Религиозные и эстетические ценности
Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере – это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности — это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию «красота». Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.
Что такое счастье?
В этой связи счастье никогда не являет собой абсолютное состояние. Как известно, человеку важен путь, который он проходит для достижения своей мечты, а не сам факт. Чем тернистей и извилистей дорога, ведущая к счастью, тем глубже осознание смысла бытия. Люди творческих профессий, не помещенные в жесткие рамки условий, всегда испытывают счастье. Они наслаждаются процессом, порой, невзирая на отсутствие материальных благ. Эти люди уверены в том, что они нашли смысл бытия в своих работах (картинах, скульптурах, песнях). В этих работах отражено все лучшее, что имеется в нашей жизни, и это лучшее будет жить в веках. Так мы плавно подошли ко второму аспекту человеческих ценностей, к тому, что ожидает человека за пределами жизни.
Какими бывают групповые ценности, примеры
Групповые ценности в психологии обозначают нормы поведения, принятые в определенном обществе, организации или среде, с целью максимально эффективного существования и понимания.
Групповые ценности могут иметь разное происхождение:
- групповые ценности как результат культурно-исторического опыта (неосознанное копирование традиции);
- групповые ценности, целенаправленно созданные для поддержки существования формальной организации (например, корпоративная культура в ), или неформального движения (например, правила солидарности среди альпинистов или молодежных группировок).
Независимо от масштабов групповых ценностей, их главная цель – это создание понятного для всех языка общения и норм поведения.
Поэтому они регулируют социальное поведение, задают критерии самых важных аспектов человеческого существования, придают специфическое представление о добре и зле, справедливости и красоте – аспектах, отношение к которым может различаться в разных групповых культурах.
Примеры групповых ценностей | Ключевые характеристики |
Возрастные ценности | В зависимости от возраста, человеку свойственно разделять ценности, характерные для разных демографических групп: школьников, студентов, молодежи или пенсионеров. |
Национальные ценности | Они свойственны некой группе людей, вне зависимости от возраста, профессионального или социального статуса. Национальные ценности лежат в основании идентичности человека и его самоидентификации с некой культурой, историей и местностью. |
Половые ценности | Характерные признаки поведения, которые усваиваются мужчинами и женщинами в зависимости от пола. |
Религиозные (конфессиональные) ценности | Они являются частью ценностей, которые формируют мировоззрение человека о закономерностях и причинах существования мира. |
Профессиональные ценности | Они формируются у человека в зависимости от среды деятельности. Профессиональные ценности лежат в основании межличностного поведения, стиля общения и командной работы. |
Субкультурные ценности | Чаще они свойственны молодому поколению, субкультуры ценности объединяют соумышленников вокруг общего интереса к музыкальным, игровым или танцевальным жанрам. |
Общественные ценности | Они лежат в основании принятых норм поведения среди членов группы, считаются самыми базовыми проявлениями оптимального понимания как взаимодействовать с другими и как приносить пользу обществу. |
Независимо от цели, групповые ценности определят оптимальное поведение среди участников, устанавливают рамки приемлемого и желательного. Им также свойственна стойкость в последовательности и ригидный характер изменчивости.
Обычно изменение одних ценностей другими сопровождается кризисом и созданием новых правил поведения
Не менее важно также учитывать, что приемлемые для одной группы ценности могут оцениваться другими людьми как деструктивные, вредные или ложные
Роль жизненных ценностей
Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.
Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.
Составляющие личности
Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.
Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.
Предпосылки поведения
Приоритезация внутренних убеждений – это основной мотив, определяющие поступки людей, образ жизни и направленность деятельности
В зависимости от того, что важно индивиду, он осознанно или неосознанно будет стремиться следовать этой парадигме, выстраивать вокруг нее свои желания и планы
Каждый поступок личности является отражением ее ценностей. Зная, на что в первую очередь опирается человек, можно предугадать его реакцию на какое-либо явление, лучше понять его мотивацию. Все мы воспринимаем мир через призму уже существующих парадигм, которые сформировались на основе прошлого опыта, поэтому так сложно бывает услышать и принять позицию другого.
Классификация
В психологии есть несколько классификаций ценностей.
По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.
Материальные
К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.
Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.
Духовные
Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.
Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.
Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.
Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:
- Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
- Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
- Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.
Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.
Осознаваемые
Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.
Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.
Неосознаваемые
Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном. Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.
Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть
Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека. Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами
Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи
Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.
Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.
По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.
Терминальные
Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.
Инструментальные
Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.
От чего зависит выбор жизненных ценностей?
Жизненные ценности и ориентиры зависят, прежде всего, от мироощущения человека. В процессе взросления у него формируются установки, которых он придерживается.
Влияние окружающей среды сказывается на списке жизненных ориентиров. Например, подросток, воспитываемый в благополучной семье, может измениться под влиянием плохой компании. Прежние ориентиры утратят для него значимость. Жизненная ценность может в корне поменяться. Если раньше ребёнок ценил родителей, то теперь на первое место выйдут, так называемые друзья.
В это время родителям важно проявить мудрость, сохранить хорошие отношения с сыном или дочерью и помочь ему вернуть прежние установки. К сожалению, это получается не всегда. Даже в благополучных семьях дети становятся наркоманами, преступниками и т.д
Даже в благополучных семьях дети становятся наркоманами, преступниками и т.д.
Таким образом, выбор жизненных ценностей зависит от множества факторов. Перечислим некоторые из них:
- воспитание в семье, в школе;
- влияние окружающей среды;
- жизненный опыт;
- самопознание.
Нужно сказать и о том, что ориентиры в жизни могут формироваться в результате саморазвития. Личность, которая стремится к самопознанию, образованию, самосовершенствованию, так или иначе, выбирает новые ориентиры, пересматривает свою жизнь.
Если учесть тот фактор, что жизненный ориентир может измениться под влиянием обстоятельств, то нужно включить в список того, от чего зависит выбор и ситуации. Например, если человек решает отказаться от алкоголя, он делает приоритетными сразу несколько категорий: здоровье, семья, работа. Часто человеку необходимо достичь «дна», чтобы осознать необходимость смены жизненных ценностей.
Употребление понятия ценности в различных науках
В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.
Особенности формирования системы жизненных ценностей
Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.
Схематично данный алгоритм можно выразить так:
- Стремление > Идеал
- Стремление > Цель > Идеал
- Стремление > Ценности > Цель > Идеал
- Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал
Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:
Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал
Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.
На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.
Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно»
Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.
Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании
Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.
Советуем также прочитать:
Брайан Трейси: «Живи проще»: ключевые идеи
Главные жизненные ценности людей: что наиболее важно в жизни и как это понять?
Определение ценностей
Аксиология
Ценности человека: общее понятие
Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.
Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:
Духовные – то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом
Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые – имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
Социальные – вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример — аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
Материальные – этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса — социального
Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.
Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.
В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.
Функции ценностей
Ценности в нашей жизни значат очень многое. Они формируют своего рода скелет личности, на котором держатся все жизненные цели, определяют наши принципы, приоритеты, модели поведения.
Давайте рассмотрим основные функции подробно.
Регулятивная
Ценности позволяют личности регулировать свое поведение. Для того чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен вписывать свои действия в рамки общепринятых человеческих норм. Если поведение соответствует нормам культуры и морали, человек чувствует себя полноправной и полноценной единицей социума.
Если же действия индивида выбиваются из социально приемлемых моделей, он испытывает тревогу и дискомфорт, которые впоследствии могут перерасти в психические расстройства. Бесполезно отрицать общечеловеческие ценности, ведь они прочно закреплены на уровне коллективного бессознательного.
Прогностическая
На основе ценностей индивид выстраивает жизненную программу, расставляет приоритеты, планирует свою деятельность. Другими словами, он прогнозирует свое будущее. Силы и ресурсы на осуществление этой жизненной программы человек также получает через них.
Оценочная
Система ценностей – универсальный инструмент для оценки объектов и явлений. Она помогает ориентироваться в сложном и противоречивом мире и выбирать наиболее эффективные стратегии поведения. Через призму собственных приоритетов мы оцениваем все подряд, зачастую даже не замечая этого.
Например, ваш знакомый сообщает, что отправил свою пожилую мать в дом престарелых вопреки ее желанию. В вашей системе приоритетов семья стоит на первом месте, поэтому его поступок кажется вам аморальным и беспринципным. Вы принимаете решение не общаться с этим человеком, потому как он больше не вызывает у вас доверия.
Защитная
Ценности являются своеобразным фильтром, защищающим психику от ненужной информации, способной серьезно пошатнуть картину мира человека.
Как известно, мозг воспринимает информацию избирательно. Он просто неспособен переварить все, что попадает в поле нашего зрения. Специальные инструменты помогают ему упростить восприятие.
Например, мы можем просто не замечать чего-то, пропускать мимо ушей, сознательно или бессознательно игнорировать. Особенно это касается той информации, которая противоречит нашим принципам и мировоззрению.
Адаптивная
Ценности помогают индивиду удовлетворять свои потребности социально приемлемым способом. Они играют существенную роль в процессе социализации. Сначала человек приобщается к общечеловеческим ценностям, а затем уже на основе них формирует свои.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Мотивационная
Ценности являются мощным источником мотивации. Делая что-то во имя своих приоритетов, мы получаем мощный заряд побудительной энергии. В процессе достижения жизненных целей она помогает уверенно двигаться вперед и не сходить с дистанции раньше времени.
Эта функция заложена в некоторых техниках тайм-менеджмента.
Самый яркий пример – пирамида Франклина. Ценности являются основанием пирамиды, а над ними располагается все остальное: глобальные цели, долгосрочные планы, краткосрочные планы, планы на каждый день. В идеале каждое свое действие человек должен соотносить со своими жизненными приоритетами. Тогда у него всегда будет высокий уровень мотивации.
Принципы и ценности – в чем отличие?
Принципы, в отличии от ценностей, можно смело транслировать и передавать другим людям, как базовые, фундаментальные, а значит, изначально понятные, применимые и употребимые в том обществе, социальной группе, к которой причастны индивиды. Принципы, если они фундаментальны, не нуждаются в одобрении или поддержке окружающих, как ценности. Если принципы, в общем-то, понимаемы большинством, то значимые для индивида ценностные ориентиры свойственны, в большой мере, только ему. Транслирование собственных ценностей почти всегда вызывает непонимание, поскольку эти ценности, скорее всего, не соответствуют ценностям другого человека и аудитории.
Ценности не могут противоречить принципам, поскольку они – очевидное развитие принципов и отражение этих принципов в сегодняшнем дне, а также приспособление принципов к задачам сегодняшнего дня и перспективному развитию. Принципы неизменны. Ценности осознаются только с позиции сегодняшнего дня и при понимании задач на будущее.
Классификация и виды ценностей
Структура системы представляет собой три основных пункта:
- общечеловеческие;
- культурные;
- индивидуальные элементы.
Всё в совокупности формирует особое восприятие мира, поведенческие модели и мировоззрение. Важную роль играет окружение: семья, друзья, общество. Интересы позволяют развиваться духовно и физически, стремясь к идеалу.
Классифицировать направление достаточно сложно. Каждая наука, изучая феномен, использует собственный подход, но зачастую связывая его с мотивацией. С точки зрения социологии, можно поделить на две большие категории:
- материальные;
- духовные.
Духовная составляющая
Говоря об общей системе, следует выделить основные ценности:
- Здоровье – сюда относят физическое, социальное и психическое благополучие.
- Успех – признание, карьерный рост, уверенность в будущем. Сейчас востребовано умение работать на себя.
- Семья – несмотря на повсеместный отказ от традиционных свадеб и заключения брака, она по-прежнему остаётся основой потребностью. Люди по-прежнему стремятся продолжить род.
- Дети – зачастую именно в собственном потомстве люди видят своё продолжение, стараясь оставить след на земле.
Вывод: человек хочет реализовать способности, вырасти как личность и передать себя через детей в будущее.
Второстепенные:
Часто встречаются следующие жизненные ценности, логично проистекающие из вышеперечисленных пунктов:
- внутренний рост;
- быть рядом с родными и близкими людьми;
- уверенность в собственных силах;
- свобода слова и действий;
- работа, которая соответствует назначению в жизни;
- путешествия;
- реализация творческих замыслов.
Различия в психологии ведёт к отличиям в приоритетах, но моральные ценности всегда остаются идентичными. Например, в христианстве, мусульманстве, буддизме, иудаизме есть основополагающие постулаты, запрещающие обман, кражи и убийства. В основе лежат краеугольные камни цивилизации, ставшей способной развиться до нынешних масштабов.
Материальная составляющая
Она вполне осязаема, можно подержать в руках и оценить в какую-либо сумму, больше относится к области экономики. Различают два вида стоимости:
- потребительская – это степень полезности и удовлетворения потребностей;
- меновая – показатель выгодности обмена, причём, чем больше человек зависит от какого-то товара, тем его стоимость выше.