Субъекты и ресурсы власти. Ресурсы политической власти

Что такое политический режим?

Политический режим – совокупность средств и методов организации политической власти, система взаимоотношений государства, общества и личности. Понятие также включает в себя представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества. Политическая власть может осуществляться единолично, коллегиально или всенародно. По режиму правления выделяют следующие типы политической власти:

  • Авторитаризм – самый древний и один из самых распространенных видов политической власти. Он характеризуется централизацией власти в руках одного человека или в одном государственном органе, командным методом руководства и безоговорочным повиновением. В авторитарных обществах полностью или частично отсутствуют политические свободы, ограничена деятельность партий и общественных организаций, подавляется оппозиция. При авторитаризме народные массы пассивны, поскольку полностью отстранены от политических процессов.
  • Тоталитаризм – крайнее проявление авторитаризма; вид политической власти, характеризующейся полным подчинением общества, его социальной, идеологической, духовной и бытовой жизни. При тоталитаризме функционирует только одна партия, преданная господствующей идеологии и руководимая одним человеком. Власть осуществляет монополистический контроль над средствами массовой коммуникации, всеми общественными организациями и институтами. Тайная полиция обеспечивает защиту интересов правящей верхушки.
  • Демократия – понимается как власть большинства, предполагает участие народа в управлении государством и контроле над властью. Демократическую форму правления характеризует верховенство закона, свобода и равенство граждан, незыблемость прав человека, политический плюрализм. Народ признается основным источником власти, которая становится результатом его законно осуществляемого свободного волеизъявления.

Ни один из представленных типов власти не представлен в чистом виде, преобладают переходные и смешанные типы.

Politica potestas

Понятие «власть» применяется в различных сферах человеческого бытия. Экономисты говорят о хозяйственной власти, социология исследует общественные отношения, учёные мечтают о господстве над природой, психологи подразумевают под этим словом умение человека управлять собой, родители думают о воспитании детей. Таким образом, власть выступает оригинальной разновидностью коммуникации среди людей, между человеком и окружающей средой, а также индивидуума с самим собой.

Зарождение politica potestas, что в переводе с латыни означает «политическая власть», началось в древнем мире и связано с возникновением социального неравенства между членами общества. Сосуществование и общение богатых землевладельцев и рабов в Древней Греции, патрициев и плебеев в древнем Риме дали толчок к образованию властных отношений в политике. Начиная со времён Аристотеля и до сегодняшнего дня, политология изучает происхождение, установление и поддержание определённой формы политической власти.

В политике власть означает возможность и умение подчинить своей воле действия других людей. Могущество предполагает способность определять, направлять и контролировать поведение общественных классов для решения задач в интересах страны и нации. При этом задействуются всевозможные организации, включая государственные учреждения. Политическое господство обладает специфическими атрибутами.

Отличительные черты, которыми характеризуется политическая власть:

  • верховенство, которое обеспечивает обязательность исполнения принятых постановлений;
  • публичность — управление процессами происходит от имени всего общества;
  • моноцентричность, что предполагает принятие решений в едином центре;
  • возможность использования различных ресурсов;
  • наличие властных институтов, позволяющих легально применить силу в гражданском обществе.

Не следует путать власть политиков с государственным управлением. Основное отличие состоит в соотношении воздействия на социум. Политическое влияние осуществляется не только государственными органами, но и общественными организациями, профсоюзами и партиями. Государственная власть построена по иерархическому принципу — низшие ячейки подчиняются высшим звеньям. В то время как достижение политического могущества происходит по горизонтали в результате соперничества или сосуществования идейных движений.

Составные части политической власти:

  • источник;
  • субъект;
  • объект;
  • ресурсы.

Основными источниками власти являются богатство, авторитет и сила. Имущественная состоятельность придаёт вес поступкам и словам лидера общества. Традиционные социальные отношения наделяют авторитетностью уважаемых людей, например, старейшин, аксакалов, шаманов. Авторитетом обладают люди, которые монопольно владеют закрытой информацией, или специалисты. Научные знания также придают значимость и престиж. И, наконец, тот, кто обладает реальной силой, способен управлять народными массами.

Субъект — тот, кто обладает политической властью — может соответствовать одному из двух типов. К первым причисляются яркие личности и лидеры общественных групп. Ко вторым относятся политические организации. Субъекты могут действовать открыто и публично, а также имеют основания для закулисной игры, чтобы не афишировать свою работу.

Чтобы доминировать над объектом, субъекту необходимо обладать ресурсами. Силовые методы принуждения предполагают ограничение каких-либо благ. Это могут быть штрафы или судебное преследование. Особыми ресурсами считаются родовые обычаи и народные традиции. Подчинение стимулируется и регулируется различными социальными программами, которыми объект вознаграждается субъектом политической силы.

Об информации

Это, пожалуй, основной ресурс власти. Дело в том, что в настоящее время информация приобретает первостепенное значение. Ее правильное использование, направление и перераспределение потоков дают возможность влиять на все общество в целом. Люди сами стремятся быть в центре событий, стараются иметь представление о наиболее важных из них. С информацией работают в разных направлениях. Какую-то стараются сделать общедоступной, донести до каждого жителя страны. Иную скрывают, чтобы не вызвать волнений или социальных взрывов. Владение информацией является серьезным ресурсом властных структур.

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

  1. Воздействие субъекта власти на поведение людей.

  2. Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

  3. Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Основные традиции в объяснении власти

Как и любой важный феномен человеческой жизни, В. всегда была объектом внимания исследователей, интерес которых сосредоточивался преим. на изучении её отд. аспектов, форм и закономерностей. Так, античные мыслители (Платон, Аристотель) анализировали конкретные формы политич. правления и основания В. в государстве; для Августина и др. философов-теологов Средневековья центр. темой было соотношение В. божественной и земной; Н. Макиавелли интересовали механизмы и ресурсы В., которыми должен обладать эффективный правитель; в Новое время разрабатывались основы формирования гос. власти и принципы взаимоотношений между её ветвями (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескьё).

Попытки определения самого понятия В. также предпринимались с античных времён. Платон рассматривал В. как способность влиять на другого или быть под влиянием другого. Аристотель характеризовал В. как свойство (принадлежность) любой сложной системы, как общий закон природы: «Всё, что состоит из нескольких частей, имеет властвующий элемент и подчинённый элемент».

Понятие «В.», достаточно приближенное к совр. пониманию, было предложено Т. Гоббсом, заложившим основу каузальной концепции В. Он определял В. человека как вид причинной связи, как его наличные средства для достижения некоего блага в будущем. Различие между В. и причиной связано со временем осуществления действия: причина относится к уже произведённому действию, к прошлому, в то время как В. есть способность произвести что-то в будущем.

Наиболее обстоятельный анализ понятия «В.» был дан М. Вебером, который рассматривал В. как шанс субъекта осуществить свою волю внутри социального отношения, несмотря на возможное сопротивление, и независимо от того, на чём этот шанс основан. В веберовском определении подчёркивается, что: 1) В. не является свойством отд. индивидов, а существует в отношениях между ними; 2) она выражает вероятность, возможность; 3) её основу могут составлять любые вещи, свойства или отношения; 4) В. всегда направлена против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам объекта.

Широкие науч. дискуссии о В. и детальная разработка понятия начинаются с сер. 20 в., когда разл. формы, сферы и аспекты В. стали предметом эмпирич. исследований в самых разных науках. За это время сложились две традиции в её объяснении. В первой (основной) традиции, идущей от Т. Гоббса и М. Вебера (Г. Д. Лассуэлл, П. М. Блау, Р. Даль, Т. Вартенберг, англ. исследователь С. Лукс и др.), В. определяется как конфликтное асимметричное отношение между людьми, в котором одни имеют возможность реализовать свои интересы за счёт других. В. находится в руках определённых индивидов, социальных групп и организаций и проявляется в конкретных действиях по отношению к др. людям.

В альтернативной традиции (Л. Альтюссер, Т. Парсонс, Ханна Арендт, Ю. Хабермас, М. Фуко) В. рассматривается как коллективный ресурс, принадлежащий не отд. индивидам и группам, а социальным общностям и обществу в целом; подчёркивается, что В. может осуществляться ко всеобщей выгоде и не обязательно направлена против интересов объекта. Парсонс отвергает идею о том, что В. охватывает все виды подчинения объекта. Он ограничивает В. легитимными и институционализированными формами, которые основываются на общих ценностях и согласии людей подчиняться тем, кто обладает правом принимать решения от их имени и в интересах общества. Арендт рассматривает В. как антипод насилию; властные отношения возникают как отношения между равными субъектами, находящимися между собой в процессе коммуникации, которая обеспечивает координацию их совместной деятельности. Поскольку В. принадлежит общности, она существует только до тех пор, пока эта общность сохраняет своё единство. У Фуко В. распылена по всему пространству социума; она проявляется в образовании определённых социальных структур или дискурсов, дисциплинирующих (регулирующих) обществ. отношения и превращающих людей в инструменты и объекты власти.

В новейших социологич. и политич. теориях предпринимаются попытки синтеза указанных двух подходов (Э. Гидденс, амер. учёный Т. Болл и брит. учёные С. Клегг, Дж. Скотт и др.), хотя мн. исследователи скептически относятся к такой возможности, квалифицируя В. как «сущностно оспариваемое понятие», интерпретации которого выражают разл. системы ценностей.

Функции политической власти

Ошибочно мнение, что политическое могущество является только инструментом ущемления общественных интересов. Притеснение народа вызвано заботой об улучшении благосостояния людей. Когда устанавливаются ограничения в социуме, политическая элита реализует свои интересы, одновременно укрепляя стабильность в обществе, что помогает развитию нации.

Функции, которые выполняет политическая элита:

  • организационная миссия;
  • управление;
  • контроль;
  • воспитание.

Организационная роль выражается в формировании плодотворного взаимодействия между различными партиями, общественными ассоциациями и группами, простыми гражданами. Таким образом, создаётся структурная система, которая обеспечивает в социуме господство и руководство.

Управляя жизнью общества, политические силы реализуют на практике стратегический план субъекта власти. Господствующая элита призвана вовремя принимать управленческие решения, обязательные к исполнению повсюду, и давать своевременные корректирующие указания.

Контроль обеспечивает соблюдение законов, правил и норм общественной жизни. Контролирующие функции выполняют силовые структуры, правоохранительные органы и ревизионные комиссии.

Воспитание народных масс делает граждан законопослушными членами общества, укрепляет авторитет политического режима. Совершенствование образования, развитие культуры и науки способствуют формированию у субъекта власти умения и осуществления волевого руководства. При этом объект готовится к добровольному подчинению. В воспитательных целях используется народное образование, издание печатной продукции, публичные библиотеки и средства массовой информации.

Общественный контроль

Очень часто возникают споры по поводу использования некоторыми недобросовестными чиновниками (руководителями) власти в корыстных интересах. Таковое, как мы с вами знаем, происходит. Но не является нормой. Чаще всего негативные явления становятся возможными из-за равнодушия и «попустительства» субъекта власти. А таковым являются все люди. Даже маленький чиновник руководит определенной группой. Раз народ терпит его произвол, значит, он не желает иметь нормальную власть над собой. Для недопущения таких явлений необходим общественный контроль. Народ и сам может забрать себе часть власти. Вы скажете, что ничего люди против произвола не сделают? А вы еще раз изучите ресурсы власти. Один из них, а именно информационный, не так просто отнять у людей.

Принудительные средства

Конечно, нельзя полностью описать ресурсы и средства власти, не коснувшись силового механизма государства.

Ставить его предпочтительно на последнее место. Во всяком случае, в демократическом обществе не приветствуется его приоритетное использование. Силовые структуры применяются для того, чтобы предотвратить возможность перехвата власти элементами, не имеющими отношения к государству. То есть для его защиты. В идеале этот механизм должен действовать в прямой связке с субъектом власти – обществом. Такое положение вещей делает государство устойчивым. Еще этот механизм необходим, чтобы «поправлять» некоторых членов общества, ведущих антисоциальный образ жизни. Когда их действия или намерения ставят под угрозу права других, приходит время действовать силовым структурам. То есть они не только власть защищают, но и всех граждан.

Ресурсы власти

В. возникает в силу обладания (распоряжения) субъектом разл. ресурсами – вещами, правами, нормами, идеями, с помощью которых он может навязать свою волю объекту. Принудительные ресурсы (оружие, физическая сила, адм. меры) используются для непосредственного физического воздействия на объект или создания угрозы объекту в случае неповиновения команде субъекта. Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, недвижимость, возможность продвижения по службе и т. п.) обеспечивают компенсацию за повиновение, нейтрализуют нежелание объекта подчиниться субъекту. Знание (образование, информация, интеллект) позволяет субъекту осуществлять В. в форме убеждения, манипуляции и авторитета. Нормативные ресурсы (статус, права, полномочия, служебные привилегии, традиции) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку это соответствует нормам поведения, принятым в данном обществе или коллективе. Особую группу ресурсов В. составляют коллективные ресурсы (численность группы, солидарность, организованность, обладание группой монополией на определённые профессии и специфич. знания), которыми могут обладать только группы людей.

Не все ресурсы, которыми обладает субъект, являются ресурсами В. Некоторые средства, весьма эффективные в отношении одних людей, не оказывают существенного воздействия на других. Напр., деньги не могут влиять на тех людей, которые в них не нуждаются; оружие не в силах заставить подчиняться тех, кто не дорожит своей жизнью; полномочия часто не воспринимаются лицами, не привыкшими к соблюдению правовых норм; законы, богатство и орудия принуждения окажутся бессильными при попытке осуществить В. над религ. фанатиком. При этом ресурсы воздействуют на объект только в определённых условиях: оружие не может стать средством В., если те, на кого оно направлено, находятся в безопасном месте; земля и др. природные ресурсы и ценности обладают потенциалом подчинения только в том случае, если они необщедоступны. Обязательным условием возникновения властного отношения является умение субъекта мобилизовать и эффективно использовать имеющиеся у него ресурсы. Поэтому не всегда обладание большим потенциалом В. даёт необходимый результат. Во многих ситуациях небольшие, но хорошо организованные (мобилизованные) группы оказываются более эффективными по сравнению с большими коллективами, ресурсы которых трудно мобилизовать: мафия, террористические организации, религ. секты часто навязывают свою волю большим группам людей. Но даже полная мобилизация ресурсов не гарантирует возникновения властного отношения, т. е. изменения поведения или сознания объекта в нужном субъекту направлении, поскольку В. зависит не только от субъекта, но и от объекта, его ресурсов сопротивления.

↑ Структура власти

1) Источник власти2) Субъект власти 3) Объект власти4) Функции власти 5) Ресурсы власти 

Субъекты и объекты власти

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на 

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни. 
  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения, 
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

Функции власти

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
  • оперативное управление и регулирование общественных процессов;
  • контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
  • установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

Источники и ресурсы власти

  • авторитет, 
  • сила, 
  • закон, 
  • богатство, 
  • знание, 
  • престиж, 
  • социальный и политический статус, 
  • тайна, 
  • интерес и т.д.

Ресурсы властиРесурсы власти

экономические

социальные

  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Социальные источники власти

Объекты управления – это простые люди. У них много собственных проблем. Решением некоторых из них призвано заниматься государство. Для этого у него есть средства и специальные органы. Люди, получающие блага от государства, будут его поддерживать. Они же не захотят остаться без дополнительных (а иногда и основных) источников доходов. Получается, что финансовые и социальные ресурсы власти в некотором роде пересекаются. Но не полностью. Здесь ресурсы политической власти перетекают в иную плоскость.

Чтобы оказывать управляющее воздействие на социальные группы, государству приходится прислушиваться не только к материальным, но и к духовным потребностям людей. На это направлена социальная политика. Цель ее – удовлетворить потребность общества в заботе о тех его членах, которые сами не могут себя обеспечить. То есть государства демонстрирует гражданам свою социальность и стремление к справедливости. В этом случае субъекты и ресурсы власти сходятся в одной точке. Ими являются граждане, получающие заботу и помощь и наблюдающие за процессом.

Политическая власть в политологии

Политическая власть является фундаментальным понятием политологии. Феномен власти не ограничивается политическим пространством, поскольку это явление социальное и социально-психологическое, это всегда отношения между людьми. В изучении политической власти политология использует подходы:

  • Бихевиористский – определяет власть как отношение командования и подчинения, сводит ее к способности одного индивида навязывать свою волю другому вопреки сопротивлению последнего. Согласно это концепции, некоторым индивидам присуще стремление к власти, они видят в ней источник наслаждения.
  • Психологический – объясняет стремление к власти потребностью в доминировании, а свойство подчиняться – стремлением к защищенности, восприимчивости людей к внушению.
  • Системный – рассматривает власть как свойство социальной системы, в которой заложено разделение индивидов на управляющих и управляемых, где система статусов и ролей позволяет контролировать ресурсы и средства влияния.
  • Реляционистский – трактует власть как асимметричное взаимодействие объекта и субъекта, когда неравное распределение ресурсов приводит к господству одних индивидов над другими.
  • Институциональный – рассматривает властные отношения как набор правил, норм, статусов и ролей, регулирующих политическое поведение.

Все эти концепции едины в 2-х моментах: 1) власть – это единство управления и подчинения; 2) главная цель власти – обеспечение преимущественного доступа к социальным благам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий