Уровни образования в России. Уровни профессионального образования

Три уровня образования, характеристика

Современное высшее образование в Российской Федерации можно разделить на.

  • бакалавриат;
  • специалитет / магистратуру;
  • подготовку кадров высшей специализации.

Бакалавр

Степень бакалавра — это степень, присуждаемая студентам высших учебных заведений после приобретения и подтверждения знаний по выбранной специальности. Степень бакалавра может быть присуждена студентам:.

  • одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
  • выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам.

Степень бакалавра может быть переведена на следующий уровень образования после сдачи специального экзамена.

Степень бакалавра является полным высшим образованием и дает выпускникам все знания, необходимые для начала профессиональной карьеры. Продолжительность обучения на степень бакалавра составляет четыре года для выпускников 11 классов и три года для выпускников средних профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является международно признанной степенью и не требует специального подтверждения в других странах мира, что позволяет выпускникам продолжить обучение или найти работу за рубежом.

Магистр

Степень магистра — это вторая степень высшего образования, которая готовит узкоспециализированных специалистов. Продолжительность обучения в аспирантуре составляет два года. Чтобы быть принятым, студенты должны пройти конкурсы и специальные экзамены, определяемые университетом. Выпускники (после четырех лет обучения) и специалисты (после 5-5,5 лет обучения) могут подавать заявления на магистерские программы. Также возможно зачисление на программы последипломного образования в других учебных заведениях. Нет никаких ограничений. Выпускники и специалисты, не попавшие на бюджет, могут стать платными мастерами. Диплом об окончании аспирантуры дает право на продолжение обучения в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в аспирантуре, а также студенты, обучающиеся на бакалавра, имеют право на отсрочку от службы в армии.

Специалист

Это традиционный уровень высшего образования в России, который до сих пор существует в нашей стране, несмотря на Болонский процесс. Специализированное обучение включает в себя базовое образование и специализированную подготовку по выбранной специальности.

Поступление в специализированный вуз обычно основывается на результатах ЕГЭ. Период исследования:.

По окончании специализации выпускники могут подать заявление на получение диплома об окончании аспирантуры или программы последипломного образования. Специалитет — это второй цикл высшего образования в России, эквивалентный программе магистратуры. Поэтому специалисты не могут финансово участвовать в программах последипломного образования. Она считается второй степенью высшего образования. В то же время специалисты могут участвовать в программах последипломного образования, которые недоступны при наличии степени бакалавра. Дипломы специалистов традиционно высоко ценятся в России, но не находят понимания у иностранных работодателей, что затрудняет поиск работы за пределами страны.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Структура

Учреждения – главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Дополнительное образование

Под дополнительным образованием российское законодательство подразумевает возможность человеком получения дополнительных знаний для удовлетворения и развития своих творческих способностей и потребностей. Одной из ключевых характеристик дополнительного образования считается то, что по итогам прохождения обучения, человек не получает определенного уровня образования.

В то же время, само по себе дополнительное образование может подразумевать выдачу каких-либо документов, подтверждающих факт прохождения учебной программы и результаты получения образования. При этом существуют отдельные дополнительные профессиональные направления образования, которые прямо регулируются действующим российским законодательством. Например, получение подобного образования может быть необходимо для работы в некоторых сферах, связанных с повышенной опасностью или охраной окружающей среды.

Необходимая степень образования при трудоустройстве

Сейчас бытует много мнений о том, что дипломы больше не котируются, и работодатель на них не обращает внимание. Безусловно, работодателю важнее, чтобы человек умел работать, но диплом для него важен

По нему он может судить о том, как человек учился — предполагается, что такое же у него будет и отношение к работе. Если же углубляться в формальности, то такой документ нужен для проверок. Специальные надзорные органы следят за тем, чтобы у сотрудников было образование и специальность, позволяющая занимать рабочую позицию в организации. 

Поэтому при трудоустройстве обязательно спросят о степени образования и попросят документ, который это подтвердит. Не стоит этого бояться, и не нужно беспокоиться, что ваше образование не подойдет. 

Для каждой профессии сотруднику необходимо иметь определенные навыки и знания, которые он получает все больше с каждым новым этапом образования. Для примера можно рассмотреть трудоустройство на позицию дворника – ему для этого необходимо получить общий уровень образования. А вот рабочие технических сфер деятельности, например, слесари или наладчики оборудования, могут быть приняты на работу только в том случае, если они получили специальное образование.

Вне зависимости от профессии, сотрудник должен предъявить работодателю  документы о соответствующей степени или квалификации профессии. 

Последипломное образование

Некоторые специальности, например, врача, предполагают кроме
специалитета или магистратуры, еще и постдипломное образование, для более
полного уровня знаний и навыков. В медицинских вузах — это интернатура и
ординатура, в области искусств — ассистентуры-стажировки, в науке и педагогике
— аспирантура или адъюнктура в высших военных учебных заведениях.

Интернатура

Это форма последипломного обучения выпускников медицинских
вузов, по итогам которого они могут начать работать. Год они проходят практику
в медучреждении.

Ординатура

Это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в
области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются
обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение
длится 2 года.

Это сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с
практикой в медицинских учреждениях. Ординатор сдает трехступенчатый
квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и
присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских
учреждениях.

Ассистентура-стажировка

По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться
выпускники специалитета или магистратуры в области искусств. Срок обучения не
превышает двух лет.

Выпускная работа в зависимости от специализации — выступление, концерт, показ, выставка,
фильм и т.д. По окончании ассистентуры-стажировки
выдается диплом об окончании с присвоением квалификации («Концертный
исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и
преподавательской деятельности.

Аспирантура

Это форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру
могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает
образовательную часть, педагогическую деятельность, практику,
научно-исследовательскую работу. Аспирантура бывает очная и заочная.

Учиться в аспирантуре можно бесплатно, если есть места в конкретном вузе и хорошо сданы экзамены.

Аспиранты обязательно выбирают научное направление и тему исследования
для своей диссертации. Необязательно
поступать в аспирантуру на свою специальность. Поступить
можно на любую специальность, кроме медицинской.

Обучение на очной форме длится не менее трех лет, на заочной
– не менее четырех. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением
квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»).

По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата
наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Как сообщается сообщается на сайте «Главный государственный экспертный центр оценки образования»,  получить степень кандидата наук можно без
прохождения обучения в аспирантуре. Для этого специалист и магистрант может быть переведен на научные
должности и в течение трех лет подготовить диссертацию. После
защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Докторантура

Обучение сроком до трех лет и подготовка докторской
диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Дает возможность
получать стипендию, пользоваться оборудованием учебного заведения.

Также докторскую степень можно получить без прохождения
обучения при работе на научной должности и подготовки докторской диссертации в
течение дву лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени
доктора наук.

Структура высшего образования в России (три ступени)

В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.

Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:

  • Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
  • Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
  • Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.

Исключение составили два ведущих вуза страны: МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ. Они могут разрабатывать собственные образовательные программы, поскольку им изначально был присвоен особый статус научно-образовательных центров.

По принятии образовательных стандартов нового поколения система высшего образования была разделена на три ступени:

Бакалавриат

Бакалавриат первая ступень учебы

Это первая ступень, куда учащиеся зачисляются на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Продолжительность обучения составляет 4 года для выпускников 11 классов и 3 года (чаще всего) для выпускников колледжей и техникумов. Последние зачисляются туда на основании диплома и внутренних вступительных испытаний. После окончания бакалавриата существует возможность перейти на следующую ступень образования, которое можно продолжить не только в российских, но и в зарубежных вузах.

Магистратура и специалитет

Специалитет являлся основной формой образования высшего уровня в РФ до сентября 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему, подписав соответствующую декларацию. Хотя форма специалитета успешно применяется некоторыми вузами страны до сих пор. Поступление на специалитет осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Обучение продолжается 5 лет (очная форма) или 6 лет (заочная форма). Выпускник дальше может поступить как в магистратуру (только на платной основе), так и сразу в аспирантуру. Эта форма образования считается достаточно престижной в России, но за рубежом найти работу с дипломом специалиста будет проблематично, поскольку там подобная форма не практикуется.

Магистратура является второй ступенью в высшем образовании, продолжительность обучения в ней составляет 2 года и дает студентам возможность глубже погрузиться в выбранную ими специализацию. Поступление в магистратуру происходит по итогам сдачи внутреннего экзамена при наличии диплома бакалавра или специалиста. Обучение не Обучение может быть на бесплатной основе (если успешно пройден этап конкурсного отбора) или на платной (в остальных случаях). Его не обязательно продолжатьв том же вузе, где получалась предыдущая ступень. Магистратура, так же, как и бакалавриат позволяет получить отсрочку от службы в армии.

Аспирантура

Аспирантура уровень высшего образования

Представляет собой особый уровень образования в России. После успешного завершения аспирантуры обучающемуся присваивается научная степень кандидата наук.

Также существуют две формы обучения – бюджетная и платная. Поступление на бюджетную форму возможно только после окончания специалитета. Продолжительность обучения составляет 3 года (очная форма) или 4 года (заочная форма). На время обучения в аспирантуре предоставляется отсрочка от армии.

Благодаря введению новых образовательных стандартов, обучающиеся могут изначально поставить себе конкретную цель и постепенно идти к ней, минуя ступень за ступенью. Также стали понятны и очевидны различия между каждой ступенью, и студент может остановиться по окончании любой из них.

Система образования в России. Бакалавр, магистр, специалист…

Реформы
в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием
федерального Закона “Об образовании”. Он узаконил новые для нас понятия:
бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая
сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую
систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться –
по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам
новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью
выбора.

Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас принятым в 1996 г. федеральным Законом “О высшем профессиональном и
послевузовском образовании
“. В соответствии с ним высшее образование
включает три ступени:

  • первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года,
  • вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4
    года,
  • третья ступень – с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель – “дипломированный специалист” со сроком подготовки 5 лет и новая – “магистр” со сроком подготовки 6 лет.

А теперь – подробнее о бакалавре – кто он. В действующей системе образования
это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в
терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению).
Звучит замысловато, но означает очень простую вещь – он получил
фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации – ведь
учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п.7
ст. 6 вышеупомянутого Закона – занимать все те должности, для которых их
квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.
А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых,
специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в
конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после
вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во
многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и
другим специальностям, “голод” по которым еще долго не будет утолен). В
худшем случае, продолжать “грызть гранит” наук самостоятельно – если вуз
дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку – должны
справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования – на
то она и многоуровневая.

Во-вторых
– продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть
выбор – если решили получить квалификацию “дипломированный специалист”, то
учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически
обучение “за партой” длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа –
дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации –
магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной
работы – магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени
магистра.

Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о
выборе личной образовательной траектории.
А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня
профессиональной подготовки:

  1. Этот вид квалификации ( в отличие от “дипломированного специалиста” принят
    по международной классификации и понятен работодателям во всем
    мире),

  2. Фундаментальность подготовки, изначальная “несуженность” ее позволяет, при
    необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с
    ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так,
    что позволяют всего за год перейти к одной из целого “веера” совместимых
    профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней
    программе “специалиста” придется получать новую профессию по программе
    второго высшего образования за 2 – 2,5 года.
  3. Всего через 4 года после поступления можно приступить к професиональной
    деятельности, т.е. обрести экономическую
    независимость.

И
еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией
“специалист” получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда
только платное.
Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля
продолжает образование по программе третьего уровня – т.е. бесплатно
(разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные
места).

И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный
работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки.
Парадокс? – Нет, просто для так называемой офиссной работы ему нужен просто
образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать
всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет
человек со степенью бакалавра.

В России мало иностранных студентов

Для России характерен сравнительно невысокий процент зарубежных студентов. И на высоких уровнях образования их доля перед пандемией была особенно удручающе невелика. Причём тут надо учесть, что из обучающихся в России зарубежных студентов почти половина (49%), по оценке ОЭСР, прибывали в Россию из соседних государств, то есть в основном из стран бывшего СССР.

Российское образование по данным ОЭСР: интернационализация

4,2% иностранных студентов на всех уровнях высшего образования

6,8% в среднем по ОЭСР *

5,6% иностранных бакалавров

4,8% в среднем по ОЭСР

5,6% иностранных магистрантов

14% в среднем по ОЭСР

8,6% иностранных аспирантов

22,1% в среднем по ОЭСР

8,8% иностранных студентов приехали из стран с низким доходом **

2,9% в среднем по ОЭСР

* Данные 2019 года для всех стран.

** ОЭСР использует классификацию Всемирного банка. К странам с низкими доходами относят те, где на душу населения приходится ВВП менее 1046 долларов США.

При этом для большинства стран в статистике ОЭСР аспирантура — самый интернациональный уровень высшего образования.

Справка

К списку

Структура среднего образования

  • История среднего образования в России
  • Школьное образование в XXI веке
  • Виды общеобразовательных учреждений
  • Начальное общее образование
  • Основная школа
  • Старшие классы

Школьное образование в XXI веке

Согласно Конституции РФ, начальное и основное общее образование в школе является обязательным для всех. Основной закон, регулирующий
нормы среднего образования — Федеральный закон «Об образовании».

Среднее образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки.

Условия обучения

Обучение детей в образовательных учреждениях начинается с возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по
состоянию здоровья, но не позже восьми лет.

По заявлению родителей школа вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте.

Полный курс обучения в современной российской школе занимает 11 лет. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего
образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.

Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Он делится на четыре четверти с каникулами или на три триместра,
разбитых на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами.

В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Ученик, который
не может пройти аттестацию, может быть оставлен на второй год.

  • В школах преподаются предметы четырех групп:
  • гуманитарные предметы,
  • естественнонаучные предметы,
  • точные предметы,
  • предметы по искусству.

Также практически все школы предоставляют ученикам возможность получения дополнительного образования: кружки, спортивные секции.

Уроки длятся 40-45 минут, перемена — 5-20 мин. Для тех учеников, у кого нет возможности отправиться домой, существуют группы
продленного дня, где можно остаться после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность приготовления уроков).

В России пятибалльная шкала оценок.

Каждая школа обязана иметь свой устав, определяющий права и обязанности учащихся. По решению органа управления за неоднократно
совершенные грубые нарушения устава допускается исключение из школьника, достигшего возраста пятнадцати лет. Оно применяется,
если меры воспитательного характера не дали результата и пребывание учащегося в школе оказывает отрицательное влияние на других,
мешает нормальной работе.

Обучение в государственных средних школах является бесплатным, однако учебные пособия приобретаются за счет родителей ребенка.

Ступени среднего образования

  • Среднее полное образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года,
  • II ступень (основное общее образование) — 5-6 лет,
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

После окончания 9 класса школьник получает аттестат об основном общем образовании. Этот документ дает право продолжить образование в
школе либо поступить в среднее профессиональное образовательное учреждение.

После 11 класса выпускник получает аттестат о полном среднем (общем) образовании и право на поступление в учреждения высшего
профессионального образования.

Полезная информация?

Слово эксперту
Школы, гимназии, лицеи Петербурга
Выставки и форумы
Справка
Новости
Статьи
Вопрос-ответ

ГлавСправ 2009–2022

Любое копирование и воспроизведение информации допускается только с письменного согласия редакции проекта.
Администрация ресурса не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 | 
Глоссарий
 | 
О проекте, контакты
 | 
About us

Направленность образовательной программы

Направленность образовательной программы — ϶то обобщенное определение эффекта — результата образовательной программы, определяющее ее содержание, технологии, методы, формы организации образовательного процесса.

В соответствии с Законом ʼʼОб образованииʼʼ общеобразовательные программы ориентированы на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от степени образования (уровня программы), но, в любом случае, ϶ определенный, единый объем предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий социальную адаптацию и профилизацию личности.

Этот аспект определения ориентации образовательной программы на результат в связке ʼʼцель-результатʼʼ повлиял на создание модельного подхода к оценке деятельности образовательного учреждения, его результативности, в котором доминирует знание конечного результата образования. Необходимо соотнести уровень и тенденцию образовательной программы с учебными намерениями, расписанием занятий, что подтверждает выполнение программы. Проведение итоговых, тестовых и других срезовых работ может помочь выявить уровень подготовки студентов и реализацию образовательной программы.

Оценить образовательную программу учреждения можно, сравнивая ее цели с достигнутыми результатами.

Формулировка цели образовательной программы должна быть как можно более простой, настолько точной и определенной, чтобы можно было легко определить степень ее реализации и построить совершенно определенный дидактический процесс, достигающий ее в данный момент времени. К сожалению, такая формулировка цели не совсем уместна в образовании. Невозможно снять из образовательного процесса с живого человека (учителя, ученика), со всеми аспектами егο настроения, предрасположенности, темперамента и т.д.

Кроме того, на практике есть немало примеров, когда четко сформулированные цели не дают результатов или приводят к нестандартным результатам. Поэтому, говоря о результатах работы образовательного учреждения, необходимо вспомнить не только о степени активности или пассивности самих учащихся, их стремлении к достижению результата, но и о том, что на результат оказывает большое влияние большое количество других, косвенных моментов. Нередко результат не является немедленным — эффективность педагогического действия может актуализироваться спустя несколько лет. Как следствие, цепочка «ʼʼрезультатʼʼ не должна трактоваться прямолинейно и упрощенно. Образование по своей природе причинно неопределенно, и соответствие между целями образования и ᴇᴦο эффектами многомерно.

Задача отдельного учебного занятия, задача образовательной программы конкретного преподавателя может и должна быть сформулирована четко, однозначно и, следовательно, диагностично. Но чем выше уровень управления образовательным учреждением, тем ᴛᴇ больше изменчивость, неопределенность системы и ᴛᴇᴍ более совместными обязаны быть задачи. Поэтому выводы о соответствии эффектов поставленным целям имеют все шансы быть получены только через групповой анализ (результатов, процесса, соответствия начального и конечного состояния системы) по всем фронтам социально-педагогического института, но не через простое сравнение формулировки цели, принятой за некий идеал, и искусственно выделенных конечных эффектов её реализации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий