Надзорные органы РФ: права, полномочия
Деятельность упомянутых в статье ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов. Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия. Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры. К числу общих полномочий можно причислить:
- разработку и реализацию политики в определенной сфере;
- осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
- принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
- предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.
Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.
Минфин
Это министерство выступает в качестве исполнительного органа, обеспечивающего реализацию единой налоговой, финансовой и валютной политики. Институт также координирует работу в данной сфере и других уполномоченных структур. На Минфин возложены следующие функции:
- Контроль использования бюджетных и внебюджетных государственных средств.
- Участие в разработке правил и организация мониторинга поступления доходов от имущества, отнесенного к федеральной собственности.
- Контроль обеспечения платежеспособности страховых компаний и надзор за их работой.
- Участие в разработке и реализации единой аудиторской политики.
- Пробный контроль и надзор за осуществлением операций с драгметаллами и драгоценными камнями.
- Проведение ревизий.
Федеральную налоговую службу формирует независимая и централизованная система инспекционных органов. В задачи института входят:
- Контроль за соблюдением налогового законодательства.
- Анализ правильности отчисления, своевременности и полноты внесения обязательных платежей в соответствующий бюджет.
Перечень контрольно-надзорных органов
Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:
- здравоохранение, культура, образование;
- государственное управление;
- социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
- связь, информация.
При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в статье мы рассмотрим наиболее важные контрольно-надзорные органы РФ. Список данных ведомств включает следующие структуры:
- Министерство энергетики РФ.
- Министерство связи и массовых коммуникаций.
- Федеральная налоговая служба РФ.
- Счетная палата России.
- Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации.
- Правоохранительные органы государства.
Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.
Общие сведения
В России становление системы надзора и контроля происходило совместно с другими институтами. Она обеспечивала подстраховочное и определенное дублирующее влияние на жизнедеятельность общества. Между тем, вполне очевидно, что контрольно-надзорная функция имеет свою специфику. Она выражена в специальных принципах работы уполномоченных институтов. В частности, в своей деятельности надзорные органы РФ руководствуются следующими особыми положениями:
- Своевременность реагирования.
- Приоритет созидательного (корректирующего) контроля/надзора.
- Беспристрастность при выполнении своих задач.
Права надзорных органов регламентируются федеральным законодательством, а также отраслевыми нормативными актами.
Надзорная инстанция в гражданском процессе
Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).
В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:
- акты верховных судов субъектов РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали новому изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
- акты окружных (флотских) военных судов, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
- акты ВС РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подвергались изучению в апелляционном порядке;
- акты апелляционной коллегии ВС РФ;
- акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке апелляции;
- акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке кассации (п. 2 ст. 391.1 ГПК).
Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:
- содержание такой жалобы не отвечает действующим требованиям закона;
- жалоба была представлена в суд надзорной инстанции ненадлежащим лицом;
- был пропущен установленный для оспаривания судебного решения период времени, при этом не было заявлено ходатайство о восстановлении такого срока;
- была представлена просьба о возврате или отзыве жалобы;
- при подаче жалобы были нарушены принципы подсудности (п. 1 ст. 391.4 ГПК).
По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.
Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.
Справочно:
- Кассационная инстанция.
- Апелляционная инстанция.
- Судебная инстанция.
Обследование эффективности использования энергоресурсов
Его осуществляет специально уполномоченный президентом надзорный орган. Указом главы страны данная задача возложена на министерство энергетики и топлива. Обязательная проверка осуществляется в отношении предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет больше 6 тыс. т условного или более 1 тыс. т моторного топлива. При этом не будет иметь значения организационно-правовая форма этих компаний. Энергетическое обследование иных предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет менее указанных показателей, осуществляется по решению исполнительных органов субъекта, в котором оно работает. К уполномоченным региональным структурам относят департаменты энергетики, топлива и регулирования тарифов.
Счетная палата
Она выступает фактически высшим институтом финансового контроля в государстве. По ст. 101 конституции, Счетная палата формируется Госдумой и СФ. Задачами этого института являются:
- Организация и проведение контроля за своевременным исполнением расходно-доходных статей бюджетов всех уровней.
- Установление эффективности/целесообразности затрат из федеральных фондов, использования госсобственности.
- Финансовая экспертиза законопроектов, нормативных актов федеральных структур, касающихся бюджетной сферы.
- Оценка обоснованности экономических планов.
- Анализ обнаруженных отклонений от плановых показателей в процессе исполнения бюджета, подготовка предложений по их ликвидации.
- Контроль законности и своевременности движения бюджетных и внебюджетных средств в ЦБ и прочих уполномоченных финансовых структурах.
В основе всех мероприятий, проводимых Счетной палатой, лежат ревизии. Проверка надзорным органом осуществляется по месту нахождения объектов.
Комплаенс-система — стабильное развитие бизнеса
Комплаенс в компании необходим для соответствия законодательству и предупреждения нарушений. Комплаенс система синхронизирует бизнес-процессы с действиями и поведением сотрудников, а также с действиями внешних контрагентов и КНО, что позволяет бизнесу работать эффективно и с минимальными рисками.
Подразделение комплаенс (служба комплаенс) — это структурное подразделение компании, осуществляющее систему мер по контролю за соответствием деятельности всей организации, ее бизнес-процессов, операций и действий работников нормам законов и подзаконным актам, регулятивным правилам и принятым стандартам деловой этики.
С помощью системы комплаенс фиксируются все правила, по которым персонал и организация должны вести свою деятельность. Знание и соблюдение этих норм позволяют сформировать превентивную защиту от нарушений, что, в свою очередь, минимизирует риски получения штрафов по проверкам.
Обследование эффективности использования энергоресурсов
Его осуществляет специально уполномоченный президентом надзорный орган. Указом главы страны данная задача возложена на министерство энергетики и топлива. Обязательная проверка осуществляется в отношении предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет больше 6 тыс. т условного или более 1 тыс. т моторного топлива. При этом не будет иметь значения организационно-правовая форма этих компаний. Энергетическое обследование иных предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет менее указанных показателей, осуществляется по решению исполнительных органов субъекта, в котором оно работает. К уполномоченным региональным структурам относят департаменты энергетики, топлива и регулирования тарифов.
Прокуратура как четвёртая ветвь власти
Прокуратуре отведено особое место в структуре государственной власти. Этот надзорный орган нельзя отнести к законодательной, исполнительной или судебной власти. Она полностью автономна, ее задача — укрепить законность и правопорядок в стране.
Удостоверение и погон Прокуратуры
Прокуратура появилась благодаря Петру I, в 1722 году он учредил должность генерал-прокурора — «ока государева». Ему надлежало надзирать за деятельностью Сената — чтобы он в точности выполнял императорские указания и регламенты.
Прокурорский надзор в отношении органов исполнительной власти должен обеспечить соблюдение Конституции РФ, выполнение законов госкомитетами, федеральными министерствами, службами и всеми остальными федеральными органами. Прокуратура действует от имени и в интересах Российской Федерации, ее полномочия, структуру и порядок работы регламентирует федеральный закон о Прокуратуре. Эта организация военизированная.
Прокуратура реализует собственные полномочия независимо от прочих властных органов, она наделена правом законодательной инициативы (может вносить рекомендации об отмене или утверждении законов, об их изменении и дополнении).
Прокуратура выявляет нарушения в деятельности законодательных, исполнительных, судебных органов и добивается, чтобы они были устранены.
Прокуратура не возбуждает уголовные дела, а только передаёт материалы в следственный орган и занимается поддержкой обвинения в суде. Она имеет право координировать работу правоохранительных органов (в том числе ФСБ) по борьбе с преступностью. С этой целью прокурор организует координационные совещания, создаёт рабочие группы, требует предъявить нужную документацию и информацию.
В отношении сотрудников ФСБ может быть организована прокурорская проверка. Уполномоченный на это прокурор должен иметь специально оформленный допуск к сведениям, содержащим государственную тайну. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью ФСБ проводится в целях соблюдения законности и правомерности таких мероприятий и обеспечения гарантии соблюдения гражданских прав человека. При этом сведения о тактике, средствах и методах разведки и контрразведки ФСБ остаются недоступными даже для Прокуратуры.
Что такое надзорная инстанция
Надзорная инстанция — это суды, обладающие правом проверять законность и обоснованность решений и приговоров суда, уже вступивших в законную силу.
- Для гражданских дел
Обжалуются в Президиум Верховного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (гл. 41 ГПК РФ). - Для административных дел
Особый орган, уполномоченный осуществлять проверку судебных актов в порядке надзорного производства, — Президиум Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 332 КАС РФ). - Для уголовных дел
Существует 3 (три) этапа: Судебная коллегия, Президиум и Председатель. - Для арбитражных дел
Правила такого пересмотра закрепили в главе 36.1 АПК РФ. Надзорную жалобу по арбитражному делу в течение 3 месяцев с даты, когда спорный судебный акт вступил в силу (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ) направляют в Президиум Верховного суда РФ и только в случае, если прошел этап второй кассации в Судебной коллегии по экономическим спорам (ст. 308.1 АПК РФ).
Комплаенс-инструменты для подготовки к проверкам
От проверки защититься нельзя, нужно заблаговременно принять меры, пока у вас достаточно времени и сил. Реформа контроля закрепила современные подходы к контрольной (надзорной) деятельности. Теперь в приоритете система управления рисками, профилактика нарушений и цифровизация всех процессов контроля. Главное — предотвратить нарушение, а не наказывать. В частности, ликбез проводят при открытии бизнеса. Контролер приходит к предпринимателю для профилактической беседы и рассказывает о требованиях закона.
Одним из инструментов комплаенс-системы является карта рисков — это визуальный документ, в котором можно отразить направления проверок, требования, текущее состояние дел. Комплаенс-программа позволит определить сроки приведения дел в соответствие. Кроме этого, не лишним будет прописать риски и индикаторы, отражающие уровень вероятности срабатывания каждого из рисков, оценку последствий и содержащий способы сокращения их влияния.
Важно выявлять риски заранее, чтобы не дать им вырасти до критических или катастрофических. Вовремя принятые в работу риски минимизируют вероятность провала при проверке контрольно-надзорными органами.
Что такое надзор?
Система органов государственной власти разделена на три ветви. Элементами подобной структуры есть ведомства законодательного, судебного и исполнительного типа управления
Органы последнего вида являются реализаторами государственной политики и, что самое важное, функций державы. Иными словами, через исполнительную власть Россия выдвигает и обеспечивает свои интересы
Наряду с этим, данные органы осуществляют надзор во вверенных секторах. Надзор в данном случае представляет собой вид официальной деятельности, которая направлена на обеспечение режима законности в определенных сферах. Довольно часто представленный вид работы отождествляют с контролем, хотя эти понятия характеризуют абсолютно разные типы деятельности. И все же контролирующие органы РФ, список которых будет представлен далее, часто путают с надзорными, что является теоретической проблемой.
ФСБ — орган исполнительной власти
ФСБ России подчиняется непосредственно президенту РФ, который больше относится к исполнительной власти, но при этом стоит выше всех трёх ветвей власти и координирует их деятельность.
Герб ФСБ на машине
Деятельность ФСБ должна подчиняться Конституции РФ, указам и распоряжениям Президента, постановлениям правительства, международным договорам РФ, Положением о ФСБ РФ.
ФСБ обеспечивает безопасность страны, занимается разведкой и контрразведкой, охраной государственных границ, противостоит терроризму, экстремизму, защищают информационное пространство от распространения террористической идеологии, охраняет государственную тайну, пресекает деятельность отдельных людей, преступных группировок и вооруженных формирований, пытающихся изменить конституционный строй России.
Также служба вправе вести оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью обнаружения и срыва планов организованной преступности, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, проводить необходимые криминалистические экспертизы.
Если есть основания полагать, что в определенном месте готовится общественно опасное действие, сотрудники ФСБ могут беспрепятственно вторгаться в жилые и иные помещения, на территории, земельные участки, принадлежащие гражданам, предприятиям, организациям. Обо всех подобных случаях проникновения они обязаны уведомить прокурора в течение суток.
В ФСБ имеются подразделения, которые курируют следствие, полицию и даже прокуроров и судей. Их мощнейшие полномочия также позволяют проводить против них оперативно-розыскную деятельность.
Как оба типа деятельности соотносятся между собой?
Контрольно-надзорные органы РФ, список которых будет представлен далее, в процессе своей деятельности реализуют разные задачи. С одной стороны, их работа направлена на обеспечение законности деятельности определенных субъектов, с другой – они контролируют данных субъектов для повышения эффективности их существования и выполнения ими определённых функций. Но тут необходимо провести важную черту. Надзор является деятельностью по отношению к иным, не входящим в структуру определенного органа субъектам. В свою очередь, контролироваться могут лишь внутренние подразделения определенных ведомств. Этот факт есть ключевым моментом, которые характеризует взаимосвязь двух представленных типов деятельности.
Прокурорский надзор: понятие, цели, задачи
Определение
Прокурорский надзор – это форма деятельности органов прокуратуры на досудебной стадии, направленная на обеспечение законности, а также на выявление, устранение и предупреждение нарушений норм законодательства.
Прокурорский надзор является специфическим направлением, т.к. не представляет ни одну из трех ветвей власти. Целью данной структуры служит осуществление вневедомственного надзора за исполнением законодательных норм и принятие определенных мер по отношению к нарушителю этих норм.
Основные признаки прокурорского надзора:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- деятельность осуществляется посредством системы органов централизованного характера;
- надзорную деятельность выполняют только прокурорские органы;
- надзор осуществляется именем РФ.
Под целями прокурорского надзора понимают результат, на который направлена деятельность прокуратуры в общем и прокурорского надзора в частности.
Цели обусловлены иерархическим статусом организации и ее местом во всей прокурорской системе. Они определены в главном законодательном акте страны – Конституции РФ, а также ряде законов о прокуратуре. Наиболее подробно цели раскрыты в п.2 ст. 1 Закона о прокуратуре, согласно которому орган должен обеспечить:
- верховенство закона;
- единство и укрепление законности;
- защиту прав и свобод;
- защиту охраняемых законом общественных и государственных интересов.
Задачами прокурорского надзора выступают более узкие и конкретизированные категории. Их намного больше, чем целей. Содержание, состав субъектов и средства для решения задач отличаются друг от друга и зависят непосредственно от органов прокуратуры, которые определяют и решают круг задач.
Их можно разделить на 3 разновидности в зависимости от иерархии:
- общие;
- специальные;
- частные.
Общие задачи регламентируются на основании положений Конституции, Закона о прокуратуре, УПК РФ и ГПК РФ. Их целью является укрепление норм законодательства и защита от посягательств:
- на общественный и государственный строй;
- на политические, трудовые и жилищные права, а также на интересы граждан, прописанные в Конституции РФ и уставах субъектов;
- на права и интересы предприятий, учреждений и организаций, представленные во всех формах собственности.
Указанные задачи осуществляются в рамках каждого из направлений прокурорского надзора, именуемого отраслью. Суть и содержание специальных задач формируются из общих задач в каждой отрасли.
Примерами специальных задач выступают:
- гарантия обеспечения законности нормативных правовых актов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре;
- обеспечение исполнения законодательства уполномоченными субъектами.
Основными задачами прокурорского надзора выступают:
- обеспечение законности издаваемых уполномоченными ведомствами актов;
- гарантия соблюдения Конституции и исполнения норм закона правоохранительными структурами.
Частные задачи более многообразны и обширны по сравнению с общими и специальными. Они классифицируются в зависимости от отрасли прокурорского надзора и вида правового действия, которое применяется в конкретной ситуации.
Нельзя привести перечень всех частных задач, т.к. они не являются постоянными и зависят от ряда определенных условий, способствующих их возникновению.
К ним, например, относятся:
- сбор сведений о факте нарушения закона;
- истребование нормативных актов для осуществления их проверки на соответствие закону;
- получение правового акта с нарушениями после его издания.
Прокурорский надзор также выступает учебной дисциплиной, которая является частью общеобразовательной программы.
ФЗ-248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
Федеральный закон закрепляет новые инструменты контроля (надзора), в их числе:
- широкий перечень мероприятий по контролю, включающий помимо традиционной проверки инспекционные визиты, контрольную закупку, дистанционный мониторинг;
- применение риск-ориентированного подхода;
- ориентацию на профилактику, а не на наказание;
- новую систему оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, главным критерием которой является снижение ущерба охраняемым законом ценностям;
- широкое использование IT-технологий.
Кроме этого, Федеральным законом:
- изменен и уточнен порядок привлечения к проведению экспертиз экспертов и экспертных организаций;
- предусмотрена возможность учета в ходе осуществления дистанционного мониторинга сведений о результатах оценки (сертификации) организации в части ее соответствия требованиям закона в контролируемой сфере, проведенной соответствующими аккредитованными сторонними (в том числе экспертными) организациями.
Главой 5 определяется порядок регулирования системы оценки и управления рисками и результат их реализации. Раскрываются следующие основные понятия:
- риск причинения вреда (ущерба);
- оценка риска причинения вреда (ущерба);
- управление риском причинения вреда (ущерба).
Согласно статье 22 государственный надзор будет осуществляться на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность.
В результате оценки рисков объекты государственного надзора разделяются на категории риска, при этом статьей 23 установлена шкала категорий риска из 6 позиций:
- Чрезвычайно высокий риск;
- Высокий риск;
- Значительный риск;
- Средний риск;
- Умеренный риск;
- Низкий риск.
В Положении о виде надзора должно быть предусмотрено не менее 3 категорий риска, с учетом наличия в обязательном порядке категории низкого риска.
С момента вступления в силу нового закона закрепленная в № 294-ФЗ презумпция добросовестности ЮЛ, ИП по факту трансформируется. Сведения о добросовестности контролируемых лиц теперь будут оцениваться в соответствии с частью 7 статьи 23 нового закона и учитываться надзорными органами при отнесении объектов надзора к категориям риска.
Положения закона 248-ФЗ на практике:
- Снизят объем документооборота надзорных органов;
- Оптимизируют имеющиеся ресурсы, концентрируя их на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения надзорных мероприятий с их видом;
- Увеличит оперативность обмена информацией;
- Повысят эффективность и оперативность работы контрольно-надзорных органов;
- Появятся дополнительные инструменты для оценки соблюдения обязательных требований;
- Способствуют повышению законности, прозрачности и эффективности надзорной деятельности, снижению количества споров при осуществлении контроля;
- Будут стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц.
Полномочия суда надзорной инстанции
Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).
Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:
- сохранить судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, не внося в них изменений;
- аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, частично или целиком и отправить материалы на новое изучение;
- аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, целиком или частично и завершить производство по делу или сохранить заявление нерассмотренным;
- сохранить силу одного из судебных актов, вынесенного в предыдущих инстанциях;
- аннулировать или изменить судебный акт, вынесенный предыдущей инстанцией, и составить новое постановление по делу, не отправляя само дело на изучение, если надзорной инстанцией было выявлено неверное истолкование или использование положений материального права;
- оставить указанную жалобу без изучения по существу.
Судебные и правоохранительные инстанции
К ним относят:
- Верховный, Высший арбитражный суды.
- Минюст.
- Прокуратуру.
- МВД.
Их деятельность направлена на обеспечение систематического контроля за соблюдением в стране положений действующего законодательства. Их полномочия распространяются на всех граждан, предприятия, учреждения. Прокуратура – надзорный орган, осуществляющий деятельность в нескольких направлениях. В первую очередь ему подведомственны представительные, исполнительные региональные и муниципальные структуры, военное управление. Прокуратура – надзорный орган, который следит за соблюдением свобод и прав граждан указанными институтами, их руководителями и должностными лицами. Ее полномочия распространяются и на коммерческие и некоммерческие предприятия. Прокуратура также следит за исполнением законодательства подразделениями, осуществляющими предварительное следствие, дознание, розыскную деятельность.
Минэкономразвития
Этот институт осуществляет разработку и реализацию госполитики в социально-экономической сфере. Министерство обладает надзорными полномочиями в областях:
- Регулирования процессов лицензирования определенных видов деятельности.
- Ценообразования.
- Совершенствования государственного хозяйственного сектора.
- Внешнеэкономического сотрудничества и пр.
На министерство возложены функции госрегулирования внутренней торговли. В этой связи институт призван вести мониторинг цен, контролировать соблюдение правил и норм торговой деятельности, проверять качество и безопасность товаров массового потребления, проводить ревизии на предприятиях и в учреждениях, находящихся в его ведении.
Сферы общественных отношений
Контрольно-надзорные органы представлены структурами:
- госуправления;
- здравоохранения и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- труда и соцзащиты;
- страхования и финансово-кредитных операций;
- торговли, сельского хозяйства, промышленности, экономики;
- культуры и образования;
- информации и связи.
Такое разделение по сферам влияния дает ряд преимуществ. С одной стороны, оно позволяет обозначить категории, в которые входят однородные и близкие по направленности контрольно-надзорные органы, а с другой – лучше понять сущность и компетенцию каждого института в отдельности.
Сферы общественных отношений
Контрольно-надзорные органы представлены структурами:
- госуправления;
- здравоохранения и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- труда и соцзащиты;
- страхования и финансово-кредитных операций;
- торговли, сельского хозяйства, промышленности, экономики;
- культуры и образования;
- информации и связи.
Такое разделение по сферам влияния дает ряд преимуществ. С одной стороны, оно позволяет обозначить категории, в которые входят однородные и близкие по направленности контрольно-надзорные органы, а с другой – лучше понять сущность и компетенцию каждого института в отдельности.