Создание армии и флота
Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.
Петровский флот
Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.
Петр и Меньшиков
Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.
От Думы к Приказу
Потребность в дипломатическом искусстве, как полагает Винокуров, возникла в России с формированием централизованного русского государства в XV веке. Вопросами внешних сношений занимались непосредственно великий князь и члены Боярской думы.
Наиболее искусным дипломатом той эпохи историки называют Ивана III, который проводил результативную внешнюю политику. Именно при нём государственным гербом Руси стал византийский двуглавый орёл. Это определило цивилизационную преемственность русского государства как альтернативного центра силы на евразийском континенте.
Однако профессиональный подход в дипломатии возобладал только в период правления Ивана IV Грозного. 10 февраля 1549 года он учредил Посольский приказ — исполнительный орган, отвечавший за внешние сношения Москвы.
Также по теме
Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана
700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так…
Руководителем приказа был назначен думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он считается первым профессиональным дипломатом. Висковатый вёл переговоры с Ливонским орденом (заключение мира), Данией (договор о военном союзе) и Швецией (соглашение о перемирии на 20 лет).
Персонал Посольского приказа составляли дьяки и подьячие (помощники, выполнявшие делопроизводственную работу). Структурно этот орган власти был разделён на три территориальных управления (повытья). Одно отделение отвечало за сношения с Европой, а два других — с восточными странами.
«Дьяки принимали привезённые послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приёмах иностранных дипломатов, проверяли проекты ответных грамот, составляли наказы послам, направляемым для встречи иностранных послов. Они же возглавляли посольства», — пишет в статье «Немного о российской дипломатической службе» бывший посол РФ в Югославии Валерий Егошкин.
Постоянные диппредставительства России за рубежом начинают появляться с 30-х годов XVII века. Толчком к этому послужила 30-летняя война в Европе (1618—1648) и Вестфальский мирный договор (1648), заложивший основу первой в истории системы международных отношений.
Адмиралтейская коллегия
Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.
С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.
Адмиралтейство при Петре 1
Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.
Государственные деятели
В молодые годы ближайшим сподвижником Петра 1 был думный дьяк Никита Зотов. В 1680-ые он не только занимался внешнеполитической деятельностью, но и воспитывал наследника престола.
Рис. 1. Император Петр I.
В начале XVIII века Зотов стал заведовать Ближней походной канцелярией, а в 1710 году получил от царя титул графа.
В ходе свержения царевны Софьи в 1689 году Петра I поддержал князь Федор Ромодановский. Он возглавляя Преображенский приказ около 30 лет, с 1686 по 1717 год. Так в России назывался орган политического сыска. Князь фактически управлял Москвой, а в 1694 году стал генералиссимусом потешных войск. Таким образом, его можно рассматривать как первого обладателя этого звания наравне с Алексеем Шеиным. В 1697-1698 годах Петр I ездил в Европу с “великим посольством”, а фактическим правителем России на короткий период стал Федор Ромодановский. Он жил в Москве, придерживался старых обычаев нрав и мог заходить в кабинет к царю без предварительного сообщения через слугу о своем докладе.
Во внешнеполитической деятельности при Петре I отличился Федор Головин, который в 1689 году заключил Нерчинский мир с Китаем с 1700 по 1706 год возглавлял Посольский приказ – аналог современного министерства иностранных дел. Он первым получил в 1699 году орден Святого Андрея. После него это ведомство возглавляли Петр Шафиров и Гавриил Головкин. Последний в 1709 году стал первым канцлером России.
Среди сподвижников Петра I были немало иностранцев, например, швейцарец Франц Лефорт. Он возглавил “великое посольство”, а Петр I ехал инкогнито в качестве урядника Петра Михайлова.
Рис. 2. Сподвижники Петра I.
Деятельность коллегий
Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.
Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.
Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.
Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.
Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.
Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.
Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.
Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.
Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.
Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.
Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.
Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).
Здание Сената и Святейшего Синода
Деятельность Сената
Сенат при Петре I
22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:
- совершение правосудия;
- решение финансовых вопросов;
- общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.
В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал закона. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.
Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.
Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. – рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. В обязанности герольдмейстера входило составление списков в государстве, дворян, наблюдением, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.
Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.
«Приказано посольское дело…»
Когда встал вопрос о том, на какую дату назначить профессиональный праздник дипломатов России, выяснилось, что никаких документов о создании специальной службы не сохранилось, и привязать день к подобному событию, как это делается в большинстве подобных случаев, не получится. Тогда решено было взять за точку отсчета самое раннее официальное упоминание о русской дипломатической службе — Посольском приказе. Речь идет о распоряжении царя Ивана Грозного передать все «посольское дело» в ведение дьяка Ивана Висковатова. Содержится оно в «Краткой выписке о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях», выполненной в середине 1560-х годов. В этом документе сказано: «В 57-м (7057 году от сотворения мира, то есть 1549 году. — Прим. авт.) году приказано посольское дело Ивану Висковатову, а был еще в подьячих…».
Действительно, впервые в посольских документах Висковатов упоминается за семь лет до того, как ему поручили «посольское дело». Так что называть его первым в русской истории главой внешнеполитического ведомства было бы опрометчиво. Соответствующая служба при московских великих князьях, ведавшая сношениями с соседними государствами, организацией посольств и приемами иностранных дипломатов, существовала как минимум с XV века. В это время Московское княжество, постепенно превращавшееся в Московское царство, поддерживало отношения уже с двумя десятками иностранных государств, и эти отношения нужно было формализовать и координировать, чем и занималась соответствующая служба, получившая со временем название Посольской канцелярии.
«Русские послы XVII века в Китае» (Посольство Николая Спафария, 1675 год). Гравюра Адольфа Неймана по рисунку художника Рудольфа Штерна, иллюстрация из журнала «Нива», №42 за 1886 год
Эта канцелярия превратилась в приказ уже при Иване Висковатове, когда Иван IV Грозный, проводивший политику централизации власти в России, решил сосредоточить всю внешнеполитическую деятельность в рамках одного учреждения. Первый руководитель Посольского приказа занимал свой пост на протяжении весьма существенного периода – до 1570 года. Именно при нем сложилась практика, когда руководитель приказа совмещал еще и функции хранителя государственной печати. Такая практика сохранялась до конца следующего столетия.
Работа коллегий
Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.
Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.
Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.
Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.
При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.
Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.
Минусы в работе коллегий
Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.
Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.
Что открыл демокрит в астрономии кратко
Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов территории кратко
Как создавался реквием кратко
Особенности организации деятельности начальной школы
- План урока южная америка 7 класс
Толмачи и переводчики
Толмачи и переводчики, как правило, были из числа «детей боярских» (бояр без земельных вотчин) и городских дворян. Большинство из них побывало в плену, где они и выучили языки. Самыми многочисленными были специалисты по татарскому языку.
В 1871 году наблюдается сокращение толмачей и переводчиков. Это связано с тем, что татарский и калмыцкий языки стали менее значимыми. Толмачи по ним более не нужны государству. Особо начали цениться европейские языки: французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий, английский, польский.
Также произошел отказ от «случайных языков»: языки малых народов, стран, с которыми отсутствовали серьезные дипломатические отношения.
Вы здесь
Каталог Центральный государственный архив древних актов СССР. Путеводитель. В четырех томах. Том 1. 1991 Московский главный архив Министерства иностранных дел
Московский главный архив Министерства иностранных дел
Постоянный URL для цитирования: http://guides.rusarchives.ru/node/2145
Российский государственный архив древних актов
Основу МГАМИД составил архив Посольского приказа, в свою очередь поглотивший остатки Московского великокняжеского и Царского архивов. После упразднения Посольского приказа и создания в Петербурге Коллегии иностранных дел сложился текущий архив Коллегии, куда были перевезены дела Приказа за последние годы, большая же часть его документов осталась в Москве. Хранилище, где отложились оставшиеся документы, стало называться Московским архивом Коллегии иностранных дел. В 1724 Архив приобрел статус самостоятельного учреждения – это был первый официально оформленный исторический архив. В 1781 к нему присоединили архив ликвидированной Московской конторы Коллегии. В 1832 после упразднения Коллегии архив получил название Московского главного архива Министерства иностранных дел. Наряду с ним в Петербурге существовал текущий архив – Петербургский главный архив Министерства иностранных дел.
В 1918 МГАМИД был включен в ЕГАФ, образовав 3-е Московское отделение его I секции (законодательства, верховного управления и внешней политики). В 1920 ЕГАФ передан в Государственный исторический архив РСФСР, в 1925 вошел в состав Древлехранилища Московского отделения Центрального исторического архива РСФСР, в 1931 – ГАФКЭ, с 1941 – ЦГАДА.
В состав фондов МГАМИД входили дела Посольского приказа и часть дел приказов, связанных с ним (Великого княжества Литовского, Княжества Смоленского, Малороссийского, Сбора запросных и пятинных денег, Сибирского и четвертных), а также дела Московской конторы Коллегии иностранных дел и самой Коллегии (пересылавшиеся из Петербурга в Москву по миновании надобности).
В архиве Посольского приказа документы группировались поповытьям, в каждом из которых откладывались дела по нескольким странам. Дела др. приказов хранились отдельно. В Московском архиве Коллегии иностранных дел этот порядок был нарушен. Разборка документов началась в 1730-е. Были выделены договоры, статейные списки и посольские книги, дипломатическая переписка и систематизированы по названиям государств и народностей. Эти комплексы, дополненные документами Коллегии, составили группу фондов «Дела по сношениям России с иностранными государствами» и «Дела по сношениям России с народами, вошедшими в состав СССР».
Документы, относящиеся к внутреннему управлению, были в XVIII в. систематизированы в хронологическом порядке, что привело к разрушению документальных фондов. Большая часть этих документов, постепенно описанная, образовала следующие коллекции: «Приказные дела старых лет» (ф. 141), «Приказные дела новых лет» (ф. 158) и «Приказные дела новой разборки» (ф. 159). Вместе с этим был сформирован ряд коллекций, весьма разнообразных по составу: «Розыскные дела» (ф. 146), «Письма и прошения разных лиц на высочайшее имя и высоким особам» (отдельно на русском и иностранных языках, фф. 160, 161), «Комедиальные дела» (ф. 139) и др. В 1960–1980 при систематизации по фондам неописанных материалов к ф. 159 присоединены комплексы документов Посольского приказа, Галицкой, Новгородской и Устюжской четвертей. Все указанные выше фонды составляют группу «Дела по внутреннему управлению».
В 1940–1950-е из состава фондов бывшего МГАМИД переданы в Архив внешней политики Министерства иностранных дел СССР документы Коллегии иностранных дел с 1720.
Все фонды бывшего МГАМИД имеют собственные описи, составленные в к. XIX – н. XX вв., дополненные в ЦГАДА СССР. Научно-справочный аппарат указан в характеристиках фондов и приложениях.
Коллегии 1720 – 1722 года
Император был поглощен идеей централизации аппарата государственного управления. Поэтому он не остановился на создании 9 коллегий. В период с 1720 по 1722 год появились следующие ведомства:
- Юстиц-коллегия Эстляндских, Лифляндских, Финляндских дел. Ведомство занималось административными и судебными делами присоединенных шведских провинций. Контролировало деятельность всех протестантских церквей.
- Вотчинная коллегия. Занималась земельными вопросами. Контролировала вотчины дворян, регистрировала поместья и наделы. Ведомство также занималось конфискацией и выдачей земель.
- Духовная коллегия. Синод создан для ликвидации патриаршества, полного подчинения церкви государству. Ведомство контролировало деятельность российских православных церквей.
- Главный магистрат. Управлял всеми городскими магистратами, утверждал решения судов по гражданским и уголовным делам. Контролировал сбор налогов в городах. После кончины Петра I магистрат переименован в Ратушу.
Хотя система местничества была аннулирована еще в 1682 году, неофициально она продолжала существовать до 1717 года. Именно ликвидация приказов и появление коллегий окончательно разрушило традицию передачи власти от родственника к родственнику.
Хотя Петр I чрезмерно бюрократизировал аппарат управления государством, все же он осуществил огромный прорыв в наведении порядка внутри страны. Все коллегии подчинялись единым нормам деятельности. Император разобрался с тем хаосом, который царил во время приказов. Но поскольку штаты ведомств были сильно раздуты, со временем многие из них были упразднены.
Сергей Лавров
Как многие советские и российские дипломаты, Сергей Викторович получил образование в МГИМО (на восточном отделении). Первым его назначением стала Шри-Ланка. Поэтому кроме обычных для дипломата европейских языков, Лавров знает сингальский язык, на котором говорит самый многочисленный народ острова.
В 1992 – 1994 годах Сергей Лавров служил заместителем Козырева, который тогда занимал пост министра. Позднее он десять лет был постоянным представителем нашей страны в ООН. В 2004 году получил пост министра иностранных дел и несколько раз переназначался на него. На данном посту Сергей Викторович отстаивает национальные интересы России. Он известен своей твердой позицией во время общения с иностранными дипломатами. В Европе и США Лаврова иногда называют «вторым Громыко» из-за жесткой позиции министра на переговорах.
Сегодня Сергей Лавров один из самых уважаемых простыми гражданами российских политиков вместе с Владимиром Путиным и Тимуром Шойгу
Внимание прессы привлекает стиль жизни российского дипломата. Несмотря на прошедшие годы, министр поддерживает контакты со своей almamater – МГИМО
Он входит в попечительский совет института и регулярно участвует в новогодних капустниках.
Сергей Викторович пишет стихи и увлекается поэзией. Он стал автором гимна МГИМО. В последние месяцы в сети стали популярны поздравительные стихи Лаврова, адресованные недавно скончавшемуся Виталию Чуркину, где Сергей Викторович тепло и уважительно говорит о своем коллеге по дипломатическому поприщу. Несмотря на возраст, министр увлекается спортом – в частности, рафтингом и футболом. Кроме спорта, дипломат любит дорогие сигары, известно несколько комичных эпизодов, как Лавров ставил на место коллег, которые пытались запретить ему курить в их присутствии.
Министры иностранных дел России с 1991 года в своей деятельности отражали политику Президента России. Козырев в своем стремлении сотрудничества с США во многом отражал позицию всего высшего руководства Российской Федерации. С укреплением России в конце 1990-х годов страна вновь заявляет о себе как о серьезной силе на мировой арене. И позиция ее министров становится более твердой.
Военная коллегия
Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:
- Армейское – действующая сухопутная армия.
- Артиллерийское – ведало делами артиллерии.
- Гарнизонное – войска, несшие гарнизонно-караульную службу.
Руководителями ВК при Петре Первом значились:
- Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
- Репин Аникита Иванович (1724-1726)
Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.