Какие существенные условия договора энергоснабжения?

Перечень документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), а также порядок его заключения с физическими и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями)

Подробности
Опубликовано 12 Февраль 2020

Порядок заключения договора энергоснабжения для физических лиц

Снабжение электрической энергией принадлежащих гражданину энергопринимающих устройств осуществляется только на основании заключенного договора энергоснабжения. Основные вопросы порядка и условий заключения договоров энергоснабжения регламентируются:

  • Гражданским кодексом РФ,
  • Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354) при заключении договора энергоснабжения жилого помещения, жилого дома, домовладения,
  • Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442) при заключении договора энергоснабжения нежилого помещения.

По договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию и соблюдать иные обязательные условия, предусмотренные нормативными актами и договором. Договор заключается с заявителем при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к электрическим сетям в установленном порядке и при обеспечении учёта потребления энергии.

Основные этапы заключения договора энергоснабжения:

  1. Сбор необходимых документов согласно приложений.
  2. Подача заявления на заключение договора в ООО «ГЭС» с приложением копий всех собранных документов.
  3. Подготовка и подписание договора.

Заявление и документы представляются в офисы клиентского обслуживания ООО «ГЭС»

Перечень документов для заключения договора:

 1.     Документы для помещений в многоквартирных домах:

  • Документ, подтверждающий право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (выписка ЕГРН, свидетельство о праве собственности, договор найма);
  • Документ удостоверяющий личность (паспорт (копия));
  • СНИЛС или ИНН;
  • Акт приема-передачи жилого помещения с зафиксированными показаниями на момент передачи с подписями передающей и принимающей сторон;
  • Паспорт на прибор учёта;
  • Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о заключении договора энергоснабжения, в случае если заявление подается представителем заявителя.

 2.     Правоустанавливающие документы пользователям индивидуальных жилых домов, гаражей, дач:

  • Документ, подтверждающий право собственности (Выписка ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права либо ином законном праве владение на здание, сооружение, землю, и т.п.);
  • Документ удостоверяющий личность (паспорт (копия));
  • СНИЛС или ИНН;
  • Акт приема передачи с зафиксированными показаниями на момент передачи с подписями передающей и принимающей сторон;
  • Паспорт на прибор учёта;

 2.1  Технические:

Копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

ИЛИ

Копия Акта об осуществлении технологического присоединения (копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

 При отсутствии технических документов у лица, обратившегося с заявлением необходимо подать заявку для восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении в соответствии с п. 59 Правил (обратиться в адрес сетевой организации  ООО «ХМГЭС» с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении).

Заявление на переоформление документов размещено на сайте www.ХМ-ГЭС.РФ в разделе бланки заявлений, по оформлению и заполнению обращаться в ООО«ХМГЭС» (Группу перспективного развития и технологического присоединения) тел. (3467) 300-200 доб. 220; 221

Условие о границе эксплуатационной ответственности

К существенным условиям договора энергоснабжения законодатель отнес также условие о границе эксплуатационной ответственности. Данное условие согласовывается сторонами путем подписания акта разграничения эксплуатационной ответственности. Однако зачастую сторонам крайне трудно прийти к консенсусу о том, в каком месте будет проходить данная граница эксплуатационной ответственности, что может повлечь за собой длительные судебные разбирательства. Но как же их избежать? Возможно ли заключить договор энергоснабжения, не согласовав условие о границе эксплуатационной ответственности?

Для этого обратимся к п. 14 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, в котором указано, что к договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети

Важно, что при отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности определяется по балансовой принадлежности

В силу п. 14 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения к договору должен прилагаться акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям. Разграничение может быть установлено по тепловому пункту или стене камеры, в которой тепловая сеть абонента подключена к тепловой сети теплоснабжающей организации. Соглашением сторон могут быть определены иные границы эксплуатационной ответственности с учетом возможности организации учета тепловой энергии и теплоносителей и контроля за режимами теплоснабжения и теплопотребления, а также рациональной организации эксплуатации. При отсутствии соглашения границей эксплуатационной ответственности признается граница балансовой принадлежности.

Согласно п. 3 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения граница эксплуатационной ответственности – это линия раздела элементов систем теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон. В свою очередь, граница балансовой принадлежности – это линия раздела элементов систем теплоснабжения между их владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды.

Таким образом, хотя условие о границах эксплуатационной ответственности сторон относится к существенным условиям договора энергоснабжения, оно может быть урегулировано законом, а не соглашением сторон и акт раздела границ эксплуатационной ответственности не является обязательным приложением к договору. В связи с этим договор, подписанный без данного условия, не будет признан судом незаключенным, так как суды по данному вопросу приходят к единому мнению о необязательности включения данного условия в договор энергоснабжения.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.09.2009 № 3409/10 отмечено, что о незаключенности договора не может свидетельствовать отсутствие согласованного истцом и ответчиком акта разграничения балансовой принадлежности. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.

Аналогичные выводы изложены в Определении ВАС РФ от 07.06.2010 № ВАС-3409/10, Постановлениях ФАС ВСО от 12.10.2010 по делу № А10-4454/2009, ФАС ВВО от 29.07.2010 по делу № А31-4732/2009, ФАС ПО от 20.01.2010 по делу № А12-10089/2009, от 17.12.2009 по делу № А12-3605/2009, от 03.12.2009 по делу № А12-3604/2009.

Договор энергоснабжения, образец

Консенсуальное соглашение с физическим лицом, позволяет подключение к сети с момента достигнутой договоренности. Это не исключает оформление обязательств в письменной форме. Энергоснабжающие организации обычно размещают типовые формы на официальных сайтах. Предлагаем посмотреть образец договора энергоснабжения, в котором учтены условия для качественного обеспечения электрической энергией.

Договор энергоснабжения является основным документом, устанавливающим взаимоотношения между сетевой энергетической компанией и конкретным потребителем. Договорные отношения регулируются на государственном уровне. Законодательная база одинаково защищает права участников договорных отношений и предписывает ответственность сторон. И поставщикам и потребителям следует выполнять взятые на себя обязательства в полном объеме.

Порядок и последствия изменения госконтракта

В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».

Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.

После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.

Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.

В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».

Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»

Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.

Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.

7 января 2022 г.

ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ.

Договор энергоснабжения – договор, по которому одна сторона (энергоснабжающая организация) обязуется подавать энергию (или энергоносители) через присоединенную сеть другой стороне (абоненту), которая обязуется оплачивать ее, а также обеспечивать установленный режим и безопасность потребления энергии (или энергоносителей).

Договор энергоснабжения является :

1) консенсуальным – договор считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям;

2) возмездным – основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наоборот;

3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора энергоснабжения;

4) публичным.

Специфика энергоснабжения абонентов граждан – особый характер прав и обязанностей сторон по договору.

Продавец предприниматель – энергоснабжающая организация, в отдельных случаях – первичный потребитель, передающий принятую им энергию другому лицу (субабоненту) с согласия энергоснабжающей организации.

Покупатель – юридическое лицо (в том числе перепродавец) или гражданин.

Объектом договора выступает энергия (в различных формах) и энергоносители, т. е. вещества, выделяющие энергию в процессе их использования (пар, газ, другие товары, перечень которых является открытым). Объект договора выступает единственным сущест венным условием договора энергоснабжения.

Форма договора – письменная.

Права и обязанности продавца.

Главной обязанностью продавца является подача абоненту энергии (энергоносителей):

1) в определенном количестве;

2) с соблюдением согласованного режима подачи;

3) установленного качества;

4) организацияпоставщик должна обеспечить безопасность (надлежащее техническое состояние) энергетических сетей и приборов учета потребления энергии;

5) право прекратить подачу энергии при просрочке платежа сверх установленного срока;

6) право взыскания с абонента неустойки.

Права и обязанности абонента :

1) обеспечение безопасности потребления энергии;

2) соблюдение установленного режима потребления;

3) оплата принятой энергии;

4) информирование энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией;

5) право принятия нужного количества энергии в пределах, предусмотренных договором;

6) право одностороннего отказа абонента от принятия энергии;

7) право с согласия энергоснабжающей организации передать принятую им энергию субабоненту.

Отдельными видами договора энергоснабжения могут устанавливаться дополнительные обязанности абонента.

Стороны договора энергоснабжения

В составлении договора энергоснабжения участвуют две стороны:

  • Энергоснабжающая организация – это коммерческие организации и компании, которые осуществляют поставку электричества. При этом сетевая компания может самостоятельно производить электроэнергию или закупать её с целью дальнейшей продажи.
  • Потребители, в число которых входят абоненты, подключенные к сетевой компании.

Кроме конечных потребителей к сетям абонента, по предварительному согласию с поставщиками, могут быть подключены субабоненты. Они подобно абонентам обязаны исполнять все установленные требования и соблюдать правила безопасного пользования электрической энергией.

Изменение контрактов на основании решений органов исполнительной власти

Изменение существенных условий госконтрактов на основании органов исполнительной власти возможно в следующих ситуациях (подпункты 2 – 4 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ):

  1. если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства;
  2. если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  3. если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.

Порог цен контрактов, изменение которых возможно по решению исполнительного органа, установлен постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1186 «Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно»:

  1. 10 млрд. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд;
  2. 1 млрд. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
  3. 500 млн. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд;
  4. 40 млн. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;
  5. 100 млн. рублей – для контракта жизненного цикла.

Таким образом, на основании решений органов исполнительной власти контракты могут быть изменены при единовременном соблюдении следующих условий:

  1. цена контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством;
  2. срок исполнения контракта составляет или превышает пределы, установленные законом;
  3. исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
  4. принято решение соответствующего исполнительного органа.

Таким образом, при соблюдении указанных условий по решению соответствующего исполнительного органа могут изменяться любые существенные условия контрактов, без изменения которых его исполнение невозможно.

Перечень документов при заключении договоров энергоснабжения

• Закон о теплоснабжении (Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ);
• Закон об электроэнергетике (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ);
• Закон об энергосбережении (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ);
• Закон о газоснабжении (Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ);
• Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167;
• Указ Президента РФ от 18.09.1992 № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса»;
• Указ Президента РФ от 28.12.1996 № 1782 «О повышении надежности обеспечения газом потребителей Российской Федерации»;
• Правила электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530;
• Правила доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861;
• Правила оптового рынка электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172;
• Порядок расчетов за тепловую энергию и природный газ, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294;
• Особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364;
• Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утв. Приказом ФСТ России от 24.11.2006 № 302-э/5;
• Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (зарегистрирован в Минюсте 20.10.2004 № 6076);
• Правила установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2009 № 610;
• Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утв. Приказом Минпромэнерго России от 18.03.2008 № 124 (зарегистрирован в Минюсте 03.04.2008 № 11454);
• Порядок расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств, утв. Приказом Минпромэнерго России от 22.02.2007 № 49 (зарегистрирован в Минюсте 22.03.2007 № 9134);
• Индикативные цены и тарифы на электрическую энергию и мощность, утв. Приказом ФСТ России от 28.11.2006 № 319-э/17;
• Временные методические указания по формированию тарифов на электрическую мощность и электрическую энергию, поставляемую концерном «Росэнергоатом», утв. Постановлением ФЭК России от 21.11.2002 № 80-э/4 (зарегистрировано в Минюсте 24.01.2003 № 4152);
• Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утв. Госстроем от 12.08.2003;
• Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105;
• Организационно-методические рекомендации по пользованию системами коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя России от 21.04.2000 № 92;
• Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей, утв. Приказом Госстроя России от 11.10.1999 № 73;
• Правила лимитирования потребления электрической и тепловой энергии, утв. Минтопэнерго 16.04.1998 (зарегистрированы в Минюсте 07.07.1998 № 1554).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий