Особенности наименования
В названии учебного заведения могут присутствовать указания на специфику работы. Например, “общеобразовательная школа с математическим уклоном”. В наименовании может присутствовать указание на интеграцию учебных планов разного типа. Программа деятельности образовательной организации может предусматривать дополнительные задачи. Например, это может быть коррекция, содержание, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая, научно-исследовательская и прочая работа. Указание на это также может присутствовать в названии учебного заведения.
Последние поправки
Последнее изменение в законе об образовании в РФ произошло 29 июля 2017 года. Изменения произошли в ст. 4 пункт 8 — после слов «на территории свободного порта Владивосток» была дописана фраза «, на территориях инновационных научно-технологических центров».
По последней редакции в статье номер 2 описаны понятия и термины, использующиеся в дальнейшем в Законе. В этой статье дается определение терминам образование, квалификация, воспитание, уровень образования, обучение и т. д. Описывается то, в чем заключается государственный стандарт, уход за детьми, федеральные государственные требования, конфликты интересов, программа образования, правоотношения, качество, направленность и т. д. Перечисляются лица, участвующие и имеющие право на участие в образовательной программе.
По последней редакции 3 статья тоже претерпела определенные изменения. Теперь в ней перечислены важнейшие, главные принципы, по которым государство регулирует правоотношения в сфере образования. Среди этих принципов приоритет обучения для детей, свобода выбора граждан согласно их потребностям и наклонностям, право каждого человека на получение знаний и т. д.
В 9 же статье изменения произошли в пункте номер 2. Все слова «Санкт-Петербург» и указания этого города изменились на «Санкт-Петербург и Севастополь». В этом пункте речь идет о полномочиях органов городов Москва, Санкт-Петербург и Севастополь в сфере образования.
В статье номер 11 Закона об образовании описаны государственные стандарты и требования, которые должны выполняться учреждениями и организациями в обязательном порядке. Так как стандарты могут меняться, в этой статье написано, что они устанавливаются и предоставляются всем учреждениям Правительством Российской Федерации. Из последних изменений в этой статье были описаны принципы работы и стандарты обучения граждан с ограниченными возможностями в связи с состоянием здоровья.
Согласно 12 статье ФЗ 273 образовательная программа каждого учреждения составляется руководством при помощи специалистов в этой сфере. Военную подготовку и военную кафедру составляют и подписывают специальные органы. Из пункта 13 исключили информацию об органах контроля над психотропными и наркотическими веществами и их оборотом.
Скачать действующую редакцию ФЗ 273
Действующая редакция закона об образовании в РФ была составлена Государственной Думой максимально эффективно и полезно для граждан страны. Он помогает контролировать, регулировать и устанавливать новые нормы в сфере образования.
Правительство РФ и Государственная Дума часто вносят в этот закон корректировки, так как образование населения — одна из важнейших областей развития.
Комментарии к закону об образовании
Для того чтобы более подробно изучить свои права и обязанности, понять как можно защитить себя и своего ребенка, нужно изучить Законодательство. В этом помогают комментарии специалистов. Также комментарии могут помочь лицам, попавшим в конфликтную ситуацию, для того чтобы лучше понять способы реализации своих идей, защиты своих интересов в суде.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
- законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
- гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
- формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
- определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
- дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
- описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
- определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
- полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
- правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
- регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.
Специфика работы индивидуальных предпринимателей
Граждане могут осуществлять образовательную деятельность как самостоятельно, так и привлекая наемных преподавателей. Статьей 32 ФЗ №273 предписано обязательное прохождение госрегистрации индивидуального предпринимателя в ФНС либо ее территориальном подразделении. При этом налоговая служба должна уведомить исполнительный орган соответствующего уровня о постановке на учет такого субъекта. До начала оказания образовательных услуг на платной основе, индивидуальный предприниматель должен предоставить родителям и обучающемуся сведения о:
- Госрегистрации в качестве ИП.
- Уровне профоподготовки, общем стаже работы, продолжительности индивидуальной деятельности в области образования. Аналогичные данные предоставляются и в отношении наемных преподавателей.
По смыслу гражданского законодательства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области образования на платной основе, должны заключать соответствующие договоры. Они могут быть в простой письменной форме. Договор должен отражать основные условия предоставления услуг, обязанности и права, а также ответственность сторон. Кроме этого, в документе определяется срок, порядок и размер оплаты.
Правовой статус руководителя
Закон об образовании более полно раскрывает правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51). В частности, изменения коснулись порядка назначения или избрания на руководящую должность. Отменено предварительное согласование кандидатуры руководителя с учредителем, но уточнено, что кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации согласовываются с уполномоченным Президентом РФ и федеральным государственным органом.
Согласно новому законодательству руководитель образовательной организации может быть избран общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем. Он также может быть назначен учредителем, Президентом РФ, Правительством РФ. Более подробно оговорены требования к кандидатам. Они должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Закон об образовании вводит запрет на занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством, в частности ст. 331 гл. 52 ТК РФ (виды судимости, заболеваний, недееспособность).
Новый Закон оставляет запрет о совмещении должностных обязанностей руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, дополняя его новым положением о запрете на совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования. А вот запрет на совмещение руководителей образовательных учреждений их должностей с другими руководящими должностями внутри или вне образовательных учреждений снят.
По новому Закону руководители образовательных организаций получают права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников и оговоренные в п. п. 3, 5 ч. 5 и 8 ст. 47 Закона об образовании: право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Руководители, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), также имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения.
Одновременно новый Закон закрепляет ответственность руководителя за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. В Законе N 3266-1 данного положения не было.
Закон об образовании вступает в силу 01.09.2013, соответственно, с этого числа Закон N 3266-1 и Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” перестают действовать.
Т.Ю.Антропова
Главный редактор журнала
“Руководитель бюджетной организации”
Статья 23 (ч. 1)
Типы образовательных организаций различаются в зависимости от учебных планов, которые они реализуют. В них могут включаться основные или дополнительные дисциплины. В соответствии с этим, выделяют:
- Дошкольные организации.
- Профессиональные учебные заведения.
- Общеобразовательные организации.
- Вузы.
В ДОУ реализуются учебные планы дошкольной направленности. Кроме этого, в задачи этих учреждений входит уход и присмотр за детьми. Профессиональные учебные заведения представлены техникумами, колледжами и пр. В них реализуются программы среднего профобразования. В вузах, как правило, предусматривается бакалавриат и магистратура. Кроме этого, в таких учебных заведениях ведется научная работа. Общеобразовательная школа реализует учебные планы в начальных, средних и старших классах. Учреждение принимает детей, окончивших ДОУ и подготавливает их в течение 10 лет к поступлению в вуз.
Типы образовательных организаций
Одной из новаций Закона об образовании является упорядочение типологии образовательных организаций. Типы образовательных организаций разграничены более четко, снято избыточное дробление на типы и виды, создающее дополнительные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации.
К сведению. В Законе N 3266-1 перечень типов образовательных учреждений был закреплен в п. 4 ст. 12. Однако при его формировании были использованы различные основания для выделения соответствующих типов: по уровню реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и др. Такой подход не позволял однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация могла одновременно относиться к нескольким типам. Например, специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могли рассматриваться и как общеобразовательные организации в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.
Кроме того, закрепленная Законом N 3266-1 типология образовательных организаций в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных программ, расширения спектра образовательных услуг и т.д. Законодательно не были предусмотрены возможности реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями, с участием промышленных предприятий, что тормозило создание и работу многофункциональных образовательных и научно-образовательных центров (комплексов), социокультурных комплексов, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развитие социального партнерства в сфере образования.
С учетом этого в Законе об образовании закреплено деление образовательных организаций на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
Статьей 23 устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, высшего образования.
Образовательные организации перечисленных типов имеют право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности. Эти программы перечислены в п. 4 ст. 23 Закона об образовании. Согласно данной статье наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип.
При этом виды образовательных организаций в рамках типа, на которые ссылалась ст. 12 Закона N 3266-1, упраздняются – в Законе об образовании ссылки на виды нет.
Взамен этого п. 6 ст. 23 Закона об образовании предусматривает возможность использования в наименовании образовательной организации наименований, указывающих на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграцию различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Основные образовательные программы
Основные образовательные программы | ||||||
Основные общеобразовательные программы | Основные профессиональные образовательные программы | Основные программы профобучения | ||||
- дошкольное образование; - начальное общее образование; - основное общее образование; - среднее общее образование | Среднее профобразование | Высшее образование | - профессиональнаяподготовка попрофессиям рабочих,должностямслужащих;- переподготовкарабочих, служащих;- программыповышенияквалификациирабочих, служащих | |||
- подготовка квалифицированныхрабочих, служащих; - подготовка специалистов среднего звена | - бакалавриат; - специалитет; - магистратура;- подготовка научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); - ординатура; - ассистентура-стажировка | |||||
Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие, предпрофессиональные – это новые виды программ), дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки).
Нововведением Закона об образовании является регламентация профессионального обучения по некоторым важным направлениям. В частности, отдельными статьями оговорено получение медицинского и фармацевтического образования (ст. 82), обучение в области искусств (ст. 83), физической культуры и спорта (ст. 84).
Финансовое обеспечение
Глава 13 Закона об образовании посвящена экономической деятельности и финансовому обеспечению в сфере образования. Предусматривается, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом соотношения преподавательской и другой работы, а также с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников. Расходы на оплату труда педагогических работников не могут быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ.
Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения
Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.
Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России
Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.
Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:
- гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
- определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
- в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
- оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.
Устав
В ст. 25, ч. 1 ФЗ №273 определено, что в образовательной организации должен присутствовать документ, устанавливающий основные положения ее деятельности. Им является устав. Этот документ утверждается в порядке, определенном законодательством. В части второй указанной статьи предусмотрен перечень условий, которые должны присутствовать в уставе. Так, в документе указываются сведения о:
- Типе организации.
- Учредителе.
- Реализуемых образовательных программах с указанием направленности или уровня обучения.
- Компетенции и структуре административного аппарата учреждения, сроках его полномочий, порядке его создания.
В устав также включается и иная информация, предусмотренная в российском законодательстве.
Общие сведения
ФЗ 273 был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Последние поправки и изменения в него были внесены 29 июля 2017 года.
Содержание закона об образовании в Российской Федерации:
- В первой главе описываются все общие положения, основные понятия, принципы и цели составления и принятия. Тут описаны полномочия всех государственных, административных и муниципальных органов власти в сфере образования. Правоотношения и кто имеет право на получение знаний;
- Во второй главе описывается система образования. Структура, государственные стандарты, язык, на котором преподают, специальные программы и требования к учреждениям и педагогам. Даются подробные условия и требования для реализации всех стандартов, также в какой форме возможно преподавание;
- В третьей прописаны лица, имеющие право на преподавание в Российской Федерации. Даются категории учреждений и каким образом лица могут открыть свои образовательные организации, условия для открытия;
- В четвертой подробно описаны все права и обязанности учеников, студентов и других обучающихся (если они несовершеннолетние) и их родителей;
- В пятой главе подробно описаны все права и обязанности учителей, преподавателей, профессоров и других работников образовательных организаций;
- В главе номер шесть способы и причины изменений образовательных правоотношений между лицами или прекращение их. Расторжение договоров, специальные случаи, аттестации и экзамены;
- В седьмой описано общее бесплатное образование, предоставляющееся любому гражданину Российской Федерации;
- В главе номер восемь описано среднее и высшее образование, требования на приме студентов, стипендии, условия обучения и т. д.;
- В девятой описано специальное образование, аттестация специалистов, квалификация;
- В главе номер десять описаны все другие дополнительные виды образования, не входящие в какую-либо область или привычную квалификацию;
- В 11 описана каждая область образования, как искусство, спорт, наука и т. д. Специфика областей и условия преподавания и обучения. Там же оформлены способы обучения для иностранных граждан или лиц, проявивших себя, с выдающимися способностями и т. д.;
- В главе номер 12 описаны способы контроля и регламентации образования Правительством Российской Федерации. Оценка учреждений, учащихся и преподавателей;
- В 13 главе описана вся экономическая сторона образования;
- В главе номер 14 описано сотрудничество стран с Российской Федерацией в сфере образования, возможности обмена учащимися для повышения квалификации и укрепления отношений;
- В 15 прописаны все дополнительные положения и заключения.
Целью принятого закона является защита и использование прав граждан на образование. Акт считается основополагающим для сферы обучения.
Условия получения бесплатного образования в РФ по ФЗ 273
Благодаря Федеральному Закону 273 Российская Федерация может на государственном уровне финансировать общее образование для каждого гражданина. Согласно седьмой статье описанного Закона, Федеральные органы вправе организовывать и предоставлять образовательные учреждения, доступные и бесплатные для граждан. В статье 8 описана информация о полномочиях органов, среди которых гарантии на предоставление, организацию и сохранение дошкольных общеобразовательных бесплатных учреждений, таких же учреждений общих, начальных и средних классов. Обеспечивается и дополнительное обучение в муниципальных организациях, которым предоставляется часть бюджета. Такие организации считаются наполовину частными, полугосударственными.
Органы власти РФ оплачивают труд преподавателей, покупку учебников и любых других учебных пособий, игрушек, развивающих игр, средств для обучения и т. д. Организации пересылают информацию о нормативах в органы для получения бюджета. По первому пункту 9 статьи все образовательные организации, зависящие от государства, работают по условиям и требованиям, установленным Правительством и контролируются государственными органами.