История
Реклама на радио
Реклама на радио появилась через 20 лет после появления первой радиостанции в США. Считается, что первое коммерческое сообщение было отправлено в 1922 году на радиостанции Питсбурга, однако уже в 1920 году в эфире той же радиостанции выходила коммерческая радиопередача. Тем не менее, реклама в традиционном понимании появилась в 1922 году, когда владельцы радиостанции сообщили о начале “платных трансляций” в обмен на финансирование радиопередач.
20-30-е годы ХХ века считаются “золотым веком” радиорекламы, т.к. это радио было наиболее эффективным способом донесения рекламных сообщений. Незадолго до второй мировой войны радио сдало позиции из-за появления телевидения. Особенности радиорекламы:
- большой охват аудитории
- высокая частотность обращений
- личностный характер сообщений
- относительная дешевизна по сравнению с телевизионной, при сопоставимом охвате аудитории
Реклама на телевидение
Телевизионная реклама появилась одновременно с первой коммерческой телекомпанией США – в 1939 году. При этом за размещение телерекламы изначально не взимались деньги. 2 мая 1941 года отдельным законодательным актом было установлено, что телекомпании имеют право продавать эфирное время.
Первые телевизионные ролики мало чем отличались от аналогичной рекламы на радио – ведущий зачитывал сообщения в прямом эфире, а в 1948 году появились мультипликационные рекламные ролики. Телевизионная реклама в традиционном понимании появилась только в 1956 году с изобретением видеозаписи.
Если поначалу радио и телереклама конкурировали, то с 60-х годов они разделили ниши – из-за локализации радиостанций, на них в основном рекламировались региональные продукты и услуги, тогда как телевизионная реклама вещала на всю страну. Особенности телерекламы:
- большой охват аудитории
- одновременное визуальное и аудиальное воздействие
- возможность контроля времени обращения к аудитории (наиболее эффективным считается утреннее и вечернее время)
- возможность таргетирования аудитории
- личностный характер сообщений
Эффективность радио- и телерекламы
Для оценки эффективности того или иного вида рекламы необходимо применение сложных интегральных вычислений в каждом конкретном случае. В целом, телевизионная реклама стоит дороже, и вызывает большее раздражение аудитории. При это ее эффективность значительно выше, так как позволяет воздействовать на визуальное восприятие. Эффективность телевизионной рекламы может быть значительно повышена за счет нестандартного подхода – так, производитель дверей и окон из США, Integrity Windows & Doors, запустил рекламную кампанию, в ходе которой был создан ряд роликов, посвященных исполнению строителями различных трюков (например, рисованию гвоздометом, или метание дисков от пилы на меткость). В России подобная реклама распространена мало, и обычно ограничивается стандартным набором реплик в духе “Покупайте окна Veka – лучшие в мире окна”.