Советский спорт
Созданная в предыдущие годы мощная материально-техническая база спорта позволила советским спортсменам достичь новых мировых успехов. На Мюнхенской олимпиаде (1972) борец вольного стиля А. Медведь в третий раз стал олимпийским чемпионом, а сборная по баскетболу одержала победу над признанными мастерами — сборной США. Легендарной стала победа советской сборной в первой хоккейной суперсерии со сборной Канады, вписавшая в историю советского спорта имена тренеров В. Боброва, А. Тарасова, вратаря В. Третьяка, хоккеистов В. Харламова, А. Мальцева, Б. Михайлова, А. Рагулина, А. Якушева, В. Старшинова, других выдающихся мастеров. Популяризации фигурного катания способствовало мастерство первых советских чемпионов мира в парном катании Л. Белоусовой и О. Протопопова, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр И. Родниной и А. Зайцева, Л. Пахомовой и А. Горшкова. Советская шахматная школа дала в те годы чемпионов мира по шахматам Т. Петросяна, Б. Спасского, А. Карпова, Г. Каспарова.
Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне и принесла немало побед нашим соотечественникам. Три золотые медали на ней завоевал выдающийся пловец В. Сальников, признанный одним из трёх лучших пловцов XX в. К середине 1980-х гг. в стране действовало более 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1200 плавательных бассейнов. Всё это создавало условия не только для подготовки значительного числа спортсменов, но и для массового спортивного движения.
Ростки «антисистемы». Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.
В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалёв, Л. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.
В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3- го ранга В. Саблин арестовал командира и повёл корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нём говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь…» Поднятые в воздух военные самолёты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.
Всё это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.
Демократический социализм
На современном этапе развития общества сформировано огромное количество различных политических и общественных течений. Идеология социал-демократии, столь популярной в настоящее время, корнями уходит к реформистскому направлению во 2 Интернационале. Его идеи представлены в трудах Бернштейна, Фольмара, Жореса и пр. Особое влияние на нее оказали и концепции либерального реформизма, в числе которых и кейнсианство.
Отличительная черта социал-демократической идеологии – стремление к реформизму. Концепция обосновывает политику регулирования, перераспределения прибыли в рыночной экономике. Один из видных теоретиков Второго Интернационала Бернштейн категорически отрицал неизбежность уничтожения капитализма и наступление в связи с этим социализма. Он полагал, что социализм нельзя сводить к замене частнособственнических отношений общественными. Путем к нему является поиск новых коллективных форм производства в условиях мирного становления капиталистической экономической модели и политической демократии. Лозунгом реформистов стало высказывание “Цель – ничто, движение – все”.
Противоречия в развитии художественной культуры
Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной ещё при Хрущёве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Данная позиция прозвучала и в отчётном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвящённых этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.
С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (первенство отдавалось историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привёл к застою и в художественной культуре.
Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Всё чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.
На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.
«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.
Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х — начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксёнов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссёр А. Тарковский, театральный режиссёр Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.
Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов, Ю. Бондарев.
Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссёры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.
Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи не поддававшихся контролю песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.
Всё это свидетельствовало о противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.
Идеология
Теория строя пропагандирует и утверждает общество, в котором все люди равны. Несмотря на схожесть понятия с либерализмом, они коренным образом отличаются.
Равенство воспринимается как реальное и оберегаемое положение между людьми, когда каждый член общества имеет равные социальные экономические права, в отличие от либерализма, где равенство – это единые формальные исходные позиции. На основе этого отличается и другая идея – о приоритете коллективизма над индивидуализмом.
Для идеологии строя коллективное благо является высшим благом, ради которого можно принести любые жертвы, в том числе и индивидуальные интересы. Свобода здесь – это возможность подчиняться общественному мнению.
Идеология социализма идеализирует пролетариат, она считает его особым классом, миссия которого – свержение капитализма. Но при этом считается, что революция – это последнее насилие в истории государства, а после нее только краткая диктатура, ведущая людей к эпохе свободного самоуправления работающего класса.
Государство при этом должно модифицироваться в социальный институт, чтобы удерживать власть правления. При этом строй выступает за гуманизм и гармонично развитую личность, хотя это и противоречит главному его принципу – отсутствие индивидуальной свободы.
Идеология
Принципы социализма
Такой политический строй базируется на четырех основных принципах, которые задают всю его идеологию. Их можно сформулировать следующим образом:
- Отсутствие частной собственности – этот принцип был сформулирован Марксом и Энгельсом в их «Коммунистическом манифесте». Любая социалистическая доктрина использует это положение, оно характеризует весь строй без уточнения иных деталей.
- Отсутствие семьи как привычной единицы общества – данный пункт есть в большинстве учений, однако это положение не настолько радикальное, насколько оно звучит. Данный принцип ставит за цель уменьшение роли семьи и связей между ее членами, чтобы часть этих функций отдать иным общественным институтам. В качестве примера можно привести кружки жен или кружки по интересам, в которых родители и дети участвуют и укрепляют связи со всеми людьми, а не только с членами семьи. Таким образом, семья превращается в бюрократическую составляющую государства.
- Уничтожение религиозных движений – сегодня это утверждение стало частью всех современных учений и доктрин во многих государствах. Данный принцип работает для постепенного изгнания религии из жизни общества, а не такое радикальное решение, которое применяли большевики во главе с Троцким. Хорошим примером работы данного принципа будут скандинавские страны, где высокий уровень жизни и низкая религиозность, причем скандинавы считают, что первое условие соблюдается только при соблюдении второго.
- Равенство – данное требование по сути является основой всего социалистического строя и всех его производных и сопутствующих движений. Под этим под равенством подразумевают как стремление уничтожить уже установленную иерархию общества, так и предоставление всем членам общества равных прав и возможностей, независимо от их бывшего положения в обществе. Из-за неравенства в государстве часто можно наблюдать интеллектуальную и духовную пропасть между слоями населения. И именно ее следует уничтожить, чтобы достичь равенства. Сегодня этот принцип лег в основу многих левых течений, например, он лежит в основе модели шведской политики.
Внимание! Несмотря на активную позицию и отрицание индивидуальной собственности, Карл Маркс жил на средства Энгельса, который был владельцем нескольких производств.
Принципы социализма
Несмотря на то, что многие принципы данного строя были сформированы еще в 16 веке, сегодня существует огромное количество государств, в которых так или иначе прослеживается модель и принципы этого движения.
Современные государства
Несмотря на изначально понятую провальную идею (на примере того же СССР), сегодня черты этой теории существуют в некоторых государствах, в которых продолжает действовать идеология или некоторые ее характерные черты. Среди стран, которые ее придерживаются, находятся:
- Вьетнам;
- Китайская народная республика;
- Непал;
- Корейская народная республика;
- Куба.
Некоторые характерные черты наблюдаются в политике:
- Швеции;
- Норвегии;
- Индии;
- Португалии;
- Боливии;
- Венесуэлы.
Политические идеологии
Социализм и капитализм. Что такое равенство?
Социализм в СССР. Развитой социализм
В России идеи Карла Маркса получили широкое распространение к концу XIX века. Ведущими идеологом марксизма был Владимир Ильич Ульянов-Ленин, лидер Российской социал-демократической рабочей партии большевиков — РСДРП(б). Ленин отмечал, что социализм приходит на смену капитализму, а затем из социализма вырастает коммунизм. В отличие от более умеренных социалистов, Ленин считал коммунизм достижимым в обозримом будущем революционным путем.
После победы Октябрьской революции 1917 года РСДРП(б) была переименована в коммунистическую партию. Большевистское государство во главе с Лениным взяло курс на построение социализма и коммунизма. Экономика стала централизованной, Компартия не допускала к власти другие политические силы, государство строго контролировало социальную сферу, культуру и идеологию.
Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы ни государственной власти.
Конституция РСФСР 1918 года
При И.В. Сталине Конституция СССР 1936 года провозгласила, что социализм в стране построен: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Этот документ получил неофициальное название «Конституция победившего социализма». Конституция гарантировала населению широкие права и свободы, которые на деле нарушались — через год, в 1937 году, в стране началась волна наиболее жестоких массовых репрессий.
При Н.С. Хрущеве в 1961 году была принята новая программа Компартии, обещавшая «создание материально-технической базы коммунизма» к 1980 году. Уже тогда многие посчитали несбыточным обещание построить коммунизм за 20 лет. После отставки Хрущева это признало и руководство страны.
На смену разговорам о скором наступлении коммунизма пришла концепция развитого социализма — неопредленно долгого этапа на пути к коммунизму. При Л.И. Брежневе была принята Конституция СССР 1977 года, так называемая «Конституция развитого социализма».
В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.
Развитое социалистическое общество — закономерный этап на пути к коммунизму.
Конституция СССР 1977 года
Советский плакат эпохи Л.И. Брежнева
Построение коммунизма, таким образом, откладывалось на неопределенный срок. Тем временем СССР вступил в эпоху экономической и социально-политической стагнации, а затем и острого кризиса. Коммунистическая идеология стала подвергаться все большей критике.
Во второй половине 1980-х годов М.С. Горбачев пытался реформировать социалистическую систему, однако эти попытки закончились неудачей. Мировой социалистический лагерь распался. В декабре 1991 года официально перестал существовать и Советский Союз. Появившиеся на его месте независимые республики отказались от идей социализма.
Роль СССР в мировом развитии
На сегодняшний день Россия вновь вернулась к капитализму. Социализм в СССР просуществовал сравнительно недолго. Тем не менее страна оказала огромное влияние на мировое развитие, недооценить которое просто невозможно. Например, в годы холодной войны руководство СССР учитывало принципы Маркса, утверждавшего в свое время, что капиталистическое общество непременно перейдет на стадию экономического империализма. И в этом классик оказался прав. Тем не менее в СССР, где также существовали имперские амбиции, социалистическое общество пошло по совершенно иному пути развития. Это ярко подтверждают периоды правления Хрущева, а также Брежнева, когда основной упор стал делаться на посев кукурузы, развивалось сельское хозяйство Нечерноземья и повышалось количество выпускаемой продукции с одновременным снижением ее качества, имел место постоянный дефицит многих товаров и т. д. В результате социализм в СССР был построен, а к коммунизму страна так и не пришла.
Однако в истории СССР был особый период. Это годы так называемого военного коммунизма (1918-1921 гг.). В указанное время государство проводило довольно жесткую политику диктата по изъятию у деревенских жителей сельхозпродукции, которая шла на нужды питания армии и городских рабочих. Конечно, политика военного коммунизма являлась крайней мерой, но без нее невозможно было бы победить контрреволюцию и кулаков.
Сравнительная характеристика
Рассмотрим, чем отличается капитализм от социализма
. Разные мыслители выделяют различные признаки той и другой модели. Основными общими характеристиками социализма можно считать:
- Всеобщее равенство.
- Ограничение частнособственнических отношений.
В отличие от капитализма, при социализме
субъектам можно было иметь предметы только в личной собственности. Капиталистические предприятия при этом заменялись корпоративными. Для социализма свойственно формирование коммун. Внутри этих объединений все имущество общее.
Социалисты выступали против капиталистов в основном потому, что для достижения своих целей последние эксплуатировали людей. При этом существовало четкое разграничение классов. С развитием частнособственнических отношений разделение слоев становилось все более отчетливым.
Различия социализма и капитализма
особенно ярко проявлялись в России. Люди, недовольные условиями жизни и труда, выступали за справедливость и равенство, искоренение угнетения, которое было широко распространено в стране. В других воспринимался не так болезненно. Дело в том, что другие общества быстрее прошли свою трансформацию. Социалисты считали уничтожение частнособственнических отношений в качестве одного из способов достижения конечной цели – формирования организованного общества.
Различия между коммунизмом и социализмом
Во многом они похожи, но они не являются синонимами, и мы должны стараться не путать их друг с другом. В любом случае, мы должны помнить, что будем говорить о том, что исторически понимается под социализмом и коммунизмом, что не означает, что это совпадает с позициями партий, которые в настоящее время называют себя социалистами.
Многие из них не социалисты, несмотря на наличие слова в названии, так как они испытали смещение, которое заставило их сохранить свои аббревиатуры просто для обращения к избирательной базе, которая их поддерживала. Частично термин «социализм» используется по логике маркетинга и имиджа Просто потому, что есть много людей, которые чувствуют себя социалистами.
Тем не менее, короче говоря, различия между коммунизмом и социализмом заключаются в следующем.
Может быть, вы заинтересованы: «7 различий между либералами и консерваторами»
1. Они принадлежат разным временным моментам
Социализм и коммунизм можно понимать как две стадии политического проекта и производства: сначала идет социализм, а затем коммунизм. Я имею в виду, во временном отношении они являются взаимоисключающими Хотя, по мнению социалистических теоретиков, для достижения коммунизма необходимо сначала отстаивать социалистическую программу. Причину мы увидим в следующем пункте.
2. У одного есть конфликтующие классы, у другого нет
В социализме понятие социального класса очень важно , Социальный класс – это группа людей, которая определяется их отношениями со средствами производства. То есть, это не то же самое, что зарабатывать деньги, работая на других, чем иметь ресурсы, которые позволяют другим работать на себя: фабрики, сельскохозяйственные угодья и т
Д.
Таким образом, социализм создает контекст, в котором продолжают существовать противоборствующие социальные классы, но на этот раз часть, которая доминирует над другими, – это та, которая изначально была вынуждена продавать свою рабочую силу без спекуляций.
В коммунизме, однако, социальные классы больше не существуют, так как никто не владеет средствами производства в частном порядке , так как они были коллективизированы. Это делает невозможным оказаться в ситуации превосходства, чтобы иметь возможность эксплуатировать людей, вынужденных работать на других.
3. Они имеют разные принципы перераспределения
И социализм, и коммунизм можно понимать как модели производства, а также как общественно-политическое движение. В этом последнем аспекте оба придают большое значение перераспределению товаров, но не предлагают одно и то же.
В то время как социализм работает под девизом «от каждого его способности, до каждого согласно его усилию», коммунизм вращается вокруг девиза “от каждого согласно его способности, каждому согласно его потребности” , То есть в коммунизме предполагается, что человек уже находится в ситуации, когда относительно легко удовлетворить потребности всех людей, в то время как в социализме существуют ограничения, которые этому препятствуют, поэтому при расстановке приоритетов способ, которым это перераспределяется, принимает во внимание усилие. Статья по теме: «Карл Маркс: биография этого философа и социолога»
Статья по теме: «Карл Маркс: биография этого философа и социолога»
4. Роль, приписываемая государству
Исторически социализм был разделен в своей концепции государства. В то время как социалистические марксистские корни защищают, что государство не может исчезнуть в течение короткого периода времени, другие, связанные с анархизмом, защищают отмену этого, чтобы исчезнуть с помощью одного «движения». Конечно, оба течения считают, что целью социализма является заставить государство исчезнуть .
Коммунизм, с другой стороны, является ситуацией, в которой государство не существует. С точки зрения коммунистов, государство – это просто машина, которая концентрирует власть для навязывания политических и экономических мер в пользу одного социального класса и против другого, поэтому насильственно оно должно отсутствовать в цели который преследуется.
5. Один открывает возможность централизованной экономики, другой – нет
В социализме можно регулировать все, что происходит в экономике от одного случая, хотя есть и социалисты, которые защищают децентрализацию.
В коммунизме, однако, нет существа, обладающего достаточной силой для существенного изменения экономики, поскольку государство исчезло.
Система капитализма и социализма
Капитализмом называют экономическую модель производства и распределения, которая базируется на частной собственности, свободе предпринимательской деятельности, юридическом равенстве хозяйствующих субъектов. Ключевым критерием при принятии решений в таких условиях является стремление увеличить капитал, получить максимальную прибыль.
Произошел далеко не во всех странах. Определяющим критерием для последовательного их существования была форма государственного устройства. Между тем признаки капитализма и социализма
свойственны в той или иной степени экономическим моделям практически всех стран. В отдельных государствах господство капитала сохраняется и сегодня.
Если провести поверхностное сравнение капитализма и социализма
, можно отметить, что между ними существует тесная связь. Первое понятие является экономической абстракцией. В ней отражены характерные черты хозяйственной модели на определенной стадии развития. Однако реальная экономика любой страны никогда не базировалась исключительно на частнособственнических отношениях, а предпринимательство никогда не было абсолютно свободным.
Переход от капитализма к социализму
в ряде стран был весьма болезненным. Он сопровождался народными потрясениями, революциями. При этом уничтожались целые классы общества. Таким, например, был переход от капитализма к социализму в России
.
Недостатки
Самый большой недостаток социализма в том, что он опирается на кооперативную природу людей для работы. Он игнорирует тех внутри общества, которые конкурентоспособны и сосредоточены на личной выгоде. Эти люди, как правило, ищут способы свергнуть и разрушить общество ради собственной выгоды. Капитализм обуздывает этоЖадность это хорошо” привод. Социализм делает вид, что его не существует.
В результате социализм не вознаграждает людей за предприимчивость. Он борется за то, чтобы быть таким же инновационным, как капиталистическое общество.
Третий недостаток заключается в том, что правительство обладает большой властью. Это работает до тех пор, пока оно представляет пожелания людей. Но правительственные лидеры могут злоупотреблять этой позицией и требовать власти для себя.
Заключение
Общие черты коммунистической и социалистической доктрины:
- коллективизм;
- общая собственность;
- равноправие;
- преобладание интересов общества над личными убеждениями.
Различия:
- противоположное отношение к государству;
- разный уровень духовного развития.
В коммунистическом обществе государство отмирает, материализм важнее духовности. Людей объединяет идея, а равноправие основано на свободе нравов. В социалистическом обществе государство — регулирующая и объединяющая система, справедливость — основа равноправия, а духовные ценности преобладают над материализмом.