Понятие и функции государственного управления и муниципального управления

Цели государственного управления.

Целями государственного управления называются ожидаемые итоги, результаты, гипотетически реализованные в ходе осуществления государственного управления.

В качестве целей государственного управления выделяют:

1. Социально-экономические цели – цели, направленные на реализацию конкретных мероприятий, связанных с обществом и экономическим развитием:

  • Удовлетворение интересов граждан (например, постройка метрополитена для мобилизации перемещений граждан);
  • Развитие экономических структур (в частности, создание льготных условий для предпринимателей в конкретных областях производства);
  • Поддержание торговли (к примеру, создание специального законодательства, направленного на поддержку отечественного производителя –протекционизм) и другое.

2. Политические цели – цели, заключающиеся в укреплении государственной власти:

  • Управление политическими делами в стране;
  • Поддержание собственной власти с помощью конкретных методов и тому подобное.

3. Цели конкретного обеспечения – действия, направленные на реализацию прав и свобод человека и гражданина.

  • Обеспечение законности в обществе (например, дежурство сотрудников ГИБДД на конкретных участках дорог);
  • Реализация общественной безопасности (к примеру, обязательное сопровождение полицейских машин во время пассажирской перевозки детей в детские лагеря) и прочее.

4. Организационно-правовые цели:

  • Создание законодательства, регулирующего все сферы жизни общества (например, конкретные законодательные акты, регулирующие туристическую деятельность);
  • Складывание юридическо-правовой системы с учётом деятельности демократических институтов.

6.2. Понятие государственного управления

Как разновидность социального
управления государственное управление обеспечивает организацию совместной
деятельности всякого множества людей (производственной, творческой) и
осуществляет управление этой совместной деятельностью через соответствующие органы
государственного аппарата и государственных служащих по выполнению определенных
функций: сбору и обработке информации; планированию и научному прогнозированию;
формированию государственных органов и организации их деятельности; контролю и
учету, включая статистику.

Таким образом, государственное
управление — это:

– 
управление делами государства;

– 
основанная на законодательстве и осуществляемая во исполнение
законодательства полновластная, непрерывная, постоянная, повседневная
деятельность органов государства и государственных служащих;

– 
один из видов государственной деятельности (наряду с законодательной и
судебной, но в отличие от них государственное управление непрерывно).

Важнейший признак государственного
.управления — практическая организация осуществления функций государства, проведение
в жизнь российских законов. Поэтому государственное управление является
исполнительной деятельностью, использует при этом от имени государства
распорядительство как в связи с организацией всякой совместной деятельности людей,
так и применяя при необходимости меры государственного принуждения.

Итак, государственное
управление
— это исполнительно-распорядительная деятельность,
осуществляемая с использованием метода власти и подчинения. Ему присущи
следующие характерные черты.

1. Управление имеет место всегда
там, где осуществляется сов” местная деятельность людей.

2. Управление обеспечивает
сознательную, целенаправленную совместную деятельность людей.

3.  Управление достигает своих
целей путем организации, т. е. объединения, согласования и координирования
поведения и действий людей.

4. Управление тем самым выполняет
общие для совместной деятельности людей функции, обеспечивая согласованность
между индивидуальными действиями.

5.  Управление осуществляется на
началах подчинения участников совместной деятельности единой воле, чем достигается
единообразие и соответствие поставленным задачам (целям) этой деятельности,

6. Управление осуществляется в
организационных отношениях.

Требования к управлению мы
рассматриваем как критерии оценки субъекта, включающие в себя:

1.  Взаимосвязь всех звеньев.

2.  Системный подход — способность
управляющего мыслить, выстраивать логическую цепочку.

3. Учет негативных последствий.
Чем выше уровень управления, тем более дальние последствия учитываются.

4. Грамотность, компетентность
(профессиональная, специальная грамотность, наличие познаний в специальной области).

5. Натуральность — управление
должно быть комфортным как для управляющего, так и для управляемого (этика
управления, грамотность).

6. Синтетичность — руководитель
должен обладать познаниями в той области, в которой функционирует данная организация.

7. Качество определяется
соблюдением всего, что указано выше.

Принципы — это основополагающие
идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства.
Существуют три группы принципов государственного управления:

1. Политико-организационные (партийное
руководство, принцип участия в управлении государством, равноправие национальностей,
принцип законности).

2.  Организационно-технические
(отраслевой, функциональный, территориально-производственный).

3. Определяющие деятельность
государственного аппарата (экономические, технические, организационно-правовые,
политические).

Предыдущая

Цели государственного управления

Цели государственного управления вытекают из целей государства и имеют уровневую структуру, построение которой основано на принципе “древа целей”, позволяющем проследить взаимосвязь и согласованность целей разного уровня и содержания.

Центральное место в иерархии целей государственного управления занимает стратегический уровень – генеральное направление государственной политики.

Стратегические цели государственного управления должны быть конституционно закреплены. В этой связи в российской науке присутствует следующая позиция: стратегическая цель государственного управления РФ закреплена п. 1 ст. 7 Конституции РФ – создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако такой ориентир будущего образа государства представляется размытым. Понятие “достойный уровень благосостояния” в российском правовом поле не раскрыто, отсутствуют методики расчета. В современных условиях достойный уровень благосостояния может быть разным не только для различных социальных слоев, но и для каждого отдельного гражданина.

Процесс достижения стратегической цели государственного управления протекает поэтапно. С учетом меняющихся условий и имеющихся ресурсов для каждого временного отрезка формулируются более мелкие цели – оперативные цели, решение которых сопряжено с постановкой тактических или обеспечивающих целей. В системе целей государственного управления стратегический уровень ориентирован на долгосрочную перспективу, поэтому наиболее статичен, тактические цели являются динамичными, часто корректируются.

Критерии классификации целей государственного управления:

  • объем целей;
  • результаты;
  • временная перспектива.

Критерии целей государственного управления

Цели государственного управления должны определяться с учетом, во-первых, их реалистичности и решаемости, во-вторых, последовательности их достижения, т. е. постановке новых целей должно предшествовать достижение ранее сформулированных, в-третьих, возможности корректировки выдвинутых целей.

Каждому историческому периоду в развитии государства и общества соответствует своя система целей государственного управления.

В рамках достижения цели государственного управления на государство ложится определяющая роль в управлении экономическими объектами, относящимися к государственной собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию таких объектов, их применение для исполнения государственных функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет формированием и расходованием бюджета страны и регионов, движением государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального управления, способствует решению задач научно-технического развития.

Принципы государственного управления

В современной науке принципы государственного управления классифицируют на три блока: общие, организационно-технологические и частные.

Принципы государственного управления

Общие принципы касаются содержания и целей системы государственного управления, среди них выделяют социально-ценностные (гуманизм, демократизм) и социально-функциональные. Исполнительно-распорядительная, организационная деятельность органов государственной власти и управления строится в соответствии с организационно-технологическими принципами.

Совокупность организационно-технологических принципов государственного управления представлена четырьмя группами:

1. структурно-целевые;

2. структурно-организационные;

3. структурно-функциональные;

4. структурно-процессуальные.

Использование частных принципов государственного управления ориентировано на повышение значимости человеческого фактора в процессе государственного управления, среди них выделяют две подгруппы:

  1. Принципы, проектируемые на различные сферы жизнедеятельности общества.
  2. Принципы функционирования государственных и общественных институтов.

Однако такая классификация по своей сути объединяет в себе несколько критериев, что приводит к частичному объединению в ее рамках разноплановых категорий, имеющих различную правовую природу.

Общие и частные принципы, как правило, определяются применительно к конкретному субъектному составу, на который они распространяются, например, демократия и гуманизм реализуются в отношении неограниченного круга субъектов, а принцип равенства перед судом может быть применен лишь в отношении государственного управления, реализуемого судебными органами власти, что позволяет отнести его к числу частных принципов. Выделение организационно-технологических принципов основано на ином критерии их классификации, в связи с чем, объединение их с общими и частными приводит к смешению разнородных понятий.

Выводы

Формулирование целей государственного управления, процесс их достижения посредством использования конкретных методов и инструментов управления, выполнения определенных функций органами государственной власти и управления основываются на ряде принципов.

Принципы как продукт сознательной деятельности человека следует отличать от закономерностей, действие которых не зависит от людей.

Принципы государственного управления – это, как правило, законодательно закрепленные, базовые положения, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного управления.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» N 79-ФЗ от 27.07.2004
  3. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление. – М.: Дело и сервис, 2014.
  4. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2014.
  5. Кифанов А.Г. Основы государственного управления. – М.: Кноркс, 2011.
  6. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Экзамен, 2014.
  7. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юнити-Дана, 2013.
  8. Система государственного и муниципального управления. / под ред. Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2015.
  9. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Инфра-М, 2013.

Понятие «Государственное управление»

Понимание государственного управления различно, и зависит от контекста использования.

  • Государственное управление (в широком смысле) – реализация совокупности действий государством, связанных с реализацией мер по улучшению общественной жизни посредством деятельности законодательной, исполнительной и судебной властных ветвей с привлечением негосударственных организаций, имеющих определённые полномочия.
  • Государственное управление (с другой стороны)– работа государственных органов, реализующаяся в жизни общества.

Государственное управление имеет субъекты (лица, которые выполняют конкретные задачи) и объекты (то, с чем связаны задачи, связано их выполнение).

Субъект государственного управления – органы, исполняющие функционал власти, которые осуществляют работу, связанную с государственным управлением. В рамках определённых условий субъект бывает разным – либо государство, либо орган конкретной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), муниципалитет, должностное лицо и прочее.

Объект государственного управления – население, проживающее на определённой территории, взаимоотношения людей, конкретной национально-этнической, социальной группы, отношения между государственных объединения, специальных категорий граждан и так далее.

Признаки государственного управления

Государственное управление характеризуется определёнными особенностями, которые, содержат наиболее полную субъективную информацию о нём и выделяют характерные черты.

  • Вид деятельности, связанной с регулированием общественных отношений.
  • Субъект – государство.
  • Характер — властный.
  • Управление постоянное и плановое.
  • Регулирование осуществляется с опорой на законодательную базу и с целью исполнения законов.
  • Обладает строгой структурой, построенную на основании иерархических связей.
  • Реализация на основании специальной гарантийной системы.
  • В случае нарушения правил наступает юридическая ответственность.

Функции государственного управления

Список функций госуправления:

  1. Обеспечение органов, имеющих властные полномочия, информационными ресурсами, в частности, сбор, обработка и хранение информации.
  2. Наделение конкретных органов государственной власти необходимыми полномочиями для реализации их функционала.
  3. Разработка специального плана, который способствует полноценному выполнению всего функционала.
  4. Установление правил осуществления деятельности органов государственной власти, текущих в том числе.
  5. Регулирование осуществления функций органов власти.
  6. Осуществление руководящей деятельности, контроль над работой органов государственной власти.
  7. Координация деятельности органов государственной власти.

Важным аспектом осуществления государственного управления является преимущественное осуществление задач, направленных на общественную жизнь. То есть деятельность государственного управления должна либо полностью, либо частично отвечать на запросы общества и работать, основываясь на их потребностях.

Демократические механизмы в государственном и муниципальном управлении

Итак, функции государственного управления РФ могут быть выполнены только при условии легитимного формирования соответствующих органов власти. В Конституции России и иных ключевых правовых актах ведущая роль в данных активностях отведена гражданам. Именно их волеизъявление — определяющий фактор в формировании государственных и муниципальных органов власти, в назначении на соответствующие должности определенных лиц.

Что касается локальных политических структур, то демократические процедуры, что предусмотрены российским законодательством, в данном случае могут быть реализованы посредством двух основных механизмов. Во-первых, это прямые выборы исполнительных органов муниципальной власти. Таковым чаще всего является администрация города или мэрия. В рамках прямого механизма граждане сами решают, кто будет мэром. Во-вторых, это назначение главы администрации города парламентскими структурами соответствующего населенного пункта. В свою очередь, депутаты локального законодательного собрания в этом случае должны избираться гражданами. В-третьих, обе ветви власти в городе — исполнительная и законодательная, могут формироваться при непосредственном участии граждан.

Выбор конкретного механизма зависит от особенностей культуры политического участия в том или ином населенном пункте, от специфики распределения полномочий между мэрией и парламентом в конкретном городе.

Функции государственного управления, как мы отметили в начале статьи, как правило, гораздо шире, чем в случае с соответствующими характеристиками муниципальных политических механизмов. Поэтому предполагается весьма активное участие граждан в формировании ветвей власти на уровне региона или политического центра. В первом случае жители конкретного субъекта РФ могут выбирать как главу региона, так и депутатов парламента. Если речь идет о политическом центре — граждане выбирают президента, возглавляющего исполнительную ветвь власти, а также формируют состав одной из палат Федерального Собрания — Госдумы.

Государственное управление на предприятии

В России значительный процент предприятий находится во владении государства. Какова специфика организации менеджмента в таких фирмах? Функции государственного управления организацией, осуществляющей те или иные коммерческие активности, конечно же, будут значительно отличаться от таковых, что характерны для политических процессов. В некоторых аспектах между ними можно находить корреляцию — например, если речь идет о решении социальных задач, связанных с трудоустройством граждан или экономическим развитием региона. Но функции управления предприятием, осуществляемого государством, будут характеризоваться, прежде всего, решением хозяйственных задач. Таких как повышение рентабельности производства, поиск новых партнеров, поставщиков, освоение перспективных рынков сбыта и т. д. В этом смысле государственные предприятия могут задействовать схемы менеджмента, свойственные для частных структур.

На госпредприятиях в общем случае не предполагается формирования должностей, на которые назначаются люди в рамках служебных контрактов. Как правило, сотрудники соответствующего типа компаний заключают трудовые договоры с работодателем. В некоторых сегментах экономической деятельности подходы государственных и частных предприятий и вовсе трудно различимы — например, в банковской сфере. То же самое, вероятно, можно сказать о нефтегазовом секторе. Вместе с тем в ряде случаев функции и методы государственного управления все же могут внедряться практику менеджмента на госпредприятиях. Например, это может касаться выстраивания отношений между управляющими структурами фирмы по вертикали — так как это происходит, например, в случае взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий