Система квалифицированного большинства
Специфическая и редко встречающаяся разновидность мажоритарной системы – это система квалифицированного большинства, при которой избранным является кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов. Само квалифицированное большинство устанавливается на основании закона и должно превышать абсолютное большинство. Данная система может применяться во время избрания главы государства и других должностных лиц. К примеру, президентом Азербайджана в 1995-2002 годах для избрания должно было быть получено две трети голосов. После данное правило отменили по причине нецелесообразности. При выборах в Палату депутатов данная система применяется в Чили, где в друхмандатных избирательных округах оба мандата переходят к партии, которой было набрано две трети голосов.
Дополнительные разновидности избирательных систем
Определение 2
Пропорциональная система – разновидность избирательной системы. В ее основе принцип пропорционального представительства политических объединений, которые принимают участие в выборах. В отличие от мажоритарной системы, при пропорциональной, избирателем отдается голос в пользу политической партии (избирательного объединения), а не в пользу конкретного лица.
Положительной чертой данной системы является то, что ее использование способствует тому, чтобы адекватно отражались парламентом реальное соотношение политических сил в обществе, укреплялся политический плюрализм и стимулировалась многопартийность. Основными недостатками данной системы является то, что большинство избирателей отстранены от процедуры выдвижения кандидатур и за счет этого отсутствует прямая связь конкретных кандидатов и избирателей.
Система, призванная для соединения позитивных сторон и исключения недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, носит наименование смешанной. На основании данной системе были организованы выборы в бундестаг Германии. У каждого избирателя есть 2 голоса. Один голос отдается за отдельного кандидата, а второй – за партийный список. Одна часть депутатов бундестага избираются посредством мажоритарной системы относительного большинства в избирательных округах.
Замечание 4
Оставшаяся часть мест распределяется посредством пропорциональной системы на основании количества голосов, которые были отда за списки, составленные партиями в каждой земле.
В некоторых государствах если изменяется пропорциональная система начинает действовать законодательно установленная оговорка, на основании которой обязательное условие участия партий при распределении мандатов – это получение установленного минимального количества голосов избирателей. В Дании, к примеру, необходимо чтобы по всей стране партия собрала не меньше, чем 2 процента голосов. Место в парламенте Швеции может быть распределено исключительно среди партий, у которых не менее 4 процентов голосов от общего числа или не меньше, чем 12 процентов голосов в одном избирательном округе. В Германии партии предоставляется доступ к распределению мандатов депутатов в бундестаге, если ею было собрано не менее 5 процентов голосов избирателей по всей стране или одержана победа в не менее, чем в 3 одномандатных округах.
Вывод 1
Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Каковы плюсы этой формы представительства?
К достоинствам системы эксперты относят то, что каждая партия получает количество мест, пропорционально отданным за нее голосов. Именно поэтому она считается наиболее справедливой. Если квота будет низкой, то у мелких фракций также появится возможность занять свободные места. Преимуществом системы считается и то, что разные группы избирателей могут обеспечить вакансии своим представителям. В связи с этим результат голосования признается населением справедливым.
Данная система позволяет выбирать кандидатов, позиция которых близка их собственной, а не тех, у которых больше шансов. При использовании открытого списка представители электората могут отдать голос и за кандидата, и за партию. В результате снижается влияние фракций на персональный состав своих кандидатов в парламенте. Установление низкой квоты позволяет более адекватно отражать в представительном органе все политические силы страны в соответствии их действительному влиянию на население. Кроме прочего, достаточно низок процент проникновения в государственный аппарат представителей теневого бизнеса либо криминальных структур, способных не совсем легальными методами обеспечивать победу в регионах.
Мажоритарные и пропорциональные принципы
Название первой системы в переводе с французского означает «большинство». В этом случае победителем, получающим избрание, является кандидат, за которого проголосовала большая часть электората. Основная цель, которую преследует мажоритарный тип избирательной системы, заключается в том, чтобы определить победителя или некое большинство, способное претворять в жизнь политические решения. В техническом плане такая система самая простая из всех. Именно она стала первой, которую реализовали при выборах в представительные учреждения.
Главным её недостатком специалисты считают несоответствие между количеством голосов, отданных за кандидата или список, и числом полученных в парламенте мест. Проблематичным является и то, что избиратели, отдавшие голоса за партию, которая проиграла, не получают представительства в выборном органе. Поэтому уже во второй половине ХІХ столетия получила распространение пропорциональная система.
Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы
Избирательные системы в широком смысле определяются как системы общественных отношений, связанных с установлением выборных принципов.
Избирательные системы содержат два основных элемента.
Избирательное право — это право народа непосредственно участвовать в формировании выборных органов власти — право избирать и быть избранным. Избирательный кодекс также относится к правовым нормам, регулирующим процесс предоставления гражданам права участвовать в выборах и методы формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Избирательный процесс — это ряд мероприятий по подготовке и проведению выборов. Это включает, с одной стороны, предвыборную кампанию кандидатов и, с другой стороны, работу избирательной комиссии по формированию выборных органов власти.
В избирательном процессе выделяются следующие элементы
- назначение выборов;
- организация избирательных округов, районов, участков;
- формирование избирательных комиссий;
- регистрация избирателей;
- выдвижение и регистрация кандидатов;
- подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
- предвыборная борьба; о проведение голосования;
- подсчет голосов и определение результатов голосования.
Принципы демократических выборов
Для обеспечения справедливости и эффективности избирательной системы избирательный процесс должен быть демократичным.
Демократические принципы организации и проведения выборов заключаются в следующем
- всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
- равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
- прямое и тайное голосование;
- наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
- гласность проведения выборов;
- правдивое информирование избирателей;
- отсутствие административного, экономического и политического давления;
- равенство возможностей политических партий и кандидатов;
- добровольность участия в выборах;
- правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
- периодичность и регулярность выборов.
Стадии избирательного процесса
- Назначается дата проведения выборов. В Российской Федерации дату выборов в ГД назначает Президент РФ, а выборы президента назначаются Советом Федерации.
- Организуются избирательные округа.
- Создаются специальные избирательные комиссии.
- Избиратели регистрируются, составляется их список.
- Кандидаты выдвигают собственные кандидатуры.
- Избирательная кампания. На этом этапе кандидаты активно используют все методы политической борьбы. Они принимают участие в телевизионных дебатах, распространяют листовки со своими тезисами, встречаются с населением, дают предвыборные обещания (которые не всегда потом выполняют). От того, насколько успешно была проведена избирательная кампания, зависит, как сложатся выборы для данного кандидата.
- Непосредственно голосование согласно со всеми принципами, которые были изложены выше.
- Подсчет голосов.
- Оглашение результатов.
Другая сфера применения
Принцип пропорциональности используется не только в избирательной системе. В целом, он характерен для многих сфер жизни человека. В частности, в страховании используется система пропорциональной ответственности. Она касается компенсационных выплат. Пропорциональная система возмещения предусматривает отчисление в заранее установленной доле. Страховая компенсация определяется в соответствии с величиной ущерба. Проще говоря, возвращается не вся сумма, а только то количество процентов, на сколько было застраховано имущество.
К примеру, если сумма будет равняться 80% от оценки объекта, то выплачено будет столько же процентов вреда. Оставшаяся доля (20% в данном случае) останется на риске страхователя. Предел ответственности ограничивается страховой суммой. Использование такого метода предположительно должно способствовать повышению заинтересованности в увеличении страховой суммы и взноса. Как и в случае применения в выборной системе, в страховании принцип пропорциональности считается наиболее справедливым, а потому достаточно быстро стал популярным.
Недостатки пропорциональной системы
В случае проведения голосования по закрытым спискам вероятно использование “принципа паровоза”. Речь идет, например, о том, что в начало списка ставятся популярные кандидаты. Впоследствии они отказываются от мандатов, в связи с чем в парламенте оказываются никому не известные люди из конца перечня (“вагоны”). В государствах, где формой правления выступает конституционная монархия или парламентская республика, формирование правительства осуществляет партия, имеющая преимущество в парламенте.
В пропорциональной системе, больше чем в мажоритарной, существует вероятность того, что ни одна фракция не наберет абсолютного большинства. В связи с этим появится необходимость в образовании коалиционного правительства. Если же оно будет состоять из идеологических врагов, то, надо полагать, станет неустойчивым и не сможет провести никакие реформы. В регионах, где присутствует большое количество разнородных групп избирателей, вероятно появление многочисленных мелких фракций. В результате будет затруднено формирование работоспособной коалиции. Уменьшить данную проблему может применение квот.
При использовании закрытых списков отмечается ослабление связи между электоратом и выборными представителями. При использовании открытой системы голосования данной проблемы нет. Закрытые списки дают большую власть лидерам партий, поскольку они распределяют кандидатов в них. Это, в свою очередь, может привести к внутрипартийной диктатуре, торговле местами. Однако в объединениях данные вопросы регулируются специальными методами. Для многих избирателей остается не до конца ясным порядок распределения голосов. Это отрицательно влияет на популярность всей системы в целом.
Плюсы такой системы
К сильным сторонам пропорциональной системы можно отнести следующие обстоятельства:
- Наполнение парламента по спискам партий уменьшает роль отдельных политиков. Это снижает общий накал борьбы и приводит к сокращению числа нарушений и злоупотреблений.
- Избирателям проще ориентироваться с политической ситуации. Ведь они отдают свои голоса не в пользу отдельных известных политиков, которые могут изменить свои взгляды, а в пользу партии. Программа такой партии известна и будет проводиться независимо от позиций и мнений конкретных политических фигур.
- Как известно из практики, пропорциональная система более четкая и прозрачная. В выборах участвуют крупные политические объединения, позиции которых хорошо известны избирателям. Поэтому разобраться в партийных программах становится проще.
Что такое пропорциональная избирательная система?
Аналоговые системы, как следует из их названия, основаны на пропорциональности. Допустим, партия A получает 40% голосов, партия b — 30% голосов, и партия, участвующая в выборах в парламент (или местный совет), получает 40% мест, а партия b — 30%.
Главным преимуществом этой системы является справедливость — она более точно отражает предпочтения избирателей. Действительно, во многих странах существует так называемый электоральный порог (обычно несколько процентов), ниже которого партии вообще не участвуют в работе парламента, даже если у них около десятка депутатов при норме в два-три процента
Однако, как правило, если по всей стране набирается достаточное количество избирателей-единомышленников, партия будет представлена в парламенте, что очень важно. Это имеет тот недостаток, что некоторые регионы могут быть вообще не представлены
Это происходит, когда ни одна из партий не имеет списка с достаточным количеством представителей для данной области.
Что такое мажоритарная избирательная система?
Мажоритарная система голосования является полной противоположностью аналоговой системы с точки зрения достигнутых результатов. Страна в целом делится на количество избирательных округов, равное числу будущих членов парламента. В каждом избирательном округе отдельные кандидаты выдвигают своих кандидатов. Другими словами, вы избираете уже не политическую партию, а конкретного человека. Кандидат, победивший в одном из избирательных округов, становится членом парламента.
Правило большинства позволяет представлять в парламенте всю страну, поскольку каждый член парламента избирается жителями конкретного района. Хотя это правда, что кандидат не обязан проживать в зарегистрированном избирательном округе или быть родственником, чтобы проголосовать, это вопрос к его или ее избирателям — почему они выбрали именно такого члена парламента? Однако у этой системы есть серьезный недостаток, поскольку она создает только победителя MP. Если вы считаете, что это не проблема, вы можете выиграть избирательный округ с 25% голосов
Важно отметить, что никто другой в том же избирательном округе не наберет больше голосов, чем вы. Если в каждом избирательном округе можно получить 25% голосов, то весь совет может быть представлен 25% граждан, не ради шутки, а всерьез, 75% граждан, кто бы ни был в совете
Нововведения
После принятия ФЗ, регламентирующего представительство депутатов, при образовании нижней палаты используется пропорциональная система выборов. По Закону к процессу распределения мандатов допускаются списки, которым удалось преодолеть семипроцентный барьер. При этом должны быть соблюдены определенные условия. В частности, списков должно быть не менее 2-х, и в комплексе они должны набрать минимум 60% голосов. Система выборов в субъектах имеет свои особенности. В частности, это касается представительства глав регионов. Ранее они избирались по мажоритарной системе при тайном голосовании на основе прямого и равного права. Участвовать в процессе могли граждане России, которые проживают на территории субъекта.
В чем отличие от мажоритарной системы
Определение
Мажоритарная избирательная система — система выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своем избирательном округе.
При мажоритарной системе победу одерживают отдельные кандидаты, за которых проголосовало большее количество избирателей. При таком механизме выборов обеспечение победы происходит тогда, когда кандидат получает 50% + 1 голос избирателей.
Некоторые страны принимают решение параллельного использования систем. Так, с 2016 года 225 депутатов Госдумы РФ избирались по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина — согласно правилам пропорциональной системы, по единому избирательному округу. Период 2007-2011 годов характеризовался 100%-ным применением пропорциональной системы. При этом процентный барьер был равный 7.
Недостатки пропорциональной избирательной системы
Данная система выборов имеет и свои недостатки. К их числу следует отнести снижение роли ярких политических лидеров. Ведь все решает партия. А механизм принятия таких решений не ясен и скрыт от избирателей.
Тем более, что формирование партийных списков никак не зависит от предпочтений граждан. Данные списки создаются внутри партий, на наличие в них конкретных фамилий могут повлиять только внутрипартийные интересы. Поэтому избиратели могут только недоумевать по поводу наличия в них тех или иных политических лидеров.
Между тем, мандатная система предполагает большую роль конкретных фигур. Они известны, их программы или принимаются избирателями или нет, но они всегда более понятны.
А политические коньюктуры включения тех или иных лиц в партийные списки далеки от интересов простых избирателей. Поэтому можно сказать, что пропорциональная система менее понятная для избирателей, а значит, ей доверяют также меньше.
Однако, в странах, где интерес к политической стороне жизни довольно слабый. такая система представляется оптимальной. Ведь она предполагает совершение выбора в пользу партии, в пользу каких-то принципиальных моментов. а не в пользу конкретных личностей.
Таким образом, необходимо признать, что пропорциональная система имеет право на существование. Выбора, проводимые по такой системе характеризуются меньшим количеством злоупотреблений и разного рода скандалов. Данный способ формирование представительного органа власти создает стабильную политическую систему. Она более устойчива к кризисным проявлениям и более стабильна.
При этом, осуществлять контроль за политическими процессами гораздо проще именно при пропорциональной системе. Поэтому она выгодна лидерам авторитарного стиля управления. Она подавляет индивидуальные проявления каждого политика. Ведь каждый понимает, что его могут просто не включить в партийные списки и он потеряет свое кресло в парламенте. Это заставляет людей быть осмотрительнее.
“Передаваемый голос”
Признаки пропорциональной системы в данном случае выражаются в использовании метода “предпочтения”. Представители электората отдают голос за 2-х и более кандидатов. В итоге выбранных оказывается больше, чем число мест. Для победы в данном случае кандидату необходимо набрать минимальную квоту. Она определяется путем деления общего количества голосов на число свободных мест +1. К примеру, если есть 9 вакантных мест, то деление осуществляется на это количество плюс одно, то есть на десять. Те кандидаты, которые наберут число голосов, равное этому результату, и займут их. На практике достаточно редко удается распределить все места по результатам первого подсчета. На втором этапе голоса, которые поданы за кандидатов сверх установленной минимальной квоты, автоматически переходят другим.
Последние, таким образом, добирают необходимое количество и также занимают места. При использовании другого варианта подсчета голоса от кандидатов, которые набрали меньше всех, передаются первому в списке, не набравших квоту. Таким образом, он получает возможность занять свободное место. Весь этот процесс длится до того момента, пока не будут заняты все вакансии. Следует сказать, что, несмотря на сложность подсчетов, в результате избиратели в большинстве случаев находят своего кандидата в списке получивших места. Такая система используется в Австралии при образовании сената и палаты представителей Столичного округа страны и Тасмании, а также законодательных советов штатов Виктория, Западная и Южная Австралия, Южный Уэльс (Новый). Ее применяют и в таких государствах, как Мальта, Ирландия, Шотландия при формировании местных органов власти, а также в ряде округов Новой Зеландии.
Эволюция пропорциональной избирательной системы в России
До конституционных реформ 1905 г. Россия не избирала представительный орган. Как пишет дореволюционный государствовед В.М. Грибовский, русское избирательное право возникло по Закону 6 августа 1905 года . Русское избирательное право того периода характеризовалось как крайне сложное в силу многоступенчатости выборов и нестабильности избирательных законов. На выборах в Государственную Думу царской России использовалась мажоритарная избирательная система.
Пропорциональная избирательная система впервые была опробована на выборах Всероссийского учредительного собрания в 1917 г. Затем последовал более чем 70-летний перерыв в применении пропорциональной избирательной системы, обусловленный интересами господствовавшего в то время политического режима. Пропорциональная избирательная система использовалась вновь на выборах Государственной Думы в 1993 г., но не целиком, а в сочетании с мажоритарной – в составе смешанной избирательной системы. По этой же модели проходили выборы депутатов Государственной Думы в 1995, 1999 и 2003 гг. Выборы депутатов Государственной Думы 2007 г. в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2005 г. предполагается проводить полностью по пропорциональной системе.
В Российской Федерации избираются также законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Порядок их избрания претерпел следующие изменения: до июля 2003 г. субъекты РФ избирали свои законодательные органы по мажоритарной системе, за небольшими исключениями, а после – могли выбирать сочетание мажоритарной и пропорциональной системы либо переходить к полностью пропорциональной системе. Кроме того, в России выбираются представительные органы местного самоуправления. Традиционно на этих выборах используется мажоритарная избирательная система, однако в некоторых муниципальных образованиях применяется смешанная либо пропорциональная система.
Выборы Всероссийского учредительного собрания. Данные выборы были первым опытом применения пропорциональной избирательной системы в России
Несколько снижает их важность тот факт, что Всероссийское учредительное собрание не проработало значительного времени, его роль в политической жизни страны и влияние на путь исторического развития России были несущественными
Статус Учредительного собрания определялся на основе трех принципов: всеобщее свободное голосование на выборах членов
Учредительного собрания (“общенародная воля”); к исключительной прерогативе Учредительного собрания должно относиться решение главных вопросов государственной жизни и определение формы правления; Учредительное собрание правомочно определять круг и границы своих задач (“хозяин Земли русской”)1 . Порядок выборов регулировало Положение о выборах в учредительное собрание. Глава первая Положения закрепляла избрание членов Учредительного собрания населением на основе всеобщего, без различия пола, и равного избирательного права посредством прямых выборов и тайного голосования с применением начала пропорционального представительства . Согласно Положению, выборы в Учредительное собрание проводились подачей голосов за один из заявленных списков кандидатов, которые выдвигались группами избирателей. Каждый из списков кандидатов должны были поддержать не менее ста лиц, пользующихся правом участия в выборах по данному округу. Список мог быть снабжен названием предложившей его организации. Группа, заявляющая список кандидатов, должна была указать своего представителя при окружной комиссии по делам о выборах в Учредительное собрание. Каждый избиратель мог подписать только один список. Число предлагаемых в списке кандидатов могло быть и менее числа членов Учредительного собрания, подлежащих избранию в данном избирательном округе, но не должно было превышать указанное число более, чем на половину. Один и тот же кандидат мог быть выставлен в нескольких избирательных округах, но не более, чем в пяти.
Другие механизмы
Мажоритарная система — избирательная система при которой избранным считается тот кандидат, который набрал наибольшее количество голосов в своём отдельном выборном округе. Чаще всего по результатам голосования он и будет единственным человеком в правительстве от конкретного региона.
Такой способ ведёт к образованию двухпартийной системы в парламенте. При этом лидирующей будет политическая сила, от которой будет избрано большинство. Такой вариант активно используется в США, где правительство разделено на республиканцев и демократов.
Смешанная — объединяет сразу признаки мажоритарной и пропорциональной систем. Предусматривает, что часть мест отдается победителям по мажоритарной схеме, а часть распределяется пропорционально. С 2016 года используется в РФ.
Таблица «Плюсы и минусы избирательных систем»:
Избирательная система | Мажоритарная | Смешанная |
Достоинства |
|
|
Недостатки |
|
|
Пропорциональная система удобнее и понятней в сочетании с мажоритарной. Так сохраняется максимальная справедливость по отношению к политическим структурам и избирателям.
Универсальность выбора
Выборы являются универсальными при определённых условиях:
- если все граждане данной страны, достигшие соответствующего возраста (например, 18 или 21), имеют право голоса;
- если имеется право голоса (активное и пассивное), то есть право голосовать и право быть избранным (баллотироваться на выборах);
- когда лишение возможности участвовать в выборах допускается только посредством индивидуального судебного решения (например, в качестве формы наказания).
Выборы теряют свой универсальный характер, когда определённым группам людей по каким-либо признакам не разрешается участвовать в выборах. Такие коллективные исключения были сделаны в прошлом, например, для женщин. Переписи также использовались в широких масштабах, но есть особые условия, которые должны были быть выполненными, чтобы получить право голоса. Наиболее известными были перепись имущества (необходимость иметь минимальный доход или активы) и перепись образования (необходимость иметь соответствующее образование или соответствующие знания, например, знание Конституции).
Универсальность выборов – явление относительно молодое. Процесс предоставления избирательных прав всем гражданам, достигшим соответствующего возраста, не закончился до XX века. Последней европейской страной, которая предоставила избирательное право женщинам в 1971 году, была Швейцария.
Тип избирательной системы в России
В России становление собственной избирательной системы прошло долгий и трудный путь. Её принципы заложены в основном законе государства – Конституции Российской Федерации, где обозначено, что нормы избирательной системы относятся к современному ведению федерации и её субъектов.
Избирательный процесс в РФ регулируется ещё рядом нормативных актов, которые содержат в себе основные аспекты правового регулирования выборного процесса. Принципы мажоритарной системы нашли применение в российской политической практике:
- при выборах президента страны;
- при выборах половины состава депутатов представительных органов государственной власти;
- при проведении выборов в муниципальные органы.
Мажоритарная система используется при выборах Президента Российской Федерации. Здесь применяется способ перебаллотировки с реализацией двухтурового голосования.
Выборы в российскую Государственную думу с 1993 до 2007 года осуществлялись на основе смешанной системы. При этом половина депутатов парламента выбиралась исходя из мажоритарного принципа по одномандатным округам, а вторая – по единому округу на основе пропорциональных начал.
В период с 2007 по 2011 гг. весь состав Госдумы избирался согласно пропорциональной избирательной системе. Следующие выборы вернут Россию к реализации предыдущей формы выборов.
Необходимо отметить, что для современной России характерна избирательная система демократического типа. Такую её особенность подчёркивают правовые нормы, согласно которым победа возможна только в том случае, если своё волеизъявление реализовала более чем четвёртая часть зарегистрированных избирателей. В другом случае выборы считаются недействительными.