Испытания пожарных рукавов: порядок, сроки, периодичность

Учет и порядок списания пожарных рукавов

Учет по наличию и состоянию ведется в подразделениях. К обязательным документам относятся паспорта, ведомости по состоянию рукавного хозяйства с ежегодным обновлением, журналы по учету испытаний и работы, контрольный лист и ведомость движения. Все имеют специально разработанные формы.

Ответственный за пожарную безопасность делает вывод о списании. Созданная по приказу начальника комиссия составляет акт, где указывается причина ликвидации. Прописывается дата участия в пожаре и произошедшая поломка. Основные моменты заполняются из формуляра. Неисправный в дальнейшем возможно использовать как учебный, пометив это в новой маркировке. Как брак списывают при не прохождении первого испытания.

Конструкция

Рукав в основном состоит из трех слоев. Разберем каждый из них.

1. Наружный защитный слой (пропитка).

2. Внутренний гидроизоляционный слой.

Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.

3. Армирующий каркас.

Изготавливают или ткут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.п.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90°. Продольные нити называются основой, а поперечные – утком. Относятся к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем без наружного покрытия каркаса.

Из нитей натуральных волокон

(прорезиненные рукава)

Конструкция напорных рукавов

Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При пожаре воды по таким рукава наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров.

Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а так же сложность эксплуатации в условиях низких температур – ограничивают область их применения на пожарных машинах.

С внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса

(латексированные рукава)

Относится к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса.

Такой рукав имеет армирующий каркас (1), выполненный из нитей химических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя (2) применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего (1), предварительно смазанного резиновым клеем (3), и вулканизируется паром под давлением 0,3-0,4 МПа при температуре 120-140 °С в течении 40 – 45 минут. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.

Рукав с внутренним гидроизоляционным покрытием

Армирующий каркас (1) латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренние гидроизоляционное покрытие (2). Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку (3), выполняя функцию защитного покрытия.

С внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием

(с двусторонним покрытием)

Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным (2) и наружным защитным (3) покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.

Внутреннее гидроизоляционное покрытие (2) обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие (3) предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания и действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.

Рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием

Правила эксплуатации пожарных рукавов и их применение

Пожарные рукава делятся на напорные, предназначенные для доставки огнетушащего вещества к источнику возгорания, и всасывающие, выполняющие вспомогательные транзитные функции. Повседневная эксплуатация устройств сопровождается документооборотом, призванным оптимизировать производственный процесс и повысить эффективность решения задач. Вся необходимая информация заносится:

  • в книгу учета материальных средств;
  • в эксплуатационные паспорта;
  • в различные ведомости, где фиксируется информация, касающаяся перемещения, качественного состояния и т.д.;
  • в акты по обслуживанию рукавов, в том числе перекатке, акты на списание;
  • в бирки с данными о техническом обслуживании.

Особым вопросом является контроль за состоянием изделий. Он осуществляется путем проведения испытаний с определенной периодичностью:

  • испытания, проводимые после каждого технического обслуживания;
  • для устройств, находящихся на пожарной технике, не реже двух раз в год;
  • в случае обнаружения внешних недостатков в ходе проведения визуального осмотра;
  • для находящихся на хранении всасывающих рукавов испытания проводятся не реже одного раза в 12 месяцев;
  • первичные испытания, проводимые при поступлении изделия в пожарную часть.

Мероприятия по техническому обслуживанию должны включать в себя скатки и перекатки изделий. В период эксплуатации устройства должны периодически меняться. Для этого осуществляется оборот рукавов, находящихся на рабочих объектах и хранящихся на складе. В пожарный расчет изделия выдаются в чистом, исправном состоянии с навязанной арматурой. Для поддержания устройства в рабочем состоянии и обеспечения требований безопасности разработан перечень правил:

  • для прокладки линии подбирается поверхность с твердым покрытием;
  • соединительные узлы должны содержаться в чистоте, а поверхность шланга не должна контактировать с агрессивными веществами, например, с нефтепродуктами или химически активными реагентами;
  • рукава на должны подвергаться динамическим нагрузкам, их запрещено сбрасывать с высот, особенно заполненные;
  • нельзя допускать перегибы шланга и его попадание на поверхность, где есть опасность прокола, прожигания, перегиба;
  • запрещено механическое воздействие на головки и другие виды пожарной арматуры;
  • следует избегать прокладки рукавов на проезжих частях, на рельсовых путях, в случае крайней необходимости пользоваться специальными мостиками или укладывать шланг в межрельсовое пространство или под рельсами между шпалами;
  • при спуске устройства с высоты использовать веревки и тросы;
  • во всех случаях обеспечивать плавный запуск и перекрытие подачи ОТВ в шланг;
  • в месте разветвлений создается необходимый запас рукавов;
  • с помощью зажимов в обязательном порядке осуществляется устранение течи сквозь повреждения.

Для обеспечения оптимальной эксплуатации рукавов в зимний период существует отдельный свод правил.

Хранение пожарных рукавов

При организации процесса хранения следует помнить, что НПР должны быть свернуты в мотки одинарным способом и установлены вертикально. Для находящихся в текущей эксплуатации устройств применяется способ так называемой двойной скатки. Зачастую для хранения используют специальные пожарные шкафы. Изделия, находящиеся на хранении, должны оснащаться биркой. В непосредственной близости от места хранения не должно быть острых выступов и предметов. Температура окружающего воздуха не должна быть отрицательной. Источники тепла не должны находиться ближе 1 метра от места хранения ПР.

Порядок проведения гидравлического испытания

За все время проведения испытаний и после их завершения на стенках рукавов не должно быть разрывов, вздутия слоев, просветов. Металлическая оплетка находится в целостном и не деформируемом состоянии. Рукава, которые не выдержали проверку давлением, отбраковывают. Процедура проходит следующим образом:

  • Испытание проводят избыточным рабочим давлением. Один конец шланга присоединяют к напорному водопроводу. Второй – перекрывают заглушкой с краном для стравливания воздуха.
  • Кран не закрывают до тех пор, пока жидкость полностью не наполнит шланг.
  • На протяжении 10 минут происходит повышение давления. Его измеряют и поддерживают в том объеме, который рекомендуется нормами для испытания рукавов данного диаметра и типа.

Напорный тип рукавов, эксплуатируемый на передвижных автомобилях, испытывают при давлении 1 МПА. Но это еще не все. Для тех рабочих вариантов, которыми оснащены автомобили с высоким давлением, размер нагрузки при испытании поднимают до 3 МПА. Для рукавов из льна и джута этот показатель равен 0,3-0,4 МПА в течение 5 минут. После испытания рукава осматривают. Второй сорт допускает наличие свищей по длине не более 2 см. Первый их не предусматривает вовсе.

Рукава, прошедшие испытания без повреждений, сушатся. А на новые шланги делают паспорта и передают в работу, не нарушая порядок. Сроки испытания пожарных рукавов пересматривают и корректируют после каждого ремонта и обслуживания. Два раза в год выполняют проверку при сезонном мониторинге всего оборудования.

Технология хранения всасывающих и напорных шлангов

На хранение в течение определенного периода поступают только полностью высушенные рукава

При этом обращают внимание на следующие факторы:

  • Не хранят пожарные шланги вблизи от оборудования, выделяющего озон.
  • Нельзя располагать их вблизи излучателей ультрафиолета.
  • Уложенные рукава для хранения защищают от воздействия прямых лучей солнца.
  • Не разрешается попадание на оборудование масел, бензина, керосина. Запрещено соприкосновение с паром.
  • Всасывающий тип шлангов хранят на стеллажах параллельными связками высотой до 1 м. При этом соблюдается температура: от 25 до 30 ºС.
  • Напорные шланги, смотанные в скатки, хранятся в вертикальном положении. Под них выполняются специальные поддоны, чтобы избежать трения с острыми краями. Иногда после неправильного хранения некоторые элементы не выдерживают испытания пожарных рукавов.
  • Не разрешается на стеллажах со шлангами хранить другие предметы.

Опробование системы

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок использования, хранения и , является специальное руководство по их эксплуатации. Периодические испытания этих компонентов системы пожаротушения направлены на поддержание их функциональности и исправного технического состояния, проверку герметичности и пропускной способности.

Перед проверкой пожарных рукавов в действии ответственное лицо должно сначала произвести внешний осмотр со всех сторон рукава на предмет наличия потертостей, механических повреждений, перекручивания, которое может впоследствии стать причиной разгерметизации, а также наличия на поверхности рукава инородных химических компонентов (пятен технического масла, нефтепродуктов и других химических элементов). Кроме того, рукава исследуются и изнутри, насколько это позволяет возможность.

Визуальное исследование пожарных рукавов также должно быть направлено на выявление возможных отслоений резинового слоя, проверку или ревизию мест соединений рукава и соединительных элементов по всей его длине.

Непосредственная процедура фактического испытания рукавов утверждена как необходимая и неотъемлемая процедура в следующих случаях, а именно:

  • при установке нового пожарного рукава и принятия его в эксплуатацию;
  • после осуществления планового обслуживания или ремонтных работ, которые связаны с восстановлением герметичности или соединением нескольких отрезков при помощи соединительных элементов;
  • после применения рукава при тушении пожара с повышенным уровнем сложности (высокая температура, использование при тушении специфического материала или веществ), а также в случае обнаружения признаков попадания на поверхность рукава активных химических элементов в процессе его эксплуатации.

В соответствии с требованиями нормативных и регламентирующих документов испытывать необходимо рукава поочередно по одному экземпляру. Допускается испытания двух пожарных рукавов при условии использования независимого водосборника.Далее специалистами производится сборка всей конструкции пожаротушения по двум допустимым схемам.

Первая из них требует наличия пожарной автоцистерны, непосредственно самого рукава и конечной заглушки. Во втором случае в описанную схему добавляется независимый водосборник. На конечном этапе монтажа закрытой линейной магистрали производится надежная герметизация всех соединений и составляющих элементов.

На следующем этапе, когда линия рукава полностью готова к испытанию, осуществляется нагнетание давления внутри его при помощи вакуумного механизма в пожарном автомобиле. При этом показатель внутреннего давления должен составлять не менее 0,08 МПа.

При достижении этого показателя специалисты, осуществляющие осмотр, оценивают поверхность рукава на возможное наличие неровностей, подтеков или сильно деформированных участков. Среднее время, на протяжении которого осуществляется проверка целостности под давлением пожарных рукавов составляет в среднем пять минут. После окончания испытаний пожарных рукавов на предмет герметичности следует дополнительно осмотреть их на предмет целостности и состояния защитной поверхности.

Ответственные лица обязаны вести специальные карточки на каждый из имеющихся рукавов. Результаты проводимых испытаний заносятся в этот документ и утверждаются комиссией. При неудовлетворительных результатах испытания пожарные рукава могут быть отправлены в специализированные центры для проведения ремонтных работ или восстановительного обслуживания. В случае же невозможности проведения ремонта или достаточно долгой эксплуатации такие изделия подлежат утилизации.

Документация и ее оформление: акты и журналы перемотки

Журнал перекатки рукавов есть в каждой организации и на любом объекте, где есть пожарные гидранты. В нем прописывается информация о номере рукава (крана) и его местонахождении, дате проведения процедуры, размере оборудования.

Важно! В журнале также пишут данные того, кто отвечает за перекатку, и название предприятия. Около каждой записи ставится подпись

Изредка в нем указывают номерной знак пломбы со шкафчика, в котором находится сам рукав. Все страницы журнала пронумерованы, прошиты между собой, а также заверены печатью организации на последней странице. Хранится у ответственного за пожарную безопасность.

Составление акта о перекатке пожарного рукава производится в присутствии комиссии, созданной из сотрудников, работающих на данном объекте, и содержит такие данные:

  • название и адрес организации, в которой находится огнетушащее оборудование;
  • дата;
  • Ф.И.О. и пост членов комиссии;
  • описание проведённых работ по каждому рукаву с указанием его нахождения (например, 3 этаж — перекатка осуществлена);
  • подписи участников комиссии.

Правила хранения документации

Журнал хранится у лица, которое несет ответственность за обслуживание пожарного снабжения и техники. Если такой должности нет, то ответственность за журнал несет директор фирмы. После заполнения его отдают для дальнейшего хранения в сейф.

Как проводятся гидравлические испытания?

Проверка пожарных рукавов новых проводится в начале эксплуатации, рабочих — один раз в два года, предназначенных для высотных зданий – один раз в год. Контроль возлагается на ответственного за данное хозяйство. Результаты отражаются в журнале учета и паспорте.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава проверяют гидравлическим давлением.

Для этого один из концов рукава присоединяют к аппарату, который создает давление, во второй вставляют заглушку. Начинают медленное заполнение водой до полного вытеснения воздуха. В зависимости от диаметра рукава поднимают испытательное давление (0,6-1,2 Мпа) в течение двух минут и выдерживают десять мин. На нем не должны присутствовать разрывы, протекание воды, вздутие или деформация.

Напорные рукава проверяют гидравлическим давлением путем составления линии из нескольких (до пяти в ленте), одинаковых по диаметру, виду, группе, типу.

Присоединив один конец к насосу АЦ, второй к перекрываемому стволу рукав заполняют водой.

Давление поднимают до предельного рабочего и выдерживают две минуты. Осматривают и описывают состояние. После чего проводят повторное заполнение, повышая давление до испытательных значений. Выдержав три минуты, снижают до нуля. Если не обнаружено разрыва, а рукавные головки на местах навязки герметичны, то рукав прошел испытания.

Порядок эксплуатации пожарных рукавов

Пожарные рукава входят в перечень важнейших элементов, составляющих материальную часть системы противопожарной защиты. Являясь транспортным трубопроводом, доставляющим ОТВ, они находят применение на всех объектах, оснащенных пожарными кранами, гидрантами, мотопомпами, насосами. Эксплуатация изделия организована на основе норм и правил, изложенных в методичках и инструкциях МЧС. Эти источники определяют порядок применения, хранения и обслуживания изделий на предприятиях и в организациях. За применение норм на практике отвечает инженер по противопожарной безопасности или лицо, назначенное приказом руководителем предприятия.

УсловиеОписание
Документальное сопровождение
  • формуляры (эксплуатационные паспорта);
  • книги учета;
  • табели положенности;
  • ведомости движения ПР, состояния, инвентаризационные;
  • акты о перекатке, списании;
  • бирки о техобслуживании.
Входной контроль, последующие проверки, испытанияПри поступлении рукавного оборудования в пожарную часть делают осмотр, испытания на стендах (в том числе на герметичность). Происходит постановка на вооружение: заполняют паспорт, наносят инвентаризационный и порядковый номер. Последующие испытания:

  • после каждого ТО;
  • 2 раза в год вместе с пожарной техникой;
  • каждый раз, если не выдержали проверку внешним осмотром;
  • всасывающие типы, не использующиеся, находящиеся на складах испытывают после гарантийного хранения, но осмотр должен быть 1 раз в 12 мес.
Скатка и периодическая перекаткаТехническое обслуживание включает скатывание, перекатки, производимые ответственными лицами (начальниками караулов), техотделами, линиями, базами.

Как списать ПР

Рассмотрим, как списать рукава пожарные. Проверкой работоспособности шланга занимаются техотделы воинских частей по борьбе с огнем. Испытания также проводят специальные базы по обслуживанию ПР. Все выявленные дефекты заносятся в акт, который передается комиссии, после чего она выносит свое решение.


Акт на списание рукавов

Порядок процедуры

Чтобы инициировать процедуру списания, командиры отделений должны подать служебную записку. Далее поэтапно совершаются следующие действия:

  1. Проводится испытание. Его периодичность – дважды в год или сразу после ремонта изделия. Все выявленные дефекты отображаются в формуляре.
  2. Командир части подписывает приказ о формировании комиссии.
  3. Специалисты проводят осмотр. При необходимости назначаются дополнительные проверки. По их завершении выносится решение – признать пригодным к работе, отправить в ремонт или утилизировать (подать рекламацию).
  4. Решение заносится в акт.
  5. Выбракованная продукция или отвозится на свалку, или возвращается поставщику.

Образец и правила составления акта

Чтобы провести списание и последующую утилизацию, необходимо составить специальный документ. Типовой бланк содержит обязательные пункты:

  1. Название учреждения.
  2. Список членов комиссии.
  3. Дата составления.
  4. Параметры пожарного шланга.
  5. Дата производства ПР и его принятие на вооружение.
  6. Перечисление проведенных проверок.
  7. Причина потери работоспособности.
  8. Фиксация дальнейшей непригодности и принятие решения на списание (утилизацию).

Скачать акт на списание пожарных рукавов образец можно на нашем сайте.

Документ: Бланк акта на списание рукавов

Инструкция по заполнению акта проверки пожарных гидрантов

Чтобы при заполнении документа не допустить ошибок, условно его делят на три части:

Вводная часть

Эту часть принято называть «шапкой». Традиционно здесь прописывается название акта, место и дата его составления. Также указывается название компании, которая несет ответственность за данное устройство. Можно прописать, сколько экземпляров имеет акт. Обычно оформляется две копии. Если заинтересованных сторон больше, количество экземпляров может быть увеличено. Все копии, имеющие «живые» подписи, обладают одинаковой юридической силой.

Основная часть

Здесь нужно указать название объекта, на котором проводится проверка. Перечисляются все члены проверяющей группы. Указываются не только их ФИО, но и должности. Также здесь прописывается период, в течение которого гидрант подвергался проверке.

Заполнение таблицы

Для большего удобства внесения информации здесь рекомендуется использовать таблицу. В нее вносятся результаты выполненной проверки. Образец представлен в виде примера. В зависимости от различных обстоятельств количество столбцов можно изменить.

Итоги проверки – заключение комиссии

После проведения проверки члены комиссии должны сделать вывод. Вовсе не обязательно, чтобы заключение было развернутым. Его можно написать и кратко, но делать это нужно так, чтобы вывод был понятен. Обычно здесь отмечается, имеется ли к гидранту подъезд, отсутствуют ли протечки, другие подробности. Если специалисты разрешают дальнейшее использование гидранта, об этом так и нужно написать. В нижней части ответственные лица, проводившие испытания, проставляют свои подписи.

Перекатка пожарных шлангов и навязка головок

Для сохранения рукавов в рабочем состоянии производится не только испытание пожарных рукавов. Периодичность перекатки оборудования определяется проведением операций через промежуток от 3 до 12 месяцев. Каждый квартал (3 месяца) перематывают рукава, находящиеся для работы в автомобилях. Пожарные шланги, содержащиеся в помещении, перекатывают один раз за год. Эту проверку часто совмещают с гидравлическим мониторингом. Периодичность испытания пожарных рукавов составляет один раз в год на водоотдачу. При этом навязка соединительных всасывающих головок производится при введении шланга в работу. Гидравлическое испытание по плану, показавшее течь, говорит о необходимости присоединить ее повторно и подвергнуть новому испытанию.

Классификация

Рукава пожарные напорные по видам

По месту использования:

  1. Для пожарных машин (мобильных средств пожаротушения) РПМ;
  2. Для пожарных кранов (включая внутренние РПК-В и наружные РПК-Н);
  3. Универсальные.

По стойкости к внешним воздействиям:

  1. Общего исполнения;
  2. Специального исполнения.
  • Износостойкие (И) к абразивному износу (истиранию).
  • Маслостойкие (М) к воздействию масел и различных нефтепродуктов.
  • Термостойкие (Т) к воздействию нагретых твердых предметов.

По климатическому исполнению:

  1. Для тропического и умеренного климата;
  2. Для умеренного климата;
  3. Для умеренного и холодного климата.

Перколированные – напорные рукава, конструкция которых обеспечивает термостойкость за счет увлажнения их наружной поверхности по всей длине транспортируемыми огнетушащими веществами (водой, водными растворами пенообразователей и т.п.) под давлением. Предназначены в основном для тушения пожаров, где необходима прокладка рукавов по нагретым до значительной температуры поверхностям (тлеющим торфяникам, углям и т.п.).

Проверка напорных рукавов

Требования к испытаниям напорных пожарных рукавов несколько отличаются от обычных. Так, помимо условий, при которых испытываются стандартные пожарные рукава, напорные должны тестироваться в случае использования их реже, чем один раз на протяжении года. Кроме того, напорные рукава после каждого применения дополнительно испытываются на состояние рабочего давления.

При испытаниях этого типа рукавов также используется насосное оборудование пожарных автомобилей. Для напорных пожарных рукавов применяется давление в диапазоне от 0,2 до 0,4 МПа, а среднее время, на протяжении которого осуществляется испытание одного изделия, составляет все те же пять минут.

При сборке магистрали на одном ее конце может устанавливаться либо заглушка с запорным краном, либо подключается разветвление. К цистерне автомобиля рукав присоединяется через соединительный элемент, который оборудован специальным манометром

Особое внимание уделяется герметичности всех соединений

После того как вода полностью заполнила систему с напорным рукавом, и воздух был полностью удален из нее, осуществляется постепенное нагнетание давления до указанных выше показателей.

Эта процедура по продолжительности занимает около двух минут. Далее на протяжении еще двух минут давление удерживается и затем опускается до ноля. На заключительном этапе давление снова постепенно поднимают до указанной отметки на протяжении трех минут и удерживают его на протяжении тех же трех минут.

Стоит заметить, что технические паспорта на изделия различных производителей могут предусматривать разные максимально допустимые показатели давления, при которых следует выполнять испытания, поэтому особое внимание следует уделять ознакомлению с инструкцией по безопасности и эксплуатации того или иного рукава

Требования к рукавам пожарным: сроки годности и испытания

Для изготовления пожарных приспособлений используют эластичные спецматериалы, имеющие повышенную прочность. По ним проходит транспортировка огнетушащих веществ. Находиться должны в исправном состоянии. Для этого необходимо правильно хранить и эксплуатировать. Требования содержатся в нормативной документации завода изготовителя.

Основная цель заключается в доставке жидких или пенообразных веществ к очагам горения. Прочность каждого соединения и герметичность всего пожарного устройства обеспечивается специальными головками для соединения.

Параметры по эксплуатации и качеству полностью соответствуют техническим параметрам гидравлического устройства, которое применяется пожарными бригадами.

На одном из краев скатки рукава (фиксированное расстояние составляет сто пятьдесят миллиметров) проставляется маркировка с указанием изготовителя, длины изделия, внутреннего диаметра, рабочего давления и печати технического контроля.

Маркировка проводится по инструкции, содержащейся в ГОСТе 14892.

Поставляют в скатанном состоянии с ровной намоткой. Специальным перевязочным текстилем фиксируют внешний конец, упаковывают в стопку, заворачивают в текстиль и зашивают. Срок использования указывают на упаковке и в сопутствующих бумагах. В большинстве случаев он составляет до пяти лет.

Сроки испытания пожарных рукавов прописываются заводом-изготовителем и зависят от используемого материала и типа. Проверку проводят при вводе в работу, после применения при высоком температурном режиме или пользовании специфическими веществами, ремонтировании, истечении указанного срока.

Напорные рукава испытываются на прочность один раз в полгода.

Ответственность за поддержание в исправном состоянии, следование правилам эксплуатации несет начальник пожарного подразделения или руководитель.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий