Конституции: сущность, понятие, структура и виды. Сущность Конституции РФ

Содержание

             Введение ………………………………………………………………………………………………….3

1 Понятие Конституции Российской
Федерации…………..………….…….…5

2 Структура и основное содержание
Конституции РФ……………………………….7

3 Основные черты и юридические
свойства Конституции РФ .………..……11

Заключение………………………………………………………………………………………………22

Глоссарий …………………………………………………………………….…24

Список использованных источников…………………………………………………………26

Приложение.. …………………………………………………………………….27

Введение

Для России Конституция значит
не мало. В Конституции и через нее российское
общество осуществляет свое видение государственности
и свою национальную идею. Конституция
— это не собрание политических программ
и философских концепций. В соответствии
со своим назначением, отведенной ролью
в жизни страны она представляет собой
юридический акт со всеми чертами и свойствами,
присущими Основному закону. Конституции
отведено основное положение в правовой
системе. В ней закрепляются идеи и принципы,
определяющие характер общества, базовые
принципы экономики, политики, социальной
сферы, государства и права. И Конституция
тем успешнее выполняет свою функцию в
развитии общества, чем она ближе к национальной
идее, точнее и полнее выражает ее установки.
Конституция, которая расходится с идеей
нации, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации,
когда она идет против нее, не может иметь
никаких шансов на понимание и на его признание
со стороны общества.

Конституция, вносит налаженность
и организацию в жизнь государства и, что
особенно важно, устанавливает начала
утверждения человека в обществе, принципы
связей человека и государства. В конституции
фиксируются исходные позиции права, функции
и основы организации государственных
органов, формы и методы их деятельности

Конституция вводит пределы и характер
государственного регулирования во всех
ключевых сферах жизни страны: в экономике,
политике, социальной сфере, духовной
жизни. Конституция определяет основные
начала внешней политики государства,
соотношение международного и внутригосударственного
права.

Конституция, как 
правило, содержит нормы, определяющие
форму и строение государства, функции
и полномочия  государственных органов,
основы правового статуса человека и гражданина.
Но такое определение недостаточно. Оно
не только не дает полного представления
о Конституции, но и ограничивает ее общественное
предназначение, сужает рамки ее реальных
возможностей.

Между тем Конституцию 
верно называют главным, основным законом 
государства. Если представить себе многочисленные правовые
акты, действующие в стране в виде установленного
сформированного и взаимосвязанного целого,
некой системы, то Конституция — это основа,
стержень, вершина всего права, фундамент
всего его развития.

Водясь в условиях переходного этапа,
Конституция 1993 года отличается тем, что
ее отдельные положения носят декларативный
характер и закрепляют скорее принципы,
цели, чем существующие реальности. Речь
идет об эффекте опережающего действия
Конституции. Авторитет Конституции используется
для того, чтобы ускорить продвижение
страны к намеченным целям. На государственные
органы, общественные организации, всех
граждан возлагается обязанность действовать
в соответствии с положениями Конституции.
Конституция призвана также направлять
и стимулировать развитие всего права
в заданном направлении. И тот факт, что
этот процесс начался с самой Конституции,
играет важную роль.

И поэтому целью данной курсовой работы является характеристика ключевых положений
Конституции Российской Федерации.

Объектом исследования курсовой работы является Конституция Российской Федерации
1993 года.

Задачи курсовой работы: освоить общие понятия Конституции,
структуру, основные черты и особенности
Конституции Российской Федерации, в результате
чего, должны быть выработаны необходимые
условия для эффективной реализации конституционно-правовой
базы.

 По моему мнению,
ныне действующая Конституция 
имеет большой правовой потенциал, 
но также она имеет и проблемы 
реализации этого потенциала. Этим 
и объясняется актуальность выбранной темы, так как
в результате изучения и решения вышеперечисленных
проблем конституционализм в России выйдет
на новый этап развития.

Содержание

Первые мировые образцы основного государственного закона, а также теоретические концепции, отражающие понятие, сущность, функции конституции, предполагали, что в соответствующем правовом акте будут регулироваться правоотношения в трех основных аспектах: личных правах и свободах человека, организации политических институтов, а также принципах административного устройства государства.

Но со временем в структуру основных законов стали включаться положения, касающиеся внешнеполитических коммуникаций, развития экономики, общества. Права и свободы человека в различных аспектах начали конкретизироваться, стали затрагиваться вопросы экологии, надзора. По мере развития международных коммуникаций в национальные конституции государств также внедрялись необходимые корректировки. Так, например, в 1992 году в основном законе Франции появился раздел, в который были включены положения, отражающие специфику взаимодействия государства с Европейским Союзом.

В современных странах понятие, сущность, функции конституции связаны главным образом с правовыми нормами, которые закрепляют основы государственности, права и свободы личности, административное устройство государства, принципы формирования органов власти на разных уровнях, ключевые аспекты социально-экономического развития и международного сотрудничества.

Как принимался основной закон

Исследовав сущность Конституции РФ, полезно будет также изучить основные моменты, связанные с принятием основного закона России. История конституционного процесса в РФ интересна.

В 1990 году была провозглашена Декларация о суверенитете РСФСР. Фактически это означало, что в новой республике необходимо создавать также обновленную конституцию, отражающую актуальные социально-политические и экономические реалии. В июне 1990 года была сформирована особая Конституционная комиссия, в состав которой вошли Президент РСФСР, а также представители административно-территориальных субъектов, входивших в республику.

Преодолев несколько стадий доработки, проект Конституции в марте 1992 года был опубликован в СМИ. В течение последующих месяцев в соответствии с рекомендациями Съезда народных депутатов, Президента России, экспертов Конституционной комиссии различного профиля в данный документ также вносились поправки. Третий проект основного закона государства был утвержден 16 октября 1992 года. Однако в рамках слушаний Съезда народных депутатов не удалось принять конституцию. По распространенной версии сложности были связаны с противоречиями между органами власти на законодательном и исполнительном уровне. В итоге была высказана инициатива – вынести проект Конституции на всенародное голосование.

В мае 1993 года Конституционная комиссия России вынесла постановление, в котором содержались главные положения проекта Конституции РФ. Основной закон государства в одобренном депутатами Верховного Совета виде был вскоре опубликован, с его содержанием смогли ознакомиться граждане России.

Основные принципы конституций

Суть конституции любой страны зависит от множества факторов. Это время и обстоятельства появления традиций юридической, культурной и религиозной направленности, иностранное влияние и даже географическое размещение, темперамент народа. Все конституции имеют несколько обязательных элементов, которые оправдывают их значение. Речь идет о форме и структуре конституции.

Так, положение о народном суверенитете выступает в качестве обязательного элемента любой конституции. В Конституции Бельгии 1831 г. говорится о том, что вся власть идет от народа. Согласно ст.1 Конституции Испании 1978 г. для национального суверенитета свойственно принадлежать испанскому народу, который обуславливает полномочия страны.

Замечание 1

Сущность концепции народного суверенитета состоит в том, что народ выступает в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти в социуме и стране, он имеет всю полноту власти. Но тут же стоит отметить, что в ряде конституций время от времени встречаются ситуации хоть и формального, но все же ограничения народного суверенитета. К примеру, в соответствии с Конституцией Испании народ должен осуществлять свой суверенитет в форме и пределах конституции. Речь идет о выборах, референдумах, коллективной инициативе и лоббизме.

Конституции многих стран имеют принцип разделения власти. Ряд конституций не отображает его в ряде определенных норм, он как будто предполагается, служит отправной точкой. Другие же конституции формулируют его в ряде конкретных статей

Так, в Конституции Дании говорится о том, что для законодательной власти важно принадлежать Королю и Фолькетингу вместе. Для исполнительной власти важно принадлежать только Королю, а судебной – судам

Для правовых принципов статуса личности важно выступать в качестве неотъемлемой части сути конституции. В большинстве случаев этот раздел есть в самом тексте Основного закона

Замечание 2

В ряде новых конституций, в особенности латиноамериканских стран, правовой статус гражданина и человека со стороны юридической техники проработан достаточно обширно, в нем отображены многие детали.

Существует же и ряд конституций, основной раздел которых не содержит информацию о правах и свободах. Конституция США содержит Билль о правах, который обозначает первые десять поправок к ней. В Конституции Франции преамбула Основного закона содержит информацию относительно преданности народа правам личности, определенным Декларацией 1789 г.

Для всех конституций важно утверждать и укреплять форму правления конкретной страны – республики или монархии. Замечание 3

Замечание 3

Преамбула Конституции Индии содержит информацию о том, что народ Индии принял торжественное решение создать свою страну в качестве суверенной республики. Конституция Испании содержит информацию о том, политическая форма испанского государства – это парламентская монархия.

Для всех конституций свойственно в определенной форме укреплять институт частной собственности.

Для конституции характерно в определенной норме устанавливать и закреплять форму государственного строя, которая может быть унитарной или федеративной. Но стоит отметить, что сам текст Основного закона в ряде ситуаций может не содержать данную информацию. К примеру, такая ситуация наблюдается в конституциях Японии и Франции. Также как и в ряде конституций федеративных государств не во всех случаях можно увидеть термин «федерация».

Замечание 4

Напрямую упоминается термин «федерация» в конституции Аргентины, Венесуэлы, Бразилии, ФРГ и Мексики.

Для всех конституций важно определять ряд принципов устройства структуры высших органов государственной власти и структуру деятельности подсистем, которые ее составляют. В качестве ключевого элемента всех конституций выступает наличие ряда положений переходящего и окончательно характера

В ряде ситуаций для них свойственно объединять ряд отдельных разделов конституции

В качестве ключевого элемента всех конституций выступает наличие ряда положений переходящего и окончательно характера. В ряде ситуаций для них свойственно объединять ряд отдельных разделов конституции.

Область тем, которые регулирует конституция, имеет очень широкий радиус. Но проанализировав их текст, можно проследить определенную закономерность. Так, для «старых» конституций свойственно наличие общего характера. Типичный пример – Конституция США, в которой содержатся исключительно общие принципы устройства центральной государственной власти и распределяется ряд компетенций между рядом союзов и штатов. И напротив, для конституций, которые приняли после Второй мировой войны, свойственно быть более подробными и содержать множество деталей.

3 Основные черты и юридические свойства Конституции РФ

Каждая конституция 
явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью
основных черт и юридических свойств.
Это сущностные проявления конституции,
которые выражают индивидуальность, качественное
своеобразие высшего закона государства.
В них раскрывается правовая природа конституции.

Основные черты и 
юридические свойства конституции 
отражают её особое место в системе 
права, специфику механизма конституционного
регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик
можно отнести 1. Легитимность, 2. Итоговый
характер предписаний, 3. Перспективность,
4. Преемственность, 5. Реальность, 6.Верховенство,
7. Стабильность, 8. Фундамент системы права
(Приложение Б).

Легитимность конституции 
связана с её учредительным характером.
Легитимный характер Конституции РФ 1993 года
проявляется в том, что она принята референдумом,
который проводился в России впервые.
Гражданам предстояло дать оценку проекту,
представленному Президентом и одобренном
Конституционным совещанием.

    Как итоговый документ конституция закрепляет
достигнутый уровень развития общественных
отношений, сложившихся к моменту её принятия.
Каждая новая конституция выступает юридическим
воспроизведением хода исторического
развития общества и государства. Содержание
конституции обусловлено социально-экономическими
и общественно-политическими процессами,
она является правовой формой закрепления
общественного прогресса, социальных
завоеваний народа, революционного или
эволюционного развития общества.

Закрепляя итоги пройденного 
пути, конституция вместе с тем 
содержит программные положения, определяет тенденции, основные
направления и, цели социального прогресса.
Поэтому ей присущ прогностический характер,
и такая черта как перспективность. Программные
положения включаются в преамбулу, а цели
и задачи, определяющие направления и
развития в области экономики, политике,
национальных отношений, культуру и других,
получают выражение в главе об основах
конституционного строя. Конституция
призвана обеспечить опережающее воздействие
на общественные процессы, вызывать социальную
активность и правомерное поведение субъектов
права.

Особенности Конституции РФ

Рассмотрев сущность и виды конституции, исследуем специфику соответствующего источника права, принятого в России. Как мы отметили выше, он был принят при непосредственном участии населения страны на референдуме, который прошел 12 декабря 1993 года.

Принятие Конституции РФ было необходимо с точки зрения юридического закрепления основных принципов управления новым государством и его экономикой, развития социума, выстраивания международных отношений. Выше, где мы рассматривали понятие, сущность и виды конституций, нами были выделены два типа основных законов – кодифицированные и неписаные. Для РФ, как полагают эксперты, приемлем был только первый вариант.

Несмотря на довольно резкий отказ от коммунистических принципов и переход к свободному рынку, понятие и сущность Конституции РФ были связаны с необходимостью выстраивания социального государства, где каждый гражданин, несмотря на капиталистические приоритеты в развитии экономики, имел бы возможность успешно развиваться в справедливых условиях.

Основная часть положений главного закона России связана с принципами выстраивания механизма государственной власти. Как и во многих других странах, сущность и структура Конституции РФ отражают правовые механизмы, необходимые государству для вовлечения в процесс развития человека и общества.

В положениях ключевого закона страны отражены полномочия, характерные для тех или иных государственных должностей и органов власти, закреплен принцип независимости местного самоуправления. В Конституции фактически отражена необходимость комплектования в РФ мощных вооруженных сил: на уровне основного закона страны сказано, что служба в армии — почетный долг россиян.

Понятие и сущность Конституции

Опубликовано: 25.08.2008 |
Рубрика: Юриспруденция » Конституционное право »

Конституция РФ (от латинского constitutio — устанавливаю, утверждаю) — основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ — это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Отличительные черты Конституции:

1.   особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2.   учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3.   всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (политическая сфера, экономическая, социальная, духовная и другие);

4.   особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и так далее.

Сущность Конституции — баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» Конституций, исходя из чужого опыта.

(далее страницы 90 — 91 Кутафин О.Е.)

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Особенности структуры конституции

В большинстве ситуация конституция имеет стандартную структуру. Это преамбула (вступительная часть), основная, окончательная части, ряд переходных положений и в некоторых ситуациях дополнения.

Важно заниматься вопросом структуры конституции не со стороны юридической техники, а в правовой и политической направленности. Под преамбулой понимается необходимая часть со стороны конституционной доктрины, хоть многие конституции ее и не содержат

Она служит отражением таких важных тем как, ряд целей конституции, исторических событий, предшествовавших ее принятию, точка зрения на права и свободы человека, ряд общих правил государственной политики

Под преамбулой понимается необходимая часть со стороны конституционной доктрины, хоть многие конституции ее и не содержат. Она служит отражением таких важных тем как, ряд целей конституции, исторических событий, предшествовавших ее принятию, точка зрения на права и свободы человека, ряд общих правил государственной политики.

Замечание 5

Ряд положений, содержащихся в преамбуле, нельзя воспринимать как правовые нормы. В качестве исключения можно рассматривать Конституцию Франции. Она включает первую статью Основного закона в преамбулу. Но, стоит отметить, что часть данной конституции 1958 г. это иная преамбула Конституции 1946 г., регулирующая ряд социальных прав личности.

Основной частью является непосредственно сам текст Конституции. Его разделен разделами, статьями, параграфами, имеющими нумерацию. Для каждого раздела свойственно регулировать конкретное направление общественных отношений, а для статей – содержать ряд конкретных норм.

Основная часть строится на определенной внутренней логике

Для авторов конституции важно использовать принципы важности институтов. Ряд современных конституций на первую позицию ставят в большинстве ситуаций раздел «Основные принципы», после – ряд разделов, которые затрагивают права и свободы гражданина и человека, далее разделы, которые посвящены устройству страны и структуре государственных органов

Замечание 6

Считается, что данный порядок устройства текста Основного раздела первый раз был использован в Конституции Италии 1947 г.

Для завершающих положений свойственно выступать в качестве как части основного закона, так и норм процессуальной направленности.

Основным назначением переходящих положений является гарантия преемственности между той конституцией, которая действует, и прежней конституцией. Для них характерно определять ряд сроков, когда вступают в законную силу отдельные конституционные нормы, которые нельзя реализовать сразу, порядок и сроки, когда будут заменены старые конституционные институты новыми.

В ряде ситуаций для дополнений к конституции свойственно иметь важную юридическую роль. К примеру, Конституция Индии содержит разбивку компетенций Союза и штата. Есть дополнения и в Конституции Канады.

Рассмотрим в виде схемы структуру конституции:

Рисунок 1. Структура конституции

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Структура Конституции РФ

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);
  2. институт государственного (территориального) устройства;
  3. институт (систему) государственных органов;
  4. государственную символику;
  5. механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юриди­ческой силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность го­сударственности, ответственность перед Богом и народом, нрав­ственные основы конституции и т. д. — они как бы предопреде­ляют дальнейшее содержание конституции.

Структура Конституции РФ содержит следующие элементы:

1)    Преамбула

2)    Раздел первый

  • Глава 1. Основы конституционного строя
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
  • Глава 3. Федеративное устройство
  • Глава 4. Президент РФ
  • Глава 5. Федеральное Собрание
  • Глава 6. Правительство РФ
  • Глава 7. Судебная власть
  • Глава 8. Местное самоуправление
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

3)    Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод челове­ка, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сло­жившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократиче­ских основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонацио­нального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в доб­ро и справедливость, а также ответственность за свою Родину пе­ред нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.

В заключительных разделах конституций обязательно содер­жатся нормы о порядке изменения основного закона и некото­рые переходные положения, подчас весьма важные.

Таким образом, структурный анализ конституции с элемента­ми логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий