Что такое командная экономика? Рыночная, командная, традиционная экономика

Экономики в чистом виде

Чистых систем в современном мире не существует, они относятся лишь к идеологическим разработкам ученых. Для того чтобы эффективно решать стоящие перед ней задачи, экономика должна сочетать черты разных видов систем. В чистом виде экономика не будет эффективной и приведет к негативным последствиям. Так, традиционная система чистого вида господствовала в древности, когда преобладал общинный строй и примитивные условия жизни. Она затрудняла дальнейший прогресс, и вряд ли бы общество развивалось без возникновения элементов рыночной структуры.

Совершенная рыночная система также не способна решить социальные задачи, вызывает монополизацию рынка, затрудняет конкуренцию.

Поэтому сейчас в большинстве стран действуют смешанные экономики, сочетающие преимущества рыночной с добавлением государственного регулирования в ключевых отраслях и поддержку социально уязвимых слоев населения.

Признаки

Основным признаком командной экономики является дефицит некоторых (или даже многих) товаров. Если они и присутствуют в продаже, то, независимо от места реализации, как правило, не отличаются друг от друга по качеству. Правительство в данном случае исходит из того соображения, что покупатель всё равно купит то, что есть. Таким образом, неудивительно, что необходимость изготовления более дорогой продукции и сооружения на каждой улице однотипных магазинов отсутствует.

Следующим признаком командной экономики является абсолютное отсутствие переизбытка изготовленных товаров при любых условиях. Объяснение этому очень простое и заключается в том, что правительство государства с такой системой ни при каких условиях не допустит нерационального использования собственных ресурсов.

Нельзя не отметить и то, что страна с такой экономической системой оказывает постоянную поддержку государственным предприятиям. Она выражается чётким планированием безубыточных рынков сбыта, лояльной налоговой политикой, а также постоянными дотациями. Ещё одним существенным признаком командной экономики является весьма целесообразное использование трудовых ресурсов на упомянутых выше предприятиях. Объяснить этот факт можно тем, что, в связи с отсутствием избыточного производства, нивелируется необходимость переработки персонала и назначения сверхурочных часов.

Основная цель командной экономики

В плановом экономическом режиме государственная система нацелена на удовлетворение интересов руководства страны. Это является главной целью существования и функционирования государства. Достижению поставленных задач способствует директивное планирование. Стратегию разрабатывает главный центр, согласно которому функционирует административная система:

  1. Отраслевые министерства разрабатывают задания для отраслей экономики, предприятий и выделяют материальные ресурсы.
  2. Произведенные товары поступают в вышестоящие органы материально-технического снабжения или торговли для передачи потребителям.
  3. Формальным характером отличаются экономические рычаги механизмы управления такие, как цены, оплата труда, процент в банках.
  4. Ценообразование регулируется центром.
  5. Бюджет пополняется с помощью накоплений предприятий.
  6. Централизованная схема мотивации работников.

Факторы, влияющие на их развитие

Многие государства имеют многовековую историю, наполненную событиями, которые сформировали их нынешний облик. Неизбежный отпечаток накладываются и на экономику.

К факторам, влияющим на экономическое развитие, относят:

  1. Географическое положение. В зависимости от этого определяется обеспеченность природными ресурсами и климатические условия, влияющие на хозяйственный уклад.
  2. Отношения с соседними государствами. Этот фактор тесно связан с предыдущим, поскольку определяется географическим положением. С соседом могут быть торговые отношения или войны, что способствует установлению наиболее подходящего способа организации хозяйства.
  3. Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если нынешняя экономика не способна справиться с текущими проблемами, нужно ее реформировать.
  4. Культурные особенности. Все народы различаются между собой традициями, историей, менталитетом. От этого зависит и отношение к трудовым обязанностям, распорядку дня.

Стоит отметить: сочетание факторов для каждого государства уникально. Поэтому действующие экономические системы не лишены особенностей, характерных для отдельно взятой страны.

Какие факторы влияют на развитие типов экономических систем

На формирование экономических моделей влияют следующие факторы:

  • месторасположение;
  • политические отношения с соседними государствами;
  • уровень экономического развития;
  • культурные особенности;
  • качество технологической сферы и т.д.

Географическое положение

Параметры развития экономики определяются:

  • местоположением страны;
  • климатическими условиями;
  • рельефом территории;
  • близостью к водным ресурсам;
  • количеством геологических месторождений и т.д.

Географические характеристики влияют на:

  • структуру общества;
  • правила построения предприятий;
  • уровень дохода;
  • организацию хозяйственной деятельности;
  • приоритетные сферы бизнеса и пр.

Взаимоотношения с соседними странами

Модель в государстве формируется с учетом коммуникаций с другими странами (товарных, партнерских, дружеских или конфликтных), безопасности среды.

Состояние приграничных территорий обуславливает:

  • качество товарообмена;
  • безопасность деятельности;
  • необходимость в дополнительных инвестициях и пр.

Уровень развития экономики

Уровень экономики определяет стадию развития государства, ее микро- и макропоказатели. При высокоразвитой структуре формируются профсоюзы, гражданам оказывается дополнительная поддержка, распределяются ресурсы. Хорошее состояние экономики способствует технологическому росту, расширению рынков сбыта.

Особенности культур

На параметры экономики влияют культурные особенности государств. Структуры Японии, России отличают высокое влияние государства на сферы общественной жизни, замедление темпов роста в некоторых отраслях, выбор приоритетных направлений. Социально-культурные модели Италии и Германии характеризуются разным уровнем организованности труда, влияния правительства.

Мне нравится2Не нравится1

Традиционная экономическая система

Традиционная экономика основана на традициях, которые переданы из поколения в поколение. Эти традиции определяют что товары и услуги сделать для кого и как. Список преимуществ, производственной технологии и распределения основан на таможне этой страны. Экономические роли участников общества определены наследственностью и исключительным аксессуаром.

Такой тип экономики остался сегодня в некоторых слаборазвитых странах, где технический прогресс добирается с отличными трудностями, поскольку это, как правило, подрывает таможню и традиции, которые поселились в этих странах.
Характерные характеристики экономических систем традиционного типа:

Плохая разработка оборудования и производственных технологий;
Большая доля физического труда во всех индустриях экономики;
Небольшая часть в традиционной экономике предпринимательства, включая маленький в случае фиксированного увеличения весов деятельности крупных подразделений;
Распространенность во всех сторонах деятельности общества традиций и таможни.

Экономический рост понят развитие как таковое народного хозяйства, в случае которого увеличивается реальный объем производства (ВВП). Поскольку мера экономического роста служит ставке излишка реального ВВП в целом или на душу населения.

Смешанная экономическая система

Сегодня одна из трех моделей не может говорить о доступности в этом или что государство в чистой форме. В большинстве современных развитых стран есть смешанная экономика, объединяющая элементы всех трех типов.

Смешанная экономика принимает использование роли регулирования государственной и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие двигаются от промышленности до промышленности согласно собственному решению, но не согласно правительственным директивам. Государство в свою очередь выступает антимонопольный, социальный, финансовый (налог) и другие типы экономической политики, которая в различной степени способствует экономическому росту страны и увеличения уровня жизни населения.

Понятие и виды экономических систем

Экономические системы с теоретической точки зрения представляют собой совокупность различных элементов рынка, которые при взаимодействии друг с другом образуют единую структуру внутри страны, в которой учитываются не только аспекты производства и потребления, но и также распределения благ и трудовых ресурсов.

Современные системы подразделены на три вида:

  • рыночная;
  • командная;
  • традиционная экономика.

Хотя с исторической точки зрения, если рассматривать развитие рынка поэтапно, они будут иметь следующую классификацию:

  • доиндустриальная экономика (времена процветания сельского хозяйства как основной ниши производства);
  • индустриальная (появилась с зарождением промышленности);
  • постиндустриальная (развивается и ныне, характерна процветанием сферы услуг и информационных технологий).

Но вернемся к современному пониманию экономической системы. Давайте попробуем для начала выделить основные ключевые моменты, характеризующие тот или иной вид, и в этом нам поможет таблица «Рыночная, командная, традиционная экономика: основные черты», которая представлена ниже.

Основные черты
ФакторыРыночнаяКоманднаяТрадиционная
Вмешательство государстваслабоеполноеотсутствует
Налоговое администрированиежесткоемягкоеминимальное
Основная форма собственностичастнаягосударственнаячастная

Ну а теперь остановимся подробней на каждом пункте.

Преимущества и недостатки командной структуры

Командная экономическая система имеет свои преимущества и недостатки:

ПреимуществаНедостатки
Минимизация неопределённости в изменении экономической ситуации в ближайшей перспективе, сравнительная стабильность экономического развитияОтсутствует свобода выбора товара (включая средства производства) для покупателей и продавцов. Всё заранее планируется и распределяется
Отсутствуют резкие перепады в уровне доходов различных групп населения. Благодаря этому равномерно развиваются все слои обществаСоздаётся большая, сложная бюрократическая структура управления экономикой, которая часто мешает принимать оперативные решения
Перед экономикой ставятся и достигаются социальные целиСубъективное управление экономикой вызывает несбалансированность и непропорциональное развитие отраслей
При чрезвычайных ситуациях (например, войнах) эта экономическая модель наилучшим образом распределяет ресурсы в самые жизненно важные секторыОтчуждённость собственников (населения) от объектов собственности (производственных средств) и отсутствие соревновательности (конкуренции) приводит к отсутствию инициативы у сотрудников и не стимулирует более эффективное использование ресурсов. В результате недостаточно используются достижения научно-технического прогресса, снижается эффективность производства, начинается застой в экономике
Подобная модель экономики помогает государствам, которые застряли в порочном круге бедности, индустриализоваться за короткий период времени. Но эта быстрая экспансия не может длиться бесконечноДаже одному предприятию тяжело заниматься планированием. Планирование в масштабах государства приводит к неэффективности распределения экономических ресурсов. То есть люди не преуспевают в своей работе и производят продукцию, которая им не нравится
Так как власти обеспечивают работой всех людей, поддерживается низкий уровень безработицы. Это помогает бедным слоям населения удовлетворять свои потребностиПоявляются «чёрные рынки», так как модель потребления людей не удовлетворяется плановым и регламентированным производством
Выгода извлекается значительным эффектом масштабности. Однако, этот плюс сильно ограничен отсутствием инновацийФормируется бюрократия, которая, не делая ничего, хочет выглядеть занятой и не принимает риски
Поддерживается стабильный уровень занятости населенияВласть сосредотачивается в руках небольшого числа людей, что часто приводит к злоупотреблениям

Административно-командная экономика

В этой экономической системе (также известной как командная, директивная или плановая экономика) центральную роль регулятора выполняет государство. Для этого создаются отдельные комитеты, цель которых:

  1. определить перечень жизненно необходимых товаров/услуг для производства;
  2. определить потребность и объемы выпуска каждого товара;
  3. разработать и внедрить наилучшие технологии производства (средства труда);
  4. экономно распределить ограниченные ресурсы (трудовые, финансовые, природные);
  5. определить круг потребителей.

Командная экономика не предполагает наличие частной собственности. Все экономические ресурсы принадлежат государству, а их распределением занимается верховная власть через директивное планирование. Экономическая свобода отсутствует.

В настоящее время административно-командная система применяется в ограниченном кругу стран (например, Северная Корея). В годы ВОВ командная система позволила СССР быстро перестроиться с выпуска гражданской продукции на военную.

В отличие от рыночной, плановая система лучше справляется с безработицей и борется с социальным неравенством (что, как известно гражданам СССР, проявлялось в невысоком уровне жизни, тогда современные социальные государства вроде Швеции, Норвегии или Германии ставили и ставят нижнюю планку в виде пенсий и пособий на достойном уровне. Впрочем, снизившимся с 2000 года после ввода евро и демографических трудностей). В силу своей изоляции командная система устойчивее к мировым кризисам, однако нечувствительна и к мировому росту экономики.

При таком хозяйственном укладе есть большая вероятность появления дефицита некоторых товаров, а также опасность снижения качества продукции из-за отсутствия конкуренции. Что опять-таки знакомо гражданам СССР, стоявших в очередях практически за всеми товарами из-за рубежа (где работала рыночная экономика).

В основе административно-командной системы лежит директивное планирование, которым занимается центральный комитет. Работает оно примерно так:

  1. Издается единый план (закон), обязательный для всех отраслей народного хозяйства.
  2. Далее, на основе этого плана (пятилетнего, к примеру), министерства издают задания, каждое для своей отрасли, в котором определены задачи всех предприятий, строек, колхозов и другой инфраструктуры.
  3. На выполнение плановых заданий выделяется определенное количество экономических ресурсов.

Ценообразование при командной экономике – целиком прерогатива государства. То же самое касается распределения прибыли от производства и продажи, а также назначения заработной платы работникам. Отсюда – отсутствие материального интереса у производителя в улучшении качества товара.

В случае СССР плановая экономика поддерживалась продажей ресурсов за рубеж (в 1920-х царских ценностей и золота, во время Сталина пшеницы и леса, позднее после нефтяного кризиса – подорожавшей в несколько раз нефтью), а также разорением деревни, которая была просто смята. Даже официальные сводки сталинских времен это фиксировали – см. труды Волкогонова. Нынешняя молодежь вряд ли знает, что жители деревень получили паспорта только в 1960-х годах, а до того были привязаны к своему месту, как прежде крепостные к барину. В стране, где официально провозгласили полное равенство всего и вся.

Плановая экономика не окупала себя, хотя энтузиазм людей в первые десятилетия советской власти, гигантские стройки (от стройотрядов до костей заключенных) и мирный атом с Гагариным позволяли говорить о соревновании двух систем.

Было время — и были подвалы,

Было надо — и цены снижали,

И текли куда надо каналы,

И в конце куда надо впадали

Но до поры до времени: уже при Хрущеве энтузиазм стал заметно гаснуть, и новых значимых технических успехов уже не последовало. Главное было достигнуто в военно-космической отрасли, где в «шарашки» собирали заключенных-академиков (см. Солженицина) с конкретными целями, и в теоретической физике, куда не проникало идеологическое око государства. На стандартном же производстве все кончалось поощрением рационализаторских предложений.

Директивная система управления, расписывавшая путь человека с института до самой смерти, не могла произвести интернет и айфон, поскольку на развитие человечества не существует заданий. Уму нужна свобода. Даже приди условному Иванову в голову идея Apple, он бы не получил под нее капитал и самостоятельность в действиях (недаром в СССР и долгое время в Китае отсутствовал фондовый рынок).

Сочетаемость экономических систем

Важнейший момент, на который следует обратить внимание: рассмотренные нами типы экономической системы (традиционная, командная, рыночная) могут, во-первых, взаимно сочетаться, а во-вторых, если говорить о современном этапе развития человечества, они практически не встречаются в чистом виде, по крайней мере, на уровне национального хозяйства государства. Даже в развитых странах могут быть сообщества, в которых хозяйственные коммуникации могут иметь признаки традиционной экономики

Например — в России, а также во многих странах Западной Европы значительный процент ВВП обеспечивает сельское хозяйство. С точки зрения технологий данная отрасль вполне может отнесена к сегментам, развивающимся в рамках традиционной экономической модели.

Командные принципы хозяйственного управления сохраняются во многих государствах — Китае, Северной Корее, на Кубе, в значительной степени — в России, если говорить о государственных предприятиях, которые являются лидерами во многих отраслях. Таким образом, на практике в большинстве стран мира сформирована фактически смешанная модель экономики. Она может сочетать в себе признаки каждой из рассмотренных нами.

От чего зависит преобладание в государствах тех или иных элементов, что в наибольшей степени характеризуют рассмотренные нами типы экономических систем? Традиционная, командная, рыночная, смешанная модели, как правило, устанавливаются в силу социальных факторов, исторической специфики развития страны, влияния других государств, геополитического положения. Сложно выделить совокупность критериев, на которые государства во всех случаях могут ориентироваться при выборе оптимальных моделей управления экономикой.

Есть подходы, по которым совместимость хозяйственной системы страны с рыночными, командными либо традиционными принципами следует определять, исходя из цивилизационной принадлежности государства. Есть много стран формально независимых, имеющих свой язык и культуру, но, если следовать подобным точкам зрения, формирующих единую цивилизацию. В этом случае, даже при заметных различиях в политических приоритетах, им имеет смысл практиковать схожие подходы к управлению экономикой. Даже если подобные теории не рассматривать как руководящие, то можно проследить, что во многих государствах, близких по культуре, наблюдаются весьма схожие принципы выстраивания хозяйственных отношений. Например, экономические успехи азиатских государств — Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура – многие исследователи связывают, прежде всего, с развитой культурой дисциплины и трудолюбия в среде граждан. Если бы соответствующего базиса не было, западные инвесторы, которым часто приписывается определяющая роль в экономических успехах указанных стран, вероятно, не стали бы вкладываться в развитие новых высокотехнологичных производств на территориях, не слишком инфраструктурно развитых и не имеющих значительных природных ресурсов.

Отмеченная дисциплинированность азиатских народов, как считают исследователи, связана в первую очередь с огромной ролью консервативных установок в социализации, воспитании, восприятии мира, в коммуникации с другими людьми, что сложились в соответствующих обществах. Подобная характеристика – отличительная черта традиционной экономической системы. Однако в случае с национальными хозяйствами отмеченных азиатских государств речь идет об удачном сочетании консервативных подходов и полноценных рыночных механизмов.

Таким образом, на мировом рынке сложилось несколько форм хозяйствования. Это экономика традиционная, рыночная, командная и смешанные экономические системы. В основе первой — мелкотоварное производство, розничная торговля, индивидуальные предпринимательские активности с небольшими оборотами. При командной экономике ведущая роль в хозяйственном управлении принадлежит государству, в некоторых случаях разрешаются отдельные формы частного бизнеса, позволяющие гражданам удовлетворять личные потребности.

При рыночной модели управление экономическими процессами осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Коммерческие коммуникации реализуются на основе законов спроса и предложения. Однако в чистом виде, если говорить о национальном хозяйстве отдельно взятой страны, традиционная, командная либо рыночная экономика практически не наблюдаются. Может быть некая базовая модель хозяйственного управления, но в большинстве случаев она будет включать в себя элементы других систем.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что командная экономика – это способ организации государственной жизни, который зачастую называют социализмом. В его рамках монополистическую роль в регулировании хозяйственной жизни страны играет правительство. Именно власть принимает решение об объёмах изготовления того или иного вида продукции, а также его стоимости на рынке. При всём этом такие данные устанавливаются не на базе реального соотношения спроса и предложения, а исключительно исходя из многолетних статистических данных, на основании которых и устанавливаются планы. Хоть подобная модель развития государства и имеет некоторые преимущества, как показывает практика, в условиях рыночной экономики и конкуренции любая страна развивается гораздо эффективнее.

Которая была свойственная ряду стран, появилась благодаря осуществившимся в них социалистическим революциям. Идеологическим знаменем этой системы были постулаты марксизма. Такая модель экономики была разработана Лениным и Сталиным – вождями Компартии СССР. Корни же идеи уходят к учению о социальной утопии. Внедрение системы характерно для и Азии в первой половине и середине ХХ века.

Командная экономика – это система ведения народного хозяйства, основанная на управлении им путем административных распоряжений. Согласно именно такое устройство должно было способствовать ускорению процесса повышения общего благосостояния. При этом обязательным условием было устранение конкуренции, что позволяло бы вести всю хозяйственную деятельность страны согласно единому общеобязательному (директивному) плану. Разработка особенностей планирования развития проводилась на научной основе руководством страны.

В 50-80-е годы (время расцвета коммунистического лагеря) около трети населении Земли жило в странах, в которых господствовала административно-командная экономическая система. Введение этого уклада началось с практического подавления личных свобод граждан и на протяжении его существовании сопровождалось серьезными человеческими жертвами.

Командная экономическая система СССР характеризовалась такими признаками:

  • государственный плановый комитет устанавливал, что должны производить предприятия;
  • отраслевое министерство определяло, как должно осуществляться производство и диктовало технологии, поскольку оно выделяло средства;
  • госкомитет по снабжению решал, куда будет поставляться и кому продаваться производимая продукция, а также определял, где приобретать ресурсы для новых циклов производства;
  • госкомитет по ценообразованию рассчитывал отпускные цены, которые не менялись десятками лет;
  • зарплата рабочим назначалась Государственным комитетом по труду и зарплате;
  • распоряжение доходами было в руках Министерства финансов;
  • Госкомитет по строительству определял, в каком направлении и объеме будет развиваться производство;
  • госбанки устанавливали объемы средств, которые предприятия могли у них же взять;
  • Министерство внешней торговли диктовало, какие товары могут идти на экспорт, а какие должны быть реализованы исключительно на внутреннем рынке.

Командная экономическая система – это, прежде всего, уничтожение всех форм собственности, кроме государственной. Это дает власти право командовать использованием всех На фоне этого происходило распределение благ для личного пользования в так называемом порядке очереди (либо по талонам).

В целом, идея планирования экономики является вполне разумной, но в пределах одного предприятия или, к примеру, фермы. Если же речь идет о планировании в масштабах страны, то это приводит к искажению объективных законов экономики. Целесообразным оно может быть только в периоды (войн, революций, стихийных бедствий и т.д.).

В конечном итоге социализм (командная экономическая система) обернулся разочарованием, а странам пришлось заняться возрождением и рыночной системы.

90-е годы стали итоговыми для СССР и стран Восточной Европы в плане оценивания того, чего удалось добиться с помощью введения командной экономики. При анализе оказалось, что эти итоги были весьма грустными. Большинство производимой продукции характеризовалось низким качеством и устаревшими конструкциями, поэтому не пользовалось спросом на рынке; продолжительность жизни граждан и уровень их благосостояния был ниже, чем в странах, выбравших путь рыночной экономики. Уровень производственного сектора в целом также был значительно ниже, чем в Европе, а природа оказалась значительно сильнее загрязнена.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий