Суть 14 ФЗ
Федеральный закон № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» был принят Государственной Думой в результате третьего чтения 14 января и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Рассматриваемый нормативно-правовой акт был подписан Президентом России и вступил в официальную юридическую силу 8 февраля 1998 года. В это же время были внесены коррективы в ФЗ №16. Подробности здесь:
Федеральный закон № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» состоит из 6 глав, включающих в себя 59 статей. Структура рассматриваемого нормативно-правового акта является следующей:
- Глава 1 – Общие положения, или краткое содержание ФЗ об ООО (ст. 1-10);
- Глава 2 – Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью (ст. 11-13);
- Глава 3 – Нюансы, связанные с уставным капиталом и имуществом ООО (ст. 14-31). К данной часть изучаемого Федерального закона присовокупляется глава 3.1 – Ведение перечня участников общества с ограниченной ответственностью (ст. 31.1);
- Глава 4 – Нормативы управления ООО (ст. 32-50);
- Глава 5 – Реорганизация и упразднение сообщества (ст. 51-58);
- Глава 6 – Итоговые положения изучаемого Федерального закона (ст. 59).
Согласно статье 2 Федерального закона № 14, ООО обладает следующими правами в отношении находящегося в его расположении имущества:
- На приобретение дополнительных имущественных полномочий;
- На защиту собственности в суде с позиции истца.
Изучаемый Федеральный закон регламентирует юридические и экономические отношения, возникающие в процессе формирования, реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Последние поправки в ФЗ 14 были внесены 29 июля 2017 года.
Ответственность ООО и его филиалов по Федеральному закону №14
Согласно существующему регламенту статьи 1 изучаемого Федерального закона, по обязательствам своих участников общество ответственности не несёт. Прямой обязанностью ООО является ответственность по обязательствам, указанным в уставе объединения.
В соответствии с нормативами, определёнными актуальным регламентом статьи 5 рассматриваемого нормативно-правового акта, по решению общего собрания, общества с ограниченной ответственностью могут создавать филиалы и представительства на территории Российской Федерации и за её пределами. Главной ответственностью правящих органов представительств и дочерних филиалов ООО является соблюдение законодательств РФ и принимающей стороны. Общество с ограниченной ответственностью подлежит обязательной регистрации в Государственном реестре юридических лиц. С момента регистрации ООО считается созданным.
V. Финансирование общества
Участники вправе в любое время принять решение об увеличении уставного капитала. Помимо выполнения цели финансирования деятельности общества достижение уставным капиталом определенного размера может позволить применять льготную ставку налога на дивиденды, выплачиваемые иностранным участникам, установленную соответствующими договорами об избежании двойного налогообложения. Увеличение уставного капитала сопряжено с необходимостью регистрации изменений в устав в части изменения сведений о размере уставного капитала.
Другим способом финансирования является внесение вкладов в имущество общества – такие вклады также вносятся участниками, однако не изменяют размеры и номинальную стоимость долей участников общества. Поскольку уставный капитал общества не изменяется, внесение вкладов не сопряжено с необходимостью регистрации изменений в устав.
Как вклады при увеличении уставного капитала, так и вклады в имущество в общества не подлежат налогообложению НДС (если они вносятся в денежной форме), и налогом на прибыль.
Исполнение обязательств ООО
В подобной ситуации все действия, совершенные учредителями, могут рассматриваться в качестве намеренного приведения организации к банкротству, что влечет за собой привлечение к субсидиарной ответственности. Меры наказания применяются к нарушителям даже в тех случаях, когда бизнес уже полностью ликвидирован. Ответственность делится поровну, независимо от размера уставного капитала и доли в обществе.
Аналогичные меры ответственности применяются и к менеджменту фирмы, если во время проверки устанавливается факт, что у него есть полномочия по приведению организации к банкротству.
Какие были внесены изменения?
Каждый правовой документ, изданный на территории современной Российской Федерации, подвержен регулярной процедуре актуализации. Данный процесс внесения поправок необходим по причине нестабильной экономической и социально-политической обстановки, характерной для современного общества.
Последние изменения в ФЗ об обществах с ограниченной ответственностью были внесены 29 июля 2017 года. В качестве модифицирующего акта выступил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 233-ФЗ. В соответствии с регламентом статьи 2 ФЗ 233, в статью 50 ФЗ 14 внесены следующие поправки:
- В пункте 2 рассматриваемой статьи в новой редакции говорится, что по требованию участника, ООО обязуется предоставить ему следующие документы:
- Учредительный договор;
- Протоколы общих собраний объединения;
- Уставную документацию;
- Документацию о дочерних филиалах и представительствах;
- Иные документы, изложенные в части 2 ст. 50 ФЗ 14;
- В пункте 3 указывается, что плата за предоставление указанной выше документации не может превышать стоимость изготовления актов;
- В дополненном пункте 4 указываются следующие основания для отказа в выдаче документов:
- Запрашиваемый акт находится в свободном доступе во всемирной сети интернет;
- Акт запрашивается повторно в течение трёхлетнего временного периода (при условии, что данный документ уже был выдан);
- Запрашиваемый документ не актуален.
Конфиденциальные данные, содержащиеся в передаваемой документации, не разглашаются обеими сторонами рассматриваемой процедуры.
Важные положения Федерального закона № 14
В процессе изучения Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью необходимо уделить особое внимание рассмотрению следующих статей:
- Ст. 7 – Определяет участников общества с ограниченной ответственностью. Таковыми могут быть рядовые граждане и юридические лица, число участников – до 50 лиц.
- Ст. 8 – Определяет права участников объединения, а именно:
- На участие в управлении;
- На доступ к информации о деятельности общества с ограниченной ответственностью;
- На участие в распределении фактической прибыли;
- На выход из членства в ООО;
- На получение собственной доли имущества при ликвидации объединения;
- Ст. 12 – Раскрывает нормативы составления и действия устава ООО. В числе прочих информативных пунктов, текст Устава должен содержать данные о юридическом наименовании сообщества и адрес его фактического местонахождения;
- Ст. 14 – Определяет нормы формирования, пополнения и сохранности уставного капитала ООО. В частности определяется, что его составными частями являются финансовые эквиваленты долей учредителей;
- Ст. 17 – Устанавливает, что каждый из учредителей ООО обязуется к полной оплате собственной доли в уставном капитале сообщества. Данные выплаты производятся в срок, определённый учредительным соглашением (не более чем 4 месяца);
- Ст. 19 – Указывает, что каждый из членов ООО вправе внести собственный дополнительный вклад в уставной капитал общества;
- Ст. 21 – Устанавливает правила перехода части уставного капитала к одному из учредителей;
- Ст. 33 – Определяет сферы компетенции общего собрания участников ООО, а именно:
- Определение ведущих направлений деятельности объединения;
- Утверждение Устава;
- Избрание ревизора;
- Принятие решения о ликвидации или перепрофилировании объединения;
- Ст. 45 – Определяются меры заинтересованности сторон в совершении сделки с ООО. Речь идёт о сделках, проведённых с непосредственным участием членов совета директоров сообщества.
Какие новые права появились у собственников ООО
Вторая группа поправок в Закон 3 14-ФЗ связана с предоставлением участникам Общества новых полномочий. Они могут предусматривать в уставе следующие положения:
- можно указать перечень лиц, которые имеют право выйти из состава ООО (например, может вводиться размер доли, при котором выход будет запрещен);
- можно описать обстоятельства и сроки, при наступлении которых собственник может подать заявление и выйти из Общества (например, можно ввести норму, запрещающую выйти из состава собственников в первые 2 года работы компании);
- можно ввести норму об единогласном утверждении решения по выходу определенного участника (если за решение не проголосуют все собственники, выход будет невозможен).
Если учредители решат воспользоваться новыми правами, им нужно подготовить обновленную редакцию устава, пройти регистрацию изменений в ИФНС. Это могут сделать новые собственники после покупки бизнеса или одновременно с регистраций изменений в ЕГРЮЛ. Также можно изменить положения устава, ранее принятые предыдущими владельцами бизнеса.
Общее собрание участников ООО
В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» высшим органом ООО является общее собрание участников общества. Общее собрание участников ООО может быть очередным или внеочередным, все участники общества имеют право присутствовать на нем, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.
Каждый участник ООО имеет на общем собрании участников число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале ООО. Уставом ООО при его учреждении или путем внесения в устав ООО изменений по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников ООО. Изменение и исключение положений устава ООО, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников ООО, принятому всеми участниками единогласно.
Компетенция общего собрания участников ООО определяется уставом общества.
К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:
- определение основных направлений деятельности ООО, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
- изменение устава ООО, в том числе изменение размера уставного капитала ООО;
- внесение изменений в учредительный договор;
- образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее – управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
- избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора);
- утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
- принятие решения о распределении чистой прибыли между участниками общества;
- утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО (внутренних документов ООО);
- принятие решения о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
- назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
- принятие решения о реорганизации или ликвидации ООО;
- назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
- решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Очередное общее собрание участников ООО проводится в сроки, определенные уставом, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников ООО созывается исполнительным органом ООО.
Внеочередное общее собрание участников ООО проводится в случаях, определенных уставом ООО, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.
Правила о сделках с заинтересованностью
В новой редакции нормативного акта больше не используется такое понятие, как «аффилированные лица», притом что некоторые статьи федерального закона все еще обязывают вести их список.
Понятие «аффилированное лицо» заменяется в новых статьях следующими определениями:
- Контролирующее лицо — то есть лицо, которое имеет право распоряжаться более, чем 50 процентами голосов в обществе, назначать более чем 50 процентов коллегиального органа, лицо, занимающее директорскую должность.
Подконтрольное лицо — то есть лицо, которое подвергается прямому или косвенному контролю со стороны человека, занимающего контролирующее положение.
В 2017 году в законодательство были внесены изменения, касающиеся порядка заключения сделок с заинтересованностью. Теперь необходимо соблюдение нескольких правил:
- Члены общества, которые не заинтересованы в совершении сделки, все равно должны быть об этом извещены.
- Составление отчета обо всех сделках с заинтересованностью, проведенных обществом. Такой отчет должен предоставляться при подготовке годового собрания.
- Получение согласия на совершение такой сделки. Но отсутствие такого согласия вовсе не является основанием для оспаривания сделки. Обязательство о получении такого согласия может быть закреплено участниками Общества в установке.
Внимание! Если проведение сделки проходит без получения согласия, то общество должно дополнительно предоставить документы и сведения об организации. При непредставлении сведений, ущерб интересам общества, полученный в результате совершения такой сделки, презюмируется.. Изменениями в законодательство было введены несколько новелл:
Изменениями в законодательство было введены несколько новелл:
- В новом законе не упоминаются действия, совершенные в интересах третьих лиц, и владение более 20 процентов от пакета акций, в качестве признаков заинтересованности.
- Предварительное согласие на оформление сделки с заинтересованностью существенно отличается от получения последующего одобрения: фактически, получение такого одобрения требуется для легализации сделок, в отношении которых возникает спор, из-за невозможности сторон достигнуть согласия.
- Все специальные нормы, по которым ранее происходило признание сделок недействительными, были отменены. Теперь применяются только нормы, оговоренные в гражданском законодательстве.
Гражданско-правовая ответственность руководителей юридического лица
Общей обязанностью лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, и членов коллегиальных органов юридического лица является обязанность действовать добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В ходе реформы гражданского законодательства в ГК РФ была включена ст. 53.1, предусматривающая ответственность руководителей юридического лица. При этом под руководителями понимаются лица, уполномоченные выступать от имени юридического лица, члены коллегиальных органов юридического лица, а также лица, формально не являющиеся руководителями, но фактически определяющие действия юридического лица.
Мерой ответственности, предусмотренной ст. 53.1, является возмещение убытков. Соответственно основания ответственности таковы:
- противоправность поведения руководителя; это означает, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей он действовал недобросовестно или неразумно, в том числе его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску;
- убытки, наступившие у юридического лица (прямой ущерб или упущенная выгода);
- причинно-следственная связь между действиями (бездействием) руководителя и убытками;
- вина руководителя.
В случае совместного причинения убытков юридическому лицу убытки возмещаются солидарно.
Члены коллегиальных органов юридического лица не несут ответственности, если они голосовали против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимали участия в голосовании.
Соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица за совершение недобросовестных действий (а в публичном обществе – за совершение недобросовестных и неразумных действий) ничтожно. В отношении лица, имеющего фактическую возможность определять действия юридического лица, любое соглашение об устранении или ограничении его ответственности ничтожно.
Требование о возмещении убытков к руководителю может подать само юридическое лицо, а также его учредители (участники), выступающие в интересах юридического лица (т. е. истцом по указанному делу является в любом случае юридическое лицо).
Согласно п. 2 ст. 65.2 ГК РФ участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков, должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях – самой корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации. Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к иску о возмещении причиненных корпорации убытков, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
показать содержание
Высший орган управления НКО
В каждой некоммерческой организации должен быть сформирован высший орган управления. Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она создается.
Для корпоративных некоммерческих организаций (основанных на членстве) высшим органом управления является общее собрания членов (для региональной и местной общественной организации) или конференция или съезд делегатов от структурных подразделений общественной организации (для межрегиональных и общероссийских общественных организаций), участие в которых принимают участие не все члены регионального отделения лично, а через представителей — делегатов.
В Некоммерческих организациях, которые являются унитарными (не основаны на членстве), функции высшего органа управления выполняют специальный орган, который предусмотрен учредительным документом, например, в Фонде — Совет или Президиум. Фонд создают учредители — инициативная группа. После государственной регистрации фонда все полномочия по управлению Фондом переходят к высшему коллегиальному органу управления — Совету или Президиуму, который учредитель сформировал при создании Фонда.
В Автономной некоммерческой организации управление организацией осуществляет учредитель. Учредителю могут принадлежать все функции высшего органа управления. Может быть сформирован высший коллегиальный орган управления, например, Совет. Однако не все функции высшего органа управления перейдут к нему. У учредителя останется компетенция по вопросам назначения руководителя, приема новых учредителей, внесения изменений в устав, определение порядка приема учредителей. В фонде таких ограничений нет. Можно вообще не формировать высший коллегиальный орган управления и все функции высшего органа управления будет осуществлять учредитель или учредители.
В соответствии с действующим законодательством есть вопросы в Некоммерческих организациях, решение по которым может принимать только высший орган управления. Такие вопросы называются исключительной компетенцией.
В некоммерческой организации высший орган управления:
- Определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
- Вносит изменения в устав некоммерческой организации;
- Определяет порядок приема в состав учредителей (участников, членов) НКО и исключает из состава ее учредителей (участников, членов),
- Образует органы некоммерческой организации и досрочное прекращает их полномочия;
- Утверждает годовой отчет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность НКО, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;
- Принимает решение о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, и об участии некоммерческой организации в других юридических лицах,
- Принимает решение о создании некоммерческой организацией филиалов и об открытии представительств;
- Принимает решение о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (исключение — фонд), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
- Принимает решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.
Закон говорит нам о том, что федеральным законом и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесены и другие вопросы.
Вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, нельзя передать для их решения другому органу управления Некоммерческой организации. Однако есть несколько исключений. Например, в уставе общественной организации исключительная компетенция высшего органа управления может быть меньше, чем в других формах НКО.
Так, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.
Список учредительных документов ООО
В соответствии с нормами ст. 89 ГК РФ основным учредительным документом ООО является Устав. Этим же документом регламентируется состав информации, обязательный для учредительной документации.
Содержание устава ООО
В Уставе ООО содержатся данные, касающиеся следующих моментов:
- Наименование ООО (как полного, так и сокращенного);
- Место расположения организации;
- Величина уставного капитала объединения;
- Структура и полномочия органов управления объединением: порядок принятия решений, перечень вопросов для возможного обсуждения, компетенция отдельных структурных звеньев управленческой системы;
- Права и обязательства участников объединения;
- Механизм выхода учредителя из объединения;
- Механизм передачи части уставного капитала одним из участников другим лицам (в том числе, не являющимся учредителями компании);
- Порядок хранения документации объединения и правила передачи сведений о деятельности ООО его участникам либо иным лицам.
Также в Уставе могут быть прописаны и другие положения, если их наличие не противоречит действующему законодательству:
- Величины резервных и иных сформированных на предприятии фондах;
- Разновидности и величины одобряемых крупных сделок;
- Указание на необязательность одобрения крупных сделок органами управленческой системы общества;
- Иная информация, соответствующая нормам действующего законодательства.