Понятие власти. Понятие государственной власти. Понятие исполнительной власти

Ресурсы власти

В. возникает в силу обладания (распоряжения) субъектом разл. ресурсами – вещами, правами, нормами, идеями, с помощью которых он может навязать свою волю объекту. Принудительные ресурсы (оружие, физическая сила, адм. меры) используются для непосредственного физического воздействия на объект или создания угрозы объекту в случае неповиновения команде субъекта. Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, недвижимость, возможность продвижения по службе и т. п.) обеспечивают компенсацию за повиновение, нейтрализуют нежелание объекта подчиниться субъекту. Знание (образование, информация, интеллект) позволяет субъекту осуществлять В. в форме убеждения, манипуляции и авторитета. Нормативные ресурсы (статус, права, полномочия, служебные привилегии, традиции) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку это соответствует нормам поведения, принятым в данном обществе или коллективе. Особую группу ресурсов В. составляют коллективные ресурсы (численность группы, солидарность, организованность, обладание группой монополией на определённые профессии и специфич. знания), которыми могут обладать только группы людей.

Не все ресурсы, которыми обладает субъект, являются ресурсами В. Некоторые средства, весьма эффективные в отношении одних людей, не оказывают существенного воздействия на других. Напр., деньги не могут влиять на тех людей, которые в них не нуждаются; оружие не в силах заставить подчиняться тех, кто не дорожит своей жизнью; полномочия часто не воспринимаются лицами, не привыкшими к соблюдению правовых норм; законы, богатство и орудия принуждения окажутся бессильными при попытке осуществить В. над религ. фанатиком. При этом ресурсы воздействуют на объект только в определённых условиях: оружие не может стать средством В., если те, на кого оно направлено, находятся в безопасном месте; земля и др. природные ресурсы и ценности обладают потенциалом подчинения только в том случае, если они необщедоступны. Обязательным условием возникновения властного отношения является умение субъекта мобилизовать и эффективно использовать имеющиеся у него ресурсы. Поэтому не всегда обладание большим потенциалом В. даёт необходимый результат. Во многих ситуациях небольшие, но хорошо организованные (мобилизованные) группы оказываются более эффективными по сравнению с большими коллективами, ресурсы которых трудно мобилизовать: мафия, террористические организации, религ. секты часто навязывают свою волю большим группам людей. Но даже полная мобилизация ресурсов не гарантирует возникновения властного отношения, т. е. изменения поведения или сознания объекта в нужном субъекту направлении, поскольку В. зависит не только от субъекта, но и от объекта, его ресурсов сопротивления.

Особые виды государственной власти

В качестве разновидности в системе государственной власти выступает ряд должностных лиц, которые в виде единоличной ответственность выполняют ряд функций представителя власти и из этого следует, что они наделены рядом властных полномочий или осуществляют, основываясь на своих должностных положениях, ряд функций организационно-распорядительного, координирующего, контрольного или административно-хозяйственного характера.

Замечание 1

В качестве особого вида государственного органа выступает ряд органов государственной власти, которые представляют одну из трех ветвей власти в структуре разделения властей. Речь идет о законодательной, исполнительной и судебной власти.

Важно видеть разницу между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Среди общих их признаков можно выделить то, что они служат отражением публичной власти в РФ и реализуют ряд функций управления и регулирования

Тут же следует отметить, что на основании ст.12 Конституции РФ для органов местного самоуправления не свойственно входить в структуру органов государственной власти.

Гл.1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» содержит ряд общих положений относительно организации государственной власти в России. Ч.2 ст.3 говорит о том, что для народа свойственно осуществлять свою власть посредством органов государственной власти, ч.3 ст.5 говорит о том, что существует ряд принципов единства структуры государственной власти, ч.2 ст.12 говорит о том, что в состав системы органов государственной власти ряд органов местного самоуправления не входят, на основании ч.2 ст.15 органы государственной власти обязаны следовать Конституции РФ и законам.

↑ Политическая и государственная власть

Политическая властьгосударственная властьПолитическая властьПолитическая властьПризнаки политической власти:

  • распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства
  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны
  • характерно существование единого общественного центра принятия политических решений
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства(принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества
  • верховенство;
  • публичность;
  • легальность применения силы;
  • единый центр принятия решений;
  • многообразие, используемых ресурсов.

 Ресурсы политической власти:

  • экономические;
  • социальные;
  • культурно-информационные;
  • принудительные;
  • демографические.

Виды политической власти По своему предназначению: 

  • законодательная
  • исполнительная
  • судебная

По месту в структуре власти: 

  • центральная
  • региональная
  • местная

По основному субъекту: 

  • монархическая
  • республиканская

 Исследователи выделяют следующие функции политической власти: 

  • формирование политической системы общества, организация политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами.
  • управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическим/неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений
  • создание определенной, характерной для того или иного общества формы правления, типа политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества
  • обеспечение господства определенных социальных групп в обществе; – управление общественной жизнью;
  • поддержание целостности и единства общества. Способы властвования:
  • побуждение объекта к определённым, угодным власти действиям;
  • блокирование нежелательных для руководства видов поведения.

Политическая власть в современном мире должна быть:

  • ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
  • регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
  • институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
  • легитимна, т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.

Большое значение для политической власти имеет проблема её устойчивости.Принципы устойчивости политической власти:1) Легитимность власти (процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров партий, организаций и движений)Признаки легитимности: -положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение. -признание власти гражданским обществом -признание власти мировым сообществом2) Результативность власти – степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население Признаки результативности:

  • успешная экономическая политика
  • устойчивый рост благосостояния основной части населения
  • укрепление общественного порядка
  • авторитет на международной арене

 Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).Государственная власть имеет свои отличительные признаки:

  1. носит публичный характер, то есть выступает от имени общества
  2. носит суверенный характер, то есть верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и обладает независимостью в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет)
  3. ограничена территорией, что является базовым условием существования государства.

Государственный аппарат – система органов государственной власти, с помощью которых осуществляется управление обществом.  Государственная власть делится на:

  1. Законодательную
  2. Исполнительную 
  3. Судебную

Эта типология основывается на теории разделения властей. (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, А. Гамильтон и Д. Мэдисон)

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

  1. Воздействие субъекта власти на поведение людей.

  2. Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

  3. Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Понятие и признаки государственной власти РФ

Определение 1

Под государственной властью понимается вид социальной власти и особая разновидность публичной власти, которая осуществляется государством при помощи государственных органов, должностных лиц и органов государственной власти.

Орган в системе государственной власти в РФ, как правило, воспринимается как звено государственного аппарата, которое принимает участие в реализации ряда государственных функций и наделено рядом властных полномочий.

Для органа государственной власти свойственно иметь ряд особенностей. Среди его отличительных признаков выделяют:

  • его формирование и действие идет от имени государства или его субъекта;
  • имеет организационную обособленность и самостоятельность, ему присуще иметь свою структуру;
  • для него свойственно иметь собственную компетенцию (предметы ведения и полномочий);
  • для полномочий свойственно иметь властную направленность, то есть ряд решений принимается от имени страны, являются обязательными для всех, а в ряде ситуаций подкрепляются принудительной силой страны;
  • осуществляет особые, характерные только для него функции и задачи;
  • в основе его действий – законы и иные нормативно-правовые акты.

Данная сумма этих признаков служит основанием для того, чтобы отнести конкретный орган к ряду субъектов, которые осуществляют ряд государственно-властных полномочий. Нельзя в качестве государственного органа воспринимать любое государственное учреждение или организацию, а исключительно те, которые обладают всеми вышеуказанными признаками. К примеру, ряд государственных учебных заведений, учреждений здравоохранения не являются государственными органами. В большинстве случаев, для государственного органа свойственно иметь расчетный счет в банке, быть юридическим лицом и отвечать по своим обязательствам зафиксированным за ним имуществом.

Разделяй и властвуй

О принципе разделения властей задумались более двух столетий назад. Французские просветители, в частности, утверждали, что судебная, законодательная и исполнительная власти должны быть отделимы и независимы друг от друга, чтобы обеспечивать свободу и справедливость. Объединение их в единых руках приведет к злоупотреблениям. Непрекословное исполнение законов, принятых в государстве, входит основой в понятие исполнительной власти. Законодательная соответственно предусматривает формулирование обязательных к исполнению всеми гражданами сводов законов. Понятие судебной власти, в свою очередь, предполагает справедливое вынесение вердиктов в полном соответствии с буквой закона.

Носитель законодательной власти – парламент. Именно он принимает законы, изменения в главный государственный документ – Конституцию, кроме того, утверждает состав правительства, бюджет, принимает поправки в Налоговый кодекс, ратифицирует международные документы, принимает решения об объявлении войны. В России он представлен Федеральным собранием, которое имеет две палаты: верхнюю – Совет Федерации, и нижнюю – Госдуму.

Понятие исполнительной власти основывается на независимости и самостоятельности. Эта ветвь несет ряд полномочий по государственному управлению. Полномочия осуществляются через сеть государственных органов. К таким органам относятся министерства, федеральные ведомства, службы и агентства. В регионах, помимо министерств, эти функции исполняют также госкомитеты. Именно они проводят политику государственной власти в жизнь общества.

Применение права, законодательно закрепленного, в судебной практике является одним из основных элементов, входящих в понятие судебной власти. На территории России осуществляется только судами. В компетенцию входит разрешение административных и уголовных правонарушений, арбитражных споров между организациями и людьми. Кроме того, в судебных рамках проходит и оспаривание нормативных документов по вопросам их соответствия высшему закону – Конституции.

В чем заключаются полномочия, характеристика

Виды полномочий организаций формируются согласно их принадлежности к той или иной ветви власти:

  1. Законодательные органы создаются для представления интересов людей в процессе принятия законов. Их основное полномочие в демократическом государстве – прямое представительство граждан. Сопутствующие – одобрение или назначение кандидатур управляющих другими органами, принятие отчетов о деятельности смежных структур.
  2. Судебные организации осуществляют правосудие. В их полномочия входит принуждение к соблюдению закона, рассмотрение спорных юридических ситуаций.
  3. Исполнительные органы призваны исполнять законы. Соответственно, их основное полномочие – осуществление управленческой деятельности.

Органы государственной исполнительной власти имеют право издавать нормативные акты. Но их основное содержание и все прописанные положения должны соответствовать букве закона.

Между организациями, относящимися к одной ветви власти, но к разным уровням иерархической системы, могут устанавливаться 4 типа взаимоотношений:

  1. Полное подчинение региональных звеньев федеральным.
  2. Совместное управление, когда регионы обладают совещательным голосом, а федеральные – решающим.
  3. Равноправие, выравнивающее полномочия федеральных и местных организаций.
  4. Приоритет региона, когда решающиеся ведомством вопросы закрепляются за определенным субъектом Федерации.

В зависимости от схемы взаимодействия определяются полномочия органа, особенности его деятельности, характеристики.

Признаки государственной власти РФ

К основным признакам государственной власти в России относятся:

  • универсальность, выраженная в абсолютном территориальном и социальном охвате;
  • структурированность, предполагающая наличие иерархической системы, вертикальности подчинения;
  • верховенство, определяющее уникальность функции по приостановке, разрешению или запрету других видов власти;
  • исключительное право на использование особых каналов воздействия законодательного, правоприменительного характера;
  • монополия на нормотворчество;
  • легитимность, основанная на абсолютном авторитете у населения;
  • легальность, подтвержденная Конституцией, законом;
  • наличие нескольких ветвей, разделенность власти на законодательную, исполнительную, судебную.

Дополнительными признаками являются монополия на использование методов, способов и механизмов принуждения общества, населения к поддержанию порядка, а также эксплуатация налоговой системы.

Основы властвования

Адресат определяется, прежде всего, качеством политической культуры того контекста, в котором он находится. Наиболее глубокое подчинение свойственно патриархальным и подданническим системам ценностей и культурологических контекстов. Осознание этого является крайне важным элементом, входящим в понятие власти. Формы власти, такие как авторитарные и тоталитарные, воспринимаются именно там, где укрепилась привычка жить в повиновении, где большая часть людей жаждет твердой руки и только в ней видит возможность относительно справедливого общества.

Основным рычагом, побуждающим к тотальному подчинению, является страх. Как правило, именно он является чуть ли не основным фундаментом тиранических систем управления. В то же время психологи склонны утверждать, что это основание очень хрупкое, поскольку такие основы запросто разваливаются под вероятностью избежать наказания за нарушение запретов.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Исполнительная власть и государственное управление

Исполнительная власть — абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность.

Осуществление указанных функций исполнительной власти есть результат совершения управленческих действий и принятия управленческих решений. Термин «государственное управление» имеет практический организационно- юридический смысл. Государственное управление — это форма осуществления исполнительной власти, т.е. деятельность по осуществлению исполнительной власти (ее можно также назвать исполнительно-распорядительной деятельностью).

Государственное управление — это государственная деятельность, обеспечивающая надежную и слаженную работу государственного механизма. Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждение, регулирование и т.д.

Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления.

Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур.

Исполнительная власть — это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление. Она реально воздействует на общественные отношения посредством деятельности особых звеньев государственного аппарата, которые являются органами исполнительной власти, т.е., по существу, органами государственного управления и муниципального самоуправления. Государственное управление есть вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти.

Государственное управление осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей власти. Законодательная и судебная власть, выполняя присущие только им функции и полномочия, также используют в своей деятельности и государственное управление. Оно является более широким понятием по отношению к исполнительной власти, обусловливает качественные характеристики последней и наблюдается в деятельности всех ветвей государственной власти.

ІІІ. Система органов местного самоуправления:

1. Представительные органы местного самоуправления:

а) сельские, поселковые, городские советы — органы местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные общины и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления; возглавляют их соответственно сельские, поселковые, городские главы, которые избираются территориальными общинами;

б) районные и областные советы — органы местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов; возглавляют их главы этих советов, которые избираются самими советами из числа депутатов;

8 стр., 3819 слов

Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство

… Ведущий» «Организующий» Координация Управление Влияние Власть Авторитет Статус Особенно значимо для психологической характеристики управленческой деятельности раскрытие особенностей властных отношений руководителя … и подчиненных. 24.2. Типология власти В теории управления власть рассматривается как …

в) районные в городах советы — представительные органы местного самоуправления, которые могут создаваться по решению территориальной общины города или городского совета.

г) органы самоорганизации населения — домовые, уличные, квартальные советы и комитеты, а также советы микрорайонов — могут создаваться по инициативе жителей и с разрешения сельских, поселковых, городских советов.

2. Исполнительные органы местного самоуправления — исполнительные комитеты, отделы, управления сельских, поселковых, городских, районных в городах советов (в случае их образования) и другие создаваемые советами исполнительные органы.

§3. Принципы организации и деятельности органов публичной власти в Украине

Анализ элементов организации и деятельности органов публичной власти был бы не полным, без детального изучения принципов.

Под принципом (лат. principium — основа, начало) понимают:

1) основные, исходные положения какой-либо теории, учения; главную идею, основное правило деятельности;

2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, которые определяют нормы поведения;

3) основу организации, действия какого-либо механизма, в том числе и общественного или социально-экономического.

Принципы организации и деятельности органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления — это руководящие идеи, положения, которые отображают закономерности формирования, функционирования и развития органов публичной власти, на которых основывается их организация и деятельность с целью наиболее оптимального и эффективного выполнения функций и задач.

В юридической литературе существует классификация принципов на общие и институционные (специальные), конституционные и законодательные, материальные и процессуальные, организационные и функциональные.

?Общие принципы являются основными началами организации и деятельности всех или большинства органов публичной власти, а институционные (или специальные) характерны для отдельных органов публичной власти.

К общим принципам относятся принципы гуманизма, народовластия, верховенства права, деления власти, законности, гласности, оптимальной децентрализации, профессионализма, компетентности, системности и структурированности органов публичной власти, территориальности, подконтрольности и прочие.

Специальные принципы присущи каждому из органов публичной власти и обусловлены особенностями их организации и деятельности. Например, для организации и функционирования местного самоуправления в Украине, характерными являются принципы автономности местного самоуправления; правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности в пределах полномочий, определенных законом; подотчетности и ответственности перед территориальными общинами их органов и должностных лиц; государственной поддержки и гарантии местного самоуправления; судебной защиты прав местного самоуправления и прочие.

І. Система органов государственной власти:

1. Президент Украины как глава государства – единоличный орган государственной власти.

2. Верховная Рада Украины — единый орган законодательной власти (парламент).

3. Система государственных органов исполнительной власти:

а) Кабинет Министров Украины — высший орган в системе органов государственной исполнительной власти;

б) министерства, государственные комитеты, агентства, инспекции, центральные органы со специальным статусом — центральные органы исполнительной власти;

в) местные государственные администрации — местные органы государственной исполнительной власти;

4. Система государственных органов судебной власти:

а) Конституционный Суд Украины – единый орган конституционной юрисдикции.

б) система судов общей юрисдикции.

Органы государственного управления и власти

Государственная власть – это форма политической власти, от имени народа осуществляющая деятельность на всей территории государства, выступающая руководящим началом общества.

Под органами государственного управления понимаются организации государственной власти, объекты и субъекты, созданные для управления государством на различных уровнях. Они делятся на:

  • низшие;
  • высшие;
  • региональные;
  • федеральные;
  • центральные;
  • местные.

К специфическим чертам органов государственной власти относятся права на установление общих правил поведения и применение механизмов принуждения, наличие четкой организационной структуры, принадлежности к определенной территории.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Осуществляя свою деятельность, такие органы должны опираться на закон, использовать исключительно одобренные и утвержденные законодательной ветвью власти средства.

Пример

Примерами органов государственного управления в Российской Федерации являются Министерство внутренних дел, администрации городов и поселков, Федеральная служба безопасности, Правительство.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий