Сроки защиты смежных прав
1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.
Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:
-на четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;
-в случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя – 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.
Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.
Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого – в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.
2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.
3. Для вещательных организаций – в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.
4.Для изготовителя базы данных – в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.
5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.
6.Личные неимущественные права – авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.
Изъятие прав из РАО и ВОИС
В управление РАО и ВОИС по умолчанию входит весь мировой репертуар музыки, но если правообладатель не желает сотрудничать с этими организациями, он может пройти процедуру изъятия прав. После этого общества не смогут выдавать разрешения и собирать вознаграждение в отношении его музыки.
Если кто-то захочет использовать вашу музыку, ему будет нужно договориться с вами напрямую (как правило, путем заключения отдельного лицензионного договора).
В прессе время от времени можно увидеть новости о том, что известные авторы и исполнители изъяли права на свои произведения из РАО и ВОИС. Но даже с учетом того, что система коллективного управления несовершенна, вести работу по администрированию своей музыки самому весьма накладно. Как правило, это могут позволить себе только крупные и известные правообладатели.
В феврале 2016 года РАО проиграло иск по концерту Эмира Кустурицы — организаторы события («Академия чудес») успешно доказали в суде, что сами заплатили авторское вознаграждение музыканту. Подробнее.
Что такое ВОИС
Всероссийская организация интеллектуальной собственности осуществляет коллективное управление смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм (подробнее о ВОИС читайте здесь).
ВОИС (как и РАО) собирает деньги, но только для правообладателей смежных прав.
Выплата авторского вознаграждения представителями ВОИС осуществляется не реже 4 раз в год, при этом выплата вознаграждения, собранного на территории России, может осуществляться ежемесячно.
Существует минимальная сумма вознаграждения, подлежащая выплате, — в рублях она составляет 1400 рублей, для вознаграждения в иностранной валюте — 100 долларов США.
РАО и ВОИС вправе удерживать из собранного вознаграждения определенный процент на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения. Он не может быть больше 45% (из них не более 20% может идти в специально созданные авторскими обществами фонды).
Стоит помнить о том, что, если вы физическое лицо, РАО и ВОИС обязаны удержать из вашей доли вознаграждения 13% НДФЛ, а также уплатить сверху пенсионные и медицинские страховые взносы.
Одной из проблем коллективного управления правами является отчетность. РАО часто обвиняют именно в их некорректности и недостоверности. Полагаем, что эта проблема решится только при помощи технического прогресса или в случае отказа от системы коллективного управления. Впрочем, уже сейчас есть решения, позволяющие собирать, анализировать и проверять информацию о том, какая музыка и в каком количестве звучала на ТВ и радио без помощи авторских обществ. Например, можно использовать сервис Music Scan.
После концерта Deep Purple в Ростове-на-Дону в 2008 году РАО подало иск на компанию ООО «Юг-Арт», которая организовала событие. Представители авторского общества потребовали у промоутеров компенсацию за незаконное использование песен группы путем их публичного исполнения. «Юг-Арт» говорили, что они как компания лишь продавали билеты и обеспечивали группу всем необходимым, песни же исполняли сами Deep Purple и поэтому не могли нарушить собственные права. Тем не менее суд вынес решение в пользу РАО. Подробнее.
Гражданская защита
Существует несколько способов защиты авторских прав: от получения компенсации до привлечения злодея к уголовной ответственности. Сначала мы расскажем, как уберечь свое детище от посягательств других людей с помощью гражданского кодекса РФ.
Первый метод — это доказать, что право на продукцию принадлежит именно вам. По закону, если на оригинале или экземпляре произведения указан автор, то он им и является. Однако это право могут оспорить через суд или присвоить его себе без разрешения автора и выдать его за свое. Поэтому нужно запастись доказательствами, что именно вы — создатель продукта.
Например, защитой права могут послужить любые документы, которые подтверждают создание произведения творческим трудом именно вами. Это могут быть наброски, черновики, переписка, в том числе электронная, договоры, исходные материалы, свидетельские показания и т.д.
Например, если вы пишете книги, то ваш стиль будет читаться в каждом вашем произведении. Если ваше авторское право захочет присвоить кто-то другой, то эксперт это выявит и докажет, что текст принадлежит вам. Однако экспертиза — это удовольствие долгое и дорогое. Поэтому ее лучше проводить, когда дело рассматривается в суде, а другие доказательства вашего авторства отсутствуют.
Второй метод защиты — это пресечение нарушений ваших прав. Например, вы — фотограф и выкладываете свое творчество в блоге. Однако некоторые недобросовестные люди воруют ваши фотографии и выдают их за свои. В этом случае вы имеете полное право требовать от них указать истинного автора. Или можете вообще наложить запрет на использование вашей продукции.
Третий метод защиты авторского права — это изъятие контрафактных экземпляров вашего продукта, а также оборудования для их изготовления. Этим занимаются следственные органы (до суда) и судебные приставы (после решения суда). Этот способ позволяет пресечь нарушение не только в настоящем, но и в будущем, так как будет действовать запрет на распространение контрафакта.
Четвертый метод защиты — это взыскать с обидчика убытки. Если он своими действиями причинил вам ущерб или это привело к упущенной выгоде, то право опять на вашей стороне. У вас есть возможность через суд взыскать кругленькую сумму.
Размер компенсации устанавливает судья, исходя из обстоятельств и справедливости. Чаще всего эта сумма составляет двукратный размер стоимости контрафакта или оригинального произведения. Если злодей нарушил несколько ваших интеллектуальных прав, то суд может снизить размер общей компенсации на 50%.
Виды ответственности
Существуют разные виды ответственности за нарушения авторских и смежных прав.
В зависимости от суммы ущерба и наличия таких видов проступка нарушителям может грозить:
- административная ответственность в виде штрафов (в случае, если размер ущерба менее 100 тыс. рублей);
- гражданская – в виде компенсации ущерба по гражданскому иску;
- уголовная – при крупных убытках (от 100 тыс. рублей или 1 млн. рублей) либо совершенная группой лиц, по предварительному сговору.
Для того, чтобы наступила ответственность по КоАП или УК РФ нужно, чтобы нарушитель был виновен. Наличие вины для гражданского иска о возмещении ущерба – необязательно.
Чем крупнее сумма ущерба, тем жестче будут санкции со стороны государства. За неоднократное или грубое нарушение исключительных прав возможна ликвидация юрлица-виновника. Для физлица дело может закончиться исправительными работами на 1-2 года и внушительными штрафами.
Административное наказание
В КоАП существует ст. 7.12, которая предусматривает санкции за ввоз, продажу, сдачу в прокат контрафактных фонограмм и других произведений в целях обогощения. Нарушителям грозит штраф в размере от 1,5 до 2 тыс. рублей с конфискацией контрафактных экземпляров. Для должностных лиц меры ответственности выше – от 10 до 20 тыс. рублей с конфискацией. Незаконное использование изобретения или промышленного образца влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной 1,5 до 2 тыс. рублей, а на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.
Гражданско-правовая ответственность
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель могут требовать возмещения убытков или выплаты компенсации (ст. 1301 ГК РФ). При наличии доказательств (подтверждения авторства) суды охотно удовлетворяют такие иски.
Размер компенсации может быть:
- от 10 тыс. рублей до 5 млн. рублей (устанавливается по решению суда);
- в двукратном размере стоимости контрафактной продукции;
- в двукратном размере стоимости права использования.
Суд также может запретить нарушителю совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение изъятой продукции в связи с нарушением авторских прав) либо наложить арест на активы или принять другие соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры.
Уголовная
Плагиат, причинивший автору или иному правообладателю крупный ущерб (более 100 тыс. рублей) является уголовным преступлением. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Могут ожидать нарушителя и более серьезные санкции: обязательные или исправительные работы на длительный срок (до 480 часов либо до одного года) или арест на срок до полугода (ст. 146 УК РФ).
Приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях перепродажи другим лицам в целях наживы грозит такими же санкциями (денежными штрафами в размере до 200 тыс. рублей или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев). Если судья сочтет нужным, к примеру, если дохода нет и возможности выплатить штраф тоже, нарушителя могут ждать обязательные или исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.
Если такие же преступления совершены группой лиц или по предварительному сговору в особо крупном размере (более 1 млн. рублей) или лицом с использованием своего служебного положения, то сроки принудительных работ увеличиваются до 5 лет либо возможно лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере дохода за период до трех лет или без такового.
Незаконное использование изобретения или промышленного образца также сурово наказывается. Нарушителя ждет штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев (ст. 147 УК РФ).
Предлагаем посмотреть видео, в котором рассказано о размерах уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав:
Классификация нарушений
Количество видов и способов нарушения прав на результаты творческого труда существенно выросло с развитием сети интернет. Если раньше все правонарушения были связаны исключительно с реальными материальными носителями (книги, журналы, кассеты, диски и т.д.), то сейчас ежегодно растут объемы электронного контрафакта. Наиболее распространены нарушения имущественных прав, связанные с извлечением дохода без перечисления соответствующей компенсации автору.
Выделим основные виды нарушений имущественных прав, которые причиняют создателю произведения убытки:
- нелегальное копирование материальных носителей с произведением авторского или смежного права – изготовление копий с легально или незаконно приобретенной продукции без разрешения правообладателя (печатное продукции, видео- и аудиокассет, CD и DVD дисков);
- изготовление контрафактной продукции, перемещение ее через границы государств, реализация в оптовом или розничном обороте;
- незаконное опубликование, копирование и распространение электронных версий произведения литературы, науки, искусства или объекта смежных прав;
- размещение в отрытый доступ произведения, на публикацию которого не давал согласие правообладатель;
- нарушение условий лицензионного соглашения – превышение оговоренного тиража публикации без согласия правообладателя, нарушение территории распространения, несоблюдение порядка и сроков выплаты вознаграждения.
Естественно, перечисленные виды нарушений могут носить разную форму и способ реализации. Например, нелегальное копирование может происходить на бытовом уровне, когда законный владелец экземпляра произведения делает одну или несколько копий для продажи друзьям или передачи их на безвозмездной основе. Аналогичное нарушение может совершаться и в промышленных масштабах, когда для противоправного копирования и распространения экземпляров используются средства производства.
Нарушения личных прав не обязательно влекут причинение убытков в денежной форме, а в их перечень входят:
- плагиат, т.е. полное или частичное заимствование из чужого произведения для создания нового объекта авторских прав;
- переработка, внесение изменений или правок, произвольная перестановка частей и глав, искажающая смысл и суть произведения без согласия правообладателя;
- подделка произведения искусства;
- присвоение авторства, т.е. попытка выдать себя за действительного автора произведений;
- нарушение права на наименование, т.е. изменение его без согласия первоначального владельца произведения.
Двойственный характер носит нарушение права на публикацию произведения. Помимо нарушения личного неимущественного права при несогласованном опубликовании книги или иного объекта, виновное лицо может извлекать из этого прибыль, что влечет для правообладателя убытки.
2. Ответственность за нарушение авторских прав
Юридическая ответственность в авторском праве — объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье.
3. Способы защиты авторских прав
Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:
- Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
- Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
- Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
- Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
- Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
- Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.
Способ защиты: жалоба и иск в суд
При нарушении авторского права, правообладатель может обратиться к нарушителю с претензией либо как способ защиты прав должен сразу подать иск в суд.
В исковом заявлении необходимо обязательно указать:
- контакты сторон;
- название произведения и доказательства авторства;
- суть нарушения (использование в определенные даты произведения без разрешения и пр.);
- исковые требования;
- список прилагаемых документов.
В качестве исковых требований можно потребовать признать незаконным использование произведения, обязать прекратить его прокат, размещение в сети или тиражирование, взыскать убытки и принять меры для защиты репутации автора.
- Скачать бланк иска о нарушении авторских прав
- Скачать образец искового заявления о нарушении авторских прав
Жалобу на нарушение прав можно подать на сайты в интернете, где были опубликованы вашим материалы без согласования.
К примеру, такой вариант решения проблемы предлагает сервиc youtube.com, rutube.ru и другие сайты. После расследования, если информация о нарушении подтвердится, имя правообладателя будет опубликовано вместо удаленного контента. Подавать в этом случае иск о возмещении убытков в суд или нет решает сам правообладатель.
- Скачать бланк жалобы на нарушение авторских прав
- Скачать образец жалобы на нарушение авторских прав
Часть 3 ст. 146 УК РФ
Частью 3 статьи 146 УК РФ установлена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 2 этой же статьи, при квалифицирующих обстоятельствах. Этими обстоятельствами являются:
– совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарии к ст. 35 УК РФ). Для наличия квалифицированного состава преступления по признакам совершения его группой лиц также необходимо, чтобы причиненный ущерб был крупным или особо крупным.
При квалификации действий виновных по п. “б” ч. 3 ст. 146 УК РФ как совершенных группой лиц по предварительному сговору суду следует устанавливать, какие конкретно действия совершены каждым из исполнителей и другими соучастниками преступления. По смыслу части 2 статьи 35 УК РФ уголовная ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности каждый из соучастников совершает часть действий, входящих в объективную сторону указанных составов преступлений (например, по заранее состоявшейся договоренности одни соучастники приобретают контрафактные экземпляры произведений или фонограмм в целях сбыта, другие хранят, перевозят либо непосредственно сбывают их) (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 “О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака”).
– совершение преступления в особо крупном размере. Особо крупный размер будет иметь место, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышает 1 млн руб. При установлении признаков крупного или особо крупного размера деяний, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ, судам в п. 25 Постановления Пленума № 14 рекомендуется исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления, исходя при этом из их количества, включая копии произведений или фонограмм, принадлежащих различным правообладателям.
– совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, т.е. с использованием тех возможностей, прав и полномочий, которыми лицо обладает в связи с занимаемой должностью. При этом не имеет значения, занимает ли лицо должность в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ или в коммерческих или общественных организациях.
По пункту “г” части 3 статьи 146 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо, использующее для совершения преступления служебное положение. Им может быть как должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к статье 285 УК РФ, так и государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к статье 201 УК РФ (например, руководитель предприятия любой формы собственности, поручающий своим подчиненным незаконно использовать авторские или смежные права) (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 “О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака”).
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что присваивает авторство, незаконно использует объекты авторского права или смежных прав, незаконно приобретает, хранит, перевозит контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, предвидит, что тем самым неизбежно причинит крупный (особо крупный) ущерб автору или иному правообладателю, и желает наступления этих последствий, т.е. причинить ущерб.
При приобретении, хранении, перевозке контрафактных экземпляров произведений или фонограмм обязательным субъективным признаком является цель сбыта этих предметов.
Субъект преступления – общий – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъект преступления, предусмотренного п. “г” ч. 3 ст. 146 УК РФ – специальный – лицо, использующее служебное положение.
Примеры судебной практики по охране смежных прав
Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.
Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества – компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).
07.12.2015
Галина Короткевич
Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.
Share
Share
Tweet
Class
Plus
Иные наши полезные и интересные материалы:
а) почему юристы такие дорогие (обязательно к прочтению всеми!);
б) изменения в ГК РФ в части ст.317.1 (с судебной практикой);
в) ошибки при отчуждении доли в уставном капитале общества;
г) проценты за пользование чужими денежными средствами (ст.395 ГК РФ);
д) уменьшение неустойки (ст.333 ГК РФ);
е) устав ООО и АО: ошибки и судебные споры.
Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:
1) сопровождение бизнеса;2) защита интеллектуальной собственности;3) ведение судебных споров;4) корпоративная практика;5) недвижимость;6) налоговое право.
Рекомендуем почитать наш блог, посвященный юридическим и судебным кейсам (арбитражной практике), и ознакомиться с материалам в Разделе “Статьи”.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!
Звоните или пишите прямо сейчас!
Телефон +7 (383) 310-38-76Адрес электронной почты info@vitvet.com
Юридическая фирма “Ветров и партнеры” больше чем просто юридические услуги
Способы защиты авторских прав
Защитить свои авторские права можно. Законом предусмотрено несколько способов. О них мы и поговорим в нашей статье. Но несмотря на защиту авторства государством, эти права нарушаются на каждом шагу. Соответственно, отстаивать свои интересы придется в суде или с помощью правоохранительных органов.
Авторское право — очень сложная категория дел, и с этим сможет справиться только опытный юрист. Самостоятельно, без знаний и судебной практики, вступать в спор с вором не стоит, так как есть большой риск проиграть дело или получить слишком маленькую сумму компенсации.
Однако найти действительно толкового юриста в области авторского права в наше время нелегко. Поэтому мы и создали сервис R.TIGER, где собрали только профессионалов. Здесь вы можете найти себе правоведа за ту цену, которую считаете приемлемой. А мы, в свою очередь, даем гарантию качественно выполненной работы, так как исполнитель получит деньги только по ее завершении.
Понятия защиты АП
Особенностью предмета нарушения смежных и АП является то, что само понятие очень часто трактуется не совсем однозначно. При этом не нужно быть опытным юристом, чтобы разобраться в теме.
Оба понятия достаточно близки между собой по смыслу и довольно часто совпадают. По этой причине на практике не всегда грамотно распределяются.
Права, которые являются смежными авторским, ГК приравнивает к непосредственно к АП. При этом субъекты подобных прав, вполне могут иметь самостоятельные интересы, которые можно защитить через суд.
Чтобы было понятно, что такое защита смежных прав, стоит рассмотреть один пример. Если уникальное произведение было уничтожено и копий при этом нет, автоматически утрачивается авторское право. В подобной ситуации защищать потребуется интересы автора, отправляя иск о причинении ущерба.
Разновидности авторских прав
Существует две группы прав на интеллектуальную собственность. Первая группа — личные неимущественные права («моральные»). Они дают возможность:
- открыто заявлять о своем авторстве;
- обнародовать творческий продукт с указанием собственного имени или псевдонима;
- воспользоваться правом анонимности;
- обнародовать произведение, или давать разрешение на это третьим лицам;
- пользоваться правом неприкосновенности своего труда.
Вторая группа авторских прав – исключительные. Смысл термина в том, что эти права на произведение изначально принадлежат исключительно автору и только ему. Исключительные права дают возможность осуществлять следующие действия:
- копирование произведения, создание множества экземпляров;
- реализация в продажу или иной способ распространения объекта;
- демонстрация своего творения в форме изображения;
- распространение за рубежом;
- публичное исполнение;
- трансляция в эфире;
- создание перевода и других модификаций;
- практическое применение (обычно реализуется в отношении архитектурного или дизайнерского объекта);
- обеспечение неограниченного доступа всем желающим.
Сразу после создания произведения все права на него по определению автоматически принадлежат его автору, который является первоначальным правообладателем. Но автор может по своему усмотрению или по договору передать (продать) эти права или их часть другому лицу, которое в этом случае тоже получит статус правообладателя.
Автор может воспользоваться своим субъективным правом – правом на действия, направленные на использование своего произведения в целях удовлетворения личных интересов. Иными словами, для получения дохода. Это право не входит в список исключительных, но также предусмотрено и защищено законом в отдельных статьях гражданского кодекса.
Смежные права существуют параллельно с авторскими и схожи с ними, только распространяются не на авторов, а на лиц (субъектов), с ними связанных, а именно:
- исполнители (музыканты, актеры и пр.) — на исполнение произведений;
- производители фонограмм (аудиозаписей на любых носителях) — на фонограммы;
- вещательные фирмы (теле-, радио-, интернет-вещатели) — на теле- и радио-трансляции;
- создатели баз данных — на базы данных;
- издательства (публикаторы) — на опубликованные книги и другие произведения.
Заключение
Авторские права строго охраняются законом во всех цивилизованных странах мира, включая Россию, где все более и более жестко борются с «пиратством». Не стоит нарушать эти законы, так как это может привести к весьма неприятным последствиям.
Если же вы являетесь автором, то при желании использовать свое творение с целью получения дохода вам следует:
- зарегистрировать авторство одним из описанных в статье способов;
- осуществить публичное распространение своего произведения и монетизировать его (например, получать отчисления от проданных экземпляров книги или диска, или от публичного исполнения песни, или от показа рекламы вместе с вашим видеороликом, и др.);
- при обнаружении нарушений ваших исключительных прав обращаться в суд с требованием материальной компенсации от нарушителя.