Виды технического регулирования
Все виды тех. регулирования в соответствие с последней актуализированной информацией делятся на две большие группы:
- Общие.
- Специальные.
В первую группу входит такая сфера правоотношений, которая возникает по поводу эксплуатации зданий, биологической безопасности, пожарной безопасности и др. Это такие важнейшие аспекты, которые обязаны соблюдать все субъекты в Российской Федерации. Изменениям или дополнениям они не подлежат, за исключением внесения изменений в само федеральное законодательство.
Специальные — это такие виды технического регулирования, которые не регулируются общими положениями. Они принимаются в отношении отдельных видов продукции путем издания нормативных правовых актов. Как правило, у такой продукции более повышенный риск нанесения вреда жизни и здоровью населения, а также экологии.
Что такое технический регламент
На смену ГОСТам и СНИПап пришел технический регламент. Это документ, который содержит требования к продукции, объектам и услугам. Он принимается по специальной процедуре – международным договором и ратифицируется в установленном законом порядке, имеет особую структуру строения. Министерства не могут устанавливать дополнительные условия, кроме услуг в оборонной области.
Технические регламенты устанавливают ветеринарные, фитосанитарные требования к продукции из отдельных стран. Могут вводить стандарты к методам ее обработки, ограничивать ввоз. Ветеринарные правила утверждаются для защиты здоровья граждан, предупреждения ввоза опасной продукции и распространения заболеваний (п. 9 ст. 7 ФЗ №184).
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию
Главенствующим федеральным органом исполнительной власти в данной сфере правоотношений – это росстандарт.
Образован данный орган был в 2004 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Руководство осуществляется Абрамовым Алексеем Владимировичем.
На сегодняшний день действуют семь территориальных органов управления Росстандарта. Управления Росстандарта включают в себя финансово-экономическое управление, информационное управление, аналитическое управление, управление административной работой, контрольное ревизионное управление и др.
Услуги, оказываемые Росстандартом, являются платными. В некоторых случаях за совершение тех или иных действий необходимо уплатить государственную пошлину. Ее размер варьируется в зависимости от запрашиваемого действия и находится в пределах от 100 до 1600 рублей.
Статья 2 ФЗ 184
Данная статья закрепляет основные понятия, используемые в этом нормативном документе. Например, надзор за соблюдением регламентов, содержание стандартизации и др.
Правильная правовая трактовка и характеристика этих основ, например, при строительстве, поможет привести весь процесс производства в законное русло и избежать возможных правовых споров в будущем.
Статья 28 ФЗ 184
Эта статья регламентирует права и обязанности заявителя. Он вправе осуществлять действия в соответствие с требованиями закона, использовать техническую документацию, обращаться в государственный орган с жалобами, принимать на себя обязательства и определять иные существенные аспекты.
Заявитель также обязан обеспечивать соответствие продукции установленным законом требованиям, уплачивать государственную пошлину, предоставлять достоверные документы и др.
Статья 46
Эта статья закрепляет переходные положения возникающие и действующие в сфере технического надзора и в иных сферах, в целях регулирования которых был принят федеральный закон.
Установлено, что для того чтобы соответствовать ФЗ и получить юридическую силу, любой нормативный документ, принимаемый в данной сфере, должен быть опубликован в единой информационной системе, например, в Российской газете.
Цели
Стандартизация проводится для:
- Повышения степени безопасности здоровья/жизни населения, животных и растений, предотвращения имущественного ущерба и вреда окружающей среде.
- Обеспечения научно-технического развития.
- Повышения степени безопасности регламентируемых объектов с учетом вероятности возникновения катастроф (чрезвычайных ситуаций).
- Усиления конкурентоспособности продукции, услуг или работ.
- Рационального применения существующих доступных ресурсов.
- Информационной и технической совместимости.
- Сопоставимости итогов испытаний (исследований) и измерений, экономико-статистических и технологических сведений.
- Взаимозаменяемости продукции.
Терминология
Закон “О техническом регулировании” дает разъяснения по ключевым отраслевым понятиям:
- Аккредитация представляет собой официальное признание уполномоченного органа компетентности субъекта для выполнения работ в определенной области проверки соответствия.
- Идентификация продукции – определение тождественности характеристик изделий их существенным признакам.
- Заявитель – гражданин или организация, которые осуществляют подтверждение соответствия.
- Декларация. Она представляет собой документ, которым удостоверяется соответствие выпущенной продукции действующим требованиям. Сам процесс подтверждения именуется декларированием.
- Знак соответствия. Он является обозначением, служащим для информирования потребителей о соответствии объекта требованиям национального стандарта или добровольной сертификации.
- Оценка соответствия выступает как косвенное либо прямое определение соблюдения требований, предъявленных к изделию.
- Продукция – результат производственной деятельности, представленный в материально-овеществленной форме и предназначенный для последующего применения в хозяйственных и прочих целях.
- Риск представляет собой вероятность нанесения ущерба здоровью/жизни населения, вреда имуществу (как частному, так и муниципальному/государственному), окружающей среде, растениям и животным с оценкой тяжести таких последствий.
- Сертификат соответствия является документом, удостоверяющим соблюдение требований техрегламентов, положений стандартов и договорных условий при выпуске продукции. Процесс подтверждения именуется сертификацией.
Закон “О техническом регулировании”: стандартизация
Для обеспечения производства безопасных изделий формулируются определенные правила и требования. Стандарт представляет собой документ, в котором отражаются свойства продукции, характеристики и правила выполнения производственных процессов, осуществления реализации, хранения, утилизации, перевозки, эксплуатации, исполнения работ/предоставления услуг. Он также может включать в себя требования к символике, терминологии, маркировке, упаковке, этикеткам, а также правилам их нанесения. Процесс установления соответствующих предписаний именуется стандартизацией. Безопасность представляет собой состояние, в котором отсутствует недопустимая угроза, связанная с нанесением ущерба здоровью граждан, растений, животных или их жизни, вреда государственному, частному, муниципальному имуществу, окружающей среде. Стандартизация направлена на упорядочение производства и обращения товаров, повышение конкурентоспособности работ, услуг, товаров.
Последние изменения ФЗ о техническом регулировании
Последняя редакция 184-ФЗ подвергалась некоторым изменениям, поправками и дополнениям. Больше всех нововведений претерпела статья 2 ФЗ 184.
В ней были изменены следующие абзацы:
- девятый. Метка соответствия теперь является обозначением, которая служит только для информирования приобретателей и потребителей о том, что сертификат соответствует всем требованиям системы;
- шестнадцатый. Подтверждение соответствия — документальное удостоверение, используемое в соответствии с документами по стандартизации;
- девятнадцатый. Сертификация также осуществляется по документам по стандартизации;
- двадцатый. Сертификат теперь удостоверяется по документам по стандартизации или условиям договора, а не по положениям стандартов;
- двадцать четвертый. Техническое регулирование теперь используется только в сфере установления продукции.
- двадцать пятый. Технический регламент устанавливается не только законодательством РФ, но и Федеральным законом №184;
- двадцать шестой. Форма подтверждения соответствия определяется по документам по стандартизации.
А абзацы тринадцатый, двадцать второй, двадцать третий, двадцать восьмой и тридцать четвертый вовсе были исключены из видоизмененного Федерального закона.
Еще одно значительное изменение было одобрено в ст 28 ФЗ 184 от 20 апреля 2015 года. Поправки касались пункта 7, в котором описывается, что декларация или другие доказательные материалы, хранящиеся у заявителя в течение 10 лет. Согласно новой редакции, заявитель обязан предоставить акт о соответствии либо регистрационный номер декларации.
Самые последние изменения были утверждены 01 июля 2017г. Нововведения были внесены в 1 главу статьи 5.4. «Особенности технического регулирования при осуществлении градостроительного движения в условиях стесненной городской застройки». Подготовка документации устанавливается Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и учреждений». Градостроительная деятельность определяется национальными стандартами и сводами правил.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Описание закона
Федеральный закон 184 был утвержден Государственной Думой РФ 15 декабря 2002г. и вступил в законную силу 01 июля 2003 года. Регламентирует процессы и взаимоотношения, которые могут появляться в ходе разработки или применения обязательных норм к соответствующей продукции.
Из краткого содержания закона «О техническом регулировании» следует, что в данной области применяется система законодательных актов. Которая охватывает все основные аспекты регулирования отношений в сфере проектирования, строительства, перевозки, производства, монтажа, хранения, эксплуатации, реализации, оценки, утилизации, выполнения работ или оказания иных услуг. Последние изменения были одобрены 01 июля 2017 года, которые подробно будут описаны в последнем подзаголовке статьи.
Виды технических регламентов в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании»:
- безопасность излучений;
- безопасность биологического назначения
- взрывобезопасность;
- механизированную безопасность;
- пожарную безопасность (Федеральный закон 69 о пожарной безопасности с изменениями здесь: );
- производственную безопасность;
- тепловую безопасность;
- химическую безопасность;
- гальваническую безопасность;
- ядерную и радиационную безопасность;
- магнитоэлектрическую совместимость в сфере обеспечения безопасности работы приборов и оборудования.
При переходе в систему технического законодательства, также входят и другие обязательные регламенты других нормативных документов — ГОСТы, СанПиНы, СниПы и другие. Это необходимо, чтобы следовать целям технического регулирования.
Скачать текст закона
ФЗ о техрегулировании утверждаются с целью защиты жизни и здоровья гражданина, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального капитала и охраны окружающей среды, в том числе жизни и здоровья животных и растений.
Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» основывается на следующих принципах:
- устанавливаются единые требования к продукции, процессам производства, эксплуатации и применения;
- основы соответствия регулирования уровню развития международной экономики. Прогресс в развитии материально-технической базы и уровня научно-технического развития;
- независимость служб аккредитации, служб по сертификации, изготовителей, продавцов, деятелей и приобретателей;
- общая система аккредитации;
- недопустимость в ограничении конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимость внебюджетного финансирования общегосударственного контроля за соблюдением норм технического регламента.
Суть закона
Закон охватывает важнейшие области – строительство, оказание услуг, производство. Он облегчил жизнь производителей, освободив их от мелочного контроля со стороны государственных органов. Введение четкого порядка разработки технических норм упростило сертификацию. При создании техрегламентов учитываются международные стандарты и опыт, наработанный европейскими странами.
Цели регулирования продукции и связанных с ней действий:
- повышение технологической безопасности;
- защита интересов граждан, частной и государственной собственности;
- охрана окружающей среды.
Поскольку алгоритм создания продукции становится открытым, производитель не имеет возможности утаить от покупателей информацию о ее свойствах.
Главные положения ФЗ:
- предъявление одинаковых правил к объектам регулирования;
- независимость органов аккредитации;
- запрет конкуренции при аккредитации и сертификации;
- единая система проверки уполномоченными органами;
- недопустимость совмещения сертификации с надзорным ведомством или структурой сертификации.
Государственные контролирующие органы получают финансирование только из бюджета за исключением случаев, установленных регламентами. Стандарты действуют по отношению к однородной продукции. Они определяют ее размеры, параметры, правила контроля, эксплуатации и хранения.
Принципы закона:
- добровольность применения норм;
- максимальный учет интересов всех субъектов в процессе разработки;
- использование международных стандартов для создания национальных нормативов;
- единообразное внедрение стандартов;