Распространение учреждений
Новые суды создавались в местностях, которые объявлялись на военном положении или под чрезвычайной охраной.
С начала действия закона они были учреждены в 82 из 87 губерний. Ускоренное судопроизводство осуществлялось в порядке, установленном в “Положении о военно-полевых судебных инстанциях”, принятом 20 августа 1906 г.
Обвиняемые могли подавать прошение о помиловании.
Но распоряжением Министерства от 7 декабря 1906 г. было определено оставлять эти ходатайства без движения.
За первые 8 месяцев существования инстанций было вынесено более 1000 смертных приговоров. Казнено, между тем, было около 700.
Положение о военно-полевых судах
19 августа 1906 г. Николаем II было утверждено Положение о военно-полевых судах, которое предусматривало фактическое изъятие дел революционеров из ведения обычных судебных инстанций и передачу их полевым судам, состоящим из офицеров и рассматривавшим дело не более чем за 48 часов.
Все пять лиц, входившие в состав военно-полевого суда, должны были быть из числа строевых офицеров, причем закон не требовал ни от председателя, ни от членов суда юридических знаний. В самом положении не были четко обозначены рамки подсудности военно-полевого суда было лишь указано, что они учреждаются для «обеспечения достаточной быстроты репрессий за преступления, выходящие из ряда обыкновенных».
Условие предания военно-полевому суду. Именно условие, а не условия предания суду, подчеркивает один из исследователей этой проблемы Н.Н. Полянский, так как передача дела на рассмотрение полевого суда ограничена только одним условием: «Когда учинение преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании». Но, поскольку понятие «очевидности» связано с сугубо субъективным восприятием действительности, то здесь речь идет уже о психоэмоциональном факторе каждого индивидуума. То, что кажется очевидным одному, вовсе не кажется очевидным другому.
Срок для передачи военно-полевому суду — 24 часа после совершения преступления.
Предварительная подготовка дела, требующая — при нормальном порядке его производства — предварительного следствия и составления обвинительного акта, при передаче дела на рассмотрение военно-полевого суда исключалась. Дело передавалось военно-полевому суду, когда признавалось, что «нет надобности в его расследовании
Порядок рассмотрения дел. Разбирательство дела в военно-полевых судах производилось по правилам, установленным для разбирательства дел в полковых судах в военное время, но с дополнением двумя существенными требованиями: рассмотрение обязательно происходило при закрытых дверях и должно было закончиться не позднее 48-часового срока, не было ни защитника, ни обвинителя.
Приговор излагался в упрощенной форме. Согласно инструкции по Петербургскому военному округу, приговор должен был заключать в себе год, месяц и число когда составлен приговор; состав суда; звание, имя, фамилию или прозвище подсудимого; сущность приговора о вине или невиновности подсудимого; наказание и последствия ссылки на законы, в силу которых приговор постановлен.
Приговор должен быть приведен в исполнение «безотлагательно и, во всяком случае, не позже суток по распоряжению военных начальников, на коих возложено учреждение военно-полевых судов». Уже 24-часовой срок, в течение которого по вынесении приговора он должен быть исполнен, значительно затруднял применение в делах военно-полевых судов помилования, поскольку правом помилования обладал только государь. В одном из циркуляров, касающихся деятельности военно-полевых судов, отмечалось: «Командующие войсками должны озаботиться, чтобы по этим делам не представлять государю телеграмм о помиловании».
В советский период деятельность военно-полевой юстиции рассматривалась как ответ государственной власти на революционные выступления трудящихся масс. Но с позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что главная цель военно-полевых судов заключалась в борьбе с терроризмом. Анализ списка дел о преступниках, казненных по приговорам военно-полевых судов по 1 марта 1907 г., показывает, что в основном это были молодые люди в возрасте до 24 лет — студенты, учащиеся технических или реальных училищ, зараженные героикой революционной борьбы.
Об этом, кстати, свидетельствует следующий документ: «По сведениям охранного отделения в г. Москве, после казни Мазурина, бывшего начальником летучей “боевой дружины оппозиционной фракции партии эсеров”, остатки дружины образовали группу, присвоившую себе наименование “мазуринцев”, примкнувшую к максималистам и поставившую себе целью производство экспроприаций и мелкого террора».
Военно-полевые суды первого десятилетия XX в. являлись экстраординарными органами, боровшимися против терроризма различных боевых дружин партий анархистского и максималистского толка. Но они не определили всю судебную систему России в целом. Тем более что 19 апреля 1907 г. Положение о военно-полевых судах было отменено.
Основные реформы
Роль П. А. Столыпина в подавлении первой русской революции была огромна.
Однако в первую очередь он известен как великий реформатор.
В апреле 1906 г. Николай Второй предложил ему стать министром внутренних дел.
Спустя некоторое время правительство вместе с Госдумой 1-го созыва было распущено.
Столыпин, в свою очередь, занял пост премьер-министра. Эту должность он занимал вплоть до своей гибели.
На посту премьер-министра политик провел несколько законопроектов, вошедших в историю как “столыпинская реформа”.
В ходе нее была введена частная земельная собственность крестьян.
Кроме этого, Столыпин участвовал в учреждении земств в западных губерниях, ограничении автономии Финляндского княжества, изменении избирательного законодательства, роспуске второй Думы. Еще одним известным мероприятием стало введение военно-полевых судов.
Год их учреждения стал последним для многих террористов, действовавших в тот период.