Информация Минфина России от 21 января 2021 г. “Пересмотр порогов беспошлинного ввоза товаров касается только повторного перемещения в течение месяца”
10 февраля 2021
Предложение о пересмотре порогов беспошлинного ввоза товаров через границу касается только случаев повторного перемещения в течение одного месяца. Для единоразового провоза товаров правила не меняются.
Обращаем внимание, что такое решение было принято на наднациональном уровне Советом Евразийской экономической комиссии: его поддержали представители всех стран ЕАЭС. Оно направлено на обеление экономики и сохранение справедливой конкуренции участников рынка. Действующие нормы ввоза товаров для личного пользования в страны ЕАЭС без уплаты таможенных платежей стали использоваться с нарушениями
Для их пресечения было принято решение с 1 июля 2021 года разрешить повторно в течение месяца ввозить багаж без уплаты пошлины только в том случае, если его вес не превышает 10 кг, а стоимость – 50 евро
Действующие нормы ввоза товаров для личного пользования в страны ЕАЭС без уплаты таможенных платежей стали использоваться с нарушениями. Для их пресечения было принято решение с 1 июля 2021 года разрешить повторно в течение месяца ввозить багаж без уплаты пошлины только в том случае, если его вес не превышает 10 кг, а стоимость – 50 евро.
Ещё раз подчёркиваем, что для единоразового провоза товаров ничего не изменится – новая норма не затронет граждан, которые ввозят товары для себя. Речь идет только о том багаже, который провозится с явным намерением коммерческого использования.
Нарушения, когда под видом товаров для личного пользования ввозится продукция, предназначенная для дальнейшей торговли, касаются прежде всего товаров из Китая. Это создаёт конкурентные преимущества для недобросовестных предпринимателей.
При этом выявить коммерческое предназначение почти невозможно, поскольку стоимость и вес ввозимого багажа не превышает необлагаемых порогов, а ассортимент подбирается так, чтобы в нем не было товаров одного наименования и размера».
Справочно:
С 1 января 2019 года граждане могут ввозить товары для личного пользования в страны ЕАЭС без уплаты таможенных платежей, если багаж не превышает 25 кг, а его стоимость – 500 евро.
Исчисление вывозной таможенной пошлины
Вывозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день.
Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.
Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-1).
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки вывозных таможенных пошлин установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России ежемесячно рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, и размещает информацию о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин не позднее чем за 4 дня до 1-го числа календарного месяца, в котором будут применяться рассчитанные ставки, на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин определяются законодательством государств – членов ЕАЭС (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).
Статьей 35 Закона №5003-1 определен перечень товаров, в отношении которых предоставляется тарифная льгота и порядок их предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств–членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов.
Пунктом 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение № 23 к Договору о Союзе) установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора о Союзе, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами – членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства – члены не договорятся об ином.
Сколько возьмет таможня за покупку на «Алиэкспресс»
Таможенная пошлина в 2022 году для физических лиц на ввоз товаров из-за границы составляет 15 %
Важно: пошлина берется от превышения стоимости в 200 евро, а не от всей суммы покупки. Если покупка в другой валюте, то ее сумма пересчитывается в евро по курсу ЦБ РФ на момент прибытия товара на таможню
Для понимания рассмотрим мой пример:
К чести Почты России, весь расчет они мне сами и прислали — решать эту задачу с калькулятором не пришлось. Более того, оплатить все получилось прямо на сайте почты. Так что зря я переживал.
Перевозчик запросит у вас данные для декларации и отправит их в таможню, которая будет заниматься оформлением. Когда товар окажется на таможне, придет сообщение об оплате пошлины. Причем в этой ситуации придется дополнительно оплатить еще и таможенный сбор за оформление — в 2022 году он составляет 500 рублей. Сумма пошлины при этом не меняется — те же 15 % от превышения лимита.
Еще один нюанс. При упрощенной процедуре пошлина за товар с «Алиэкспресс» не сказывается на скорости доставки товара — он в любом случае проходит таможню и отправляется к вам. Можно даже оплатить пошлину уже в момент получения — разве что придется взять с собой на почту документы: паспорт и ИНН. А еще заплатить комиссию.
При обычной процедуре товар зависает на границе до тех пор, пока таможня не увидит, что пошлина оплачена.
Исчисление таможенных сборов
За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.
К таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции);
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.
Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39), применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41)и исполнения такой обязанности (статья 42).
Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».
Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.
Таможенные пошлины на автомобили: Ставки
Ставки таможенных пошлин рассчитываются по-разному в зависимости от типа двигателя, объема двигателя, стоимости автомобиля.
Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет.
Стоимость автомобиля | до 8500 евро | до 16700 евро | до 42300 евро | до 84500 евро | до 169000 евро | свыше 169000 евро |
---|---|---|---|---|---|---|
Таможенная пошлина | 54%, но не менее 2.5 евро/см3 | 48%, но не менее 3.5 евро/см3 | 48%, но не менее 5.5 евро/см3 | 48%, но не менее 7.5 евро/см3 | 48%, но не менее 15 евро/см3 | 48%, но не менее 20 евро/см3 |
Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом старше 3 лет.
до 1000 см3 | от 1001 до 1500 см3 | от 1501 до 1800 см3 | от 1801 до 2300 см3 | от 2301 до 3000 см3 | свыше 3001 см3 | |
---|---|---|---|---|---|---|
от 3 до 5 лет | 1.5 евро/см3 | 1.7 евро/см3 | 2.5 евро/см3 | 2.7 евро/см3 | 3 евро/см3 | 3.6 евро/см3 |
старше 5 лет | 3 евро/см3 | 3.2 евро/см3 | 3.5 евро/см3 | 4.8 евро/см3 | 5 евро/см3 | 5.7 евро/см3 |
Таможенные ставки для юридических лиц на автомобили с бензиновыми двигателями.
до 1000 см3 | от 1001 до 1500 см3 | от 1501 до 1800 см3 | от 1801 до 2300 см3 | от 2301 до 3000 см3 | свыше 3001 см3 | |
---|---|---|---|---|---|---|
до 3 лет | 23%, но не менее 0.67 евро/см3 | 23%, но не менее 0.73 евро/см3 | 23%, но не менее 0.83 евро/см3 | 23%, но не менее 1.2 евро/см3 | 23%, но не менее 1.2 евро/см3 | 23%, но не менее 1.57 евро/см3 |
от 3 до 5 лет | 25%, но не менее 0.45 евро/см3 | 25%, но не менее 0.5 евро/см3 | 25%, но не менее 0.45 евро/см3 | 25%, но не менее 0.55 евро/см3 | 25%, но не менее 0.55 евро/см3 | 25%, но не менее 1 евро/см3 |
от 5 до 7 лет | 25%, но не менее 0.45 евро/см3 | 25%, но не менее 0.5 евро/см3 | 25%, но не менее 0.45 евро/см3 | 25%, но не менее 0.55 евро/см3 | 25%, но не менее 0.55 евро/см3 | 25%, но не менее 1 евро/см3 |
старше 7 лет | 1.4 евро/см3 | 1.5 евро/см3 | 1.6 евро/см3 | 2.2 евро/см3 | 2.2 евро/см3 | 3.2 евро/см3 |
Таможенные ставки для юридических лиц на автомобили с дизельными двигателями.
до 1500 см3 | от 1501 до 2500 см3 | 2501 см3 и выше | |
---|---|---|---|
до 3 лет | 23%, но не менее 0.8 евро/см3 | 23%, но не менее 1.2 евро/см3 | 23%, но не менее 1.57 евро/см3 |
от 3 до 5 лет | 25%, но не менее 0.4 евро/см3 | 25%, но не менее 0.5 евро/см3 | 25%, но не менее 1 евро/см3 |
от 5 до 7 лет | 25%, но не менее 0.4 евро/см3 | 25%, но не менее 0.5 евро/см3 | 25%, но не менее 1 евро/см3 |
старше 7 лет | 1.5 евро/см3 | 2.2 евро/см3 | 3.2 евро/см3 |
Калькулятор растаможки авто предоставлен сайтом calcus.ru
Ограничения на поставки продукции в РФ из других стран. Санкционные списки ЕС и США
Для начала рассмотрим санкции, введенные Евросоюзом и США. Санкции ЕС направлены на поставки товаров в Россию, ЛНР и ДНР. Основные ограничения на экспорт перечислены в Регламентах Совета ЕС 2022/263, 2022/327, 2022/328, 2022/428.
Наиболее обширный и подробный перечень сформирован для ограничения поставок товаров в так называемые «определенные территории» (ДНР и ЛНР). Он содержится в регламенте Совета ЕС 263 от 23 февраля 2022 года. При этом, поставка таких товаров остается возможной, если контракт заключен до 23.02.2022. Но срок возможной поставки ограничен — до 24.08.2022 и требуется специальное разрешение, выданное компетентными органами ЕС.
Санкции на торговлю с Россией главным образом подразумевают запрет на поставки товаров военного и двойного назначения. Поэтому, тщательно проверяется не только код и наименование груза, но и его конечный получатель, а также потенциальное назначение. Главное, чтобы в документах не было упоминания о военных целях, а организация-получатель не была связана с оборонной промышленностью.
Списки санкционных товаров на экспорт в РФ с территории ЕС приведены в Регламенте Совета ЕС 328 от 25 февраля 2022 года. Основной список товаров военного и двойного назначения приведен в Регламенте Совета ЕС 2021/821 (Приложение 1).
При этом, есть ряд исключений, которые допускают экспорт товаров двойного назначения, применяемых для невоенных целей конечными получателями, не связанными с военной отраслью. В качестве примеров:
- товары, предназначенные для гуманитарных целей;
- товары для медицинских и фармацевтических целей;
- товары для использования в устройствах гражданской коммуникации;
- товары, предназначенные для обеспечения кибербезопасности и информационной безопасности физических и юридических лиц, не связанных с Правительством РФ и др.
Под исключение также попадают товары, перемещаемые по специальным разрешениям, выданным компетентными органами ЕС, если контракт на их поставку был заключен ранее 26.02.2022. При этом, в зависимости от того, в каком разделе регламента ЕС они упомянуты, поставка может быть осуществлена до определенной даты: 27.05.2022, 01.05.2022 или до 28.03.2022.
Данные ограничения не учитывают страну происхождения товаров и распространяются на все товары, экспортируемые с территории Евросоюза.
При этом, в Интернете можно найти список товаров, в отношении которых ограничена транзитная перевозка через территорию ЕС, включая морские порты. Однозначной правоприменительной практики на этот счет пока не сложилось, поэтому импортерам рекомендуется заранее оговорить с отправителем и экспедитором необходимость получения уточнений в компетентных органах стран отправления и транзита, готовы ли они отправить этот груз в Россию. Товары повседневного обихода, например, лампы, мебель, посуда, смартфоны, планшеты, запчасти для автомобилей и строительные товары на момент написания данной статьи разрешены к поставке, однако, некоторые из них уже с определенными ограничениями по их максимальной стоимости.
Отдельно нужно отметить ограничения на поставку, введенные Регламентом Совета ЕС 2022/428 от 15.03.2022. Он устанавливает запрет на поставку товаров для компаний энергетического, промышленного и оборонного сектора РФ. В приложениях к Регламенту приводится список лиц и компаний, а также товары, попадающие под ограничения. Запрещен импорт в страны EC черных металлов российского происхождения, либо экспортированных из РФ. Отдельным списком приводится перечень «предметов роскоши», запрещенных к экспорту (продаже) всем физическим, а также юридическим лицам в РФ. В частности, в него попадают товары со стоимостью выше 300 евро: алкоголь, сигары, парфюмерия, одежда, ювелирные изделия; бытовые электроприборы — дороже 750 евро; электроника — дороже 1000 евро, спортинвентарь и т.п.
Аналогичные ограничения ввели Соединенные Штаты Америки и Великобритания, ограничив поставки предметов роскоши, включая судовые двигатели, снегоходы, квадроциклы, мотоциклы, некоторые легковые автомобили, в т.ч. электромобили.
Россия была исключена Всемирной торговой организацией (ВТО) из режима наибольшего благоприятствования, что приведет к росту таможенных пошлин на российские товары в других странах.
Когда производится расчет пошлины
Расчет лимитов и ставок налога на покупки за рубежом производится не в дату заказа или оплаты данного товара, а в день поступления посылок на таможню. Здесь важную роль играет время доставки отправлений.
Не стоит забывать о возможности избежания уплаты пошлины, разделив товары по разным отправлениям так, чтоб каждое из них подходило под утвержденные лимиты по весу и стоимости. Таможенная и налоговая служба в процессе расчета пошлин производят мониторинг заказов по ИНН покупателя. Это сопровождается определенными трудностями для покупателей, заказывающих товары с целью перепродажи, но помогает людям, проживающим по единому адресу и оформившим разные отправления каждый на себя. То есть для них лимиты будут рассчитываться отдельно.
При совершении приобретений за пределами России следует помнить, что пошлины – это не единственное, о чем необходимо знать. Иногда приобретение гаджета или игрушки за рубежом может грозить штрафными санкциями вплоть до уголовного наказания. Отдельные категории товаров вообще запрещены для ввоза или на них требуется сертификат, при чем это может быть как фрукт или овощ, так и букет цветов. Помимо этого, отправления могут быть потеряны и не доставлены до адресата.
Последствия введения пошлины на товары стоимостью свыше 500 евро
По мнению экспертов, такая политика неблагоприятно скажется на обществе. В связи с тем, что государство хочет повысить спрос на товары отечественных производителей, оно создает более жесткие рамки для импорта.
Более того Федеральная таможенная служба предложила с 2021 года начать облагать любые товары, купленные дистанционно пошлиной, независимо от суммы. Чиновники предполагают, что такое решение поможет увеличить бюджет страны на несколько десятков миллиардов, а отечественную торговлю в интернете сделает более конкурентоспособной.
Уменьшение порога пошлины, по словам заместителя руководителя ФТС Максимова Тимура, только начало крупной компании. Главной задачей является создание одинаковых условий для отечественной и трансграничной торговли в сети.
По статистике граждане России более 50 процентов товаров приобретают в Китае, 22 процента в странах Евросоюза и всего 12 процентов в Соединенных Штатах Америки.
Однако не все экономисты сходятся с мнениями представителей ФТС. Главный экономист БКС Владимир Тихомиров напротив считает, что введение таможенных пошлин не увеличит существенно бюджет страны, зато негативно скажется на покупателях, которые делают покупки в сети, в первую очередь, из экономии.
Какие остались схемы обхода?
В 90-е годы Япония и страны Европы смогли избавиться от большого количества устаревающих автомобилей, продав их в Россию. «Автохлам» (по меркам заграницы) везли в огромных количествах, и он составлял серьезную конкуренцию АвтоВАЗу и другим отечественным автопроизводителям. Со временем правила ввоза стали ужесточать, а посредники – придумывать все новые схемы обхода ограничений.
Самые популярные схемы уже неакутальны:
- «распил» или «конструктор» – когда автомобиль разбирали на части и буквально распиливали (хоть и очень аккуратно) кузов, чтобы ввезти в Россию как запчасти, которые под пошлины не попадали. Это опасная схема, потому что распиленный кузов даже после сварки теряет прочность;
- временный ввоз из Абхазии – в этой частично признанной республике очень низкие тарифы на растаможку авто, при этом в России на таком автомобиле можно ездить целый год (но лишь оформив авто на фирму в Абхазии). Похожие схемы действовали и с Арменией, но теперь она тоже входит в ЕАЭС и единое таможенное пространство с Россией;
- ввоз автомобиля по программе благотворительности – когда-то это было основанием для ввоза автомобиля в Россию без растаможки.
Сейчас эти схемы сильно ограничены – например, если раньше ГИБДД даже не могла выявлять иностранные госномера на дорогах через камеры, то теперь такая возможность есть. И при выезде за границу (например, по схеме временного ввоза авто) водителю предъявят все накопленные им штрафы. Кроме того, ввезенные через временную процедуру автомобили в России нельзя продать кому-то еще или посадить за руль другого человека.
Из более-менее легальных схем осталось следующее:
- ввоз на жителя Дальнего Востока. Каждый житель регионов ДФО вправе ввезти один подержанный праворульный автомобиль без обязательной установки терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Это не такая большая экономия (около 50 тысяч рублей), но сейчас намечается дефицит этих терминалов, а схему продлили до 3 декабря 2022 года;
- ввоз через жителя Белоруссии. В республике для ряда категорий населения есть право льготного ввоза автомобилей – со скидкой в 50% на таможенное оформление. На этом семьи строят целый бизнес, купленный через такого льготника автомобиль можно законно ввезти в Россию и за небольшие деньги (только установка системы ЭРА-ГЛОНАСС) переоформить уже на российские номера.
Правда, схема с Белоруссией постепенно закрывается – местные налоговики начали обращать на льготников особое внимание, и если те перепродают автомобили с выгодой, заставляют платить налог с нее. Новых схем для обхода нет и пока не предвидится – власти закрыли все возможные лазейки, чтобы россияне поддерживали исключительно отечественного производителя и покупали Lada Vesta по 2 миллиона рублей у дилеров
Новых схем для обхода нет и пока не предвидится – власти закрыли все возможные лазейки, чтобы россияне поддерживали исключительно отечественного производителя и покупали Lada Vesta по 2 миллиона рублей у дилеров.
Что меняется в законах
С 2020 года автомобильный рынок в России и по всему миру начал испытывать серьезный дефицит электронных компонентов, который не прекращается и до настоящего времени. А с февраля 2022-го российский рынок активно покидают крупные и не очень автопроизводители. С учетом того, что даже АвтоВАЗ не может полноценно наладить производство на своих конвейерах, ситуация в автопроме складывается неблагоприятная.
Как оказалось, многолетние усилия властей по локализации производства автомобилей не дали ожидаемого эффекта – даже у того же АвтоВАЗа производство в значительной степени зависит от импорта (по крайней мере по более современным линейкам Vesta и Xray). Производить автомобили без импорта может УАЗ, также сохранили объемы Haval и пару российских заводов иностранных брендов.
В такой ситуации было бы логично ослабить импортные ограничения. И здесь есть сразу две инициативы:
- в партии ЛДПР предложили отменить или минимизировать ввозные пошлины на автомобили физлицами и компаниями. В партии полагают, что отмена пошлин до 1 января 2024 года позволит частично решить проблему обеспеченности населения транспортом. Также в ЛДПР предложили временно снять ограничения на экологические классы выпускаемых автомобилей – разрешить выпуск авто стандартов ниже Евро-5 (и это уже вполне серьезно обсуждается);
- Минпромторг планирует легализовать параллельный (он же «серый») импорт автомобилей в страну. Это означает ввоз товаров (в данном случае – автомобилей) в страну без официального разрешения владельца прав на торговую марку. Такое послабление будет работать для запчастей ряда брендов, но власти планируют распространить его и на готовые автомобили. Например, уже предпринимаются попытки наладить ввоз в Россию автомобилей из стран Ближнего Востока (включая ОАЭ), которые на 20-30% дешевле авто для российского рынка.
Параллельно на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС) были обнулены таможенные пошлины на ввоз электромобилей на территорию союза. Однако исключение – ввоз электромобилей в Россию (то есть, работать это будет только для Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии). Для России с начала 2022 года ввозная пошлина на такие автомобили составляет 15% от таможенной стоимости.
Других новшеств в сфере растаможки автомобилей не предвидится – даже предложение ЛДПР об обнулении пошлин вряд ли будет рассматриваться всерьез. Несмотря на кризис, в приоритете по-прежнему остается отечественный автопром, а не интересы автомобилистов, и надеяться на снятие торговых барьеров пока не приходится.
Ввоз товаров и посылок без пошлин в РФ
2021 году граждане могут провезти товар, стоимостью не дороже 500 евро и не более 25 кг.
Указанное правило стало обязательным только для лиц, которые передвигаются с помощью наземного и водного транспорта. При осуществлении авиаперевозок, союз оставил действующее законодательство прежним. Самолетом, как и раньше можно перевозить груз на сумму до 10 тыс. евро (до 50 кг).
С 2021 года международная организация предусмотрела снижение порога более, чем вдвое, до 200 евро. Однако, союз предусмотрел отсутствие необходимости в количественных лимитах. Граждане смогут заказывать товар ежедневно, самое главное, чтобы стоимость одного отправления укладывалась в 200 евро.
Исчисление ввозной таможенной пошлины
Ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Согласно пункту 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
При несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе.
В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ТК ЕАЭС случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.
Пунктом 1 статьи 43 Договора о Союзе установлено, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Согласно пункту 4 приложения № 6 к Договору о Союзе установлено, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной, решениями Евразийской экономической комиссии.
Вопросы применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются приложением № 6 к Договору о Союзе, а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию ЕАЭС утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».
Что значит понятие «беспошлинный лимит»
Беспошлинный лимит представляет собой определенную сумму или вес посылки, в пределах которых вносить плату в бюджет России не требуется.
Например, в 2019 году этот показатель за иностранные посылки был равен 500 евро за одну посылку весом 31 кг. То есть, если приобретался пылесос ценой в 200 евро и весом 9 кг, то пошлина за посылку не начислялась, поскольку все параметры находились в пределах беспошлинного лимита. А вот когда человек заказывал компьютерный планшет стоимостью 650 евро, то пошлину необходимо было уплачивать, поскольку здесь образовывалось превышение лимита.
Кроме того, беспошлинный лимит зависит и т способа доставки посылок: наземным, воздушным транспортом или почтой. К примеру, если тот же самый планшет ценой в 650 евро доставили самолетом, то покупателю не нужно вносить плату пошлины, поскольку беспошлинный лимит по сумме за такой способ доставки посылок находится в пределах суммы 10 тысяч евро.
Расчет лимитов и пошлин производится за 4 способа доставки посылок:
- Воздушным транспортом.
- Наземным транспортом или пешком.
- Организациями-перевозчиками.
- Почтовыми посылками.
Кроме того, до 2020 года беспошлинный лимит применялся относительно общей суммы приобретений за один календарный месяц. Теперь же его расчет производят за каждое отправление в отдельности и не зависит от их числа.