Механизмы психологической защиты: основы психологии, процессы и состояния

Методы защиты

Правильный ответ на проблемы, отрицательные атаки в свой адрес поможет защитить психику от негативных последствий. Под воздействием стимула человеку в затруднительной ситуации может быть трудно действовать правильно. Но есть методы психологической защиты, предотвращающие любые плохие воздействия.

Методы психологической защиты:

Ветер перемен

Человек, постоянно подвергающийся обидам, неизменно испытывает отрицательные эмоции. У него учащается сердцебиение, повышается давление, ухудшается настроение. Здесь рекомендуются следующие действия:

  1. Представьте себя, стоящим против ветра.
  2. Погрузитесь в эмоциональное состояние, полное оскорблений.
  3. Представьте, как сильный воздушный поток сдувает оскорбительные слова, болезненные проявления.

Такая техника помогает стабилизировать психический баланс. Услышав оскорбление, индивид восстанавливает в памяти «ветер перемен», немедленно удаляющий негативные эмоции.

Абсурдная ситуация

Заметив преднамеренное оскорбление, подыграйте обидчику в этой ситуации. Преувеличенные, искаженные, абсурдные слова, произнесенные ним, воспринимаются комично. В такой обстановке его поведение будет выглядеть по-детски смешным.

Океан

Этот механизм защиты в психологии предполагает ассоциирование человека с океаном в чрезвычайной ситуации. Это огромное количество воды характеризуется абсолютным спокойствием, несмотря на то, что в него впадают тысячи рек. Эмоционально стабильная личность, на которую обрушивается поток негатива, схожий с океаном. Невзирая на кипящие вокруг страсти, он сохраняет внешнее спокойствие.

Аквариум

При множестве негативных слов, выливающихся на индивида, он может представить себя, находящимся в аквариуме, мысленно отключить звук оскорблений (аквариум не пропускает звуки вообще). Его плотное стекло искажает внешний вид оскорбителя — сквозь прозрачные стены его лицо видится безобразным, комичным.

Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

1. Сублимация

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

  1. Осознаёт и принимает эти чувства.

  2. Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему “Под покровом ночи” Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

2. Юмор

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это “идентификация” или “реактивное образование”. Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода “юмора”, человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.

Используя зрелый юмор, человек ничего не отрицает, и никого, в том числе себя, не высмеивает, он “разглядывает” ситуацию под различными углами, видит её объёмной, выявляет, в том числе, комическую сторону произошедшего. И именно это помогает ему справиться с напряжением, разрешить внутренний конфликт, выйти из стрессовой ситуации.

Ранняя история: применение понятия в работах Фрейда

Впервые понятие «психологическая защита» Фрейд использовал в 1894 году, работая над книгой о нейропсихозах и нескольких последующих работах. С его помощью он описывал борьбу психики с невыносимыми болезненными мыслями. Поначалу он использовал только один метод защиты психики — вытеснение. Но позднее, подробно изучая структуру «Я — концепции», он выделил несколько методик, с помощью которых Я избавляется от влияния внешних обстоятельств и полученного опыта.

Фрейд выявил закономерность между применением методов защиты и подверженностью человека неврозам. Чем глубже механизм защиты проникает в бессознательное, тем больше человек отдаляется от мира, теряет целостность восприятия. Работу Фрейда по изучению защитных механизмов продолжили его последователи. В первую очередь — его дочь Анна. Благодаря детальному изучению индивидуальные представления о механизмах защиты психики удалось объединить в относительно устойчивое представление о процессе адаптации личности. В современной психологии оно используется психотерапевтами независимо от специализации.

Мы можем представить известные психологические защиты в виде нескольких групп

1 группа: в ней отсутствует переработка информации, которая подвергается вытеснению (собственновытеснение,блокирование, подавление, отрицание); психотравма “забывается” и игнорируется.

2 группа: связана с искажающим преобразованием содержания мыслей, чувств и поведения человека (интеллектуализация, изоляция, смещение, проекция); болезненные переживания переносятся в измененном виде на другую проблему.

3 группа: объединяет механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения (активация экспрессивного поведения, соматизация, сублимация);

4 группа: психологические защиты манипулятивного типа (регрессия, фантазирование, уход в болезнь).

Чем менее устойчив человек к кризисным ситуациям, тем больше вероятность выработки и использования им психологических защит для их преодоления. В таком случае стресс воспринимается как прямая угроза личному благополучию и авторитету, ролевой позиции в социуме, личному самоопределению. Это является сигналом к попытке защиты всего психического аппарата человека, попытке выстроить непреодолимую стену между собой и проблемой. 

Если же, по воле судьбы, он уже с ней столкнулся, то появляются только два пути – или снятие психического напряжения переходом на более эффективный способ отношений с окружающим миром, или, как представляется, крайне неэффективный переход в патологию.

На первый взгляд у психологической защиты достаточно позитивная задача – убрать остроту психического переживания, внутреннюю боль, опирающуюся на весь спектр негативных эмоций. Однако делается это крайне недальновидно, без понимания последствий для будущего от этого беспомощного упрощения. Задача-то не решается. 

Что из того, что на данный момент есть эмоциональное облегчение? 

Завтра проблема снова встанет в полный рост и ее либо придется решать с потерей времени и возможностей, либо способ ее избегания закрепится и станет привычкой, быстро расширяющейся на другие области деятельности (ведь, ко всему, подобный навык ловко сокращает расход психической энергии).

Другими словами, избранная человеком психологическая защита начинает  незаметно распространяться, переходя на похожие состояния и укореняясь как устойчивый способ реагирования. 

Уже само по себе использование психологической защиты указывает на инфантильное восприятие мира, где тревога и страх делают человека бессильным, потому что он стоит перед лицом неизвестных и всемогущих архаических сил. Это обесценивает жизнь, делает человека ригидным и пассивным, парализует творческие способности. 

Так что, если в детстве хотя бы часть психологических защит исполняла функцию полезную, прикрывающую слабую психику ребенка от чрезмерных и жестких перегрузок, то в дальнейшем это свое свойство они потеряли, блокируя развитие личности

Мышление взрослого человека и фантазийные представления ребенка не слишком ладят друг с другом в эффективном решении проблем реальности. Сложность есть и в том, что одна психологическая защита зачастую начинает дополняться другими.

Работа защитных механизмов, чаще всего, проходит с опорой на бессознательную психику. Благодаря этому они обходят цензуру сознания, взламывают позиции личности, и, действуя как пятая колонна, незаметно разрушают способность человека к целенаправленной и успешной деятельности, шаг за шагом ограничивая его потенциал. Ложное решение сначала выдается за истину, а затем навязывается, как единственно приемлемое.

Да, в момент травматического эпизода жизни, психологическая защита может защитить от острой боли – как ростовщик, который дает возможность пережить момент, чтобы придти за всем имуществом сразу, если ты не смог выплатить взятую сумму с процентами и в срок. Но если в жизни они появились – дело плохо.

 В способности эффективно тестировать реальность и анализировать информацию для понимания сути проблем, постановке внятных целей и выборе эффективных алгоритмов для их решения, произошел сбой.  Состоялась подмена настоящего решения подделкой-утешением, по сути дела – соской-пустышкой; человек лишил себя возможности – пусть через лишения, пусть через боль преодоления идти к себе настоящему. Теперь в его жизни, если только он не найдет в себе мужество стать живым, будет царить ложь догмы. И здесь кончается личность и начинается патология.

Понимание и осознание психологической защиты – это понимание и осознание своего страха. И если это удалось – все не так плохо. Человек может очень многое, если у него есть правда.

Когда срабатывает психологическая защита?

Пополнение в семействе. Первенец в очень редких случаях является нежеланным ребенком. Подрастающий малыш привыкает быть центром Вселенной для всей семьи. При рождении затем брата или сестры у юного эгоиста срабатывает эффект регрессии. Психологическая травма такого рода заставляет ребенка вести себя не в соответствии со своим возрастом

Пытаясь привлечь внимание родителей, он начинает так же капризничать, как его маленький соперник. Реакция испуганного ребенка

Обычно наши страхи формируются в детском возрасте

Реакция испуганного ребенка. Обычно наши страхи формируются в детском возрасте

Некогда культовый фильм «Оно» по мотивам произведения Стивена Кинга повергл в ужас целое поколение юных любителей пощекотать себе нервы. Знаменитый актер Джонни Депп и по сей день страдает коулрофобией (боязнью клоунов). В данном случае срабатывает один из механизмов психологической защиты человека в виде попытки изоляции аффекта и полного его вытеснения из сознания, что не всегда получается на практике. Тот же малыш, повредив какую-либо ценную вещь, будет полностью отрицать свою причастность к содеянному. Подобное поведение не всегда свидетельствует о склонности ребенка к обману. Просто у него реально от мысли быть покаранным родителями срабатывает инстинкт самосохранения, и память услужливо стирает какое-либо воспоминание об испорченной вещи.

Поведение отвергнутого кавалера или дамы. Стараясь защитить свое самолюбие, горе-поклонники начинают выискивать всяческие недостатки у коварной особы. В данной случае речь идет о рационализации, которая помогает человеку пережить поражение на любовном фронте. Если же отвергнутый человек достойно ведет себя в этой ситуации (начинает писать стихи и занимается самообразованием), то речь уже пойдет о сублимации.

Самозащита жертвы насилия. При помощи внутреннего блока в виде полного отрицания происшедших с них событий или вытеснения их из сознания люди подобным образом стараются избавиться от шока. Особенно это касается тех особ, кто пережил сексуальное насилие. Некоторые взрослые считают, что если их ребенок пострадал от рук извращенца, то с возрастом он забудет обо всем. Специалисты не советуют так расслабляться папам и мамам маленькой жертвы, потому что подсознание будет сигнализировать ей об опасности, которая может исходить от взрослых людей.

Поведение больного с серьезной патологией. При помощи одного из видов психологической защиты в виде отрицания человек старается убедить себя, что ничего страшного с ним не происходит. Он будет отказываться от предложенного лечения, считая его бессмысленной тратой денег при надуманной проблеме.

Срыв эмоций на близких. Довольно часто членам семьи попадает, когда на их родственника на работе накричал начальник. Постоянные придирки со стороны руководства запускают механизм замещения, когда гнев выплескивается на ближайшее окружение. В Японии (во избежание такого поведения) куклы с обликом начальника после стрессового дня разрешается разделать под орех при помощи биты.

Поведение студентов. Молодежь в большинстве случаев затягивает подготовку к экзаменам до последнего или вовсе игнорирует ее. Оправдывая собственную безответственность, они затем обвиняют всех, начиная от профессора-непрофессионала и заканчивая министром образования. Проекция становится для них главным способом обелить себя в глазах общественности.

Боязнь путешествий на самолете. Одним из примеров психологической защиты человека можно назвать аэрофобию. В данном случае речь пойдет о замещении, когда вместо авиалайнера люди предпочтут передвигаться на более безопасном, с их точки зрения, транспорте.

Подражание кумирам. Обычно такое проявление идентификации свойственно детям. Именно в период созревания, мечтая выделяться среди сверстников, они начинают видеть у себя способности супергероев из блокбастеров.

Покупка нового домашнего любимца. Опять же речь пойдет о замещении, когда, тяжело восприняв смерть кота или собаки, люди стараются приобрести похожее на них животное. Назвать они его постараются точно также, что в принципе только усугубит горечь потери.

Вымещение

Это тот самый механизм защиты, действие которого ты можешь называть просто — «спускаю пар». Вымещение перенаправляет твои эмоции, вызванные сильным возбуждением, неудачей, обидой на кого-либо и т. д. на человека (или предмет), который служит как бы заменой настоящему виновнику твоего плохого настроения.

Допустим, после неприятного разговора с коллегой по работе или начальником, которому ты не можешь высказать свое недовольство, ты вымещаешь весь негатив дома — можешь поругаться с членом своей семьи, девушкой или друзьями.

4. Идентификация с агрессором

Когда человек кого-то боится, подсознательно он может стремиться к тому, чтобы быть похожим на своего обидчика — агрессора.

Один из наглядных примеров — стокгольмский синдром и его влияние на человека. В 1974 году произошло похищение Патрисии Херст — жертва оказалась в руках американской террористической группировки. После перенесения физического и психологического насилия Патрисия стала участницей банды и даже совершила вместе с ними ограбление, причем добровольно. Конечно, в суде ее оправдали, так как признали, что Патрисия страдает от стокгольмского синдрома.

5. Сублимация

Если вымещение оказывает негативное влияние на человека и его отношения с окружающими, то сублимация, напротив, помогает направить сильные эмоции в конструктивное русло.

Пример — творчество. Многие творения известных танцоров, художников, музыкантов, писателей и поэтов являются примерами сублимации. Интерес к трупам можно сублимировать при работе в морге, склонность к насилию можно удовлетворить работой в силовых структурах и так далее.

6. Отрицание

Отрицание — это отвержение событий, чувств и мыслей, которые человек не может спокойно принять, проходящее на сознательном уровне. Такой механизм защиты весьма примитивен и часто действует совместно с другими механизмами психики.

Яркий пример отрицания — курильщик, который не желает признавать вред сигарет. Для поддержания своей веры он может убеждать себя и других в том, что загрязненный воздух или вода из-под крана наносят здоровью людей куда больший вред, чем сигареты.

7. Регрессия

Регрессия являет собой прыжок назад — возвращение на предыдущую стадию психологического развития. Происходит это под влиянием стрессовой ситуации: когда человек обижен или напуган, он может начать вести себя как ребенок. Такое поведение объясняется просто: детство ассоциируется у многих из нас с безопасностью и комфортом.

Пример — человек, который при общении с противоположным полом начинает глуповато хихикать. Или девушка, которая начинает плакать, если не может убедить в чем-то своего парня

Слезы в таком случае — не рациональное поведение, а способ, которым она привлекала к себе внимание в детстве

8. Рационализация

Это искажение фактов — сознательное и бессознательное. Цель такого защитного механизма — сделать событие или реакцию на него менее опасными и травмирующими. Другими словами, человек придумывает себе оправдания, причем некоторые из них настолько естественные, что он сам может не замечать собственной лжи.

Пример: если человек нагрубил кому-то без всякой на то причины и был призван за свои действия к ответу, он, скорее всего, постарается найти причины такого поведения, чтобы оправдать его.

9. Реактивное формирование

Тут все просто: человек пытается совершать противоположные своим желаниям поступки, нередко заменяет чувства (любовь — ненавистью или стыдом, потребность в стабильности — повышенной активностью и так далее).

Пример реактивного формирования — взрослый сын, который заботится о своем родителе, всячески пытаясь угодить ему, но на самом деле испытывает к нему негативные чувства (допустим, из-за тяжелого детства или плохого отношения к себе). Или человек, который относится к другому крайне негативно, но на самом деле просто маскирует свои теплые чувства, испугавшись их.

10. Аутоагрессия

Это защитный механизм, выражающийся в самообвинениях, самоуничтожении и даже нанесении себе вреда (физические повреждения, следствие приема наркотических средств и алкоголя, чрезмерное увлечение опасными видами спорта — экстримом и др.). Несмотря на множество возможных негативных последствий, в эмоциональном плане такое поведение может переноситься легче, чем агрессия, которая направляется непосредственно на виновника тяжелой ситуации.

Ярчайший пример — ребенок, который переживает сложности в отношениях с родителем. Он не может смириться и признать, что родитель ведет себя с ним пренебрежительно просто так или из-за своей нелюбви, и вместо родителя начинает винить себя. Он убеждает себя в том, что заслужил такое поведение.

Зрелые

Принятие – согласие на реальное положение вещей, признание сложной или неприятной ситуации или процесса без попыток изменить ее или выйти из нее.
Храбрость – способность и готовность решать конфликты, противостоять страху, боли, опасности, неуверенности, отчаянию, препятствиям, превратностям или запугиванию.
Эмоциональная саморегуляция – это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости.
Резилентность – способность сохранять в неблагоприятных ситуациях стабильный уровень психологического и физического функционирования, выходить из таких ситуаций без стойких нарушений, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям.
Прощение.
Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.
Смирение – состояние, при котором человек, зная свои недостатки, имеет скромную самооценку.
Идентификация– отождествление себя с другим человеком или группой людей.
Милосердие – сострадательное поведение со стороны тех, кто имеет какую-то власть.
Модерация – процесс устранения или уменьшения крайностей и пребывания в разумных пределах.
Терпение.
Уважение.
Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Связь с копингом

Существует множество различных точек зрения о том, как понятие механизма психологической защиты соотносится с понятием копинга; некоторые авторы дифференцируют эти понятия различными способами, другие указывают, что не существует никакой разницы между этими двумя понятиями. В одной из своих книг Джордж Вайлант заявил, что он «будет использовать термины адаптация, жизнестойкость, копинг и защита взаимозаменяемо».

Первичные и вторичные процессы

В Я одновременно осуществляются два процесса. Во-первых, это бессознательный первичный процесс, где мысли организованы не согласованно; чувства могут сменяться, противоречия не вступают друг с другом в конфликт или просто не воспринимаются. Здесь нет логики и линейного времени. Страсть имеет большое значение в этом процессе. В противоположность этому есть сознательный вторичный процесс, где установлены строгие границы, и мысли организованы в целостную системы. Большинство сознательных мыслей возникают именно здесь.

Характеристики

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

  1. Отрицание или искажение реальности
  2. Действие на бессознательном уровне

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов». Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

Теории и классификации

Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций – это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.

В 1936 году Анна Фрейд перечисляет десять механизмов защиты, которые появляются в работах Зигмунда Фрейда: 1. Вытеснение, 2. Регрессия, 3. Реактивное образование, 4. Изоляция аффекта, 5. Аннулирование, 6. Проекция, 7. Интроекции, 8. Самоповреждение, 9. Обращение к противоположному, 10. Сублимация или смещение.

Анна Фрейд и ее знаменитый отец Зигмунд Фрейд оба изучали механизмы защиты, но Анна потратила больше своего времени и исследований на пять основных механизмов: вытеснение, регрессия, проекция, реактивное образование и сублимация. Все защитные механизмы – это ответ психики на тревогу и то, как сознание и бессознательное справляются со стрессом в социальной ситуации.

Вытеснение – активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания.

Регрессия – возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

  • Проекция – ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Реактивное образование – защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Сублимация – перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Категоризация Джорджа Вайланта

Американский психиатр Джордж Вайлант предложил собственную четырехуровневую классификацию защитных механизмов:

  • Уровень I – патологические защиты (психотическое отрицание, бредовая проекция)
  • Уровень II – незрелые защитные механизмы (фантазия, проекция, пассивная агрессия, отыгрывание)
  • Уровень III – невротические защиты (интеллектуализация, реактивное образование, диссоциация, вымещение, вытеснение)
  • Уровень IV – зрелые защитные механизмы (юмор, сублимация, подавление, альтруизм, антиципация)

Частые вопросы

Понимает ли сам человек, что у него «включена» функция защиты?

+

Нет, защитные механизмы личности не осознаются, потому и не контролируются. Они создают иллюзию, мешающую воспринимать реальность адекватно. Психозащиты – это самообман, иллюзия, которая в определенных ситуациях и на непродолжительный срок действительно помогает человеку смириться с неприятной действительностью. Но длительное применение защитных механизмов негативно сказывается на психике. Человек утрачивает связь с реальностью, у него начинается развитие невроза.

Как называется защитный механизм, когда человек снимает стресс с помощью спорта или творчества?

+

Такой механизм называется сублимацией. Кратко его можно описать так: это процесс, благодаря которому гнев, сексуальность преобразуются и выражаются в социально приемлемой форме. Это зрелый механизм, наряду с юмором и альтруизмом. Он минимизирует негативные эмоции и поддерживает душевное равновесие.

Возможно ли, что постоянные семейные скандалы являются проявлением защитного механизма одного из участников?

+

Да, и этот механизм – замещение. Если человек по каким-то причинам не способен «дать отпор» обидчику (начальнику, например), то «громоотводом» для него нередко становится жена, ребенок или пожилые родители. Замещение может проявляться в эмоциях, жестах, словах и движениях.

Можно ли рассматривать сублимацию как способ реализации «нехороших» наклонностей?

+

Это действительно возможно. К примеру, склонность к садизму может косвенно подтолкнуть человека к тому, чтобы стать хирургом или работать в полиции.

Реактивное формирование

Как правило, замысловатость реактивного формирования и выдает его “с потрохами”. Даже по внешним признакам поведение-антитеза отличается от обычного искреннего поведения: опека слишком преувеличена, общение слишком вежливое и слащавое, человек сразу и безоговорочно соглашается со всем.

Для такого клиента бывает полезным увидеть себя со стороны: глазами других людей (например близких) или в видеозаписи. Ему можно устроить небольшой индивидуальный поведенческий тренинг или же записать в соответствующую группу. Параллельно следует работать с исходной проблемой, с тем, что человек так в себе не любит или чего боится.

Интроекция

С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. У взрослого человека этот механизм может заметно актуализироваться во время траура, при потере близкого человека. Все положительные качества умершего как бы присваиваются оставшимся в живых.

Интроекция часто встречается при депрессии.

Как и в случае с проекцией, интроекция может сильно мешать процессу консультирования. Клиент говорит, говорит про себя, про свои качества, красочно описывая то, как эти качества проявляются в реальной жизни, но потом оказывается, что все это он придумал, это не его качества, а интроецированные. Как и в случае с проекцией, если человека попросить подробнее рассказать о том, как он понимает то или иное человеческое качество, то можно заметить как он сбивается: только что рассказывал о себе, но вдруг оказывается, что он имел в виду другого человека (равно и наоборот). Удобной (если так можно выразиться) чертой такого клиента является то, что он сравнительно легко может перенять образ рассуждения консультанта, что поможет ему подняться над проблемой, научиться рассуждать более здраво.

Виды и классификация защитных механизмов

Концепцию об основных способах психологической защиты первым разработал Зигмунд Фрейд. Именно им был введен термин психозащиты и определены ее типы.

Психиатр Д. Э. Вайан ввел 4-х уровневую классификацию защитных механизмов. Чем выше уровень, тем более здорова человеческая психика.

уровень

Механизм защиты

Формы

Особенности

Методы и цели коррекции

1

Патологический

Иллюзорная проекция

Характерно для детей до 5 лет, встраивается в мечты и фантазии взрослых

Принятие существующей реальности

Отрицание существующей реальности

Искажение

2

Незрелый (инфантильный)

Проекция чувств

Свойственно здоровым детям и подросткам 3-15 лет, а также взрослым с психологическими проблемами

Обучение созданию доверительных и гармоничных отношений с окружающими в ходе длительной психотерапии

Шизоидные фантазии

Ипохондрия

Пассивная агрессия

Навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство)

3

Невротический

Интеллектуализация

Встречается у здоровых людей в возрастном диапазоне от 3-х до 90 лет на фоне невротических расстройств, вызванных психоэмоциональным шоком

Курс психотерапевтических сеансов

Формирование реакции (наигранное поведение)

Диссоциация

Вытеснение

отрицание

4

Зрелый

Альтруизм

Психосоматический защитный механизм как способ интеграции реальности, гармонизации межличностных отношений и собственных чувств. При стрессах и нервных перегрузках принимает незрелые формы психологической защиты

Адекватное использование

Юмор

Сублимация

Предвкушение

Подавление импульсов

Психологические защиты. Ум. Подсознание

Защитные механизмы контролируются Умом, а также Подсознанием (категория Ид).
Ум – это оперативная память, это инстинкт самосохранения на уровне психики.
Ум стремиться обеспечить спокойное, ровное психо-эмоциональное состояние, и следовательно, всю поступающую информацию Ум проводит через фильтры защиты.

Ум – это инстинктивный участок Сознания, переходный элемент между Сознательным и Бессознательным.
Соответственно, если не осознавать свои защиты, не работать с собой, то под покровительством собственного Ума можно уйти в автоматизм (несознательное проживание собственной жизни).

С одной стороны без защитных механизмов психике человека приходилось бы сложно, с другой – работа со своими защитными механизмами должна состоять в первую очередь из осознания их.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий