Архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга: описание, фото

Архитектура

Архитектура Санкт-Петербурга описанием своим напоминает итальянскую Венецию. Это и было задумкой государя Петра — превратить Северную столицу в подобие Амстердама и Венеции. Планировалось, чтобы город пересекала сеть каналов вместо улиц. Зодчие того времени сумели создать населенный пункт с неповторимым обликом, трепетным сердцем, русской душой. Свои идеи мастера воплотили в прекрасные архитектурные ансамбли, которые по сей день радуют горожан и гостей. Все туристы стремятся осмотреть главные достопримечательности Санкт-Петербурга, фото и описание которых подтверждают уникальность архитектурных стилей. Интересен факт, что по указу царя все здания возводились исключительно из камня, тогда как по всей России в качестве строительного материала запрещалось его использовать. Отличительной чертой того времени стали «прошпекты» — перпендикулярные улицы. Автором этих творений был француз Жан-Батист Леблон. Первым архитектором города был Трезини, он разрабатывал центральный ансамбль Петербурга. Великими мастерами были созданы такие архитектурные шедевры, как Арка Главного штаба, Дворцовая площадь, Зимний Дворец, Александровская колонна, Медный всадник, площадь Декабристов, Смольный собор, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость и многие другие сооружения и памятники, парки, которые сотни лет восхищают и удивляют гостей Северной столицы.

Петропавловская крепость

Крепость считается одним из самых старых архитектурных памятников города. Его строительство началось в 1703 году. С этой даты и ведется отсчет истории Санкт-Петербурга. Расположена крепость на Заячьем острове, где в Петропавловской крепости организована усыпальница Романовых.

По форме крепость напоминает шестиугольник и полностью повторяет контуры острова. До XX века здесь располагалась главная тюрьма. Сегодня здесь открыт комплекс, состоящий из Петропавловского собора, бастиона, тюрьмы, Княжеской усыпальницы, Инженерного, Ботного, Церковного и Комендантского домов.

Ежедневно в полдень из пушки Нарышкинского бастиона производится выстрел.

Барокко

Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.

Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.

Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.

Петровское барокко

При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.

Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.

Мариинский театр

Один из ведущих музыкальных театров ведёт свою историю с конца XVIII века, а указ о его строении издала императрица Екатерина Великая. Изначально театр звался Большим и представлял собой огромное строение в стиле ампир. Своё название музыкальный театр получил в честь императрицы Марии Александровны. Здание было спроектировано архитектором Антонио Ринальди, внутренней отделкой занимался Тома де Томон, однако в 1811 году большая часть театра была уничтожена пожаром. Современная отделка Мариинского театра — результат трудов Альберто Кавоса, который внёс изменения в устройство здания — изменил форму зрительного зала, увеличил его величину и убрал колонны. Долгое время театр был императорским. Первый театральный сезон после реконструкции был открыт в 1860 году, а через несколько десятилетий театру вновь суждено было перестроиться по проекту Шретера: к основному зданию был присоединён новый корпус, деревянные конструкции заменились металлическими, и здание приобрело более строгий, деловой вид. В Мариинском театре служили и выступали артисты, чьи имена известны всему миру: Фёдор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова и многие другие. С 1920 года Мариинский театр стал академическим. Узнать расписание, ознакомиться с составом труппы и афишей мероприятий вы можете на сайте и в группе театра.

Адрес: Театральная площадь, дом 1.

Источник фото culture.ru

Стили архитектуры

Многие знают, что город полон различных гармонично сочетающихся архитектурных стилей. Мы расскажем вам о самых популярных из них.

Во-первых, многие здания построены в стиле петровского барокко. Этот стиль был привезен иностранными архитекторами, и наибольший вклад в это внес Доменико Трезини. Именно он построил Петропавловский собор, а также здание двенадцати коллегий.

Во-вторых, в городе достаточно много элементов “высокого” барокко. Ему присущи размах, динамичность, а также вычурность. Главным архитектором, трудившимся в это время, был Варфоломей Растрелли. По его проекту был построен Зимний дворец, Смольный собор, а также многие другие здания. По большей части именно эти памятники архитектуру Санкт-Петербурга 18 века и формируют.

Позже на смену барокко пришел строгий классицизм. Этому стилю присущи гармония, а также строгость и простота. Во время данного периода был построен Манеж и дворец Юсуповых.

Затем появился стиль ампир, прославляющий величие государства после победы в войне с Наполеоном. Среди архитекторов того периода можно упомянуть Карла Росси. По его проектам был построен Александринский театр.

В последующие годы архитекторы стали смешивать различные стили и стремились к романтизму. Стили архитектуры в Санкт-Петербурге очень разнообразны.

Модерн

Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал

В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру

Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.

В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.

Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.

Северный модерн

Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.

Здание Главного адмиралтейства

Адмиралтейство играет очень важную роль не только в архитектуре, но и в русской истории в целом. Данная судостроительная верфь была основана пятого ноября 1704 года.

Изначально ее строили по чертежам Петра Первого, и она носила немного иной характер. Адмиралтейство должно было представлять собой крепостное сооружение, окруженное земляным валом с бастионами, а также вырытым перед ним рвом. Петр распланировал здание в виде буквы “П”. Оно строилось одноэтажным и с высоким шпилем.

Здесь создавался прославленный русский флот, одержавший достаточно большое количество различных побед на море, в частности при Гангуте, а также Гренгаме.

Буддийский храм

Буддийский храм, или Дацан Гунзэчойнэй, был построен в Санкт-Петербурге ещё в начале XX века, когда буддизм набрал популярность в аристократических кругах Северной столицы. Начало строительства было заложено благодаря бурятскому ламе Агвану Доржиеву. Дацан стал первым зданием в тибетском стиле, построенным на европейской территории России. Его главный архитектор — Гавриил Барановский, а витражи оформил Николай Рерих. В строительстве участвовал комитет учёных-востоковедов, а статуя Будды была подарена королём Сиама. Буддийский храм совмещает в себе два стиля — тибетский, как основной, и северный модерн, как второстепенный. Здание храма — это центральный зал для буддийских служб, монашеские кельи и четырёхъярусная башня. В военные годы дацан закрылся, а его здание использовалось не по назначению — в качестве радиостанции и лаборатории Зоологического института. Лишь после 1990 года его восстановили, и по сей день он является крупным центром развития буддизма. В его стенах проводится множество мероприятий, осуществляется приём буддийских врачей, а также работает кафе, где можно познакомиться с бурятской кухней. Дацан открыт с 10 до 19 во все дни, кроме среды. Подробное расписание ищите на официальном сайте дацана и в группе.

Адрес: Приморский проспект, 91.

Источник фото tripadvisor.ru

Шереметевский дворец

Набережная Фонтанки, 34. Усадьба Шереметевых на Фонтанке, так называемый Фонтанный дом, — замечательный памятник русского зодчества середины XVIII столетия. В его создании приняли участие выдающиеся русские зодчие С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов — один из представителей высокоодаренной семьи крепостных художников Аргуновых. Обширный участок на берегу Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712 году отведен фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Здесь он построил небольшой деревянный дом. В конце 1730-х — начале 1740-х годов на его месте сооружен обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже. В 1750-1755 годах архитектор Чевакинский надстроил здание до двух этажей. Дворец расположен в глубине участка и обращен главным фасадом к реке. За дворцом и его флигелями находился регулярный сад, простиравшийся до «Литейной перспективы». Архитектор Аргунов построил в саду грот, павильон «Эрмитаж», китайскую беседку и другие сооружения, не дошедшие до нашего времени. По планировке и общему композиционному замыслу усадьба Шереметевых была близка к другим дворцам-усадьбам, построенным на берегах Фонтанки в первой половине XVIII века, таким как Аничковский, Воропцовский, Юсуповский и др. В гармоничности, равновесии и четкости членений, а также в плоскостной декоративной обработке фасадов дворца, созданного Чевакинским, сказались традиции зодчества петровского времени. Уступкой требованиям художественных вкусов середины XVIII столетия явилось богатое лепное убранство: лепные головки, вкомпоно-ванные в фигурные окопные обрамления, сложные по рисунку капители, украшенные львиными масками, и превосходно вылепленные орнаментальные композиции. Внутренняя отделка, выполненная в конце 1750-х — начале 1760-х годов Аргуновым по собственным чертежам, но сохранилась. Дворец внутри неоднократно переделывался, причем в разработке проектов участвовали такие выдающиеся зодчие, как И. Е. Старов, Д. Кваренги и А. Н. Воронихин. В 1837-1840 годах внутренняя отделка была изменена архитектором И. Д. Корсики. По его же проекту перед зданием на набережной сооружена эффектная чугунная ограда.

В соответствии с композиционными принципами, выработанными в русской архитектуре первой половины XVIII века, нижнему этажу дворца придавалось второстепенное значение: он отводился под служебные помещения. Второй этаж, или бельэтаж, был большим по высоте, и здесь располагались парадные апартаменты. Они образовывали две анфилады: одну вдоль лицевого фасада центрального объема и другую вдоль садового фасада. В примыкавших к центральному корпусу боковых крыльях размещались жилые покои и домовая церковь. Из помещений дворца интересна так называемая «серебряная столовая», сохранившая элементы отделки, выполненной но проектам архитектора Д. Корсини и относящейся ко второй половине XVIII века. Двери здесь выполнены по рисункам Я. Е. Старова. Возможно, к тому же времени относится отделка парадной лестницы. Оформляющий парадный двор одноэтажный флигель дворца с воротами, украшенными гербом Шереметевых, построен архитектором Н. Л. Бенуа в 1867 году. Автор искусно воспроизвел мотивы и формы архитектуры барокко. В начале 1910-х годов были сломаны грот и ворота па Литейном проспекте, построенные Аргуновым. На их месте возведены доходные дома с магазинами.

Невский проспект

Знакомство с Санкт-Петербургом всегда начинается с главной улицы северной столицы — знаменитого Невского проспекта, воспетого многими поэтами и писателями. И хотя протяженность Невского 4,5 км, по нему стоит пройтись пешком, хотя бы от площади Восстания, где находится Московский вокзал, до Адмиралтейства, чтобы получить впечатление о величии и уникальной красоте города.

Такая прогулка позволит увидеть сразу много знаковых мест, пересечь мосты через реку Фонтанку, канал Грибоедова и Мойку, полюбоваться потрясающей архитектурой зданий и дворцов, в том числе Гостиного двора, Дома Зингера, Елисеевского магазина и здания Адмиралтейства.

Адрес: Невский проспект.

История строительства города

В далеком 1703 году на острове в месте разделения реки Невы на 2 рукава – Большую и Малую Неву – была заложена крепость Санкт-Петербург, строительство которой проводилось в спешке, так как война затянулась, а на берегах Финского залива требовалось закрепиться любым способом.

Болотистые земли замедляли возведение стен крепости и унесли жизни тысяч людей, не выдержавших непомерных физических усилий и тяжелых условий труда. Во дворе строения были сооружены первые деревянные здания: церковь Петра и Павла, Сенат, арсенал и Главная аптека. Почти 300 лет потребовалось, чтобы эти места стали тем, что входит в исторический центр Санкт-Петербурга.

Спустя 3 года земляные стены постепенно стали заменяться каменными, на что ушло почти 35 лет. Изначально Петр I желал, чтобы город был полностью в пересечении каналов, по примеру Венеции, но застройка пошла по другим архитектурным планам. В современном Петербурге каналы занимают всего 10% площади, что составляет около 300 км.

Санкт-Петербург гордится также своими мостами, которых в городе более 300 самого различного размера и вида. Разрастаясь, город постепенно приобретал черты, которые хорошо известны сегодня петербуржцам.

В наше время гостям северной столицы гиды рассказывают, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга и почему именно такое у него расположение.

Памятники-символы Санкт-Петербурга

Памятники-символы Санкт-Петербурга однозначно можно назвать великими памятниками Северной столицы.

Александровская колонна

Одним из таких служит Александровская колонна на Дворцовой площади, опять-таки воспетый Пушкиным как Александрийский столп в Санкт-Петербурге.

Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом. Такое название появилось благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник». Александрийский столп — литературный образ, который использовал русский поэт в своём произведении, делая отсылку к Александровской колонне, расположенной в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Стоит заметить, что с тех пор, когда был написан «Памятник» в 1836 году, до настоящего времени у пушкиноведов нет единого мнения о прототипе этого символа. Отождествление «Александрийского столпа» с Александровской колонной, которую в далёкие годы нередко называли «Александровским столбом», скорее служит поэтическим приёмом облагораживания наименования.

Александровская колонна была воздвигнута в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана, автора и создателя Исаакиевского собора на одноимённой площади. Монумент ознаменовал собой победу России над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года. Александровская колонна является великим памятником, поскольку помимо победоносной концепции, по сей день это сооружение остаётся самой высокой колонной, выполненной из цельного камня.

Предлагаем всю информацию в аудиогиде об Александровской колонне и в публикации касательно Александрийского столпа в Санкт-Петербурге.

Другие великие памятники-символы Санкт-Петербурга — Зимний дворец, Арка Главного штаба и сама Дворцовая площадь, Исаакиевский собор и Невский проспект, Петропавловская крепость и шпиль Петропавловского собора, Атланты у входа в Новый Эрмитаж, Спас на Крови и канал Грибоедова, Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова, Дом компании Зингер, Здание Главного Адмиралтейства и кораблик-флюгер на его шпиле.

Современный великий памятник в Петербурге

Самый современный великий памятник и, к тому же, символ Санкт-Петербурга — это Лахта Центр, расположенный в Лахте, одном из исторических пригородных посёлков на западе Приморского района Санкт-Петербурга. Башня Лахта-центра, высотой 462 метра, — самый северный небоскрёб в мире и самый высокий в России и Европе.

В Европе по высоте уступает только сооружению — Останкинской телебашне, высота которой 540 метров. Лахта-центр в Санкт-Петербурге входит в Топ-5 самых экологичных небоскрёбов мира. В целом, сооружение представляет собой комплекс, состоящий из 5 объектов: башни, МФЗ (многофункционального здания), здание арки главного входа, здания КЗС (комплекс зданий и сооружений) и стилобата. Общая площадь объектов — 570 тысяч м².

Музеи Санкт-Петербурга: описание

Каждый турист, приезжающий на экскурсию в Питер, обязательно посещает музеи. В городе их огромное количество, больше даже, чем в Москве, и просто невозможно посетить все сразу. Да и обрисовать в одной статье их разом вряд ли удастся. Описание достопримечательностей Санкт-Петербурга обязательно включает в себя все музеи, а ознакомиться с каждым из них помогут специально созданные каталоги. В них можно узнать об истории каждого музея, любопытных фактах, об экспонатах, которые там представлены. Помимо этого – как добраться в то или иное заведение.

Именно в Санкт-Петербурге началась история самых первых в России музеев. До этого в стране не существовало такого понятия. Сегодня для посетителей открыты как самые популярные заведения, так и маленькие культурные объекты, имеющие свою узкую специфику. Про некоторые из них не знают даже сами жители города. Все музейные достопримечательности достойны того, чтобы быть открытыми для всех, рассказывать о тех или иных событиях, легендарных личностях.

Посетители, придя в тот или иной музей, обретают именно те знания, которые планировали получить. Посетив тематические залы, можно найти множество ответов на вопросы о том, что происходило в городе во время Блокады, как повлияла на город политика 1917 года, какие тайны хранят в себе куклы или о чем расскажут звезды.

Каждый, кто приезжает в Питер, обязательно посещает Эрмитаж. Войдя туда, уже невозможно выйти прежним человеком. Обойти музей за один день невозможно. Коллекция пополнялась с середины XVIII века, с момента создания, и продолжается это по сей день.

Обязательно нужно посетить и Государственный Русский музей. Только здесь можно «подышать» историей, увидеть древнейшие редкие книги.

Государственный Эрмитаж (Зимний дворец)

С этим местом неразрывно связана часть истории Российской империи. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины Великой. Лишь почти спустя сто лет двери музея открылись для посетителей, а галерея превратилась в массовую достопримечательность. В те годы основная экспозиция занимала одно здание, сейчас же их пять.

Внимание Эрмитажу уделяла не только Екатерина Вторая, в последующие годы все правители всегда стремились также тщательно следить за дворцом. Например, при Николае Первом в музее появилось множество картин на батальную тему. К сожалению, в двадцатом столетии коллекция музея очень сильно пострадала из-за советской власти, а также многочисленных войн

Из музея были украдены многие известные экспонаты, и практически не происходило пополнения. Сотрудники музея изо всех сил пытались сохранить коллекцию дворца, и благодаря им многие полотна до сих висят на стенах

К сожалению, в двадцатом столетии коллекция музея очень сильно пострадала из-за советской власти, а также многочисленных войн. Из музея были украдены многие известные экспонаты, и практически не происходило пополнения. Сотрудники музея изо всех сил пытались сохранить коллекцию дворца, и благодаря им многие полотна до сих висят на стенах.

В наше время Зимний дворец является не только одним из самых знаменитых и крупнейших музеев, но также и очень успешным научно-исследовательским центром. Ежегодно его посещают миллионы людей, а филиалы появляются в других городах.

Мраморный дворец

Вот уже более двух десятилетий мраморный дворец является филиалом Русского музея. Мраморный дворец строился на месте сгоревшего Почтового дома. Его строительством занимался Антонио Ринальди. Итальянский архитектор был привлечён Екатериной II в 1768 году для строительства этого грандиозного дворца, который она задумывала преподнести в качестве подарка для своего фаворита — Григория Орлова. Более того, есть сведения, что императрица сама участвовала в рисовании проекта. Главная особенность здания — в отделке его фасада. При строительстве дворца применялось более тридцати видов мрамора. Внутренние интерьеры дворца восхищают роскошью: проект парадной лестницы из мрамора принадлежит Ринальди, а скульптуры выполнены Фёдором Шубиным. В оформлении внутреннего убранства участвовал художник Стефано Торелли, скульптор М.Козловский, лепщик А.Бернаскони. Дворец успел стать родовым домом князей династии Романовых, а в XX веке тут была Российская академия истории материальной культуры и филиал Центрального музея Ленина. После 1992 года дворец стал филиалом Русского музея. Подробности о коллекциях музея и информацию об условиях посещения вы найдёте на официальном сайте, посвящённому Мраморному дворцу.

Адрес: улица Милионная, дом 5/1.

Источник фото: sityguidespb.ru

Пешие прогулки по Петербургу — познавательное и захватывающее занятие, однако количество архитектурных шедевров в городе настолько велико, что не хватит и месяца для ознакомления со всеми. Подробное изучение города требует времени и сил — тут на каждой улице, в каждом дворе и в каждом доме спрятаны сотни тайн, загадок, интересных фактов. Авторские экскурсии по Санкт-Петербургу превратят исследование архитектуры в увлекательное и вдохновляющее путешествие, позволяющее проникнуться духом каждой эпохи и каждого исторического периода существования города. Архитектурные шедевры Северной столицы не ограничиваются этими десятью зданиями и легко могут перерасти за сотню. Отправляясь исследовать архитектурную область Петербурга, вы легко сможете составить свой список мест, которые вас восхищают и вдохновляют.

Cамые известные достопримечательности в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург — один из удивительнейших городов мира. Прохлада фонтанов, тенистые зеленые парки, ажурное хитросплетение улиц. Но истинным достоянием и настоящим сокровищем города по праву признаны его многочисленные памятники: обелиски, триумфальные ворота, скульптуры и монументы. Уникальные, ни капельки не похожие друг на друга, они отличаются красотой и придают Северной столице особое очарование. Все туристы обязательно должны осмотреть знаменитые памятники Питера. А знакомство с творениями талантливейших зодчих лучше всего начинать с осмотра следующих пяти монументов, которые способны наглядно и красноречиво подтвердить тот факт, что даже время не властно над русским искусством!

Меншиковский дворец

Филиал Государственного Эрмитажа. Университетская набережная, 15. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове — одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г. Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам причаливать близ парадного подъезда. Архитектурное убранство фасадов главного корпуса и боковых крыльев с поэтажно расположенными пилястрами, резными из камня капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками окон типично для русской архитектуры петровского времени. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты — изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Здание Меншиковского дворца на протяжении XVIII века претерпело ряд переделок. В начале 1720-х годов архитектором Г. Шеделем был пристроен двухэтажный западный корпус и заложен симметричный ему восточный корпус. Постройка последнего осуществилась лишь в 1758-1760 годах. Новые изменения во внешний облик здания были внесены в 1730-1740-х годах, вскоре после передачи дворца в ведение Сухопутного шляхетского корпуса. В 1739 году кровля с переломом была заменена обычной двускатной крышей. Несколько позже, в связи с приспособлением зала под церковь, изменена обработка центральной части главного фасада, где уничтожено членение тягами но горизонтали на этажи и применен большой ордер. Во второй половине XVIII века при переделке помещения церкви окна второго этажа были расширены и получили полуциркульное завершение, а окна третьего этажа превращены в овальные. Колонны центрального подъезда заменены массивными столбами. Изменениям подверглись и помещения, но часть из них сохранила отделку петровского времени. Так, осталась неприкосновенной изразцовая облицовка степ в нескольких комнатах второго этажа, изразцовые голландские печи, а также живописный плафон и деревянные резные панно с инкрустацией в бывшем кабинете Меншикова. Центральный вестибюль с парадной лестницей сохранил типичное для начала XVIII века архитектурное решение. Два ряда гладких приземистых колонн поддерживают своды перекрытия вестибюля. Лестничное помещение во втором этаже декорировано колоннами и пилястрами с пышными барочными «коринтическими» капителями. Большой интерес для истории русской архитектуры и строительной техники начала XVIII века представляют сводчатые перекрытия помещений подвального и первого этажей. Несмотря на переделки и достройки, Меншиковский дворец сохранил в основных чертах первоначальный облик; это определяет его историко-художественное значение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий