Негласный комитет – это что такое? Кто входил в состав Негласного комитета

Состав Негласного комитета

Негласный комитет

Князь Адам Чарторыйский, польский магнат с европейским образованием, его родина была присоединена к России после раздела Польши. Он желал помочь Польше обрести свободу и открыто выражал свои взгляды.

Виктор Кочубей, бывший посол в Константинополе, давний друг Александра, с которым он переписывался и которому раскрывал самые сокровенные свои мысли, стремился ввести справедливые законы и установить порядок в стране.

Павел Строганов. Из семьи самых крупных богачей России, владевший огромной коллекцией картин. В разгар Французской революции был в Париже и разгуливал в красном колпаке в знак солидарности с революционерами. Екатерина II срочно возвратила его в Россию, где он несколько лет жил в деревне. Позже Строганов вновь появился при дворе, женившись на умнейшей и образованнейшей женщине Петербурга княжне Софье Голицыной и стал вести жизнь просвещенного вельможи.

Николай Новосильцев – родственник Строганова – специалист по законоведению, политической экономии и всеобщей истории.

Тайком друзья составляли записки с проектами преобразований, предусматривавших введение гражданских свобод, равенство всех перед законом и создание общества на принципах справедливости и братства.

Александр, самый молодой из них, одобрял взгляды своих единомышленников.

Павла I насторожила дружба сына с либерально настроенными молодыми людьми, и он разогнал кружок: Чарторыйского отправил посланником в Сардинию, Кочубея —  в ссылку в Дрезден, Новосильцев сам уехал в Англию, Строганов был удален от двора — кружок распался. Но как только Александр I взошел на трон, кружок возродился, но уже в виде Негласного комитета.

П.А. Строганов

Непременный совет и Сенат должны были олицетворять преемственность екатерининского и нового царствований, а Негласный комитет стал ответом на вызовы времени — прежде всего, на изменения в Европе под влиянием идей Французской революции.

Формально Негласный комитет не входил в систему государственного управления, но в регулярных беседах его участников, «молодых друзей» императора, обсуждались планы преобразований. Однако ни император, ни его сотрудники не имели ясного представления о последовательности необходимых реформ.

Кружок просуществовал примерно до 1804 г. Император всё больше входил в детали правления, и советчики теперь ему были не очень нужны. Затем члены бывшего Негласного комитета заняли высокие посты во вновь образованных министерствах.

Расширение Российской империи

С самого начала царствования Александра I Россия значительно расширила свою территорию: в 1801 г. к ней присоединилась Восточная Грузия; в 1803-1804 гг. – Менгрелия, Гурия, Имеретия; Однако действия русских войск в Закавказье затронули интересы Персии, что явилось причиной русско-персидской войны, которая длилась с 1804 по 1813 год и закончилась подписанием Гюлистанского мира в 1813 г. и присоединением к России Бакинского, Дербентского, Карабахского и других закавказских ханств. По договору России предоставлялось исключительное право иметь свой военный флот на Каспийском море. Присоединение части Закавказья к России, с одной стороны, избавило народы Закавказья от нашествий персидских и турецких захватчиков и помогло поднять экономику Закавказья на более высокий уровень; с другой стороны, между кавказскими народами и русскими властями и русскими переселенцами, часто возникали ссоры на религиозной и этнической почве, что порождало нестабильность в данном регионе.

Персия не смирилась с утратой Закавказья. Подталкиваемая Великобританией, она вскоре развязала новую войну против России, закончившуюся поражением Персии и подписанием Туркманчайского мирного договора в 1828 г.

Границы до и после заключения договора

В состав Российской империи вошли также Финляндия, Бессарабия, большая часть Польши (образовавшая царство Польское).

Николай Новосильцев

В состав Негласного комитета также входил родственник Павла Строганова – Николай Новосильцев – специалист по политической экономии, законоведению и всеобщей истории. Получив блестящее образование, он принимал участие в войне против Швеции, где проявил себя настоящим храбрецом. Изворотливый дипломат–переговорщик и хитроумный администратор, Новосильцев уже в молодые годы думал о карьере в сфере управления государством. В беседах с молодыми друзьями Александра он выделялся благонамеренностью и врожденной дипломатичностью, способствующей нахождению общего языка с представителями различных философских и политических воззрений. В глазах своих друзей он выглядел осторожным, внимательным и вдумчивым. Именно надежной, лишенной крайностей и внушающей доверие позицией Новосильцев снискал симпатию императора.

В период недовольства Павла I собраниями молодых друзей сам выехал за границу, где начал вести жизнь образованного русского барина: путешествовал по Европе, изучал книги по медицинской тематике, посещал лекции профессоров университетов. Николаю импонировало истинное европейское совмещение свобод и правопорядка, которое он даже мысленно не мог применить к государственному переустройству России. После гибели Павла I он был вновь призван в Россию и назначен чиновником по поручениям особого характера, что стало первой ступенью в его государственной карьере.

Негласный комитет

Переворот был почти безоговорочно поддержан гвардейскими офицерами, высшими сановниками, столичным дворянством, Павел І утомил и пугал их своим непредсказуемым характером, капризами, которые постоянно грозили обернуться опалой, ссылкой. Александр, очень привлекательный внешне, всегда был со всеми приветлив и любезен самое главное – он сумел успокоить придворных и сановников, дав понять, что время непредсказуемых наказаний прошло.

Замечание 1

В ночь дворцового переворота Александр подписал манифест, в котором провозглашал управление «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».

Эта фраза вызвала всеобщее ликование в дворцовом окружении: в ней можно было увидеть намерение возродить «золотой век» дворянства – тем, чем прославилась Екатерина II.

В свою очередь, у Александра I на самом деле были свои планы: он стремился вести такую политику, которая направлена на преобразования более либерального характера.

Испытаю влияние своего воспитателя Лагарпа император достаточно критически оценивал русскую действительность, справедливо считая нужным проведение коренных реформ.

Александр повел двойную игру: с одной стороны, он всячески успокаивал сановников и придворную знать, которая не желала никаких перемен. Однако, назначая старых дворян на почетные посты в государстве, он в то же время окружал себя единомышленниками, которые также стремились провести ряд реформ. Эти люди в 1801 году составили так называемый Негласный комитет.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Участники Негласного комитета

Комитет оправдывал свое название: это был своеобразный дружеский кружок, который действовал в обстановке негласности, то есть секретности. Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В его состав вошли «молодые друзья» царя:

  • представители русской аристократии Павел Строганов и Николай Новосильцев;
  • польский князь Адам Чарторыйский;
  • потомок малороссийской казацкой старшины Виктор Кочубей.

Все они были убежденными сторонниками конституционной монархии и отмены крепостного права, единомышленниками Александра Павловича еще смолоду.

Тем не менее, именно в Негласном комитете были определены основные направления реформаторской деятельности царя и отчасти подготовлены сами реформы.

Заседания комитета

На заседаниях Негласного комитета (он работал с июня 1801 г. до мая 1802 г., а 1803 г. проведено только 4 заседания) было признано, чтобы в первую очередь выявить действительное положение дел, затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учреждения конституцией, основанной на настоящем духе народа.

Обсуждали также вопрос о повышении обороноспособности страны, основные направления ее внешней политики, прерогативы Сената, постепенную отмену крепостного права.

Дискуссии и споры вокруг программы преобразований поставили молодого императора и его сторонников перед серьезной проблемой: как проводить либеральные реформы в стране, где большинство населения находилась в крепостной неволе, где отмена крепостного права неизбежно подрывало собственность и привилегии дворян, которые все же обладали некоторыми гражданскими правами. Получалось также, что только монарх, который сосредоточивал в своих руках всю полноту самодержавной власти, мог совершить такие преобразования.

Негласный комитет многие сановники сразу же оценили как «якобинскую шайку», как сборище чуть ли не революционеров. Это было совершенно несправедливо.

Сохранившиеся протоколы заседаний Негласного комитета ясно показывают, насколько осторожны и умерены в своих предложениях были его члены.

Речь шла о постепенных, хорошо продуманных и подготовленных преобразованиях, к которым Россию подталкивал весь ход ее развития.

Замечание 2

В Негласном комитете царила достаточно непринужденная атмосфера, во время обсуждений важных государственных вопросов его члены не боялись спорить с императором. Однако, как это стало известно позднее, Александр, который выглядел очень учтиво и обходительно по отношению к другим, очень самолюбив и возражения терпит очередь редко.

В 1803 г. царь окончательно прекратил заседания Негласного комитета, однако, его членов назначил на важнейшие государственные должности, таким образом, превратив их из советников в практических исполнителей.

Реформы негласного комитета

Первой мерой стало преобразование Совета при высочайшем дворе в постоянное учреждение, которое стало называться Непременным советом. В его состав входило 12 человек, они занимались рассмотрением и обсуждением государственных дел. С 1810 году, по проекту Михаила Сперанского, его преобразовали в Государственный совет.

Указом от 8 сентября 1802 года Сенат был превращен в верховный орган власти Российской империи наделенный административной, судебной и контролирующей властью.

Изменены были и функции Святейшего Синода. Его права расширялись, а духовные иерархи не заседали постоянно, а посещали заседания по решению обер-прокурора.

8 сентября 1802 года Александр I также издал манифест “Об учреждении министерств”. Согласно ему, вместо петровских коллегий было создано восемь министерств: военное, морское, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения, внутренних и иностранных дел. Министерства делились на департаменты, а последние на отделения, которые, в свою очередь, делились на столы. При каждом министре имелась канцелярия. Граф Виктор Кочубей в 1802 году стал министром внутренних дел и занимал этот пост до 1807 года.

В период существования Негласного комитета произошли некоторые послабления в крепостном праве. Александр I прекратил раздачу государственных крестьян, а указом “О вольных хлебопашцах” от 20 февраля 1803 года предоставил крепостным, по согласованию с помещиком, право выкупа с землей.

Основная деятельность Негласного комитета завершилась 12 мая 1802 года. К этому времени прекратились его регулярные заседания, которых всего было 35. Позже функционирование на короткий период возобновилось 9 ноября 1803 года.

Рис. 3. Виктор Кочубей.

Что мы узнали?

Деятельность Негласного комитета при Александре 1 связана с умеренно-либеральными преобразованиями эпохи Наполеоновских войн. Замыслы и результаты реформ не в полной мере соответствовали друг другу, например, вопрос отмены крепостного права был отложен на неопределенный срок.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Решение крестьянского вопроса

В первый раз комитет по благоустройству затронул данный вопрос еще при обсуждении “жалованной грамоты народу”. Причем поднята эта проблема была неспроста. В вопросе “грамоты” был особо отмечен пункт о возможности владения крестьянами собственной недвижимостью. Стоит отметить, что на тот момент, по мнению самодержца, это было довольно опасное право. Однако после коронации (которая прошла в ноябре 1801 года) под влиянием Лагарпа и адмирала Мордвинова (они заявили о необходимости предпринять какие-либо действия в пользу крестьян) Александр немного отступил от своих убеждений. К примеру, Мордвинов предложил распространить право владения недвижимым имуществом на казенных крестьян, мещан и купцов. Члены комитета не исключали возможности, что со временем они смогут прийти к единому мнению по поводу упразднения крепостного права. Однако с оговоркой, что решение данного вопроса должно проходить постепенно и медленно, поскольку пути действий оставались до конца неясными. Решение вопросов, относящихся к торговле, земледелию и промышленности, негласный комитет по факту так и не исследовал. Хотя следует отметить, что их состояние на то время требовало к себе особого внимания.

Внутренние реформы

После определения приоритетных задач в области внешней политики, Негласный кабинет посвятил ряд заседаний внутренним проблемам страны. Рассматривались следующие направления:

  1. Крестьянский вопрос.
  2. Создание министерств.
  3. Реформа Сената.

Каждый из членов комитета вёл своё направление. Чарторыжский занимался  проектом создания министерств. Реформу Сената разрабатывал Строганов. Отдельно Новосильцев планировал крестьянскую реформу, в которой предусматривалось запрещение их индивидуальной продажи, а неграмотных дворян в ней требовалось исключать из Дворянского Собрания.

Крестьянский вопрос

Когда комитет коснулся крестьянского вопроса, в заседании принял участие Мордвинов, который предложил расширить права продажи недвижимого имущества на купцов, казённых крестьян и мещан. По поводу упразднения крепостничества он высказался против такой идеи. По его мнению, правительство не должно было вмешиваться в эту область. В государстве требовалось создать такие условия, чтобы хозяевам невыгодно стало использовать подневольный труд.

Рассмотрев это предложение, комитет дал право покупки недвижимости лицам недворянского происхождения. С таким постановлением согласился и Александр, хотя до этого считал принятие решение о праве крестьян владеть недвижимостью опасным.

Члены комитета понимали, что этот вопрос до конца ещё не решён и хорошо себе представляли продолжительность процесса

Его рассмотрение требовало осторожности. Однако они считали, что со временем смогут прийти к единому мнению по упразднению крепостничества. Несмотря на то что серьёзного внимания требовали к себе такие отрасли как земледелие и торговля, обсуждение их будущего развития не состоялось

Несмотря на то что серьёзного внимания требовали к себе такие отрасли как земледелие и торговля, обсуждение их будущего развития не состоялось.

Создание министерств

Задача Негласного комитета состояла в преобразованиях органов власти, где царила большая путаница. Подготовить доклад на эту тему должен был Чарторыжский. В разработанном им проекте звучало предложение о разделении органов управления. Для этого должны были быть созданы отдельные ведомства, выполняющие определённые функции. Во главе каждого из них требовалось поставить должностное лицо, обладающее единоличной властью. Именно оно несло ответственность за выполнение работы в данной отрасли.

В течение полугода Негласный комитет работал над проектом. В итоге были учреждены следующие ведомства:

  • иностранных дел;
  • военное;
  • морское;
  • внутренних дел;
  • финансов;
  • юстиции;
  • народного просвещения;
  • коммерции.

Последнее министерство было создано по личной инициативе Александра. Причина заключалась в том, что пост он собирался отдать Румянцеву.

Этот раздел работы Негласного комитета по созданию министерств был единственным, доведённым организацией до конца.

Реформа Сената

Негласный комитет начал работу по преобразованию Сената, которую в своё время проводила Екатерина II, но не довела до конца. Разработанные положения о Сенате включали следующие пункты:

  1. Верховное администрирование, включая судебные функции.

  2. Ограничение деятельности Сената только властью императора.

  3. Председателем Сената являлся государь.

  4. Все указы, исходящие от Сената, обязательны всеми к исполнению. Остановить их мог только император.

  5. В обязанности министров входила подача ежегодных отчётов в Сенат о своей деятельности.

  6. Если решения Сената не совпадало с мнениями генерал-прокурора или обер-прокурора, то в обсуждение вопроса включался государь.

  7. Подключение императора велось в случае ведения Сенатом дел по лишению дворянства.

Вопросы преобразования центральных органов было для комитета в приоритете. Уже с февраля 1802 года на это были направлены усилия организации.

Создание комитета и его состав

В марте 1801 года заговорщиками был убит император Павел I и на престол внезапно для себя вступил 23-летний Александр I.

Рис. 1. Александр I.

Понимая, что государству требуются реформы, молодой император обратился за помощью к своим приближенным. Он доверял этим людям, так как был знаком с ними с юности. Датой создания Негласного комитета следует считать 24 июня 1801 года. Именно в этот день состоялось его первое заседание. Членами комитета были следующие люди:

  • Граф Павел Строганов. Он был сторонником отмены крепостного права и имел опыт посещения революционной Франции в 1789-1790 годах.
  • Граф Виктор Кочубей. Он имел опыт дипломатической работы при Екатерине II в Лондоне и Константинополе.
  • Князь Адам Чарторыйский. Он родился в Речи Посполитой и после ее разделов в 1795 году поступил на службу к Екатерине II. Адам стал вторым министром иностранных дел Российской империи, занимал этот пост в 1804-1807 годах.
  • Николай Новосильцев. Самый старший член комитета 1761 года рождения. При Екатерине II он имел опыт военной службы, а в 1803 году занял должность президента Академии Наук.

Все они находились в доверительных отношениях с императором и могли заходить к нему в кабинет без предварительного приглашения. Они приходили 2-3 раза в неделю.

С деятельностью комитета связаны первые шаги молодого императора: Например, открытие границ и разрешение свободного ввоза книг и товаров из Западной Европы, а также амнистия, под нее попало около 12 тыс. человек в царствование Павла I.

Рис. 2. Негласный комитет.

Войны, в которых принимала участие Россия во время правления Александра I

Против Наполеоновской империи за пределами России (1805-1807 гг.).

Русско-шведская война (1808-1809 гг.). Причина — отказ короля Швеции Густава IV Адольфа присоединиться к антианглийской коалиции. Результат войны:

  • К России переходили Финляндия и Аландские острова;
  • Швеция обязывалась расторгнуть союз с Англией и заключить мир с Францией и Данией, присоединиться к континентальной блокаде.

В 1806-1812 гг. Россия вела войну против Турции. И в результате искусных дипломатических действий М. И. Кутузова османское правительство склонилось к подписанию мирного договора.

Литография “Александр I принимает капитуляцию Парижа”

1804-1813 гг. — Русско-персидская война.

Отечественная война 1812 г. (Подробнее смотрите на нашем сайте: Отечественная война 1812 года, Бородинское сражение).

1813-1814 гг. — Заграничные походы русской армии. В 1815 г. Александр I был одним из руководителей Венского конгресса, установившего новый европейский порядок.

Деятельность Сперанского

Через несколько лет после вступления Александра I на престол, он разочаровался в членах Негласного комитета. Реформы, предлагаемые этим совещательным органом, были слишком радикальными. В процессе деятельности у членов комитета возникало все больше разногласий с императором.

В 1805 году государь распускает Негласный комитет и находит нового человека, для разработки реформ. Это был М. М. Сперанский.

М.М. Сперанский

Михаил Михайлович Сперанский – был выходцем из низов, но своей старательностью, способностями и трудолюбием пробился в правительство. Он был назначен генерал-губернатором в Пензе, затем в Сибири, работал чиновником в Сенате

Сперанский привлек внимание Александра I. Государь стал поручать ему «частные дела» и, в конце концов, доверил составление проекта политических и экономических реформ

Однако реформы, проводимые Михаил Михайловичем, вызвали массовое недовольство дворян и чиновников. Император, опасаясь государственного переворота, отправил реформатора в отставку.

В 1809 году император получил на руки проект Сперанского – всеобъемлющую реформу государственного управления. Он включал в себя следующие мероприятия:

  1. Подразделение российского народа на 3 сословия: дворян, «среднее состояние» (торговцев, горожан, свободных крестьян) и «рабочий народ» (прислуга, крепостные, работники фабрик и мануфактур).
  2. Наделение представителей дворян и «среднего состояния» политическими правами.
  3. Наделение «рабочего народа» некоторыми гражданскими правами, например, положением о том, что крепостные крестьяне могут быть наказы исключительно по решению суда.
  4. Введение в Российской империи принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  5. Учреждение в стране нового законосовещательного органа – Государственного совета. Он должен был рассматривать проекты законов, оценивать их содержание и необходимость принятия.

Конечную цель своих реформ Сперанский видел в ограничении самодержавной власти императора, отмене крепостного права и учреждении в стране Конституционной монархии.

Проект реформ Сперанского понравился императору, но Александр решил, что реализовывать его нужно постепенно. Государь боялся, что такие преобразования вызовут волну недовольства и потрясений в обществе. Поэтому в 1810 году Александр I принял лишь единственную и самую «безобидную» меру, предложенную Сперанским – учреждение Государственного совета.

В 1810 году император поручил Сперанскому разработку экономических реформ, с целью поправить финансовые дела государства, преодолеть дефицит бюджета. Чтобы поднять экономику страны, реформатор предложил сократить ряд государственных расходов и ввести новые налоги, в том числе и для дворянства. Чиновники и дворяне негодовали. Вскоре Александр объявил об отставке Сперанского, а в 1812 году сослал его в Нижний Новгород.

Словарь

1. Амнистия – частичное или полное освобождение осужденного от судебного наказания.

2. Конституционная монархия – форма

Обсуждение плана Новосильцева

Для реализации первого пункта плана была создана специальная комиссия, в состав которой вошли компетентные люди в военно-морской сфере. С реализацией второго раздела возникли некоторые трудности. Это было связано с тем, что выявилась абсолютная неосведомленность Александра в делах внешней политики государства. Однако компетентные в таких вопросах Чарторыйский и Кочубей имели на этот счет определенные взгляды

Однако и здесь возникли трудности, поскольку император высказал мысль, что требуется уделить особое внимание составлению коалиции против Англии. Причем такое предложение вызвало бурю недоумения у членов комитета, так как незадолго до этого Александр подписал дружественную конвенцию с этой страной. Это позволило крайне удачно разрешить самые спорные вопросы относительно морских прав

Чтобы немного остудить пыл самодержца, члены комитета посоветовали ему проконсультироваться по данному вопросу со старыми опытными дипломатами. Причем настойчиво рекомендовали кандидатуру А. Р. Воронцова

Это позволило крайне удачно разрешить самые спорные вопросы относительно морских прав. Чтобы немного остудить пыл самодержца, члены комитета посоветовали ему проконсультироваться по данному вопросу со старыми опытными дипломатами. Причем настойчиво рекомендовали кандидатуру А. Р. Воронцова.

Участники

Как уже упоминалось, в комитет входило всего 4 человека. Первое заседание они провели 24 июня 1801 года, на нем обязательно присутствовал и Александр. Спустя каких-то три месяца он стал действующим монархом. В будущем на таких заседаниях он не присутствовал, но первое открыл самолично.

Членами комитета стали:

  1. В.П. Кочубей. Он уже завершил карьеру посла в Стамбуле в 1798 году и вернулся на родину. Там он приобрел бесценный опыт и знания, поэтому мог быть действительно полезен при разработке реформ в России. Александр сам пригласил Кочубея на встречу, где состоялось знакомство всех членов комитета.
  2. П.А. Строганов имел еще меньшую разницу в возрасте с Александром — всего на 4 года он был старше императора. Он родился в Париже, там же проходил стажировку, поэтому не понаслышке был знаком с идеями французской революции, ведь она как раз начиналась в то время. Строганов знал труды Руссо, Вольтера и прочих просветителей. В России он появился в 1791 году и сразу же приступил к государственной службе. Императора, который познакомился со Строгановым лично в 1795 году, привлекла в этом человеке, прежде всего, эрудированность и широта политических взглядов. Считается, что именно Строганов подал императору идею создания тайного комитета. Самое первое, что считал неприемлемы для России Строганов — это крепостное право.
  3. Н.Н. Новосильцев попал в поле зрения Александра I в том же 1795 году — этому знакомству способствовал Строганов. Новосильцев к тому периоду уже находился на государственной службе и был уже достаточно известным в России политиком, по рождению он был дворянином. В 1794-1795 годах он активно участвовал в подавлении польского восстания под предводительством Костюшко.
  4. А. Чарторыйский — поляк, находившийся на государственной службе. Чарторыйский получил хорошее образование в Европе, побывал лично во Франции, Швейцарии и Англии, поэтому имел четкое представление и даже собственный план реформ, которые необходимы России.
  5. По некоторым сведения, в комитет входил еще один человек — А. Лагарп, который был детским учителем. Но так как его присутствие не было зафиксировано ни на одном заседании, то если он и входил в комитет, то был его формальным участником.

Борьба с крепостным правом

Как можно заметить, все члены комитета отличались передовыми идеями, были талантливыми и прогрессивно мыслящими людьми. Особенные споры вызывал крестьянский вопрос ведь, с одной стороны, держать в рабстве людей — это аморально, а с другой — раздраженные отменой крепостничества дворяне могли быть действительно опасны для России.

После долгих переговоров по этому поводу решено было создать такой экономический строй, при котором стало бы просто невыгодно содержать крепостных. К примеру, нужно было наделить купцов, мещан и крестьян недвижимым имуществом, это автоматически лишило бы дворянство монополии на владение землями.

Предполагалось, что результатом станет возникновение ферм, к работе на которых будут привлекаться наемные рабочие и это станет сильной конкуренцией крепостному праву, следовательно, помещики начнут освобождать крепостных.

1803 год принес с собой закон «о вольных хлебопашцах». Помещики отпускали крестьян на волю, наделяя их участками земли, но для этого крестьяне должны были иметь деньги. Благодаря этому закону при Александре I были освобождены 47 153 семей, а в дальнейшем, при Николае I — еще 67 149.

Адам Чарторыйский

Близким по духу императору был Адам Чарторыйский – 27-летний польский помещик, получивший блестящее образование в Европе. Горя желанием помочь своей Родине – Польше – получить свободу, он смело и открыто выражал собственные взгляды. В 1797 году состоялось знакомство с будущим императором Александром I, к которому Адам был приставлен адъютантом. Именно в этот период молодые люди сильно сблизились и подружились. В 1799 году Чарторыйский был удален Павлом I от двора за негативное, как казалось императору, влияние на сына и назначен посланником Российского государства в Сардинском королевстве. Позже, после смерти Павла I и распада Негласного комитета, одним из участников которого он состоял, Адам Чарторыйский получил назначение на должность министра иностранных дел. На этом поприще основной задачей он видел создание максимально комфортных условий к восстановлению независимости Польши в ее прежних границах (до первого раздела Россией).

Просвещение

В 1803 г. были изложены новые принципы системы образования:

  • бессословность;
  • бесплатность обучения на низших ступенях;
  • преемственность учебных программ.

Система образования состояла из уровней:

  • университет
  • гимназия в губернском городе
  • уездное училище
  • одноклассное приходское училище.

Системой образования управляло Главное управление училищ. Было образовано 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями были учёные советы при университетах (более подробно об этом читайте на нашем сайте: Образование в XIX веке).

В 1810 г. стал действовать в соответствии с проектом статс-секретаря М.М. Сперанского Государственный совет, высший законосовещательный орган, назначаемый императором. Однако основные положения проекта, предполагавшие принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, все-таки не были реализованы. В 1812 г. в угоду консервативному дворянству М. Сперанский был отправлен в ссылку (подробнее о Сперанском читайте на нашем сайте: Сперанский: жизнь и деятельность и «План» Сперанского).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий