Консультирование
Еще одной важной сферой деятельности детского психолога является консультирование. Психолог в обязательном порядке должен принимает участие во всех родительских собраниях и педагогических советах
Здесь он выступает со своими докладами, объясняет тонкости своей работы и проводит минутки расслабления для коллектива – ведь при работе с детьми очень сложно удержаться от эмоционального выгорания. Кроме того, психолог должен способствовать позитивному отношению педагогов друг к другу и к детям.
Консультирование детского психолога имеет две формы – индивидуальное и групповое. Во время индивидуального консультирования (оно обычно происходит по просьбе родителей или педагогических работников детского сада) психолог слушает проблему воспитателя или родителя, отвечает на вопросы, проводит анкетирование. В особых случаях возможна дополнительная коррекционная работа с ребенком или группой детей.
Как видите, психолог выполняет очень важную функцию в жизни детского сада и его воспитанников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что штатный (или как минимум, регулярно “приходящий”) психолог имеется практически в каждом дошкольном образовательном учреждении России. Благодаря этому современные родители, если у них возникают вопросы в сфере воспитания своего ребенка, в любой момент могут обратиться за помощью к квалифицированному специалисту и сообща найти наиболее оптимальное решение проблемы.
Какие методы использует в работе детский психолог?
Современное общество предъявляет высокие требования к качеству диагностических обследований и коррекционных мер по развитию личности ребенка. Обследование детей в ДОУ психолог осуществляет от двух раз за учебный год на всех возрастных этапах. По запросу родителей или воспитателей может быть организована дополнительная диагностика. Такие исследования помогают специалисту отследить индивидуальную динамику развития у каждого малыша.
В диагностике применяются специальные игры и упражнения, в результате которых специалист получает полноценную картину стабильности психологического состояния ребенка, его индивидуальных наклонностей, черт характера, природных дарований. Выявляются и проблемные моменты – нервные/вредные привычки, задержка в развитии и/или речи, поведенческие отклонения, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательной системы.
Сегодня психологических методов, на которые опирается в работе педагог-психолог, достаточно много. Все они проходят в игровой форме с учетом возраста воспитанников (от 3 до 7 лет). Это:
подвижные игры;
занятия, развивающие моторику;
игротерапия;
арт-терапия;
сказкотерапия.
Детки, которые забывчивы, неловки, необщительны, имеют проблемы с речью, зеркально пишут буквы на занятиях по письму – дополнительно направляются на консультацию к нейропсихологу, если у психолога ДОУ отсутствует данная компетенция.
Кстати, наш образовательный центр предлагает к освоению курс обучения по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ, нейропсихологической диагностики и коррекции в детском возрасте.
Коррекция
Дети, которые по каким-либо причинам плохо освоили материалы, необходимые в их возрасте, нуждаются в дополнительной, коррекционной работе. Такая работа всегда проводится по специальным методикам индивидуально с каждым ребенком или же в группе с другими детьми. имеющими схожие проблемы.
Коррекцию также проводят с теми детьми, которые обладают такими отличными от детей своей возрастной группы свойствами, как: агрессивность, тревожность, чрезмерная эмоциональность или низкий уровень эмоций.
Ведь в каждом коллективе имеются дети, которые по каким-то параметрам выделяются из группы остальных. Одни слишком энергичны, другие, наоборот, очень тихие и совершенно не требуют внимания со стороны сверстников или взрослого человека. Кто-то из детей агрессивен, у кого-то подавлены эмоции или слишком яркая эмоциональная наполненность (при этом ребенок не в состоянии самостоятельно овладеть своими эмоциями).
Задача психолога – выявление таких деток и регулярное проведение с ними коррекционной работы. В этом специалисту помогает специальный психологический инструментарий. Работа с такими детьми проводится индивидуально, в кабинете психолога или на групповых мероприятиях – организовываются развлечения для всех детей возрастной группы, подвижные игры на прогулках и так далее.
Педагогическая
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
- разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
- составляют график развивающих игр;
- проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
- разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
- проводят обучающую работу с персоналом;
- беседуют с родителями деток;
- разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
1 Опыт работы или наличие супервизора
Одним из основных критериев, на которые обращают внимание при выборе любого специалиста — это опыт работы. Считается, что чем больше времени специалист «варится» в своем деле, тем более качественные услуги он оказывает
Опыт работы важен и для психолога.
Умение общаться, находить общий язык с родителями, подбирать «ключик» к ребенку действительно нарабатывается и совершенствуется с годами. Опытный специалист владеет бОльшим объемом информации. Он сталкивался, работал, достигал успеха или неуспеха с большим количеством самых разных ситуаций, поэтому с бОльшей долей вероятности разберется и с вашей ситуацией.
Не хочется обесценивать молодых специалистов. Психологи с небольшим опытом работают под методической и супервизорской поддержкой более опытных коллег. Поэтому качество услуг при грамотном, ответственном подходе у молодого специалиста будет не хуже, чем у опытного.
У молодых специалистов есть преимущество. Многим известны старания, энтузиазм молодых специалистов, любящих свое дело. Горящий взгляд, любовь к своей профессии, своему делу, желание расти, совершенствоваться — немаловажные условия качественной работы. Молодые специалисты обычно не боятся привносить в работу что-то новое. Им проще смотреть на каждого ребенка «свежим» взглядом
Это важно, потому что каждая ситуация, каждый ребенок и его история индивидуальны, требуют индивидуального подхода
Препятствия со стороны консультируемого
Взаимосвязь психолога с педагогическим составом, зависимость от администрации учреждения
Выражается в том, что запрос на консультацию психолога созрел, но «застрял» на выборе специалиста, потому что есть опасение, что полученная информация каким-либо образом станет известна или отразиться на ребёнке, что педагог-психолог может как-то воспользоваться информацией.
Что можно предпринять: просветительская работа – рассказать об этическом кодексе педагога-психолога и профессиональных тайнах, на родительском собрании осветить вопросы и условия работы педагога психолога дошкольного учреждения и представить другие возможные варианты и направления (медицинская организация, консультативные центры и занятия и т.д.).
Нехватка времени на консультирование
Выражается в отказе от консультации по причине нехватки времени.
Что можно предпринять: предложить выбрать время и дату, устраивающие вас и консультируемых;предложить онлайн консультацию, по телефону, или электронной почте.
Нежелание изменений, страх, недоверие
Выражается в нежелании идти на консультацию.
Что можно предпринять: зафиксировать отказ подписью, чтобы обезопасить себя в случае возможных негативных последствий; провести мастер-класс или «Психологическую гостиную», где обозначить возможные последствия бездействия взрослых, в том числе юридическую ответственность родителей за воспитание; разместить на стендах соответствующую информацию.
Психологическая защита консультируемых, выраженная в непринятии и (или) отвержении проблемы воспитания или развития ребёнка, закрытость семейной системы, нарушение семейной иерархии и т.д.
Выражается в нежелании идти на консультацию.
Что можно предпринять: то же, что и в предыдущем случае.
Иногда, чтобы разнообразить консультативную работу или охватить больше участников, можно использовать альтернативные варианты консультирования. В эпоху цифровизации к таким способам можно отнести скайп-консультации, веб-консультации, вебинары, а также использование мессенджеров. Особенно удобны такие варианты при удалённой работе или невозможности очного присутствия.
Также есть возможность консультирования через публикации на сайте учреждения или страницах специалиста, личную переписку по электронной почте или в бумажном виде. Консультирование такого плана больше подходит по общим и наиболее часто возникающим вопросам, для профилактической работы и распространению опыта педагога-психолога. А чтобы наиболее адресно проводить такую деятельность, уместно предварительно собрать запрос на наиболее интересующие темы.
Как нестандартные способы можно использоватьрасстановочные техники, проективные карты, упражнения по типу «Спроси, как?..», карточно-деловые игры, «Вопрос-ответ», рамочные игры. Такие консультации вряд не всегда можно назвать полноценной работой, но они позволяют заинтересоваться психологией как наукой, «оживить» и разнообразить представления о психологах и психологии, раскачать предубеждения и предрассудки, настроить на дальнейшую работу. Применяя их, психологу не стоит использовать такие виды слишком часто, чётко объяснить задачи работы её соучастникам, кем становятся консультируемые.
Результаты консультативной работы можно фиксировать в специальном регистрационном журнале, где кратко указывать рекомендации и план последующей работы (если она предполагается). Например, повторная консультация, направление к специалисту, индивидуальная или подгрупповая работа и т.д.
На заключительном этапе консультации имеет смысл уточнить у консультируемого, удалось ли получить ответы на интересующие вопросы, облегчить его состояние, прояснить ситуацию и т.п.
Оценка эффективности консультативной работы также может фиксироваться в виде отчёта, приложении анализа проведённого опроса или анкетирования.
4 Личная жизнь специалиста
Некоторые считают, что если нет своих детей, то специалист не сможет понять ребенка. Но следуя той логике, можно сказать, что онколог, никогда не болевший раком, не сможет понять больного, а гинеколог-мужчина уж тем более ничего не смыслит в своем деле.
Личная жизнь и профессия — разные сферы. Обычно психологи не распространяются о своей личной жизни, поскольку отношения психолог-клиент не являются дружескими, на профессиональную сферу личная жизнь не влияет или влияет опосредованно. Если сложности в личной жизни как-то и отражаются на работе, то это вопрос к личной терапии специалиста.
В связи с открытостью личной жизни специалиста, у клиента могут возникнуть чувства, которые могут мешать работе. Например, у женщины был опыт, когда специалист не помог ей решить проблему, между ними развязался конфликт. Она знала, что у этого психолога двое детей. Найдя нового специалиста и узнав, что у него несколько детей, эта женщина может бессознательно воспринимать нового специалиста как предыдущего, относиться к нему с недоверием, агрессией, как если бы на его месте был предыдущий. Именно эти чувства, а не наличие двух детей у специалиста, и будут мешать работе.
Что делает детский психолог?
Цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые – детские. Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру – а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.
Многие дети нуждаются в развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.
Если у ребенка выявлены серьезные эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная психотерапевтическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие тревожности на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии. Детская психотерапия поможет если ребенок пережил сильный стресс.
и семейное консультирование
Каждый психолог знает, что все проблемы детей – это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет за что бы то ни было.
В теории решения изобретательских задач имеется понятие «идеальный конечный результат», когда функция, ради которой создавалась система, выполняется наилучшим образом. Тогда практический психолог в детском саду-это:
– «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;
– «скорая помощь»;
– садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;
– мостик между ребенком и другими детьми;
– взрослый, который по-настоящему любит играть;
– создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала …
Уважаемые Коллеги!
На сайте использованы мои авторские материалы, присылаемые другими авторами материалы, и материалы, которые находятся в открытом доступе в сети Интернет. Если Вы считаете, что нарушены Ваши авторские права и на сайте опубликован материал, который принадлежит Вам, можете обратиться ко мне через форму КОНТАКТЫ.
Помощь педагогам
Психолог обязан активно взаимодействовать с педагогическим коллективом детского сада. Работа с сотрудниками может проводиться в различных направлениях:
- На педагогических советах, собраниях, лекциях и семинарах специалист рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволяют наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
- При необходимости психолог помогает воспитателю установить контакт с ребенком, подсказывает подходящие формы и методы взаимодействия.
- Педагог-психолог способствует решению конфликтных и нестандартных ситуаций, возникающих в коллективе. Поддерживает благоприятный психологический климат.
- Любой сотрудник детского сада может обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим, но и по личным вопросам.
С какими проблемами работает детский психолог?
Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
Агрессивное и импульсивное поведение,
замкнутость,
капризы и истерики,
вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
робость и застенчивость,
повышенная тревожность,
обидчивость,
упрямство,
страхи,
школьная неуспеваемость,
невнимательность,
трудности в пересказе текста,
неусидчивость,
плохая работа в классе при отличной работе дома,
сложности адаптации к садику и школе,
проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
низкая самооценка и неуверенность в себе,
повышенная возбудимость и гиперактивность,
ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
ревность и соперничество между братьями и сёстрами. Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс
Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.
Ведение документации
В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.
Примерный перечень:
- План работы на неделю.
- Годовой перспективный план работы.
- Журнал учета проведенной работы.
- Журнал групповых занятий.
- Журнал индивидуальных занятий.
- Журнал консультаций.
- Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
- Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
- Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.
Инструменты детского психолога
В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.
К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.
5 Личность специалиста
Психолог работает личностью
На это и важно обращать внимание. Вызывает ли специалист доверие, желание общаться. Комфортно ли в его присутствии
Обратите внимание, как общается специалист, как он обращается к вам, к ребенку, как вы себя при этом чувствуете. Иногда специалист соответствует всем критериям, имеет большой стаж, отличное образование, но вам некомфортно с ним общаться, сложно доверить сокровенное, в его присутствии вы чувствуете сильную тревогу
Комфортно ли в его присутствии. Обратите внимание, как общается специалист, как он обращается к вам, к ребенку, как вы себя при этом чувствуете. Иногда специалист соответствует всем критериям, имеет большой стаж, отличное образование, но вам некомфортно с ним общаться, сложно доверить сокровенное, в его присутствии вы чувствуете сильную тревогу.
В таком случае лучше поискать другого специалиста. Начинать работу лучше с позитивных чувств, когда есть доверие к психологу. Да, в ходе работы с детским психологом могут всплыть самые разные чувства, но начинать лучше все-таки на доверии и комфорте.
Это как выбирать друга или партнера, с кем-то вам комфортно, а с кем-то не очень. Какой-то специалист подойдет вам, но не подойдет ребенку. Не отчаивайтесь, если сразу не удалось найти того, кому бы захотелось довериться, с кем бы чувствовали себя комфортно. Это не всегда бывает просто.
Детский психолог
и психиатриипсихологу, проводящему тестирование
Занятия с психологом
или психотерапевтуК основным проблемам, с которыми обращаются к детскому психологу, относятся:
- неуверенность в себе, застенчивость;
- повышенная тревожность, множественные страхи;
- проблемы на уровне общения (коммуникации) со сверстниками;
- агрессивное поведение;
- саморазрушающее поведение (когда дети наносят себя увечья);
- нарушения концентрации внимания;
- гиперактивное поведение.
Педагог-психолог
Какими знаниями должен обладать педагог-психолог?Существуют следующие области, в которых должен разбираться педагог-психолог:
- законы Российской Федерации (или той страны, в которой он работает), касающиеся образования;
- составление, правильное хранение и выдача при необходимости соответствующей документации (например, справки о психоэмоциональном состоянии ученика);
- положения общей и педагогической психологии, симптомы нарушений психического здоровья, возрастные особенности детской психики;
- современные методы диагностики и оказания помощи как в групповом, так и в индивидуальном порядке;
- особенности работы с детьми, которые обладают теми или иными аномалиями в развитии.
Основные задачи педагога-психолога
Профессиональные обязанности педагога-психологаСуществуют следующие основные должностные обязанности педагога-психолога:
- проведение мероприятий с целью предотвращения конфликтов как между самими учениками, так и среди учеников и преподавательского состава;
- обнаружение проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе посещения учебного учреждения;
- выявление факторов, которые мешают ребенку усваивать учебный материал и развиваться как личность;
- проведение диагностики с целью выявления учеников, нуждающихся в психологической поддержке и оказание требуемой помощи;
- информирование преподавателей о состоянии/проблемах/способностях ребенка с целью выбора наиболее эффективных методов работы и обучения;
- развитие у учащихся навыков, способствующих адаптации в социуме вне стен учебного заведения;
- помощь ученикам старших классов с выбором профессии в будущем;
- консультирование преподавателей и родителей по вопросам, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания и обучения детей.
Психолог в детском саду
Различают следующие направления работы психолога в детском саду:
- Работа с ребенком. Психолог оценивает способности и особенности личности (страхи, наклонности) ребенка, для того чтобы определить наиболее эффективный метод взаимодействия с малышом. Также специалист определяет вероятные проблемы, с которыми ребенок может столкнуться в детском саду и делает все возможное, чтобы предотвратить их появление.
- Консультирование родителей. На то, насколько быстро ребенок привыкнет к детскому саду и каким будет его дальнейшее пребывание в нем, большое влияние оказывает поведение родителей. Психолог объясняет взрослым, как можно помочь малышу в случае конфликтов, нежелания посещать детский сад. При выявлении отклонений в развитии ребенка, этот специалист предоставляет направление к соответствующим специалистам.
- Консультирование воспитателей. В задачи психолога входит предоставить взрослому коллективу детского сада необходимую информацию о том, какие методы лучше использовать в работе с тем или иным ребенком.
Должностные функции психолога в детском садуПсихолог в детском саду выполняет следующие функции:
- Диагностика. Используя опросы, игры, тесты, психолог изучает личность ребенка, для того чтобы, в первую очередь, определить, соответствуют ли навыки малыша его возрасту. При обнаружении отклонений этот специалист составляет специальную программу, а в более серьезных случаях направляет к узким специалистам (логопеду, невропатологу, психиатру).
- Обучение. Психолог разрабатывает и проводит (или помогает с проведением) мероприятия, способствующие детскому развитию, социальной адаптации, усвоению требуемых навыков.
- Консультации. В ходе своей работы психолог проводит групповые или индивидуальные консультации как с детьми, так и с взрослыми (родителями и/или воспитателями).
Психолог в школе
Когда необходима помощь школьного психолога?Помощь школьного психолога необходима, если у ребенка выявляются следующие проблемы:
- застенчивость, пониженная самооценка;
- отсутствие друзей, хобби;
- интернет-зависимость;
- повышенная активность;
- агрессия по отношению к животным или людям;
- резкое снижение успеваемости;
- частые перепады настроения, тревожность.