Целеполагание – это что такое? Целеполагание в педагогике

Целеполагание и планирование

Целеполагание в менеджменте является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

  • Определение цели;
  • Распределение имеющихся ресурсов;
  • Информирование персонала о планах.

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

  • Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
  • Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.
  • Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
  • Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
  • Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, зафиксирован конечный срок.

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример цели поставленной по SMART: Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

Процесс целеполагания

Понятие целеполагание используется для именования коротких обучающих тренингов, которые изучают системы планирования, методы управления временным ресурсом, результатом которых будет достижение: умение планирования рабочего времени с учетом ближайших (далеких) перспектив и важности поставленных задач; способности выявлять оптимальные пути решения; умения грамотно устанавливать цели и реализовывать их. Процесс целеполагания является отправной точкой в любой деятельности индивидов, так как цели вне деятельности просто не бывает. Принципы целеполагания используются практически во всех сферах деятельности

Принципы целеполагания используются практически во всех сферах деятельности

Процесс целеполагания является отправной точкой в любой деятельности индивидов, так как цели вне деятельности просто не бывает. Принципы целеполагания используются практически во всех сферах деятельности.

Различают 10 существенных моментов процесса целеполагания.

1. Неосознаваемые потребности лежат в основе любой деятельности. Потребность является объективной нуждой в чем-либо. Часто потребности навязываются субъектам, то есть они существуют независимо от воли индивида. Так, например, человек должен дышать, пить и кушать для того, чтобы жить. За основу можно взять иерархию потребностей по Маслоу – от низшей к высшей.

2. Обычно осознанная потребность является мотивом. Однако, так как индивид в процессе жизнедеятельности постигает множество различных потребностей, единая мотивационная система субъекта определяется как довольно сложная, противоречивая и частично осознаваемая. В психологии существует феномен, который называется борьба мотивов. Это означает, что мотивы имеют иерархическую систему значимости и вступают в конкуренцию друг с другом. Самым значимым или выигравшим борьбу мотивом считается цель. Компонентами мотивационного процесса являются мотивировки, то есть сознательные доводы, которые доказывают и объясняют значимость мотива.

3. Цель является опредмеченным желанием, то есть пониманием индивидом, что он хочет. Это безупречный образ, искажающий реальность. В качестве идеального образа она является довольно сложным комплексным образованием, которое состоит их формулировок, доводов, прогнозов и ожиданий, фантазий, догадок и др. Сегодня цель разумеется как сознательное и рациональное явление, однако при этом нельзя не учитывать эмоционально-образные корни, влияющие на то, каким образом будет она осознаваться.

4. Внутренние механизмы потенциального прогнозирования используются для выбора цели. Для постановки чаще выбирается событие с более высокой степенью субъективной вероятности.

5. Реальный результат с целью в качестве внутреннего образа и субъективным предсказанием всегда расходятся.

6. Образ процесса осуществления цели и представление о затрачиваемых ресурсах всегда входят в образ цели. Планирование является сознательным анализом (прояснением) и письменной фиксацией шагов достижения цели и потребных ресурсов.

7. Представления о происходящих процессах и затрачиваемых ресурсах осуществления всегда будут расходиться с тем, что доступно в реальности. Даже самое идеальное планирование объединяет в себе некоторые погрешности, которые в процессе приходится подвергать корректировке.

8. Чем более ярко и четко осознается и представляется цель, тем интенсивнее мотивационные процессы для ее достижения, а также и больше активность при достижении результата.

9. Чем более интенсивная мотивация вначале, тем больше будет искажаться субъективная потенция цели.

10. В психологии существует довольно известный закон мотивации, которые называется градиентом цели. Он заключается в том, что чем ближе индивид подходит к результату, тем интенсивнее сила мотивации, также как и активность деятельности.

Процесс целеполагания является довольно длительным и сложным. Сложность его лежит в необходимости трансформаций неосознаваемых желаний в отчетливо и внятно сформулированную цель, в выстраивании в сознании плана нужных деяний и ресурсов для достижения результата. А длительность целеполагания определяется тем, что она не заканчивается только лишь выбором цели вначале деятельности. В ходе деятельности появляется множество несогласованностей между образом и существующими результатами.

Основы целеполагания являются залогом реализации желаний и идей.

Методики целеполагания

Умными людьми была придумана организация целеполагания, чтобы нам с вами было легче. Для этого выделены несколько видов методик. Они учитывают специфику занятия человека и помогают быть эффективным с наименьшими затратами ресурсов.

SMART

Методика SMART

Название метода – это аббревиатура, в которой зашифрована технология целеполагания

В этом методе важно четко определить инструменты и ресурсы для результата

Расшифрую аббревиатуру:

  • Specific – конкретная цель, которая указывает на результат. Например, “заработать деньги на BMW X5”.
  • Measurable – цель приводит к результату, в котором можно измерить качество или количество. Например, количество – “заработать 15 000 $”, “увеличить продажи на 5%”. Качество (определенный эталон) – “все потолки натяжные”, “последний iPhone” и т. д.
  • Achievable – цели можно достичь, результаты и ресурсы реальные.
  • Relevant – результат цели должен быть актуальным. Не должно быть так: пока вы накопите 10 000 $ на ремонт дома, стройматериалы уже станут дороже в 2 раза и придется еще годы накапливать.
  • Time-bound – цель должна быть срочной, ограниченной во времени достижения.

Для этого нужно выполнить такие действия:

S: конкретизация результата (пристроить веранду) →

R: обоснование необходимости цели (чтобы холодный воздух не поступал в помещение) →

A: оценка и прогноз степени достижения результата (сделаю в сжатые сроки, потрачу определенную сумму) →

M: определение показателей цели и ее критериев оценки (сегодня заливаю фундамент, через неделю выгоняю стены, на это потрачу столько-то, отделка, как у дяди Феди) →

T: сроки достижения полной цели (полностью выстрою и отделаю веранду за месяц).

Метод Брайана Трейси

Трейси написал увлекательную книгу “Управляй своим временем и удвой результаты”. В нем он описал разработанный метод работы с целеполаганием. Алгоритм его авторского метода очень похож на SMART, но немного отличается.

По этому методу нужно:

  1. Написать 10 целей на ближайший год так, как если бы они уже были достигнуты.
  2. Из всех выписанных целей выбрать самую важную, которая может реально изменить вашу жизнь.
  3. Написать ее на другом листе бумаги.
  4. Проработать по методу SMART.

Метод Г. Архангельского

Это проектный метод, функция которого – помочь человеку четко сформулировать задачу, когда условия постоянно изменяются. Он состоит из таких стадий:

  • Определение “рамки” своей цели: четкие ценности, система приоритетов, сферы жизни под влиянием этих ценностей, закономерности влияния ценностей на сферы жизни.
  • Конкретизация цели так, чтобы она не входила в противоречие с ценностями и жизненными принципами.
  • Цели распределяются по уровням достижения, текущие задачи сравниваются с ценностями. В СМАРТ-технологии все наоборот: цель разбивается на задачи.
  • Создание временного диапазона для достижения результата специально под цель.
  • Задачи делятся на “мягкие” и “жесткие”. Мягкие – учет контекста, выполнение в назначенное время (неделя, месяц). Жесткие – запланированные к определенной дате.

Интеллект-карты

Это, как мне кажется, самый простой метод достижения поставленных целей. Он часто используется на тренингах и без специальной подготовки, каких-то условий. Каждый человек может использовать его в жизни.

Карта целеполагания состоит из таких составляющих:

  1. Главная цель первого уровня, например, “выступать в Большом театре”.
  2. Цели второго уровня – необходимости для достижения главной. “Пойти учиться на актера”, “ходить на кастинги”, “учить большие тексты”.
  3. Цели третьего уровня – расщепляем предыдущие. Например, для “пойти учиться” – “узнать, какие вступительные экзамены”, “особенности поступления”, “расписание подачи документов”. Некоторые можно решить сразу же, а некоторые можно распределить на цели четвертого уровня.

Такую “мыслекарту” можно представить в виде таблицы или схемы, как, например, тут:

Мыслекарта для цели “подарить подарок”

Кстати, встречала интеллект-карты не только по постановке целей, но и по решению проблем для руководителей.

Эти карты строятся на основе логического мышления человека. Они помогают не только “разложить все по полочкам”, но и развивают креативность, память, ведь схематически запоминать легче.

Интеллект-карта для цели “переезд в новый офис”

Как правильно ставить цели

Чтобы цель работала, необходимо знать правила её постановки. Они прописаны в менеджменте и указываются на всех тренингах. Нарушение правил и основ постановки ведет к снижению эффективности.

Принцип построения

Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:

  • точное конкретное обоснование;
  • указание даты, на которую цель должна быть исполнена;
  • формулировка — только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;
  • необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.
  • лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута.

Стоит помнить, что нельзя сегодня зарабатывать 10 000 руб., а завтра пятьсот. Процесс эффективного целеполагания предполагает и смену мышления. Оно должно быть положительным. Большие суммы денег любят подготовленных людей. И конечно желаемый результат должен быть конкретным. Например, «Я хочу получить прибыль» и «Я хочу получить дополнительно 20000 руб. в этом месяце». Конечно, 2-я цель выглядит более конкретной, в ней присутствуют и цифры, и указание на дату.

Важно! Реализуя принцип целенаправленности целеполагание позволяет устанавливать точные цели с привязкой к конкретной деятельности без размена на прочие. Особенно это видно в обществознании, ведь целеполагание подразумевает получение первоначальных базовых знаний для постановки точных, конкретных целей

Взаимосвязь цели и целеполагания

Если нужно построить свою деятельность по принципу целенаправленности, то целеполагание позволяет определить основные задачи и расставить приоритеты. Это возможно при соблюдении следующих правил:

  1. Любая цель, общественная или личная, должна быть четкой и ясной. Это позволит быстрее реализовать ее. Расплывчатыми и неясными бывают или слишком глобальные, или завышенные планы, которые могут и не осуществиться никогда.
  2. Индивиду, который живет в обществе, лучше всего сочетать социальные (общие для всех) цели и персональные, значимые непосредственно для него. Профессиональная деятельность, которая важна для многих, эффективнее складывается, когда есть заинтересованность в достижении общих целей, помимо своих персональных.

Человек, который сочетает социальные и собственные цели, добьется большего успеха в профессии и жизни

К сведению. Часто бывает такая ситуация, когда трудно сразу сформулировать цель, как для себя лично, так и для организации. Специалисты дают хороший психологический совет: задача, расписанная в деталях, имеет больше шансов быть реализованной, так как подсознание включается в активную работу и визуализируется на успех.

Учитывая, что целеполагание это в психологии взаимосвязь всех составляющих процесса, важны положительный настрой, конкретная задача, точные сроки, представление результата.

В каких сферах нужно

Навык правильно ставить цели и добиваться их необходим всем и каждому, везде и всюду. Давайте подробнее рассмотрим, где этот процесс часто используется и действительно ли без него никуда:

В педагогике. Без этого процесса трудно представить воспитательную деятельность в садиках и школах. Планирование деятельности – это большая часть государственных работников образования. А это и является процессом целеполагания – когда от маленьких умений школьников выстраивается педагогический план “шажков” к большим умениям.

В спорте

Это качество в занятиях спортом очень важно, без него не будет известных спортсменов. Когда постепенно удлиняется дистанция бега, увеличивается масса гирь, усложняются гимнастические трюки или ребенок с нуля учится быть хорошим пловцом

Формировать новые цели для спортсменов помогает тренер, именно он устанавливает уровни развития.

В бизнесе. Бизнесмены – люди дела. В этой сфере важно, начиная дело, видеть его результат – это и есть целеполагание. И успешный тот бизнесмен, кто знает, какие этапы нужно пройти, чтобы достичь поставленной цели. Есть люди, в которых уже заложена способность к целеполаганию. Часто они и занимают лидерские позиции в бизнесе.

В психологии. Путь изменения себя, понимания других тоже проходит через целеполагание. Личностный рост происходит по определенной стратегии: например, чтобы пойти на пробежку, человек раньше идет спать, готовит заранее одежду и пьет кофе. Это элементарный пример, но он показывает, что любое начинание состоит из маленьких шагов.

В проектировании. Любое проектирование – это прогнозирование конкретного результата и программа его достижения. Проекты достигаются поэтапно – вот вам и целеполагание того, кто составляет эти проекты.

В отношениях. Неосознанно мы применяем элементы этого понятия. Решил парень закадрить девушку – это конечный результат. Что для этого делает? Сегодня приглашение в кафе, завтра букет роз с запиской, послезавтра – с работы встретить, через неделю – прийти в гости и так далее по возрастающей.

В обществознании. В обществе, устройстве государства также важно использовать структуру достижения целей. Все большие социальные группы должны подчиняться определенным правилам. Если у президента нет курса на достижение конкретной цели, если люди не подчиняются принятым законам, то бедное то государство.

Роль целеполагания бесценна в любом обществе и любой группе. Это комплексный процесс. Его сложность в том, чтобы превратить неосознанные желания в четкие установки и создание плана реализации. Человек без цели просто плывет по течению и ничего особо не достигает.

Что такое целеполагание

В психологии и теории управления существует такое определение – целеполагание, которое обозначает процесс выбора и конкретизации целей, поставленных перед человеком или коллективом.

В основе целеполагания бизнеса лежит практическое осознание:

  • деятельности предприятия;
  • его последующего развития;
  • конечных или промежуточных целей для достижения;
  • средств для их реализации.

Цели определяются внутренними потребностями и существующей окружающей средой. Разработка и формулировка основных целей – это стратегическое направление, которое служит основой для дальнейшего планирования и постановки тактических задач.

Если применить известное высказывание Наполеона о своей и чужой армии к ситуации бизнеса, то можно утверждать, что, тот, кто не имеет собственных целей, будет вынужден работать на достижение чужих.

Целеполагание – это основа системного подхода к планированию, работающее над формулировкой глобальных интересов, долгосрочных и основополагающих для всех направлений бизнеса.

Профессор Колумбийского университета Джон О’Шонесси утверждает, что при отсутствии конкретных целей существует высокий риск выбрать лучшие способы для выполнения ненужной работы или лучшие пути для получения отрицательных результатов.

Целеполагание предполагает выбор стратегии действий, которая определяет нацеленность и способ существования компании на ближайший период. Стратегия может быть направлена на:

  • поддержку существующего уровня функционирования, когда изначально поставленные цели уже достигнуты и необходимо закрепиться на определенном уровне;
  • развитие и рост, то есть планомерное увеличение объемов продаж или расширение позиций на рынке (создание филиалов (представительств) в других регионах;
  • сокращение, что подразумевает сворачивание бизнеса, если он не отвечает интересам владельцев или не востребован на данном этапе, цели такой стратегии – минимизация потерь и максимальное сохранение ресурсов для начала нового бизнеса или других целей;
  • наступление или оборону – стратегии, определяющие взаимоотношения с конкурентами, в зависимости от ситуации предполагается разный способ действий.

Реализация целеполагания должна определить иерархию целей, разделив их на:

  • главные направления стратегического уровня;
  • конкретные задачи с короткими сроками исполнения;
  • средства для их исполнения (мероприятия, финансы, коллектив).

Независимо от места в иерархии, все цели должны быть ограниченными по времени и конкретными. Уровень формулировок предполагает, что по окончании заданного периода можно оценить, достигнуты ли поставленные цели, что не выполнено и почему, какие цели можно и нужно планировать на следующий временной промежуток.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества

Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Для чего нужна методика постановки целей

Целеполагание в управлении собственной жизнью — важный навык для каждого человека. Он помогает справляться с текущими проблемами, преодолевать кризисы, повышать качество жизни, больше успевать и меньше уставать.

Также приемы эффективного планирования помогают:

  • добиваться успеха во всех жизненных сферах («правила» постановки целей работают как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений)
  • двигаться вперед и самореализовываться в жизни
  • принимать обдуманные и взвешенные решения
  • расставлять приоритеты, слышать свои желания и потребности
  • избегать ошибок, шаблонных действий, негативных установок
  • развивать осознанность и критическое мышление
  • развивать креативность и воображение

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание – это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание – это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач – это важный этап в достижении успеха в любой сфере

Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении – основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий