Аттестация педагогических работников: порядок проведения и правила

Новая система взамен прежней

На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.

Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.

В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.

В новой системе аттестации учителей будут оценивать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), которые включают в себя оценку предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной квалификации. Но самое главное – ЕФОМ будут едиными по всей России. В оценочные материалы будут включаться:

  • письменная работа по предмету, который преподает учитель;
  • анализ образца профессиональной деятельности. Сначала планировалось, что учитель будет сдавать фрагмент видеозаписи урока, но впоследствии от этой идеи отказались;
  • решение педагогического кейса – сложной ситуации из реальной практики учителя.

За каждый блок учитель получит определенные баллы, максимум по результатам оценки согласно ЕФОМ можно получить максимум 60 баллов.

Кроме этого, учителя будут оценивать и по другим критериям:

  • динамика образовательных результатов учеников – максимум 20 баллов;
  • за условия профессиональной деятельности дадут до 5 баллов;
  • за индивидуальные достижения учителя могут дать до 15 баллов.

Всего можно получить до 100 баллов. Правда, до сих пор неизвестно, на какие баллы нужно пройти аттестацию, чтобы сохранить свой статус или получить более высокую категорию.

Зато уже известно, как будут присваиваться новые категории учителям:

  • молодой специалист – это выпускник педагогического вуза, который только пришел в школу и еще не имеет категории;
  • учитель, соответствующий должности – спустя 3 года работы, молодой специалист проходит аттестацию и получает новую категорию;
  • учитель-методист – получив первую категорию спустя 8 лет работы, учитель может получить должность, дающую ему право участвовать в разработке учебных материалов, быть экспертом, разрабатывать программы повышения квалификации и т.д.;
  • учитель-наставник – это самая высокая должность, которую можно получить с высшей категорией, и ради которой нужно неоднократно проходить аттестацию. Такой учитель сможет помогать новым педагогам, выявлять у них пробелы в знаниях и передавать свой опыт.

Правда, до сих пор неизвестно, сохранят ли первую и высшую категории учителям, или полностью заменят их на новые должности и статусы.

По некоторым данным, срок действия трудового договора с учителем будет привязан к сроку, остающемуся до следующей аттестации (пока закон не поменяли, это по-прежнему 5 лет). Однако более-менее официальной информации об этом найти не удалось.

Положение об аттестации

Положение о порядке аттестации педагогических работников

– это внутренний акт, предусматривающий механизм проверки квалификации педагога, который работает в ДОУ, в школе или в другой образовательной организации.

ПАПР должно отвечать действующему законодательству, однако единой нормативной формы данного акта в РФ не утверждено.

Структура ПАПР обычно включает следующие разделы:

  1. Общие положения – здесь нужно упомянуть о целях, основаниях, принципах и периодичности осуществления контроля.
  2. Подготовка к проведению аттестации – в этом разделе необходимо прописать механизм создания аттестационной комиссии, процедуру подготовки работодателем распорядительного акта о проведении данного мероприятия, порядок ознакомления работников со списком лиц, которые будут аттестованы.
  3. Права и обязанности аттестационной комиссии – подробно расписывается перечень полномочий данного органа.
  4. Состав аттестационной комиссии – здесь необходимо конкретизировать полномочия председателя, секретаря комиссии, а также перечислить требования к членам комиссии.
  5. Проведение аттестации – данный раздел должен отражать алгоритм, по которому проводится проверка квалификации работника, а также механизм оформления результатов контроля.
  6. Заключительные положения – в заключение необходимо указать сведения о сроках действия квалификационных категорий, а также прописать порядок обжалования результатов.

Порядок проведения

Представление аттестуемого

Сама аттестация представляет собой заседание комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог.

Перед мероприятием на каждого сотрудника заводится представление — специальный документ, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить педагога с этим документом под подпись за месяц до проведения аттестации. В случае если сотрудник отказывается ставить свою подпись, документ заверяется работодателем.

Чтобы пройти проверку, педагог должен заранее предоставить пакет обязательных документов.

Необходимые документы:

  • заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • копия документа о прохождении прошлой проверки (при наличии);
  • копии дипломов о педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории (при наличии таковой);
  • копия документов о смене фамилии, имени, отчества (если эти данные менялись);
  • характеристика или сопровод с места работы.

В течение 30 дней после предоставления документов педагогу на домашний почтовый адрес придет извещение, содержащее все сведения о предстоящем мероприятии — место и время его проведения.

Как проходит аттестация

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии. Педагог имеет право присутствовать на мероприятии (если он изъявил такое желание в заявлении). Но возможен вариант, когда аттестуемый не явился. Несмотря на это, мероприятие состоится, т. к. неявка работника на заседание комиссии не является препятствием для проведения аттестации.

Аттестационная комиссия изучает представление, а также информацию, представленную преподавателем, характеризующую его профессиональную деятельность. Комиссия проверяет профессиональные навыки педагога, оценивает его умение общаться с учениками и т. д.

По итогам проверки комиссия выносит решение:

или, если в ходе проверки работник показал неудовлетворительные результаты,

Решение комиссия принимает в ходе открытого голосования большинством голосов.

Если аттестуемый присутствовал на мероприятии, результаты ему сообщат сразу же после ее окончания.

По окончании мероприятия составляется протокол, который подписывается всеми членами совета. Этот документ передается руководителю образовательной организации и хранится в личном деле преподавателя.

В течение двух дней после мероприятия на работника, прошедшего аттестацию, секретарем комиссии организации составляется выписка из протокола. Она содержит сведения о Ф.И.О., должности сотрудника, дату заседания аттестационной комиссии организации, результаты голосования, принятое решение. С выпиской из протокола педагог знакомится под подпись. После этого она также хранится в личном деле работника.

Цели проверки

Проверка педагогических работников преследует следующие задачи:

  • стимуляция повышения уровня квалификации педагогов;
  • определение степени потребности в повышении квалификации у педагогов;
  • повышение качественных характеристик профессиональной деятельности лиц, проходящих проверку;
  • дифференциация размера зарплаты преподавателей в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.

Но если работник самостоятельно выразил желание пройти проверку, никто не может отказать ему и не допустить к мероприятию. Добровольную педагогическую аттестацию проходят педагоги, которые по собственной инициативе хотят повысить квалификационный уровень. Для этого нужно обратиться к руководителю с соответствующим заявлением. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет, ее результаты продлению не подлежат.

Последствия непрохождения аттестации

В силу п. 23 Порядка по результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия может принять решение о несоответствии занимаемой должности. В этом случае с работником может быть расторгнут трудовой договор на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако, как сказано в Разъяснениях, увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме этого, при увольнении такого работника необходимо учитывать гарантии, которые установлены трудовым законодательством, а именно:

  • увольнение по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ);
  • не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ);
  • увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ);
  • расторжение трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, возможно, если в состав аттестационной комиссии при проведении его аттестации входил представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ч. 3 ст. 82 ТК РФ);
  • в случае увольнения работника, являющегося членом профсоюза, по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, направляются в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации. Кроме этого, работодатель должен провести дополнительные консультации с данным органом в тех случаях, когда последний выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника. После чего должен быть соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 373 ТК РФ).

Наконец, напомним, что работник всегда вправе обжаловать результаты аттестации, как и увольнение по инициативе работодателя, в судебном порядке.

Е.А.Соболева

Эксперт журнала

“Отдел кадров

бюджетного учреждения”

Как учителю получить категорию?

Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.

Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Сама процедура проходит в три этапа:

  1. Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов). Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная. Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза.
  2. На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы.
  3. Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.

С новой системой в школе появятся две квалификационные категории:

  • учитель-методист
  • учитель-наставник.

Обновленные категории учителей

  • Молодой специалист — выпускник педагогического вуза без категории.
  • Учитель, соответствующий должности, — молодой специалист, который проработал в образовательном учреждении 3 года и удачно прошел аттестацию.
  • Учитель-методист — в его обязанности входит разработка новых педагогических технологий, учебных пособий и методичек. Также методист выступает экспертом на семинарах и мастер-классах.
  • Учитель-наставник — высший уровень квалификации. Наставник консультирует молодых педагогов и студентов, отвечает за работу с педагогическим составов школы

Виды аттестации

  • Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
  • Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
  • выпускники высших и средних профессиональных образовательных учреждений;
  • лица с высшим или средним профессиональным образованием, не имеющие опыта работы учителем;
  • педагоги, которые не работали по специальности последние 5 лет.

Исключение сделают для таких категорий:

  • учителя, пребывающие в отпуске по беременности и уходу за ребенком до трехлетнего возраста;
  • педагогические сотрудники, которые проработали на своей должности менее 2 лет;
  • учителя, отсутствовавшие на работе по болезни более 4-х месяцев подряд.

Аналитическая справка

Аналитическая справка — это обобщающий документ, которым педагогический работник подытоживает собственные достижения за межаттестационный период. Структура аналитической справки состоит из:

  • вводной части;
  • аналитической части;
  • проектной;
  • заключения;
  • приложений.

Аналитическая справка для аттестации на первую категорию воспитателя, как и справка на высшую категорию, должна содержать:

  • описание целей, которые в своей деятельности ставит перед собой сотрудник, какие из поставленных целей были достигнуты за истекший период;
  • практику внедрения инновационных методов в работе;
  • анализ состава коллектива подопечных: каков их возраст, половая принадлежность, какие положительные изменения в группе происходят благодаря работе заявителя;
  • насколько успешно заявитель применяет знания по детской психологии и педагогике в своей работе, какие методики использует и какие это принесло плоды;
  • отзывы коллег, родителей — эту информацию комиссия проверит;
  • каким образом воспитатель реализует физическое воспитание подопечных;
  • научные достижения заявителя: имеются ли у него публикации по вопросам педагогики, принимает ли аттестуемый участие в конференциях, семинарах по профессиональному направлению;
  • перспективы дальнейшего профессионального развития, планируемые проекты и мероприятия.

Аналитическая справка подписывается и датируется заявителем, на ней необходимо проставить печать учреждения, в котором заявитель работает.

Новые положение и правила в процедуре аттестации педагогических работников

Последние изменения в Типовом положении об аттестации педагогических работников, которое утверждено приказом Министерства образования № 930 от 06.10.2010 г. Произошли в январе 2012 г.

Рассмотрим, каких именно пунктов данные изменения коснулись, и в чем заключаются новшества проведения процедуры аттестации начиная с этого периода:

  1. Если педагог переходит в другое учебное заведение либо меняет должность педагогической сферы в прежнем учебном заведении, до следующей аттестации за ним сохраняются ранее присвоенные квалификационные категории и звания (п. 3.22 Положения). То же самое касается методистов, а также специалистов, переводящихся из методических организаций на педагогические должности. Эта норма напрямую связана с оплатой труда специалистов, уровнем их нагрузки
  2. Определен порядок проведения аттестации специалистов, у которых имел место перерыв в работе на преподавательской должности. Так, согласно п. 3.17 Положения, за такими сотрудниками сохраняются квалификационные категории, которые были присвоены при предыдущей аттестации, а также звания и ранги. Для них предусмотрен срок проведения следующей аттестации – не позднее 2 лет после их возвращения к работе – в ом случае, когда последняя их аттестации проводилась не более 5 лет назад.
  3. Как выглядит процедура совмещения педагогических должностей – п. 3.18 Положения определяет, что для каждой из этих должностей предусмотрена отдельная процедура аттестации. Кроме того, педагог может ходатайствовать о проведении внеочередной аттестации перед руководящим составом – таким образом, сотрудник получает возможность самостоятельно регулировать – проводятся аттестации в один день, либо разводятся по времени. Соответственно, по каждой из процедур аттестации заполняется отдельный аттестационный лист.
  4. Как проходит аттестация выпускников ВУЗов – в соответствии с п. 4.3 Положения, такие педагоги принимаются на работу на категорию «Специалист» — вне зависимости от их формы обучения. При проведении последующей аттестации, не позднее 2 лет на начала им своей трудовой деятельность, эта категория может быть как повышена, так и понижена.
  5. Как проводится аттестация при отсутствии сотрудника – при наличии уважительной причины и соответствующего письменного соглашения, аттестация может пройти в его отсутствие. Если причина его отсутствия не известна, то проведение аттестации без специалиста не допускается. Таким образом, решение принимается в каждом случае в индивидуальном порядке.
  6. Изменения в порядке голосования членов аттестационной комиссии в соответствии с п. 3.8 Положения – внесены изменения в пункт о тайном голосовании. Теперь решения принимаются простым большинством присутствующих. По желанию членов комиссии, порядок голосования может быть тайным. При этом заседание комиссии может считаться правомочным на принятие решений только в случае присутствия на нем не менее 2/3 от общего числа членов, и не менее 5 человек присутствующих членов. Эта информация отображается в протоколе заседания комиссии. В тех случаях, когда по результатам голосования для аттестации специалиста принято разное количество голосов «за» и «против», принимается решение в пользу специалиста. Кроме того, новшеством является положение о возможности каждым членом комиссии добавлять к протоколу собственное мнение по любому вопросу как относительно материальной, так и процессуальной части проведения заседания, изложенное в письменной форме.
  7. Если относительно сотрудника принято решение о несоответствии им занимаемой должности, на руководителя возлагается обязанность предложить сотруднику другую должность в соответствии его квалификационному уровню.

Формирование аттестационных комиссий

Много вопросов возникло по поводу применения п. 8 Порядка, в котором сказано, что составы аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения. Проблема в том, что в настоящее время законодательно в области образования нормы, связанные с институтом конфликта интересов, не прописаны. В своих Разъяснениях сотрудники Минобрнауки рекомендуют пользоваться положениями Закона N 273-ФЗ <1>. В ст. 10 этого Закона сказано, что под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда этим правам и интересам. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения этим служащим при исполнении своих обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (п. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

<1> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

Таким образом, при формировании состава аттестационной комиссии и экспертных групп необходимо исключить возможность личной заинтересованности каждого члена экспертной группы, чтобы получить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогического работника.

Периодичность проведения

Согласно ст. 49 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», аттестация проводится один раз в пять лет. Некоторые категории лиц могут быть освобождены от прохождения обязательной проверки профпригодности педагогов. Например:

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в учреждении, в котором проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • работники, находящиеся в отпуске по уходу за малышом младше трех лет;
  • не появлявшиеся на рабочем месте более 4-х месяцев подряд из-за болезни.

Как будет проходить аттестация по новым правилам?

Если всё пойдет по плану, то квалификацию учителей будут оценивать на — трех блоков:

  1. Письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока. Пока на этот блок отвели 2 часа.
  2. Анализ образца профессиональной деятельности учителя. Сначала предполагалось, что это будет видеозапись урока, которую оценят независимые эксперты. Но от этого пути отказались. К видео планировали добавить план урока и образцы проверочных работ учеников. Возможно, оставят только их.
  3. Решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100. В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались.

Итог

  • Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могли не проходить аттестацию до конца 2021 года, однако, мораторий закончился;

  • Внедрение ЕФОМ пока подвисло в воздухе, новостей о новом обязательном стандарте аттестации в 2022 году нет. Однако внести изменения в Правила аттестации обещают в 2023 году;

  • Педагоги могут подать документы на присвоение категории в электронном виде и получить решение в течение 60 дней;

  • Аттестация учителей предполагает появление возможности получить две новые категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».

Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий