Нормативные акты и ненормативные акты: понятие и отличия

Порядок принятия НПА, срок действия

Одной из отличительных характеристик нормативно-правового акта является определенная процедура, в соответствии с которой он принимается.

Начало действия НПА считается не с момента его написания или принятия, а с момента вступления в силу.

Установить этот момент, согласно законодательству РФ, можно тремя способами:

  • со времени опубликования;
  • по истечении определенного срока после опубликования;
  • с момента, указанного непосредственно в документе.

Конкретный порядок принятия нормативного правового акта зависит от его вида по юридической силе. Так, процедура вступления в силу указа Президента отличается от процедуры вступления в силу постановления Правительства.

Общим для всех НПА является установленная Конституцией РФ необходимость в официальной публикации или, иными словами, обнародовании до вступления правового документа в силу. Неопубликованные документы не считаются вступившими в силу и не влекут за собой правовых последствий.

Перечень источников, публикация в которых считается обнародованием, перечислен в соответствующих законах.

Примечание

НПА вступают в силу только после официального опубликования, т. е. помещения полного текста документа в одном или нескольких специальных изданиях, которые признаны действующим законодательством.

Как уже было указано выше, по сроку действия НПА могут быть постоянными или временными.

По умолчанию все НПА являются постоянными, если в тексте документа не прописано иное.

Роль законных актов в юриспруденции

Правотворческие акты в сфере законодательного поля являются нормативными установленными документами, которые издаются компетентными властными органами или представительствами социальных структур с целью урегулирования юридических отношений и наведения порядка.

Правовые акты делятся на нормативные и ненормативные, они обладают общими признаками и некоторыми отличиями

Для служителей государственного порядка и закона, а также для желающих быть осведомленными в законе, очень важно знать и понимать, что между ними есть общего. Из статьи мы узнаем их основные отличия

В чем же разница между ненормативными актами и нормативными актами? В первую очередь нужно конкретизировать их значения и указать на общие признаки. Данные виды законодательных актов – это законная правотворческая документация, оформленная определенным структурным органом государственного полномочия. Формирование таких законных актов находится в сфере компетенции наивысших органов законодательной государственной власти, а также органы исполнительного назначения, ведомственные учреждения. Они вступают в законное действие после их принятия, но между ними есть ряд отличий.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Нормативные акты отличаются от других актов: нормативных и актов толкования норм права.

В сущности, НПА — это источники, из которых субъекты правоотношений получают информацию о своих правах, свободах и обязанностях. Нормы, содержащиеся в НПА, служат основой для разрешения конкретных индивидуальных дел.

Правоприменительный акт (ПА) — это документ, созданный на основе НПА, с указанием конкретных фактов, лиц, времени и событий.

Примерами правоприменительных актов служат решения суда, дисциплинарные взыскания в организациях, приказы о награждении и поощрении, приказ о зачислении студентов в высшее учебное заведение.

То есть акты применения права направлены на фактическую реализацию норм, указанных в нормативно-правовых актах. ПА конкретизируют эти нормы и регулируют конкретные жизненные ситуации.

НПА и ПА имеют ряд схожих черт, из-за которых их иногда путают:

  • оба вида являются правовыми актами;
  • принимаются уполномоченными органами в рамках их компетенций;
  • обеспечиваются государственным принуждением.

Отличительных черт, однако, больше:

  1. ПА принимаются на основе НПА, находятся ниже них по правовой иерархии и подчиняются им.
  2. ПА, в отличие от НПА, не являются источниками права.
  3. НПА содержат общие правила поведения, а ПА лишь конкретизируют эти нормы и выступают индивидуально-конкретными предписаниями.
  4. НПА обращены к неопределенному кругу лиц. Субъекты ПА всегда строго определены.
  5. НПА рассчитаны на неоднократное применение, в то время как ПА носят разовый характер.
  6. НПА регулируют определенные виды отношений, а ПА – конкретные отношения в конкретной жизненной ситуации.
  7. ПА являются юридическим фактом, поскольку влекут за собой непосредственные юридические последствия. НПА не являются основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.
  8. ПА не обязательно выражены в письменной форме. К примеру, сигналы регулировщика — это конклюдентные действия, которые также являются правоприменительными актами.

Органы, их издающие

В целом нормативные и ненормативные правовые акты являются способами на пути урегулирования сфер общественной жизни. Их выполнение через соблюдение предписанных юридических норм и принципов гарантирует благополучие и порядок.

Стоит отметить и особенности органов, издающих подобные документы. Например, органы, специализирующиеся на судебных разбирательствах, издают исключительно ненормативные акты и только в специальной, свойственной только им форме. Любой судебный орган сам по себе призван заниматься реализацией юридических последствий уклонений от правовых актов, а также контролировать соблюдение законов.

К ненормативным актам могут принадлежать, например, решения органов налогообложения по поводу привлечения определенных лиц к ответственности, предписания органов антимонопольного направления, документация федерального значения.

Они составляются органами законодательной направленности, органами федерального значения, ведомственными организациями, органами самоуправления.

В состав подавляющего количества актов нормативного вида входят ненормативные правовые предписания. Подобная оплошность в юриспруденции является категорически недопустимой, поскольку приводит к лишней путанице и неразберихе.

Вспомогательные дополнения, отмена действия, изменения не могут выражаться нормативно-правовой документацией. Такого рода нарушения приводят к фальсификациям юридических данных и того же рода спекуляциям для односторонней выгоды. Виной тому зачастую некомпетентные органы или учреждения, превышающие полномочия.

Нормативные и ненормативные акты, издающиеся по одному и тому же предмету, могут противоречить друг другу.

Это неминуемо приводит к разрушению стойкости правоотношений и законодательной системы, отсутствие соответствия между формой и содержанием, подрывает юридические принципы и нормы законопослушного общества, разрушает правотворческую систему в целом.

Форма права: понятие и виды

Форма права – это внешнее выражение правовых норм, связанное с их закреплением в определенных, официально признанных актах. В науке и практике данное понятие часто отождествляется с понятием «источник права». Однако если форма права показывает, как право организовано и выражено вовне, то источник права указывает на истоки правовой информации, систему факторов, предопределяющих содержание этого явления. С этой точки зрения понятие «источник права» шире понятия «форма права».

Различают материальные, идеологические и юридические источники права:

1. Материальные – это объективные потребности общественного развития, формы собственности, интересы и потребности людей, особенности общественного развития и др. Экономические закономерности и объективные материальные потребности должны быть восприняты законодателем, который с учетом культурно-исторических особенностей, национальных традиций и иных факторов отражает эти закономерности в принимаемых нормативных актах.

2. Идеологические – правовые учения, концепции, правосознание, религия, господствующая идеология и др.

3. Юридические – это разнообразные юридические акты, среди которых особое значение имеют формы права. Источник права в юридическом смысле в основном совпадает с формой права.

Выделяют следующие основные формы права:

1. Правовой обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования правило поведения, санкционированное государством. Это исторически первая форма права, имевшая наибольшее значение в период феодализма. Среди основных требований к правовому обычаю – его соответствие действующему праву и достаточно продолжительное время применения. На обычай могут делаться ссылки в законодательстве, однако при этом непосредственно текст обычая не приводится (так, ссылка на обычай приводится в ст. 5 ГК РФ). Правовые обычаи особенно широко применяются в странах Азии, Африки и Океании.

2. Правовой прецедент – решение государственного органа по конкретному делу, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Выделяют судебный и административный прецеденты.

Правовой прецедент наиболее широко распространен в странах англосаксонской системы права. В России в качестве официально признанной формы права правовой прецедент не существует. В то же время в нашей стране возможно использование прецедентов Европейского суда по правам человека при обращении в данный орган. При этом, по действующему законодательству, решения Конституционного Суда, Верховного Суда носят разъяснительный характер и являются актами официального толкования права.

Правовой прецедент не следует отождествлять с юридической практикой, представляющей собой накопленный в определенном обществе социально-правовой опыт. Это своеобразный источник (но не форма) права, который находит свое отражение в многочисленных справочниках и сборниках судебной, следственной, нотариальной и иной юридической практики.

3. Нормативный договор – добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес (федеративный договор, международные договоры, коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией и т.д.).

Нормативный договор обладает преимуществами частноправового договора, обеспечивающего интересы частных лиц, и традиционно властных способов регулирования, характерных для нормативных актов. Стороны такого договора связаны друг с другом не только взаимными правами и обязанностями, но и государственной волей, обеспечивающей общественное признание и гарантированность прав и обязанностей.

4. Правовая доктрина – это признанные государством в качестве общеобязательных отдельные труды наиболее авторитетных ученых и практиков. Эта форма права получила распространение в Великобритании, США. Особенно значимо влияние правовой доктрины в мусульманском праве, поскольку оно во многом основано на авторитете религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения знатоков ислама, мусульманского права здесь имеют официальное юридическое значение. Аналогичная ситуация и в индуистском праве.

В России официальные ссылки на труды ученых при принятии правоприменительных решений не допускаются.

В нашей стране основной формой права является нормативный правовой акт.

Что такое нормативный акт

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

Общие правила нормативных актов и ненормативных актов

Всяческие законные и подзаконные акты напрямую связаны с определенными органами государственного значения. Правила четкой субординации при их выполнении и реализации требуют этого. Понятия нормативных актов и ненормативных актов непосредственно связаны с органами исполнительной власти и органами государственного управления. Теперь же следует надлежащим образом обозначить конкретные и четкие признаки нормативных документов. К ним относятся таковые:

  1. Обладают правотворческими свойства. Они могут устанавливаться, изменяться, отменяться.
  2. Обязательной является документальная форма нормативных актов, обладающая набором реквизитов: вид, наименования, название учреждения, издавшего документ, место, дата, а также номер.
  3. Акты нормативных видов в обязательном порядке должны опираться на Конституцию, а также не иметь противоречий с уже существующими нормативными документами, имеющими более существенный юридический вес.
  4. Должны быть содержательными, четкими, лаконичными понятными и доведенными наилучшим способом до граждан.

Государство имеет право требовать от граждан неукоснительного соблюдения правил и норм нормативно-правовых актов только в случае строгого и надлежащего соблюдении вышеизложенных принципов.

Подзаконные нормативные акты — понятие, признаки

Определение

Виды нормативных актов делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает верховенством и к нему относятся: Конституция РФ, конституционные законы федерального уровня и федеральные законы. 

Определение

Подзаконный акт – это правовой документ органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Определение

Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами и устанавливающие норму права юридические акты, основанные на законе и не противоречащие ему.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Все нормативные документы взаимодействуют как одно целое и характеризуются согласованностью, иерархичностью, специализацией по отраслям и институтам. Они играют немаловажную роль в жизни государства.

Существует определенная классификация нормативно-правовых актов. Выделяют:

1. В зависимости от органов, которыми был принят:

  • общие: действительны на территории всего государства;
  • ведомственные: имеют власть внутри ведомств;
  • местные: действуют в отдельной области;
  • индивидуальные: выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм.

2. По издающим органам:

  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ, государственных комитетов, администраций;
  • приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
  • акты субъектов РФ;
  • решения представителей местного самоуправления.

3. В зависимости от юридической силы:

  • подзаконные акты федерального уровня;
  • регионального уровня;
  • местного уровня.

4. По предмету правового регулирования:

  • регулирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  • регулирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
  • регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере.

5. В зависимости от времени действия:

  • постоянные, которые не ограничиваются во времени и действуют до отмены;
  • временные (срочные), которые ограничены конкретными сроками, например, календарной датой или конкретным обстоятельством.

К признакам подзаконных нормативных актов можно отнести следующие:

  1. Принимаются на основе закона и представляют собой разновидность форм российского права.
  2. Принимаются во исполнение закона конкретным органом государственной власти.
  3. Не могут противоречить закону.
  4. Имеют юридическую силу, но меньшую в сравнении с законом.
  5. Имеют конкретную документальную форму.
  6. Отличаются большим количеством.
  7. Издаются в виде постановлений, указов, правил, распоряжений.

Иногда бывает, что определенные подзаконные акты теряют свою силу. Это может происходить по нескольким причинам:

  • его заменяют другим по тому же вопросу;
  • истекает период действия согласно срокам установленным в самом нормативном акте;
  • прямая официальная отмена;
  • исчезновение регулируемых обстоятельств.  

Правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу. Первый случай связан с моментом вступления в юридическую силу или ее утраты. Под пространством подразумевается действие документа на определенной территории. К таковым относятся недра земли, воды, воздушное пространство и т.д. входящие в состав государства РФ. Действие по кругу означает распространение нормативных актов на всех адресатов.

Но имеются исключения:

Главы государств, дипломаты и т.п. имеют экстерриториальное право, т.е

наделены дипломатическим иммунитетом, и к ним не могут быть применены меры ответственности.
Проживающие на территории России иностранцы и люди без гражданства не имеют права занимать должностные структуры государственной важности.
Предусматривается ответственность за содеянное не только на территории государства. 

Действие нормативного акта означает обязательность его исполнения в течение определенного времени на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц. Он действует на протяжении всего времени с момента вступления в юридическую силу и до момента признания ее недействительности. 

Нормативно-правовые акты — понятие, основные признаки

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный опубликованный письменный документ, принятый уполномоченным государственным органом или должностным лицом.

Значение НПА в том, что они устанавливают правовые нормы, которые обязательны для неопределенного круга лиц и регулируют, устанавливают или отменяют общественные отношения. Принимаются в определенном порядке.

Норма права — это общеобязательное, определенное формально правило поведения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Нормы права отражают права и свободы, а также обязанности граждан и организаций, регулируют общественные отношения. Гарантом исполнения норм права выступает государство.

Исходя из определений, можно выделить характерные особенности нормативно-правового акта:

  • официальный характер документа;
  • является частью единой правовой системы;
  • носит нормативный характер;
  • существует в письменной форме;
  • принимается только в соответствии с определенной процедурой;
  • регулирует общественные отношения в различных сферах;
  • создается и принимается уполномоченными органами власти в соответствии с их компетенцией;
  • гарантируется силой принуждения государства.

НПА в современной Российской Федерации и многих других странах является главным источником права. Высшим нормативным актом в России является Конституция РФ.

Определение понятий

Для того чтобы правильно понять, в чем заключаются основные отличия между понятиями, необходимо дать каждому из них определение.

Нормативный правовой акт, если рассматривать специализированно – документ, который  является официальной бумагой. Составляется акт не просто от руки, а по строгой форме. Содержание написанного в тексте после составления не должен противоречить тем нормам, законам и постановлениям, которые действуют в стране и обладают выраженной или узконаправленной юридической силой. Существуют обязательные условия, свойственные для подобного вида официального документа.

Правовой акт – собирательный термин, объединяющий целый ряд юридических документов. Они могут издаваться различными органами, облеченными властью (местные или государственные). Имеется и другое название (синоним) – индивидуальный юридический акт. Если рассматривать особенности документа, то он представляет собой решение, вынесенное государственным органом или лицом, которое имеет на это достаточно полномочий.

Решение адресовано конкретным людям, объектам, организациям или субъектам. Особенность указывает, что общий характер к этому акту не относится. Примером может являться документ, предназначенный для служебного пользования. Такие бумаги в 90% случаев удалены из общего доступа. Правовой акт не наделяется способностью создавать никаких правовых норм. Основная задача – решения направляются на индивидуальное применение.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Классификация нормативных актов по различным основаниям

Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.

Законы по юридической силе подразделяются на:

  1. Конституцию – является основой.
  2. Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
  3. Федеральные, например, «О связи».

По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:

  1. Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
  2. Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
  3. Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
  4. Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
  5. Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2018 год»).
  6. Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
  7. Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).

В зависимости от срока действия бывают:

  • постоянными, к примеру, Конституция;
  • временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.

По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:

  • по результатам референдума;
  • государственными органами;
  • местным самоуправлением.

Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:

  • государственно-правовые;
  • уголовные;
  • административные;
  • гражданско-правовые и т. д.

Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:

  • общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
  • региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.

Порядок и срок обжалования ненормативного правового акта

Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Примечание

Гражданин или организация имеют право обжаловать НПА, которые нарушают их права и свободы.

Административное исковое заявление может требовать:

  • признать недействительным нормативный акт полностью или в отдельной его части;
  • признать нормативный акт незаконным полностью или в части решения, принятого ответчиком, а также совершенного им действия или бездействия;
  • обязать ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить действия, устраняющие нарушение прав, свобод и интересов истца;
  • обязать ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • установить наличие или отсутствие полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, уполномоченным лицом или организацией.

Истец подает исковое заявление в суд в письменной форме разборчивым почерком, подписывает и указывает дату подписания.

В иске должны быть указаны:

  • название суда, куда подается заявление;
  • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения, номер телефона, адрес электронной почты истца, если он является физическим лицом, а также ФИО, сведения об образовании, телефон и адрес почты его юридического представителя;
  • описание того, какие права, свободы и законные интересы нарушены или что может повлечь их нарушение при принятии НПА;
  • перечень требований к ответчику, а также основания для таких требований;
  • перечень прилагаемых к иску документов.

Итог

В зависимости от юридической силы НПА, НА, ПА формируются в определенную систему, где действует принцип соподчиненности, зависящий от места в иерархии власти законотворческого органа. Каждый из 3-х письменных свидетельств занимает свое место в иерархической структуре и выполняет определенную роль.

Неувязка между НА и НПА приводит к тому, что законы не выполняют возложенную на них функцию. ПА, изданные не на основе действующих НПА и НА, ущемляют права работников, коллективов.

На судебные учреждения возложена обязанность давать оценку соответствия НА, НПА, ПА, их сути, определенной в законе, и выполнению на практике. Проявлять законотворческую инициативу суды всех уровней права не имеют.

Выводы

После проведенного сравнения становится понятно, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом  присутствует и проявляется по целому ряду параметров. В основе лежат такие стороны, как характер применения документа. Отсюда следует, что нормативно – правовой акт является всеобщим, но может быть удален из доступа. Правовой акт является документом индивидуального назначения.

Различия присутствуют также в области применения бумаг. Правовые акты адресованы ограниченному кругу лиц, вплоть до одного физического лица, тогда как нормативно-правовая составляющая акта позволяет применять содержание к неопределенному по количеству кругу лиц и субъектов.

Время применения – еще одна характеристика, по которой проявляется различие между документами. Нормативно-правовая основа используется до тех пор, пока действие не отменено или не приостановлено решением соответствующего органа.

Правовой акт действует в определенной ситуации, например, 1 день, месяц или даже несколько часов. Длительность в этом случае определяется конкретной ситуацией. Различия присутствуют и в установлении нормы права. Нормативно-правовой акт является основой для появления новых документов. В правовом акте нет основы, которая бы повлекла за собой появление новой правовой нормы или внесение изменений в уже существующую.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий