О внесении изменений в закон о связи. Все, что нужно знать о законе “О связи”

Возможность дистанционной блокировки украденных телефонов

Абоненты – физические лица, имея учетную запись на ЕСИА, смогут вносить сведения об имеющихся у них сотовых номерах и уникальных IMEI-номерах их телефонных аппаратов. В случае потери телефона абонент может потребовать от оператора заблокировать данный аппарат по его IMEI-номеру.

Денис Гузовский, «Росгосстрах»: Массово страховые продукты не будут продаваться онлайн в течение еще трех лет
Бизнес

Новый закон вступает в силу с июня 2021 г. Корпоративные абоненты, заключившиеся договора на оказание услуг связи до вступления в силу данного закона, должны будут внести в ЕСИА данные о конечных пользователях своих сотовых номеров до 30 ноября 2021 г. Операторы связи начнут проверку соответствующих сведений с 1 декабря 2021 г.

С чего все началось

Законопроект Минцифры – не единственный документ, предусматривающий возможность отслеживания местоположения людей без их оповещения с целью упрощения поиска пропавших без вести. В сентябре 2018 г. на рассмотрение в Госдуму был направлен законопроект № 546865-7, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи)».

На момент публикации материала он прошел только первое чтение, состоявшееся 25 сентября 2019 г., тоже упрощающий силовым структурам доступ к данным о местоположении россиян.

Александр Голубчиков, МегаФон: Популярность набирают облачные решения и кибершеринг для расширения концепции SecaaS
Безопасность

25 июня 2020 г. Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провел встречу с членами Общественной палаты седьмого состава, на которой была зафиксирована необходимость доработки данного законопроекта. Член Общественной палаты Григорий Сергеев, директор автономной некоммерческой организации «Центр поиска пропавших людей», в рамках этой встречи заявил: Ежедневно пропадают люди в природной среде с мобильными телефонами, это десятки случаев в день. В летнее время мы зачастую успеваем, в зимнее время – нет, а у нас холодная северная страна. Вы давали поручение по решению этого вопроса, чтобы можно было определить мобильный телефон и быстро найти человека, но, к сожалению, до конца это поручение не реализовано. В Государственной Думе лежит важный для нас закон, прошедший первое чтение по этой тематике, «» приведена в режим, когда может определять примерное местоположение, но в природной среде это работает очень неточно, и нужны новые меры».

Над изменениями к закону о связи власти работали на протяжении нескольких лет

Ответственными за выполнение поручения по доработке законопроекта были назначены премьер-министр России Михаил Мишустин, секретарь Общественной палаты Лидия Михеева и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Доклад им необходимо было предоставить до 1 ноября 2020 г.

Поправки в закон «О связи»

Последние изменения в законе о сотовой связи были приняты 7 июня 2016 и одобрены Советом Федерации 15 июня того же года. Изменения коснулись 2 статьи и 24.

Пункт 3 ст 2 был дополнен следующим: соглашение о многосубъектном использовании радиочастотного спектра заключается между двумя и более пользователями. Договор должен составляться в соответствии с совместным использованием радиочастотного спектра, нормы которого установлены в настоящем Федеральном законе №126-ФЗ. А в подпункте 15 слово «либо» заменить на «и/или».

Основные поправки в статье 24:

  • пункт 1. «И присвоена» заменить на «и (или) присвоена»;
  • пункт 3. «Службам, выделившими полосу радиочастот» заменить на «по решению служб, выделивших полосу радиочастот. Соглашение о многосубъектном применении радиочастотного спектра должен содержать: разрешение на пользование, права и обязанности пользователей, порядок взаиморасчетов, порядок рассмотрения споров и порядок прекращения споров;
  • пункт 8. Дополнить следующим абзацем: отказ в назначении радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения в рамках совместного использования радиочастотного спектра;
  • пункт 11. «Разрешения на использование радиочастоты прекращается во внесудебном порядке».

Рекомендуется отдельно рассмотреть содержание следующих статей Федерального закона №126:

Статья 12

Занимается регулированием вопросов относительно Единой сети электросвязи на территории РФ. Последние изменения были одобрены 07 ноября 2011 года во втором пункте.

Статья 33

Регламентирует сроки действия лицензии. Последние изменения приняты 13 июля 2015 года. Пункт 3.1 ст 33 был дополнен следующим: документы о продлении срока действия лицензии могут быть предоставлены на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Статья 44

В законе был несколько изменен (в 13.07.2015 году) пункт 3 ст 44.1, устанавливающий рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи, которая теперь осуществляется согласно Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Статья 46

Последние поправки, внесенные в Федеральный закон «О связи», были одобрены 06 июля 2016 года. Был дополнен пункт 1 следующим: прекратить, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, оказание услуг сотовой связи, в случае неподтверждения персональных данных.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Что ждет корпоративных клиентов

При оформлении корпоративной мобильной связи персональные договоры с каждым из сотрудников не заключаются. SIM-карты оформляются не на конкретных пользователей, а на юрлицо. Со вступлением в силу новой поправки работодателю вменяется в обязанность предоставить личную информацию о каждом владельце симки. Для этого не требуется ни оповещать сотрудников, ни, тем более, получать их согласие. Переданные оператору сведения будут проверяться так же, как данные частных клиентов.

К новшеству можно по-разному относиться, но подчиниться закону придется. Государство не ставит целью держать абонентов «под колпаком». Запрет анонимности в сфере мобильной связи направлен на борьбу с криминальными элементами, экстремистами, наркоторговцами, которые могут использовать этот канал для организации преступлений.

Наши дела по теме
Защита прав потребителей

Абонент не абонент: предъяви паспорт или распрощайся со связью Статья: Абонент не абонент: предъяви паспорт или распрощайся со связью

Рейтинг статьи

Поделиться

Другие статьи
14.02.2018

19.09.2017

14.02.2018

Суть закона

Федеральный закон N 126-ФЗ «О связи» был принят Государственной Думой России и одобрен Советом Федерации РФ в июне 2003 года.

Закон регламентирует правовые аспекты деятельности сотовых операторов, интернет-провайдеров и других организаций и служб, работа которых связана с предоставлением связи. Распространяется действие закона на агентов, действующих на территории РФ, а также находящихся под юрисдикцией нашей страны. Закон прописывает полномочия государства в сфере контроля и надзора за деятельностью в сфере связи, а также права и обязанности участников и лиц, пользующихся услугами (клиентов).

Вам будет интересно: ФЗ 184 с последними изменениями 2018 года.

Структурно закон представлен 13-ю главами, включающими в себя 74 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив основные аспекты и тезисы:

  • Глава 1. Общие положения: цели закона, основные понятия, сфера действия, профильное законодательство;
  • Глава 2. Основы деятельности в области связи: собственность на сети и средства, организация размещения сооружений, защита сетей и оборудования, строительство и использование линий связи в приграничных районах, земли связи;
  • Глава 3. Сети связи: федеральная, единая сеть электросвязи, общего пользования, выделенные, технологические специальные и почтовые сети связи;
  • Глава 4. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие: право на присоединение, требования, порядок, особенности присоединения для операторов общедоступных телевизионных и радиоканалов, эфирная наземная трансляция, стоимость услуг по присоединению;
  • Глава 5. Государственное регулирование: использование и распределение радиочастотного спектра, выделение полос и присвоение каналов, контроль за излучениями, тарификация услуг связи;
  • Глава 6. Лицензирование и оценка соответствия: требования к заявлению и порядок его рассмотрения, торги, срок действия лицензии, отказ в выдаче, переоформление, изменение, приостановление, возобновление и аннулирование лицензии, реестр, сведения о вещателе, транслирующем телевизионные и радиоканалы через оператора связи, выдача и аннулирование сертификатов, подтверждение и декларирование соответствия;
  • Глава 7. Услуги связи: особенности предоставления их гражданам, рассылка по сети радиотелефонной связи, обязанности операторов, льготы, использование языков и алфавитов, учетное и отчетное время сети, служебная электросвязь, особенности предоставления услуг обеспечения трафика для нужд государства и муниципальных учреждений, вызов экстренных служб, информационные базы оператора, оплата, жалобы, претензии и порядок их рассмотрения;
  • Глава 8. Универсальные услуги: оператор универсального обслуживания, резерв и его формирование, расходование средств резерва;
  • Глава 9. Защита прав пользователей: права клиентов, условия конфиденциальности, особенности, связанные с проведением оперативных мероприятий и иных следственных действий;
  • Глава 10. Управление сетями в условиях ЧС или ЧП: правила управления, приоритетное использование;
  • Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства РФ;
  • Глава 12. Международное сотрудничество: регулирование, ввоз в Россию и вывоз из страны радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
  • Глава 13. Заключительные положения: применение, порядок вступления закона в силу.

Будучи актуальным и востребованным, настоящий закон многократно подвергался изменениям — только за 2017 год закон редактировался трижды. Последние поправки, внесенные в закон, датируются июлем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Не забудьте зарегистрировать корпоративные сим-карты через Госуслуги

Комментарий

С 1 июня внесены изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ “О связи” (Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

Регистрация сим-карт сотрудников в ЕСИА

Организации и предприниматели, которые заключают договор об оказании услуг мобильной связи, могут предоставить сотруднику возможность пользоваться связью, но только после того как внесут в “Единую систему идентификации и аутентификации” (ЕСИА) сведения:

  • о сотруднике, который будет пользоваться корпоративной связью
  • об абонентском номере
  • а также наименование организации (ИП)

Сведения может внести как сам сотрудник (пользователь), так и абонент (организация, ИП) (запрос на активацию придет сотруднику в личный кабинет на Госуслугах после предоставления работодателем данных). Внесены ли сведения в ЕСИА, будет проверять оператор связи. Если сведения отсутствуют, оператор не вправе оказывать услуги связи в отношении этого абонентского номера, о чем уведомит организацию (ИП). Если ответа не последует, оператор исключит из договора этот абонентский номер (п. 1.1 ст. 44 Закона № 126-ФЗ).

Новые требования применяются к договорам, заключенным с 01.06.2021. Если договор об оказании услуг связи заключен до 01.06.2021, сведения в ЕСИА необходимо внести до 30.11.2021 (п. 2 ст. 2 Закона № 533-ФЗ). В противном случае с 01.12.2021 оператор заблокирует номер (п. 3 ст. 2 Закона № 533-ФЗ). Как зарегистрировать сим-карту, см. здесь.

Сим-карты, используемые в оборудовании

Регистрировать в ЕСИА необходимо не только сим-карты, которые используются сотрудниками для переговоров, но и те, которые применяются в оборудовании (например, онлайн-касса). При этом состав передаваемых в систему сведений несколько отличается. Так, в ЕСИА необходимо указать (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 844):

  • абонентский номер;
  • ИНН абонента;
  • наименование организации (Ф. И. О. предпринимателя) – владельца оборудования;
  • наименование и ОГРН оператора связи;
  • адрес абонента (в случае нестационарного размещения оборудования или фактический адрес установки оборудования);
  • вид, наименование и идентификатор оборудования.

Сведения в систему вносит уполномоченное лицо организации (ИП) через портал Госуслуг не позднее 3 рабочих дней до планируемой даты начала оказания услуг связи (п. 3 Правил).

Если услуги связи оказывались абоненту до 01.06.2021, сведения в ЕСИА следует внести не позднее 01.03.2023 (первоначальный срок 01.09.2021 продлен постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 № 1465). Если этого не сделать, сим-карту оператор заблокирует.

Полагаем, что если оператор вовремя не заблокирует сим-карту, его могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Такое нарушение может повлечь:

  • штраф для должностных лиц – от 3000 руб. до 4000 руб.
  • штраф для организаций – от 30 000 руб. до 40 000 руб.

Ответственность за невнесение сведений в систему для абонентов не предусмотрена.

Операторы связи должны будут предоставлять в Роскомнадзор по запросу некоторые данные абонентов – организациях (ИП), в частности об используемом ими оборудовании, факте передачи голоса, текстовых и мультимедийных сообщений.

Цель поправок – борьба с распространением “серых” сим-карт, которые оформлены на организации или ИП и могут фактически использоваться физлицом без заключения с ним договора на услуги связи. Таким образом, противоправных действий с использованием анонимных сим-карт станет меньше.

Что, если в договоре указаны ложные сведения

Если при покупке симки вы указали фальшивую или ошибочную информацию, оператор, скорее всего, пригласит вас в офис для разъяснения ситуации. Возможен и второй вариант — вас без предупреждения отключат от услуг. При этом закон не будет нарушен. Государство поручило поставщикам сотовой связи идентифицировать всех абонентов, и операторы попросту выполняют свою работу.

Не стоит ждать, пока грянет гром

Недействительную сим-карту можно заменить новой — невелика потеря, но к номерам мобильных телефонов обычно привязывают много важной информации. Например, доступ к управлению банковскими счетами, аккаунтам в соцсетях, личным электронным кабинетам на различных порталах

Все это придется долго восстанавливать. «Явка с повинной» для внесения изменений в договор или заключения нового соглашения убережет от плачевных последствий.

Две стороны одной медали

Минцифры, продвигая новый законопроект, утверждает, что предложенные в нем изменения упростят поиск пропавших людей, но в необходимости его принятия уверены не все. Например, исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев сообщил «Коммерсанту», что, получив данные о местоположении абонентов, силовики запросто смогут отследить все передвижения каждого конкретного россиянина. Дмитрий Липин, член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, рассказал «Коммерсанту», что правоохранительные органы и сейчас могут получить доступ к информации о местоположении мобильных устройств без решения суда, несмотря на то, что в закон «О связи» такую возможность им не предоставляет. По его словам, данный вопрос «находится в юридически серой зоне», а Минцифры «просто хочет устранить пробел в регулировании».

Регистрация

Закон “О связи” относит коммуникационные сооружения, перемещение которых без нанесения несоразмерного ущерба их назначению не представляется возможным, к недвижимым объектам. В эту категорию входят также линейно-кабельная инфраструктура. В этой связи, данные объекты должны пройти госрегистрацию в порядке, установленном в ГК. Особенности постановки на учет коммуникационных сооружений формулируются постановлениями правительства. Передача прав собственности и прочих юридических возможностей на космические объекты не влечет предоставления прав на эксплуатацию орбитально-частотного ресурса.

Комментарий Минцифры

Представители Минцифры сообщили CNews, что в России ежегодно теряются десятки тысяч людей. «Для их поиска привлекаются как ресурсы федеральных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так и поисковые общественные организации и операторы связи. Операторы связи могут предоставить служебную информацию средств связи, включающую координаты абонентских устройств пропавших граждан», – отметил замглавы Минцифры Олег Иванов.

«Однако в настоящее время координаты абонентских устройств являются тайной, соблюдение которой операторы обязаны обеспечивать. Координаты не всегда могут быть оперативно переданы в органы, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. А иногда счет идет на часы», – добавил Олег Иванов.

Дешевые кредиты и новые заводы: как развивать российскую электронику?
Импортозамещение

«Законопроект соблюдает нормы законодательства по персданным, так как координаты местоположения не являются пересданными. Доработанный Минцифры законопроект направлен на рассмотрение в заинтересованные ФОИВы, затем будет представлен на общественное обсуждение», – подытожил замглавы Минцифры.

Как было раньше

До принятия корректировок в закон покупатель симки тоже должен был предъявлять паспорт. Карта выдавалась после заключения между ним и оператором договора, где прописывались сведения о клиенте. Но эту формальность легко было обойти, указав данные чужого паспорта или вовсе не предоставляя никаких документов, а покупая готовую SIM-карту, предварительно уже оформленную на продавца. Не все ли равно, кто указан владельцем в договоре? Есть связь, и хорошо.

Позже ввели поправки, немного ужесточившие условия пользования симками. Но распространялись они на очень ограниченное число абонентов. По официальному запросу представителей Роскомнадзора или правоохранительных органов оператор мог потребовать от пользователя подтвердить указанные в договоре сведения. При несовпадении данных или нежелании со стороны абонента взаимодействовать связь отключали. Все другие владельцы симок, не попавшие под прицел МВД, ФСБ или прокуратуры, пользовались мобильниками в обычном режиме, часто не ведая, на кого оформлен их договор.

Зачем государство контролирует продажу сим-карт

Как сообщает 1rre.ru, новые правила направлены на усиление контроля над рынком связи. В частности, это позволит операторам сформировать персональную базу данных. В случае необходимости, она может быть использована для выявления правонарушений.

Участившиеся в последнее время сообщения о минировании, проведении террористических актов, как правило, связаны с телефонными преступлениями. Таким образом, уверены чиновники, у правоохранителей будет больше возможностей для предотвращения таковых или же установления личностей злоумышленников.

Помимо этого, в стране также все чаще встречаются и телефонные мошенники. Если же в России будут четко соблюдаться все новые требования закона «О связи», то это позволит существенно снизить уровень «мобильной преступности».

Размещение сооружений

В процессе градостроительного планирования развития территорий и населенных пунктов, а также их застройки должны быть определены структура и состав объектов. В их числе линейно-кабельные сооружения, отдельные помещения для размещения коммуникационных средств, а также требуемые мощности в инфраструктурах для обеспечения стабильного функционирования систем. Изменения в Законе “О связи” были внесены относительно действий органов госвласти субъектов и МО. В частности, п. 2 ст. 6 обязывает указанные структуры содействовать коммуникационным организациям, которые оказывают универсальные услуги, в получении/строительстве сооружений и помещений, необходимых для их работы. Данные компании могут заключать договора с собственниками или иными владельцами:

  • Опор ЛЭП.
  • Зданий.
  • Контактных железнодорожных сетей.
  • Столбовых опор.
  • Коллекторов.
  • Мостов.
  • Туннелей (метрополитена в том числе) и прочих технологических площадок и объектов.

По условиям соглашений организации связи вправе производить строительство, эксплуатацию коммуникационных средств и сооружений. В свою очередь, собственник либо иной владелец может требовать с компаний соразмерную оплату за пользование указанными объектами, если другое не предусматривается в нормативных актах. Если недвижимость, принадлежащая субъекту, после осуществления строительных или эксплуатационных работ не может больше использоваться по своему назначению, Федеральный закон “О связи” допускает возможность расторжения договора в судебном порядке.

Собственность на коммуникационные средства и сети

Последняя редакция закона “О связи” устанавливает, что деятельность отраслевых предприятий осуществляется на основе единства экономического пространства, в конкурентных условиях и с учетом многообразия типов собственности. Равные условия обеспечиваются всем коммуникационным организациям. Сети и средства связи могут относиться к федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, а также находиться в законном владении юрлиц. Иностранным инвесторам разрешается участвовать в приватизации имущества территориальных и государственных унитарных учреждений на условиях, установленных соответствующими нормативными актами. Данное положение устанавливает в ч. 1 ст. 5 рассматриваемый Федеральный закон “О связи”. Изменения форм собственности на коммуникационные средства и сети производятся в порядке, установленном нормативными документами, и допускается при условии, что соответствующие процедуры не ухудшат функционирование действующей инфраструктуры, не нарушат права и интересы юрлиц и граждан.

Что меняет законопроект

Документ, разработанный Минкомсвязи, добавит в ст. 63 закона «О связи» дополнительный, пятый пункт. Он звучит так: «Сведения, используемые в средствах связи, не являющихся пользовательским оборудованием (оконечным оборудованием), и содержащие данные об объемах, стоимости оказанных услуг связи, а также сведения радиоэлектронных средств оператора связи с помощью которых осуществляется подключение пользовательского оборудования абонента к сети подвижной радиотелефонной связи, указывающие положение пользовательского оборудования абонента относительно радиоэлектронных средств, могут передаваться без судебного решения только по запросу органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность» (орфография сохранена – прим. CNews).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий