Публичный договор – это что? Порядок заключения публичного договора

Характерные черты публичного договора

Ключевым признаком соглашения является ограничение свободы выбора контрагента. Бизнесмены лишены возможности выбирать делового партнера по собственному усмотрению. Они не могут отдавать предпочтение кому-либо, обязаны заключать сделки с клиентами в порядке очередности.

В ходе правового анализа специалисты выделяют несколько черт:

  • сходство с публичной офертой и договором присоединения;

  • присутствие в обязательстве двух или более сторон;

  • включение в предмет сделки услуг, товаров или работ, потребляемых в личных целях;

  • сочетание общих норм о публичности и специфических правил, действующих в отношении конкретного типа соглашений;

  • предоставление права на понуждение к заключению контракта.

Таким образом, публичный договор — это не отдельный вид гражданской сделки, а категория. Выделить существенные условия здесь нельзя. Правила сотрудничества, правовое регулирование и текст документа будут зависеть от характера отношений.

Судебная практика по публичному договору

Для определения, какие
договоры могут быть признаны публичными, следует проанализировать судебную
практику.

Например, договор теплоснабжения признается публичным. Так, ФАС Центрального округа от 29.11.2013 по делу N А09-9622/2012 согласился с судом нижестоящей инстанции, который, ссылаясь на ст. 426 Гражданского кодекса РФ, счел, что исходя из смысла данной нормы договор теплоснабжения относится к публичному договору, отказ от заключения которого, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении ФАС Центрального округа от 05.02.2014 по делу N А35-12820/2012: суд согласился с тем, что по смыслу гражданского законодательства заключенные предприятием договоры о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Анализ судебной
практики применения статьи 426 Гражданского кодекса РФ показал, что суды не
склонны квалифицировать в качестве публичных договоры, не поименованные
соответствующим образом в законе или не относящиеся к сфере деятельности,
закрепленной в статье 426 Гражданского кодекса РФ (розничная торговля,
перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение,
медицинское, гостиничное обслуживание).

Вероятно, в наибольшей
степени это связано именно с размытостью признака «публичный характер
деятельности». Соглашаясь с А.И. Савельевым 
, отметим, что для устранения правовой неопределенности необходимо прямое
указание законодателя на то, является ли тот или иной договор публичным.

С другой стороны, не
следует забывать о существовании непоименованных договоров, которые также могут
соответствовать признакам статьи 426 Гражданского кодекса РФ. Следовательно,
закрепление закрытого перечня публичных договоров также не стало бы решением проблемы.

Таким образом,
необходимо, чтобы суды изменили свой подход с формального на сущностный и
квалифицировали в качестве публичных не только договоры, на публичный характер
которых указано в законе, но и любые другие договоры, непоименованные в
качестве публичных в Гражданском кодексе РФ, однако отвечающие признакам
публичных договоров

Post Views:
3 300

Расторжение и ответственность

Упразднение возможно и осуществляется в следующих случаях:

  1. По двустороннему согласию. Метод будет уместен только в том случае, если не произошло нарушения исполнения, так как часто основанием для отказа одной стороны является нарушение положений соглашения другой.
  2. В одностороннем порядке. Может быть законным в следующих случаях:
  • несоблюдение правил одной из сторон (то есть нанесено причинение ущерба одной стороне, она лишается всего или многого, что желала получить);

Однако, право одностороннего расторжения должно быть прописано в самом договоре, иначе оно допускается только с обоюдного согласия или потребуется обращение в судебную инстанцию.

Существенные условия

Существенные условия – это те, которые необходимы и достаточны для его заключения. Основными из них являются следующие:

  • отсутствие какого-либо принуждения во время принятия соглашения;
  • каждая сторона имеет право свободного выбора;
  • обязательное соблюдение исполнения нормативных актов при совершении сделки;
  • может иметь смешанный характер, где прописано исполнение оговоренных обязательств, если другое не следует;
  • принуждение к совершению сделки невозможно, если это не предусмотрено в законодательстве;
  • стороны имеют право самостоятельно формировать условия соглашения;
  • положения контракта по поводу обязанностей и прав сторон имеют стандартный характер, если другое не предусмотрено;
  • оплата продукции, услуг или работ совершается в соответствии с ценой, обозначенной в контракте;
  • ценовая политика может измениться при условии соблюдения норм закона;
  • документ считается действующим с момента его заключения.

Значение публичных договоров

Публичный договор — это, в первую очередь, инструмент правовой защиты тех субъектов, которые, в силу своего статуса, подлежат ей в первоочередном порядке. Это могут быть, к примеру, покупатели в магазине, которые, в частности, должны чувствовать за собой подкрепленное законом право на приобретение товара по той же цене, что и другие посетители торговой точки.

Публичный договор — это инструмент упрощения юридического взаимодействия между поставщиком товаров или услуг и их потребителем. Купля-продажа — это разновидность правоотношений. Юридически закреплять их можно разными способами, и, по мнению многих экспертов, публичный договор выступает одним из оптимальных инструментов в таких случаях.

Порядок заключения контракта

Отечественное законодательство определяет требования к сторонам договора. Корпорации могут выступать в качестве участников правоотношений после прохождения государственной регистрации. Физическим лицам достаточно достичь совершеннолетия и являться полностью дееспособными.

К числу особенностей юристы относят следующие аспекты:

  • цена, срок, правила исполнения должны быть едиными для всех обратившихся;

  • бремя доказывания невозможности заключения контракта возложено на коммерсанта;

  • применению подлежат нормы о защите потребителей;

  • использование типовых и примерных соглашений не препятствует внесению в текст оговорок;

  • допустимы как письменная, так и устная формы.

Особое значение в реализации механизма приобрели конклюдентные действия. Потенциальному клиенту не обязательно озвучивать свои намерения. Занимая место в автобусе, пассажир уже выражает желание воспользоваться услугой. Наполнение корзины товарами и ожидание у кассы свидетельствует о готовности совершить покупку.

Особенности юридического механизма

Публичный договор — это специфическая правовая конструкция, детально описанная статьей 426 ГК РФ. В качестве основания заключения сделки выступает обращение клиента. Коммерческая организация вправе привлекать контрагентов к сотрудничеству путем публикации рекламных сообщений или рассылки предложений. Предоставление преимуществ, связанных с субъективной оценкой делового партнера, запрещено.

Область применения юридического механизма широка. Законодатель называет в числе направлений медицинскую и развлекательную деятельность, энергоснабжение, сферу услуг. Действие норм о публичности распространяется на розничных продавцов, а также перевозчиков.

Предварительный договор

Требования к предварительному договору:

    1. заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме (несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность);
    2. должен содержать существенные условия основного договора;
    3. должен содержать срок, в который стороны обязуются заключить основной договор (если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора).
    • до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо
    • одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.

Предварительный договор является одним из видов гражданско-правовых договоров.

Порядок расторжения договоров оферты

Расторжение публичного договора происходит на основаниях, определенных законодательством. Согласно общему правилу, расторжение договора допускается только по соглашению сторон, если иное не установлено договором или законом. Также договор может быть расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения условий другой стороной.

Основания для расторжения отдельных договоров (например, купли-продажи, хранения, банковского вклада) определяются законодательством индивидуально по каждому виду. Но разрабатывая публичный договор, предприниматель может описать в нем собственные основания, порядок его расторжения и последствия этого для сторон.

В случае расторжения договора, обязательства сторон прекращаются, однако стороны могут требовать друг от друга возвращения того, что было получено ими в результате заключения договора. Если же договор расторгнут в связи с существенным нарушением одной из сторон, другая сторона может требовать возмещения убытков, причиненных таким расторжением.

«Договор присоединения может быть изменен или расторгнут по требованию присоединившейся стороны, если она лишается прав, которые обычно имела, а также если договор исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательства или содержит другие условия, явно обременительные для стороны, которая присоединилась. Сторона, которая присоединилась, должна доказать, что она, исходя из своих интересов, не приняла бы этих условий при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора», – добавляет Камша.

Нормативная регламентация

Однако эти отступления от общей нормы вызваны необходимостью государственной защиты интересов общества и прав граждан, являющихся потребителями. Особенно это затрагивает экономические сферы РФ. Поэтому государство принимает соответствующие меры по регулированию области публичных актов и занимается их контролем.

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
  • 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
  • 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
  • 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются

Найдено научных статей по теме — 15

Публичный договор как элемент защиты слабой стороны

Каширин Игорь Олегович

Целью введения в Гражданский кодекс Российской Федерации института публичного договора является установление слабой стороне гарантии недопустимости ее дискриминации при заключении с ней договора по сравнению с другими субъектами,

Проблемы заключения и расторжения публичных договоров

Гордеева Д.И.

В статье рассматриваются злободневные проблемы, возникающие при заключении и расторжении публичного договора в гражданском праве РФ.

Финансовый договор как разновидность публичного договора

Андриевский Константин Витальевич

Цель: Определение финансового договора как соглашения двух или более участников, один из которых является публичным субъектом или представляет его, направленного на установление, изменение или прекращение субъективных прав и юриди

Понятие и признаки публичного договора в финансовом праве

Горлова Е. Н.

The category of public contract is comparatively new not only for Russian financial law, but for Russian law as a whole. Modern Russian scientists define public contracts’ essence and main points differently.

Публичные и частноправовые начала в административном договоре

Калина Елена Семеновна, Сощенко Дарья Дмитриевна

Авторами осуществлена попытка обобщить позиции российских ученых о роли и месте административного договора с целью доказать необходимость самостоятельного регулирования рассматриваемого правового института.

Публичность договора возмездного оказания консалтинговой услуги

Атакуева Марина Тахировна

Статья рассматривает договор о возмездном оказании консалтинговой услуги как публичный договор. Выделяются основные и факультативные признаки публичного договора. Исследуется правовая категория «потребитель».

О характере деятельности обязанной стороны в публичном договоре

Идрышева С. К.

Автор исследует признаки, характеризующие деятельность сильной стороны в договоре публичного типа, выделяя те ее доминирующие характеристики, которые дают основание причислять договор к разряду публичных.

Принципы договорной ответственности публично-правовых образований

Батыршин Станислав Рафикович

Представлены практические аспекты особенностей ответственности публично-правовых образований при нарушении ими договорных обязательств, при этом выделены те изъятия из принципа общей теории гражданско-правовой ответственности, кот

Публичный договор при оказании платных медицинских услуг населению

Рабцун Е. А.

Обосновывается позиция, что договор о предоставлении платных медицинских услуг населению (физическим лицам) является публичным договором.

О соотношении публичного и частного в институте трудового договора

Арестова Екатерина Владимировна, Петренко Денис Сергеевич

В статье исследуется понятие, правовая природа и сущность «трудового договора». За основу взято определение трудового договора, зафиксированное в Трудовом кодексе РФ.

Соотношение конструкций публичного договора и договора присоединения

Макеенков Иван Александрович

В статье проводится сравнение публичного договора и договора присоединения в аспекте случаев применения.

Судебная практика: общие тенденции

Большинство споров вызвано неправомерными отказами в заключении сделки. При выявлении нарушения суды принуждают ответчиков к подписанию контракта. Юридический механизм предусмотрен статьей 445 ГК РФ.

К 2016 году в России сложилась обширная практика. Служители Фемиды пришли к единому мнению по следующим вопросам:

  • установление условия о предварительной записи является законным действием и не нарушает прав клиента (определение суда Волгоградской области по делу № 33-1522/2015);

  • акты общественного контроля принимают в качестве доказательств, но не признают бесспорными (решение суда Центрального района Волгограда по спору № 2-6769/14).

Интересной тенденцией стало использование правил о публичном договоре в урегулировании конфликтов с банками. Суды встают на сторону заемщиков в делах о навязывании услуг добровольного страхования. Компаниям запрещено принуждать потребителей к заключению сделок публичного характера. Ярким примером такого подхода является решение мирового судьи участка № 30 Томпонского района Якутии. В мотивировочной части акта по делу № 2-161/30-2016 приведена убедительная аргументация по этому вопросу.

Однако позицию нельзя назвать устоявшейся. Вышестоящие органы правосудия далеко не всегда подтверждают ее обоснованность. Противоположное мнение, например, озвучено в апелляционном определении суда Омской области № 33-4398/2016. Актом признана возможность установления дополнительных условий, снижающих риск кредитора. В числе таковых указано требование о покупке полиса добровольного страхования.

Распространенной ошибкой является неверная оценка природы договора. Граждане регулярно обращаются с исками о понуждении к заключению кредитных соглашений. Причина неправильного толкования кроется в признании публичности банковского вклада

Россияне действуют по аналогии, не принимая во внимание различий в юридическом содержании обязательств. Суды иски отклоняют

Финансовые организации не могут отказать в принятии депозита, но вправе избирательно подходить к выдаче займов.

Другой категорией судебных дел является незаконное предоставление преимуществ. В этом случае адвокаты настаивают на применении норм о недействительности. Ничтожными признают лишь условия, противоречащие правилам. При этом прочие обязанности и права остаются в силе.

В завершение обратим внимание на отсутствие в законе четкого перечня отношений, попадающих под действие норм о публичности. Отказ от установления жестких границ делает юридическую конструкцию максимально гибкой и эффективной

Сущность публичных договоров

Публичный договор — это правовая конструкция, которая имеет ряд специфических признаков. Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческий субъект. Во-вторых, характер деятельности организации, выступающей в качестве субъекта правоотношений, должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ. В-третьих, положения в договоре должны соответствовать следующим основным критериям:

  • отражать обязанность фирмы вступать в правоотношения (продавать товары, оказывать услуги) с любыми обратившимися лицами;
  • отражать обязанность компании брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

Также некоторые юристы считают, что в качестве стороны публичного договора следует признавать компании, основная деятельность которых так или иначе связана с систематическим опубликованием соответствующего типа договоров. То есть, фирма должна продавать или оказывать услуги стабильно, быть постоянно действующим игроком рынка. Как может выглядеть публичный договор? Образец соответствующего документа – ниже.

Можно отметить, что в данном примере договор именуется офертой. Какова специфика употребления данного термина?

Основания для признания деятельности коммерческой организации публичной

Деятельность коммерческой организации, в результате которой у нее возникает обязанность заключить публичной договор97, – самый основной и самый неопределенный, расплывчатый признак публичного договора. Представляется, что только через него можно выяснить, когда применяются ограничения ст.426 ПС РФ

Поэтому важно правильно установить что это такое

Но прежде чем ответить на вопрос «какая деятельность?» ответим на вопрос «зачем?». Зачем нужно ограничивать некоторую категорию предпринимателей в свободе договора? В научной литературе все отмечают, что цель публичного договора – защита слабой стороны. От чего защита? Исходя из способа осуществления цели — от возможного отказа коммерческой организации в заключении договора и от дискриминации по сравнению с другими потребителями в условиях. Сам по себе отказ от заключения договора и свобода в определении условий — правомерные действия (ст.421 ГК РФ). Закон предполагает, что участники гражданских правоотношений поступаю разумно и добросовестно (п.З ст. 10 ГК РФ). В том числе и отказывая в заключении договора или не соглашаясь на условие, лицо защищает свои интересы. Возможно оно тем самым причиняет вред другому лицу, но предотвращает вред себе. Никто не обязан заботиться о других и вправе использовать свои права так, как посчитает нужным (п.1 ст.9 ГК РФ), за исключением случаев когда гражданские права осуществляются только с намереньем причинить вред другому лицу (либо злоупотребление в иной форме) (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Теоретически получается, что ограничивая сторону в свободе договора, законодатель лишает ее некоторых средств защиты, а следовательно, создает предпосылки для возникновения убытков. Но такое положение было бы несправедливым, ведь участники гражданских правоотношений равны (п.1 ст.1 ГК РФ). Значит, что бы ограничения в свободе договора были справедливыми указанная в ст.426 ГК РФ коммерческая организация должна осуществлять такую деятельность, для которой обязанность заключить договор и установить равные условия не смогут принести вреда, а если и приносят, то этот вред несущественен и является меньшим злом, чем если бы коммерческая организация отказала в заключении договора. То есть, интерпретируя данный вывод с точки зрения ст. 10 ГК РФ, коммерческая организация осуществляет такую деятельность, в рамках которой отказ от заключения договора и установление разных его условий всегда будет злоупотреблением правом на свободу договора.

Вообще, на наш взгляд, ст.426 ГК РФ конкретизирует ст. 10 ГК РФ в части, которая запрещает злоупотреблять правом и доминирующим положением на рынке. Конкретизация состоит в том, что злоупотреблять правом запрещено коммерческим организациям в отношении потребителя (а не вообще всех субъектов гражданских прав включая общество), а также определены конкретные формы злоупотребления: отказ от заключения договора (абз. 1 п.1 ст.426 ГК РФ), проявление предпочтения в отношении кого-либо (абз.2 ст.426 ГК РФ), несоблюдение правила о равных условиях (п.2 ст.426 ГК РФ). Правда, Грибанов называл злоупотреблением использование недозволенных конкретных форм поведения в рамках дозволенного ему законом общего типа поведения. А то поведение, которое мы назвали злоупотреблением, выходит за рамки дозволенного законом общего типа поведения, то есть, является не злоупотреблением правом, а нарушением. Однако, прежде чем поведение было обозначено нормой как нарушение оно некоторое время в жизни считалось как злоупотреблением, пока общество не пришло к выводу, что такое поведение нарушает права других лиц и требует запрета, а так же установления санкций за нарушение запрета”. То есть любой императивный запрет изначально основан на злоупотреблении, только он предотвращает такое зло, за осуществление которого необходимо наказать (применительно к отказу от заключение публичного договора — это возмещение убытков, причиненных отказом (п.4 ст.445 ГК РФ)), а злоупотребление не наказывается, а только не подлежит защите в суде (п.2 ст. 10 ГК РФ). Но пытаясь понять сущность запрета, можно оттолкнуться от того, что является злоупотреблением в данном случае. (Поэтому мы говорим, что ст.426 ГК РФ конкретизирует ст. 10 ГК РФ).

Особенности публичного договора

Публичным является договор, в котором одна сторона – предприниматель принимает на себя обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или предоставление услуг любому, кто к ней обратится. Если сравнивать его с другими договорами, то он отличен по смыслу деятельности организации, обязанной заключить публичный договор, и выполняемых ею функций.

Условия публичного договора должны соответствовать утвержденным Правительством РФ типовым договорам (положениям) или другим правилам, обязательным для сторон публичного договора.

Несоответствие условиям заключенного публичного договора обязательным правилам влечет за собой их ничтожность.

Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, «Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)».

Особенность публичного договора в том, что организация не вправе отказаться от заключения данного договора, а также изменять цену товаров, работ или услуг, а также другие условия публичного договора.

Но опять же следует обратить внимание на сложности доказывания при офертах на публичный договор, размещенных в сети Интернет. Как известно, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится

Как известно, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Мы коротко рассмотрели термин публичный договор, постарались  раскрыть его содержание и отличительные особенности.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

В каких обстоятельствах такие договоры обязательны?

Известны виды работы на рынке, которые предполагают сотрудничество с каждым обратившимся. Если говорить конкретнее, подразумеваются следующие направления:

  • розничная купля-продажа;
  • прокат;
  • бытовой подряд;
  • хранение вещей гражданина в ломбарде;
  • основные ЖК-услуги и т.д.

Помните: если Ваша работа относится к этим отраслям, в ряде ситуаций правительство настаивает, чтобы заключение договора в РБ было не только публичным, но и предполагало включение ряда обязательных условий. Как правило, излагается в типовой документации. Например, это встречается в услугах по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Публичные договоры

Следовательно, речь идет о договоре, в котором в качестве услугодателя выступает профессиональный предприниматель, занимающийся такими видами деятельности, которые должны им осуществляться в отношении любых обратившихся к нему лиц. В соответствии с этим к числу публичных относятся договоры:

    • розничной куп­ли-продажи;
    • энергоснабжения;
    • проката и бытового подряда;
    • банков­ского вклада граждан и др.

Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного догово­ра:

    1. обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (ес­ли только иное не предусмотрено законом или иными правовыми ак­тами, например, для ветеранов войн, инвалидов или других категорий граждан);
    2. не вправе по­нуждать потребителя (потребителей) заключать соответствующий до­говор;
    3. цена и иные условия должны быть одинаковыми для всех потребителей (за аналогичными исключе­ниями).

Наконец, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК потребитель может через суд понудить предпринимателя к заключению такого договора или пе­редать на рассмотрение суда разногласия по его отдельным условиям. Следовательно, в отношении выбора контрагента и условий договора для предпринимателя здесь исключается действие принципа свободы договора. Такое законодательное решение призвано служить защите интересов массовых потребителей, прежде всего граждан, обычно на­ходящихся по отношению к профессиональным предпринимателям в заведомо более слабом положении.

Указанным целям соответствуют также правила о договоре присое­динения.

Клиент определяет правила

Дело в том, что для некоторых типов контрагентов (покупателей, клиентов) отсутствие возможности корректировать условия договора может быть критичным, для других — нет. Очевидно, если речь идет о предпринимательской деятельности в сегменте B2B, когда одни юрлица оказывает услуги или продают товары другим, публичные контракты — менее желательный способ оформления отношений. И это логично: контрагент может не согласиться с теми или иными пунктами контракта, который предлагается фирмой-поставщиком. И потому, если договор поставки — публичный в аспекте всех свойственных для него критериев, то контрагенты могут попросту отказаться от взаимодействия с фирмой. Поэтому в таких случаях компании чаще предлагают свои условия в рамках контрактов присоединения.

По мнению некоторых юристов, самостоятельным публичным договором является отдельно взятый товарный ценник (или, по крайней мере, он выступает существенной частью контракта). Покупатель магазина, быть может, хотел бы его изменить, чтобы приобрести товар подешевле. Однако маловероятно, что интересы продавца с подобными пожеланиями совпадут. Обсуждать с каждым покупателем отпускную стоимость товара может позволить себе не каждый магазин. И в этом случае для продавца оптимален публичный договор, а не контракт присоединения.

Есть интересное мнение касательно такого вида документа, как договор публичной оферты: что это — один из примеров соглашений, посредством которых тот или иной бизнес однозначно дает понять контрагенту, что предлагаемые условия, связанные с реализацией товаров или услуг, обсуждению не подлежат.

Можно отметить тот факт, что выбор в пользу того или иного контракта может быть обусловлен особенностями формулирования его положений. Есть сферы, в которых составить проект публичного договора проблематично в силу дефицита вводных данных. И потому фирма вынуждена так или иначе адаптироваться к данной специфике, составляя контракты присоединения как единственно возможные. Например, публичный договор страхования — это юридическая категория, которая встречается, как отмечают некоторые эксперты, достаточно редко. Для того чтобы определить основную часть его условий, компании необходимо исследовать индивидуальный профиль клиента, и только после этого предлагать ему те или иные условия контракта.

Таким образом, один из факторов выбора конкретного типа контракта — приоритеты поставщика в аспекте реализации взаимодействия с клиентом. Публичный договор – это соглашение с некоторым уклоном в область интересов заказчика. Другой важный фактор — специфика сегмента, в котором фирма осуществляет деятельность, особенности тех типов услуг, которые она оказывает, или товаров, которые продает. То есть если характеристики того или иного сегмента рынка предполагают лояльность к контрагенту, выражаемую в готовности обсуждать условия соглашения — составляется контракт присоединения. Если нет, то предприятие может работать, взаимодействуя с покупателями в рамках публичных договоров.

Законодатель желает справедливости

Речь идет, в частности, об обязательствах в сфере защиты прав потребителей, касающихся качества продаваемых товаров и предоставляемых услуг. В этом смысле, полагают аналитики, клиент имеет большое количество возможностей быть управомоченной стороной в правовых отношениях. То есть, считают юристы, законодатель, не предусмотрев оперативных механизмов правоприменительной практики в отношении публичных договоров, соблюдает баланс интересов в условиях, когда предполагается преимущественное положение клиента магазина или сервиса в аспекте защиты прав потребителя. Бизнесы, таким образом, получают некий инструмент, позволяющий, когда это возможно, произвести подстройку баланса интересов в свою пользу.

Аспекты правоприменительной практики

По мнению ряда юристов, публичного типа соглашения, о которых идет речь, призваны, прежде всего, защищать права потребителей. Однако в какой степени данный приоритет находит подтверждение в правоприменительной практике? Относительно данного вопроса в экспертной среде присутствует несколько полярных точек зрения. Есть тезис, в соответствии с которым правовые нормы, предписывающие поставщикам товаров и сервисов те или иные модели поведения, сопровождаются дефицитом правоохранительных процедур, характеризующихся быстрым срабатыванием.

То есть, например, если гражданин приехал в гостиницу, а его отказались заселить, сославшись на отсутствие свободных номеров (хотя они, по всем признакам, были), то единственный механизм реализации законных интересов гражданина — обращение в суд, который, конечно, может встать на сторону истца, но только через значительное время. Человеку же нужно заселяться в гостиницу как можно быстрее — и таких механизмов, как отмечают российские юристы, правоприменительная практика, имеющая отношение к такой юридической категории, как публично-правовой договор, не предполагает.

Вместе с тем есть и иная точка зрения, в соответствии с которой общая совокупность обязательств, которую законодатель возлагает на поставщиков товаров и услуг, так или иначе компенсирует возможные недоработки в аспекте правоприменительного механизма, о котором мы сказали выше.

Особенности оформления публичной оферты

Существует классический и креативный публичный договор. Это условные понятия, характеризующие исключительно общий вид документа.

Классический договор имеет простую письменную форму и представлен в виде текстового документа на сайте, в котором содержится информация об осуществлении предпринимателем своей деятельности.

Креативный договор не имеет четкой формы. Точнее, его форма зависит от фантазии и воображения владельца сайта. То есть, информация может быть представлена ​​в виде блок-схем, таблиц, диаграмм. Основное требование такого изображения – наличие необходимой информации и ее доступность.

Выбор формы донесения информации до клиентов зависит от желания предпринимателя, но это не навязано никакими правилами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий