Вежливость вредит карьере? Результаты научного исследования

Содержание

В важность исследования Научный вывод состоит в том, что это ключ к получению новых знаний и решению проблем, которые позволяют продвигать общество и выживать человеку. Без исследований не было бы никаких очень важных достижений для людей, таких как лекарства, телескопы, средства транспорта, средства массовой информации или путешествия в космос. Научные исследования – один из важнейших элементов нашей культуры и, без сомнения, тот, который больше всего продвинул мир за последние столетия

Благодаря изобретению научного метода и его приложений наша повседневная жизнь полностью изменилась, что повысило наше благополучие и положило конец всевозможным проблемам, которые ранее затрагивали весь мир

Научные исследования – один из важнейших элементов нашей культуры и, без сомнения, тот, который больше всего продвинул мир за последние столетия. Благодаря изобретению научного метода и его приложений наша повседневная жизнь полностью изменилась, что повысило наше благополучие и положило конец всевозможным проблемам, которые ранее затрагивали весь мир.

Однако сегодня многие люди до сих пор не знают, зачем нужны научные исследования. На государственном уровне многие страны не вкладывают достаточно средств в эту сферу; а некоторые люди даже зашли так далеко, что категорически отвергли науку.

В этой статье мы увидим важность научных исследований в нескольких различных областях, чтобы мы могли немного лучше понять, для чего используется этот способ сбора данных и какое влияние он оказывает на различные области нашей жизни

Оценка профессиональных рисков: что изменилось в нормативной базе

Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.

Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью при воздействии на работников вредных и опасных производственных факторов.

Оценка профессиональных рисков перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.

Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда

Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда: обзор НПА

Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.

Пример

Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

  • устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
  • применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.

Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

Обратите внимание! Продолжать работы на рабочих местах, имеющих критические риски для здоровья, возможно только после проведения мероприятий по изменению производственного процесса и условий проведения работ, обеспечивающих исключение или уменьшение воздействия вредных и (или) опасных факторов до уровня допустимого и разработки соответствующей нормативно-правовой или технической документации.

Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.

Как регламентируют исследования на животных?

Многие ученые считают, что современный уровень биомедицины не позволяет перестать использовать животных в лабораториях. Директива Евросоюза 2010 года призывает использовать альтернативные методики исследования там, где это возможно. С точки зрения биоэтики крайне желательно отказаться от экспериментов, в которых наносят вред живым существам.

Во всем мире более 115 млн животных страдают и умирают во время опытов. По данным на 2015 год, около 29 млн животных в год участвуют в экспериментах в США и странах Евросоюза (из них 80% — крысы и мыши). Это в два раза меньше, чем в 1970-х, однако в последние 10 лет спад приостановился.

В России регламентация есть только в виде санитарных правил, которым должны следовать виварии — места содержания лабораторных животных. До сих пор в стране не принят закон, который определяет правила гуманного обращения с животными в научных и исследовательских целях, а не только в быту.

Вариант 2

Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал: «Будьте осторожны со своими желаниями…» В реальной жизни то, что рисует фантазия, может иметь нежелательные последствия. Работа ученого требует больших знаний, терпения и, конечно, ответственности. Многие открытия и изобретения можно употребить как во благо, так и во зло. Это зависит от того, в чьи руки попадет изобретение. Как правило, люди алчные, властолюбивые, не заботятся о благе окружающих. Для них главным является собственное благосостояние. Иногда ученый должен пожертвовать своим тщеславием и сохранить открытие в тайне, чтобы оно не оказалось в руках жестоких и беспринципных рвачей. Страшно, когда сам ученый оказывается циничным и жестоким человеком.

В произведении Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой» главным героем является умный, благородный человек капитан Немо. Познав на Земле человеческую жестокость, горечь утрат, он большую часть жизни проводит под водой. Вместе с единомышленниками он построил подводную лодку «Наутилус», которая стала его домом. Судно было оборудовано по последнему слову техники. Немо использовал дары природы для всех нужд. Электричество, пищу, одежду капитану и его команде давал океан. Наученный горьким опытом Немо не торопился делиться своими открытиями и изобретениями с людьми. Его можно понять: страшно представить, на что еще способны люди, убивающие ни в чем не повинных женщин и детей. Если в их руки попадет аппарат, повышающий человеческие возможности, то они употребят его только на удовлетворение своих непомерных амбиций, наживы, порабощения других людей.

Эту мысль подтверждает и произведение А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Ученик профессора воспользовался ситуацией для достижения мировой славы и богатства. В свое время Доуэль завещал свое тело после смерти науке. Приступ астмы, случившийся у профессора, позволил Керну провести научный эксперимент, воспользовавшись беспомощностью Доуэля. Он позволил профессору умереть, после чего отделил гениальную голову от тела и присоединил к аппарату, поддерживающему жизнедеятельность головы. После этого он заставляет бывшего руководителя продолжать эксперименты, которые намерен выдать за свои. Ведь для всех Доуэль мертв. Поступок Керна говорит о полном отсутствии у него моральных принципов. Он жесток, беспощаден, тщеславен. Желание присвоить себе открытия и знания своего руководителя толкают его на преступление. Профессор Доуэль также виноват в том, что с ним произошло. Увлекшись научными изысканиями, он перестал контролировать ситуацию, он не понял, что за человек находится рядом с ним. Это стоило ему жизни, а его открытие попало в руки нравственно нечистоплотного человека.

В наше время медицина достигла высоких результатов в области трансплантации человеческих органов. Идет настоящая борьба за доноров. Находятся люди, которые идут на преступления, чтобы продать требующиеся органы. Стремление к богатству становится движущей силой и целью жизни этих людей. Ради материального благополучия они способны даже на убийство.

Данные примеры подтверждают мысль о том, что ученый, совершивший открытие, должен отвечать за его последствия. Андрей Сахаров, создавший страшное по своей разрушительной силе оружие, оставшуюся часть жизни боролся за прекращение гонки вооружений, желая оградить человечество от смертоносного изобретения.

Этические советы для научных исследований

Среди типов этического совета, который может быть получен в ходе научных исследований, выделяется экологический совет.

Это характерно для областей окружающей среды и ее причинно-следственной связи с проводимыми исследованиями, адаптируя логистику к минимизации ее воздействия на окружающую среду..

Это также очень важный организационный совет, в котором рассматриваются качества, критерии и суждения административной области вокруг исследовательского проекта..

Эта область рекомендаций оказывает гораздо большее влияние на принятие решений о применении новых технологий или инвестировании ресурсов..

Навыки коммуникации

В любом бизнесе коммуникативные навыки абсолютно необходимы. Возможность делиться информацией в устной и письменной форме является неотъемлемой частью любой работы, где нужно взаимодействовать с другими людьми.

Независимо от того, предоставляете ли вы продукты или услуги, ваши клиенты всегда должны в центре вашего внимания. Работа с клиентами включает в себя быстрое реагирование на запросы, предоставление как можно большего количества информации и предоставление продуктов или услуг, которые ценят клиенты. Примеры включают:

  • Быстрое и эффективное решение вопросов и жалоб клиентов;
  • Внедрение процессов для отслеживания удовлетворенности клиентов.

Командная работа предполагает установление прочных партнерских отношений с коллегами и внешними сторонами. Способность работать над достижением общей цели, при этом отодвигая в сторону личные интересы и отношения, это ключевая компетенция для многих отраслей. Примеры развитых навыков командной работы включают:

  • Выражение интереса к чужому опыту и идеям;
  • Уважение к личности, опыту и мнению других людей;
  • Умение ставить общие интересы выше собственных;
  • Работа над созданием прочных каналов связи с коллегами.

Читайте больше об этой компетенции в нашей статье Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»

Одна из важных сторон навыков коммуникации – это умение грамотно общаться с клиентами. Это не просто клиентоориентированность, но совокупность вежливости, открытости, грамотной и правильной речи, и оптимизма

Важно уметь управлять отношениями с клиентами. Развитие клиентской лояльности и обеспечение превосходного обслуживания являются важными качествами, которые ищут работодатели

Примеры включают:

  • Грамотное общение с клиентами для повышения качества обслуживания;
  • Обеспечение взаимодействия с клиентами всегда вежливо и позитивно.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать и управлять эмоциями – как собственными, так и эмоциями других людей. И если раньше работодатели ценили только профессионализм работников, то сейчас на первое место выходит их способность эффективно и безконфликтно взаимодействовать с коллегами и клиентами. Без развитого эмоционального интеллекта это невозможно. Примеры этой компетенции включают:

Способность распознавать и регулировать свои эмоции и поведение на рабочем месте;
Способность распознавать эмоции и точки зрения других и принимать их во внимание.

Больше информации по этой компетенции вы найдете в наших статьях Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

В некоторых профессиях работникам постоянно требуется убеждать людей принять иной образ мыслей и инициировать какое-то действие. Это может быть изменение способа работы или подписание контракта. Методы убеждения очень важны для таких профессий, как продажи или маркетинг, а также для профессионалов, занимающих управленческие должности. Примеры включают:

  • Успешное решение ключевых проблем и представление взаимовыгодных решений;
  • Построение успешных отношений для обеспечения поддержки во время переговоров.

Умение общаться четко и лаконично посредством письма является важным навыком по ряду причин. От вас может потребоваться составление отчетов или подготовка корреспонденции

Даже общение с коллегами и партнерами часто осуществляется по электронной почте, поэтому важно уметь донести то, что вам нужно, лаконично и эффективно. Примеры включают:

  • Использование краткого, ясного, подходящего языка;
  • Умение четко структурировать мысли;
  • Владение деловым стилем письма.

Профессионалы должны уметь эффективно общаться с людьми. Демонстрация того, что вы можете передавать сложную информацию любой аудитории, очень ценится работодателями. В любом устном общении вы всегда должны следить за тем, чтобы вы говорили грамотно и четко, чтобы вас легко поняли. Примеры включают:

  • Умение говорить четко и в нужном темпе;
  • Поддержание зрительного контакта для удержания внимания слушателей;
  • Умение выбирать нужный стиль общения.

Знание техник личной эффективности

Успешные работники владеют техниками личной эффективности и постоянно стараются их развивать. А неуспешные работники работают, как все, и результаты у них, как у всех, средние. Эффективный работник – это работник, который не только трудится над повседневной работой и обязанностями, но и находит время на свои будущие планы и дела, регулярно развивается и совершенствуется.

Сегодня, работая с людьми, занимающими разные позиции, я даю всем одно задание: опиши свой стандартный день и расскажи, что ты делаешь. В большинстве случаев люди проводят как минимум 40-60% своего рабочего дня неэффективно. У эффективно работающего человека всегда есть время для дополнительных проектов, работы, профессионального и карьерного роста.

Простое умение концентрироваться дает мощнейший выигрыш во времени

Обратите внимание на людей вокруг себя в офисе: кто-то делает работу и углубляется в нее, ничего не видя, кроме нее, и заканчивает ее за час. Другой сотрудник такую же работу может выполнить за три часа, отвлекаясь на социальные сети, реплики коллегам, разговоры

И качество работы разительно отличается. Первый, сэкономив два часа времени, может потратить его на дополнительную работу либо на свое совершенствование, а второй и устает больше, и выполняет меньше. А как можно повышать того, кто не может управлять даже своим временем? Сможет ли он управлять энергией и временем своих подчиненных? И насколько будут эффективны сотрудники такого руководителя?

Что делать? Определите себе цель на год: за 12 месяцев стать обладателем 12 новых техник личной эффективности. Каждый месяц – новая привычка.

Простой пример: человек, умеющий печатать десятью пальцами, может сэкономить двадцать минут времени каждый день. Всего двадцать минут. На первый взгляд кажется мало. Но, если принять, что в году 250 рабочих дней, то получаем 5000 дополнительных минут в год или 83 часа. А если за час прочитывать тридцать книжных страниц, то в год это 2500 страниц, то есть десять книг. Подумайте: только одна привычка – сэкономить в день двадцать минут – за год подарит вам десять книг!

А теперь подумайте над тем, что будет, если вы за год будете обладателем двенадцати привычек. Каких? Именно тех, которые экономят время: планирование дня и недели, быстрое печатание, лаконичность в разговорах по телефону… Перефразирую известную пословицу применительно к личной эффективности, можно сказать, что минута час бережет.

– Борьба с болезнями

Когда мы думаем о влиянии науки, первое, что приходит на ум, – это медицина. Благодаря исследованиям мы смогли полностью искоренить болезни, которые когда-то вызывали миллионы смертей во всем мире; и мы уменьшили влияние других людей, которых мы еще не смогли полностью устранить.

Например, открытие пенициллина и антибиотиков помогло нам снизить смертность от инфекций, вызванных бактериями, которые когда-то были одной из основных причин ежегодной смертности.

Сегодня исследования больше сосредоточены на решении таких проблем, как рак или нейродегенеративные заболевания, поскольку за последние десятилетия их объем значительно сократился.

Анализ результатов исследования

Анализируя результаты практического исследования, автор сравнивает их с уже имеющимися в науке

Важно учитывать тут не только итоговые результаты, но и промежуточные

В ходе анализа могут обнаружиться ошибки или результаты, которые противоречат друг другу (объяснять эти ошибки и противоречия автор будет в выводах). Часто такое бывает, когда использовались разные методы исследования.

Выбор методов анализа результатов зависит от конкретной дисциплины:

  • статистические методы анализа;
  • описание корреляционных связей между изучаемыми переменными;
  • корреляционный, дисперсионный или факторный анализ для проверки исследовательских гипотез.

Для обработки массивных данных полевых исследований используются специальные программы — Vortex, SPSS, Statistica. Но для обработки результатов исследования в небольших работах, например, в курсовой, достаточно будет и обработки в Exsel.

Что такое гуманная наука?

В 1959 году зоолог Уильям Рассел и микробиолог Рекс Берч опубликовали «Принципы гуманной экспериментальной техники» об этических аспектах исследований на животных. Они утверждали, что все эксперименты на животных должны включать, насколько это возможно, три компонента — три R:

Источник

  • Replace — замена сознательных, живых позвоночных на неразумные альтернативы.
  • Reduce — уменьшение количества опытов с использованием животных.
  • Refine — улучшение методики, которое должно свести к минимуму частоту или тяжесть страданий подопытных животных.

«Правило трех R» международным научным сообществом. Почти все, кто используют в своих экспериментах животных, говорят, что согласны с принципом, а замена должна происходить везде, где это возможно. Многие из тех, кто выступают против использования животных в научных процедурах, также согласны с этим принципом — но обеспокоены тем, что эти правила не всегда соблюдаются на практике.

2.3.1. Основные направления изучения категории вежливости.

Интерес к проблемам межкультурной коммуникации и национально-культурной специфике поведения, характерный для последних десятилетий, сопровождается все возрастающим научным интересом к вежливости, являющейся важнейшей категорией коммуникативного сознания.

Возросший интерес к категории вежливости указывает на важность этого вопроса в человеческих взаимоотношениях в целом и в межкультурном общении в особенности. Как уже отмечалось, в процессе коммуникации происходит не только обмен информацией, но также демонстрируются отношения собеседников друг к другу, устанавливаются, поддерживаются, прекращаются социальные контакты. В этой связи исследователи предлагают выделять трансакциональное общение, ориентированное преимущественно на передачу информации, и интеракциональное общение, целью которого является установление и поддержание межличностного контакта, достижение взаимопонимания, гармонии в общении

Для второго типа общения в данной книге мы используем термин межличностное общение

В этой связи исследователи предлагают выделять трансакциональное общение, ориентированное преимущественно на передачу информации, и интеракциональное общение, целью которого является установление и поддержание межличностного контакта, достижение взаимопонимания, гармонии в общении . Для второго типа общения в данной книге мы используем термин межличностное общение.

Вежливость как предмет научного исследования традиционно связывают с культурой речи, речевым этикетом, которым уделяется большое внимание. В последнее время наблюдается тенденция выделять вежливость в отдельную научную проблему, к которой проявляют интерес специалисты многих гуманитарных наук, таких как психология, этнопсихология, культурология, антропология, психолингвистика, социолингвистика, прагматика, прикладная лингвистика, коммуникация и др., и это не случайно, так как данная категория может рассматриваться только на междисциплинарном уровне и в межкультурном аспекте. Толчком к изучению вежливости в межкультурном аспекте послужила ставшая хрестоматийной монография П

Браун и С. Левинсона Politeness: Some universals in language usage и их более ранняя публикация Universals in language usage: politeness phenomena

Толчком к изучению вежливости в межкультурном аспекте послужила ставшая хрестоматийной монография П. Браун и С. Левинсона Politeness: Some universals in language usage и их более ранняя публикация Universals in language usage: politeness phenomena .

За последние 25–30 лет появилось большое количество статей, монографий, диссертаций по вопросам вежливости и различным аспектам ее изучения, в том числе в разных культурах . Журнал «Journal of Pragmatics» посвятил этой теме специальные выпуски (14:2, 21:5).

Категория вежливости является предметом изучения многих гуманитарных наук и исследуется в различных направлениях. Отдельный раздел Politeness стал неотъемлемой частью монографий по прагматике , социолингвистике , антропологической лингвистике , межкультурной коммуникации . Большой интерес представляют исследования сопоставительного плана, поскольку только в результате сопоставления можно выявить особенности коммуникативного поведения, различия в стратегиях вежливости .

Начало нового тысячелетия ознаменовалось публикацией новых фундаментальных работ в этой области, посвященных анализу существующих концепций и дальнейшей разработке теории вежливости , рассмотрению вежливости в гендерном и социолингвистическом аспектах , выявлению национально-культурной специфики вежливого общения в разных странах, в частности, в Турции, Греции, Японии, в ряде европейских и латиноамериканских стран (см. , а также изучению вежливости в сопоставительном межкультурном аспектке . С созданием в 2005 году международной исследовательской группы Linguistic Politeness Research Group начал издаваться специальный журнал по проблемам вежливости Journal of Ро1itеnеss Research.

Российские исследователи также все чаще обращаются к данной проблеме . В той или иной степени вежливость в русском языке рассматривалась в сопоставлении с английским, итальянским, немецким, польским, монгольским, кабардинским языками .

Все эти многочисленные публикации свидетельствуют об огромном интересе, который вызывает у исследователей данная проблема, о ее важности, многоаспектности и в то же время об отсутствии единства во взглядах на то, как следует определять вежливость, что она собой представляет и каковы механизмы ее действия в различных культурах

Апробация и внедрение на практике результатов исследования

Практическая деятельность является критерием истинности, именно поэтому обязательным компонентом любой научно-исследовательской проблемы считается внедрение ранее разработанных идей в практическую сферу.

Внедрение результатов исследования является заключительным и наиболее ответственным этапом любой научно-исследовательской работы.

Именно благодаря данному этапу все теоретические наблюдения могут проверяться на практике.

В ходе внедрения результатов исследования может уточняться их результативность, эффективность, а также происходит выявление вопросов, которые требуют дополнительного, то есть детального исследования.

Этот завершающий этап исследования нужно разграничивать от внедрения результатов работы после её окончания, так как первое может улучшать, развивать теорию, а второе воплощает в жизнь доказанные, аргументированные выводы и советы.

С помощью практики подтверждается истинность каждого исследования

Результаты любой научно-исследовательской работы должны выполнять такие функции:

  1. Уточнение, анализ отдельных, зачастую маловажных практических и теоретических положений.
  2. Дополнение, расширение и углубление теоретических положений, а также практические советы, тем самым данная функция позволяет открыть новые стороны проблемы, которые не были известны.
  3. Преобразование научной действительности, то есть разработка новых методов, не применяемых в теории и на практике и которые значительно отличаются от классических научных представлений.

Успешность внедрения результатов исследования определяется готовностью не только теоретических, но и методических положений, которые доведены до степени определенных правил и рекомендаций.

Основополагающую роль в направленном внедрении результатов выполняет правильная теоретическая концепция.

В том случае, если она достигает высокой степени общности, а также является хорошо систематизированной, эффективной и отработанной в области методики, можно считать, что основа теории исследования готова к внедрению на практике.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований внедряются путем освещения их в форме монографий, научных докладов и специализированных статей, которые впоследствии могут быть использованы в проектах и последующих научных работах.

Также огромное значение имеет разработка методических работ по проведению опытно-исследовательских работ, публикация докладов по нынешнему состоянию той или иной области научного знания.

Воплощение в практику методических рекомендаций происходит путем разработки различных учебных пособий и методик.

Вариант 1

Ученые стремятся привнести в этот мир что-то новое. Они исследуют природные явления, возможности человеческого организма. Их целью зачастую становится воплощение в жизнь мечты. А мечтают люди о многом: о покорении океана, вселенной, о бессмертии, вечной молодости, больших деньгах и большой власти. Стремясь к открытиям, ученые не всегда хорошо продумывают, что принесет их изобретение человечеству. Более того, есть мнение, что наука лишена нравственности

Для многих ученых важно подтвердить свои догадки, заставить работать изобретенное им устройство. Что с их изобретениями будут делать люди дальше, их мало волнует. А так не должно быть

Ученый не должен забывать о своей ответственности за совершенные им открытия

А так не должно быть. Ученый не должен забывать о своей ответственности за совершенные им открытия.

О гениальном исследователе, хирурге идет речь в романе М. Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский проводит медицинские исследования и эксперименты. Он многого достиг в области омоложения человеческого организма. У него большая практика, много пациентов. Профессор проводит уникальные операции. Пересадка гипофиза от человека к собаке – одна из них. Результат операции был ошеломительным: милый пес Шарик превратился в грубого, наглого, неотесанного Полиграфа Полиграфовича. Создатель ужаснулся своему творению и провел операцию, вернувшую жизнь Шарику. Профессор правильно оценил ситуацию, проведенная им операция не вошла в научные труды, никто не смог воспользоваться открытием, преследуя неблаговидные цели. Было уничтожено все, что напоминало об этом неудавшемся эксперименте. А ведь могло бы случиться, что Шариков стал бы плодить себе подобных. Это не украсило бы общество.

Человек любой профессии несет ответственность за результат своего труда. Ученые не являются исключением, даже наоборот, их ответственность очень высока. Их действия оказывают влияние на судьбу человечества, планеты, от них зависит, каким будет окружающий мир.

А. Беляев в романе «Человек-амфибия» рассказывает удивительную историю, связанную с работой доктора Сальватера. Операции, проводимые ученым, спасали жизнь многим людям. Часто он делал их совершенно бесплатно, за что был почитаем индейцами. Однажды он спас жизнь ребенку, пересадив ему жабры акулы. Став взрослым, юноша, чувствующий себя в океане своим, совершенно не был знаком с человеческой жизнью. Это доставляло ему страдания. К тому же он стал жертвой алчных людей, которые хотели превратить его в раба, достающего со дна океана жемчуг и сокровища затонувших кораблей. Доктор Сальватор очень переживал за судьбу Ихтиандра, которого считал своим сыном. Он держал в тайне информацию о проводимых экспериментах, чтобы они не стали достоянием корыстолюбивых людей, которые в своих делах не руководствуются нравственными ориентирами. Он вел тщательный отбор сотрудников, которые служили ему верой и правдой, ни с кем не разговаривали о том, что видели в доме доктора. В этом проявлялась его ответственность как ученого за свои научные открытия.

Приведенные примеры перекликаются друг с другом. Героями произведений являются гениальные врачи, которые, используя опыт предшественников, идут дальше. Они проводят собственные успешные исследования. Их деятельность несет людям добро. Не все свои открытия они торопятся обнародовать. Понимание ответственности перед человечеством помогает снизить риски.

Достижениями ученых могут воспользоваться совсем не так, как они предполагают. Всегда находятся предприимчивые люди, которые не гнушаются ничем, лишь бы получить выгоду. Ученые должны предвидеть такие последствия, поэтому не всегда нужно торопиться дарить людям результаты своих трудов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий