс невозможен без избирательной комиссии, которая занимается не только подсчётом голосов на финишном этапе, но и проведением голосования, выдачей бюллетеней избирателям и оглашением результата на избирательном участке.

Если речь идёт о президентских или парламентских выборах, то здесь процедура определяется законодательством и Центральной избирательной комиссией. Эти органы следят за честностью выборов и реализацией прав избирателей в процессе. Согласно Конституции, повлиять на решение человека никто не может, как и подкупить его, поскольку это будет нечестно и окажет влияние на результат.

На законодательном уровне этот термин был впервые закреплён в Конституции 1936 года и раскрывал не только процесс выборов, но и сам порядок организации процедуры.

Со временем и развитием государства появлялись новые аспекты и нормы в самом понятии системы, благодаря этому права человека в процессе максимально защищены и предоставлены все возможности для их реализации.

Избирательный процесс

Это понятие включает в себя несколько взаимосвязанных и поэтапных стадий. Они осуществляются в процессе выборов и в период избирательных кампаний. Все кандидаты на время выборов имеют равные условия и возможности выступа перед избирателями. Процесс делится на части:

  1. Назначение даты проведения выборов.
  2. Организационный процесс.
  3. Каждая политическая сила выдвигает и регистрирует своего кандидата на пост.
  4. Представление программы кандидата и начало агитации. От того, насколько удачно будет проведён этот этап, зависит результат.
  5. Процесс голосования.
  6. Подведение итогов и оглашение итогов голосования.
  7. Публикация отчёта о том, сколько средств было потрачено.

За выполнением всех требований следят члены ЦИК и независимые наблюдатели, которые могут зафиксировать жалобу в случае правонарушений избирателей или попыток подкупа. Хотя каждый бюллетень отдаётся в руки избирателю, были случаи подмены и даже подделки результатов голосования и случаи подкупа. На участках обязательно должны находиться представители правоохранительных органов, чтобы следить за порядком и выполнением всех норм закона.

Принципы демократического права

Все люди, независимо от материального достатка или уровня, занимаемого в социуме, являются равными, обладают свободой волеизъявления, и на их выбор никто не должен влиять. Каждый человек имеет право на тайное голосование, благодаря которому и реализуется избирательный процесс. Хотя на этапе зарождения демократической формы управления выборы могли быть открытыми, сегодня этот процесс имеет другую форму.

Воля человека и его выбор должны быть на первом месте. Кандидат может повлиять на избирателя только программными пунктами, обещаниями выполнить то или иное действие или заняться решением проблемы. Избиратель отдаёт свой голос за кандидата добровольно, без применения какой-либо силы.

Сроки выборов ограничены, поэтому процесс происходит одновременно на разных участках и таким образом позволяет получить результат сразу после завершения. Избирательная система постоянно совершенствуется для того, чтобы обеспечить максимально честный результат и гарантировать свободу выбора для людей. Избирательную систему можно охарактеризовать как комплекс норм и мероприятий, благодаря которым возможно осуществление воли народа при выборе кандидата в правительственные органы власти. Существуют разные типы избирательных систем, и для России характерна смешанная.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий