Государственное регулирование рынка. Механизм регулирования рынка

Введение

Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

В целом содержание государственного регулирования состоит из:

  1. Регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
  2. Формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
  3. Выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.

Необходимость регулирования рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг как составная часть национального рынка развивается по общим с ним законам, но в то же время он существенно влияет на темпы, направления и тенденции развития общенационального рынка. Исходя из этого, государство должно регулировать работу рынка ценных бумаг так же, как общеэкономические процессы, следить за его развитием, стимулировать более перспективные и нужные для страны направления развития. Как и любым рыночным процессом, государство не может управлять рынком ценных бумаг, т. е. не может давать указания к действию, обязательные к исполнению на любом уровне этого рынка, оно может только регулировать рынок. Регулирование — это деятельность, нацеленная на установление пределов осуществления человеческой деятельности. Сложность отношений, возникающих на этом рынке, его масштабность, присущий этому рынку повышенный уровень риска, интересы обеспечения безопасности его участников и вложенных ими средств обусловливают объективную необходимость разработки целого комплекса стандартов и правил работы на нем, что и составляет сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг.

В процессе регулирования создается механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, придерживающихся в процессе своей работы определенных правил и норм поведения. Регулирование не ограничивает человеческой деятельности в этой сфере, оно лишь устанавливает границы, в которых эта деятельность может осуществляться и развиваться. Устанавливая такие пределы, регулирование тем самым задает темпы и направленность дальнейшего развития данного рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее регулирование основывается на подчинении деятельности конкретной организации ее собственным нормативным документам, которые определяют круг деятельности и правила ее ведения. Внешнее регулирование предполагает подчиненность деятельности данной организации, как и всех других, нормативным документам вышестоящих организаций и государства, а также международным нормам и соглашениям. Во внешнем регулировании выделяется три уровня: государственное регулирование, саморегулирование рынка и его организаций и общественное регулирование, т. е. создание общественного мнения и его воздействие на участников рынка.

В процессе регулирования достигаются конкретные цели.

Прежде всего ранок ценных бумаг используется для увеличения инвестиций в экономику и изменения структуры общественного хозяйства, и направленность рынка ценных бумаг на решение этих задач является главной целью регулирования этого рынка. На рынке должен работать свободный механизм образования цен на основе соответствия спроса и предложения на ценные бумаги, появление монопольных цен должно быть исключено. Рынок должен быть упорядочен и защищен от мошенничества, недобросовестности отдельных лиц или организаций.

Объем рынка, его глубина и ширина должны соответствовать потребностям национального хозяйства в этих видах деятельности. Под глубиной рынка понимается число компаний, ценные бумаги которых обращаются на рынке, а также объемы операций по их купле и продаже. На нормальном рынке у инвесторов должен быть выбор как среди эмитентов, так и среди видов ценных бумаг. Под шириной рынка понимается количество ценных бумаг, которые активно обращаются на вторичном рынке. Так, например, крупные инвесторы покупают большие пакеты акций одного эмитента и держат их, чтобы иметь возможность влиять на процесс управления этой компанией, на рынок эти акции не выходят. В то же время именно обращение акций, спрос на них и их предложение формируют рыночную цену акции, и чтобы рынок нормально функционировал, необходим достаточно широкий круг акционеров, обладающих небольшими пакетами акций и готовых в любой выгодный момент предложить их к продаже на рынке.

Задачей регулирования является также обеспечение эффективности работы рынка, создание стимулов для предпринимательской деятельности.

Коротко все цели и задачи регулирования рынка ценных бумаг отражены в базовом документе “Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг” Международной организации по ценным бумагам. В нем отмечается, что регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту, определены три конкретные цели регулирования: создание нормативно-правовой базы, методов отбора профессиональных участников рынка, контроль за соблюдением установленных норм и правил и реализация системы санкций за отклонение от них.

Структура рынка

Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

Проблемные области государственного регулирования экономики в России

Проблемы государственного регулирования экономики в России сопряжены с несколькими аспектами, которые не позволяют государству эффективно воздействовать на развитие национальной экономической системы.

Во-первых, в России отсутствуют развитые институты, позволяющие регулировать эффективное развитие для абсолютного большинства экономических агентов. В первую очередь, это касается институтов такого правового уровня, которые позволяют реализовывать экономические меры на уровне отдельных органов экономического управления. Они также обеспечивают и эффективное правоприменение законов и осуществляют принуждение участников рынка к исполнению своих обязательств. В России пока отсутствуют такие структуры, близкие к государству и правительству, которым переданы определенные задачи управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Возможно, на более высоком, отработанном этапе рыночного регулирования отечественная система придет к данному варианту структуры.

Во-вторых, макроэкономическое регулирование осуществляется на общегосударственном уровне и не учитывает, что в нашей стране уже сформировались функциональные и инфраструктурные институты, пусть они еще и не находятся в достаточно развитом состоянии, чтобы оказывать существенное влияние на развитие отдельных элементов экономической системы. Игнорирование существования таких элементов рыночной системы при макроэкономическом регулировании ведет к существенно более низким результатам государственного регулирования экономической системы.

В-третьих, за счет отсутствия существенного влияния крупных структурных единиц экономической системы, которое они могут оказывать на реализацию государством экономической политики в области государственного регулирования, значение данных элементов преуменьшается существующими государственными органами в отношении механизмов государственного регулирования экономической системы. Например, в России уже имеются независимо действующие профессиональные союзы. Но их роль в экономической политике пока скромна. Организованных по отраслевому принципу союзов предпринимателей мало.

В-четвертых, обеспечение экономической безопасности страны сосредоточено в таких государственных институтах, как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации и ЦБ РФ. Но в условиях, когда все большую роль начинают играть общественные интересы, а не государственные экономические институты, реализация данной задачи затруднено, так как разные политические партии выступают, как правило, не с позиции согласования компромисса, а наоборот – с позиции противостояния. Конечно, экономические установки различных партий также дифференцированы. Следовательно, необходимы процедуры согласования интересов общества, выражаемых представителями политических партий в парламенте, и правительства.

В-пятых, существующая практика воздействия на экономические решения государства в области макроэкономического регулирования экономики со стороны крупного предпринимательства и банковского сектора негативно влияет на экономические интересы большей части экономических субъектов. Отметим, что воздействие предпринимателей на экономические решения государства в области государственного регулирования через поддержку партийных групп и выдвижение депутатов в парламент является общепринятой практикой и при надлежащем законном исполнении целесообразных экономических предложений со стороны крупных предприятий приносит положительные результаты в среднесрочной перспективе. Однако в России активно развернута система лоббизма, которая позволяет представителям отраслей, отдельных экономических структур оказывать нажим на представителей исполнительной власти, что ведет к удовлетворению интересов меньшинства экономических субъектов в ущерб интересам национальной экономической системы в целом. Кроме того, практика использования нелегитимных методов, подкупов, коррупции для воздействия на экономические решения государства наносит непоправимый ущерб экономике.

В современных условиях развития РФ представляется возможным повышение эффективности за счет формирования такой экономической системы, которая способствовала бы интенсивному экономическому росту и усиливала конкурентоспособность товаров российский производителей на внутреннем и на мировом рынке. Это возможно при использовании прогрессивных методов государственного регулирования экономики.

Список использованной литературы

  1. Курс экономической теории / Под общ ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1995.
  2. Макроэкономика: теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: ГНОМ и Д., 2001.
  3. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред.И.П. Николаевой, М.: ЮНИТИ, 2000.
  4. Теория переходной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2001.
  5. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. М., 1999.
  6. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. М.: Проспект, 2003.
  7. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2002.
  8. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2004.
  9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2006.

Как государство регулирует экономику?

Государственные структуры воздействуют на хозяйствующие субъекты и рыночную конъюнктуру при наличии определенных условий. Во-первых, экономика должна быть рыночной, а государственные предприятия не должны преобладать над частными. Во-вторых, государство выполняют функции с целью стабилизировать и улучшить благосостояние народа и страны. В-третьих, целью такого регулирования является создание условий для нормальной работы рыночного механизма. В-четвертых, государство имеет право ужесточить меры, усилить контроль рыночных процессов, чтобы исключить последствия экономического кризиса, или предотвратить его.

Главные механизмы государственной политики в сфере рыночной экономики – это бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. В первом случае органы государственной власти занимаются налогообложением, распределением доходов, во втором – контролируют обращение денежной массы в стране.

Государство воздействует на субъекты рынка прямо и косвенно. Прямые методы предполагают правовое регулирование. Законодатель устанавливает стандарты качества, вводит запреты, ограничения. Косвенные методы стимулируют рыночные субъекты принимать определенные решения. Так, с помощью финансовой, кредитной политики государство контролирует объем прибыли субъектов рыночной экономики.

Контрольно-тестовые задания

КТЗ-1. Что из перечисленного относится к экономическим функциям государства?

А. Развитие системы образования;

Б. Осуществление перераспределения доходов;

В. Поддержка предпринимательства;

Г. Создание системы обороны государства.

Правильные ответы Б и Г.

Значительная часть экономических функций государства в со­временных условиях: связана с потреблением и перераспределени­ем национального дохода.

Необходимыми экономическими функциями государства яв­ляется также организация денежного обращения и предоставле­ние общественных товаров, т.е. услуг коллективного пользования, к которым относится  в том числе и национальная оборона.

КТЗ-2. Меры (методы) экономической политики включают:

А. Запрет;

Б. Разработку и реализацию комплексных программ;

В. Принуждение

Г. Стимулирование.

Правильные ответы А, Б и В.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно – кредитной и бюджетной политики. Таким образом, экономическими методами государственного регулирования являются разработка и реализация комплексных программ денежно-кредитной и бюджетной политик.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Закономерности

Реализованное на практике государственное регулирование рынка демонстрирует, что для него характерен ряд любопытных закономерностей:

  • Государственное регулирование способствует перенаправлению имеющихся у субъектов хозяйствования материальных ресурсов в наиболее перспективные и рентабельные сферы, что в дальнейшем приводит к общему подъему экономики страны.
  • Социализация результатов хозяйственной деятельности практически всегда приводит к ухудшению показателей производительности и «паразитированию» наименее продуктивной части сотрудников.
  • Чрезмерная опека определенного сегмента экономики или предприятия всегда приводит к нарушению баланса и в среднесрочной перспективе может привести к возникновению серьезных проблем в инвестиционной и денежно-кредитной политике государства.
  • Резкая смена методов госрегулирования в долгосрочной перспективе приводит к негативным последствиям в сфере национальной экономики.

Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы

Объективная необходимость вмешательства государства в экономи­ку была обусловлена несовершенством рыночного механизма, начиная с рынка свободной конкуренции, сменившейся затем господством мо­нополий. В этих условиях рыночный механизм, имея много досто­инств, оказался не в состоянии решать целый ряд социально-эконо­мических проблем и в целом обеспечить экономический рост.

Это потребовало систематического государственного вмеша­тельства в экономические процессы, но границы такого вмеша­тельства в различных экономических системах были неодинаковы.

В условиях, когда преобладала индивидуальная частная собст­венность и свободная конкуренция, границы вмешательства госу­дарства в ход общественного воспроизводства были минимальны­ми и сводились к организации денежного обращения, производ­ству общественных товаров, устранению отрицательных последст­вий внешних эффектов.

В условиях смешанной экономики, где конкуренция носит несовершенный характер, а главными участниками рынка стали крупные монополии и олигополии, границы государственного ре­гулирования экономических процессов значительно расширились.

Рыночная система находится в постоянном развитии. На определенном историческом этапе в ее эволюции начало от­ражаться влияние государства. В ходе последних двух столе­тий сложился богатый опыт взаимодействия двух эконо­мических институтов: рынка и государства. Характери­зуя данный социально-экономический «тандем», уместно от­метить несколько аспектов:

1. Если современная теория фирмы, как было отмечено, определяет рынок «спонтанным порядком», то понятие «иерархическая система» можно отнести не только к субъек­ту «фирма», но и к субъекту «государство».

2. В развитии двух отмеченных институтов наблюдается растущая взаимозависимость. Современный рынок не может функционировать без участия государства (потребность в пра­вовом поле, инфраструктуре), а государство, в свою очередь, не способно существовать без материально-финансовой под­питки со стороны рынка.

3. Взаимодействие двух институтов обеспечивает проявле­ние дополнительной результативности, что является, своего рода, «синергетическим эффекта»». Государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд своих изъянов, но и обеспечивают дополнительный эффект (выра­женный в динамизме рыночной экономики). Величина получаемого эффекта зависит во многом от оптимальности сочетания сил двух «агентов». При этом следует учитывать, что разумная пропорция («рынок-государство») определяется историческими условиями развития.

4. Взаимодействие рынка и государства является одновре­менно противоречивым единством.. Налицо не только пози­тивные эффекты. Между обоими институтами может возни­кать и противостояние. Данное свойство можно охаракте­ризовать следующим образом:

А. Государство – коллективный орган, созданный для под­держания организованной системы общества (в т.ч. и рыночной системы). Но не всегда эта функция осуществляется реально.

Б. На определенном этапе развития между двумя институ­тами может разворачиваться и своего рода конкуренция. Наи­более яркий пример – развитие инфраструктуры. В последние десятилетия финансирование части объектов этой сферы стал постепенно брать на свои плечи частный сектор. Вызвано это тем, что по своей финансовой мощи многие компании дозрели до возможности финансирования ряда объектов инфраструк­туры (в сфере образования, здравоохранения, страхования, транспортного сектора, системы связи и информации).

Как уже было отмечено, господствующее положение в современной теории занимает тезис: недостатки рыночной системы вызывают, необходимость государственного вме­шательства. Однако характеристика «изъянов» рынка и масштабов вмешательства государства – весьма дифференци­рована у представителей различных школ.

Таким образом, наличие дефектов рыночной системы, отсутствие полно­ценной системы саморегулирования обусловливает активи­зацию деятельности государства. Общая закономерность при этом следующая: чем слабее проявляются дефекты, тем меньше активность государства.

Методы регулирования

В прошлом столетии большинство стран мира активно разрабатывали свои собственные методы регулирования рынка. Некоторые из них добились весомых успехов на этом поприще (например, Южная Корея, Германия, Япония), другие же, наоборот, избрали неверные способы, что привело к замедлению темпов роста национального рынка (Бразилия, Индия). В целом, на данный момент существует 2 наиболее эффективных метода регулирования рынка со стороны государства:

  • косвенного воздействия. Включает в себя установление норм амортизации, регулирование государственных расходов, объема денежного оборота и государственных инвестиций, модернизацию существующей налоговой системы. Основным механизмом при этом можно считать осуществление грамотной монетарной и фискальной политики. Благодаря такому методу государство может достичь оптимального баланса между спросом и предложением, а также снизить темпы роста цен на рынке;
  • прямого воздействия. С его помощью государство воздействует на национальный рынок непосредственно. Основным механизмом при этом выступает правовое регулирование всех взаимоотношений, сложившихся на рынке. Инструментами метода прямого воздействия можно считать устанавливаемые в централизованном порядке цены, лицензирование, осуществление мероприятий в рамках различных программ, направленных на поддержку производителей, практику государственных заказов, разработку различных нормативно-правовых актов.

Методы госрегулирования рынка классифицируют в зависимости от средств влияния на следующие отношения:

  • правовые — представляют собой систему законов и других нормативно-правовых актов, с помощью которой регламентируется деятельность различных субъектов хозяйствования;
  • административные — с целью защиты общества и окружающей среды регулируют определенные виды хозяйственной деятельности;
  • экономические — заключаются в разработке и внедрении в практику мощных материальных стимулов, которые оказывают существенное влияние на поведение хозяйственных субъектов;
  • морально-этические — для достижения поставленных целей в сфере регулирования рынка государство обращается к чести, достоинству и другим общечеловеческим качествам предпринимателей и наемных работников.

Основы финансирования

Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

Похожие работы

  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Механизм государственного регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование рыночной экономики Вариант №2
  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы
  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование рыночной экономики
  • Государственное регулирование экономики

Консультация и поддержка студентов в учёбе

Подробнее

9.4.1. Установление максимальной цены (потолка цены)

Максимальным называется такое значение цены, выше которого товар не может продаваться/покупаться на рынке. В таком случае область допустимых значений рыночной цены находится в интервале: 0 ≤ Ррыночная ≤ Рmах.

Рассмотрим два случая установления государством максимальной цены.

  1. Первый случай соответствует установлению максимальной цены на уровне выше равновесной.

    В данном случае установление максимальной цены не приведет к изменению равновесия на рынке, поскольку первоначальный уровень равновесной цены не превышает максимально разрешенный государством уровень цены.

  2. Второй случай соответствует установлению максимальной цены на уровне ниже равновесной.

    В данном случае уровень максимально разрешенной цены (потолка цен) находится ниже первоначального равновесного уровня цены. В данном случае на рынке возникает дефицит в размере (Qd-Qs). То есть при данной мере государственного регулирования рынок реагирует возникновением дефицита. В этом случае объем продаж на рынке равен значению Qs при цене потолка. Выручка рынка равна площади указанного на графике прямоугольника.

    Для продавцов существуют стимулы к образованию теневого рынка.

Введение потолка цены является популярной мерой государственного регулирования определенных рынков. Как правило, это рынки товаров первой необходимости (например медикаментов и других социально значимых товаров), где государство не разрешает производителю превышать заданный уровень цены. Это сделано для того, чтобы товар смогли приобрести даже наименее обеспеченные слои населения. Однако обратной стороной такого регулирования является возникновение дефицита, то есть не все желающие смогут приобрести товар. Поэтому подобные действия обычно дополняются государственными поставками (дополнительный объем предложения) товара, компенсирующими возникающий на рынке дефицит: Qгос = Qd – Qs.

Теперь мы знаем, какие негативные стороны имеют дефицитные рынки: производители не имеют стимулов повышать качество товара и обслуживания и конкурировать за клиентов. В 70е годы в ряде штатов США был введен потолок цен на бензин, то есть бензоколонкам запрещалось продавать бензин по ценам выше оговоренного уровня. Это было сделано для того, чтобы защитить американских автовладельцев от последствий нефтяных шоков (резкого увеличения цен на нефть). Вскоре американские потребители обнаружили, что для того, чтобы купить бензин, нужно отстоять в очереди гораздо больше времени, чем раньше

Принимая во внимание альтернативные издержки стояния в очереди, для некоторых потребителей бензин стал не дешевле, а намного дороже. В 1970-е годы была популярна история о том, как известный американский рок-музыкант купил себе бензоколонку, потому что ему надоело ждать часовую очередь каждый раз, когда его автомобили требовали заправки

Более того, бензоколонки начинали делать долгие перерывы на обед и закрываться раньше. (Зачем работать дольше, если весь дефицитный бензин и так будет куплен?). В результате некоторые потребители вообще не смогли получить желаемый бензин. Так стало ли потребителям лучше от введения ограничительных мер? Как мы видим, ответ на этот вопрос далеко неоднозначен.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий