Президентская республика. Признаки президентской республики

Президентская республика

В республике с такой формой правления президент соединяет должность главы государства и совместно — главы правительства. Выбирается путем народного голосования, что определяет его полную независимость от парламента.

Признаки президентской республики:

  1. Состав правительства единовластно формирует президент. Увольнять и смещать состав правительства – привилегия главы государства. Следовательно, в его руках находятся значительные рычаги исполнительных органов власти.
  2. У президента нет полномочий для роспуска парламента. Но и парламент не может требовать отставки главы державы (кроме вариантов с процедурой импичмента – крайних случаях, когда президентом нарушаются основные законы государства или он злоупотребляет властью).
  3. Глава государства может воспользоваться правом вето на любые законы, принимаемые в парламенте.
  4. Внешней и внутренней политикой страны руководит президент. Он же – главком вооруженных сил державы.
  5. Расширенные полномочия главы государства. В президентских республиках соблюдается принцип жесткой дифференциации власти (общепризнанная система сдержек и противовесов). Это не что иное, как — четкое разделение полномочий между инструментами исполнительной, законодательной и судебной власти. Они действуют автономно и в компетенции каждой – осуществлять контроль и ограничивать другие власти. Президентскую форму правления можем наблюдать в таких странах: США, Мексика, Бразилия, Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, некоторые азиатские республики.

Рассмотренные формы правления государством имеют достаточно общих черт. Вот основные из них:

  • Судебная власть самостоятельна, подчинена только закону (на нее не влияет ни исполнительная, ни законодательная власти).
  • Имеются различные парламентские комитеты, которыми осуществляется мониторинг работы исполнительной власти.
  • Законодательной деятельностью занимается парламент, баллотируемый гражданами страны.
  • За парламентом закреплено право предлагать и утверждать финансовый документ страны – бюджет.

Конечно же, существуют и отличия между президентской и парламентской формой управления:

  1. В парламентской республике глава государства избирается не народным волеизъявлением, а парламентским большинством. В президентской стране, наоборот, главу державы непосредственно выбирает народ.
  2. Важным моментом в президентской республике является то, что в руках главы государства сконцентрирована верховная власть. А вот в парламентской республике глава правительства является очень значительным должностным лицом страны.
  3. В президентской республике главу правительства и министров назначает президент. В парламентских странах членов правительственного аппарата выбирают депутаты.
  4. Внешней политикой при этих формах правления занимается президент. В парламентской республике обязательным условием является координация его действий с правительством.

Считается, что президентская республика, во время проведения реформ в державе,  более эффективна, так как подразумевает монополизацию власти у главы государства и, следовательно, возможность более оперативно реагировать на различные вызовы. Однозначного ответа, какая форма правления лучше, нет. Истина, как всегда, посередине.

Форма правления

Как уже говорилось, особенности президентской республики по-разному раскрываются в разных государствах. Это зависит от исторических событий на ее территории, особенностей проживающих на территории национальностей и так далее.

Россия

Согласно Конституции, исполнительная и законодательная властные ветви равны друг другу, из-за чего политический строй в Российской Федерации зачастую обозначается как смешанная республика. По-другому ее можно назвать президентско-парламентской.

США

В законодательстве Соединенных Штатов Америки прописано, что США гарантируют каждому штату в составе республиканскую форму правления. Она реализована в виде президентской республики. Единственное отличие – роль парламента играет Конгресс. При этом глава государства и данный орган не могут влиять на работу друг друга.

Украина

У данной страны политическим строем является парламентская республика. Выборы президента (главы государства) происходят путем тайного голосования. В должности он находится пять лет. Основные задачи и функции – представление страны на международной арене, назначение различных должностных лиц и так далее.

Франция

Главный законодательный документ Франции был написан в середине 20 века. С тех пор не менялась главная его составляющая – вся власть сосредоточена у органов исполнительной власти. Самым главным действующим лицом является президент, контролирующий работу всех государственных органов, а также является гарантом суверенитета государства, целостности территории и соблюдения всех законов и договоров. Обладает существенным количеством различных возможностей, среди которых выделяется возможность распустить нижнюю палату парламента.

Основные черты республики

К центральным особенностям относят следующие:

  • И президент, и парламент выбираются. Глава государства избирается народом на всеобщих и открытых выборах.
  • У законодательного органа и президента равные полномочия в управлении. Споры между ними решает Конституционный суд.
  • Правительство формируется президентом и парламентом: глава государства выдвигает кандидатуры, парламент их утверждает. Во главе ставится премьер-министр, второе должностное лицо страны. Он выполняет поручения главы государства, хотя также обладает широкими полномочиями.
  • Исполнительная власть выражается в полномочиях правительства. Юридически президент главой исполнительной власти не является, но фактически именно он руководит правительством.
  • Правительство отчитывается парламенту, но ответственность несет перед президентом.
  • Парламент имеет право отправить правительство в отставку, которое уходит с премьер-министром. Без президента.
  • Глава государства обладает сильным полномочием, выраженным в праве роспуска парламента и организации досрочных парламентских выборов.
  • Президент — главный государственный арбитр и гарант. Получает власть из рук народа, независимо от парламента.

Признаки республики смешанного типа

Парламент может выразить недоверие правительству

Контроль парламента обосновывается предупреждением бездействия или неблагоприятных последствий от принятых решений правительства. Правительство рассматривается в данном контексте как орган исполнительной власти и несет коллективную ответственность в полном составе. Подобное наблюдение считается оправданным и закреплено в конституциях многих стран.

Вотум недоверия чаще связан с политической линией. Инициатива исходит либо от парламента, либо от отдельных значительных депутатских групп, фракций. Выражение недоверия приводит к уходу правительства в отставку и образованию нового. Второй вариант развития событий — роспуск нижней палаты парламента и новые выборы.

Президент может распустить парламент

В президентской республике роспуск парламента невозможен. В парламентарной он распускается до момента формирования прочной и устойчивой партийной власти. В смешанной системе роспуск реализуется как форма, вынесенная на суд народа; связывается с усилением президентской партии. Однако если парламент выбран после президента, то последний в результате получает большинство сторонников в новом. Если же парламент был образован до выборов главы, то у президента есть шансы столкнуться с оппозицией в виде большинства парламентских членов и правительства.

Примечание

Роспуск парламента может допускаться досрочно, но не более 2-х раз. Нет возможности распустить парламент, не проработавший год.

Правительство опирается на парламентское большинство

В смешанных республиках правительство во главе с премьер-министром может осуществлять свои функции исключительно опираясь на поддержку парламента. Отличительным признаком является степень юридической ответственности, которую несет правительство перед парламентариями. Процесс формирования правительства в большей степени зависит от парламента, президент лишь предлагает кандидатуру премьер-министра.

Сформированное правительство подает на утверждение парламента свою программу действий. В случае принятия правительство и его глава окончательно утверждаются парламентом, но в случае отклонения последует отставка.

Президент может сформировать свое правительство

В парламентарных формах президент назначает правительство формальным образом, фактически эту роль берет на себя парламентская правящая партия. В смешанной республике у главы есть закрепленное право формировать свое правительство, невзирая на мнение парламентского большинства.

Плюсы и минусы республики

Еще Никколо Макиавелли подчеркивал, что идеальной формы правления не существует. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

ПлюсыМинусы
Ответственность руководящих органов перед народом.Централизация властных компетенций в одних руках приводит к перекосам в управлении.
Разделение полномочий между ветвями власти.Возможность прихода к власти ограниченной группы людей, установление диктатуры.
Оперативность в принятии решений.Затруднение с принятием необходимых, но жестких мер.
Демократизация общества и соблюдение прав человека.Вероятность частой смены власти.

Признаки президентской республики

Важной особенностью таковой формы устройства государства является единоначалие. Вся власть замкнута на президента

Он руководит органами исполнительной власти, назначает министров, принимает их отчеты. Необходимо понимать, что президентская республика – понятие теоретическое. На практике все механизмы ее работы строятся исходя из местной конъюнктуры и традиций. Взять, к примеру, выборы президента. В Мексике они осуществляются прямым всенародным голосованием. В США принято косвенное волеизъявление. То есть люди делегируют свои полномочия специальным «выборщикам». А те уже определяют, кто станет президентом на очередной срок. То есть, повторимся, механизм выборов может быть разным.

Если выбирать главные признаки президентской республики, то нельзя обойти внепарламентский способ формирования правительства. Фактически министров назначает глава государства. Перед ним же они несут полную ответственность. Еще президентская республика характеризуется жестким разделением властей. Это означает, что глава государства не вправе досрочно распустить парламент, а тот, в свою очередь, не может влиять на кабинет министров.

Определение парламентарной республики

Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.

К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).

Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

Монократия

На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция – приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.

Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров)

Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).

Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.

Монакратические государства характерны для развивающихся регионов Азии, Африки, Америки. Самым ярким примером «монархизации» является КНДР, где у державного кормила находится уже третье поколение одной семьи руководителей:

  1. 1-й президент Ким Ир Сен (отец),
  2. 2-й Ким Чен Ир (сын),
  3. 3-й Ким Чен Ын (внук).

Самым ярким примером монократии является КНДР

Парламентская республика

При этом способе управления, основной и главной функцией в формировании государственной жизни обладает парламент, который выбирает премьер-министра. Следует отметить, что на пост председателя правительства (премьера) выдвигается преимущественно глава фракции, у которой большая часть голосов в парламенте.

Признаки парламентской республики:

  1. Глава государства избирается непосредственно парламентским большинством. Причем, президент страны не имеет значимого государственно – правового веса и ограничивается представительскими функциями.
  2. Председатель правительства (премьер), а не президент обладает исполнительной властью.
  3. Глава партии парламентского большинства (или партийной коалиции), в большинстве случаев, становится главой правительства и сам определяет состав кабинета министров. Президент не несет обязательств за деятельность правительства. Эта функция возложена на премьер-министра.
  4. Президент не может самостоятельно уволить с поста главу правительства, и только по согласованию с премьер-министром может увольнять членов правительства.
  5. Парламент осуществляет контроль работы правительства. Но — президент может объявить о роспуске парламента и, следовательно, указать на необходимость дополнительных выборов. Этот вариант возможен, когда парламент объявил о недоверии правительству.

Парламентская республика, реже встречающаяся в мире, чем президентская, распространена в таких странах: Австрия, Германия, Швейцария, Индия, Турция, Греция, Италия и др.

Индия и Польша

Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.

Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

Правительство в президентской республике

Давайте теперь рассмотрим принципы работы исполнительной власти. Она, как правило, более всего влияет на жизнь общества. Принципы демократии предполагают такое устройство власти, когда ее ветви контролируются друг другом. В этом смысле президентская республика не идеальна. Дело в том, что исполнительная власть практически всегда полностью подконтрольна главе государства. Он имеет право назначать на должности министров тех людей, которые ему удобны. Уволить глава государства также может без контроля со стороны общества. Хотя в некоторых странах с президентской формой правления внесены изменения в данный порядок. Там парламент имеет возможность влиять на исполнительную власть. К примеру, контролировать работу членов правительства.

Если же их назначение необходимо согласовывать с парламентом, то нельзя говорить о строго президентской республике. Это уже смешанная форма правления.

Примеры государств со смешанным типом

К примерам подобных государств можно отнести Россию, где Государственная Дума обладает правом выразить недоверие правительству. Правда, окончательный ответ остается за президентом, так как он может не согласиться с подобным решением. Более того, в случае повторного вотума президент может распустить нижнюю палату парламента. Россия характеризуется как полупрезидентская республика: основывается на сильной власти президента с сохранением свойств парламентской республики.

Юридически Республика Беларусь также относится к государствам со смешанной формой правления. Однако активная роль института президентства и главы повлияли на устойчивое мнение о наличии в стране характеристик президентской республики. Похожие формы сформировались в Азербайджане и Казахстане.

Литва представляется государством с типично парламентскими чертами: досрочный роспуск возможен как для Сейма, так и для президента. По этой причине обе стороны пытаются достичь компромисса в принимаемых решениях.

В Европе формы смешанных республик реализуются в Польше, Франции, Португалии, Румынии.

Список государств

Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

  1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
  2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
  3. В Океании — Вануату.
  4. В США — Доминика.
  5. На Африканском континенте — Эфиопия.

Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП

То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.

Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

  1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

Особенности правления

Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.

Страны с президентской системой правительства

Страны, где Президент является главой исполнительной ветви власти и правительства и независимый от законодательной власти.

1.1. Президентские республики

В президентских республиках президент является главой государства и правительства. В таких государствах как правило не существует премьер-министра.

1.2. Парламентско-президентские республики

В парламентско-президентских республиках есть президент и премьер-министр. В таких странах президент имеет действительную исполнительную власть в отличие от парламентской республики, но часть из функций главы правительства выполняет также премьер-министр, который очень часто является председателем законодательного органа.

Преимущества и недостатки

Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.

К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:

  1. Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
  2. Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
  3. Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.

Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.

К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.

“Плюсы” и “минусы” этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры — Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик — это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную “штамповочную машинку” для законов.

Далее рассмотрим особенности политического устройства самых популярных на планете парламентских республик: Австрии, Германии, Индии и Польши.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий