НПА – это… Понятие и виды нормативно-правовых актов

Экспертиза актов правотворчества

Экспертиза НПА может производиться Министерством юстиции РФ и в некоторых случаях Министерством экономического развития. Общая экспертиза производится во время регистрации нормативных актов, о чём было сказано ранее, а также во время правотворчества, потому что к нормативным актам выдвигаются определённые обязательные требования. НПА должны издаваться уполномоченными на то органами, иметь надлежащую форму, отвечать целям и задачам, которые перед собой ставит орган, соответствовать федеральным законам и Конституции РФ. В том случае, если нормативные акты затрагивают интересы субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности, их экспертизу производит Министерство экономического развития. Целью проведения экспертизы является выявление норм, затрудняющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность.

Время вступления в законную силу

Чаще всего НПА начинает действовать через десять дней после публикации, то есть появления на официальных ресурсах. В некоторых случаях может быть указана конкретная дата. При этом в 15 статье главного правового документа Российской Федерации прописано, что любой нормативный документ или закон должен быть в обязательном порядке быть доступен всем гражданам. При этом незнание о нем не освобождает ответственности. Если же НПА не опубликован, то он не обязателен к исполнению.

Возможны ситуации, когда НПА вступает в силу после наступления определенного дня или при наступлении какого-то события. Акт, который был действителен до этого, теряет свою законную силу, его место занимает новый. Такой порядок часто наблюдается в различных организациях или акционерных обществах. В них зачастую определенные НПА работают ровно то время, которое требуется. Например, порядок работы во время новогодних или иных длинных праздников.

Какова иерархия подзаконных актов

Существует иерархическое разделение подзаконных документов по степени воздействия юридической силы.

К самому главному подзаконному нормативному акту относится Указ Президента Российской Федерации. Они обязательны к исполнению для всех и на всей территории России. Указ Президента не должен противоречить Конституции и Федеральным законам (статья 8 Основного закона РФ). Благодаря им Президент регулирует свои полномочия и элементы своего правового статуса. В настоящее время сфера применения указов широка. Они создаются, когда образуются некоторые пробелы в праве. Он вступает в силу по истечению 7 дней после официального опубликования.
Следующими по значимости подзаконными нормативными актами являются распоряжения и постановления Правительства РФ

Распоряжения – документы, которые создаются по оперативным и другим текущим вопросам, а постановления имеют особо важное значение. Они подписываются Правительством РФ, и вступают в силу не позднее 15 дней после принятия.
Немного меньшую значимость имеют приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов

Они принимаются также на основе законов РФ, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства РФ. На их основании регулируют общественные отношения.
Решения и постановления местных органов государственной власти регулируются на местном уровне. Например, областные представительные, законодательные структуры.
Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (губернаторы, областные главы администраций).
Нормативные акты муниципальных органов принимаются соответствующими структурами муниципалитета и действуют на территории городов, районов, поселков и т.п.
Локальные нормативные акты имеют более низкую сферу значимости, принимаются на уровне определенного предприятия, учреждения и регулируют их внутреннюю жизнь.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:

    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
    • материально-техническое обеспечение проекта,
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Признаки НПА

Нормативные акты государства отличаются друг от друга, но имеют единые признаки, характерные для каждого из них, а именно:

  1. Издание НПА производится исключительно органами государственной власти, местного самоуправления, должностным лицом в рамках его полномочий.
  2. В нормативных актах прописаны нормы поведения, санкционированные государством, другими словами, нормы права, которые носят общеобязательный характер.
  3. Действие НПА рассчитано на неопределённый круг лиц.
  4. НПА характеризуется неоднократностью применения.
  5. Правовые нормы в нормативных актах способны прекращать, изменять или создавать новые правоотношения.
  6. Нормативно-правовые акты появляются вследствие процесса правотворчества.

Любой нормативный акт обладает представленным выше перечнем особенностей. Отсутствие хотя бы одной из них лишает НПА юридической силы.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Подзаконные нормативные акты — понятие, признаки

Определение

Виды нормативных актов делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает верховенством и к нему относятся: Конституция РФ, конституционные законы федерального уровня и федеральные законы. 

Определение

Подзаконный акт – это правовой документ органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Определение

Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами и устанавливающие норму права юридические акты, основанные на законе и не противоречащие ему.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Все нормативные документы взаимодействуют как одно целое и характеризуются согласованностью, иерархичностью, специализацией по отраслям и институтам. Они играют немаловажную роль в жизни государства.

Существует определенная классификация нормативно-правовых актов. Выделяют:

1. В зависимости от органов, которыми был принят:

  • общие: действительны на территории всего государства;
  • ведомственные: имеют власть внутри ведомств;
  • местные: действуют в отдельной области;
  • индивидуальные: выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм.

2. По издающим органам:

  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ, государственных комитетов, администраций;
  • приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
  • акты субъектов РФ;
  • решения представителей местного самоуправления.

3. В зависимости от юридической силы:

  • подзаконные акты федерального уровня;
  • регионального уровня;
  • местного уровня.

4. По предмету правового регулирования:

  • регулирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  • регулирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
  • регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере.

5. В зависимости от времени действия:

  • постоянные, которые не ограничиваются во времени и действуют до отмены;
  • временные (срочные), которые ограничены конкретными сроками, например, календарной датой или конкретным обстоятельством.

К признакам подзаконных нормативных актов можно отнести следующие:

  1. Принимаются на основе закона и представляют собой разновидность форм российского права.
  2. Принимаются во исполнение закона конкретным органом государственной власти.
  3. Не могут противоречить закону.
  4. Имеют юридическую силу, но меньшую в сравнении с законом.
  5. Имеют конкретную документальную форму.
  6. Отличаются большим количеством.
  7. Издаются в виде постановлений, указов, правил, распоряжений.

Иногда бывает, что определенные подзаконные акты теряют свою силу. Это может происходить по нескольким причинам:

  • его заменяют другим по тому же вопросу;
  • истекает период действия согласно срокам установленным в самом нормативном акте;
  • прямая официальная отмена;
  • исчезновение регулируемых обстоятельств.  

Правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу. Первый случай связан с моментом вступления в юридическую силу или ее утраты. Под пространством подразумевается действие документа на определенной территории. К таковым относятся недра земли, воды, воздушное пространство и т.д. входящие в состав государства РФ. Действие по кругу означает распространение нормативных актов на всех адресатов.

Но имеются исключения:

Главы государств, дипломаты и т.п. имеют экстерриториальное право, т.е

наделены дипломатическим иммунитетом, и к ним не могут быть применены меры ответственности.
Проживающие на территории России иностранцы и люди без гражданства не имеют права занимать должностные структуры государственной важности.
Предусматривается ответственность за содеянное не только на территории государства. 

Действие нормативного акта означает обязательность его исполнения в течение определенного времени на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц. Он действует на протяжении всего времени с момента вступления в юридическую силу и до момента признания ее недействительности. 

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт – один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

  1. имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
  2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  3. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  4. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  5. обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные “казенные бумаги” выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

  • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
  • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды НПА

Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт – НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.

Согласно субъекту, издающему НПА – акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

Виды нормативно-правовых актов

Российская Федерация издает общие федеральные НПА согласно международным правовым актам и отдельные, только для субъектов РФ. Иерархия НПА в Российской Федерации распределена по высшей степени юридической силы.

Все правовые бумаги в юриспруденции распределяются на 2 вида закон и подзаконные акты.

Подзаконные акты:

  • распоряжения и указы президента,
  • постановления органов власти, у которых имеются полномочия по регулированию общественной деятельности,
  • издаваемые ведомством или министерствами приказы, положения, инструкции, контролирующие общественность, находятся в полномочиях этих подразделений,
  • нормативная документация государственной власти на местах,
  • нормативные бумаги муниципальных структур,
  • локальные документы, которые издаются управлением предприятия, организации.

Документация бывает разного срока действия:

  • временная,
  • длительно-неустановленного.

Акты разделяются на акты специального назначения и узкого. Специально предназначенные акты для определенной категории населения. Общие применяются ко всему населению.

Структура

Структура документа четко определяет расположение текста внутри. В НПА имеются различные разделы, пункты и положения. Общего шаблона нет, но имеются определенные требования, предъявляемые к виду НПА.

В больших информативных документах, как не сложно догадаться, имеется большое число самой разной информации, располагающейся в разделах и подразделах. В небольших документах структура будет менее ветвистой. В общем случае содержание выглядит так:

  • Заголовок и реквизиты. В данных пунктах указывается информация о государственной структуре, принявшей акт, а также его название.
  • Оглавление – перечень всех имеющихся разделов и подразделов с указанием конкретных страниц.
  • Преамбула – краткое описание необходимости появления нового закона.
  • Общие положения включают в себя максимальное подробное описание. Оно касается субъектов и объектов взаимодействия, а также то, что будет с ними происходит при определенных условиях.
  • Заключительные положения – краткое резюме информации, описанной в предыдущем пункте.
  • Приложения содержат ссылки на дополнительные документы, таблицы и иную важную для понимания информацию.

Форма права: понятие и виды

Форма права – это внешнее выражение правовых норм, связанное с их закреплением в определенных, официально признанных актах. В науке и практике данное понятие часто отождествляется с понятием «источник права». Однако если форма права показывает, как право организовано и выражено вовне, то источник права указывает на истоки правовой информации, систему факторов, предопределяющих содержание этого явления. С этой точки зрения понятие «источник права» шире понятия «форма права».

Различают материальные, идеологические и юридические источники права:

1. Материальные – это объективные потребности общественного развития, формы собственности, интересы и потребности людей, особенности общественного развития и др. Экономические закономерности и объективные материальные потребности должны быть восприняты законодателем, который с учетом культурно-исторических особенностей, национальных традиций и иных факторов отражает эти закономерности в принимаемых нормативных актах.

2. Идеологические – правовые учения, концепции, правосознание, религия, господствующая идеология и др.

3. Юридические – это разнообразные юридические акты, среди которых особое значение имеют формы права. Источник права в юридическом смысле в основном совпадает с формой права.

Выделяют следующие основные формы права:

1. Правовой обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования правило поведения, санкционированное государством. Это исторически первая форма права, имевшая наибольшее значение в период феодализма. Среди основных требований к правовому обычаю – его соответствие действующему праву и достаточно продолжительное время применения. На обычай могут делаться ссылки в законодательстве, однако при этом непосредственно текст обычая не приводится (так, ссылка на обычай приводится в ст. 5 ГК РФ). Правовые обычаи особенно широко применяются в странах Азии, Африки и Океании.

2. Правовой прецедент – решение государственного органа по конкретному делу, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Выделяют судебный и административный прецеденты.

Правовой прецедент наиболее широко распространен в странах англосаксонской системы права. В России в качестве официально признанной формы права правовой прецедент не существует. В то же время в нашей стране возможно использование прецедентов Европейского суда по правам человека при обращении в данный орган. При этом, по действующему законодательству, решения Конституционного Суда, Верховного Суда носят разъяснительный характер и являются актами официального толкования права.

Правовой прецедент не следует отождествлять с юридической практикой, представляющей собой накопленный в определенном обществе социально-правовой опыт. Это своеобразный источник (но не форма) права, который находит свое отражение в многочисленных справочниках и сборниках судебной, следственной, нотариальной и иной юридической практики.

3. Нормативный договор – добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес (федеративный договор, международные договоры, коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией и т.д.).

Нормативный договор обладает преимуществами частноправового договора, обеспечивающего интересы частных лиц, и традиционно властных способов регулирования, характерных для нормативных актов. Стороны такого договора связаны друг с другом не только взаимными правами и обязанностями, но и государственной волей, обеспечивающей общественное признание и гарантированность прав и обязанностей.

4. Правовая доктрина – это признанные государством в качестве общеобязательных отдельные труды наиболее авторитетных ученых и практиков. Эта форма права получила распространение в Великобритании, США. Особенно значимо влияние правовой доктрины в мусульманском праве, поскольку оно во многом основано на авторитете религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения знатоков ислама, мусульманского права здесь имеют официальное юридическое значение. Аналогичная ситуация и в индуистском праве.

В России официальные ссылки на труды ученых при принятии правоприменительных решений не допускаются.

В нашей стране основной формой права является нормативный правовой акт.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие – это порождение актом определенных правовых последствий. Для каждого нормативного акта необходимо установить определенные пределы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определить его адресность (когда, где и чье поведение он регулирует).

Действие нормативного правового акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Время вступления в действие нормативных правовых актов не может быть одинаковым для всех актов. Для реализации наиболее общественно значимых актов требуется продолжительная подготовительная работа, связанная с принятием конкретизирующих актов, организационными изменениями в работе соответствующих органов и т.д. Соответственно, поспешное введение в действие таких актов может вызвать организационные проблемы у адресатов, которые будут не готовы к их исполнению. Вместе с тем в ситуациях, требующих оперативного реагирования и при этом не предполагающих изменения правового положения граждан, дополнительной подготовительной работы, возможно введение в действие нормативных актов в достаточно короткий срок.

Нормативный акт вступает в силу:

  1. с момента принятия или подписания;
  2. с момента опубликования;
  3. по истечении определенного срока с момента опубликования;
  4. со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;
  5. с момента получения адресатом.

Существует общее правило, согласно которому действие нормативных актов распространяется лишь на те отношения, которые возникли после его вступления в действие (т.е. закон не имеет обратной силы). Но из этого правила есть два исключения:

  1. в случаях, когда распространение акта на отношения, возникшие до его вступления в силу, прямо предписывается в самом акте;
  2. в случаях, когда смягчается или отменяется юридическая ответственность, ему придается обратная сила.

Таким образом, в указанных случаях нормативный акт оказывает регулирующее воздействие на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие.

Нормативно-правовой акт утрачивает юридическую силу и перестает действовать в случаях:

  1. истечения срока, на который был принят акт;
  2. прямой официальной отмены акта или признания акта неконституционным;
  3. фактической отмены (когда принят новый акт, регулирующий те же отношения, а старый формально не отменен);
  4. вступления в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт.

Действие нормативного правового акта в пространстве означает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа (либо на всю территорию, либо на часть территории, отличающуюся особыми условиями). Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами государственных границ.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц предполагает распространение его регулятивного воздействия на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, находящихся на территории государства иностранцев и лиц без гражданства.

Рассматривая вопросы действия нормативных актов по кругу лиц, необходимо учитывать и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российское законодательство. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по российским законам, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Возможно издание специальных нормативных правовых актов, распространяющихся лишь на отдельные категории граждан и должностных лиц (студентов, пенсионеров, судей и т.д.).

Кроме того, всегда устанавливается особый, урезанный по сравнению с гражданами, статус у иностранных граждан.

Итог

В зависимости от юридической силы НПА, НА, ПА формируются в определенную систему, где действует принцип соподчиненности, зависящий от места в иерархии власти законотворческого органа. Каждый из 3-х письменных свидетельств занимает свое место в иерархической структуре и выполняет определенную роль.

Неувязка между НА и НПА приводит к тому, что законы не выполняют возложенную на них функцию. ПА, изданные не на основе действующих НПА и НА, ущемляют права работников, коллективов.

На судебные учреждения возложена обязанность давать оценку соответствия НА, НПА, ПА, их сути, определенной в законе, и выполнению на практике. Проявлять законотворческую инициативу суды всех уровней права не имеют.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий