Что значит мыслить когнитивно?
В психологии под когнитивным мышлением подразумевают эмоциональный интеллект, то есть способность человека распознавать эмоции и желания и управлять ими. Такой навык помогает нам в решении задач и достижении целей в жизни, в общении, в профессиональной и повседневной деятельности. Уровень эмоционального интеллекта зависит от когнитивных навыков и индивидуальных особенностей человека.
Личность с развитым когнитивным мышлением:
производит действие;
- осознает происходящее;
способна запоминать информацию;
сосредоточена;
сконцентрирована;
отличается богатым воображением;
может принимать рациональные решения;
логически мыслит.
Человек, который обладает всеми этими навыками в комплексе:
невероятно талантлив;
умеет воспринимать большой объем информации, легко запоминать ее и быстро анализировать;
делает верные выводы и принимает конструктивные решения;
подходит к задачам не только логически, но и творчески, креативно;
уделяет внимание действительно важным вещам, не тратя время понапрасну.
Обладать такими умениями может любой человек, если он будет развивать в себе когнитивное мышление. Как это сделать – рассказывают наши преподаватели на дистанционном курсе профессиональной переподготовки «Когнитивно-поведенческая терапия в практике психолога». Вы освоите профессию психолога, научитесь актуальным когнитивно-поведенческим подходам и методам развития мышления, сможете консультировать других людей в вопросах психологии.
Тест на когнитивные способности от Викиум
Даже кратковременные тренировки ряда когнитивных способностей дают наглядный результат. Это подтверждают исследования Калифорнийского университета. Чтобы понять, как улучшить когнитивные и сопутствующие функции мозга, нужно сначала определить их текущий уровень.
Удобнее всего для этого использовать сервис Викиум, который зарекомендовал себя как наиболее продвинутая платформа в этой сфере. В игровой форме предлагается посвящать развитию когнитивных способностей всего 15 минут в день. Можно найти время даже при плотном графике.
Программа составляется индивидуально, так как сначала в тестовой форме проводится оценка уровня мышления. Интерпретация способностей строится во взаимосвязи с личными целями. Такой легко выявляет потребности пользователя, ведь в рамках тестирования предлагается указать, что именно хотелось бы улучшить.
Преимущества платформы Викиум в выбранном уникальном подходе к каждому пользователю, так как изначальные рамки когнитивного развития у каждого свои. Кроме того модель тренировок сервиса основывается на серьезных научных разработках.
Развлекательная форма занятий позволяет поддерживать интерес к столь полезной цели. Помимо отдельных задачек пользователи могут вступать в соревнования друг с другом. Выбор тренировок разнообразен, можно играть и развиваться бесплатно, но функционал и количество игр будут ограничены.
Если стоит задача всерьез перейти на новый уровень качества мышления, можно приобрести годовой или постоянный абонемент и пройти полный курс индивидуально подобранных тренировок.
Большинство из тех, кто занимался развитием когнитивных способностей при помощи тренажеров платформы Викиум оставляют положительные отзывы на популярных площадках сети. Высокую оценку сервис имеет и в рамках обзоров по этой тематике.
Викиум постоянно развивается и дополняет свой функционал.
Виды когнитивного мышления
На характер когнитивного мышления будут влиять:
особенности личности;
уровень ее опыта взаимодействия с социумом;
знания и навыки;
способность к решению задач;
уровень логики;
концентрация внимания;
развитие памяти.
Психологи считают, что когнитивная мыслительная активность может быть трех видов:
Наглядно-действенная (формируется у детей до 3-х лет, нацелена на решение конкретных задач и на познание окружающего мира при помощи ручных манипуляций, то есть, кроха должна все потрогать, помять, подержать в руках, тогда детский мозг воспримет и запомнит информацию).
Наглядно-образная (характерна для детей дошкольного возраста 3-7 лет, преобразовывает обобщенное мышление в конкретные образы при помощи зрительного восприятия, то есть, малышам достаточно увидеть окружающие предметы, чтобы определить, для чего они нужны и в чем принесут пользу).
Отвлеченная (проявляется у школьников и взрослых людей, способных мыслить обобщенными сложными образами, даже без наглядности).
Необходимо понимать, что улучшить свои когнитивные навыки можно в любой момент и в любом возрасте, для этого следует уделять время самосовершенствованию в разных областях, учиться, развивать умственную и двигательную деятельность.
Когнитивные функции и процессы
Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.
Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.
Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.
Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.
Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:
концептуальное мышление;
счет, речь;
внимание и память;
исполнительная деятельность;
концентрация;
ориентирование в пространстве.
Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.
Клиническая картина
Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.
Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:
- снижение памяти;
- ухудшение умственных способностей;
- проблемы с восприятием сторонней информации;
- плохая концентрация внимания.
При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.
Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.
Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:
- сложности при выполнении простых счетных операций;
- проблемы с повторением недавно полученной информации;
- нарушение ориентации в новой местности;
- сложности в подборе слов во время разговора.
На легкую форму когнитивных расстройств указывают:
- снижение памяти;
- проблемы с концентрацией внимания;
- высокая утомляемость при совершении умственной работы.
Каждый год нашей жизни в пожилом возрасте способен добавлять нам ума
Долгое время считалось, что ближе к среднему возрасту человеческий мозг, некогда молодой и гибкий, начинает постепенно сдавать позиции. Однако недавние исследования продемонстрировали, что в среднем возрасте мозг способен начать проявлять свою пиковую активность. Исследования показывают, что даже несмотря на вредные привычки, именно эти года являются самыми благоприятными для наиболее активной работы мозга. Именно тогда мы принимаем наиболее осознанные решения, оглядываясь на накопленный опыт.
О чем говорят исследования?
Ученые, которые изучали человеческий мозг, всегда убеждали нас, что основной причиной старения мозга является утрата нейронов – смерть клеток мозга. Однако сканирование мозга с помощью новых технологий продемонстрировало, что большая часть мозга поддерживает одинаковое количество активных нейронов на протяжении всей жизни. И даже при условии, что некоторые аспекты старения и правда приводят к ухудшению памяти, реакции и так далее, происходит постоянное пополнение “запасов” нейронов. Но за счет чего?
Ученые назвали данный процесс “билатерализацией мозга”, при которой происходит одновременное использование как правого, так и левого полушарий мозга. В 1990-ых годах в Канаде, в Торонтском университете (University of Toronto), благодаря развитию технологий сканирований мозга, удалось визуализировать и сравнить то, как работает мозг молодых людей и людей среднего возраста при решении следующего задания на внимательность и память: необходимо было быстро запомнить имена людей на различных фотографиях, а потом постараться вспомнить, кого как зовут.
Ученые ожидали, что участники исследования средних лет хуже справятся с поставленной задачей, однако результаты экспериментов для обеих возрастных групп были одинаковы. Но удивительным оказалось другое: позитрон-эмиссионная томография продемонстрировала, что нейронные связи у молодых людей активизировались в определенной части мозга; а у людей более старшего возраста, помимо активности в той же зоне, проявляла себя и часть предлобной коры головного мозга.
Канадские ученые, основываясь на результатах данного и многих других экспериментов, пришли к следующему выводу: биологическая нейроная сеть мозга людей среднего возраста могла дать слабину в определенной зоне, однако тут же подключалась другая часть мозга, компенсируя “недостачу”. Таким образом, процесс старения приводит к тому, что люди в среднем возрасте и старше используют свой мозг буквально в большей степени. К тому же, налицо усиление биологической нейронной сети в других зонах мозга.
Почему это очень важно для нас?
Джин Гоухин (Gene Cohen), доктор наук и руководитель Центра изучения старения, здоровья и человеческой природы при медицинском центре Университета имени Джорджа Вашингтона (Center on Aging, Health and Humanities at George Washington University Medical Center) отметил, что способность использовать больше так называемых когнитивных резервов увеличивает способность разрешать трудные вопросы в среднем возрасте.
Кроме того, Гоухин считает, что эта способность дает определенное умение упорядочивать противоречивые мысли и эмоции. “Подобная нервная интеграция помогает нам проще “примирить” наши мысли с нашими чувствами”, – считает он, отмечая, что разговоры о кризисе среднего возраста – это всего лишь миф. Как и медитация, данная тенденция мозга задействовать оба полушария (билатерализация мозга) помогает нам не потерять голову в сложные для психики моменты (с точки зрения внешнего стресса).
Существуют определенные вещи, которые мы можем делать для усиления данной способности. Наш мозг устроен таким образом, что он умеет справляться с обстоятельствами (противодействовать им), проявляя гибкость. И чем лучше следить за его здоровьем, тем лучше он справляется. Исследователи предлагают целый комплекс мероприятий, позволяющих как можно дольше сохранить здоровье мозга: это и здоровое питание, и физическая активность, и релаксация, решение сложных задач, постоянное изучение чего-либо и так далее. Причем, это работает в любом возрасте.
Что такое когнитивные способности?
Когнитивные способности – это совокупность мыслительных процессов в мозгу человека, для правильного восприятия реальности и правильного принятия решений. Эти способности разделяют на ряд областей, к которым относиться память, воображение, логика, решение задач, восприятие и формирование понятий. Тренировка памяти доступна и легка, но нужно найти для этого время. Каждая из этих областей важна и нуждается в постоянном развитии. Если что-то не развивается, то хромает в целом весь потенциал человека. Очень хорошим сравнением будет пример с земледелием. Если вы очень хорошо удобрили землю, поливали ее каждый день, боролись с вредителями, но не заботились о том, чтобы бороться с сорняками, то урожай будет существенно хуже, чем, если бы вы занимались всем сбалансированно. Поэтому главная составная в улучшении мозга на когнитивном уровне является сбалансированность всех сфер.
Когнитивная недостаточность
Параллельное понятие на когнитивном уровне появилось позже с названием когнитивная недостаточность. Это состояние человека, когда он не может найти определенное решение из-за ухудшения когнитивных функций главного мозга. Часто такая недостаточность появляется на возрастном уровне у людей после 60 лет. А также может проявляться у людей, которые не разбираются в какой-то области. Если человек не может решить пример 11 умножить на 14, то он точно не сможет решить 18 умножить на 23. В этом и проявляется когнитивная недостаточность. Чтобы это исправить, нужна практика через упражнения или тренажеры для мозга, чтобы развить нужную область в когнитивных способностях. Упражнения должны соответствовать проблеме, чтобы со временем это упущение было исправлено.
Сбор данных
Исследование позиционировалось как бесплатный способ проверить себя, чтобы выяснить, в чем заключаются наиболее выраженные когнитивные способности респондента. Опрос состоял из девяти последовательных тестов из более широкой библиотеки, доступной в серверной системе
Авторы опирались на предшествующие данные, которые показали возможность использования данных тестов для оценки различных аспектов когнитивной деятельности человека, включая планирование/рассуждение, рабочую память, внимание и способность распознавать эмоции. Тест сконструирован таким образом, чтобы быть чувствительным к интересующим когнитивным параметрам и быть независимым от типа устройства, на котором человек проходит тестирование. Данный набор тестов не следует рассматривать как IQ-тест в его привычном понимании: тесты авторов исследования предназначены для более дифференцированной оценки когнитивных способностей
Тесты были оптимизированы для использования пожилыми и людьми с легкими когнитивными и двигательными нарушениями. Данное исследование было одобрено Этическим комитетом Имперского колледжа Лондона (17IC4009). Участники предоставили информированное согласие на веб-сайте исследования до начала тестирования
Данный набор тестов не следует рассматривать как IQ-тест в его привычном понимании: тесты авторов исследования предназначены для более дифференцированной оценки когнитивных способностей. Тесты были оптимизированы для использования пожилыми и людьми с легкими когнитивными и двигательными нарушениями. Данное исследование было одобрено Этическим комитетом Имперского колледжа Лондона (17IC4009). Участники предоставили информированное согласие на веб-сайте исследования до начала тестирования.
Все тесты Cognitron были написаны на языках HTML5 и JavaScript Адамом Хэмпширом и Уильямом Трендером. Тесты были размещены на специальной серверной системе (Cognitron) хостинга Amazon EC2, которая поддерживает различные исследования с помощью пользовательских веб-сайтов. Система разработана специально для того, чтобы выдержать пиковые нагрузки — это характерно для исследований, которые связаны со СМИ. Когда потребность в обработке данных быстро меняется, система автоматически подбирает необходимое количество серверов.
Максимальное одномоментное количество участников, посетивших информационную страницу веб-сайта, составило ~ 36 000 пользователей, причем это произошло во время показа документального фильма на канале BBC2 в мае.
После девяти когнитивных тестов участникам была представлена подробная анкета с вопросами, охватывающими широкий спектр социально-демографических, экономических, профессиональных и прочих характеристик образа жизни . В мае, в результате набирающей обороты пандемии COVID-19 в анкету были включены вопросы, касающиеся прямого и косвенного воздействия вируса, а также ранее существовавших заболеваний (табл. S1) и 12 пунктов самостоятельной оценки настроения, включая вопросы о депрессии, беспокойстве, бессоннице, усталости (табл. S2). Респондентам, указывающим, что у них есть подозрение на COVID-19, были заданы дополнительные вопросы: были ли у них проблемы с дыханием, чем именно характеризовалось их нарушение дыхания, и было ли получено лабораторное подтверждение инфицирования (табл. S1). Не были исключены из опроса и люди младше 16 лет: им была представлена сокращенная анкета, которая не включала вопросы, связанные с COVID-19, и в данном исследовании она не использовалась. Это решение было принято авторами, чтобы обеспечить ускоренное одобрение исследования советом по этике.
После заполнения анкеты участникам был предоставлен сводный отчет об их состоянии по сравнению со всеми другими людьми, которые прошли каждый из опросников, в котором были выделены когнитивные тесты, по которым они справились лучше всего, опять же, относительно других людей. Этот отчет использовался как способ мотивировать население принять участие в исследовании, выясняя, в чем заключаются их когнитивные способности. Описанный выше порядок тестирования и анкетирования был установлен для того, чтобы уменьшить предвзятость респондентов. В частности, в рекламе исследования не упоминался опросник о COVID-19, чтобы избежать набора предубежденных людей, которые были обеспокоены тем, что болезнь снизила их когнитивные функции. Кроме того, перед анкетированием участникам не показывали, как их результаты когнитивных тестов соотносятся с остальной популяцией, что предотвратило предвзятое отношение при ответах на вопросы анкеты.
Тренируйте память
Часть мозга, которая более всего реагирует на аэробные упражнения, – это гиппокамп. Хорошо контролируемые эксперименты среди детей, взрослых и пожилых людей показывают, что он увеличивается в размерах при улучшении физической формы. Поскольку гиппокамп является главным элементом системы обучения и памяти, это открытие отчасти объясняет эффект улучшения памяти при укреплении сердечно-сосудистой системы.
Помимо медленного увеличения памяти на вашем «жестком диске», упражнения могут иметь непосредственное влияние на формирование памяти. Немецкие исследователи показали, что ходьба или езда на велосипеде во время, но не перед обучением, помогают лучше усваивать и запоминать новые иностранные слова. Поэтому тренируйтесь во время учебы. Но не переусердствуйте: интенсивные тренировки могут увеличить напряжение и негативно отразиться на способности запоминать.
Диагностические критерии
Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.
Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса
При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением. Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого
Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.
Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы
Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.
Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.
Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений
Остановите снижение когнитивных способностей
Особенно убедительными являются доказательства того, что поддержание физической формы способствует здоровью мозга в старости. Наиболее явной представляется связь между аэробными упражнениями и сохранением когнитивных способностей.
Тренировки не должны быть экстремальными: 30-45 минут быстрой ходьбы, три раза в неделю, могут помочь предотвратить истощение психического здоровья и отсрочить наступление старческого слабоумия.
Приучите свой организм к регулярным тренировкам, и результаты не заставят себя ждать. Эффект станет заметен еще до появления первых признаков возрастного снижения когнитивных способностей.
Польза не ограничивается укреплением легких и сердца. Упражнения для улучшения координации и гибкости оказали явно положительное влияние на структуру мозга и когнитивные функции большой группы пожилых людей в Германии. А силовые тренировки два раза в неделю дают видимый эффект на нервную систему. Танцы также могут оказывать восстановительное действиедля стареющего мозга. Всего один час занятий танцами в неделю на протяжении полугода не особо увеличил аэробную выносливость пожилых участников, зато физические нагрузки и взаимодействие с другими людьми способствовали духовному благополучию.
Исследователи все еще пытаются определить наиболее важные факторы, благодаря которым физические упражнения оказывают такое мощное тонизирующее воздействие на мозг. Среди наиболее вероятных называют повышенный приток крови к мозгу, всплески гормонов роста и расширение сети кровеносных сосудов головного мозга. Также возможно, что упражнения стимулируют формирование новых нейронов. До недавнего времени мало кто верил, что такое может произойти в мозге взрослого человека.
Хронический стресс способен преждевременно состарить наш мозг
“Нас постоянно подстерегают стрессы в нашей среде обитания, – рассказывает Говард Филлит (Howard Fillit), доктор наук, профессор гериатрии в Школе медицины Маунт-Синай, Нью-Йорк, и руководитель фонда, занимающегося поиском новых лекарств от болезни Альцгеймера. – Однако наибольший вред приносит тот умственный стресс, который мы чувствуем внутри себя в ответ на внешний стресс”.
Подобное разграничение стрессов указывает на наличие постоянной ответной реакции всего организма в ответ на постоянный внешний стресс. Эта ответная реакция влияет на наш мозг, приводя к нарушению памяти и других аспектов умственной деятельности. Таким образом, стресс является фактором риска, влияющим на развитие болезни Альцгеймера, а также ускоряет ухудшение памяти при старении человека. При этом вы можете даже начать себя чувствовать намного старее, что называется, умственно, чем вы есть на самом деле.
“Пациенты постоянно приходят с жалобами на ухудшение памяти и интересуются, не есть ли это начало болезни Альцгеймера, – рассказывает Роберта Ли (Roberta Lee), доктор наук и вице-директор отделения интегративной медицины в Израильском медицинском центре Бет-Изрэйл (Department of Integrative Medicine at Beth Israel Medical Center). – При этом показатели тестов и результаты магнитно-резонансной томографии выглядят неплохо. Но как только я начинаю расспрашивать об их образе жизни, сразу узнаю о наличии постоянного стресса”.
О чем говорят исследования?
Исследования, проведенные специалистами Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Франциско продемонстрировали, что постоянная реакция организма на стресс (и постоянные всплески кортизола) способны приводить к уменьшению гиппокампа – важнейшей части лимбической системы головного мозга, отвечающей как за регулирование последствий стресса, так и за долговременную память. Это также одно из проявлений нейропластичности – но уже негативное.
Почему это очень важно для нас?
Эти исследования имеют огромную важность, так как показывают, что мы можем в определенной степени влиять на степень собственных когнитивных изменений. Для того чтобы защитить мозг от связанного с всплеском кортизола старением, Ли советует ежедневно создавать своеобразные препятствия стрессу. “Даже пятиминутный период в течение дня, когда вы ничего не делаете – абсолютно ничего! – может очень помочь, особенно если эти периоды будут регулярными”, – заявляет Ли
“Даже пятиминутный период в течение дня, когда вы ничего не делаете – абсолютно ничего! – может очень помочь, особенно если эти периоды будут регулярными”, – заявляет Ли.
Помимо этого, Ли рекомендует регулярно завтракать; причем завтрак должен включать продукты питания, содержащие сложные углеводороды (цельные зерна, овощи) и белки. “Завтрак помогает вашему обмену веществ не ощущать влияний стресса”, – говорит она. И как только вы чувствуете волнение из-за очередного стресса, отлично помогают пятиминутные релаксационные паузы: глубокий вдох через нос, считая до четырех, а затем глубокий выдох через рот, считая до пяти. Достаточно четырех раз, чтобы организм расслабился. Неплохо повторять это в начале и в конце дня.
Упражнения на слух
За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.
- Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
- Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
- Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
- Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
- Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.
Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.
Медитация
Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться
Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание. Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость
Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания
Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания
А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена
А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена
Наш мозг учится на собственном опыте
Зеркальная нейронная система – именно так называют зоны мозга с синапсами (областями взаимодействия нервных клеток), которые активизируются при любой нашей деятельности при условии, что мы делали это и раньше. Любое действие отражается в нейронных связях, активизирующихся вновь, когда вы лишь смотрите на кого-то, кто выполняет это действие. Именно поэтому мы наиболее активно сопереживаем тому постороннему опыту, который пережили сами.
О чем говорят исследования?
Некий Джиакомо Риззолатти (Giacomo Rizzolatti) и его коллеги с факультета нейробиологии Университета Пармы (University of Parma), Италия, впервые отметили существование зеркального эффекта, изучая мозг макак. К примеру, когда исследователи поднимали с пола орехи, у наблюдающих за ними обезьян активизировались те же нейроны, которые активизировались у животных и ранее, то есть, в тот момент, как они сами поднимали с пола орехи. Эти клетки были названы “зеркальными нейронами”. У человека же целые зоны активизируются в ответ на знакомое действие. В этом и есть принцип зеркальной системы.
Почему это очень важно для нас?
Существование зеркальной системы помогает ответить на вопрос, почему какой-нибудь новый навык приобретается быстрее, если вы хоть раз пытались выполнять это ранее. Если же вы впервые делаете какое-то упражнение, наблюдая за тренером, вы повторяете его робко и неуклюже. Наблюдение за действием до того, как вы попробовали его выполнить, обычно мало что дает; однако наблюдение за действием после того, как вы его выполнили, запускает зеркальную систему, усиливающую ощущение в мозгу, что у вас это получится.
Нейробиолог из Лондона, доктор наук Дэниел Глейзер (Daniel Glaser) говорит: “Когда вы глядите на что-либо, что вы делали ранее, вы фактически используете большую часть мозга для наблюдения; то есть, происходит поступление большего потока информации. До того как вы впервые попробовали поиграть в теннис, вы не делали разницы между хорошо или плохо закрученным мячом при ударе. Но всего лишь несколько недель занятий, и когда ваш тренер показывает вам удар, вы уже способны воспринимать его визуально. Благодарите за это зеркальную нейронную систему”.
Зеркальная система – это то, что дает нам эмпатическую способность разделять боль или радость других людей, основываясь на том, что вы видите у них на лицах. “Когда мы видим, что кто-то страдает от боли, зеркальная система помогает нам прочесть его/ее выражение лица и фактически почувствовать страдание от этой боли другого человека”, – объяснил суть работы системы нейробиолог Марко Якобини (Marco Iacoboni) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California at Los Angeles).
Упражнения на воображение
Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.
- Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
- Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
Я мысленно дорисовала девочку. А вы?
- Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
- Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек – швейцарский нож»
- Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?