История возникновения органов юстиции
Министерство юстиции образовано 8.09.1802 г. на базе верховного апелляционного суда Российской империи (криминальные и общественные дела). В том же году впервые был введен пост министра юстиции, который давал право действовать на основании предписаний генерал-прокурора. Окончательно органы юстиции завершили процесс формирования в 1811 г.
Образование департамента данного ведомства произошло в 1803 году. В это же время подразделение получило право на составление законопроектов и делало это вплоть до создания Госсовета. Далее органы юстиции вели проверку деятельности всех судов в Российской Империи, кроме военно-морских и церковных.
Министр юстиции выполнял полномочия генерал-прокурора Главного сената. В процессе Верховного суда он выступал в роли прокурора, а с 1864 г. функции министра пополнились обязанностями Главы прокуратуры. Помимо этого, чиновник занимался смещением, установлением и изменением должностей в органах суда.
К 1870 году Правительством Российской империи было принято решение передать юстиции соблюдение земельного порядка и надзора.
Руководство
С 2008 года ведомство возглавляет Коновалов А. В., который начал трудовую деятельность в качестве помощника прокурора. Затем замещал должности следователя прокуратуры, прокурора отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры г. Санкт-Петербурга, заместителя и в дальнейшем прокурора Московского района, заместителя и первого заместителя Северной столицы, прокурора Республики Башкортостан. До 2008 года был Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском округе.
Рисунок 1. Коновалов А. В.
Ранее с июня 2006 года по май 2008 года данный пост занимал Устинов Владимир Васильевич. Работу по юридической специальности он начинал в качестве стажера, а затем помощника прокурора. С 2000 по 2006 годы был Генеральным прокурором страны. С 2008 года — Полномочный представитель главы государства в Южном округе.
В период с августа 1999 года по июнь 2006 года Министром юстиции был нынешний Генеральный прокурор Чайка Юрий Яковлевич.
Судебная экспертиза
Судебная экспертиза — это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.
В неразрешимых ситуациях, когда нужна помощь профессионала и присутствуют сомнения относительно тех или иных судебных дел, человек обращается в центр судебной экспертизы. Подобных организаций очень много в России.
Центр судебной экспертизы выполняет свою службу согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, ведомство руководствуется Федеральным Законом № 73 и Инструкцией по организации работы судебных экспертиз в государственных экспертных ведомствах системы Минюста.
Таким образом, органы юстиции РФ исполняют колоссальный перечень поручений, которые они должны реализовать в различных областях деятельности соответственно законодательству и Конституции РФ при помощи территориальных филиалов.
Какие права входят в сферу деятельности Министерства юстиции?
Полномочия органов юстиции:
- осведомление президента и правительства России о созданных законопроектах;
- разработка графика функционирования органов юстиции и прогнозирование ее результатов, включая деятельность подструктур и государственных структур, имеющихся в подчинении;
- соблюдение и исполнение Конституции, законов, международных соглашений России в областях, контролируемых органами юстиции;
- введение правовых актов относительно работы всех органов власти, находящихся в подчинении;
- разработка мероприятий по улучшению показателей работы Минюста;
- выполнение юридической экспертизы законов;
- учет государственных документов, разъясняющих права, свободы и обязанности граждан РФ;
- выполнение юридического аудита правовых актов всех регионов РФ на согласованность с ФЗ и Конституцией;
- ведение учета всей правовой документации регионов России;
- утверждение форм регистрационных реестров функционирования нотариального аппарата;
- определение порядка создания и управления реестрами, регулирует ведение данных документов региональными юристами;
- контролирование работы судебно-экспертных учреждений Минюста;
- подведение итогов деятельности и результатов функционирования, создание способов по их усовершенствованию;
- контролирование соответствия заключений ведомств, подчиненных органам юстиции, законам Российского государства;
- организация и проведение проверок территориальными органами юстиции;
- выполнение прочих предписаний в установленной форме.
Нотариальная палата – что это?
Общественная организация, которая включает в себя специалистов, имеющих членство в коллегии нотариусов и практикующих индивидуально, называется нотариальная палата.
Нотариальная палата считается юридической структурой, которая основывается на самоуправлении. Она представляет и защищает интересы членов своей организации, оказывая им помощь в успешном продвижении частных дел, стажирует людей, желающих стать нотариусами, проводит повышение квалификации и многое другое. Члены палаты платят взнос для её финансовой поддержки и функционирования и передают сведения о своих нотариальных процессах.
Основные задачи Минюста России
Замечание 2
Минюст России разрабатывает общую стратегическую концепцию государственной политики в соответствующей сфере деятельности, осуществляет нормативно-правовое регулирование, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав и свобод гражданина.
Главным документом, которым руководствуются органы юстиции, является Конституция, а также федеральные конституционные законы, акты Президента и Правительства, международные договоры РФ, Положение о Минюсте России.
Задачи, которые возложены на Минюст России, выполняются министерством, его территориальными органами, ими являются федеральные управления, главные управления по субъектам, управления республик, областей, автономной области, автономных округов. Задачи выполняют федеральные гос. учреждения.
Замечание 3
В систему органов юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых министерством осуществляются функции управления: адвокатура, нотариат, ЗАГС, судебные экспертные лаборатории, Российская правовая академия, научный центр правовой информации, редакции журналов.
Минюст России находится в тесной связи с другими федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ и органами на местах, а также с общественными объединениями и организациями.
Вывод 1
Минюст России – это многофункциональный федеральный орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему органов юстиции РФ. Основные задачи и функции органов юстиции определены законодательством РФ, а также НПА Минюста России.
В законотворческой, контролирующей деятельности полномочия Минюста России широки и значимы.
Минюст России вносит на рассмотрение Президенту и Правительству проекты ФКЗ, ФЗ, другие документы, которые требуют утверждения высших органов государственной власти. Минюст осуществляет планирование и прогнозирование деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб.
На Минюст России возложено обеспечение исполнения Конституции, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, международных договоров РФ по вопросам, касающимся юстиции.
Министерство самостоятельно принимает НПА, которые относятся к сфере юстиции, занимается обобщением практики применения законодательства, анализирует процесс реализации государственной политики в сфере юстиции, осуществляет мониторинг правоприменения в РФ в целях выполнения решений Конституционного суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, координирует мониторинг правоприменения, который осуществляют федеральные органы, органы субъектов и органы на местах, обеспечивает методическую базу мониторинга.
Министерство принимает участие в работе по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ.
В компетенцию Минюста входит проведение правовой экспертизы проектов законов, которые вносят федеральные органы на рассмотрение Главы государства и Правительства РФ,концептуальных проектов, тех. заданий на разработку проектов ФЗ. Кроме правовой экспертизы Минюстом проводится экспертиза на коррупционную составляющую проектов ФЗ, которые разрабатываются федеральными органами.
Минюстом осуществляется аккредитация юр. и физ. лиц в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы НПА в случаях, которые предусматривает законодательство.
Министерство ведет гос. реестр независимых экспертов, аккредитованных для проведения антикоррупционной экспертизы, утверждает формы заключения экспертов и формы свидетельств об аккредитации.
В компетенцию Минюста входит подготовка отзывов и заключений на законодательные проекты, поправки к ФЗ.
В Правительство предоставляется информация в виде предложений о приоритетных направлениях законотворческой деятельности.
Федеральные министерства также готовят проекты законов, Минюст обеспечивает методическую сторону их подготовки.
Министерством осуществляется регистрация НПА федеральных органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод человека, устанавливающих правовой статус организаций, ведет гос. реестр этих НПА. Министерство осуществляет проверку деятельности федеральных органов по отбору НПА, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке, ведет контрольные экземпляры НПА, подлежащие гос. регистрации.
Минюст проводит правовую экспертизу НПА субъектов по вопросам соответствия документов Конституции и законам, осуществляет учет НПА субъектов, проводит мониторинг применения НПА субъектов, проводит антикоррупционную экспертизу этих актов при мониторинге их применения. Минюст проводит антикоррупционную экспертизу уставов МО и МПА.
Чем же занимается управление министерства юстиции?
- Участвует в правовом обеспечении осуществляемой нормотворческой деятельности. В данном случае подразумевается координация федеральных органов, что относятся к исполнительной власти, во время подготовки законопроектов, что вносятся на рассмотрение соответствующим субъектам.
- Осуществление юридической экспертизы относительно рассматриваемых правовых актов. В случае, если будет установлено, что они не соответствуют Конституции или федеральным законам, то готовится мотивированное заключение, где указывается, в чем проблема. Этому способствует система правовой информатизации, что разрабатывается и совершенствуется.
- Государственная регистрация нормативно-правовых актов ведомств федеральных органов, относящихся к исполнительной власти. В этом случае осуществляется контроль над соответствием Конституции, федеральным законам, распоряжениям и указам президента, постановлениям правительства. Также Минюст следит за правильностью и своевременностью их публикации. К тому же, он берёт участие в их подготовке к выпуску кодексов и сборников.
Это далеко не полный список.
Какие задачи оно выполняет?
- Правовое обеспечение нормотворческой деятельности правительства и президента РФ.
- Организационно-правовая поддержка судебной реформы.
- Регистрация актов гражданского состояния, юридических лиц и правовой принадлежности недвижимости (а также сделок с нею).
- Регулирование правового обслуживания.
- Контроль над соблюдением законодательства.
- Осуществление юридических экспертиз принимаемых правовых актов органами субъектов РФ.
- Обеспечение информатизации.
Вот так, в общем, и выглядят функции министерства юстиции. Прежде, чем рассматривать их более внимательно, давайте сосредоточимся на структуре этого органа власти.
Роль Минюста России при осуществлении международных связей
При осуществлении международных связей орган юстиции уполномочен:
- удовлетворять запросы уполномоченного РФ при ЕСПЧ в связи с поступившими в суд обращениями;
- быть координатором деятельности федеральных органов по взаимодействию РФ с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
- вносить предложения, касающиеся международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и др. делам;
- составлять заключения на предмет соответствия международного договора законам РФ;
- получать от иностранных государств и направлять в иностранные государства запросы о правовой помощи, перенаправлять запросы в федеральные органы государственной власти для исполнения;
- готовить представления о передаче лиц, которые были осуждены в РФ, и суд посчитал возможным отбывание наказания этих лиц в государствах, гражданами которых являются лица;
- выносить решения о нежелательном пребывании иностранных граждан на территории РФ;
- вести и публиковать список экстремистских материалов, организаций, которые судом РФ были запрещены или их деятельность приостановлена, так как она носила экстремистский характер.
На данное время мне известны следующие правоохранительные органы Российской Федерации:
- Прокуратура Российской Федерации;
- Следственный комитет Российской Федерации;
«Укажите функции правоохранительной деятельности»:
-прокурорский надзор;-оказание юридической помощи гражданам;-обеспечение занятости населения;-расследование преступлений;-сотрудничество с зарубежными странами;правосудие;-борьба с терроризмом;-конституционный контроль;-судебный контроль.Ответ.Задача №5. «В соответствии с ч. 6 ст. 8 Закона «О третейских судах в РФ» третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью».Вопросы:Можно ли третейский суд отнести к правоохранительным органам?Какие правоохранительные функции осуществляют названные в задаче органы?Ответ на 1-ый вопрос.Да, можно. Но только к негосударственным правоохранительным органам. Ответ на 2-ой вопрос.Судья суда общей юрисдикции.Функции аппарата суда общей юрисдикции» Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации” Аппарат суда общей юрисдикции:осуществляет хранение дел и документовАдвокат.Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)доверителя в органах государственной властиНотариус.Следователь.“Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021)самостоятельно направлять ход расследованияПрокурор.Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Полномочия Министра юстиции
Главой органов Минюста является министр юстиции Российской Федерации, которого назначает президент РФ (он же назначает заместителей). Глава юстиции непосредственно несет ответственность за выполнение всех полученных поручений, а также реализацию политики государства.
К его полномочиям относятся:
- распределение обязанностей между заместителями министров, разделение полномочий среди чиновников;
- утверждение положений о функциональных филиалах Министерства;
- утверждение ежегодного графика работы и прогнозируемых показателей функционирования государственных структур, составление отчетов об их работе;
- внесение на рассмотрение администрации президента РФ и демонстрация непосредственно главе государства проектов положений о подчиненных структурах, об их регламенте, возможной численности и об оплате труда рабочих этой сферы;
- утверждение списка филиалов главного управления Министерства Российской Федерации, его региональных ведомств и учреждений;
- утверждение на должность и освобождение от нее должностных лиц главного управления, если это не противоречит ФЗ;
- внесение в Госдуму проектов концепции о подчиненных ведомству государственных органах;
- отмена противоречащих Конституции РФ и законодательству нормативов правовой документации;
- осуществление планирования функционирования юстиции;
- издательство новых правовых актов, включая документы, разработанные коллегиально с руководством иных федеральных структур;
- присвоение работникам ФСИН первых специальных званий за службу;
- образование научных, экспертных и консультационных ведомств;
- прочие полномочия, установленные для министра вышестоящим начальством.
Немного истории
Датой учреждения ведомства считается 8 сентября 1802 года. На вновь созданный орган возлагались задачи по подготовке законодательных актов, управление работой судов и прокуратуры. Первым министром юстиции был поэт Державин Гавриил Романович.
Полномочия ведомства расширились после судебной реформы 1864 года. Оно осуществляло руководство судебными органами, управление тюремной и межевой частями, нотариатом.
После Октябрьской революции 1917 года ведомство получило название Народного комиссариата юстиции. В 1963 году орган был упразднен. Воссоздание учреждения началось с издания 30.08.1970 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР.
О том, как проходит заседание коллегии Минюста и какие вопросы на нем рассматриваются, в следующем сюжете:
Федеральная служба исполнения наказаний
На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН представляет собой национальную госструктуру исполнительных органов власти, выполняющих правоохранительные действия, контроль за следованием предусмотренного порядка при выполнении уголовного взыскания. Что касается осужденных, данная служба производит ряд мер по содержанию задержанных, которые находятся под охраной, и проверяет деятельность обвиняемых.
Задачи Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации:
- выполнение согласно законодательству РФ уголовного взыскания и арест людей, которых подозревают или обвиняют в участии противозаконных действий;
- мониторинг действий осужденных, получивших условное наказание;
- защита прав и свобод находящихся под арестом обвиняемых;
- соблюдение порядка в организациях, где происходит заключение осужденных, в СИЗО; контроль за безопасностью как самих заключенных под стражу, так и работников этой сферы деятельности;
- транспортировка обвиняемых до необходимого места пребывания;
- выполнение всех необходимых условий для содержания заключенных, согласно правилам международных прав и ФЗ России;
- помощь осужденным для социальной адаптации;
- регулирование деятельности территориальных центров ФСИН Российской Федерации и подведомственных учреждений.
Основные полномочия ФСИН Российской Федерации:
- обеспечение порядка и соблюдения законодательства РФ в СИЗО и местах лишения свободы;
- транспортировка осужденных к местам, где они будут пребывать все время, назначенное для них судом;
- подготовка документов, которые нужны для того, чтобы подать прошение о пересмотре дела, и выполнение юридической экспертизы;
- взаимодействие со всеми территориальными учреждениями ФСИН в стране, контролирование их работы;
- создание, ликвидация и дифференциация структур, исполняющих предписанные уголовные наказания.
Контролирующий аспект деятельности
Ещё министерством юстиции осуществляется государственная политика в сфере обеспечения защиты на права интеллектуальной собственности. Под его ведением также находится единственный реестр недвижимого имущества, посредством которого реализуется регистрация собственности и любые изменения в составе её конечных бенефициаров. Для обеспечения права граждан на квалифицированную высококачественную юридическую помощь осуществляется взаимодействие с адвокатурой и нотариатов, выдаются лицензии, координируется их деятельность. Также министерством юстиции осуществляется регистрация уставов создаваемых общественных объединений. На Минюст возложено создание, руководство, развитие и совершенствование деятельности учреждений судебной экспертизы.
Кто такие нотариусы?
Вышеуказанной деятельностью в нашей стране занимаются нотариусы. Местом их работы являются нотариальные органы юстиции.
В процессе своей деятельности нотариус должен быть неподкупным и справедливым, руководствоваться исключительно законами Российской Федерации, Конституцией и иными правовыми актами.
Он должен уведомлять обратившихся клиентов о последующем исходе в процессе нотариальной работы. Нотариусу предписано сохранять втайне информацию, известную ему вследствие исполнения своих должностных обязанностей. Он вынужден отказывать в сотрудничестве лицам, если таковое противоречит законодательству. Индивидуально практикующий нотариус возлагает на себя личную ответственность, если его действия привели к причинению ущерба.