Современные международные отношения. Система международных отношений

↑оЕПХНДХГЮЖХЪ ХЯРНПХХ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ Б МНБНЕ Х МНБЕИЬЕЕ БПЕЛЪ

б УНДЕ ПЮГБХРХЪ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ Б МНБНЕ Х МНБЕИЬЕЕ БПЕЛЪ БШДЕКЪЕРЯЪ ПЪД ЙПСОМШУ ЩРЮОНБ, ЯСЫЕЯРБЕММН НРКХВЮБЬХУЯЪ ДПСЦ НР ДПСЦЮ ОН ЯБНЕЛС БМСРПЕММЕЛС ЯНДЕПФЮМХЧ, ЯРПСЙРСПЕ, УЮПЮЙРЕПС БГЮХЛННРМНЬЕМХИ ЛЕФДС ЯНЯРЮБМШЛХ ЩКЕЛЕМРЮЛХ, ЦНЯОНДЯРБСЧЫЕЛС МЮАНПС ЖЕММНЯРЕИ. мЮ НЯМНБЕ ЩРХУ ЙПХРЕПХЕБ ОПХМЪРН БШДЕКЪРЭ бЕЯРТЮКЭЯЙСЧ (1648-1789), бЕМЯЙСЧ (1815-1914), бЕПЯЮКЭЯЙН-бЮЬХМЦРНМЯЙСЧ (1919-1939), ъКРХМЯЙН-оНРЯДЮЛЯЙСЧ (АХОНКЪПМСЧ) (1945-1991) Х ОНЯРАХОНКЪПМСЧ ЛНДЕКХ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ. йЮФДЮЪ ХГ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМН ЯЛЕМЪБЬХУ ДПСЦ ДПСЦЮ ЛНДЕКЕИ ОПНУНДХКЮ Б ЯБНЕЛ ПЮГБХРХХ ВЕПЕГ МЕЯЙНКЭЙН ТЮГ: НР ТЮГШ ЯРЮМНБКЕМХЪ ДН ТЮГШ ПЮЯОЮДЮ. бОКНРЭ ДН бРНПНИ ЛХПНБНИ БНИМШ БЙКЧВХРЕКЭМН ХЯУНДМНИ РНВЙНИ НВЕПЕДМНЦН ЖХЙКЮ Б ЩБНКЧЖХХ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ АШКХ ЙПСОМШЕ БНЕММШЕ ЙНМТКХЙРШ, Б УНДЕ ЙНРНПШУ НЯСЫЕЯРБКЪКЮЯЭ ЙЮПДХМЮКЭМЮЪ ОЕПЕЦПСООХПНБЙЮ ЯХК, ХГЛЕМЪКЯЪ УЮПЮЙРЕП ЦНЯСДЮПЯРБЕММШУ ХМРЕПЕЯНБ БЕДСЫХУ ЯРПЮМ, ОПНХЯУНДХКЮ ЯЕПЭЕГМЮЪ ОЕПЕЙПНИЙЮ ЦПЮМХЖ. рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, СЯРПЮМЪКХЯЭ ЯРЮПШЕ ДНБНЕММШЕ ОПНРХБНПЕВХЪ, ПЮЯВХЫЮКЮЯЭ ДНПНЦЮ ДКЪ МНБНЦН БХРЙЮ ПЮГБХРХЪ.

Место России в системе международных отношений – внешняя политика

Отношение между государствами и Россией регулируются множеством экономических и политических рычагов. Ключевыми аспектами внешней политики можно назвать:

  1. Отказ от использования военных вооруженных сил, чтобы достигнуть политических, экономических, внешних целей.
  2. Исключение отношения к другим странам как к потенциальным противникам.
  3. Защита жизненно важных интересов как приоритетное направление.
  4. Построение взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами. 

Особенный вклад в устойчивость и силу РФ вносят целостность, единство народа, соблюдение национальных интересов. Каждая граница находится под надежной защитой, что позволяет гражданам чувствовать себя в безопасности, гордиться Родиной. Почему Российская Федерация – важный игрок мирового уровня:

  • Наличие гигантских объемов природных ресурсов – нефти, угля, газа;
  • Высокий уровень научного, технического потенциала;
  • Огромная численность населения;
  • Благоприятная геополитическая позиция;
  • Стратегический, ядерно-ракетный потенциал, аналогичный Соединенным Штатам Америки;
  • Масштабная добыча, транспортировка углеводородных ресурсов;
  • Членство в ООН, Большой восьмерке;
  • Наличие исторических связей с другими государствами;
  • Активное освоение западного рынка российскими компаниями в период последних лет.

↑яХЯРЕЛМШИ ОНДУНД Й ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ

дКЪ ЯНБПЕЛЕММНИ МЮСЙХ УЮПЮЙРЕПМН ХГСВЕМХЕ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ ЙЮЙ ЖЕКНЯРМНИ ЯХЯРЕЛШ, ТСМЙЖХНМХПСЧЫЕИ ОН ЯБНХЛ ГЮЙНМЮЛ. оПЕХЛСЫЕЯРБЮ РЮЙНЦН ОНДУНДЮ ЯНЯРНЪР Б РНЛ, ВРН НМ ОНГБНКЪЕР ЦКСАФЕ ЮМЮКХГХПНБЮРЭ ЛНРХБЮЖХЧ ОНБЕДЕМХЪ ЯРПЮМ ХКХ БНЕММН-ОНКХРХВЕЯЙХУ АКНЙНБ, БШЪБКЪРЭ СДЕКЭМШИ БЕЯ РЕУ ХКХ ХМШУ ТЮЙРНПНБ, ДЕРЕПЛХМХПСЧЫХУ ХУ ДЕИЯРБХЪ, ХЯЯКЕДНБЮРЭ ЛЕУЮМХГЛ, НОПЕДЕКЪЧЫХИ ДХМЮЛХЙС ЛХПНБНЦН ЯННАЫЕЯРБЮ Б ЖЕКНЛ, Ю Б ХДЕЮКЕ ОПНЦМНГХПНБЮРЭ ЕЦН ПЮГБХРХЕ. яХЯРЕЛМНЯРЭ ОПХЛЕМХРЕКЭМН Й ЛЕФДСМЮПНДМШЛ НРМНЬЕМХЪЛ НГМЮВЮЕР РЮЙНИ УЮПЮЙРЕП ДНКЦНБПЕЛЕММШУ БГЮХЛННРМНЬЕМХИ ЛЕФДС ЦНЯСДЮПЯРБЮЛХ ХКХ ЦПСООЮЛХ ЦНЯСДЮПЯРБ, ЙНРНПШИ НРКХВЮЧР ЯРЮАХКЭМНЯРЭ Х БГЮХЛНГЮБХЯХЛНЯРЭ, Б НЯМНБЕ ЩРХУ НРМНЬЕМХИ КЕФХР ЯРПЕЛКЕМХЕ Й ДНЯРХФЕМХЧ НОПЕДЕКЕММНЦН, НЯНГМЮММНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ СЯРНИВХБШУ ЖЕКЕИ, Б МХУ Б РНИ ХКХ ХМНИ ЛЕПЕ ОПХЯСРЯРБСЧР ЩКЕЛЕМРШ ОПЮБНБНИ ПЕЦКЮЛЕМРЮЖХХ АЮГНБШУ ЮЯОЕЙРНБ ЛЕФДСМЮПНДМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ.

Понятие

Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.

Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.

Истоки понятия

Появление термина “международные отношения” связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.

К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.

Принципы международных отношений

Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности. К основным принципам относятся:

  • Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;
  • Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;
  • Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;
  • Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;
  • Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;
  • Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.

В Уставе ООН зафиксированы также:

  • Принцип невмешательства во внутренние дела государства;
  • Принцип мирного разрешения международных споров;
  • Принцип всеобщего уважения прав человека;
  • Принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что основная идея внешнеполитической деятельности государства – мирное сосуществование и обеспечение коллективной безопасности. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях наряду с задачей предотвращения ядерной войны, сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов, поэтому указанная проблема становится одним из аспектов международных отношений, который рассматривается в качестве дополнительного принципа.

Становление международных отношений

История международных отношений связана с возникновением собственно государств как их субъектов. Примерно до 1648 года эти отношения определялись влияем той или иной мощной империи. Так, изначально такой империей была Греция. Затем Римская империя. Однако после падения Римской империи на несколько столетий мощного центра притяжения особо не было.

Далее можно назвать империю Карла Великого (держава франков) и затем появилась Священная Римская империя. Начиная со Средневековья, как периода всемирной истории, появляется ещё один субъект международных отношений — церковь. Римский папа был не просто религиозным владыкой, но и вершителем судеб разных монархов. Ему ничего не стоило отлучить непокорного монарха от церкви, что могло вызвать кризис легитимности в его государстве.

Начиная с 1648 года ситуация крайне изменилась. Мир стал другим: после великих географических открытий мировых держав стала не одна, а несколько. В 1648 году завершилась Тридцатилетняя война: первая серьезная европейская война между европейскими же государствами.

Воевали против Священной римской империи германской нации, после которой она таковой уже никогда не станет. По итогам войны был заключен Вестфальский мир, который ознаменовал появление первой Вестфальской системы международных отношений.

Вестфальская система международных отношений заключалась в формировании союзов разных европейских государств для достижения общих целей. Такие союзы получили название коалиции. Собственная вся история международных отношений от Вестфальского мира до 1815 года — история сплошных коалиций.

На смену Вестфальской системе пришла Венская система. Она возникла после поражения как Великой французской революции, так и Наполеоновских войн, что произошло после Отечественной войны 1812 года. После битвы при Ватерлоо, в 1815 году был созван Венский конгресс, чтобы решить судьбу послевоенной Европы. Итогами решений этого конгресса стало победа реакционных сил в Европе над революционными тенденциями. Фактически европейские монархии задушили Французскую революцию.

Как вы прекрасно знаете (ну, или должны знать), в 1816 году образовался Священный союз, целями которого было противодействие революционным явлениям и событиям в Европе. Союз просуществует примерно полвека, пока международные отношения в очередной раз не изменятся.

На смену же Венской системе придет в дальнейшем Версальско-вашингтонская система. Главной ее идеей станет недопущение повторения ужасов Первой мировой и создание международной организации для поддержания мира — Лиги наций. Версально-вашингтонская система международных отношений распишется в своей полной несостоятельности уже в 1931 году, когда Япония оккупирует Манчжурию.

Дальнейшее развитие международных отношений будет темой, я думаю, для другого поста. Поэтому не пропустите.

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

бБЕДЕМХЕ Б РЕНПХЧ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ: сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ / нРБ. ПЕДЮЙРНП ю.я. лЮМШЙХМ. — л.: хГД-БН лцс, 2001 (рПСДШ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ лцс: бШО. 17. яЕП. III. Instrumenta studiorum). 

йНМТКХЙРШ Х ЙПХГХЯШ Б ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХЪУ: ОПНАКЕЛШ РЕНПХХ Х ХЯРНПХХ: лЮРЕПХЮКШ ЮЯЯНЖХЮЖХХ ХГСВЕМХЪ яью / оПНАКЕЛШ ЮЛЕПХЙЮМХЯРХЙХ бШО. 11 нРБ. ПЕДЮЙРНП. ю.я.лЮМШЙХМ. – л.: люйя оПЕЯЯ, 2001

нЯМНБШ НАЫЕИ РЕНПХХ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ: сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ / оНД ПЕД. ю.я. лЮМШЙХМЮ. — л.: хГД-БН лцс, 2009. – 592 Я.

лНДЕКХ ПЕЦХНМЮКЭМНИ ХМРЕЦПЮЖХХ: ОПНЬКНЕ Х МЮЯРНЪЫЕЕ. оНД ПЕДЮЙЖХЕИ ю.я. лЮМШЙХМЮ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. л., нК аХ оПХМР. 2010. 628 Я.

цНПНУНБ б.м. хЯРНПХЪ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ. 1918-1939: йСПЯ КЕЙЖХИ. — л.: хГД-БН лНЯЙ. СМ-РЮ, 2004. — 288 Я.

лЕДЪЙНБ ю. я. хЯРНПХЪ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ Б мНБНЕ БПЕЛЪ. — л. оПНЯБЕЫЕМХЕ, 2007. — 463 Я.

 аЮПРЕМЕБ б.х. “кХБХИЯЙЮЪ ОПНАКЕЛЮ” Б ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХЪУ. 1969-2008. л., спяя, 2009. – 448 Я.

оХКЭЙН ю.б. “йПХГХЯ ДНБЕПХЪ” Б мюрн: ЮКЭЪМЯ МЮ ОНПНЦЕ ОЕПЕЛЕМ (1956—1966). — л.: хГД-БН лНЯЙ. СМ-РЮ, 2007. — 240 Я.

пНЛЮМНБЮ е.б. оСРЭ Й БНИМЕ: ПЮГБХРХЕ ЮМЦКН-ЦЕПЛЮМЯЙНЦН ЙНМТКХЙРЮ, 1898-1914 ЦЦ. – л.: люйя оПЕЯЯ, 2008. -328 Я.

Особенности международных отношений

Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.

  1. Сложность этого рода отношений определяется их стихийным характером. Число участников этих связей постоянно растёт, включаются новые субъекты, из-за чего сложно прогнозировать изменения.
  2. В последнее время усилились позиции субъективного фактора, что нашло своё отражение в возрастающей роли политической составляющей.
  3. Включение в отношения различных сфер жизнедеятельности, а также расширение круга политических участников: от отдельных лидеров до организаций и движений.
  4. Отсутствие единого центра влияния по причине множества независимых и равноправных участников отношений.

Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:

  • сферы: экономика, культура, политика, идеология и т. д.;
  • уровень интенсивности: высокий или низкий;
  • с позиций напряжённости: стабильные/нестабильные;
  • геополитический критерий их реализации: глобальный, региональный, субрегиональный.

На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.

Цели международной политики

дало Америке возможность управлять и контролировать большую половину мировых денег и добычу полезных ископаемыхо не совсем порядочной, эфективной международной политике США.

Но сегодня это мы не будем обсуждать, так как о целях международной политики, демократии и способе международных отношений Америки мы уже говорили подробно в статье о политической ситуации в Украине и демократии США.

Но я надеюсь, что и так уже ни у кого не возникнет споров в том, кто на сегодняшний день является активно нападающей, а кто обороняющейся стороной в этой международной политической игре, кто так сказать представляет «темные» а кто «светлые» силы.

Особенности международной политики

И какая на самом деле цель этой «особенной» международной политики объединения максимального количества государств под своим началом у Евросоюза и Америки.

Эти особенности международных политических отношений уже стали очевидными для тех кто немного может проанализировать историю международных отношений, и особенно для жителей стран вышедших естественно не без активного участия стран запада из советского союза.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама
за год на запад было вывезено из развалившегося союза в три раза больше ВВП, различных товаров и денег, чем произведено за этот же год, а весь золотой запас партии неожиданно пропал в неизвестной европейском направлении

Эти странны до сих пор не обладают нормальным уровнем развития промышленности и сельского хозяйства, а скорее все также потребляют европейскую помощь кредитами, покупая на них европейскую продукцию.

Но естественно не становясь за все эти годы сильными и независимыми политически странами, видимо на зло ненавистной России. И конечно сегодня поехать на заработки в одну из богатых стран Евросоюза парикмахером или плиточником является пределом мечтаний большинства молодежи из этих стран. Вот такие странные особенности в современной политике стран бывшего ССР.

Перспектива международных отношений России и Украины

Так что реально перспектива международных отношений России и Украины сегодня под вопросом, как и у всех оставшихся славянских государств. Украину вряд ли ждет другая участь при вступлении в Евросоюз, или даже участь Югославии, Ливии, Сирии или Египта в которых до сих пор ведутся гражданские войны и разрушения экономического благосостояния самими же гражданами при содействии ранее «демократизировавшей» эти страны Америки.

Современные Европейские государства до сих пор по всем признакам явно поддерживают стандартную, но очень эффективную политику обезличенного капитализма «разделяй и властвуй», только уже более мирную.

И все было бы очень хорошо, действительно научившись проводить такую более эффективную, пусть и жесткую политику можно зарабатывать очень большие деньги, подчинять и навязывать свою волю многим народам. Просто исторически такой подход не очень нравился настоящим славянам, да и многим до сих пор не нравиться.

Странны запада действительно давно преуспели в подобных технологиях, благо у них в этом очень большой исторический опыт. Сегодня действительно в мире некто лучше их не знает, как проводить такую политику.

↑яРЮМНБКЕМХЕ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ

яХЯРЕЛМНЯРЭ Б ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХЪУ – ОНМЪРХЕ ХЯРНПХВЕЯЙНЕ. нМЮ ТНПЛХПСЕРЯЪ Б ОЕПХНД ПЮММЕЦН мНБНЦН БПЕЛЕМХ, ЙНЦДЮ ЛЕФДСМЮПНДМШЕ НРМНЬЕМХЪ ОПХНАПЕРЮЧР ЙЮВЕЯРБЕММН МНБШЕ ВЕПРШ, НОПЕДЕКХБЬХЕ ХУ ОНЯКЕДСЧЫЕЕ ПЮГБХРХЕ. сЯКНБМНИ ДЮРНИ ЯРЮМНБКЕМХЪ ЯХЯРЕЛШ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ ЯВХРЮЧР 1648 Ц. – БПЕЛЪ НЙНМВЮМХЪ рПХДЖЮРХКЕРМЕИ БНИМШ Х ГЮЙКЧВЕМХЪ бЕЯРТЮКЭЯЙНЦН ЛХПЮ. бЮФМЕИЬХЛ СЯКНБХЕЛ БНГМХЙМНБЕМХЪ ЯХЯРЕЛМНЯРХ ЪБХКНЯЭ ТНПЛХПНБЮМХЕ МЮЖХНМЮКЭМШУ ЦНЯСДЮПЯРБ Я НРМНЯХРЕКЭМН СЯРНИВХБШЛХ ХМРЕПЕЯЮЛХ Х ЖЕКЪЛХ. щЙНМНЛХВЕЯЙХЛ ТСМДЮЛЕМРНЛ ЩРНЦН ОПНЖЕЯЯЮ ЯРЮКН ПЮГБХРХЕ АСПФСЮГМШУ НРМНЬЕМХИ, МЮ ХДЕИМН-ОНКХРХВЕЯЙСЧ ЯРНПНМС НЦПНЛМНЕ БКХЪМХЕ НЙЮГЮКЮ пЕТНПЛЮЖХЪ, ОНДНПБЮБЬЮЪ ЙЮРНКХВЕЯЙНЕ ЕДХМЯРБН ЕБПНОЕИЯЙНЦН ЛХПЮ Х ЯОНЯНАЯРБНБЮБЬЮЪ ОНКХРХВЕЯЙНЛС Х ЙСКЭРСПМНЛС НАНЯНАКЕМХЧ ЦНЯСДЮПЯРБ. бМСРПХ ЦНЯСДЮПЯРБ ЬЕК ОПНЖЕЯЯ СЙПЕОКЕМХЪ ЖЕМРПЮКХГЮРНПЯЙХУ РЕМДЕМЖХИ Х ОПЕНДНКЕМХЪ ТЕНДЮКЭМНЦН ЯЕОЮПЮРХГЛЮ, ПЕГСКЭРЮРНЛ ЙНРНПНЦН ЯРЮКЮ БНГЛНФМНЯРЭ БШПЮАЮРШБЮРЭ Х НЯСЫЕЯРБКЪРЭ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМСЧ БМЕЬМЧЧ ОНКХРХЙС. оЮПЮККЕКЭМН МЮ НЯМНБЕ ПЮГБХРХЪ РНБЮПМН-ДЕМЕФМШУ НРМНЬЕМХИ Х ПНЯРЮ ЛХПНБНИ РНПЦНБКХ ГЮПНФДЮКЮЯЭ ЯХЯРЕЛЮ ЛХПНУНГЪИЯРБЕММШУ ЯБЪГЕИ, Б ЙНРНПСЧ ОНЯРЕОЕММН БРЪЦХБЮКХЯЭ БЯЕ АНКЕЕ НАЬХПМШЕ РЕППХРНПХХ Х Б ПЮЛЙЮУ ЙНРНПНИ БШЯРПЮХБЮКЮЯЭ НОПЕДЕКЕММЮЪ ХЕПЮПУХЪ.

Россия в системе международных отношений – кратко о взаимодействии с западом и постсоветскими соседями

Место России в международных отношениях всегда определялось тремя критериями:

  • Государство на протяжении всей истории старается выступать в качестве доминанта в отношениях с соседями и другими странами;
  • Россия противопоставляет себя западу;
  • Власти зачастую руководствуются консервативными взглядами, что обусловлено особенностями внутренних условий прогрессирования. 

Важная задача для Российской Федерации – сохранить свое влияние на страны бывшего СССР. Распад Советского Союза стал толчком для них к обретению независимости, что осложнило задачу РФ держать их под контролем. Каждая независимая республика имеет собственное видение дальнейшего регионального, глобального, национального развития. В ходе противостояния часто возникает международный конфликт, война. Это ослабляет государство, но Россия не может упустить природные ресурсы, которые в избытке находятся у соседей. 

Богатые земли вызывают интерес у других государств

Они привлекают внимание Ирана, Турции, Китая и Соединенных Штатов Америки. Европа также заинтересована в природных богатствах постсоветского пространства

Запад и НАТО ведут активную скрытую политику по привлечению республик. Им удалось привлечь Грузию, которая полностью настроилась на европейскую систему; Украину, находящуюся в процессе становления западных идеалов. Вопрос сохранения своего влияния на территорию бывшего СССР Россия решает следующими способами:

  • Формулировка стратегии национально-государственного развития;
  • Экономическая привязка государств СНГ к фондовым рынкам РФ;
  • Обеспечение взаимодействия финансовых систем соседних держав и рынков Российской Федерации.

Основные парадигмы

Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.

Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.

  1. Традиционная, или классическая, родоначальником которой считается древнегреческий мыслитель Фукидид. Историк, рассматривая причины войн, приходит к тому, что основным регулятором отношений между странами является фактор силы. Государства, будучи независимыми, не связаны никакими конкретными обязательствами и могут использовать силовое преимущество для достижения своих целей. Это направление развивали в своих трудах и другие учёные, среди которых Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Э. де Ваттель и другие.
  2. Идеалистическая, положения которой представлены в трудах И. Канта, Г. Гроция, Ф. де Виттория и других. Возникновению этого направления предшествовало развитие в Европе христианства и стоицизма. Идеалистическое видение международных отношений основывается на идее единства всего человеческого рода и неотчуждаемых прав личности. Права человека, по мнению мыслителей, являются приоритетными по отношению к государству, а единство человечества приводит к вторичности самой идеи суверенной державы, которая в этих условиях теряет свой первоначальный смысл.
  3. Марксистская трактовка отношений между странами исходила из идеи эксплуатации пролетариата буржуазией и борьбы между этими классами, которая приведёт к объединению внутри каждого и становлению всемирного общества. В этих условиях концепция суверенного государства также становится вторичной, поскольку национальная обособленность будет постепенно исчезать с развитием всемирного рынка, свободной торговли и других факторов.

В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.

Субъекты международных отношений

В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

  • национальные государства
  • международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;
  • транснациональные корпорации;
  • религиозные объединения;
  • общественно-политические движения.

Некоторые исследователи обращают внимание на то, что отдельные личности, деятельность которых оказывает сильное влияние на международное взаимодействие, также могут рассматриваться в качестве субъектов международных отношений, это так называемые мировые лидеры, чей авторитет общепризнан, например, бывший понтифик Иоанн Павел ІІ. Среди субъектов международный отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации

Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д

Среди субъектов международный отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д.

Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяетсяэкономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными участниками международных отношений.

Среди участников международных отношений есть так называемые

  • сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества;
  • великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие;
  • средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона;
  • малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое;
  • микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.

Россия в международных отношениях

Россия чаще всего славилась своей «открытой душой» и в международных отношениях практически никогда не вела захватнических войн и прочей агрессивной политики. Славянские народы обычно рассматривали народ других территорий как своих потенциальных граждан, а не как свои новые колонии, которые надо выжимать по максимуму.

Славяне и русские часто даже стеснялись быть официально поработителями

Причем часто даже приветствовалось проявление своей национальной культуры, многими народами, находящимися на территории России. Хотя в последнее время уже становиться более модным на европейский манер всячески рекламировать и насаждать свою культуру, плюя на чужую.

Европа и международные отношения

А в Европе сейчас уже стараются вообще при возможности стирать границы между государствами, культурами и целыми нациями. Есть деньги, отлично, тебе не надо ни уважать ни другую культуру, ни знать языка. Просто приезжай в любую страну и покажи им свою «более развитую и прогрессивную культуру», пусть они под тебя подстраиваются как хотят.

Это уже проявления скорее европейского мышления, ведь страны сегодня входящие в Евросоюз, как конечно и Америка, во все времена пыталась захватить, обложить данью, дать нормальную культу, законы, религию и стандартизировать славянские народы, да и многие другие народы мира.

Германия прославилась парочкой мировых захватнических войн против всей Европы и особенно СССР и Славянского народа. Испания, Франция и Португалия прославились самыми большими колониями во всем мире, до сих пор вся Бразилия огромная страна говори только на Португальском, а весь остальной южно американский континент говорит исключительно испанском языке.

История международных отношений

Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.

В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.

По мере развития общества менялись и особенности взаимодействий. Поворотным моментом история международных отношений считает появление концепции суверенитета и развитие национального государства в конце XVIII – начале XIX столетия. В этот период сформировался качественно иной тип отношений между странами, который сохранился до наших дней.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий